хиджара что это такое
Хиджра в истории Ислама
Первые два переселения мусульман из Мекки в Эфиопию
Хиджра – это переселение мусульман с целью получения возможности свободно исповедовать свою религию и выполнять свои религиозные обязанности. Целью Хиджры является защита религии.
Первой хиджрой (переселением) в истории Ислама было переселение мусульман из Мекки в Эфиопию. Общее число первых переселенцев составило 15 человек: 10 мужчин и 5 женщин. Это произошло в месяце раджаб после получения Мухаммадом (мир ему и благословение) пророчества, то есть в 615 году. И возглавил их Усман ибн Маз’ун (как передано от Ибн Хишама).
Причиной переселения мусульман из Мекки в Эфиопию и в дальнейшем в Медину было то, что в Мекке их подвергали гонениям, и они не имели возможности исполнять свои религиозные обязанности.
Когда неверные начали слишком притеснять верующих, доставлять им мучения, убивать их, всячески препятствовать распространению Ислама, Пророк (мир ему и благословение) повелел мусульманам переселиться в Эфиопию, так как его сердце наполненное милосердием, не могло больше выносить это.
Эфиопия была выбрана для переселения, потому что правитель Эфиопии исповедовал христианство и был известен своей справедливостью. Пророк (мир ему и благословение) сказал своим сподвижникам: «Если вы пойдете в землю Эфиопии, то найдете там правителя, при котором никого не притесняют. Кроме того, там царит справедливость и порядок. До тех пор, пока Всевышний Аллах не укажет путь к спасению, оставайтесь там».
По прошествии трех месяцев мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку.
Когда Пророк (мир ему и благословение) и сподвижники подверглись гонениям со стороны язычников, Пророк (мир ему и благословение) повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 женщин. («Ар-Рахикуль-махтум», с. 142).
Мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз возглавлял Джа‘фар, сын Абу Талиба.
Из книги «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в вопросах и ответах»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хиджра — Представители Третьего Пола в Индии
Встреча с хиджра, все еще мало изученными этнологами, вызывает одно из самых сильных потрясений
Здесь до сих пор существует множество низких, неприкасаемых, презираемых групп. Но к каждой из них относятся по-разному и презирают каждую по-своему.
Хиджра особая каста неприкасаемых
Взять хотя бы прачек дхоби и цирюльников мата – их общественный статус низок, но их уважают. Ведь без их услуг невозможно было бы существование высших каст, не соприкасающихся с такой повседневной «прозой жизни», как стирка белья, бритье бороды, стрижка.
Низкие касты, занимающиеся уборкой мусора, кожевенными работами, плетением корзин, разделкой туш, необходимы обществу. А вот полукриминальную касту сан-си, представители которой до сих пор промышляют воровством чужих животных, боятся и презирают все.
Но, пожалуй, одно из самых сильных потрясений вызывают хиджра, все еще мало изученные этнологами. О них в приличном обществе не принято говорить, интересоваться их жизнью.
– Первые рассказы о хиджра – странных людях, полумужчинах-полуженщинах, которые бродят по улицам городов Северной Индии, попрошайничают, занимаются проституцией, я услышала от моих русских друзей, уже много лет живущих в Дели,
– рассказывает С. Рыжакова.
– Дмитрий Змеев – профессиональный исполнитель индийского классического танца бхаратнатъям, ученик знаменитой танцовщицы Лилы Самсон, а Светлана Гатина – одна из немногих женщин, играющих на индийском музыкальном инструменте ситаре, изучает классический вокал традиции хиндустани. Инструктируя меня, как себя вести в городе, они рассказывали, конечно, и о хиджра, предупреждали:
«Будь осторожна с ними! Эти люди действительно обладают магическими способностями».
Большинство хиджра считают себя занана (на урду это означает «женский, женоподобный», а также – «евнух»).
Они имеют женский облик и одеваются «под женщин»: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают.
Но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу, в котором имеется множество пословиц, эвфемизмов, поэтизированных строчек. Бродя по городу, выпрашивая милостыню или выискивая клиента для сексуальных услуг, хиджра ведут себя очень нагло, попрошайничают, пристают ко всем окружающим, особенно к мужчинам.
Происхождение сословия хиджра, вероятно, очень древнее. О них есть сведения в тамильской литературе и в «Махабхарате», куда, как известно, вошло много местных, неарийских сюжетов.
В одном из эпизодов «Махабхараты» рассказывается, что Арджуна, один из братьев Пандавов, по жизненным обстоятельствам вынужденный скрывать свой пол, самопроизвольно превратился в женщину или ее подобие. Скрываясь при дворе одного царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучал их танцу. Там он носил женские одежды и украшения.
Нынче в многотысячную общину хиджра (считается, что их около 50 тысяч человек) входят гермафродиты, бисексуалы, евнухи, а иногда и люди без сексуальных отклонений.
Рождаются гермафродиты, конечно, повсюду, но скапливаются они в основном в северных штатах – Панджаб, Харьяна, Раджастхан, Кашмир. Сексуальные услуги гермафродитов были широко распространены в период империи Великих Моголов: в них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали.
После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки тавайф – исполнительницы лирических песен – газелей, и занкха, или хиджра – танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались.
Другим источником пополнения общины хиджра, помимо гермафродитов, был, по-видимому, класс евнухов в придворной мусульманской культуре. В XVIII–XIX вв. хиджра и евнухи представляли собой разные общины: первые – индуистскую, вторые – мусульманскую.
Однако в настоящее время хиджра – индуисты и мусульмане – живут вместе.
Численность хиджра в современной Индии точно не установлена, но замечено, что она не снижается.
Хиджра – непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но, как и другие ачхут – «неприкасаемые», – они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них почти никогда нет паспортов, они фактически не имеют права голоса на выборах. Более того, неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте. Если водитель и кондуктор посмотрят на это сквозь пальцы, то на вошедшую в автобус хиджра могут наброситься сидящие там женщины, обругать и вытолкать вон.
Известны три вида представителей этой общины хиджра
Это хиджра – мужиковатые существа, имеющие женскую грудь и женские половые органы, но грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица.
Хиджра – женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек, они часто не занимаются проституцией, но поют и танцуют.
Наконец, аква-хиджра – это гермафродиты, имеющие мужские половые органы.
Община хиджра делится на значительно различающиеся в социальном отношении группы. Их четыре, и они по-разному зарабатывают себе на жизнь.
Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют и где получают дары – бадхаи, обычно деньги, сладости, одежду и зерно.
Выступления хиджра несут в себе отчетливую символику плодородия. Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.
Низкие группы исполняют грязную работу по домам, самые нижайшие – воруют, занимаются вымогательством, выпрашивают милостыню у прохожих, пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам.
В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах.
Главный принцип социальной организации хиджра – отношения между гуру (учителем) и челли (воспитанницей, ученицей).
Эта модель существует в индуистской семейной организации и в системе духовного наставничества в индуизме.
Гуру понимается как отец, мать или супруг, челла или челли обязаны ему подчиняться, выказывать уважение. Ученицы одного учителя – словно сестры между собой. Хиджра часто называют друг друга диди – «старшая сестра».
Хиджра примыкают к общине под покровительством какого-либо гуру, который в идеальном случае остается таковым на всю жизнь (хотя существует и несколько осуждаемая практика смены учителя, что оформляется небольшим обрядом и выплатой денежной суммы старому учителю).
«Учителя» и «ученики» составляют «дома», сходные с кланами. Таких домов у хиджра насчитывается по меньшей мере семь. Главы домов образуют джамат – совет старейшин, который вершит важные для общины дела, принимает новых членов, разрешает конфликты.
«Дома» хиджра не находятся в отношении подчинения, иерархии, но каждый имеет собственную легенду, историю происхождения, свои поведенческие нормы. Когда хиджра умирает, похороны организуют члены его «дома».
В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе. У них существует, хотя и весьма слабая, общеиндийская ассоциация, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся, известных гуру. Появились даже своя партия и профсоюз.
В Бомбее организовали государственную службу хиджра, занимающуюся сбором налогов и взиманием долгов. Через некоторое время было отмечено, что работает она чрезвычайно успешно: традиционно индиец никогда не откажет хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.
Правда, есть и другая примета: если проходящая мимо дома хиджра присела на порог – это приносит в дом радость, процветание.
Большой интерес всегда вызывает сексуальная жизнь хиджра. Здесь есть два полюса. С одной стороны, имеются свидетельства об их целомудрии или импотенции, связи с божеством. С другой стороны, хорошо известно, что они заняты в проституции.
Повседневная жизнь хиджра связана с «домохозяйством» – коммуной, объединяющей обычно от пяти до пятнадцати человек под одной крышей, под управлением гуру или домохозяина. Все члены семьи должны заботиться о ежедневном заработке, распоряжается которым гуру. Пожилые или больные люди выполняют посильную, обычно домашнюю работу, присматривают за детьми.
Человек, изгнанный из общины (например, за нападение на учителя), лишается средств к пропитанию, не имеет больше возможности продолжать привычную ему работу.
Сила воздействия хиджра на индийцев, их особая сексуальная роль могут быть поняты только в контексте индуизма. Здесь очень значима тема божественной энергии существа, соединившего в себе мужское и женское начало. Хиджра идентифицируют себя с Шивой – амбивалентной фигурой в индуизме, объединяющим в себе (как и сами хиджра) сексуальность и аскетизм.
Главный религиозный объект почитания хиджра – Бахучара мата – одна из локальных форм Дурги, богини-матери индуистского пантеона. Хиджра считают себя орудием этой богини, главный храм которой находится в Аллахабаде (штат Гуджарат). Бахучара мата восседает на ваханс – ездовом животном в виде курицы или петуха. Все домохозяйства хиджра имеют алтарь с изображениями этой богини, которой поклоняются ежедневно.
Богам индуистского пантеона посвящают хиджра свою необычную сексуальность, таланты и искусство.
(По материалам С. Рыжаковой, журнал «Восточная коллекция»)
Хиджры. Чему могут научить общество люди «третьего пола»
Автор фото, Shahria Sharmin
О них говорят как об одной из каст неприкасаемых в Бангладеш, как о представителях «третьего пола» в Индии, а сами они называют себя русалками. Победительница конкурса Magnum Awards-2017 в номинации «выбор жюри» Шариа Шармин рассказала корреспонденту BBC Culture о своей работе над фотосерией о жизни в общинах хиджр.
Автор фото, Shahria Sharmin
Хина: «Я как цветок, но цветок, сделанный из бумаги. Меня всегда будут любить на расстоянии, никто не прикоснется ко мне»
Шармин победила в номинации «выбор жюри» на конкурсе Magnum Awards этого года с серией снимков, сделанных в общинах хиджр в Бангладеш и Индии.
По ее словам, хиджры хотя и подпадают под очень широкий и общий термин «трансгендеры», многие предпочитают термин «третий пол».
Она описывает хиджр как людей, родившихся мужчинами, но с женской идентичностью. В конце концов эти люди окончательно принимают на себя роль женщины в обществе.
Автор фото, Shahria Sharmin
Она рассказывает, что процесс съемки занимал много времени: «Я никогда не спешу. Обычно я провожу достаточно много времени с героями моих фотографий, и большую часть этого времени я вообще не снимаю. Я провожу с ними целый день».
Автор фото, Shahria Sharmin
Тина (21 год): «У меня как будто экзамен. И какой будет результат, я не знаю…»
«Когда мы исследуем чьи-то проблемы и пытаемся понять ценности этих людей, важно, чтобы между вами родилось доверие. Потом я постепенно начинаю выяснять, чем именно они хотели поделиться с другими людьми и в какой форме».
После того как она обсуждала с хиджрами, как именно планирует их снимать, после того как они со своей стороны о чем-то ее просили, Шармин, как сама она говорит, уже не замечала какой-то особой нервозности или беспокойства с их стороны во время съемок.
«Мне они показались людьми, которые знают, чего хотят, и я старалась не отступать от тех договоренностей, которых мы достигли. В их общинах я зарекомендовала себя как человек, которому можно доверять».
Автор фото, Shahria Sharmin
Поппи (47 лет, слева) и Кешри (45 лет, справа) много лет назад покинули свои семьи, но нашли в своей дружбе то, что заменило им любовь родных
Автор фото, Shahria Sharmin
Мойне (54 года) пришлось столкнуться с проблемами реальной жизни после того, как ее гуру скончался. Она ушла из дома 40 лет назад, но мечтает умереть у себя на родине, в Бангладеш
«Гуру играют важную роль в жизни хиджр. Для них они почти как опекуны, как новые родители. Если кто-то не оправдывает ожиданий гуру, его вынуждают покинуть клан».
Автор фото, Shahria Sharmin
Она подчеркивает, что «традиционно хиджры обладали полусвященным статусом, их приглашали петь, танцевать и благословлять только что поженившихся или новорожденных на домашних торжествах».
«Когда-то они зарабатывали себе на жизнь, пользуясь всеобщей верой в то, что благословение хиджр способно принести в дом и семью процветание и многочисленное потомство».
Однако со временем все изменилось. «Хиджры утратили свой обожаемый статус в глазах общества… они подвергаются дискриминации и почти всюду презираемы. Теперь они просто побираются у магазинов, на автобусных остановках и на вокзалах или подрабатывают проституцией».
Хиджра
Полезное
Смотреть что такое «Хиджра» в других словарях:
ХИДЖРА — араб. hedschra, от hadschara, бежать. Бегство Магомета из Мекки в Медину, в ночь с 15 на 16 е июля 622 г. по Р. Хр. С этой эпохи мусульмане ведут свое летоисчисление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка
ХИДЖРА — (араб. переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама) 622… … Большой Энциклопедический словарь
Хиджра — переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (Медину). Совершено (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 г. (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I год хиджры был объявлен началом мусульманского… … Исторический словарь
ХИДЖРА — ХИДЖРА, хиджры, жен. То же, что геджра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хиджра — сущ., кол во синонимов: 5 • бегство (12) • геджра (3) • гиджра (3) • … Словарь синонимов
хиджра — (араб. переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама)… … Энциклопедический словарь
Хиджра — Ислам · Пророки … Википедия
Хиджра — I Хиджра (араб., буквально переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I… … Большая советская энциклопедия
Хиджра — (тат.) см. Геджра … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Значение слова «хиджра»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
хи́джра I
1. переселение Мухаммада из Мекки в Медину, по преданию произошедшее в 622 ◆ Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года ― времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. архимандрит Августин (Никитин), «Святыня трёх религий», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. религ. мусульманское летосчисление, связанное с этим событием, и соответствующий лунный календарь ◆ Казалось, след её безвозвратно утерян в тот месяц рамазана 853 года хиджры… И. Можейко, «Звезда Улугбека», 1968 г. // «Вокруг света» (цитата из НКРЯ) ◆ А вот что говорится про мусульманскую эру ― хиджру, или геджру (авторы называют её «геждра»): « По-арабски название звучит так: hijra, по-английски: hegira или hejira». А. А. Зализняк, «Лингвистика по А. Т. Фоменко», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
хи́джра II
1. каста людей «третьего пола» в Индии, Пакистане и Бангладеше
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова империалист (существительное):