Гзп 301 чем заменить
ГЗП-301/302/305 ГЗКУ-631 Аналог головки звукоснимателя СССР
—>
Новая ГЗП обеспечивает более чистый и прозрачный звук по сравнению с советскими ГЗП, а также превосходно воспроизводит низкие, средние и высокие частоты при проигрывании грампластинки.
ГЗП предназначена для воспроизведения записей на: 33 / 45 / 78 об/мин.
Есть возможность обмена лота на советские неисправные, вытекшие, не работающие ГЗП.
Цена лота будет уменьшаться в зависимости от количеста головок предложеных на обмен. Стоимость одной неисправной, советской ГЗП представленной на обмен составляет 200 рублей.
От советской головки нужен только корпус и контакты, остальное не существенно.
Во избежание недоразумений, все вопросы по ОБМЕНУ задавайте до окончания торгов. После завершения торгов лот не обсуждается!
Общие данные
Тип: Универсальная головка звукоснимателя с иголкой ( ГЗП )
Модель: ION Audio-Technica XDE-CZ-800-10BP ( Playbox Sapphire )
Тип головки: Керамический Hi-Fi ION Audio ICT09RS
Наконечник иглы: 0,7 мм, с сапфировым напылением для долгой службы и высокого качества воспроизведения звука (рассчитан примерно на 500 часов прослушивания).
Диапазон прижимной силы: 4 – 6 г
Выходное напряжение: 180-360 мВ
Разделение каналов: более 20 дБ (1 кГц)
Разбалансировка каналов: менее 3 дБ (1 кГц)
Диапазон частот: 50 Гц – 10 кГц
Вес картриджа: 1,8 грамм
Комплектация
а) Трехконтактный адаптер для советских стереопроигрывателей
б) Универсальная головка звукоснимателя
в) Керамическая иголка с сапфировым напылением
г) Защитный колпачок иглы
Совместимость:
Подходит для большинства советских стереопроигрывателей грампластинок 3, 2 классов: Вега, Кантата, Мелодия, Илга, Рига, Сириус, Аккорд, Ронда, Россия, Радиотехника, Волна, Элегия и др, а также к стереопроигрывателям 1 классов оснащенных шеллом с трехконтактным разъемом.
Все вопросы по лоту задавайте до покупки!
Просьба, не делать необдуманных ставок!
ДОСТАВКА
Покупаете именно то что на фото.
Если вам этих фото не достаточно, можно сделать другие, (в другом ракурсе, макросъемку).
Если и этого вам не достаточно, воздержитесь от покупки!
Отправляю почтой РФ (любым удобным для Вас способом) за счёт покупателя.
По точной стоимости отправки ПОЧТОЙ просьба связываться со мной ДО покупки, С УКАЗАНИЕМ ИНДЕКСА КУДА НАДО БУДЕТ ВЫСЛАТЬ ЛОТ.
КАЧЕСТВЕННУЮ УПАКОВКУ ГАРАНТИРУЮ!
Головка,иголка для проигрывателя ГЗП-301/302/305 ГЗКУ-631 Аналог головки звукоснимателя СССР для советских проигрывателей грампластинок ( винила ). Универсальная. Новая.
Головка,иголка для проигрывателя ГЗП-301/302/305 ГЗКУ-631 Аналог голо.
Описание лота
Уважаемый покупатель!
Большое спасибо за внимание к моему лоту!
Новая ГЗП обеспечивает более чистый и прозрачный звук по сравнению с советскими ГЗП, а также превосходно воспроизводит низкие, средние и высокие частоты при проигрывание грампластинок.
Общие данные
Комплектация
а) Трехконтактный адаптер для советских стереопроигрывателей
б) Универсальная головка звукоснимателя
в) Керамическая иголка с сапфировым напылением
г) Защитный колпачок иглы
Совместимость:
Подходит для большинства советских стереопроигрывателей грампластинок 3, 2 классов: Вега, Кантата, Мелодия, Илга, Рига, Сириус, Аккорд, Россия, Ронда, Радиотехника, Волна, Элегия и др, а также к стереопроигрывателям 1 классов оснащенных шеллом с трехконтактным разъемом.
Во избежание недоразумений, все вопросы по лоту задавайте до окончания торгов. После завершения торгов лот не обсуждается!
ДОСТАВКА
Покупаете именно то что на фото.Если вам этих фото не достаточно, я могу сделать другие, (в другом ракурсе, макросъемку). Если и этого вам не достаточно, пожалуйста воздержитесь от покупки!
Неверифицированные пользователи (Покупатели) с нулевым или отрицательным рейтингом должны подтверждать свое намерение купить лот в форме: Задать вопрос продавцу, иначе Ваша ставка будет удалена.
Головка,иголка для проигрывателя ГЗП-301/302/305 ГЗКУ-631 Аналог головки звукоснимателя СССР
Начальная цена: | 1000.00 р |
Ставок: | 1 |
Последняя ставка: | 1010.00 р |
Блиц-цена: | 1010.00 р |
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу | |
До конца торгов: | — |
Лот размещен: | 17/11/2021 14:19:33 |
Окончание торгов: | 30/11/2021 06:17:38 |
Лот находится в городе: | Красноярск (Россия) |
Уважаемый покупатель!
Универсальная игла ГЗП предназначена для воспроизведения грампластинок на 33⅓, 45 и 78 оборота в минуту.
Головка укомплектована сменным картриджем который по мере износа легко заменить на новый!
Новая ГЗП обеспечивает более чистый и прозрачный звук по сравнению с советскими ГЗП, а также превосходно воспроизводит низкие, средние и высокие частоты при проигрывании грампластинки.
Во избежание недоразумений, все вопросы по лоту задавайте до окончания торгов. После завершения торгов лот не обсуждается!
Общие данные
Тип: Универсальная головка звукоснимателя с иголкой ( ГЗП )
Модель: ION Audio-Technica XDE-CZ-800-10BP ( Playbox Sapphire )
Тип головки: Керамический Hi-Fi ION Audio ICT09RS
Наконечник иглы: 0,7 мм, с сапфировым напылением для долгой службы и высокого качества воспроизведения звука (рассчитан примерно на 500 часов прослушивания).
Диапазон прижимной силы: 4 – 6 г
Выходное напряжение: 180-360 мВ
Разделение каналов: более 20 дБ (1 кГц)
Разбалансировка каналов: менее 3 дБ (1 кГц)
Диапазон частот: 50 Гц – 10 кГц
Комплектация ГЗП
1) Трехконтактный адаптер для советских стереопроигрывателей
2) Универсальная головка звукоснимателя
3) Керамическая иголка с сапфировым напылением
4) Защитный колпачок иглы звукоснимателя.
Совместимость:
Подходит для большинства советских стереопроигрывателей грампластинок 3, 2 классов: Вега, Кантата, Мелодия, Илга, Рига, Сириус, Аккорд, Ронда, Россия, Радиотехника, Волна, Элегия и др, а также к стереопроигрывателям 1 классов оснащенных шеллом с трехконтактным разъемом.
Все вопросы по лоту задавайте до покупки!
Просьба, не делать необдуманных ставок!
ДОСТАВКА
Покупаете именно то что на фото.
Если вам этих фото не достаточно, можно сделать другие, (в другом ракурсе, макросъемку).
Если и этого вам не достаточно, воздержитесь от покупки!
Отправляю почтой РФ (любым удобным для Вас способом) за счёт покупателя.
По точной стоимости отправки ПОЧТОЙ просьба связываться со мной ДО покупки, С УКАЗАНИЕМ ИНДЕКСА КУДА НАДО БУДЕТ ВЫСЛАТЬ ЛОТ.
КАЧЕСТВЕННУЮ УПАКОВКУ ГАРАНТИРУЮ!
Гзп 301 чем заменить
РЕМАСТЕРИНГ: ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ» И НЕ ТОЛЬКО (часть 2)
В массовой отечественной аппаратуре грамзаписи использовались два типа звукоснимателей – пьезоэлектрические и электромагнитные (с подвижным магнитом). Последние обладают столь сильными качественными и эксплуатационными преимуществами, что о других можно было бы не упоминать, если бы пьезоголовки не были столь массовыми и, порой, единственно доступными для начинающих любителей. Считаясь с этим фактом, назовем два распространенных типа головок (последних по времени выпуска), которые пригодны для целей “чтения” 78-х и ранних долгоиграющих пластинок. Это монофоническая головка III ГЗК-661 (более новое название – ГЗП-311) и стереофоническая ГЗКУ-631 (ГЗП-301С). Однако для получения хороших результатов с более современными пластинками их качество совершенно недостаточно.
Головка III ГЗК-661 (ГЗП-311)
Вставка с иглой для
ГЗКУ-631 (ГЗП-301С)
Обращение с пластинками.
Н аиболее приемлемым было бы применение для первичной частотной коррекции графического эквалайзера высокого качества, однако начинающие могут поступить следующим образом. Если ваш проигрыватель имеет усилитель мощности (а в этом случае – и регуляторы тембра), сигнал можно снять не с линейного выхода, а с гнезд акустики, нагрузив усилитель на эквивалент нагрузки – резистор соответствующей мощности и сопротивлением, равным таковому для используемого громкоговорителя. В крайнем случае допустимо снять сигнал и с самого громкоговорителя, если вы не помешаете окружающим. Теперь можно использовать регуляторы тембра усилителя для тонкоррекции записываемой (или оцифровываемой) фонограммы. Только не забудьте перед установкой уровня записи предварительно вывести регулятор громкости на минимум. Наиболее приемлемое качество записи будет при положении регулятора громкости немного меньше среднего значения.
Эквалайзер Sansui SE-8 со спектроанализатором
«Классический» четырехскоростной
тонстол Siemens PE2020
Ч то же касается “долгоиграющих” пластинок – здесь форма корректирующей кривой регламентирована международным соглашением (так называемая RIAA-кривая). Именно в согласии с ней спроектированы все схемы предусилителей-корректоров. Такой корректор всегда имеется в вашем проигрывателе, если он оборудован магнитной головкой звукоснимателя. Более ранние модели с пьезоэлектрическими головками не имеют стандартной коррекции АЧХ (хотя собственная характеристика пьезоголовки напоминает необходимую для коррекции), и здесь приходится снова полагаться на регулятор тембра и собственный слух. Наилучшим качеством звука обладают ламповые предусилители-корректоры. Только они (наряду с граммофоном) способны “вдохнуть жизнь” в плоское и зашумленное звучание старинных записей. Прослушивание оригинальных пластинок с помощью магнитной головки, лампового предусилителя и оконечного лампового однотактника производит несравнимо большее впечатление, чем та же запись после самой “интеллектуальной” и деликатной цифровой обработки, прослушанная через компьютерные наушники.
С уществует и простейший способ коррекции АЧХ при перезаписи в области высоких частот и ослабления шипения и тресков изношенных пластинок. Он заключается в установке параллельно линейному (нерегулируемому) выходу источника бумажного конденсатора емкостью 0,1 – 0,25 мкФ (подбирается на слух).
Ремастеринг: для «чайников» и не только
Граммофон.1900 год.Фото Eugene Magid
Разбирая пыльные антресоли или чердак, вы вдруг увидели аккуратно перевязанные когда-то еще вашей бабушкой тяжелую пачку черных пластинок со странными этикетками. Не торопитесь выбрасывать их! Неужели вам не интересно – ведь это законсервированная история вашей семьи, вашей и нашей страны. Посмотрите – вот наивные лирические песни, а здесь – танцы, отечественный джаз, проросший сквозь все запреты и гонения. Здесь – юмористические сценки. Ах, над чем смеялся двадцатый век! А чего стоят ремарки на конвертах… Подумать только – этот диск ваш дедушка подарил вашей бабушке на двадцатилетие. И где тогда были Вы.
Они живы, эти пластинки. Их можно прослушать, записать, перевести в цифровой формат. Если Вы обладаете минимальными техническими навыками – можете заняться этим самостоятельно, это очень увлекательный процесс. В любом случае – к услугам интересующихся достаточно разветвленная подсистема русского Интернета, созданная любителями старинных звукозаписей, начать обзор которой можно, например, отсюда. Мы же попытаемся систематизировать понятия и принципы, касающиеся процесса домашнего ремастеринга старинных пластинок.
Заинтересованным придется столкнуться с двумя основными форматами грамзаписи – “обычными патефонными” (радиальная скорость записи 78 оборотов в минуту) и “долгоиграющими” (по большей части 33 1/3 оборота в минуту) пластинками. Но так выглядит ситуация, как говорят математики, лишь в нулевом приближении. Приведем более подробную, хотя и не претендующую на полноту, классификацию грампластинок, которые могут оказаться в распоряжении любителя.
1. Диски американских и европейских (включая российские) фирм начала ХХ века. Имеют скорость 78 оборотов в минуту, иногда – с небольшими отклонениями. Рассчитаны на проигрывание иглами с радиусом 90-100 микрон. Отличаются хрупкостью, массивностью, этикетками соответствующего оформления, наличием специальных, хорошо видимых барьеров по окружности у края и у этикетки, предохраняющих иглу от соскакивания с зоны записи. Встречаются диски с записью только с одной стороны. В просторечии именуются “граммофонными” пластинками, так как разрабатывались для прослушивания именно на этом красивом механическом аппарате с большим рупором. Масса звукоснимателя граммофона (мембраны) достигала 100 и более граммов.
2. Отечественные пластинки периода с 1920-х до 1945-го годов. Близки к предыдущему стандарту, барьеры для иглы не выдавлены, вводная канавка для иглы отсутствует. Эти два типа пластинок в период их выпуска проигрывались только на механических граммофонных устройствах. Следует заметить, что радиус закругления стандартной патефонной иглы заметно меньше, чем рекомендуемый для них. По мере износа и затупления (во время проигрывания одной стороны пластинки), игла приобретала необходимый в среднем радиус. В связи с этим канавка сильно повреждалась при проигрывании, острая игла доставала до дна канавки, царапая и скалывая его.
3. Диски на 78 оборотов, выпущенные в СССР после 1945 года (в остальных странах – после 1939-го). Характерны наличием вводной канавки, которая помогает игле попасть на начальную зону записи. Требуют иглы с радиусом около 65 микрон, таков радиус наших стандартных корундовых игл для 78-х пластинок. На головке звукоснимателя они помечались прямоугольником, зеленым цветом или надписью “78”. Пожалуй, пластинки этого типа уже чересчур “нежны” для патефона, хотя именно на нем они, в основном, и проигрывались. В послевоенный период уже распространяются облегченные (10-15 граммов) звукосниматели с корундовыми иглами, резко уменьшившие износ пластинок.
В последние годы выпуска (после 1965 года) пластинки этого формата обладали уже весьма приемлемым качеством звучания.
4. Первые отечественные “долгоиграющие” пластинки – при скорости проигрывания 78 оборотов требуют иглы с радиусом около 30 микрон (близко к значению для современных пластинок на 33,3 оборота). Рассчитаны только на электрическое проигрывание корундовой иглой.
5. Отечественные и импортные пластинки на 45,1 оборота в минуту – для игл радиусом 20-25 микрон. Это уже вполне современный формат, для проигрывания таких пластинок прижимная сила не должна превышать 3-5 граммов.
6. Последний по времени стандарт – пластинки на 33,3 оборота в минуту, требуемая игла — с радиусом закругления около 20 микрон. Сюда входят также гибкие и сувенирные пластинки. Для современных пластинок требуется высокая гибкость подвижной системы звукоснимателя и прижимная сила — от 0,8 до 1,5 г.
Для последних трех типов подходящими будут корундовые и алмазные иглы, выпущенные по отечественному стандарту для “долгоиграющих” пластинок. На головках звукоснимателей они помечались треугольником, красным цветом или надписью “33”. Пластинки западных фирм со скоростями 16 и 11 оборотов в минуту рассчитаны для такой же иглы.
Во всех вышеперечисленных стандартах грамзаписи применялась поперечная нарезка (модуляция) звуковой дорожки — в плоскости диска. Только самые ранние диски фирм “Патэ” и “Эдисон Даймонд” записывались с применением глубинной модуляции. У нас они очень редки, однако несколько слов о специфике их “чтения” будет сказано ниже.
Те, кто хотел бы услышать, как в действительности звучали грампластинки на 78 оборотов в старые времена, должны обзавестись граммофоном (наиболее совершенным устройством для механического воспроизведения) или патефоном (более поздней и компактной конструкцией),
Патефон Молотовского патефонного завода. 1950-е годы.
Патефон Ленинградского госзавода «Грампласттреста». 1936 год.
Патефон Ленинградской артели «Граммофон». 1939 год.
Компактный патефон со складным диском. 1930-е годы. Молотовский патефонный завод.
Компактный патефон складной конструкции. 1950-е годы. Московский патефонный завод.
и запастись стальными граммофонными иглами
, которые меняются после проигрывания одной стороны пластинки. Однако для регулярного проигрывания эти аппараты совершенно непригодны – тяжелый звукосниматель очень быстро изнашивает пластинку. Правда, для уменьшения износа фанаты граммофона пользуются иногда самодельными иглами из бамбука с некоторой потерей качества звучания.
Промышленностью широко выпускались и электрические аппараты, рассчитанные как на 78-е пластинки, так на “долгоиграющие”, для которых эти аппараты, главным образом, и предназначены.
Электропроигрыватель «Аврора». 1957 г. Ленинградский машиностроительный завод.
Электропроигрыватель «Эльфа-7».1958 г. Вильнюсский электротехнический завод «Эльфа».
Электрофон «Аккорд». Модель 1969 года. Рижский завод «Радиотехника» им. Попова.
Для совместимости с интересующим нас форматом грамзаписи проигрыватель должен обладать соответствующими скоростью вращения диска и конструкцией иглы. Если скорость 33 1/3 имеется во всех отечественных электропроигрывателях, выпущенных после 1953 года, то скорость 45 об/мин начала появляться в нашей аппаратуре лишь в конце 1950-х годов. Аппараты со скоростью 78 об/мин перестали выпускаться у нас в конце 1980-х. Если необходим наиболее универсальный проигрыватель, имеющий все три наиболее употребимые скорости, свой выбор следует остановить именно на группе аппаратов последнего периода, как наиболее совершенных (электрофоны «Мелодия», «Аллегро» и пр.).
Однако, есть простой способ ввести скорость 78 об/мин в некоторые проигрыватели более позднего выпуска. Он заключается в изменении питания ведущего двигателя диска с целью увеличения его скорости. Наиболее просто при этом “пожертвовать” скоростью 45 об/мин, “разогнав” ее до 78 об/мин. Если 45-я скорость все же нужна, более опытные любители смогут сообразить, как, с помощью дополнительной коммутации можно оставить и ее. Рассмотрим этот способ на примере граммофонных панелей фирмы “Unitra Fonica”, импортировавшихся в 1970-1980-х годах из Польши в больших количествах. Эти панели монтировались в широко известные отечественные электрофоны “Вега” и “Арктур”. Известны они у нас в нескольких модификациях (G-600, G-601, G-602 и др.), имеющих небольшие различия. Рассмотрим схему, по которой выполнена регулировка скорости таких панелей.
Один из вариантов переделки панели Unitra G-602
Хочется предостеречь от применяемого некоторыми любителями способа перезаписи 78-х пластинок на пониженной скорости (45 и, особенно, 33 об/мин) с последующим цифровым восстановлением скорости. При таком способе воспроизведения низкие частоты грамзаписи попадают за границу частотного диапазона звукоснимателя (например, при разнице в скоростях в 2 раза сигнал частотой 50 Гц будет иметь частоту 25 Гц, которая не воспроизводится массовыми звукоснимателями). Между тем, именно низкочастотная часть звукового спектра записывается на старых пластинках более или менее адекватно, и ее потеря сильно обедняет звучание. Полностью восстановить АЧХ с помощью цифровой коррекции удается в полной мере далеко не всегда.
Одна из проблем, с которой можно столкнуться при попытке поставить старинную пластинку на современный проигрыватель – размер центрального отверстия пластинки оказывается слишком малым для установки на ось диска. Это вызвано, во-первых, тем, что прежний стандарт предусматривал меньший диаметр отверстия; во-вторых – пластинки со временем имеют свойство усыхать. Так как развертывать отверстие раритетной пластинки – варварство, приходится искать другие способы. Верхнюю часть оси диска можно, конечно, проточить (у “Унитры” легко извлекается пластиковый шпиндель с осью, на который укладывается диск.). Однако в этом случае для современных пластинок с бОльшим отверстием (7,24 мм по ГОСТ 5289-88) образуется радиальный люфт, нарушающий центровку и приводящий (на слух) к плаванию звука. Оптимальным решением было бы отыскать ЕЩЕ ОДНУ такую же панель и использовать сменный шпиндель с проточенной осью.
Другая проблема – эксцентриситет старых пластинок. Встречаются диски с центральным отверстием, смещенным на 2 мм! Естественно, если не принять специальных мер, они будут воспроизводиться с заметными искажениями (детонацией). Для их адекватного проигрывания нужен шпиндель с осью, радиус которой меньше номинального миллиметра на два для того, чтобы можно было произвести центровку пластинки перед проигрыванием. Ее можно производить, слегка сдвигая пластинку на диске и следя за радиальным биением тонарма, добиваясь отсутствия этого биения. Для такой утонченной оси можно изготовить трубчатую втулку для увеличения диаметра оси до номинала (при необходимости).
РЕМАСТЕРИНГ: ДЛЯ «ЧАЙНИКОВ» И НЕ ТОЛЬКО (часть 2)
В массовой отечественной аппаратуре грамзаписи использовались два типа звукоснимателей – пьезоэлектрические и электромагнитные (с подвижным магнитом). Последние обладают столь сильными качественными и эксплуатационными преимуществами, что о других можно было бы не упоминать, если бы пьезоголовки не были столь массовыми и, порой, единственно доступными для начинающих любителей. Считаясь с этим фактом, назовем два распространенных типа головок (последних по времени выпуска), которые пригодны для целей “чтения” 78-х и ранних долгоиграющих пластинок. Это монофоническая головка III ГЗК-661 (более новое название – ГЗП-311) и стереофоническая ГЗКУ-631 (ГЗП-301С). Однако для получения хороших результатов с более современными пластинками их качество совершенно недостаточно.
Головка III ГЗК-661 (ГЗП-311)
Вставка с иглой дляГЗКУ-631 (ГЗП-301С)
Пожалуй, единственным достоинством пьезоэлектрических головок является то, что они имеют сменные иглы для 78-х и “долгоиграющих” пластинок. Несмотря на кажущуюся простоту, способ установки в современный проигрыватель пьезоэлектрической головки с целью использовании имеющейся в ней иглы для 78-х пластинок на приктике себя не оправдывает (даже если пренебречь кардинальным ухудшением качества звучания, которое сопровождает смену головки на пьезоэлектрическую). Дело в том, такая замена требует схемных изменений в проигрывателе — удаление предусилителя-корректора и введение буферного каскада с высоким входным сопротивлением. Дело в том, что пьезоголовки рассчитаны для работы на высокоомную нагрузку (0,5-2 МОм) и глубоко шунтируются входом обычного транзисторного усилителя (сильно падает уровень сигнала, теряются низкие частоты). Чтобы этого избежать, первый каскад транзисторного усилителя для работы с пьезоголовкой должен быть выполнен на полевом или МОП-транзисторе.
Начнем с замечания, что для модернизации пригодны вставки со сломанными или изношенными иглами, найти которые гораздо проще. Вставка от старой головки Unitra MF-100 здесь в каком-то смысле вне конкуренции, так как имеет пониженную гибкость и (соответственно) возможность установки прижимной силы до 5 г, что иногда необходимо для 78-х пластинок. Заметим также, что установка вставки MF-100 в более поздние головки (MF-101, 102) невозможна из-за больших габаритов, обратный же вариант допустим, если на корпус “поздней” вставки наклеить сверху прокладку толщиной около 0,3 мм (например, из картона).
Наиболее правильный и сложный способ модернизации заключается в монтаже корундового конуса 78-й иглы, “добытого” из любой пьезоголовки, на место удаленной “родной” иглы, в отверстие иглодержателя. Для этого нужен бинокулярный микроскоп, микроинструменты, твердая рука, маленькая капля эпоксидного клея и бездна терпения.
Возможен и упрощенный способ, дающий неплохие результаты. Если в распоряжении имеется головка ГЗК-661 (ГЗП-311), из нее пинцетом извлекается пластмассовый “колпачок” с двумя противолежащими иглами, надетый на трубчатый пьезокристалл. Затем острыми бокорезами удаляется ненужная нам игла на “33” вместе с несущим ее пластиковым “пеньком”. (Главное – не перепутать иглы! В лупу видно, что 78-я игла имеет большие габариты; если держать головку зеленым указателем вверх, 78-я игла “смотрит” вниз.) Теперь необходимо укоротить иглодержатель “Унитры” (алюминиевую “проволочку”, на которой находится алмазный конус иглы). Откусываем его уплощенную часть вместе со старой иглой на величину около 1 мм. Берем заготовленный колпачок с 78-й иглой, вводим в его полость каплю клея (например, “Момент”) и надеваем на иглодержатель “Унитры”. После просушки получается результат, видимый на фото.
Вставка иглы MF-100 с установленной корундовой иглой для 78-х пластинок
Обращение с пластинками.
Практически все пластинки, которые хранились десятки лет, необходимо перед началом их “новой жизни” мыть. При этом из звуковой дорожки удаляется пыль разнообразного состава (в том числе и весьма абразивная), а также шлам, скопившийся из-за скалывания материала пластинки при прохождении несовершенных игл с большой прижимной силой. Тщательно промыв пластинку, мы заметно уменьшаем поледующий износ иглы и улучшаем качество воспроизведения.
Запасемся жидким моющим средством – наилучшим является детское мыло во флаконах (производится ли отечественное?). Можно обойтись и обычным шампунем. Для мытья 78-х пластинок допустимо использовать зубную щетку, двигая ею по окружности, вдоль звуковой дорожки. Для более нежных «долгоиграющих» пластинок нужна мягкая кисть. Стараемся по возможности не смачивать этикетку, хотя обычно она и не повреждается от однократного мытья. Чтобы не беспокоиться, можно слегка потереть этикетку с края влажной белой салфеткой. Если салфетка окрасилась — берегите этикетку от воды. Намылив пластинку, сразу обмываем ее теплой водой, не давая подсыхать слою моющего средства. В конце – ополаскиваем дистиллированной (в крайнем случае – очищенной кипяченой) водой. Это особенно важно для «долгоиграющих» пластинок. Устанавливаем пластинку вертикально, вооружаемся феном для волос, и, установив среднюю температуру и высокую скорость потока воздуха, быстро сгоняем капли воды вниз по дорожкам одновременно на обеих сторонах пластинки, где и собираем их гигроскопичной салфеткой. Когда основная влага стечет, аккуратно впитываем оставшиеся на зеркале пластинки капли уголком салфетки.
Для «долгоиграющих» пластинок существует способ очистки, признанный даже изготовителями. Он заключается в нанесении на зеркало пластинки слоя клея ПВА (поливинилацетатной эмульсии), сушки до полной полимеризации и аккуратного удаления клея с приставшими к нему частицами загрязнений. Однако после нескольких проб автор настороженно относится к этому способу.
Дальнейшее хранение пластинок осуществляем по всем правилам – в индивидуальных бумажных или пластиковых (что хуже из-за их электризации) конвертах. Складываем пакеты с пластинками вдали от источников тепла в вертикальном положении достаточно плотно, чтобы пачка на полке не “переваливалась”. Стандартные коробки – также неплохой вариант для хранения.Перед каждым проигрыванием пластинку нужно очистить от пыли. Патефонную — мягкой салфеткой или щеточкой, «долгоиграющую» — легким прикосновением минимально увлажненной из пульверизатора кипяченой водой и чуть подсушенной ворсистой ткани.
Для качественного воспроизведения грамзаписей проигрыватель должен быть тщательно настроен. Прежде всего – с помощью строительного уровня проверьте горизонтальность плоскости диска и выровняйте ее при необходимости. В первый раз (или после смены головки звукоснимателя) необходимо проверить углы установки тонарма. О том, как это сделать, можно прочесть здесь или здесь.
Каждый раз перед началом работы убеждаемся в верной установке скорости по стробоскопу (если, конечно, она не стабилизирована кварцем). Далее – выбираем соответствующую иглу и настраиваем величину прижимной и антискатывающей силы. Если мы пользуемся иглой MF-100, MF-101 или MF-102 фирмы Unitra, устанавливаем прижимную силу для долгоиграющих пластинок на уровне 1,5 г, а для 78-х – не менее 3 г. Для точной настройки антискатинга (компенсатора скатывающей силы) нужно иметь пластинку соответствующего формата с односторонней записью. Устанавливая звукосниматель на “пустую”, гладкую сторону пластинки и, включив мотор диска, добиваются, чтобы, тонарм не перемещался по радиусу пластинки. Положение антискатинга зависит от множества факторов – скорости диска, материала пластинки, типа иглы и пр. Так как вряд ли у читателя имеются односторонние пластинки, и, к тому же, точная установка антискатинга важна только для адекватного воспроизведения стереопанорамы на аудиофильских записях, мы здесь будем придерживаться грубой формулы, которая гласит, что скатывающая сила приблизительно равна одной десятой от прижимной. Эта зависимость и отражена на шкале антискатинга большинства моделей проигрывателей. Правда, это мало-мальски справедливо лишь для зоны скоростей 33-45 об/мин. Для 78-й скорости антискатинг необходимо устанавливать на значении, большем стандартного, в полтора раза.
Как известно, все отечественные пластинки, выпущенные до 1958 года, являются монофоническими. При их чтении с помощью стереофонической головки звукоснимателя, подключенной к усилительному стереотракту, возникает следующая проблема. Стереоголовка сконструирована так, что “читает” сигналы с правой и левой стенки звуковой бороздки пластинки. Так как дефекты стенок звуковой бороздки никогда не бывают симметричными, шумы, производимые двумя стенками бороздки, не являются синфазными. Поэтому мы имеем при прослушивании два источника шумов – из левого и правого громкоговорителя. Полезный же сигнал (в случае монозаписи — теоретически синфазный для обоих стереоканалов) дает один кажущийся источник звука посередине между громкоговорителями. Некоторые авторы во избежание такого “размножения” шума рекомендуют включать катушки стереоканалов магнитной головки последовательно-синфазно (в этом случае шум при прослушивании оказывается в центре стереопанорамы, вместе с полезным сигналом). Однако после практической проверки мы бы не стали рекомендовать подобный способ. Дело в том, что для адекватного сложения сигналов с двух стенок монофонической дорожки (при последовательном соединении катушек стереоголовки) эти сигналы должны быть строго синфазны во всем воспроизводимом диапазоне. Иначе неизбежны искажения. На практике такая синфазность не имеет места из-за ассиметрии звуковой дорожки, возникающей, по-видимому, еще на этапе первичной записи на лаковый диск. К тому же, для достижения синфазности тонарм проигрывателя должен быть настроен очень точно. И, наконец, мы находим положительный момент в том, что при традиционном включении стереоголовки шумы пластинки (хотя бы и двухкратно размноженные) и полезный сигнал при прослушивании пространственно разделены. При этом шумы меньше мешают прослушиванию.
Полезным свойством стереоголовки является ее чувствительность к глубинной составляющей модуляции звуковой дорожки. Только с помощью стереофонического звукоснимателя возможно “чтение” упомянутых выше старинных пластинок с глубинной записью.
Следует также иметь в виду, что с глубоко поврежденными, изношенными, короблеными пластинками никакой ремастеринг чуда сотворить не в состоянии. Поэтому, возможно, лучше направить усилия на поиск более сохранного экземпляра записи, чем тратить их на утомительный и длительный ремастеринг без гарантии успеха.
Прежде всего – коснемся вопроса о частотных предыскажениях, которые вносились в граммофонные записи. Диски различных стандартов имеют отличающиеся характеристики предыскажений и требуют, соответственно, разной коррекции амплитудно-частотной характеристики тракта при их воспроизведении. Для пластинок на 78 об/мин этот вопрос весьма туманен, так как создается впечатление, что сколько было производителей – столько и стандартов предыскажений. Поэтому в оценке коррекции приходится, в основном, полагаться на слух. Даже для отечественных пластинок за весь период производства дисков на “78” необходимая частотная коррекция сильно менялась. Поэтому применение хотя бы простейшего регулятора тембра при перезаписи таких дисков очень желательно, так как последующая глубокая цифровая коррекция частотной характеристики может приводить к искажениям, “вытягиванию” фона и шумов.
Наиболее приемлемым было бы применение для первичной частотной коррекции графического эквалайзера высокого качества.
Эквалайзер Sansui SE-8 со спектроанализатором
Однако начинающие могут поступить следующим образом. Если ваш проигрыватель имеет усилитель мощности (а в этом случае – и регуляторы тембра), сигнал можно снять не с линейного выхода, а с гнезд акустики, нагрузив усилитель на эквивалент нагрузки – резистор соответствующей мощности и сопротивлением, равным таковому для используемого громкоговорителя. В крайнем случае допустимо снять сигнал и с самого громкоговорителя, если вы не помешаете окружающим. Теперь можно использовать регуляторы тембра усилителя для тонкоррекции записываемой (или оцифровываемой) фонограммы. Только не забудьте перед установкой уровня записи предварительно вывести регулятор громкости на минимум. Наиболее приемлемое качество записи будет при положении регулятора громкости немного меньше среднего значения.
Что же касается “долгоиграющих” пластинок – здесь форма корректирующей кривой регламентирована международным соглашением (так называемая RIAA-кривая). Именно в согласии с ней спроектированы все схемы предусилителей-корректоров. Такой корректор всегда имеется в вашем проигрывателе, если он оборудован магнитной головкой звукоснимателя. Более ранние модели с пьезоэлектрическими головками не имеют стандартной коррекции АЧХ (хотя собственная характеристика пьезоголовки напоминает необходимую для коррекции), и здесь приходится снова полагаться на регулятор тембра и собственный слух. Наилучшим качеством звука обладают ламповые предусилители-корректоры. Только они (наряду с граммофоном) способны “вдохнуть жизнь” в плоское и зашумленное звучание старинных записей. Прослушивание оригинальных пластинок с помощью магнитной головки, лампового предусилителя и оконечного лампового однотактника производит несравнимо большее впечатление, чем та же запись после самой “интеллектуальной” и деликатной цифровой обработки, прослушанная через компьютерные наушники.
Существует и простейший способ коррекции АЧХ при перезаписи в области высоких частот и ослабления шипения и тресков изношенных пластинок. Он заключается в установке параллельно линейному (нерегулируемому) выходу источника бумажного конденсатора емкостью 0,1 – 0,25 мкФ (подбирается на слух).
«Классический» четырехскоростной тонстол Siemens PE2020
Упомянем еще некоторые азбучные истины: о необходимости тщательной экранировки сигнальных цепей, использования кабелей и разъемов максимально доступного качества, и пр. Примем, что любитель, взявшийся за процедуру ремастеринга, обладает некоторыми техническими знаниями и практикой, которые позволят добиться удовлетворительного результата. В заключение — некоторые полезные ссылки для желающих более глубоко ознакомиться с вопросами ремастеринга.