хемшилка что за нация
ХЕМШИЛЫ
Смотреть что такое «ХЕМШИЛЫ» в других словарях:
Хемшилы — Амшенцы/Хемшилы Համշե(ն)ցիներ Хемшилская девушка в национальной одежде. Общая численность: около 400,000[1] Расселение: Турция … Википедия
Амшенцы — Амшенцы/Хемшилы Համշե(ն)ցիներ … Википедия
Национальный состав России — Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. При этом русские составляют около 80 % населения… … Википедия
Депортация народов в СССР — Депортация народов форма репрессий[1], своеобразный инструмент национальной политики. Советская депортационная политика началась с выселения белогвардейских казаков и крупных землевладельцев в 1918 1925 годах[2] Первыми жертвами советских… … Википедия
Ошская область — кирг. Ош областы … Википедия
Джалал-Абадская область — кирг. Жалалабат областы … Википедия
Баткенская область — кирг. Баткен областы … Википедия
Национальный состав населения России в 2002 году — по данным Всероссийской переписи населения. Всего было опрошено 145 166 731 человек. Из них 1 460 751 своей национальности не указали. 42 980 назвали национальность, не указанную в основном списке. Содержание 1 Алфавитный список национальностей с … Википедия
Ризе (ил) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ризе. Ризе тур. Rize Страна Турция Статус Ил Административный центр … Википедия
Краткая история Амшена — Хемшилы — чистокровные армяне!
18-13 века до нашей эры — юго-восточное побережье Черного моря (современное Черноморское побережье Турции) находится в составе государства Хайаса.
8-7 века до нашей эры — в Халдии расселяются греческие колонисты из Македонии, которые основали на морских берегах Халда несколько греческих городов-портов (крупнейший из которых — Трапезунд)
6-2 века до нашей эры — Халдия входит в состав Малой Армении.
2-1 века до нашей эры, вся Малая Армения (включая Халдию) входят в состав Греческого Понтийского царства.
1-5 века — Халдия находится в составе Римской империи.
5-11 века — Халдия входит в состав Византийской империи, в составе которой, то выделяется в отдельную фему (автономию византийского образца), то включается в состав большой армянской фемы Армениакон
Крепость Амшен с его войском контролировали всю территорию провинции Халдия, отчего вся провинция со временем стала именоваться Амшеном (Хемшином).
Амшен составлял восточную часть Трапезундской империи, где свыше 90% населения составляли армяне-амшенцы (потомки древних халдов и воинов Амама Аматуни)
В 1461 году Амшен (как и все Черноморское побережье) были захвачены войском турок-османов.
В начале 1500-ых годов османы провели карательные рейды среди населенных пунктов Амшена. Цель этих рейдов-заставить местных жителей принять Ислам. Часть амшенцев была убита, другая часть бежала в горы на западе. Те, кто остались непосредственно в районах Амшена — были исламизированы.
Так, в результате турецкой военной агрессии, амшенцы в 16 веке разделились на 3 части:
Амшенцы — до геноцида 1876-1915 годов, жили в районах Джаник (Самсун), Трапезунд и Орду. Исповедуют христианство Армянской Апостольской церкви, говорят на армянском языке и осознают себя армянами.
В 1876-1908 годах, в годы султанского правления и русско-турецких войн, османские власти провели ряд «карательных операций» против мирного населения Амшена, исповедовавшего христианство. В результате тысяч амшенцев были убиты. В их домах искусственно заселяли черкесов-мухаджиров, бежавших с Северного Кавказа (территория современного Краснодарского края) от русских войск.
Амшенцы же, вынуждены были покидать свои дома в Трапезундском вилайете и уезжать в пределы Российские, именно в те аулы, откуда приходили потоки черкесских мухаджиров. То есть происходил своего рода обмен населением между Российской и Османской империями.
В 1915 году младотурки организовали геноцид армян в ходе которого все амшенцы-христиане оказались лишены своей Родины и в количестве 75,000 человек бежали в Российскую империю, на территорию современного Краснодарского края и Абхазии.
Однако исламизированной части амшенцев геноцид миновал.
На сегодняшний день, в Краснодарском крае и в Абхазии, живут до 400,000 амшенцев-христиан, они составляют 30% населения Большого Сочи, 35% населения Туапсе, 20% населения Новороссийска и Анапы, 60% населения Сухумского района, свыше 50% населения Гагрского района и тд.
При этом, турецких «исследователей» не смущает ни антропологические особенности хемшил (уж совершенно не похожих на алтайцев, а отличающихся белой кожей и европейскими чертами лицами), ни язык на котором они говорят (многие хемшилы даже не подозревают, что они говорят на том же языке, на котором говорят армяне всего мира).
Путем фальсификаций и искажения истории, Турция хочет окончательно завладеть Анатолией (Армянским нагорьем) — землей, которая турками просто аннексирована и исторически им не принадлежит.
Тема: Загадочные хемшилы
Опции темы
Отображение
Загадочные хемшилы
http://kavpolit.com/zagadochnye-xemshily/
О жизни хемшилов – субэтноса армян, ставших мусульманами шесть веков назад
24.11.2013
Заур Караев журналист![]()
Фото: commons.wikimedia.org
В турецком городе Ризе проживает довольно загадочный этнос – хемшилы. В отличие от своих предков армян, они уже много веков являются мусульманами. Чтобы узнать, как живут сейчас хемшилы и кто им ближе – армяне или турки, корреспондент «Кавполита» отправился в Турцию.
Кавказский след в Ризе
Турецкий город Ризе очень красив. Он красив совсем не так, как современные мегаполисы – не множеством цветастых вывесок, не невероятной высоты небоскребами. Конечно, здесь можно встретить построенные по современному типу высокие здания и ярко освещенные ночные клубы, но их совсем незаметно на общем фоне города.
В первую же очередь Ризе прекрасен своим географическим положением. Он располагается на побережье Черного моря, причем самая дальняя от моря часть находится на расстоянии не более одного километра. Климат здесь очень хороший, зима не сурова и значительно мягче той, что бывает на причерноморских российских территориях, хотя город расположен не так уж далеко от краснодарских курортов.
В Ризе не так много турок, как в большинстве селений Турции. Обусловлено это весьма своеобразной историей и опять-таки географическим положением. Достаточно близко распложены кавказские страны (Грузия, Армения). Последнее и послужило причиной того, что около шестидесяти процентов населения Ризе составляют лазы и хемшилы.
Лазы – этноконфессиональная группа грузин, достаточно давно проживающая на этих территориях. Они в свое время подверглись исламизации, и, в отличие от абсолютного большинства своих грузинских родственников, исповедуют ислам и поныне. Хемшилы же являются субэтносом армян. Как и лазы, они подверглись «отуречиванию» и стали мусульманами.
Лазов в Ризе несколько меньше, чем хемшилов. Основная масса первых в основном живет несколько восточнее, прямо у границ с Грузией, тогда как вторые расселены здесь в большом количестве.
Такое этническое своеобразие оказало некоторое влияние и на облик города. Бродя по улицам, можно наткнуться на большое число различных ресторанов и кафе с кавказской кухней. Недалеко от красивой мечети, расположенной почти в центре города, есть небольшой ресторанчик, который среди народа называется Hemsin. Хозяева этого заведения являются хемшилами.
Я и мой спутник, турок Орхан, решили направиться именно в этот ресторан, чтобы войти в контакт с представителями загадочного этноса. Аккуратная обстановка и обставленные деревянными стульями столы не представляли из себя ничего необычного.
Меню было более интересным. Например, можно было заказать хаш, а также было блюдо с весьма интересным названием patuk, что очень походило на армянский путук. Оказалось, что это одно и то же. Даже современная хемшилская кухня до сих пор имеет армянские черты.
Отобедав, мой товарищ начал говорить по-турецки с молодым парнем-официантом. Он вкратце изложил ему, что нам бы хотелось узнать что-нибудь о местных хемшилах и по возможности пообщаться с ними. Официант согласился нам помочь, после чего скрылся во внутренних просторах ресторана.
Через несколько минут к нам подошла немолодая женщина в строгом костюме. Лицо ее было очень красивым, но черты были не турецкими. Они имели какой-то армянский оттенок, что особенно выдавала форма ее носа. Она вообще выглядела необычно – очень светлая кожа лица, высокие надбровные дуги и голубые глаза, контрастирующие с темными волосами.
Мой спутник изложил ей цель нашего прихода. Он рассказал, что мы ищем отголоски армянской культуры в современной Турции и специально для этого выбрали район, который считается одним из самых густонаселенных хемшилами. Услышав это, она даже предложила нам не платить за обед. Ее очень обрадовало, что мы интересуемся культурой ее народа.
Имя этой женщины Айше. Она хемшилка. Переехала в Ризе со своей семьей уже давно, а родилась в находящейся рядом деревне. Там живет много таких, как она, и все называют себя именно хемшилами. В этой же деревне остались ее родители и большая часть родственников.
После недолгой беседы мы поинтересовались у нее насчет возможности попасть в ту самую деревню. Айше пообещала организовать поездку, и уже через полчаса ее сын подъехал на автомобиле к ресторану. Через несколько минут мы направлялись в нужную нам деревню. Айше, сославшись на работу, не решилась сопровождать нас.
Не тюрбан и не платок
На первый взгляд, ничего особенного в этом селении не было. Те же улицы, люди, одетые в привычную для европейцев одежду, обычные дома и множество мелких магазинчиков. Но если приглядеться, то можно обнаружить особенности.
Так, некоторые женщины покрывают головы платком каким-то необычным и сложным образом, не так, как это делает большинство мусульманок. Платки были похожи скорее на некий симбиоз тюрбана и платка. Мужчины же здесь, как и почти во всей Турции, не носят бород. Они предпочитают усы.
Наш водитель должен был доставить нас к дому своего деда, где, по его словам, всегда людно. Когда мы подъехали, во дворе бегало много детишек, которые весьма задорно шумели. Возле самого входа в дом на небольшом стуле сидела пожилая женщина, голова которой была укутана таким же образом, как мы уже видели ранее. Приведший нас поприветствовал ее, мы вслед за ним сделали то же самое.
Наши новые знакомые начали разговор. По озадаченному виду моего товарища я понял, что говорят они не на турецком. Очевидно, говорили на хемшилском. Потом женщина сказала нам пару слов на турецком. Мой спутник кивнул ей, и мы зашли в дом.
В турецкой компании хемшилов и лаза
Мы вошли в большую комнату, где увидели несколько человек. Это были пожилые мужчины. Сидели старики в красивых кожаных креслах. Перед ними стоял стол, на котором виднелись необходимые для чаепития принадлежности. Наше появление их никак не смутило.
Сын Айше стал говорить с ними, на сей раз по-турецки. Через несколько секунд в разговор вовлекли и моего спутника. Он объяснил мне, что старик, сидящий в центральном кресле – Гучлю, и он является главой этого дома. Он же и отец Айше. Два других старика – это местные жители. Один из них хемшил, а другой – лаз. Гучлю самый старший из них, он считается человеком сведущим в религиозных делах.
Чтобы хоть как-то сгладить столь варварское вмешательство, мы начали с теологических вопросов. Потом заговорили о конях и этнической самоидентификации. Гучлю сказал нам, что он хемшил. На вопрос, кем являются хемшилы, старец ответил, что турками они точно не являются. Но в Турции хемшилов уже давно держат за тюркский народ, однако это совсем не правильно. Хемшилы даже внешне сильно отличаются от турок, несмотря на то, что давно уже живут с ними бок о бок. Мой друг Орхан с улыбкой спросил его, считает ли он турок братьями. Гучлю ответил: «По вере».
Старик также рассказал нам, что большинство хемшилов считают себя близкими родственниками армян. Гучлю уверил нас, что говорит на отличном армянском языке, который, может, несколько и отличается от того, коим владеет большинство армян мира. Однако армянином себя Гучлю не называет, уточняя, что он именно хемшил.
По его представлению, хемшилы – это отдельный народ, очень близкий к армянам, но и не чуждый туркам. Хемшилы впитали в себя все лучшее из этих двух народов.
Армяне – братья, но Турция – родина
Гучлю любит своих братьев, коими он считает весь армянский народ. По его мнению, в вопросе закрытой границы больше виновата Турция. Также Гучлю считает, что Турция несправедлива в том, что не хочет объективно смотреть на трагические события в Османской империи времен Первой мировой войны, когда были большие жертвы. Однако он считает, что тогдашние власти поступали несправедливо не только с армянами, но и с другими, в числе коих и много убитых по непонятным причинам турок.
Мы задали вопрос, который порой обсуждает армянская интеллигенция: возможна ли репатриация хемшилов в Армению? Гучлю на это улыбнулся. Он уверен, что его далекие предки жили на тех землях, где он живет сейчас, еще задолго до появления Османской и Российской империй. Так что переезжать – значит оставлять родину, и это касается всех хемшилов Турции.
Хемшилы или «армени»?
Выйдя из дома и погрузившись в машину, мы поинтересовались у сына Айше насчет его самоидентификации. Он ответил, что не согласен со своим дедом, и сказал, что он – «армени». Он считает себя полностью армянином, хотя от ислама отказываться не собирается. По его словам, почти все хемшилы считают себя армянами, но все равно остаются мусульманами.
Времени у нас было мало, посему мы оставили хемшилов и продолжили путешествие. Но хоть немного проникнуть в тайный мир загадочного этноса нам все-таки удалось.
Почему езидов называют самым странным и закрытым народом, и Какие тайны хранят потомки вавилонян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где можно встретить езидов
Езидизм, объединяющий зороастризм, иудаизм, христианство и ислам
Самой большой святыней езидов считается храм Лалеша Нурани в Северном Ираке. Каждый езид стремится совершить в это место паломничество хотя бы раз в жизни. Там находится гробница основателя и реформатора езидизма Шейха Ади ибн-Музаффара. Проводя параллели, можно утверждать, что Лалеш соизмерим для потомков вавилонян с Иерусалимом у христианина или Меккой у мусульманина.
Когда религиоведы заводят речь о происхождении езидизма, то выдвигается несколько версий. Согласно первой езидизм основывается на древней религии месопотамских курдов, но до нас дошел в обновленной форме. Вторая вариация склоняется в пользу того, что религия езидов абсолютно самобытная, зародившаяся в 11 веке и к курдам отношения не имеющая. Есть и другие предположения, ни одно из которых пока не доказано научно.
Езиды зовут свое верование «Шарфадин». Эта религия содержит в себе сразу несколько древних черт вероучений междуречья. К примеру, кровлю езидского храма не отличить от древних армянских церквей. Приводят историки и исламские элементы космологии, культ поклонения авраамическим пророкам (Иисусу, Мухаммеду, Аврааму), святым именным храмам. Одним из главных божеств езидов является павлин, параллельно религия предусматривает солнцепоклонничество. Подобно исламу езидизм использует арабские чины духовенства (пеш имам, мулла, факир), обряд обрезания, некоторые идентичные посты и праздник жертвоприношения. Езиды цитируют мусульманских пророков. Езидское богослужение вращается вокруг святой Троицы, обличенной в Боге, архангеле Малик Таус (ангел-павлин) и шейхе Ади.
Подобно христианам, езиды помнят о Судном дне, когда душе придется отчитываться за все содеянное перед Богом. Но четко разделенных понятий рай-ад не существует. Крест у езидов тоже присутствует, только выступает символом 4-х сторон света.
Причины конфликтов с мусульманами и езидские касты
Подобно иудеям, езиды считают, что стать их представителем нельзя, только по рождению. Не предусмотрен и переход в езидскую веру. Езидам запрещено вступать в браки с иноверцами и даже представителями иных каст. Но все же бывают случаи рождения детей вне брака и чистых союзов. Если отец ребенка езид, то кровная линия продолжается. Если же только мать езидка, ребёнок считаться таковым не может.
Главные долги и запреты каждого езида
Первостепенный долг представителя национальности – праведность. Езиду нельзя убивать, воровать, совершать подлость, одеваться в синее (этот цвет считается божественным) и, как уже упоминалось, бракосочетаться с иноверцами. Много в езидизме пищевых запретов. Например, запрещено употребление свинины, петуха, капусты, алкоголя. По средам нельзя принимать ванны и бриться. Копать могилу умершему езиду позволено только представителю его религии.
Нельзя произносить слова, корни которых фонетически сопряжены с «дьявол». Их принято заменять синонимами. Известны и запреты, связанные с тремя стихиями: огнём, землёй, водой. Корни таких предписаний тянутся из зороастрийского учения, воспрещающего осквернять вышеупомянутое.
Место женщины в езидском обществе
В езидизме женщины почитаются едва ли не больше мужчин. При этом хозяином в доме выступает последний. На нем лежит вся ответственность за семейное благополучие. Часто случается, что езидки ходят на работу, чаще в том случае, если финансов недостаточно. В далеком прошлом супруги-езиды усаживались за стол отдельно, сегодня по согласованию сторон допускается традиционный вариант совместного приема пищи. На крупных банкетах по-прежнему сохраняется гендерное разделение. Женщина может свободно посещать богослужения, но молится на своей стороне. Одежда езидки обязана быть строгой и закрытой. Правда, молодежь не всегда придерживается вековых традиций.
Не только солнцу поклонялись все народы земли: Почему богини со змеями существуют во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Хемшилы освоили уклад русской деревни
Гульхан спешит сама, и поторапливает сноху Гульбияс. Скоро с огорода вернется семья. Надо приготовить плов и испечь лепешки. Пока руки привычными движениями разделывают тесто, женщина сетует. Не те нынче нравы. Раньше сноха на свекровь глаз боялась поднять, нынешняя молодежь пошла своенравная и строптивая. Еще не нравится Гульхан то, что детей у нее шестеро, а вот внуков пока только пять.
Гульхан Карабаджакова: «Они не рожают. Не хотят рожать. Почему, не знаю. Боятся, что ли, что дети голодные останутся, или чего, я не знаю, почему. Я не знаю, они не рожают, еще меньше останется наша нация».
Корни хемшилов в Турции. Потом народность перебралась на Кавказ. При Сталине оказались в Киргизии. А в начале 90-х хемшилам вновь пришлось искать пристанище. Тогда Гульхан с мужем Пашамилем погрузили пожитки в машину и вместе с родственниками отправились колесить по стране.
Пашамиль Карабаджаков: «Три месяца ездили, искали ребятам место. Попали, там учета нет и так в конце, сюда попали. Думаю, повезло нам. Мы живем нормально, все дружно и работаем все, ну нормально».
Судьба подарила им новую Родину. «Россия», именно так называется колхоз, где приютили несколько хемшильских семей.
Надежда Чернышева, председатель профкома колхоза «Россия»: «В это время у нас была нехватка кадров и поэтому, руководством колхоза было принято решение принять их на работу. В общем, в это время у нас было свободно жилье, предоставлено им, а в последствии стали подъезжать их родственники, которые стали покупать дома».
Живут хемшилы дружно. Вместе работают и отдыхают. Дома, чтобы не забыть, разговаривают только на родном языке. К укладу русской деревни не сразу, но привыкли.
Гульхан Карабаджакова: «Дояркой работала. Первый год тяжело было, потом привыкли, как сестры работали доярки. Они мне помогли, как не знаю чего, они мне все подсказывали. Хорошо работали».
Тамара Попова, заведующая фермы: «Добросовестные. Очень хорошо выполняют свою работу. В любое время, когда б не обратился, всегда готовы помочь. Был такой случай, что зимой, в холодную погоду обратилась я Карабаджакову Пашали. Он не сказав ни слова пришел и помог все, что я его просила».
Шохсанам, или как здесь ее называют, Света, стала работать на ферме сразу после школы. Когда мать ушла на пенсию, Света взяла к себе в группу и ее коров. Лучшей доярки в колхозе нет. Здесь все шутят, будто слово заветное хемшилка знает.
Не так давно Света вышла замуж. После свадьбы муж Иляс перебрался к жене в село Малые Алабухи. Устроился на ферму скотником. Теперь и он живет и трудится в «России».