хочу немного побаловать себя что то давно не пекла тортов

Разработка урока по русскому языку на тему «Офоэпия»

Открытый урок русского языка

Подготовила учитель русского языка и литературы

Фурсова Анна Георгиевна

а) образовательные: познакомить учащихся с особенностями русского ударения; формировать орфоэпические навыки в целях подготовки к ЕГЭ; повторить правописание Н и НН в причастиях.

б) Развивающие: развитие речи учащихся, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать).

в) Воспитательные: воспитание бережного отношения к родному языку, внимания к русской классической литературе.

Оборудование: проектор, экран, компьютеры, диск с тестами, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 10-11 класс», авторы Н. Г. Гольцова,

1. Вступительная беседа. Постановка цели урока.

2. Сообщение учащегося «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»

3. Изучение нового теоретического материала.

4. Поверка домашнего задания.

5. Тренировочные упражнения.

6. Словарная работа.

7. Работа с текстом.

8. Домашнее задание.

9. Контрольное тестирование.

Вступительная беседа. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начать наш урок мне хотелось бы с небольшого отрывка. Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:

— Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Для тортА хорошо бы купить арахИс. С арахИсом торт вкУснее. Многие амЕриканцы любят арахИсовое масло. А я предпочитаю укрАинский борщ.

Что режет слух в этом тексте? (Ответы детей).

На занятии мы должны рассмотреть два основных раздела орфоэпии.

1. Особые случаи произношения гласных и согласных звуков.

Особенности русского ударения.

2. Сообщение (на экран проецируется таблица «Особые случаи произношения гласных и согласных звуков»).

Учитель: Молодцы! Богдан подготовил очень интересное сообщение, подобрал примеры на каждый случай. Он получает оценку 5. Рецензия на ответ также отличается полнотой, чёткостью. … получает …

Изучение нового материала.

На экран проецируется таблица «Особенности русского ударения».

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Может перемещаться при изменении слова

Наличие слов с разными вариантами ударения

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Учитель: Обратимся ко второму разделу. Неверная постановка ударения – наиболее часто встречающаяся орфоэпическая ошибка, что во многом объясняется спецификой русского ударения. Посмотрите на таблицу.

— Назовите вторую особенность ударения, прочитайте пояснения и примеры.

— Какова третья особенность?

— Знакомимся с четвёртой особенностью.

— И пятая особенность русского ударения?

(Учащиеся отвечают по таблице)

Учитель: Ребята, обратите внимание на такой факт. Установлено, что около 96% слов русского языка отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Около 5000 слов в современном русском языке имеют вариантное ударение.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Ещё одной особенностью русского ударения является его изменчивость. Если открыть произведения писателей первой половины XIX века, в них можно найти много слов с совершенно другими ударениями, чем сейчас.

Так, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» читаем:

В России под великим штрафом

Нам каждого признать велят

Историком и геогрАфом.

Первая группа – примеры из басен Ивана Андреевича Крылова.

Вторая группа – примеры из романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Третья группа – примеры из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова.

— Какие примеры вы выписали? (ответы и пояснения детей)

Молодцы! Вы привели очень интересные примеры, которые говорят нам об изменчивости русского ударения.

Для нас особенно важно научиться правильно определять ударение в словах, так как орфоэпические нормы встречаются в варианте ЕГЭ (задание А1). На столах у вас лежит орфоэпический минимум, которым можно пользоваться при выполнении заданий. Первое упражнение выполняем по группам.

Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.

Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, асимметрия, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, плесневеть, обеспечение, сироты, передал, включит, колледж, квартал.

Августовский, ободрить, взяла, облегчит, пуловер, повторит, шасси, жалюзи, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, дотемна, завидно, красивее, щавель, средства.

Инсценированный, менеджмент, знамение, спала (от «спать»), клала, кралась, бархотка, премировать, бомбардировать, вкусны, давнишний, озлобленный, швея, статуя, кедровый, асбест, углубить, откупорить, сливовый.

— Проверяем выполненное задание.

— Откройте учебники, выполняем упражнение 50. Прочитайте слова (по цепочке), расставьте ударения. При выполнении упражнения 52 распределите слова в 2 столбика (с мягким и твёрдым согласным перед звуком [ э ]).

В это время два ученика на доске выполняют индивидуальное задание.

1) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.

Намерение поступить в колледж, убыстрит развитие логического мышления, доцент языкового вуза, балованные дети, принудить в выборе, отдала ходатайство, давнишний каталог, одолели дремота и зевота, попросить столяра заняться кухонной мебелью, коробка со шприцами.

2) Расставьте ударения в словосочетаниях. Составьте и запишите два предложения.

Продажа тортов, несколько простыней, начала звонить соседям, начаты переговоры, заключит договор, высоко оценена, погружённый в раздумья, стала ещё красивее, повторим тему, завезена из соседних местностей, прибывшие пассажиры, поняв ошибку.

Учитель проверяет индивидуальные задания, объявляет оценку.

— Выполняем следующее задание, спроецированное на доске.

Вспомните, что такое омографы. Определите лексическое значение следующих омографов, расставьте ударение. Составьте и запишите с ними словосочетание.

ПереводнОй – перевОдный, погрУженный – погружЁнный, переходнОй – перехОдный; вЫкупать – выкупАть, остротА – острОта.

Учитель: Молодцы! Очень хорошо справились с этим упражнением. Мы уже разобрали много заданий, и не раз отмечали такую закономерность: в формах женского рода глаголов прошедшего времени (кроме клАла, крАлась) и страдательных причастий ударение падает на окончание А. При этом можно пользоваться следующими памятками.

У многих глаголов при образовании форм прошедшего времени,

у причастий и деепричастий ударение переходит на

другой слог по следующей схеме:

НачАть – нАчал – нАчали – началА – начАв – начАвший

В некоторых глаголах возможны варианты постановки ударения в мужском и среднем роде, а также во множественном числе: на приставку или на корень. В женском роде ударение всегда на окончании. Предпочтение следует отдать следующей схеме:

— Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов брать, взять.

— Используя первую памятку, образуйте формы прошедшего времени, причастия и деепричастия от глаголов отдать, поднять.

6. Словарная работа.

Продолжаем с вами работать со словами с трудным лексическим значением. Запишите слова, спроецированные на доске, расставьте ударения. Определите их лексическое значение по словарю. Составьте с двумя любыми словами предложения.

КОМПРОМИСС – соглашение на основе взаимных уступок.

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции.

РЕФЛЕКСИЯ – размышления, склонность анализировать свои переживания.

ЭФЕМЕРНЫЙ – скоропреходящий, непрочный.

Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами работали и на уровне слова и словосочетания, и на уровне предложения. Обратимся к тексту, в котором и раскрывается красота и сложность слова.

Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропита…ым лёгким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усыпа…ы лесные дорожки.

Ранняя осень – чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоё…ом ароматом увядающей травы, плывёт серебристо- сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, завале…ый сосновыми иголочками, тонкая веточка черёмухи, тронутый первой позолотой берёзовый лист – всё обласка…о, покоре…о нежным прощальным теплом солнца.

Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвече…ый яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом.

— Прочитайте текст выразительно.

— Определите тему текста, его основную мысль. (В этом тексте говорится о ранней осени в лесу. Это тема текста. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом».)

— Укажите слова, трудные с орфоэпической точки зрения? (подкралась, урочищам, напоённой)

— Найдите в данном тексте средства выразительности, укажите их роль. (Эпитеты: лёгкий запах, тонкий аромат, чудесная, неповторимая пора, серебристо-сизая паутина, тонкая веточка, нежное прощальное тепло. Метафоры: осень подкралась, напоённый ароматом воздух, позолота берёзового листа, природа прощается. Также используются ряды однородных членов. Все эти средства выразительности помогают представить картину ранней осени в лесу и показать любовь автора к природе).

— Объясните правописание Н и НН, используя алгоритм, представленный в папке с раздаточным материалом. Запишите эти слова в тетради.

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Молодцы, очень плодотворно поработали. Надеюсь, ударение стало для вас более близким и понятным. Не забывайте чаще заглядывать в орфоэпический словарь.

К сожалению, мы часто неправильно говорим, в том числе ошибаемся в ударениях. В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, напрямую связанной с нашей речью. Как же обратить этот процесс? Подумайте и напишите дома о том, что нужно сделать, чтобы мы все правильно, грамотно и красиво говорить. Запишите домашнее задание – сочинение-миниатюра на тему «На пути к правильной речи».

9. Контрольное тестирование (на компьютере).

Источник

Прочитайте тексты. Обращайте внимание на правильно ударение в словах.

1. Хочу немного побаловАть себя. Что-то давно не пекла тОртов. Для тОрта хорошо бы купить арА­хис. С арАхисом бабушкин торт вкуснее. Многие американцы любят арАхисовое масло. А я предпо­читаю украИнский борщ.

2. Молодая мама балУет дочку. Она завязывает ей огромные бАнты, надевает платье из крУжев. С бАнтами в косах малышка так нарядна. Даже за­вИдно! Вот идет из Яслей. Малышей можно немно­го побаловАть.

3. Как вы организовали свой досУг? Посетим на досУге выставку. На прилавке изделия из берЁсты (берестЫ). Посуда из берЁсты (берестЫ) красИвее. А мне нравится ста­ринный фарфОр. Давайте зайдем в библиотеку. Положите книгу, откройте ее, взгляните на фОр­зац. Куда же вы ее кладёте?

4. Подними жалюзИ. Здесь продается кУхонная утварь. У вас есть каталОг? ЗаключИм договОр о поставке. Предоплата мИзЕрная. ШофЁр доставит товар в срок. Хочется облегчИть участь покупателя.

5. Зайдем в кулинАрию? Есть такое намЕрение! КулинАрия в конце квартАла. Я люблю языкОвую колбасу. Ты донЕльзя избалОван! Попросим приго­товить эти блЮда. Вы смотрели фильм об английс­кой аристокрАтии?

6. Вы уже оформили двойное граждАнство? Мы составили ходАтайство. Подготовьте факсИмиле. Пора преодолеть стереотип мышлЕния. Как облег­чИть процедуру составления документов? Старей­шая демокрАтия.

7. ОблегчИте себе жизнь. Купите стиральную машину. Нужно заново меблировать квартиру. Об­ратитесь в агеНТСТво. Пригласите экспЕрта. Выслу­шайте приговОр специалиста. ЖалюзИ на окнах — это сегодня модно.

8. В республике ведется добЫча нефти. Поло­жены трубы нефтепровОда. СтажЁр устранил неисправность. Следует облегчИть труд рабочих. Луч­шие сотрудники будут премирОваны. Составим хо­дАтайство, будем ходАтайствовать.

9. Зайдите в магазин. У вас есть арАхис? Купите языкОвую колбасу. Нам нужен стиральный порошок для стиральной машины. Хочу приготовить украИнс­кий борщ. В супе со щавелЁм много витаминов.

10. АвгустОвский педсовет уже состоялся. Мы работаем по договорЁнности. Отчёт в третьем квар­тАле. Не следует хвалИться своими успехами. А он хвАлится.

11. Компания премирУет лучших сотрудников. ОсвЕдомите о нововведЕниях. Выделены срЕдства на приобретение. Проследите за обеспЕчением всем необходимым. Каков процент прибыли? ЗаключИм договор с рекламным агеНТСТвом.

12. В русском алфавИте 33 буквы. Иметь ясные намЕрения. НамеревАться продолжать учёбу. Мы слышали разных лЕкторов. В выступлении обна­ружены длиннОты, а оно казалось мастерскИ вы­строенным. Приведены аргументы. Тезисы уже опубликованы.

13. Работает новый диспансЕр. Это студент ме­дицинской акадЕмии. Аптечка укомплектована ме­дикамЕнтами. Настой должен быть остУжен. Врач мАстерскИ поставил диагноз. Вы переболели вЕтряной оспой. Вот рана и зажилА! Все зАжило быстро. ОткУпорить флакон с лекарством.

14. Где нам достать срЕдства? Возьмём взаймы. ВлОженные срЕдства ворОтятся. Помощь партнё­ров бескорыстна. Неписаный кодекс строго соблю­дается. ОсвЕдомите избирателей о дате проведения выборов. Кто баллотируется в депутаты?

15. ЛЕмЕх заржАвЕл. Продукты заплЕсневели. Окна заИндевели. ДоговОр нарушен. ДокумЕнт со­ставлен. ХодАтайство отослано. Ситуация взятА под контроль. Меры прИняты.

— Да, хочу поработать с каталОгом. А Вы, Тамара Никити[ШН]а!

Я тоже занятА: у меня много дел в компью[ТЭ]рномклассе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинАрию? Там сегодня продают кЕтУ, языкОвуюколбасу, твОрОг, соси[СК]ии грейПФРуты.

Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерИии купила пиццу, но если в кулинАрииесть фарш, свЁклаи яйца, я приготовлю на ужин тЕфтелии салат, а на завтрак – яи[ШН]ицу.

— Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофес бу[ТЭ]рбродами]. А можно и тОртыкупить. Какой большой выбор тОртов!

Действительно! Куплю этот, с какАои кремом.

— Возьмите другой, он вкуснее и красИвее.

— Пожалуй, вы прАвы.

Источник

Конспект урока «Орфоэпические нормы русского языка» 10 класс

Пояснительная записка к конспекту урока

Вопросы орфоэпии являются достаточно важными для современного человека. Модель выпускника средней общеобразовательной школы предполагает сформированность у него ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека с социумом. Формирование коммуникативной компетентности, подразумевающей под собой овладение знаниями, умениями и навыками общения с другими людьми – важнейшая задача уроков русского языка. Сегодня обществу требуется коммуникабельный выпускник, способный вести грамотный конструктивный диалог.

В программе И.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мещериной тема «Орфоэпия» изучается в разделе «Фонетика. Графика. Орфоэпия». На неё отводится 1 час. Вопросам орфоэпии также посвящены несколько упражнений в учебнике под редакцией И.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мещериной. Мы считаем, что необходимо углубить сведения об орфоэпии, расширить теоретический материал, предлагаемый для изучения учащимся в 10 классе. С этой целью расширяется теоретический материал: называются лингвистические термины, определяется место орфоэпии среди других разделов науки о языке.

Для формирования навыка самоконтроля предлагаются задания по самопроверке, самооценке, самостоятельной формулировке правила. Компьютерная презентация является средством наглядности, мотивации обучения. Учитывая особенности возраста, обучая приёмам запоминания орфоэпических норм, предлагаем учащимся задания исследовательского характера.

Тема: Орфоэпические нормы русского языка

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;

познакомить с отдельными правилами орфоэпии;

отработать навыки использования орфоэпического словаря;

воспитывать культуру речи

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

«Заговори, чтоб я тебя увидел. »

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над простыми вопросами: «Как мы говорим?», «Легко ли понимают нас окружающие?», «Допускаем ли ошибки в своей речи и пытаемся ли их предупредить?»

В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и грамматическими конструкциями и орфоэпические особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков и исполняются без предварительного сознательного обдумывания. Да это и понятно: представьте, во что превратилось бы человеческое общение, если прежде чем произнести отдельный звук или звукосочетание, мы бы обязательно обдумывали, как это сделать.

Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, достаточно часто встречаются элементы диалектного произношения, а также молодежного городского сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

Представьте, что вы услышали, как кто-то говорит:

— Хочу немного побАловать себя. Что-то давно не пекла тортОв. Я вчера в магазине купила новые бантЫ. У меня целый день звОнит телефон. Я подписала дОговор, чтобы мне привезли новые жАлюзи. Они красивЕе Натальиных.

Цель этапа : учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»

Учитель : Ребята, из всего выше сказанного давайте согласуем тему урока, определим цели и поставим задачи нашего урока

Учащиеся : Правило постановки ударения.

Коррекция учителем темы урока : Орфоэпические нормы русского языка.

формировать представление об орфоэпии и орфоэпической норме;

познакомиться с отдельными правилами орфоэпии;

отработать навыки использования орфоэпического словаря;

воспитывать культуру речи.

3. Осознание недостаточности имеющихся знаний

-Как называется раздел языкознания, где изучается нормативное литературное произношение и ударение? (орфоэпия)

— С какими разделами языка связана орфоэпия? (фонетика, графика)

— Что необходимо, чтобы овладеть орфоэпией? ( Надо уметь слышать и анализировать звучащее слово).

4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)

Учащиеся: Опережающее задание

Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения.

1. Работа с правилом.

— Какие орфоэпические нормы произношения звуков вам известны давайте вспомним для этого прочитаем параграф 14 и сделаем Инсерт ( это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно).

2.Работа с упражнением.

Упр.58 (нормы произношения)

Что такое ударение?(п 14)

3.Рассмотрим особенности русского ударения: (приложение 1)

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Может перемещаться при изменении слова

Наличие слов с разными вариантами ударения

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

прик у с (общ.) – пр и кус (медиц.); ш ё лковый (общ.) – шелк о вый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

ЗАДАНИЕ (приложение 2)

Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.

Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал.

Августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, завидно, красивее, щавель, средства.

— Проверяем выполненное задание Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями..(Слайд)

КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, петлЯ, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сиротЫ, включИт, кОлледж, квартАл.

АвгустОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, грЕнки, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства.

5. Исследовательская работа в парах. (Приложение 3)

Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.

Рефлексия Заполнить анкету (приложение 4)

Учитель: Коварство всех правил и списков в том, что в голове они не задерживаются: прочитал – забыл. Есть несколько способов удержать в памяти полезную информацию, в нашем случае – слова с правильными ударениями.

Сложное для вас слово нужно произнести вслух громко, четко, несколько раз (можно и напеть) и… при свидетелях. Пусть друзья или родители вас поддержат и присоединятся к вашему ударному флешмобу со своими проблемными словесами.То, что мы делаем не одни, лучше запоминается.

Помните, как в школе, изучая иностранный язык, мы составляли диалоги и рассказы с новыми словами, подбирали к ним рифмы или придумывали забавные стихи? Принцип работает и для родного великого и могучего, надо лишь дать волю фантазии! Много готовых шпаргалок гуляет по Интернету, берите на заметку: «Долго ели тОрты – не налезли шОрты», «Ты нам шторы не вози, мы повесим жалюзИ», «ФенОмен звонИт по средАм, приняв договОр по годам», «ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок, чтоб ты запомнить верно мог!».

И, конечно, всегда выручат словари и справочники: орфографический, орфоэпический словарь. Не подведут и онлайн-ресурсы: порталы Грамота.ру (обязательно загляните в раздел «Запоминалки») и gramma.ru, Яндекс.Словари, сайт orfogrammka.ru, – которые, в отличие от печатных изданий, всегда под рукой благодаря вездесущему Интернету. Давайте говорить красиво!

1.Слова для заучивания и произнесения вслух:( приложение 5)

баловАть, баловАться, балОванный

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *