хесед что это за организация
Благотворительный центр «Хэсэд Авраам»
Мы занимается социальной поддержкой, реабилитацией и защитой пожилых, больных, одиноких и социально незащищенных инвалидов и пенсионеров преимущественно еврейской национальности.
Показать полностью.
«Хесед Авраам был основан и работает при поддержке «Джойнт» (JDC) ‒ ведущей еврейской международной гуманитарной организации, которая уже больше тридцати лет помогает нуждающимся евреям и развивает еврейскую жизнь в странах бывшего Советского Союза.
За прошедшие годы участниками программ «ХЭСЭДА» стали более 70 тысяч человек.
Наша миссия:
Дать евреям уверенность в том, что в случае необходимости они получат в «ХЭСЭДЕ» ту помощь, в которой нуждаются.
Сделать социальные услуги доступными для всех жителей Санкт-Петербурга.
Все программы «ХЭСЭД АВРААМ» осуществляются за счет пожертвований частных лиц и организаций.
Благотворительный центр «Хэсэд Авраам» запись закреплена
Благотворительный центр «Хэсэд Авраам» запись закреплена
Шаббат шалом, дорогие друзья! Расскажите нам, а как вы радуете своих родителей?
У одной еврейской мамы было три сына. Когда они выросли, то все стали удачливыми бизнесменами и разбогатели, а мама состарилась и жила одна в маленьком домике. И вот решили сыновья сделать маме подарки.
Старший сын сказал:
— Я купил для мамы огромный дом на сорок комнат, со слугами и швейцаром. Пусть мама хоть на старости лет поживет в роскоши.
Показать полностью.
Средний сын сказал:
— А я купил для мамы шикарный автомобиль и нанял личного шофера. Пусть мама хоть на старости лет поездит с комфортом.
А младший сын сказал:
— А я вас всех переплюнул. Вы даже не знаете, что наша мама любит больше всего. А больше всего мама любить читать Тору. Но она уже старенькая и плохо видит. Вот я и придумал: двенадцать лет, двадцать раввинов обучали вот этого попугая Торе, и теперь он читает всю Тору наизусть. Ему только нужно назвать номер главы, и он сразу начинает.
Братья согласились, что это — замечательный подарок.
Через некоторое время, сыновья приехали к маме в гости и стали расспрашивать:
— Ну, мама, как тебе наши подарки, тебе стало лучше жить?
И мама сказала старшему:
— Спасибо, сыночек, за такой хороший подарок — дом на сорок комнат, но только к чему они мне? Я все равно сижу только в одной своей комнате.
Среднему сыну она сказала:
— Спасибо тебе, сыночек, за такой прекрасный автомобиль с шофером, да только куда мне ездить на старости лет? У меня и дел никаких нет, да и вижу я плохо. Так что видами из окна машины любоваться не могу.
А младшему сыну она сказала:
— А вот ты, сыночек, мне угодил! Ты знаешь, что маме нужно. Суп из этой курочки, что ты мне прислал, был просто замечательным.
В чем-то верно, но не вполне корректно понимать под хеседом просто «благотворительность»: этот термин, если рассматривать его сквозь призму иудаизма, намного глубже и многограннее.
Начнем с того, что никогда не бывает вредно вспоминать прошлое, анализировать настоящее, думать о будущем. Все это сводится к основному вопросу: что можно улучшить в себе, и в своих отношениях к миру?
Ответ – в еврейском наследии: мы не можем и не должны успокаиваться фактом того, что родились евреями. Необходимо приложить все силы и способности, чтобы подтвердить это, идя по пути, проложенному предками, ведомыми самим Б-гом.
И тут-то самое время вспомнить, что наш народ называют творящим добро, милость и милосердие, т. е. то, что и обозначает слово «хесед» (досл. ивр. «милость»). Как мы этого добиваемся? Очень просто: когда уменьшаем (если угодно, обуздываем) собственный эгоизм, в душе появляется место для ближнего. Так евреи начинают свой путь к хеседу.
Что конкретно надо делать?
Нельзя не учитывать, что хесед – не национальная черта, не хобби и не профессия, но еврейская особенность: бескорыстно помогая ближнему, мы «роднимся» с ним, приближаем к себе, достигая национальной сплоченности.
И, самые прямые пути для этого – те, что являются основой еврейской традиции: цдака, добрые дела и посещение больных. Их значение столь велико, что Иерусалимский Талмуд прямо говорит: цдака и добрые дела весят столько же, сколько все заповеди Торы вместе взятые (!). А во время б-гослужения в Йом-Кипур «раскаяние, молитва и цдака отменяют тяжкий приговор [посылаемый с Небес]».
О цдаке у нас была отдельная статья: отметим только, что у нее и у добрых дел есть немало общего, но есть и различия. Так, цдака помогает живым, добрые дела – и живым и мертвым. Цдака – дело имущественное, добрые дела – имущественно-человеческое. Таким образом, добрые дела выше цдаки.
Что же до посещения больных, то заповедь об этом, бесспорно, относится к категории добрых дел: человек приносит больному утешение и придает силы, а физическое дело приобретает духовную основу.
Хесед и «Заплати вперёд»: найди десять различий
Выше было сказано, что хесед – это помощь ближнему, без намерения получить ответное благодеяние, и в этом он схож со схемой американского мальчика Тревора Маккинни из фильма «Заплати вперёд» («Pay It Forward»).
Выполняя задание учителя: придумать способ изменить мир и постараться воплотить идею в жизнь, Маккинни предложил схему «передачи добра». По его мысли, нужно помочь трём незнакомым людям, поставив условие – каждый из них, в свою очередь, должен помочь еще троим людям, ставя перед ними такое же условие, и т. д. Теоретически число добрых дел должно расти в геометрической прогрессии, и охватить всех людей Земли.
Казалось бы – прекрасная идея, а то, что в фильме она, фактически, терпит крах, не играет никакой роли, но – есть ли в этом сходство с хеседом?
Многие люди и организации помогают ближним, но эта помощь всегда предполагает ответную реакцию. К примеру, когда банк выдает кредит, директор думает о программах развития и о кредитной политике, а не о благе человека. В случае с Маккинни, мальчик ставит условия тем, кого облагодетельствовал, т. е. действует для людей, но не бескорыстно. Таким образом, его действия – не хесед,
Верный способ определить, является ли то или иное действие хеседом – это задаться вопросом: «Почему это сделано?», и если ответ – бескорыстная забота о ближнем, то тогда это – настоящий хесед.
А что говорит Каббала?
Еврейские мудрецы, посвятившие жизнь поискам Б-жественной истины, знают, что «хесед» – это одна из трех средних сфирот, образующих духовную сферу Вселенского Древа. В человеке она проявляется в виде любви к Всевышнему, в доброте к людям, а ее земное воплощение – праотец Авраам, творивший добро и, тем самым, улучшавший сфиру.
Более того, хесед соответствует тому уровню сознания, на котором впервые проявился творящий Свет, откуда возникли макрокосм и планы создания мира. В этом смысле хесед – то самое крошечное семечко, содержащее в скрытом виде взрослое дерево.
Как говорят каббалисты, Б-г творил мир милосердием, поэтому хесед – это, прежде всего, сфира творения, и этим объясняется весь ее смысл в системе мироздания.
Кто за всем этим стоит?
Универсальность хеседа, его вездесущность и тараканья живучесть не может не поразить: благотворительные учреждения, организации и фонды буквально пронизывают еврейский мир, не оставляя без внимания ни одной, даже самой маленькой, общины.
Уже в Средневековье было создано несколько организаций, которые занимались помощью ближним. Евреи, чье проживание в стране (да и сама жизнь) зависели от каприза феодала, часто бывали вынуждены покидать родные места, оказавшись на чужбине без средств к существованию. Вот тут-то на помощь приходил хесед: изгнанников принимала местная община, помогая, чем только возможно.
Времена изменились, евреи выжили, а с ними – и обязанность оказания помощи ближним своим. Так, первый хесед (организации получили называние по действу) на территории СНГ был создан в Санкт-Петербурге, второй – в Минске, третий – в Киеве, где в 1996 году появился «Хесед-Авот». Сегодня – это один из крупнейших благотворительных фондов в странах бывшего СССР, имеющий 16 программ и более 12 тысяч подопечных.
«Еврейский хесед «Бнэй Азриэль» – международный благотворительный фонд, осуществляющий поддержку пожилых евреев и людей с ограниченными физическими возможностями, жертв нацизма и членов их семей по всему миру.
Можно отметить и межрегиональную организацию инвалидов и пенсионеров «Центр «Забота – хесед Авраам», одну из крупнейших в Европе, работающую для поддержки, реабилитации и защиты пожилых людей, прежде всего, малообеспеченных, одиноких и нуждающихся в уходе.
Общественная благотворительная еврейская организация «Хесед-Рахамим», была основана в 1989 году при поддержке Американского Еврейского Комитета «Джойнт», и в настоящее время под опекой которой находится около 6000 человек.
Чем различаются понятия «хесед», «цдака» и «хинам»?
Здравствуйте, в процессе изучения Писания постоянно приходится сталкиваться с понятиями хесед (доброта, милосердие), хинам (милость) и цдака (справедливость). Не могли бы вы конкретными примерами, ситуативными моделями раскрыть смысл этих слов, чтобы понять различие между ними, если можно, с объяснением ивритских корней этих слов. Спасибо заранее.
Отвечает рав Менахем Эпель
Спасибо за хороший вопрос. Слово «хесед», как Вы и пишете, означает «доброта», «добро», «милосердие». Есть еще значение «позор» (см. Ваикра 20:17), но в этом значении слово почти нигде не употребляется. Корень слова «цдака» — «цедек», т. е. «справедливость», «прямота». Само же слово «цдака» означает «пожертвование», «подаяние», «милосердный поступок». То есть «хесед» — это свойство характера, а «цдака» — название действия. Однако оба эти слова могут употребляться как синонимы. Как, например, в конце молитвы Авину Малкейну мы просим у Всевышнего: «…окажи нам цдака ва-хесед» — «милосердие и милость».
Интересное сочетание этих слов мы находим в книге пророка Ошеа (10:12): «Сейте для себя по справедливости (ли-цдака), жните — по милости (лефи хесед)…» Вавилонский Талмуд (Сукка 49 б) приводит толкование этого стиха, которое ясно показывает различие между этими понятиями: «Сказал раби Элазар: цдака вознаграждается только по хеседу, заключенному в ней, как сказано: “Сейте себе по справедливости (цдака), жните — по милости (хесед)…”» То есть раби Элазар толкует этот стих так: «Сейте добрые дела, пожнете — согласно милосердию, которое вы вложите в них». Отсюда видно, что, как было сказано выше, цдака — это само доброе дело, а хесед — намерение, которое стоит за ним и связано с соответствующим свойством характера.
Я видел и такое объяснение этого отрывка из Талмуда. У цдаки есть два аспекта. Один — это собственно заповедь Торы, как тфилин, цицит и т. п. И второй — забота об окружающих, проявление сочувствия к ближнему. За выполнение заповеди человека ожидает награда в будущем мире, а за чисто человеческую помощь ближнему, за «строительство общества на правильных ценностях» мы получаем награду уже в этом мире. В качестве примера: дать голодному хлеб и воду — это цдака, в которой есть немного хеседа. Накормить сытого царскими яствами — это хесед, но не цдака. Накормить голодного вкусной и здоровой пищей — это цдака и хесед. (Понятно, что все это верно, только если поступки были продиктованы достойными намерениями).
А вот продолжение талмудического обсуждения: «Учили мудрецы: в трех областях проявление милости (гмилут хасадим) сильнее пожертвования (цдака). Цдака осуществляется только имуществом, гмилут хасадим — как телом, так и имуществом. Цдака — бедным, гмилут хасадим — как бедным, так и богатым. Цдака — живым, гмилут хасадим — как живым, так и умершим». Эти слова помогают нам лучше понять различие между цдакой и хеседом. Хесед — проявление доброты дающего, проявление его «образа Б-жьего». А цдака — то, что необходимо нуждающемуся, эта заповедь помогает обеспечить бедняку все недостающее.
Слово «хинам» имеет два значения — «бесплатно» и «напрасно». Интересно, что в русском языке есть этому точный эквивалент — слово «даром». Талмуд приводит пословицу, которая основана на двузначности этого слова, и у нее тоже есть русское соответствие: «Кто лечится даром, тот даром лечится». В книге А-Ктав вэ-а-Кабала («Написание и Традиция») сообщается, что слово «хинам» образовано от слова «хэн» — «симпатия», «благоволение». То есть, когда один человек делает или дает что-либо другому безвозмездно — хинам, — это значит, что тот ему симпатичен, или, как говорят на святом языке, тот нашел благоволение — хэн — в глазах дающего.
Наш гость
ХЭСЭД – ЭТО ЗНАЧИТ МИЛОСЕРДИЕ
Директор Хэсэда Раиса Гриценко
Хэсэд. На иврите это слово означает «Милосердие». Да, именно так – с большой буквы, потому что в еврейской традиции Милосердие стоит даже выше благотворительности – Цдаки.
Так что неудивительно, что еврейские организации, оказывающие помощь пожилым и нуждающимся в медицинском уходе людям, называются хэсэдами.
Сегодняшний наш рассказ о киевском «Еврейском Хэсэде «Бнэй Азриэль».
На интернет-сайте Хэсэда можно найти массу интересной и полезной информации. Например, там можно прочитать краткую историю создания организации.
МБФ «Еврейский Хэсэд Бнэй Азриэль» был основан в 1996 году. Его предшественником была благотворительная организация «Эзрат авот», которая работала при Главной синагоге на Подоле с 1993 года.
В 2016 году Хэсэду исполнилось 20 лет. Начав с нуля в стране, где на протяжении 70 лет отсутствовали традиции филантропии, сегодня МБФ «Еврейский Хэсэд Бнэй Азриэль» превратился в развитую современную организацию, полностью отвечающую стандартам благотворительности ХХІ века.
За прошедшие годы мы стали теплой, дружной и многочисленной семьей:
– на нашем попечении около 9600 клиентов – это еврейские жители Киева и области, о которых мы заботимся в рамках 12 программ и проектов целевой помощи;
– мы сотрудничаем с 350 волонтерами, бескорыстно отдающими подопечным свое время, энергию и силы;
– у нас трудятся более 1000 сотрудников, обеспечивающих бесперебойное функционирование наших программ и проектов.
Также на сайте можно ознакомиться с основополагающими принципами работы Хэсэда, такими как:
– принцип цдаки, предполагающий искренность и безотлагательность в деле оказания помощи.
– принцип волонтерства. Каждый желающий может оказать безвозмездную помощь и принять участие в реализации программ и проектов МБФ «Еврейский Хэсэд Бнэй Азриэль».
– принцип связи с еврейскими традициями и национальными духовными ценностями. Мы собираем, передаем и распространяем уникальный опыт поколений в поддержании еврейских традиций в сферах культуры, семьи, образа жизни.
– принцип открытости и прозрачности. Мы гарантируем организациям и гражданам, участвующим в благотворительном процессе, целевое использование средств и предоставление регулярной отчетности.
– принцип законности. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, общепризнанными нормами и принципами международного права, строго следует нормам, регулирующим благотворительную деятельность.
– принцип компетентности и развития. Наши сотрудники – профессионалы своего дела, использующие для решения поставленных задач лучший украинский и зарубежный опыт. Мы постоянно работаем над повышением уровня профессионализма, чтобы максимально эффективно решать возникающие проблемы.
О том, как эти принципы воплощаются в жизнь в работе МБФ «Еврейский Хэсэд «Бнэй Азриэль» мы беседуем с его директором Раисой ГРИЦЕНКО.
Но вначале несколько вопросов личного характера.
Хесед — Доброта
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Предисловие [↑]
В трудный час каждый хочет, чтобы его пожалели. И кто избежит этого дня?! Как же сделать, чтобы в решающий момент тебя поняли, простили, к тебе проявили милосердие.
В мире действует закон справедливости, мера за меру: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому стоит в меру дарованных Творцом сил, способностей и возможностей помогать людям, делать от всего сердца добро. Это зачтется тебе, спасет в самый неожиданный миг и одарит безмерно, как ты даже не способен вообразить — ибо Творец не спускает с тебя глаз.
Но верно и обратное. Если данные свыше средства на улучшение себя и мира бездумно растрачиваешь на себя или направляешь на зло — лишишься средств и не жди милости, расплатишься за все: не в этом мире, так в том.
Что же именно делать человеку, который понял неотвратимость и благо Закона, решающего его судьбу? Как делать добро, которое не окажется злом, когда уже не исправить?
Хафец Хаим (раби Исраэль Меир аКоэн) — выдающийся мудрец и праведник, ушедший от нас в первой половине прошлого века, дает ответ. На основе Талмуда, Кабалы и других трудов наших учителей он составил совершенную систему действий и мыслей. Она позволяет человеку взять правосудие, с которым ему придется иметь дело, в свои руки, определяя свою судьбу.
Данный материал берет за основу классическую книгу Хафец Хаима «Аѓават хесед» — «Любите делать добро» (на сайте представлена электронная версия, адаптированная для современного читателя в уроках рава Ф. Шехтера и разделенная по дням для изучения).
Каждому, кто посвятит ежедневно три минуты чтению этой книги и последует ее советам, гарантируется очевидное изменение жизни, которая будет нести радость ему, его семье и всему миру не только сейчас, но из поколения в поколение.
Необходимость давать [↑]
Следует сказать, то, что Он создал мир несовершенным, незавершенным — в том есть проявление доброты. Каждый человек что-то не может сделать без других. Даже самый богатый без фермера, водителя грузовика и бакалейщика не мог бы достать еды. Без врача и фармацевта не вылечился. Без водопроводчика, плотника и электрика его дом пришел бы в упадок.
Творец мог бы создать мир из самодостаточных людей, но сделал нас ограниченными в разных аспектах. Благодаря этому весь мир объединен взаимной необходимостью и щедростью. И каждый день жизни дает нам широкое поле для проявления Божественности. Человеку необходим хесед — совершение доброго дела, чтобы сохранять живость и выражение своей души, иначе величие его не проявится.
Помогая бедному, богатый обычно считает, что он дает, а бедный получает и нуждается в нем. Но, прежде всего, от этого выигрывает сам богатый — ему представилась возможность реализовать свой потенциал, как это делает Б-г. Бедняк дает ему возможность получить заслугу, а получает ее богач.
Меняя повседневную жизнь [↑]
Можно подумать, что для реализации этих Божественных свойств обязательно нужно найти бедного, голодного или больного. Но реализовывать их мы можем каждый день.
Открыть дверь человеку, который что-то несет, — это хесед. Дать в долг соседу немного денег — хесед. Одолжить пылесос, подвезти кого-то, позаботиться о своей семье, дать совет или сказать слова ободрения — все это поднимает уровень Божественности в мире, если мы поступаем так с этой целью. Можно, делая что-то по дому, не считать это хеседом — но тогда люди — лишь материальные существа, которые выполняют материальные действия. А если эти действия они осознают как хесед — тогда они Божественные существа, которые наводят чистоту и порядок в семейном уголке вселенной.
Как видеть [↑]
Даже если мы работаем ради заработка, хесед играет в этом большую роль. Каждый профессионал, бизнесмен, ремесленник и рабочий помогают другим своими усилиями.
Хафец Хаим однажды остановился с попутчиком на постоялом дворе и стал хвалить хозяина за хесед.
— Но ребе, — возразил попутчик, — он берет за это деньги!
— А без денег, как бы работал постоялый двор? — спросил Хафец Хаим.
— Но он же получает прибыль! — воскликнул попутчик.
— А без прибыли, чем бы он кормил семью? — ответил Хафец Хаим.
Если, делая хесед, человек обеспечивает свою жизнь, это никак не умаляет его в глазах Хафец Хаима. Хозяин предоставлял убежище, теплую кровать и питание путникам. Забота об удобствах людей, его работа — была хесед, но только если он делал ее с таким намерением. И мы можем превратить нашу работу в хесед простым изменением перспективы.
Суть мира [↑]
Тора учит, что Б-г создал мир на основе хеседа. Во время Ноаха стремление к наживе и разврат — противоположности хесед — подорвали эту основу, и Творец навел Потоп, чтобы смыть извращенные остатки человечества. Хесед Творца создал мир, поэтому Ему пришлось очистить его, чтобы отстроить на правильной, прежней основе.
Ковчег Ноаха был этой очищенной сутью хеседа. Рав Элиягу Десслер объясняет, что целый год Ноах, его жена и три сына с его невестками, не покладая рук, ежедневно кормили всех животных, которые были на борту. Каждое получало любимую еду в обычное время — тех, кто спят ночью, кормили днем, и наоборот. Забота о животных занимала все дни и ночи этой семьи. Ковчег был целым миром, который поддерживал хесед. Благодаря этому, Б-г показал грядущим поколениям, что хесед — основа существования мира.
Стремление к счастью [↑]
Давать — ключ к полноценной жизни. Учение Торы о хеседе приводит нас к пониманию того, что чувство удовлетворения исходит из радости души, выражающей свою Божественность. Множество людей поднялись от отчаяния к счастью, сделав себя дающими, хотя сами с трудом преодолевали огромные личные трудности. Добрые дела дают человеку силы в его трудностях и борьбе, позволяя раскрыть свой внутренний свет, даже если его окружает тьма.
Сделать хесед — дать что-то нуждающимся, помочь другим — можно и на нашем сайте здесь.
Кроме личных выгод, хесед создает мощную защиту для еврейского народа.
За годы, пока Хафец Хаим писал Аѓават хесед, у евреев было очень много бед. Первая мировая война принесла неисчислимые жертвы, и расправляла свои крылья Вторая мировая война. Хафец Хаим призывал свое и последующие поколения собраться под защитой хеседа перед историческими бурями.
Тора учит нас: когда строгий суд нисходит с Небес, мы можем смягчить его своим состраданием к людям — оно вызывает сострадание Творца.
Простая аллегория показывает, как это происходит. Война катилась по Европе, еврейских детей как овец гнали на убой. У Реувена была одна возможность спасти десятилетнего сына — тайный транспорт шел в Швецию, где нееврейская семья позаботилась бы о нем. Реувен смотрел на невинное личико, полное страха, которое целовал. На глаза, которые вытирал от слез, на его тонкие ручки и ножки, и думал: спасут ли они его во время грядущих опасностей. Но не было выбора, ребенка нужно было отправить.
Что бы чувствовал Реувен, если б знал, что как только сын покинет его объятия, его будет направлять добрый человек, заботясь о каждом шаге? Его благодарности не было бы границ. Он бы сделал все, что в его силах, чтобы вознаградить доброту этого человека.
Б-г — наш Отец, а чистые души, которые он посылает в этот мир, — Его дети. Каждая душа отправляется в этот полный опасностей мир с особым заданием. Б-г ценит тех, кто помогает Его детям, когда они нуждаются. И когда приходит время нужды, Б-г отвечает им милосердием и состраданием, защищая их, как они защищали Его детей.
Поворот к выживанию [↑]
Наши лидеры Торы не сомневаются, что страшные события, происходящие в последнее время в мире, хаос и неуверенность — свидетельства «родовых мук Машиаха», которые предшествуют Окончательному Освобождению. Главная задача Народа Израиля — подготовиться к этим событиям.
«Что же делать человеку, чтобы уберечься от родовых мук Машиаха? — спрашивает Талмуд. И отвечает — заниматься Торой и добрыми делами».
Теперь, как во времена Хафец Хаима, мы снова чувствуем, как колеблется земля под нашими ногами. Своей книгой «Аѓават хесед» Хафец Хаим дает нам убежище. Призывает не упускать возможности исполнять эту мицву [заповедь]. Его работа была даром поколению перед трудными временами — сокровищем, которое нашему поколению предстоит извлечь и пересмотреть в свете наступающих трудных времен.
Учиться доброте [↑]
Наставления Торы в хеседе существенны, чтобы знать — наша доброта делает то, что угодно Б-гу, в отличие от воображаемых или показных добрых дел, характерных для окружающей культуры.
Чтобы научиться ежедневно видеть возможность проникаться добром Торы и приближаться к образу Творца, делая хесед, как Он, мы рекомендуем книгу великого Хафец Хаима «Аѓават хесед» («Любите делать добро).
В оригинале книга Хафец Хаима Аѓават хесед состоит из трех частей. Первая посвящена конкретным законам о том, как давать в долг, о правильном размере зарплат, и так далее. Вторая рассказывает, почему стоит делать хесед, и вызывает любовь к этой мицве. И последняя часть детализирует разновидности этой мицвы и требования к ее исполнению. [Версия книги на нашем сайте не разбирает алаху во всех тонкостях еврейского закона, поэтому первая часть в ней опущена].
Пусть же изучение хеседа и хесед, который побудит вас делать эта книга, как и все бесчисленные повседневные добрые поступки еврейского народа, великие и малые, вызовут безграничное милосердие Творца к Его детям, подсластят радостью дни Окончательного Освобождения!
Из книги Аѓават хесед [↑]
Сегодня, при первой возможности сделать кому-то хесед, подумаю о нем, как о члене своей семьи.
“Сказано тебе, человек, что добро и что требует от тебя Б-г — только поступать справедливо, любить хесед и ходить скромно пред Б-гом твоим” (Миха, 6:8).
Хафец Хаим учит, что мир был основан на хеседе. Все евреи связаны друг с другом способностью давать и временной необходимостью принимать — это объединяет еврейский народ тканью сострадания. Хесед имеет огромную ценность.
Но слова пророка учат нас тому, что хесед не конечная цель каждого еврея, есть еще ахават хесед — любовь к хеседу, милосердию, любовь делать добро, которая возносит это мощное орудие служения Творцу, к Небесам.
Хафец Хаим объясняет разницу между хеседом и любовью к хеседу. Каждый может это понять, если обратит внимание на свои мысли, сопровождающие доброе дело. Например, когда постучал в дверь человек попросить денег, может промелькнуть нехорошая мысль: “У меня нет сейчас на это времени” или “У меня сейчас не столько денег, чтобы их раздавать”. Не хочет, чтобы заходили в его дом. Тогда то, что он даст, будет хесед — но не будет в этом ахават хесед.
Семья объявляет в местной еврейской газете, что у нее есть в доме комната и еда для приезжих, которые приехали собирать деньги. И, когда слышит стук в дверь, эта семья радуется, как будто эти средства потратила для собственной поездки на отдых.
Самый простой способ определить аѓават хесед — представить, что человек ощущает, расходуя время и силы на семью. Хочет, чтобы костюм сына для Бар мицвы (совершеннолетия) был наилучшим: хорошо сидел, был хорошего качества и красивый. Гордится, когда видит сына в таком костюме, не чувствует, что потерял деньги на этом, а только благодарность и радость, что смог их дать.
Творец желает, чтобы у каждого еврея было такое отношение к хеседу. Если мы выполняем эту заповедь с любовью и энтузиазмом, мы обретаем большие силы — намного больше, чем дает хесед только по обязанности.
Примечания [↑]
1 Разъяснение, почему человек получает огромную награду, несравненно превышающую то, что человек сделал и может себе представить, можно увидеть, например, в книге, в “дне 19” и “20”. Награда дается за все последствия его доброго дела.
2 Все, что здесь написано, и еще множество других поразительных вещей — повседневная жизнь ортодоксальных евреев во всем мире, в чем лично убедился переводчик этой книги и знают все, кому приходилось путешествовать. Например, только в ортодоксальной, харедимной части района Неве-Яков в Иерусалиме с населением порядка пяти тысяч семей действуют больше сорока гмахов (организаций хеседа), предлагающих самые разные виды ссуд и помощи. Здесь и предложение столов и стульев для приема гостей в праздники, и беспроцентные денежные ссуды, и приют для потерявшихся детей, пока их найдут родители, и лекарства, и халы в Субботу (Шаббат), для тех, кому не хватило. И срочная бесплатная медицинская помощь на дому или с доставкой в больницу, ацала, в том числе в субботу и праздники, и помощь женщинам после родов — приготовить еду, убрать квартиру, и предоставление своей квартиры для размещения гостей, приехавших на праздник или субботу, и бесплатные библиотеки и фонотеки. Всего не перечесть.