хладагент r32 что это
Сравнение R32 с хладагентами прошлого поколения
Содержание:
Новый регламент Евросоюза требует сократить использование фторсодержащих парниковых газов на 79 % от существующего уровня. Процесс должен завершиться к 2030 году. В связи с чем возникла необходимость перехода на более безопасные хладагенты.
Японская компания Daikin представила на рынок R32 – энергоэффективный и безопасный для окружающей среды хладагент, который является однокомпонентным веществом. Его химическое наименование – дифторметан. Долгое время его использовали в качестве компонента хладагента R410A – смеси R32 и R125 в равных значениях.
Впервые R32 как самостоятельный хладагент компания Daikin применила в 2012 году. Проведенные исследования показали, что использовать чистый R32 вместо смеси более эффективно. Многие производители последовали этому примеру, и кондиционеры с R32 появились в Австралии, Новой Зеландии, Таиланде, Индии, Вьетнаме, а позже и в странах Европы.
Компания Daikin первой в мире стала выпускать климатическое оборудование с хладагентом R32
Какие фреоны использовали до R32
Ранее самым популярным хладагентом был однокомпонентный R22, но в 2016 году в ЕС запретили его использование из-за вредного воздействия на окружающую среду. Наряду с ним применяли R410A, R134A и R407C. До 2030 года эти фреоны использовать можно, но их применение значительно ограничат.
Хладагенты нового поколения – это R32, а также смеси HFO, СО2 и углеводороды (пропан, бутан). У каждого из них есть свои плюсы и минусы, и, скорее всего, каждый займет в будущем свою нишу. Но, как показали исследования, оптимальным вариантом для кондиционеров и тепловых насосов является R32.
Почему стали переходить на R32
Переходу на R32 способствовало множество факторов:
ODP – потенциал разрушения озонового слоя характеризует вредное воздействие фреона на стратосферный озоновый слой. Это относительная величина, которую используют для сравнения влияния хладагента и R11 той же массы, ODP которого принято за единицу. Значение этого показателя у R32 равно нулю.
R32, R410A, R134А и другие хладагенты, разрешенные к использованию в ЕС, не разрушают озоновый слой в отличие от содержащего хлор R22. С 2004 года правилами ЕС запрещена установка оборудования с озоноразрушающими хладагентами, а с 2015-го запрещено обслуживать оборудование с R22.
Этот показатель отражает потенциальное воздействие хладагента на глобальное потепление в случае его попадания в атмосферу. Величина относительная и используется для сравнения влияния 1 кг хладагента с 1 кг диоксида углерода (СО2) на протяжении 100 лет. R32 обладает более низким GWR, чем хладагенты предыдущего поколения. Для сравнения: GWR хладагента R410А равен 2087,5, а R32 – всего 675.
Еще одна характеристика влияния на окружающую среду. Определяется путем умножения количества хладагента в кг на значение GWR. У кондиционеров с R32 самый низкий CO2-эквивалент, то есть в случае непреднамеренных выбросов они не оказывают влияния на глобальное потепление.
Несмотря на то что выбросы F-газов в настоящее время составляют только 2 % от общего объема выбросов парниковых газов, ЕС активно поощряет разработку оборудования с низкими показателями CO2-эквивалента. В идеале для сокращения выбросов нужно применять оборудование с низким GWP хладагента. С 2025 года запретят использовать хладагенты с GWP выше 750 в сплит-системах с заправкой менее трех кг.
На сегодняшний день R32 самый трудновоспламеняемый хладагент. Искры от переключателей бытовых приборов и стандартные разряды статического электричества ему не страшны.
R32 не возгорается при уровне концентрации в помещении ниже предела воспламеняемости, равного 0,306 кг/м³. Но несмотря на слабую горючесть вещества, при транспортировке хладагента, монтаже и эксплуатации климатического оборудования нужно следовать инструкциям и соблюдать правила техники безопасности.
Согласно международному стандарту ISO 817:2014, выделяют четыре класса огнеопасности хладагентов: 1, 2L, 2 и 3 – от не поддерживающих горение до высокоопасных. R32 относится к классу 2L.
R32 – малотоксичный хладагент. По этому показателю он находится в той же категории, что и R410A.
Слабогорючесть и нетоксичность R32 делают его оптимальным для использования в бытовых кондиционерах
Цена у R32 низкая, и это еще одно его достоинство. Системы кондиционирования с новым хладагентом подорожают несущественно. Стоимость эксплуатации оборудования сопоставима с моделями на R410A.
Современные кондиционеры с R32 позволяют не тратить энергию впустую. Благодаря более низкой вязкости снижаются потери давления в охладительном контуре, эффективность у R32 на 5 % выше, чем у R410A.
По показателю энергоэффективности все оборудование делится на классы: A+++, A++, A+, A, B, C и т. д. У настенных кондиционеров с R32 класс А+ и выше.
Для заправки системы требуется меньшее количество R32 по сравнению с R410A, за счет чего можно производить компактное оборудование. А благодаря однокомпонентному составу хладагент дает возможность дозаправлять систему.
Сравнительные характеристики R32 с другими популярными хладагентами
HFO (смеси гидрофторолефинов)
GWP ниже, чем у R410A.
Меньший объем заправки – более компактное оборудование.
Слабогорючий газ с низкой скоростью горения
GWP у R1234yf или R1234ze очень низкий.
Отличная альтернатива R134А со схожими характеристиками.
Не подходят для замены R410A из-за низких показателей давления и энергоэффективности.
Слабогорючие газы с низкой скоростью горения
Углеводороды
GWP = 1, безвреден и эффективен.
Из-за низкой критической температуры имеет ограниченное применение.
Оборудование дорогое в производстве из-за высокого рабочего давления.
Высокий уровень утечки при выключенном оборудовании.
R290 (пропан) и R600 (бутан) имеют низкий GWP.
Оптимальный вариант для коммерческих холодильников с герметичными компрессорами и небольших мобильных кондиционеров.
Стоимость и энергоэффективность на уровне HFO.
R32 – экологичный хладагент нового поколения, обладающий высокой энергоэффективностью. У него низкий показатель GWP и меньший объем заправки по сравнению с R410A, поэтому он оптимально подходит для массового использования и полностью соответствует целям экологической политики ЕС.
Переход на этот хладагент не увеличит стоимость систем кондиционирования. Монтаж и обслуживание оборудования с ним такие же, как у систем с R410A. Кроме того, однокомпонентный хладагент R32 проще использовать повторно, перерабатывать и утилизировать.
Фреон R32. Экологичный хладагент для климатической техники.
Одним из важных трендов в производстве климатической техники является использование современных хладогентов, таких как фреон R32. Практически все заметные бренды имеют в своем арсенале линейку кондиционеров оснащенных этим хладогентом и планируют дальнейшее расширение выпуска такой техники.
Чем же климатические системы с фреоном R32 так привлекают производителя и какие выгоды от использования такого оборудования получает потребитель?
Экологичность
Монреальским и Киотским протоколами определен порядок сокращения выбросов веществ, разрушающих озоновый слой, и парниковых газов.
Фреон R32 соответствуют самым высоким стандартам экологической безопасности – нулевой озоноразрушающий потенциал (ODP) и в три раза меньший потенциал глобального потепления (GWP) чем у наиболее популярного фреона R410а.
Эффективность
По сравнению с фреоном R410а, R32 имеет более высокую энергоэффективность и удельную холодопроизводительность.
Более высокая энергоэффективность, означает экономию электроэнергию и меньшее воздействие на окружающую среду. Лучшая холодопроизводительность позволяет заправлять на 30% меньшее количество хладагента, что дает возможность уменьшить вес и габариты кондиционеров по сравнению с оборудованием, использующим традиционный фреон.
Удобство обслуживания
Широко распространенный хладагент R410A более чем на 50% состоит из фреона R32, поэтому переход на его использование не предполагает существенного увеличения затрат в связи с обновлением оборудования и технологических процессов.
Фреон R32 является однокомпонентным хладагентом, что упрощает эксплуатацию и техническое обслуживание климатической техники, а также его повторное использование и утилизацию.
Фреон R32: описание, технические характеристики, цены
Вопросы, рассмотренные в материале:
Фреон 32 — это хладон (или хладагент), который имеет не менее двадцати названий. Вот лишь некоторые:
Тем не менее, под этими обозначениями всегда подразумевается одно и то же вещество. Давайте познакомимся с ним поближе. Что же за качества позволяют выделить фреон 32 в отдельный вид? Чем он отличается от других хладагентов?
Во-первых, фреон 32 значительно уходит дальше своих собратьев R32 и R410A по части бережного отношения к окружающей среде. Речь, в первую очередь, разумеется, о парниковом эффекте и его предполагаемом последствии — глобальном потеплении. Каждый хладон имеет свои показатели говорящие, насколько ощутимый вклад он делает в этот неприятный процесс. Фреон 32, конечно, тоже далеко не безвреден для нашей планеты Земля, но его показатель аж на 65% меньше, чем у R32 и R410A. И это значительный шаг в сфере хладонов. Пусть фреон 32 в этом отношении — ещё не идеальный вариант, но как меньшее из двух зол он вполне заслуживает право на существование.
Во-вторых, фреон 32 обладает невысокими плотностью и вязкостью. Не для всех очевидно, что же нам дают эти качества. Так что разберёмся. Невысокая плотность фреона 32 снижает расход хладона, при этом не влияя на мощность. То есть работает всё так же, как и всегда, но при этом экономит хладон. Невысокая вязкость фреона 32 позволяет терять меньше давления, что позволяет увеличить энергоэффективность кондиционера на 5%.
В-третьих, фреон 32 показывает внушительные результаты по части теплопроводности и холодопроизовдительности (кстати, она выше на 5%, чем у R410A).
В-четвёртых, фреон 32 — это простое вещество, которое не меняет структуру и пропорции, благодаря чему у нас не возникает проблем с его заправкой, ведь нам нет разницы, сколько фреона 32 осталось, а также нет необходимости убирать старый хладон, чтобы закачать новый. Это экономит время и силы, а главное, значительно облегчает процесс.
Фреон 32 довольно уверенно чувствует себя среди конкурентов. Чтобы это продемонстрировать, мы предлагаем сравнить хладоны R32, R410A и фреон R32. Характеристики скажут всё сами за себя. Почему из всего множества хладагентов выбраны именно эти? Дело в том, что они очень напоминают друг друга свойствами и качествами, что позволяет говорить об объективном сравнении. Все рассмотренные ниже фреоны работают на примерно одинаковом оборудовании с использованием идентичных масел.
10 фактов о новом фреоне R32: мифы и реальность
Пять лет назад Европарламент принял Регламент (№ 517/2014) по фторсодержащим парниковым газам, подразумевающий поэтапное сокращение их использования. Это решение напрямую касается рынка климатической техники, а конкретнее – используемых для ее работы хладагентов. Самый популярный сейчас фреон R410А к 2030 году должен быть полностью выведен из оборота. В настоящее время в качестве наиболее оптимального его аналога из разрешенных к использованию является R32. Однако любые изменения всегда встречаются неоднозначно. Вот и применение нового хладагента вызывает противоречивые мнения. Мы решили разобраться и, возможно, развеять некоторые мифы и предубеждения. Для этого мы обратились к техническим специалистам компании «ПрофКонд».
Японский производитель Mitsubishi Heavy Industries, официальным представителем которого в России является «ПрофКонд», одним из первых расширил свой модельный ряд. В прошлом 2019 году в линейке MHI появилось сразу три серии бытовых сплит-систем настенного типа, работающих на озонобезопасном и энергоэффективном фреоне R32. Это инверторы серий SRK-ZSX-W, SRK-ZS-W и SRK-ZR-W – функциональное и продвинутое оборудование. Кондиционеры Mitsubishi Heavy Industries всегда имели один из наивысших показателей энергоэффективности. В новых моделях на R32 он еще выше.
В 2020 году производитель продолжает переход на экологичный фреон, в этом сезоне в бытовом сегменты для заказа доступны модели на R32 скрытого монтажа:
Миф #1: На климатическом рынке бытует миф, что поскольку R32 является горючим веществом, то с ним опасно работать: при монтаже сплит-систем вероятно воспламенение, а при эксплуатации потребуются дополнительные меры безопасности.
Чтобы окончательно снять все вопросы по огнеопасности нового фреона, рассмотрим один пример.
В помещении площадью 25 м² с высотой потолков 2.4 м установлен кондиционер Mitsubishi Heavy Industries SRK35ZSX-W. Объем помещения составляет 60 м³. Для воспламенения фреона R32 необходима концентрация в пределах 14-30%, что соответствует 0.3 кг/м³ R32!
Теперь считаем, сколько должно быть хладагента в рассматриваемом нами помещении, чтобы произошло воспламенение: 0.3 х 60=18 кг фреона!
Заправка SRС35ZSX-W составляет 1.2 кг. Это всего 6% от необходимого количества R32 в данных условиях, при котором он способен воспламениться. К тому же R32 относится к слабогорючим газам с низкой скоростью горения 6.7 см/с (скорость горения пропана –39 см/с).
Миф #2. Фреон R32 является однокомпонентным веществом и не обладает никакими преимуществами по сравнению со своим предшественником R410A.
К тому же, R32 можно использовать повторно, а при необходимости – его проще утилизировать.
Миф #3: внедрение нового фреона предполагает появление на рынке абсолютно нового оборудования, а, значит, и коренные изменения в работе с ним.
Миф #4: потребуются дополнительные серьезные расходы на приобретение всех необходимых инструментов для монтажа нового оборудования.
Реальность: вам точно не придется менять заправочный шланг, весы, динамометрический ключ, раструбные инструменты для заправки, трубогиб и вакуумный насос. Эти инструменты подходят для работы как с 410A фреоном, так и с R32. Только проверьте, чтобы ваш вакуумный насос имел бесщеточный мотор компрессора, во избежание появления искры.
Скорее всего вам не придется менять и коллектор. Большинство моделей позволяют работать с фреонами разных видов. Если у вас есть сомнения, то перед стартом работы с R32, лучше проконсультироваться с производителем вашего оборудования. Так же проверьте свой течеискатель, скорее всего его придется заменить.
Из нового оборудования вам потребуется купить только баллон для R32, манометр и переходник на сервисный порт. Данные затраты окупятся буквально на первых заказах.
Миф #5: климатические компании будут вынуждены потратить немалые средства на курсы переквалификации, для того чтобы обучить своих специалистов, занимающихся установкой оборудования.
Реальность: специально переучивать монтажные бригады не придется. Достаточно подробно изучить сервисные мануалы и познакомиться с рекомендациями производителя. Хотя, инвестиции в повышение квалификации сотрудников в компаниях, которые заботятся о собственной репутации и следят за качеством оказываемых услуг, никогда не считались лишними. Ведь именно от грамотного монтажа во многом зависит длительность и эффективность работы сплит-систем. Вне зависимости от того, какой фреон в них используется.
Миф #6: R32 очень сложно купить в России. Из-за этого будут возникать проблемы с обслуживанием климатического оборудования на R32.
Реальность: в нашей стране новый фреон представлен в широкой продаже. В этом легко убедиться. Достаточно обратиться с соответствующим запросом в интернет-поисковики. К слову, при правильном монтаже дозаправка системы нового оборудования потребуется не ранее, чем через год с начала эксплуатации.
Миф #7: R32 в настоящее время стОит больше, чем его предшественники
Реальность: R32 дороже, но разница по сравнению с 410-м фреоном незначительная. А если учесть тот факт, что новый хладагент значительно экономичнее в расходовании, то разница в стоимости стремится к нулю.
Миф #8: цена климатической техники, работающей на R32, выше предыдущих аналогов. Поставщикам и дилерам невыгодно включать сплит-системы на новом фреоне в свои портфели из-за их неоправданно высокой стоимости.
Реальность: В случае с Mitsubishi Heavy Industries цена нового оборудования не изменилась: модели на R32 стоят столько же, сколько аналоги на 410-м фреоне.
При этом, каковы бы ни были опасения, спрос на новое оборудование есть уже сегодня. Мы, как дистрибьюторы, получаем много запросов: наши партнеры ждут поступления новых серий в Россию. Среди потребителей всегда есть новаторы, продвинутые пользователи, которые следят за изменениями на рынке и выбирают самые последние, актуальные модели. Для продавцов самым грамотным решением было бы закрепиться на этом направлении именно сейчас, когда предложение довольно ограничено. К тому же, новое оборудование всегда имеет более высокую доходность – продавая его, заработать можно больше.
Миф #9: сплит-системы на R32 служат меньше, чем оборудование на R410.
Реальность: о продолжительности службы нового оборудования правильно будет говорить, когда накопится необходимый опыт его использования. Но уже сейчас понятно, что срок полноценной работы сплит-систем на R32 зависит от грамотности их установки. Впрочем, это относится в равной степени к любому климатическому оборудованию.
Миф #10: увеличение энергоэффективности благодаря использованию нового фреона, если и есть, то столь незначительное, что никто этого не заметит.
Реальность: По факту энергоэффективность сплит-систем на R32 выросла на 3-5%. Поиск более эффективных решений – процесс, требующий времени. И каждый новый положительный результат – это шаг вперед. Вопрос только в том, способны ли мы это оценить. Европейцам, например, с их высокими ценами на электроэнергию, это сделать легче: их экономия на тех же 3-5% гораздо ощутимее.
Фреон нового поколения R32 – энергоэффективный и безопасный!
Евросоюзом был выдвинут регламент, согласно которому число парниковых газов с содержанием фтора должно быть сокращено на 79% от текущего показателя. Дата завершения процесса – 2030 год. С этих пор многие крупные производители вынуждены переходить к использованию более безопасных хладагентов.
Один из них уже есть, его разработала компания Daikin из Японии – однокомпонентный хладагент R 32. Он энергоэффективен и безопасен для окружающей среды. Название его химической формулы – дифторметан. На протяжении долгого времени он уже использовался, но как компонент R 410 A (вида хладагента, в котором поровну замешаны R 32 и R 125).
В качестве самостоятельного хладагента R 32 был использован в 2012 году. В ходе исследований было выяснено, что в чистом виде он эффективнее, нежели как компонент смеси. С тех пор большинство крупных производителей начали выпускать кондиционеры с R 32. Австралия, Таиланд, Новая Зеландия, Индия и Вьетнам – первые страны, где они появились. Потом их завезли и в Европу.
Корпорация Haier – в числе первых в мире, наладившая выпустившая кондиционеры, к примеру серия Elegant HP(r32), с эффективным и безопасным для экологии хладагентом R 32.
Какие были фреоны до появления R 32
Фреонами нового поколения, помимо вышеупомянутого R 32, считаются также смеси CO 2, HFO и углеводороды в виде пропана или бутана. Каждый из них обладает определенными преимуществами, и в будущем пригодится в той или иной нише. Опять же, в ходе исследований было выяснено, что для климатической техники и теплового оборудования (насосов) более всего оптимален R 32.
Причины перехода на новый вид хладагента
Поспособствовали тому следующие факторы:
Сравнение R32 с другими хладагентами
R32 | HFO ( гидрофторолефины) | CO2 | Углеводороды |
GWP – 675 | GWP еще ниже | GWP – 1 | Низкий GWP |
Энергоэффективен | По характеристикам аналогичен R134A | Ограничения по применению (низкая критическая температура) | Применим для коммерческого и мобильного оборудования |
Недорог в производстве | Не может служить заменой R 410 A (меньшая энергоэффективность, низкие параметры давления) | Высокое рабочее давление (что повышает цену производства) | По цене и энергоэффективности аналогичен HFO |
Слабогорюч | Негорюч |