хетты и адыги чем связаны
2. ХАТТЫ.
Науке уже точно известно, что хАтты были дохЕттским населением Малой Азии (современной Турции).
Время от расцвета до заката городов-государств хАттов примерно с 2400 год до нашей эры до 1800 год до нашей эры. Просуществовав около 600 лет древние хАтты растворились среди хЕттов-колонизаторов, причём об этой истории убедительно свидетельствует содержание огромного Богазкейского архива (Архив глиняных табличек на 8 разных языках, один из которых хАттский).
В вышеупомянутых статьях одной из наиболее излюбленных тем анти-адыгских публикаций стала спекуляции на тему родства древнего языка хАттов (не путать с хЕттами) с адыгским (кабардинским) языком.
Действительно, несколько именитых лингвистов с мировым именем (неАдыгского происхождения) подтверждают, что язык древнейших хАттов близок к адыгскому (кабардинскому) языку. Совсем недавно, один из адыгских лингвистов (Хаути Пхитиков) продемонстрировал свободное чтение множества хАттских текстов, на базе адыгского (кабардинского) языка.
«Славная» история древних хАттов (первых изобретателей железа) могла бы сделать честь любому народу, которые не имеет таковой истории. Но у адыгов с древней историей всё в порядке. Более того, у адыгов древняя история минимум на тысячу лет старше (или иначе говоря – просматривается лучше).
Очевидный факт того, что хАтты это всего лишь малочисленный субэтнос (племя) адыгов, которые прим в 2500 году до нашей эры мигрировали на юг, «наша» наука игнорирует.
Выдвигаются фантастические версии и гипотезы о том, что хАтты под натиском воинственных хЕттов (несситов) из Малой Азии, отступили или мигрировали на Кавказ, хотя никаких этому доказательств нет.
Нет ни одного упоминания о военном походе хАтттов в сторону «Майкопа» или хотя бы сторону Кавказа.
Даже в огромный Богазкейский архив не подбросил ни одного удобного для фальсификаторов текста.
Но, отсутствие доказательств не останавливает современных фальсификаторов, они упорно изобретают всякие домыслы и делают псевдо-научные публикации. Постепенно тысячи фальсификации превращаются в городскую легенду, и далее уже начинают запутывать некоторых официальных учёных, некоторые фрагменты этих фальсификации уже включаются в некоторые около-научные и учебные публикаций официальных учёных (фамилии пока не буду перечислять).
5. Маркер для дольменов.
Согласно архаичных устных преданий адыгов дольмены строились Иныжами (Великанами – персонажами Нартского эпоса, которые соответствуют библейским Исполинам), причём строились для Испов (карликов).
Анализ библейских сюжетов, для датировки дольменов, впервые в 1989 г. произвёл Сафронов В.А., и получил результат = период от 2500 до 2300 лет до н.э. [Источник № 1].
Существуют самые различные гипотезы, по которым возраст дольменов Западного Кавказа определяется как до-Всемирного потопа т.е. более 9 тыс.лет назад, что строились атлантами и т.д.
Я же буду опираться на более приземлённую гипотезу, поддерживаемую значительной частью учёных, по которой локальная традиция возводить «дольмены» зародилась в недрах Майкопской архео-культуры, и вероятно самые первые (самые древние) из них обнаружены археологами под древними курганами Майкопской архео-культуры.
Так как уже в 2400 году до н.э. адыгский субэтнос «хАтты» находясь в Малой Азии, проживая в городах-государствах, вступил в военные конфликты и зафиксирован в мировой истории, то логично считать, что миграция туда была несколько ранее, к примеру прим. в 2500 году до нашей эры, и не могла быть сильно ранее, потому что близость (или единство) адыгского и хаттского языков прямо указывают на то, что это миграция произошла уже после того как адыгский язык успел выделиться не только из северо-кавказской семьи языков, но ещё успел выделиться из абхазо-адыгской группы языков.
Так как хАтты мигрируя из Майкопа в Малую Азию не принесли с собой традицию строить дольмены (а на Западном Кавказе они активно строились ещё тысячу лет), то это миграция становится для нас исторически важным маркером, позволяющим точно датировать максимальную дату появления «Дольменной культуры Западного Кавказа», а также датировать время выделения адыгского языка из своей абхазо-адыгской группы.
ВЫВОД 1. : традиция возводить дольмены у абхазо-адыгских народов появилась уже после отбытия адыгского субэтноса хАттов в Малую Азию, то есть позже 2500 года до н.э. (прим.).
ВЫВОД 2. : адыгский язык выделился из группы абхазо-адыгских языков ранее 2500 года до н.э. (прим.)
Приятно сообщить, что эти выводы пока совпадают со всеми 3-мя пока известными результатами радиоуглеродных исследований датировок (Источник № 2 ), а именно :
• в 1984г., возраст угля у входа в дольмен Псынако-1 = 2340±40 лет до н.э..
• возраст костей погребений Устьджегутинского могильника = 2190±60 лет до н.э..
• в 1980-х, возраст угля из гончарного горна в Дегуакско-Даховском поселении дольменостроителей = 2070 лет до н.э.
6. Третий барьер – родство языков Кавказа.
На пути фальсификаторов, желающих выдать хАтттов за предков адыгов, имеется 3-ий барьер – родство языков Кавказа, в частности родство северо-кавказской семьи языков, а также близкое родство абхазо-адыгской группы языков, которые гармонично сочетаются с картой расселения этих народов вокруг адыгов. Причём, это гармония моментально и грубо нарушается, если поместить ядро образования адыгского языка в Малую Азию. Здесь особо ценен тот факт, что в окружении хАттов не было ни одного народа, с которым у них была бы близость языков. И ни один из 7 остальных языков Богазкейского архива так же не обладает близостью к хАттскому (или адыгскому).
Родство языков северо-кавказской семьи подтверждено наукой неоднократно, на протяжение последних ста лет, причём это подтверждались самыми именитыми учёными лингвистами.
К примеру : Сергей Анатольевич Старостин (1953-2005г.) – крупнейший русский лингвист-полиглот, разработчик направления сравнительно-исторического языкознания (т.н. лингвистической компаративистики), своими выводами не только подтвердил близкое родство всех языков, которые входят в северо-кавказской семьи языков (включая адыгский), но и утверждал, что эти языки входят в сино-кавказскую макросемью языков.
Простой обзор карты средневековой Черкессии демонстрирует нам со всей очевидностью, что основной массив адыгского этноса, проживавший издревле в рамках Майкопской архео-культуры явно никуда не мигрировал, потому как адыги ( до РЧВ) спокойно проживали буквально в окружении родственных по языку народов (и даже родственных генетически).
Фантастично предполагать, что адыги мигрировали с плодородной Малой Азии на С-З Кавказ, да ещё организовали дружную миграцию нескольких близкородственных народов (близких по языку и генетически).
Давно общеизвестно, что если опираться на языковое родство автохтонных народов Кавказа, то очевидно, что роль пришлого народа на Кавказе подходит только осетинам, у которых нет поблизости ни одного родственного по языку народа.
7.Четвёртый барьер – генетическое родство народов Кавказа.
На пути фальсификаторов, желающих выдать хАтттов за предков адыгов, имеется 4-ий барьер – вышеупомянутое генетическое родство народов Кавказа, как то наличие одних и тех же мажорных генетических маркеров, указывающие на чрезвычайную близость генетики адыгов с генетикой своих ближайших соседей, а также наличия взаимного дрейфа генов, которые могло происходить только за несколько тысячелетии добрососедского проживания.
Ни в Малой Азии, ни на всей планете, у адыгов, нет генетически более близких народов чем те, которые являются соседями древней исторической Черкессии, и этот факт очень трудно будет игнорировать.
8.Неправильное толкование военных походов.
Логично и потому правомерно предположить, что миграции части адыгов (позже названных хАттами) происходили не случайно, а после производства предварительной разведки, причём после разведки боем, т.е. после нескольких военных походов. В эти походы (в Малую Азию) адыги могли отправляться конными маршрутами по причерноморские путям, которые пролегают по землям близкородственных народов абхазов, абазин, убыхов (которые раньше насилии другие этнонимы : саниги, абшела, колхи и т.д.), а также через земли дружественных картвелов, причём зачастую вовлекая их в эти военные походы. А уже позже, по проторенным маршрутам в такие походы могли ходить и сами абхазы, абазины и убыхи, так как адыги проживали дальше их от Малой Азии.
В Малой Азии, есть доказательства того, что уже период после крушения хАтто-адыгских городов-государств, абхазы, абазины, убыхи, известные в те отдаленные времена как племена «Апешлай», а также другой субэтнос адыгов, известный в те времена как «каски» («кашки»), ходили на хЕттов в военные походы, пока не разгромили их окончательно прим к 1200 году до нашей эры.
Однако, нет доказательств того, что в те времена основной массив народов Абешла и Каски постоянно не проживал на С-З Кавказе и Черноморском побережье. Военные походы или мирные миграции части этноса не отменяют факта проживания основного ядра этноса на Кавказе. (Французы захватили Москву в 1812 году, но никто не считает, что Москва это французский город. Русская армия шесть месяцев квартировалась в Париже после победы в 1813 году, но никто не считает Париж русским городом. Подобных примеров тысячи).
9.Пятый барьер – конкуренция с другими научными гипотезами.
На пути фальсификаторов, желающих выдать хАтттов за предков адыгов, имеется и 5-ий барьер, в виде несколько устоявшихся научных гипотез о других претендентах на роль Родины майкопцев.
К примеру, опираясь на исследования керамики М. В. Андреева заявила, что исходной Родиной феноменально высокоразвитых майкопцев являются население из поселения типа Амук F— Гавра XI A севера Сирии и Северной Месопотамии и Восточной Анатолии (убейдо-урукского времени (Телль Хазна I).
Общеизвестно также, что на Южном Кавказе (в Грузии и Азербайджане) обнаружена лейлатепинская культура (4350—4000 гг. до н. э.), имеющая керамику, схожую с майкопской. Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях Куро-аракской культуры.
Если огромный ореал Майкопской архео-культуры был (предположим) плотно заселён выходцами из древней Сирии, то возникает вопрос – Как хАтты потрпевшие военный разгром от хЕттов, захваченные и ассимилированные ими (чему есть множество исторических доказательств), смогли незаметно для истории истребить многочисленных майкопцев (псевдо-сирийского происхождения) и заселить С-З Кавказ, а заодно сумели расселить по кругу вокруг себя родственные народы.
Вывод
Индоевропейская наука может долго игнорировать лежащий на поверхности факт того, что хАтты это субэтнос адыгов (мигрировавший в древности на Юг), а фальсификаторам не удастся доказать свои утверждения о том, что хАтты это предки адыгов (ведь для этого им нужно опровергнуть все выводы российской лингвистической школы (и не только российской), опровергнуть выводы именитых археологов, радиоуглеродные датировки и т.д., (т.е. нужно сломать все вышеуказанные барьёры).
ИСТОЧНИКИ :
1. Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. Археология. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. – М.: Наука, 1994. С. 226-253.
2. Марковин В.И. Испун. Заметки о дольменах Западного Кавказа. Воронеж: Гамаюн-ЮГ, 2004. 73 с.
ratmistr
События, Факты, Аналитика.
Кто владеет информацией, владеет миром!
История народа, затерянное во времени.
Среди адыгов бытуют разные сказания, в которых повествуется о том, будто бы еще за 4000 лет до н.э. сильные пра-меотские племена с побережья Меотского (Хы Мыут1э) и Черного (Хы Ш1уц1э) морей совершали военные походы в Переднюю Азию. Помимо этих сказаний, имеются и письменные источники, подтверждающие эти сведения.
Приведенная выше легенда находит определенное подтверждение в археологических памятниках, письменных источниках и даже в эпосе адыгов.
Более 4 тысяч лет назад в Анатолии хатты, говорившие на языке, родственном адыго-абхазским, создали самую передовую цивилизацию Малой Азии. Будучи подчинены пришельцами-хеттами, они сыграли, видимо, решающую роль в становлении хеттского государства, которое через несколько столетий разрослось до границ Египта. События тех далеких времен так отражены в кавказском фольклоре:
Xъатитэуи тятэжъхэр
Лъэпкъыжъмэ ащыщхэу
Тхыдэжъмэ къаIуатэ.
Хьатитмэ япщыгъошхо,
Хышхо кIыбым щынаIоу,
ЦIэрыIоу зеубгъу.
Царство хеттов огромное,
За большим морем известное,
Славясь, расширяется.
Ягъупапкъи Мысырым
Хьэтит нагъэсы.
Рамсэсэуи япачъыхьам
Ар ымыдэу зао къешIы.
Хьэтитмэ яшIэныгъэ
Бгъу пстэумкIи лъагъэкIуатэ.
Ешит (Мысыр) пачъыхьэу фираунэ Рамсесэри,
Хьэтитмэ яр къакIуи,
ЗэлIу тхыльи зэдаш
Благъэ тIури зэрэщIыгъ.
Хеты свои знания
Во все стороны продвигают
Король Египта, Фараон Рамзес,
К хеттам прибывает.
Соглашение (договор) заключают вместе,
Обе стороны породнились.
Поражает упоминание в этой адыгской песне фараона Рамсеса (Рамзеса) II, жившего в Древнем Египте в 1317-1251 гг. до н.э. Сколь живуча сила памяти народной!.
Интересен и следующий факт, привиденный в работе Э.Т.Кумыкова и непосредственно относящийся к данному вопросу. Этика и практика взаимоотношений адыгов (черкесов) свидетельствует о том, что при встрече черкеса в незнакомым ему соотечественником, старший по возрасту обязательно уточняет у младшего: «Хэттхэ уарей?» (что дословно означает: «вы из хеттов? Ты хетт?») Желая дать утвердительный ответ и тем самым подтвердить свое хеттское происхождение, собеседник отвечает на вопрос, называя свою фамилию. В других случаях, например, при проводах в дальние края одного из членов семьи, старший родственник желает: «Хетт жегъыа!» (дословно: «Делай так, чтобы о тебе говорили, что ты хетт!»)
Хеттский саркисати («царь ойкумены») Тутхалияс IV (Карабел близ Измира, Турция).
Есть разные версии происхождения этнонима Черкес.
Практически общепринятой сегодня является гипотеза о том, что черкес есть экзоэтноним, фиксируемый впервые в монгольской хронике «Сокровенное сказание» в 1240 году, в форме серкесут, происходит с тюркских языков и означает «отрезающий путь».
Менее распространено мнение, озвученное когда-то кабардинским князем Мисостовым, о том, что «слово чиракес есть фарсиское [персидское] головорез».
Обе эти точки зрения игнорируют, фиксируемый на Черкесском побережье, еще с античности, этноним «керкет», на что обращает свое внимание третья группа исследователей, в том числе, Авторы АЧЭ-Адыгской (Черкесской) Энциклопедии, считающие, что именно от него происходит современное «черкес», «сиркэсс», «шэрджэс».
Тема конечно боян из боянов, но поднял я ее исходя из следующего.
Тутхалияс IV сын Хаттусилиса III. Даты правления: 1244-1220, или 1250-1220, или 1260-1230.
Император царства Хатти, при котором держава достигла максимальных размеров:
— на юге захвачен остров Аласия (Кипр), крупнейший производитель меди (стратегическое сырье Бронзового века) в регионе и единственное заморское владение Хеттской империи за всю ее историю; с Египтом продолжает действовать мирный договор (кстати, первый в мире), заключенный еще царем Хаттусилисом III;
— на востоке перманентная война с Ассирией;
В правление Тутхалияса IV процветало около 1400 городов Хатти (археологи сегодня не нашли и дюжины).
Его эпоха это время расцвета хеттского искусства.
Поскольку такой версии я пока нигде не слышал, то решил внести свои 5 копеек в копилку гипотез, объясняющих корни этнонима «черкес» :
По-моему, эта гипотеза ничем не хуже прочих.
Но давайте окунемся в пучу исторических и археологических источников.
Изначально был хеттский штандарт (кто не знает, может посмотреть, на сайте Аси Еутых). Штандартами пользовались во все времена самые сильные и воинственные народы, но они изготавливались из металла и были очень тяжёлым. На хеттском штандарте есть 3 перекрещенные стрелы, они олицетворяют 3 великих народа, которые поклонялись богу солнца Ра: греки, хетты, египтяне.
Перекрещенные стелы это слияние трёх народов от которых произошли адыги те самые 12 звёздочек на флаге, на хеттском штандарте 12 человечков то есть 12 племен. На исчезнувшем убыхском языке, который представлял из себя смесь наших языков, адыги- переводиться как люди солнца. На хеттском штандарте стрелы перекрещиваются на фоне глаза, расположенного внутри круга, что означает народы которые видит солнце.
Исходя из вышесказанного не удивительно, что многие греческие, хеттские и египетские верования и мифы совпадают с адыгскими. Адыги до сих пор поклоняются богу солнца РА, сами того не понимая вспомните как наши старики поют УО_РИ _РА_РА, УО_РИ_РА_РА. Со временем штандарты перестали использовать многие народы и наш не стал исключением. Адыгэ нып (флаг) был желтого цвета (олицетворение солнца) он использовался в обрядах встречи илъэсыщ1э как символ тепла, света и жизни.
С приходом мусульманства цвет нып (флага) стал светло зелёным с изображением некоторых деталей хеттского штандарта, а именно 12 звёздочек (человечноков-племён) и трёх перекрещенных стрел. Ещё один момент касающийся формы стрел. Дело в том, что ещё более ранние предки адыгов, меоты и синдо-меоты гораздо раньше других народов научились не только ковать, но что характерно именно для адыгов отливали из меди стрелы. Наши предки были воинами и быстрое изготовление наконечников а именно то что их отливали из металла, тратя при этом намного меньше времени, чем при ковке имело стратегическое значение. Кованые черкесские стрелы имели совершенно разные формы.
Исторический обзор Нурби ЛОВПАЧЕ и Асфар КУЕК.
Нурби ЛОВПАЧЕ, кандидат исторических наук, преподаватель Адыгейского госпединститута.
Асфар КУЕК, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник адыгейского научно-исследовательского института, председатель Правления республиканского благотворительного Фонда «Историческая Родина».
Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч из исторической ситуации девятнадцатого века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: «…Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию. Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии…».
Нам кажется, будет интересно читателям узнать о том, как было встречено знамя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание англичанина Эдмунда Спенсера «Путешествие в Черкесию», которое вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой странице книги есть цветная иллюстрация черкесского знамени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого национального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый возглас радости исторгся из душ? этой огромной массы людей. Никогда не было такого величайшего выражения энтузиазма, ни столько твердой решимости, выраженной народом, защищать их отечество. Их общая опасность пробудила в их душах впервые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимого элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не входить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не поддерживать никакие отношения с ними ни под каким предлогом».
Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыгских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под землей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объяснения которого мы обратимся к истории.
Знакомство с малоазийскими археологическими материалами эпохи бронзы (время хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смысловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., которую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как можно предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой переработки адыгами герба девятнадцатого века.
Семантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по горизонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распространен среди солнцепоклонников всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоугольная решетка с тремя вертикальными и горизонтальными пересечениями.
Двенадцать пилообразных окончаний диагональных линий, проведенных через перекрестия прямоугольной решетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного календаря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных розетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окружность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя центральными верховыми «пиками», у которых вместо острия — антропоморфные фигурки- с зооморфными головами.
Двенадцать пик по внешней дуге овала выражают характер племени ариев (вернее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячелетии до н. э. на Северный Кавказ.
Пятиконечные звездочки — это графическое решение скульптурной формы 12 пикообразных окончаний древнего герба.
Остается догадаться о том, как древняя геральдика майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии попала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в частности, иероглифическая надпись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселении атхов и хаттов с Северного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археология. На речке Хатыпс (правый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, нарезанными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская археологическая культура поздне-средиевековых адыгов) позаимствовали из более глубоких слоев эпохи бронзы этого же памятника.
Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от общенациональных до этнических групп. Но, несомненно, самым дорогим было и остается первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защищали свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. Поэтому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и12 звездами вновь популярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам кажется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знамени. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти предков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.
Хатты, хетты и аланы. Что общего?
Хатты, хетты и аланы. Что общего? Насколько известно, эти древние этносы в той или иной степени связаны с северокавказскими языками, а наиболее тесно связан с ними именно хаттский этнос. О родстве северокавказских языков (абхазо-адыгских и нахско-дагестанских), а также возможных генетических связях хаттского языка с абхазо-адыгскими языками в Википедии говорится следующее:
«Северокавказская семья — объединение двух групп кавказских языков — абхазо-адыгской и нахско-дагестанской. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык, а со вторыми — хуррито-урартские языки.» Викпедия, Северокавказские языки, источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Северокавказские_языки
Таким образом, с хаттским языком всё более-менее ясно, однако хеттский этнос был уже индоевропейской надстройкой или наслоением над ним, а вот что касается аланов, то с аланами всё гораздо сложнее. Некоторые лингвисты видят родство алан с осетинами, но последние исследования говорят, что осетины являются языковым наследием асов, язов или языгов, что имеет отношение к ираноязычным сарматам, а к аланам только опосредованно, ибо сами ясы являлись потомками аланов, но не самими аланами. Это подтверждается на лингвистическом материале языка венгерских ясов, переселившихся в Венгрию в XIII веке. Ныне этот язык считается мертвым, однако язык близких к ним осетин продолжает здравствовать и поныне. Разумеется, что осетинский язык хоть и отнесен к северокавказскому региону, но северокавказскими языком не является, хотя некоторые грамматические установки сближают осетинский с северокавказскими языками. Из Википедии мы можем узнать об этом примерно следующее:
«Долгая изоляция (осетины несколько веков были единственным индоевропейским народом в регионе) привела к тому, что осетинский язык обогатился необычными для индоевропейских языков явлениями в фонологии (абруптивные «смычно-гортанные» согласные), в морфологии (развитая агглютинативная падежная система), в лексике (слова с затемнённой этимологией, семантические параллели и явные заимствования из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков) и синтаксисе (групповая флексия, система послелогов вместо индоевропейской системы предлогов, безаккузативная парадигма склонения). Википедия, по трудам В. И. Абаева, источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Осетинский_язык
«Археологические данные заставляют предположить, что западные аланы (возможно, это были анты) распространились на территорию современной Польши, где они представлены как отдельная ветвь. В первых веках нашей эры Польшу заняли славянские народы пшеворской культуры, но в начале III века их культура подверглась существенным изменениям.»; «Королевство аланских антов в Польше просуществовало недолго и в V веке было покорено гуннами, пришедшими из Венгрии. Тем не менее древние сарматские традиции сохранялись в Польше еще в течение долгого времени. Вера в сарматское происхождение поляков была широко распространена среди польского дворянства. Тамги появляются на монетах XI века и сохраняются в польской геральдике, где они появляются в стилизованной форме полумесяцев, стрел, подков и т. д.» Тадеуш Сулимирский, «Сарматы. Древний народ юга России». М.: Центрполиграф, 2008 г., источник: http://bogunemilforum.mybb2.ru/viewtopic.php?p=28642
В отношении более древнего расселения аланов в Википедии говорится следующее:
«Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как оставшиеся перешли к оседлости на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.
Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там они сохранились в форме осетин, с предполагаемым влиянием местных племен. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.» Википедия, источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аланы
Последние исследования говорят, что осетины имеют к реальным аланам в основном только косвенное отношение и являются северокавказским народом, перешедшим на один из скифо-сарматских языков (восточно-иранской подгруппы иранских языков) в результате ассимиляции, однако, по всей видимости, язык аланов по своей форме и произношению был несколько отличным от предкового осетинского и, несмотря на свое явное родство со скифо-сарматскими языками, имел особую фонетическую структуру и в чисто фонологическом плане имел немало общего с абхазо-адыгскими языками, хотя в лексическом и грамматическом отношении не имел с последними никакого сходства. Речь идет о преобладании шипящих звуков в самом языке и произношении мягкого звука «рь» в виде звука «ш», в результате чего в языках абхазо-адыгской группы, а именно в абхазском и абазинском (некоторые исследователи даже выделяют языки этой группы в отдельную языковую семью) часто встречаются сочетания «пш», что характерно только для лехитских языков и для чешского под влиянием древнелехитского. Есть ли этому какое-нибудь объяснение? Разумеется есть. Как известно, произношение предкового народа согласно лингвистике всегда наследуется потомками даже при переходе на другой язык. К примеру, германоязычные франки, перейдя на разговорную латынь, сохранили гортанное «р», присущее для многих германоязычных народов. Что до поляков, то именно поляки среди всех славянских народов произносят буквально все звуки совершенно не так, как все остальные собратья по славянской группе. Чем это может объясняться? Может быть тем, что какой-то народ в прошлом перешел на славянский язык, но сохранил произношение языка-предшественника? Похоже на то. И положительные примеры тому есть. Как известно, в свое время, переселившись на Балканы, булгаро-тюрки перешли на славянский язык (ныне болгаро-славяне), но сохранили немало от произносительных черт предшествующего языка. Разумеется, что ничего общего у булгаро-тюрков с аланами нет. Это даже не родственные народы. Однако нас волнует этот пример как факт перехода одного из народов с одного языка на другой. Оно, конечно, понятно, что скорее всего ираноязычные аланы, со временем перешедшие на славянский язык, как-то соприкасались с ареалом распространения абхазо-адыгских языков, а, возможно, даже и с более их ранней формой на территории Малой Азии в языке хаттов, родство абхазо-адыгских языков с которым ныне является совершенно доказанным фактом. Впрочем, языковые контакты индоевропейцев с последними известны с древнейших времен и оставили свое наследие в виде памятников древнехеттской письменности, что также подтвердило, что хетты были по всей видимости индоевропейским народом отчасти смешанным с хаттами. Полагаю, что в те далекие времена с культурой хаттов соприкасалась и какая-то ираноязычная индоевропейская общность, которая выделилась в виде аланского этноса, но это только гипотеза.
Для дополнительного чтения:
в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлено изображение из интернета, источник:
http://s017.radikal.ru/i440/1612/07/05d70becd92b.jpg
© Copyright: Валентин Валевский, 2014, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №114012804938