хеликс что значит слово
HELIX
helix
[ʹhi:lıks] n (pl helices)
1. мат.
1) спираль, винтовая линия
2) винтовая поверхность
2. архит. волюта, завиток
3. тех. змеевик
4. эл. соленоид
5. анат. завиток ушной раковины
Смотреть что такое HELIX в других словарях:
HELIX
[`hiːlɪks]спираль, винтовая линияволюта, завитокзавиток ушной раковинывинтрод моллюсков, имеющих спиральную раковину
HELIX
HELIX
• Auger shape • Coil • Coiled shape • Corinthian capital scroll • Corkscrew shape • Curve in math class • Curving line, like of DNA strands • DNA curv. смотреть
HELIX
[ʹhi:lıks] n (pl helices)1. мат. 1) спираль, винтовая линия2) винтовая поверхность2. архит. волюта, завиток3. тех. змеевик4. эл. соленоид5. анат. завит. смотреть
HELIX
helix [ˊhi:lɪks] n (pl helices) 1) спира́ль, спира́льная ли́ния, винтова́я ли́ния 2) анат. завито́к ушно́й ра́ковины 3) тех. винт 4) зоол. ули́тка 5) а. смотреть
HELIX
<ʹhi:lıks>n (pl helices) 1. мат. 1) спираль, винтовая линия 2) винтовая поверхность 2. архит. волюта, завиток 3. тех. змеевик 4. эл. соленоид 5. смотреть
HELIX
HELIX
1. винтовая линия, спираль (пространственная) 2. винтовая поверхность, геликоид 3. эл. соленоид* * *• геликоид • спираль • спиральный • спиральный з. смотреть
HELIX
1. спираль 2. винтовая линия 3. архит. волютаАнгло-русский строительный словарь. — М.: Русский Язык.С.Н.Корчемкина, С.К.Кашкина, С.В.Курбатова.1. смотреть
HELIX
n(pl helices)1) спіраль2) зоол. равлик, слимак3) ел. спіральна котушка; соленоїд4) анат. завиток вушної раковини5) архт. спіральний орнамент, закруток. смотреть
HELIX
icis f. (греч.)1) плющ (разновидность) PM 2) архит. волюта, завиток (в коринфской капители) Vtr
HELIX
helix: translationSynonyms and related words:cirrus, coil, corkscrew, curl, curlicue, evolute, gyre, involute, kink, ringlet, roll, screw, scroll, spir. смотреть
HELIX
спираль (напр. ДНК) double helix — двойная спираль (ДНК)
HELIX
HELIX
1) спираль 2) завиток ушной раковины •- alpha helix- DNA helix- double helix- imperfect helix* * *улитка
HELIX
HELIX
n (pl helices) 1) тех. спіраль, гвинтоподібна лінія; 2) гвинтова поверхня; 3) архт. закруток, волюта; спіральний орнамент; 4) анат. завиток вушної раковини; 5) ел. спіральна котушка; соленоїд; 6) зоол. равлик, слимак. смотреть
HELIX
HELIX
Хеликс — естественная конформация многих биополимеров (напр., белки, двунитчатая ДНК), характеризующаяся спиральной структурой с повторяющимся рисунком. смотреть
HELIX
HELIX
helix: translation n.; pl. helices [Gr. helix, a spiral] Having a spiral form.
HELIX
спираль* * *спираль; спиральная линия; винтовая линия; винтовая поверхность; улитка
HELIX
fзавито́к m (напр. ушной раковины)
HELIX
(n) винтовая линия; винтовая поверхность; волюта; завиток; завиток ушной раковины; змеевик; соленоид; спираль
HELIX
n. спираль, спиральная линия, винтовая линия; волюта [архит.], винт; улитка, завиток ушной раковины
HELIX
мед.сущ. спираль; завиток * * * завиток ушной раковины Англо-русский медицинский словарь.2012.
HELIX
спираль, спиральная линия, винтовая линия anat. завиток ушной раковины zool. улитка
хеликс
Смотреть что такое «хеликс» в других словарях:
хеликс — (грч. helix спирала) хем. назив за полимери што се карактеризираат со спирална структура … Macedonian dictionary
«Хеликс-поворот-хеликсный» белок ХПХ-белок «спираль-поворот-спиральный» б — «Хеликс поворот хеликсный» белок, ХПХ белок, «спираль поворот спиральный» б. * «хелікс паварот хеліксны» бялок, ХПХ бялок, «спіраль паварот спіральны» б. * HLH protein or helix turnhelix protein белок, домен которого, образованный двумя спиралями … Генетика. Энциклопедический словарь
Хеликс спираль — Хеликс, спираль * хелікс, спіраль * helix естественная конформация многих биополимеров (напр., белки, двунитчатая ДНК), характеризующаяся спиральной структурой с повторяющимся рисунком … Генетика. Энциклопедический словарь
Unreal (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Unreal (значения). Unreal Жанры индастриал метал готик метал дарквейв Годы 2006 наши д … Википедия
Ка-28 — Ка 27 Назначение: Корабельный многоцелевой вертолёт Первый полёт: 24 декабря 1973[ … Википедия
Игра окончена — Серия 6 сезона Русское название = Игра окончена Английское название = Playtimes Over Автор сценария = Джо Келли Год показа = 14 Августа, 2006 (Америка), 27 октября, 2008 (Россия) Сюжет Майки прошёл всю игру под названием Хеликс и теперь хочет… … Википедия
туманность — смутность, неясность, неопределённость, расплывчатость; неопределенность, обтекаемость, пеликан, америка, неотчетливость, омега, лагуна, мутноватость, розетка, радиотуманность, двусмысленность, тусклость, невыразительность, мглистость,… … Словарь синонимов
Импланты — (имплантаты) класс изделий медицинского назначения, используемые для вживления в организм либо в роли протезов (заменителей отсутствующих органов человека), либо в качестве идентификатора (например, чип с информацией о домашнем животном,… … Википедия
Список футбольных клубов высших лиг стран АФК — Содержание 1 Австралия 2 Афганистан 3 … Википедия
Хеликс что значит слово
Лабораторная служба Хеликс работает в сфере лабораторной диагностики с 1998 года. В настоящее время является одним из лидеров лабораторной диагностики в России. Под брендом Хеликс открыто более 350 Диагностических центров и Лабораторных пунктов по всей стране. На сегодняшний день Компания выполняет свыше 2500 исследований для более чем 1800 частных и 300 государственных медицинских учреждений в более чем 130 городах по всей России, имеет 4 Лабораторных комплекса общей площадью более 8 000 кв. м в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Краснодаре.
Об истории Компании и планах развития – в интервью основателя и генерального директора Лабораторной службы Хеликс Андрейчука Юрия Владимировича.
– Юрий Владимирович, расскажите, с чего началась история Лабораторной службы Хеликс?
– История моей Компании началась в 1998 году в Санкт-Петербурге. С самого начала Хеликс занимался научными исследованиями. Разрабатывались новые виды вакцин. Планировалось, что лабораторная диагностика дополнит исследовательскую деятельность компании. Тем более что неплохое по тем временам оборудование и высокий профессионализм сотрудников с легкостью позволяли этого достичь.
– Каким образом развивалось направление лабораторной диагностики?
– Лабораторная служба стала выполнять анализы по методу полимеразной цепной реакции (ПЦР) для медицинских учреждений Петербурга, что оказалось весьма востребованным в медицинской среде. Диагностическое направление в работе компании приобретало все больший вес, стали осваиваться новые методы лабораторных исследований, начал расширяться парк оборудования.
К 2002 году исследовательское подразделение Хеликс было выделено в отдельную компанию. В сотрудничестве с одним из университетов Швеции она продолжила активную исследовательскую деятельность, которая ведется и по сегодняшний день.
Основное подразделение Лабораторной службы сконцентрировалось на выполнении медицинских анализов, при этом научный подход и инновационность неизменно остаются важнейшими ценностями Хеликс.
– Следующий закономерный шаг – это выход на рынок конечного потребителя?
– Да, безусловно. Вскоре мы задумались не только о сотрудничестве с медицинскими организациями, но и о предоставлении услуг на розничном рынке. Это был серьезный шаг с нашей стороны. В 2004 году мы открыли первый Диагностический центр Хеликс для жителей Петербурга. Впервые с анализами стали связывать такие понятия, как комфорт и удобство. Мы и сейчас придерживаемся этого принципа – Клиенту должно быть удобно. Он выражается во всем: мы стремимся обеспечить территориальную доступность Хеликс, постоянно открывая новые Центры, мы делаем комфортной саму процедуру сдачи анализов – начиная от общения с персоналом и заканчивая получением результатов. И, конечно, мы лидеры рынка по онлайн-сервисам, доступным нашим Клиентам.
– Проект получился успешным, вы начали его масштабировать?
– Да, мы создали крупную сеть Диагностических центров и Лабораторных пунктов, которой по мере роста становилось все сложнее управлять. Для того, чтобы решить вопрос на качественном уровне, с помощью собственного штата разработчиков мы создали единую информационную систему, которая связала все розничные точки с Лабораторным комплексом. Это был прорыв в развитии Компании, который до сих пор остается залогом высокого качества обслуживания и надежности нашей Лабораторной службы.
– Когда было принято решение о развитии по франчайзингу?
– Программа франчайзинга начала успешно действовать с 2007 года – тогда мы открыли первый франчайзинговый Центр в Петербурге. А в 2009 году развитие розничной сети Хеликс шагнуло за пределы Северо-Западного региона.
– Ваша экспансия в регионы продолжилась активнее после выстраивания операционных процессов?
– Да, мы не остановились на достигнутом и в 2011 году открыли новый Лабораторный комплекс в Екатеринбурге. Клиенты в восточных регионах России стали получать более оперативное обслуживание. В 2012 году первые Центры Хеликс открылись в Москве, а в начале 2014 года приступил к работе новый Лабораторный комплекс в столице, что позволило значительно оптимизировать логистическую схему и повысить скорость обслуживания для регионов. В этом же году Лаборатория в Петербурге более чем в три раза увеличила свои площади, существенно обновив оборудование и все информационные системы. У Хеликс на сегодняшний день есть все для того, чтобы предоставлять клиентам услуги по лабораторной диагностике самого высокого качества в любом объеме.
– Сейчас Хеликс представлен во многих регионах России – от Калининграда до Владивостока. Глобальное географическое расширение сети привело к изменениям внутри Компании?
– Конечно, и к очень серьезным. В первую очередь, мы должны были обеспечить бесперебойную доставку образцов из всех регионов страны в Лабораторные комплексы, и мы организовали мощную службу логистики, обслуживающую территорию пяти часовых поясов. Наша логистическая система построена таким образом, что образцы биоматериала поступают в ближайший Лабораторный комплекс в этот же день. Курьеры до двух раз в день забирают биоматериал из Центров. Чтобы обеспечить сохранность образца, используются термоконтейнеры с четырьмя температурными режимами.
– А если говорить о технологиях на местах, в регионах?
– Эффективная комбинация IT-решений мировых брендов и собственных разработок позволяет нам быстро решать самые разнообразные задачи. Во всех Центрах Хеликс установлено разработанное нашими специалистами программное обеспечение, с помощью которого вся информация в режиме онлайн поступает в наши Лабораторные комплексы. Это одно из ключевых условий быстрого развития в регионах.
– В чем это все выражается для конечного клиента?
– В качестве обслуживания в первую очередь. В удобстве, в доступности. Мы создали собственный Контакт-центр, который работает круглосуточно 365 дней в году и ежедневно обслуживает более 7 000 обращений. Операторы всегда готовы оказать квалифицированную помощь клиенту по любому вопросу: осуществить запись на прием к врачам различных специализаций, сориентировать по адресам ближайших Центров и графику работы, проконсультировать по результатам анализов. По вопросам, требующим назначения или интерпретации исследований, отвечают врачи-консультанты различных специальностей. Чтобы обеспечить клиенту максимальное удобство, мы разработали Личный кабинет Хеликс, который доступен как на нашем сайте, так и через мобильное приложение «Хеликс Клиент». Наши клиенты могут получить консультацию, сделать предзаказ на исследования, а также получить результаты и отслеживать их динамику в любом месте. Уже сейчас Личный кабинет Хеликс использует почти 1 000 000 пользователей.
– А если говорить о качестве самих услуг – лабораторной диагностики?
– Разумеется, это то, что мы контролируем самым тщательным образом. Выдавать точный и достоверный результат – наша первоочередная задача. Высочайшее качество проводимых исследований достигается за счет четкого соблюдения алгоритма преаналитических процедур, системы ежедневного контроля качества, регулярной калибровки оборудования, валидации результатов врачами. А высокая степень автоматизации на всех этапах и двойное штрихкодирование исключает ошибки.
Соответствие Хеликс международным стандартам качества подтверждают такие мировые лидеры в области сертификации, как «Bureau Veritas» (Франция) и SGS (Швейцария). Хеликс – первая в России компания, которая прошла международный аудит такого высокого уровня.
В 2015 году Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата внесла Лабораторную службу Хеликс в «Реестр надежных партнеров». Хеликс стал первой компанией, предоставляющей услуги лабораторной диагностики, включенной в Реестр.
В конце 2018 года Хеликс еще раз подтвердил высокий уровень качества выполняемых исследований, пройдя сертификацию по программе «Шесть сигм» от американской компании Westgard QC Inc. Такая верификация означает, что погрешности при выполнении исследований статистически возможны всего лишь в 3,4 случаев из одного миллиона. К нам приезжал Стен Вестгард, Директор по обслуживанию клиентов и технологиям Westgard QC Inc., который на протяжении нескольких дней проводил аудит выполнения исследований в Лабораториях Хеликс. Мы очень гордимся, что Стен отметил высокий уровень системы контроля качества Хеликс и соответствие выстроенных процессов лучшим мировым практикам, принятым в ведущих международных лабораториях.
Также, в 2018 году мы стали первой и единственной в СНГ референс-лабораторией Roche Diagnostics. Референс-лаборатории – это лаборатории, предоставляющие опорные значения величин для оценки правильности измерений. Другими словами, это «эталонные лаборатории», по которым оценивается качество и точность исследований других лабораторий в конкретном регионе/на локальном рынке/в определенной нозологии. Кроме того, референс-лаборатории предполагают наличие максимально широкой линейки оборудования производителя, а также используются в целях технических и клинических испытаний нового лабораторного оборудования. Это очень важное событие для Хеликс – такой статус еще раз подтверждает наш передовой опыт и соответствие мировым стандартам качества и сервиса. Надеюсь, то, что мы делаем, будет способствовать повышению уровня лабораторной диагностики в целом в стране.
– На каком оборудовании вы выполняете исследования?
– Насколько мне известно, Хеликс единственная в России коммерческая лаборатория, в которой был реализован подобный проект?
– Да, это действительно так. Еще одно подтверждение качества наших исследований – участие в международном проекте по определению референсных интервалов и пороговых значений совместно с Международной федерацией клинической химии. Это международный проект, проводимый в 23 странах мира. В каждой стране, включенной в глобальный проект, для сбора и обработки данных была выбрана медицинская лаборатория, уровень профессионализма и компетентности которой был оценен достаточно высоко для выполнения задач проекта. В России это были мы.
– Есть ли еще какой-то потенциал по технологическому развитию ваших лабораторных площадок или вы уже реализовали на них все, что могли?
– Несмотря на то, что мы уже многое сделали, потенциал есть, и он достаточно большой. Например, за последний год мы реализовали в Лабораториях проект автоматической сортировки образцов, а также добавили новое оборудование в трековую систему, установив преаналитические линии с центрифугами и сортировщиками, а также холодильники-архивы для хранения биоматериала. Все это оборудование соединено трековыми линиями, по которым пробирки перемещаются автоматически, в результате мы автоматизировали полный жизненный цикл образца – от момента поступления в Лабораторию и до архивации. Это позволило, в первую очередь, уменьшить время выполнения исследования, а значит еще быстрее выдавать клиентам результаты анализов, а во вторую – полностью нивелировать ошибки, связанные с человеческим фактором.
Такой уровень автоматизации среди частных лабораторий в России есть только у Хеликс.
И мы не планируем на этом останавливаться – несколько лет назад Хеликс стал первым в Европе, кто с помощью треков соединил в одну линию анализаторы двух разных производителей – Sysmex и Roche Diagnostics. В 2019 году планируем реализовать еще один подобный проект – будем первыми в России.
– Сейчас Хеликс – один из лидеров лабораторной диагностики в России. Каковы ваши дальнейшие планы?
– Дальнейшие планы? Не останавливаться на достигнутом, идти только вперед. У нас очень амбициозные планы по развитию – заходить в новые регионы, открывать новые точки, развивать новые направления. Предоставлять все более качественный сервис нашим клиентам.
– Развитие по модели франчайзинга будет продолжаться?
– Конечно. Мы за 20 лет успешной работы накопили огромный опыт и разработали множество эффективных инструментов развития бизнеса. Готовы делиться ими с франчайзи-партнерами. Ведь быть партнером Хеликс – это выгодно для человека, который решил открыть собственный бизнес. Во-первых, мы действительно предлагаем лучшие финансовые условия на рынке. Во-вторых, мы вместе с партнером шаг за шагом развиваем его бизнес: составляем индивидуальную программу развития Центра, прикрепляем персональных консультантов, обеспечиваем поддержку на всех этапах работы. Мы прошли это уже почти 300 раз – с каждой новой розничной точкой Хеликс, – поэтому, покупая франшизу Хеликс, партнер в первую очередь покупает готовый «рецепт успеха», основанный на всем нашем опыте, наших наработках, наших технологиях. Рецепт, который уже 10 лет доказывает свою эффективность.
Огромные ресурсы мы вкладываем в обучение. От профессионализма сотрудников зависит качество наших услуг и успех всей компании. Поэтому обучение – это часть той поддержки, которую в полной мере получают от нас франчайзи-партнеры. У Хеликс есть собственный Учебный центр, который обеспечивает, во-первых, обучение управленческого состава – мы учим основам бизнеса, финансам, маркетингу, эффективному управлению персоналом. Даем базовые знания для успешного старта бизнеса партнера. Во-вторых, мы полностью берем на себя обучение линейного персонала – администраторов, медицинских сестер. Сотрудники регулярно проходят как очное, так и дистанционное обучение и тестирование.
– А если говорить в целом – каковы принципы Лабораторной службы Хеликс?
– Наши принципы? Во-первых – инновации, во-вторых – гибкость во всех решениях. И в-третьих, наша цель – быть первыми. Я хочу, чтобы в будущем слово «Хеликс» стало нарицательным, как, например, «Гугл» или «Ксерокс». И я абсолютно уверен, что сегодня у нашей Компании для этого есть все шансы.
Кому война: как создавали увеличившую выручку вдвое в пандемийный год сеть лабораторий «Хеликс»
На прошлой неделе ФАС решила проверить информацию о том, что некоторые лаборатории увеличили срок выполнения ПЦР-тестов и подняли расценки. Отрицательный ПЦР стал необходим не только для выезда за границу, но и в Краснодарский край и на некоторые другие курорты России, а в Москве — для посещения ресторанов, баров и кафе. «Хеликс», один из лидеров лабораторного рынка, подтвердил Forbes, что из-за возросшего спроса время исследования на количественные антитела IgG пришлось увеличить вдвое — до двух суток. В компании уверяли, что рост цены на этот тест с 990 рублей до 1390 рублей произошел из-за отмены действовавшей до 23 июня акции и это просто возврат к прежнему уровню стоимости.
За пандемийный год выручка компании выросла вдвое. Как и кто строил сеть лабораторий?
Анализы с риском
В 1998 году 30-летний Андрейчук зарегистрировал лабораторную компанию, назвав ее по латинскому обозначению двойной спирали ДНК — «Хеликс». Сегодня у его фирмы необычная для крупнейших конкурентов структура: собственных центров по приему медицинских анализов у «Хеликса» всего 22, зато есть еще 418 франчайзинговых. В 2021 году «Хеликс» в очередной раз вошел в рейтинг Forbes «30 самых выгодных франшиз».
По словам Андрейчука, они выбрали этот путь, когда поняли, что не хватает денег на масштабирование бизнеса, но при помощи франчайзинга они смогут быстро развивать розничную сеть, а свои средства инвестировать в IT и лаборатории. Доля дохода, полученного «Хеликсом» от франчайзи-партнеров, в выручке компании за 2020 год составила 47%.
Александр Островский, основатель лидера лабораторного рынка компании «Инвитро», считает, что модель «Хеликса» «чуть более рискованна [чем традиционная]». «Мы стараемся удерживать соотношение своих точек и франчайзинговых в отношении 50 на 50, — говорит он, — потому что свои офисы — это точки контроля уровня сервиса и качества обслуживания конечного потребителя [по всей сети] и отработки новаций».
«Кормящая идея»
В 1992 году Андрейчук окончил биологический факультет Санкт-Петербургского университета, кафедру биохимии. «У меня еще была специализация по генетике, — рассказывает он. — Сейчас это бы называлось «молекулярная биология и генная инженерия».
Выпускника оставили научным сотрудником в существовавшем при университете Биологическом научно–исследовательском институте в лаборатории биохимической генетики, которой руководил ныне покойный Михаил Смирнов. «Смирнов был очень деятельным человеком с коммерческой жилкой, — вспоминает Андрейчук, — и его пример, наверное, тоже стал для меня стимулом». В 1992 году Смирнов создал фармацевтическую компанию «Биотех», которая выпускает иммунобиологический препарат «Ронколейкин» — средство для восстановления иммунитета при сепсисе (заражении крови), для лечения тяжелых пневмоний, туберкулеза легких, рака почки.
Еще учась в университете, Андрейчук познакомился с научным сотрудником Владимиром Куликовым. В то время в университете не было даже амплификаторов (специальных устройств для образования дополнительных копий ДНК. — Forbes), и реакции приходилось ставить с помощью термостатов, секундомеров — «на коленке». «Очень трудоемкая история, — вспоминает Андрейчук. — А у Владимира золотые руки». Позднее они «пересекались в биологическом институте», а примерно с 1996 года стали обсуждать возможности для бизнеса. Затем состоялся разговор с отцом, который, как считает Андрейчук-младший, «очень не хотел, чтобы я, как многие мои однокурсники, навсегда уехал за границу». Вот так и родилась «кормящая идея».
К тому времени на рынке Санкт-Петербурга уже появились частные лаборатории, и их услуги пользовались спросом. «Нам было понятно, что для навыков, которые были у нас в руках и в головах, есть ниша, — рассказывает он.
Маленькое помещение, около 100 квадратных метров, нашли случайно: проезжали с отцом на машине поликлинику НПО «Спецматериалы» на Большом Сампсониевском проспекте и увидели объявление об аренде. Андрейчук с Куликовым закончили курсы, позволяющие классическим биологам заниматься практической медициной, купили «простенькое, но надежное отечественное оборудование», уволились из института и открыли первую ПЦР-лабораторию. «Она могла делать примерно 20 видов тестов, в основном на поиск инфекционных возбудителей, то есть на то, чем ПЦР-тестирование занимается больше всего, — вспоминает Андрейчук. — А первыми клиентами были частные гинекологические кабинеты, урологические клиники, небольшие медицинские компании».
Человек со стороны
Компанию на рынке не знали, бизнес развивался очень медленно. Партнеры ходили от двери к двери частных клиник, показывали прайс-лист и предлагали свои услуги. «Наше конкурентное преимущество было в том, что мы хорошо понимали методологию, системно мыслили, находили со специалистами общий язык и старались сделать подешевле и побыстрее», — говорит Андрейчук.
С утра они с партнером брали термоконтейнеры и на метро ездили за биоматериалом, возвращались в лабораторию, надевали халаты и до ночи делали анализы. А потом заработало сарафанное радио. «В житейском понимании мы довольно быстро встали на ноги, — рассказывает Андрейчук. — Примерно через полгода [отбили инвестиции] и все время быстро росли. Когда ты маленький, рост выручки даже на 50% в год — это немного, мы росли быстрее».
В 2002 году случилось неожиданное. По указателям для курьеров, которых они к тому моменту постоянно набирали, в лабораторию пришел человек и спросил: «Анализы возьмете?» Оказалось, что он был на заводе по делам, но вез в какую-то поликлинику свои анализы. В «Хеликсе» «страшно удивились, а потом поняли, что надо делать розничный центр с входом для пациентов прямо с улицы, вешать вывеску, давать рекламу в газеты». Вскоре они нашли на Большом Сампсониевском проспекте аптеку, которая сдавала маленькое помещение. Там и открыли первый центр, в котором организовали забор материала, а обрабатывали его в своей лаборатории.
Хотя Андрейчук зарегистрировал «Хеликс» в тот же год, что и многолетний лидер рынка «Инвитро», первый собственный розничный центр они открыли с отставанием в два года, в 2004 году. В 2005 году Островский совместно с консультантами из компании «Магазин магазинов», которые отбирали претендентов, запустил франчайзинговый проект.
К появлению первого франчайзи, который пришел самотеком в 2007 году, у «Хеликса» было семь собственных центров в Санкт-Петербурге. Владелица первой франшизы Евгения Баянова рассказывает, что занималась бизнесом с начала перестройки. В семье было несколько медиков, они захотели открыть частный медицинский центр. В одном из помещений, которое присматривали для себя, сотрудники Баяновой нашли оставленную кем-то рекламную листовку «Хеликса», позвонили и встретились с Андрейчуком. «Нас подкупили в них профессионализм, амбиции, уважение к партнерам и условия, которые они предложили», — говорит Баянова. Она признается, что ходила и в несколько других компаний, с одной из них чуть было не заключили договор, но в итоге Баянова выбрала «Хеликс».
Как с первых франчайзи с компании Баяновой не потребовали паушальный взнос, и примерно год она не платила роялти. За это время удалось отбить инвестиции и открыть следующий диагностический центр, который уже платил и взнос, и роялти. Сейчас у Баяновой семь центров, в каждом из которых, кроме процедурного кабинета, есть комнаты УЗИ и специалистов: уролога, гинеколога, эндокринолога, терапевта, кардиолога — «как маленькая поликлиника». «С 2008 года условия для нас практически не изменились, — говорит она. — Как тогда нашли оптимальный вариант, так по нему и работаем».
В 2009 году у «Хеликса» появился первый франчайзи за пределами Северо-Западного региона — из Курска. Сработала рекламная кампания.
Секрет кобрендинга
От лидера рынка «Инвитро» «Хеликс» заметно отставал. В августе 2008 года у «Инвитро», поставившей цель создать федеральную сеть, было 67 офисов, причем не только в Москве, но и в других городах. У «Хеликса» — всего 13. В 2010 году «Хеликс» пригласил на должность коммерческого директора регионального директора «Инвитро» Александра Соловьева, который как раз и занимался франчайзинговой программой. «Среди китов лабораторного рынка «Хеликс» едва ли не последним стал наращивать собственную сеть: в регионах уже были активны «Инвитро», «Ситилаб», KDL, — вспоминает Соловьев. — И тогда родилась идея создавать точки за счет партнерства с существующими медицинскими центрами, перебрендируя их под «Хеликс».
Эту схему сначала опробовали в Екатеринбурге с маленькими медицинскими компаниями, стоматологическими кабинетами, даже с фитнес-центрами и поняли, что амбулаторные медицинские центры в этом смысле наиболее жизнеспособны.
В чем была разница с традиционной франшизой? У маленьких медицинских компаний, арендовавших 50-60 кв. м, наряду с врачебными были и процедурные кабинеты, которые в том числе брали анализы. Годовая выручка процедурных кабинетов составляла пару сотен тысяч рублей, а менеджеры «Хеликса» приходили с примером своих работающих точек, которые на тех же анализах могли генерировать миллион рублей и больше. Предложение было соблазнительным для обеих сторон. За добавление к своему бренду узнаваемой марки «Хеликса» партнер получал поддержку бизнес-процессов, маркетинг, рост оборота и прибыли, и в отличие от франчайзера ему не нужно было тратиться на оборудование и аренду. При этом владелец точки — не просто инвестор, а человек с медицинским образованием.
Тогда же Соловьев начал переговоры с группой компаний «Эксперт» (в то время «МРТ Эксперт»). В 2015 году, уже после ухода Соловьева из компании, «Хеликс», имевший к тому времени 21 центр, подписал эксклюзивное соглашение с «МРТ Экспертом» об открытии сразу 40 кобрендинговых точек. Это давало лабораторной компании присутствие сразу в 26 российских городах. «В то время «МРТ Эксперт» расширял специализацию, переходил от лучевой и МРТ-диагностики к многопрофильным медицинским центрам, — рассказывает заместитель генерального директора «Хеликса» Дарья Горякина. — Они поняли, что в их центрах не хватает лабораторной диагностики». «Хеликс» и ГК «Эксперт», у которой сейчас 43 диагностических центра в 38 регионах России и 11 многопрофильных региональных клиник, сотрудничают до сих пор.
«Эксперт» работает с «Хеликсом» в формате лабораторного пункта. Таких сейчас 64, открытых на базе существующих многопрофильных центров и медицинских клиник других брендов.
Инвестор из Азии
С появлением новых точек на Урале в «Хеликсе» поняли, что возить биоматериалы в Петербург затратно и логистически неудобно. И в 2011 году компания открыла второй лабораторный комплекс — в Екатеринбурге. С 2012 года центры «Хеликса» появились в Москве, и через два года компания создала лабораторный комплекс в столице.
В 2012 году лабораторию в Санкт-Петербурге перевели на набережную реки Карповки в технопарк «Ленполиграфмаш», а в 2014 году втрое увеличили ее площади, построив автоматизированную технологическую площадку. Такие же площадки были оборудованы и в остальных лабораториях. В 2016 году была расширена и переоборудована московская площадка. Инвестиции компании составили 600 млн рублей.
В начале 2010 годов сегмент лабораторной диагностики был одним из самых динамично растущих на медицинском рынке. Строительство лабораторий и расширение сетей нуждалось в финансовых вливаниях, и к игрокам зачастили инвестиционные фонды. Например, в 2012 году фонды UFG Private Equity и CapMan совместно с ЕБРР приобрели 75% прямого конкурента «Хеликса» — KDL.
Инвестор у «Хеликса» появился, но другой. Судя по данным ЕГРЮЛ, 25,2%, самой большой долей в «Хеликсе», владеет Сайна Оторбаева, полная тезка дочери выпускника Ленинградского университета, вице-премьера и премьера Киргизии (в 2012-2015 годах) Джоомарта Оторбаева. По словам Андрейчука, познакомились они через общих университетских знакомых примерно в 2011 году. «Хеликс» как раз собирался выходить в Москву, и Оторбаев стал акционером, а позже передал свою долю дочери. Сумму инвестиций Андрейчук не называет, но в 2014 году «Хеликс» сообщал, что выход на столичный рынок обошелся им в 70 млн рублей.
Сейчас, по данным СПАРК, 20,42% (второй по величине долей) владеет Андрейчук, 18,3% — Куликов, такой же пакет принадлежит развивающей обслуживание пациентов на дому компании «Хеликс 77» — полной дочке «Хеликса» и столько же у выпускника Военно-медицинской академии и Политехнического университета Павла Яблокова. «С появлением Яблокова, имеющего и медицинское образование, и компетенции в IT, компания сделала большой рывок в развитии IT-составляющей бизнеса», — объясняет Андрейчук.
Ковидное эльдорадо
Начиная с 2016 года выручка «Хеликса» ежегодно росла на 30-40%. В 2016 году она составила 3,4 млрд рублей, на 40% больше, чем в 2015 году. В 2018 году выросла по сравнению с предыдущим годом на 35% — до 4,8 млрд рублей. А в 2019 году — более чем на 30%, до 6,6 млрд. Выручку 2020 года в компании не называют. В разгар пандемии «Хеликс» открыл четвертую лабораторию в Краснодаре, вложив в нее 260 млн рублей. Проект пришлось переделать, чтобы добавить ПЦР-лабораторию. Сегодня лаборатории «Хеликса» выполняют больше 2500 видов исследований.
По словам Горякиной, «по обычным анализам, без учета ковидных исследований, рост выручки составил 38%». Андрейчук добавляет, что «ковидные» анализы принесли компании 39% от всей выручки 2020 года». По подсчетам Forbes, в пандемийном году «Хеликс» совершил небывалый до этого рывок, увеличив свои доходы более чем вдвое, до 14,9 млрд рублей.
Примерно такой же рывок совершила вторая компания лабораторного рынка, «Гемотест», выручка которой за 2019 год составляла 5,8 млрд рублей, а в 2020-м — 17,5 млрд. Лидер рынка, «Инвитро», заработал в 2020 году, как заявил Forbes Островский, 25 млрд рублей (в 2019 году — 20 млрд рублей).э
Пандемия стала для лабораторного рынка настоящим эльдорадо. У «Хеликса» в 2020 году впервые появились солидные свободные средства, которые, по словам Горякиной, они «успешно разместили». «Мы думаем, куда инвестировать эти деньги, — говорит она. — И пока вложили их в акции быстрорастущих компаний». «Не буду лукавить: ковидная ситуация всем [лабораторным компаниям] сыграла на руку», — говорит Андрейчук.
20 крупнейших медицинских компаний России. Рейтинг Forbes
20 крупнейших медицинских компаний России. Рейтинг Forbes