Фреон R507: описание, технические характеристики, применение
Положительные особенности хладагента R507
Не содержащий хлор фреон 507 является лучшей заменой вредного для окружающей среды R502. Состав эффективный для эксплуатации в агрегатах с низкой и средней температурой кипения. Не совместим с деталями, изготовленными из цинка, свинца, магния и алюминиевых сплавов, содержание магния в которых превышает 2%. Хладон 507 востребован для заправки холодильного оборудования благодаря многим достоинствам:
Кроме того, хладон R507 отличается стабильной температурой кипения на протяжении срока использования и неизменным составом в разных агрегатных состояниях. Не разлагается на составляющие компоненты.
Основные технические параметры фреона R507
Особенность азеотропной смеси заключается в идентичности по свойствам однокомпонентным веществам. По этой причине фреон R507 заправляется в систему холодильного оборудования как однокомпонентный состав в жидком или парообразном состоянии. После устранения места разгерметизации и утечки в трубопроводе, дозаправку можно осуществлять смесью, находящейся в парообразном состоянии или в виде жидкости.
Технические характеристики фреона R507:
R143 и R125 (в соотношении 50/50%)
Усредненная молекулярная масса
Температура кипения (измеряется при давлении 1 атм.)
Плотность паров, измеренная при кипении
Плотность насыщенной жидкости (при 25 °С)
Теплота парообразования (при достижении точки кипения)
Удельная теплоёмкость жидкообразного состояния (при нагреве до 25 °С)
Удельная теплоёмкость газа (при давлении в 1 атм.)
Воспламеняемость на воздухе
Озоноразрушающий потенциал (для ХФУ 11 = 1,0)
Влияние на глобальное потепление (для ХФУ 11 = 1,0)
Группа безопасности, классифицируемая по ASHRAE
Допустимая концентрация паров в помещении (при условии 8-часового рабочего дня/средний вес)
Масса газа в транспортировочном баллоне
Для безопасной работы компрессора в систему с циркулирующим фреоном 507 производителем рекомендуется добавлять полиэфирные масла: Mobil, Planetelf ACD, Suniso, Bitzer.
Область использования хладона R507
Фреон R507 был создан в 30-е годы американским учёным Т.Мидгли и сразу приобрел популярность у производителей компрессоров и холодильного оборудования благодаря безвредности для здоровья человека. Хладон специально разработан как экологический и безопасный в использовании для низко- и среднетемпературного холодильного оборудования с целью полной замены R502. Вещество эффективное для циркуляции в контуре охлаждения с рекомендуемыми полиэфирными маслами. Также применяется с целью дозаправки контура, заправленного хладагентом R404, смешанным с таким же типом масла.
Сфера применения хладона охватывает как промышленные, так и бытовые холодильные агрегаты, использующиеся для поддержания оптимальной температуры:
Хладон 507 официально разрешён к использованию многими производителями компрессоров и нового охлаждающего оборудования: шкафов, моноблоков, сплит-систем. Также исправно работают с данным веществом холодильные агрегаты, которыми оборудованы морские контейнеры и автомобильные фуры, перевозящие скоропортящиеся продукты. Эффективным решением является долгосрочная замена R502 и R22 в промышленных системах, характеризующихся высокой энергоемкостью. При замене или проведении ретрофита не требуется внесение изменений в проектную документацию коммерческого оборудования относительно оптимизации функционирования. Переоборудование холодильных машин проводится в редких случаях.
С целью ретрофита фреон R507 считается привилегированной заменой, поэтому применяется для большинства холодильных устройств, рассчитанных на R502. Затруднения возникают с оборудованием, из которого невозможно удалить все минеральное масло. В таком случае заправляется временная смесь R402a. Для нормальной работы холодильного оборудования и эффективной циркуляции фреона требуется полная совместимость с маслом. В системах с длинными трубопроводами важно, чтобы масло возвращалось в компрессор. По физическим свойствам минеральное масло не смешивается с алкилбензольным составом, поэтому для заправки хладагента 507 проводится замена на полиэфирные масла. По типу используемой смазки проконсультируют специалисты компании.
Состав поставляется в специальных баллонах, рассчитанных на высокое давление. При транспортировке не требуется соблюдать специальные ограничения. Подлежит перевозке в заводской таре любым видом транспорта с соблюдением элементарных правил безопасности. При складировании запрещается помещать ёмкости под прямыми солнечными лучами. Следует не допускать нагревания баллона свыше 50 °С. Помещение, в котором хранятся баллоны с газом, оборудуется вентиляцией. Не должно быть в непосредственной близости мощных источников тепла. Хладагент не горючий, но требует хранения на удалении от открытого огня.
В сегодняшней статье мы рассмотрим характеристики, применение и особенности фреонов 404А и 507А.
Также напоминаем о специальном предложении на данные позиции, кол-во товара ограничено.
Фреон 507А часто называют фреоном R507А, добавляя в название букву «R». Данный хладагент — это вещество, полученное при помощи смешивания двух других хладагентов, R143А и R125, в равных пропорциях. Но по своим качествам фреон 507А больше напоминает однокомпонентную жидкость, чем смесь из нескольких веществ.
Несмотря на то, что фреон 507А является негорючим хладагентом, рекомендуются держать его подальше от открытого огня или нагретых предметов, поскольку данный хладагент начинает разлагаться при высоких температурах. Причём не столько страшно то, что фреон 507А утратит свои эксплуатационные качества, сколько то, что при разложении он выделяет токсичные вещества — причём не просто какие-то условно ядовитые, а способные принести серьёзный вред живому организму и экологии.
Одна из главных особенностей фреона 507А — это его экологичность, ведь в отличие от многих хладагентов он не разрушает озоновый слой, что для данной категории веществ не всегда характерно. Конечно, фреон 507А не совсем безопасен для окружающей среды, и многие исследователи отмечают, что этот хладагент способствует глобальному потеплению, но вклад это незначительный: коэффициент влияния почти равен единице, что совсем немного для хладонов. Благодаря этим качествам, фреон 507А часто используется в качестве альтернативы хладону R22, так же известному как дифторхлорметан. Тем не менее, фреон 507А намного ближе по своим характеристикам к хладону R502. У них примерно одинаковые ходильные свойства, да и при эксплуатации они показывают почти одни и те же показатели. Но в некоторых отношениях фреон 507А даже лучше. Его температура испарения заметно ниже, а при определённых условиях, он имеет отличающуюся объёмную хладопроизводительность. Благодаря этому фреон 507А является удачной альтернативой хладону R22 и потенциально может использоваться вместо фреона R502.
На сегодняшний день фреон 507А широко применяется в промышленных холодильных агрегатах (торговые холодильники и витрины в магазинах, холодильные камеры на складах, оптовых базах, льдогенераторы и т.д.).
Преимущества фреона 507А
Перечислим основные преимущества фреона 507А:
Какое выбрать масло под фреон 507А
Фреон 507А не смешивается ни с алкилбензольными, ни с минеральными маслами. Единственный тип масел, которые подходят для работы с ним, — это полиолэстерные. Пренебрегать этим требованием нельзя, поскольку фреон 507А в действительности не может давать какого-либо эффекта, если применяется масло, с которым он не способен полностью смешаться. А если так, то и масло не будет возвращаться в компрессор с нужной скоростью и в необходимых объёмах. Заметнее и ощутимее всего это будет в тех системах, где используются длинные каналы. Производители тщательно следят за этим нюансом и указывают свои требования на счёт смазки в технической документации.
Фреон R404 (404A) — это фреон, который был получен искусственным путём для того, чтобы стать аналогом R22 и R502. По задумке, R404 должен был не только вобрать в себя лучшие качества обоих фреонов, но и иметь ряд преимуществ по некоторым критериям. Если обратиться к истории фреона 404А, то выяснится, что он относительно молод и появился на свет в 1994 г. Широкий спрос он получил не сразу. Сначала фреон 404А использовался только в специально разработанном под него оборудовании, в основном, это крупные холодильные устройства, предназначенные для коммерческих нужд. Постепенно фреон 404А стал использоваться на различных оптовых базах, в магазинах, рефрижераторах, в витринах, со временем заработав нынешнюю популярность. Разумеется, такой спрос на фреон 404А возник не на пустом месте. Ему способствовали те преимущества, которыми обладает данный хладон.
Примечательно, что хотя фреон 404А не является горючим веществом, в его составе такое имеется — R143А. Но даже, чтобы фреон загорелся R143А, потребуются определённые условия температуры и давления. Тем не менее, специалисты рекомендуют не искушать судьбу и соблюдать элементарные меры безопасности при работе с фреоном 404А. Что это за предосторожности? Не следует смешивать фреон 404А с воздухом. Важно избегать высоких давлений и температур.
При работе с фреоном 404А следует учитывать, что он хорошо растворяется в эфирных маслах, но практически не смешивается с минеральными, причём, так происходит при самых разных температурах.
Какие преимущества даёт фреон R-404А
Фреон 404А востребован за счёт самых разнообразных достоинств. Рассмотрим, что же делает его столь популярным:
Где применяют фреон R-404a
Созданный на замену фреону R502, 404А востребован, в первую очередь в тех нишах, которые были отведены его предшественнику.
Фреон 404А широко применяется в промышленном холодильном оборудовании, потому пользуется спросом в магазинах и на складах, где есть необходимость длительное время хранить продукты. Кроме того, фреоном 404А заправляют передвижное холодильное оборудование. Это не только всевозможные фуры, которые перевозят замороженные полуфабрикаты, но и контейнеры, которые используются, например, в морских перевозках.
Исходя из этого, можно выделить следующие области, где применяется фреон 404А:
Фреон 507а и фреон 404а: чем отличаются
Вопрос выбора между фреоном 507А и фреоном R404 (404А, 404) справедлив, и люди, которые интересуются хладонами, нередко им задаются. Давайте попробуем разобраться в нём.
Попробуем выяснить, с каким хладоном будет работать проще. Мы помним, что R507 – это смесь, которая в жидком и газообразном виде ведёт себя как однокомпонентное вещество. Это позволяет избежать массы проблем при эксплуатации, например, при дозаправке холодильного оборудования. А вот фреон R404А создаст определённые трудности. Конечно, они решаемы, но в более сложном решении мало пользы. Любая утечка или необходимость ремонта при использовании R404 затормозят рабочий процесс и отнимут немало времени. Учитывая, что холодильные агрегаты могут с одинаковой эффективностью работать и на фреоне 404А и на фреоне 507А, нет смысла усложнять себя задачу, используя более сложный в обращении хладагент. В связи с этим, с точки зрения эксплуатационных характеристик, лучше выбрать фреон 507А, который сохранит свои качества при любых объёмах.
Не секрет, что смешивать различные фреоны, как правило, не рекомендуется. Тем не менее, это далеко не всегда так. Фреон 507А разрешается использовать совместно с хладоном 404А. Составляющие обоих веществ почти идентичны. Единственное отличие — это то, что в хладоне 404 имеется 4% R134А, которые не сильно влияют на ситуацию. Таким образом, мы вполне можем долить в 404А фреон 507А, не беспокоясь о том, что это вызовет негативные последствия. Напротив, как показывает продолжительный опыт эксплуатации этих фреонов, доливка в 404А фреона 507А способствует тому, что возрастут такие показатели, как давление всасывания и давление нагнетания. Что это нам даст? Разумеется, увеличится хладопроизводительность. Рассчитывать можно на +1/+3% в зависимости от того, что за система охлаждения у нас используется. Работа на пределе возможностей. Замена 404А на 507А позволяет повысить КПД теплообменной установки и способствует оптимизации рабочих параметров компрессора. Смазки. И тот и другой фреон должны использоваться с синтетической смазкой.
Следует отметить, что и фреон 507А, и 404А применяются исключительно с конкретными фильтрами. Отдельно для каждого хладагента есть рекомендации, которые нельзя нарушать. Для обоих фреонов допускаются фильтры со значительно большим влагопоглощением. Не стоит забывать, что оба фреона требуют в работе определённых мер предосторожности, а потому необходимо руководствоваться теми правилами, которые устанавливаются для работы с сжиженными газами.
И фреон 507А, и фреон R404А не являются 100% безвредными веществами. И это необходимо учитывать. Какой бы из этих хладонов не использовался, требуется применять меры, которые обеспечивают безопасность окружающей среды. Например, следует регулярно проверять, нет ли утечки фреонов.
Фреоны 507А и R404А требуется утилизировать. Здесь нет исключений. И процедурой не только не следует пренебрегать, но ещё и проводить её необходимо исключительно по тем правилам, которые существуют в отношении хладонов. Фреоны 507А и R404А сливаются из системы, после чего их требуется направить на предприятие, которое занимается переработкой данной категории отходов.
Как следует из статьи, фреоны R404А и 507А очень похожи по характеристикам и требованиям, которые к ним предъявляют. Оба они обладают достаточно высокими эксплуатационными показателями и не содержат хлора, что выгодно отличает их от более вредных веществ.
R507 является долгосрочным заменяющим хладагентом для применения при низких температурах, где до сих пор использовались хладагенты R502 или R22. По физическим, термодинамическим, холодильным и эксплуатационным свойствам он соответствует R502. При этом температура испарения ниже, чем при R502 и объемная холодопроизводительность при определенных эксплуатационных условиях выше, чем при R502 большей частью при лишь незначительно более низком коэффициенте холодопроизводительности. На основании азеотропных свойств он является оптимальной заменой для R502.
Предлагаются компрессоры для температурного диапазона испарений от – 45 до +10°C. R507 может также использоваться как хладагент для нормального диапазона охлаждения вместо R134a. Преимуществом является при этом бульшая объемная холодопроизводительность R507, этим хладагентом может быть покрыт диапазон нормального и глубокого охлаждения. Однако недостатком является меньший коэффициент холодопроизводительности.
В качестве другой альтернативы R502 может использоваться также смесь хладагентов R404A. Однако это не азеотроп и поэтому по сравнению с R507 имеет определенные недостатки (см. R404A).
Физические свойства R507
Границы взравоопасности в воздухе при 25°С и атмосферном давлении (101кПа): отсутствуют.
Применение R507
Типичными областями применения R507 являются: торговое оборудование и бытовая мебель с холодильными установками или холодильные камеры, холодильные установки в супер-маркетах, ледогенераторы, транспортный холод, производственные и промышленные холодильные установки. R507 может применяться в новых холодильных установках и в имеющихся установках после ретрофита.
Экологические характеристики и пожароопасность R507
R507 не горючий и токсически безопасен. Показатель AEL для R125 составляет 1000 ppm и для R143a в настоящее время 500 ppm. Поэтому можно рассчитывать на установление коэффициента ПДК для R507 не менее 500 ppm.
Термическая стабильность R507
Термически и химически R507 стабилен.
Взаимодействие R507 с другими материалами
Совместимость с металлами сравнима с R134a. Все применяемые обычно в холодильном машиностроении металлы и сплавы металлов заменимы. Следует отказаться только от цинка, магния, свинца и сплавов алюминия с содержанием магния более 2 % массы. Попытки хранения с влажным R507 показали хорошую гидролизную стойкость и отсутствие коррозионных повреждений на металлах, таких как ферритная сталь, V2A, медь, латунь или алюминий.
Лишь незначительное набухание происходит при воздействии R507 на следующие пластмассы или эластомеры: полиамид (PA), эпоксидная смола, фенольная смола, политетрафторэтилен (PTFE), полиацетал (POM), хлорпренкаучук (CR) акрилнитрил-бутадиенкаучук (NBR) и гидрированный акрилнитрил-бутадиенкаучук (HNBR). Здесь также необходимо учесть возможное влияние смазочного вещества. При отсутствии минерального масла в холодильном цикле могут использоваться также типы этилен-пропилен-диен-каучука (EPDM). Типы фторкаучука (FKM) можно рекомендовать лишь условно.
Масла для R507
Подходящими маслами холодильной машины R507 являются сложноэфирные синтетические масла.
Фреон R22, R-407 или R-410A. В чем разница между хладагентами? Что выбрать?
Очень часто в Прайс-листах климатических фирм к указанным моделям кондиционеров добавляются комментарии в виде: «фреон R22», «R-407» или «R-410A». Что это означает и насколько существенно для заказчика, кондиционер с каким фреоном приобретать, мы и опишем в данной статье. Комментарий автора. Во избежание нападок от других специалистов, следует оговориться, что статью подготовил специалист по бытовым системам кондиционирования, а не специалист по фреонам. И статья направлена не на доскональное описание свойств разных фреонов, а на то, чтобы дать клиенту понимание того, стоит ли переплачивать за кондиционеры с новейшими марками фреонов.
Первый, признанный историками техники комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году компанией General Electric, работал на аммиаке. Это вещество небезопасно для человека, что в значительной мере сдерживало развитие холодильной техники.
Проблема была разрешена в 1931 году, когда был синтезирован безвредный для человеческого организма хладагент — фреон. Впоследствии было синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся друг от друга по свойствам и химическому составу. Наиболее дешевыми и эффективными оказались R-11, R-12, которые долгое время всех устраивали. Правда, в последние 15 лет они попали в немилость из-за своих озоноразрушающих свойств. Вообще, бурная эволюция хладагентов в последние 15 лет связана в основном с проблемами экологии. Используемые в кондиционерах и холодильниках фреоны были названы главными виновниками печально известных озоновых дыр (что весьма сомнительно). Так это на самом деле или нет, но 1987 году был принят Монреальский протокол, ограничивающий использование озоноразрушающих веществ. В частности, согласно этому документу, производители будут вынуждены отказаться от использования фреона R-22, на котором сегодня работает 90% всех кондиционеров. В большинстве европейских стран продажа кондиционеров на этом фреоне должна была прекратиться уже в 2002–2004 годах. И многие новые модели уже поставляются в Европу только на озонобезопасных хладагентах — R-407C и R-410A.
В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410A являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.
При любых утечках этого хладагента его фракции улетучиваются неравномерно, и оптимальный состав меняется. Таким образом, при разгерметизации холодильного контура кондиционер нельзя просто дозаправить. Остатки хладагента необходимо слить и заменить новым. Именно это и стало основным препятствием для распространения R-407C. Проблема в том, что сбор старого фреона — весьма трудоемкая операция, которая требует наличия дорогостоящего и громоздкого оборудования, а также высокой квалификации персонала.
К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».
Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. Дело в том, что детали компрессора кондиционера смазываются специальным маслом, растворенным во фреоне. Для каждого фреона необходимо применять строго ту марку масла, которая совместима с данным хладагентом. В случае неправильной заправки маслом вероятность погубить компрессор (сердце кондиционера) возрастает почти до 100%. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла. Что это означает на практике?
Полиэфирное масло обладает одним очень существенным недостатком — оно быстро поглощает влагу, теряя при этом свои свойства. Причем при хранении, транспортировке и заправке необходимо исключить не только попадание капельной влаги, но и контакт с влажным воздухом, из которого масло активно впитывает воду. К тому же оно не растворяет любые нефтепродукты и органические соединения, которые становятся потенциальными загрязняющими веществами.
Кроме того, само климатическое оборудование на R-410A при той же производительности получается существенно дороже. Причина в более высоком рабочем давлении. Так при температуре конденсации +43 °С, у R-22 оно составляет около 16 атм., а у R-410A — порядка 26 атм. По этой причине все узлы и детали холодильного контура кондиционера на R-410A, включая компрессор, должны быть более прочными. Это существенно увеличивает расход меди и делает всю систему более дорогой.
И, наконец, сами озонобезопасные хладагенты стоят в несколько раз дороже традиционных. Так за килограмм R-410A придется выложить в 7 раз больше, чем за килограмм привычного R-22. Немногим дешевле R407C, на который активно переводится полупромышленная гамма оборудования. Здесь будет 6-кратная разница, а с учетом того, что при любой утечке его надо сливать, реальные расходы на фреон вырастут на порядок. Следует учесть и тот факт, что с ростом рабочего давления количество утечек неизбежно увеличится, поскольку прочность паяных, а главное вальцованных соединений остается прежней.
Таким образом, Вы вольны сами выбирать, какое оборудование приобрести. Важно четко понимать следующее:
* Кондиционеры на новом фреоне ничуть не лучше оборудования на R22.
* Сегодня подобная забота об окружающей среде может только навредить.
* Новые фреоны обладают чрезвычайно высокой текучестью и, следовательно, вероятность утечки и остановки кондиционера возрастает даже при грамотном и аккуратном монтаже.
* Системы с новым фреоном почти всегда дороже аналогов на R22.
* И самое главное: если Вы решили приобрести кондиционер на R-410A по очень низкой цене, то есть ниже среднерыночной, будьте готовы к тому, что при поломке кондиционера к Вам никто не приедет исправить положение. Суды не помогают отловить однодневных «профессионалов». Поэтому новинки кондиционерного рынка следует приобретать исключительно у серьезных компаний.
И последнее: на сегодняшний день так и нет достоверных доказательств того, что именно фреон R22, применяемый в большинстве современных холодильных установок, так опасен для озонового слоя. Есть расхожее мнение о том, что причина дискриминации R22 — чисто экономический интерес производителей.