Гвидо д ареццо что изобрел

ГВИ́ДО АРЕТИ́НСКИЙ

Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Скопировать библиографическую ссылку:

ГВИ́ДО АРЕТИ́НСКИЙ, Гви­до из Арец­цо (Guido Aretinus, Guido d’Arezzo) [990-е гг., Арец­цо (?) – по­сле 1033], итал. муз. тео­ре­тик, мо­нах-бе­не­дик­ти­нец. Од­на из клю­че­вых фи­гур сред­не­ве­ко­вой муз. нау­ки (зна­че­ние его трак­та­тов для му­зы­ки сред­них ве­ков и Воз­рож­дения срав­ни­мо лишь с трак­та­том Бо­эция «Ос­но­вы му­зы­ки»). Пред­по­ло­жи­тель­но по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в бе­не­дик­тин­ском мон. Пом­по­за (близ Фер­ра­ры). Там же стал из­вес­тен как ав­тор сис­те­мы обу­че­ния пев­чих, за­пи­сав (в со­ав­тор­стве с не­ким «мо­на­хом Ми­хаи­лом») в собств. сис­те­ме но­та­ции ан­ти­фо­на­рий (ны­не уте­рян). К не­му со­хра­ни­лись два «про­ло­га»: про­заи­че­ский («Prologus in antiphonarium», др. назв. «Иные пра­ви­ла» – «Aliae regulae», до 1025) и сти­хо­твор­ный («Пра­ви­ла в сти­хах» – «Regu­lae rhythmicae», 1025–26). Ок. 1025 пе­ре­ехал в Арец­цо. Са­мый об­шир­ный трак­тат Г. А. – «Мик­ро­лог, или Крат­кое из­ло­же­ние уче­ния о му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве» («Micrologus de disciplina artis mu­sicae», 1025–26) – был, ве­ро­ят­но, и са­мым по­пу­ляр­ным (из­вест­но св. 70 спи­сков). По при­гла­ше­нию па­пы Ио­ан­на XIX по­се­тил Рим, где в его при­сут­ст­вии с ус­пе­хом де­мон­ст­ри­ро­вал нов­ше­ст­ва и прак­тич. поль­зу сво­его ан­ти­фо­на­рия. По­след­ний трак­тат Г. А. – «По­сла­ние о не­знако­мом пес­но­пе­нии» («Epistola de ignoto cantu», ме­ж­ду 1028 и 1033). На скло­не лет уда­лил­ся в мо­на­стырь близ Арец­цо (воз­мож­но, ор­де­на ка­маль­ду­лов в Фон­те-Авел­ла­на).

Источник

Гвидо д’Ареццо

Гвидо д ареццо что изобрел. 220px Guido van Arezzo. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-220px Guido van Arezzo. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка 220px Guido van Arezzo. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. magnify clip. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-magnify clip. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка magnify clip. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. 220px Statue of Guido of Arezzo. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-220px Statue of Guido of Arezzo. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка 220px Statue of Guido of Arezzo. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. magnify clip. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-magnify clip. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка magnify clip. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. 200px Guido house 20030330. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-200px Guido house 20030330. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка 200px Guido house 20030330. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. magnify clip. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-magnify clip. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка magnify clip. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. 200px Uffizi 27%2C Guido Aretino. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-200px Uffizi 27%2C Guido Aretino. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка 200px Uffizi 27%2C Guido Aretino. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Гвидо д ареццо что изобрел. magnify clip. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-magnify clip. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка magnify clip. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Содержание

Общая характеристика

Образование получил в аббатстве Помпоза близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана). Ввёл 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии начальными буквами латинского алфавита (используются и поныне), и ключ. Гвидонова реформа нотного письма, создав предпосылки для точной записи музыкальных произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу классической линейной нотации. В дидактических целях (быстрое разучивание незнакомых песнопений) придумал систему сольмизации, в которой установил сохранившиеся до наших дней слоговые названия ступеней звукоряда (ut, re, mi, fa, sol,la) на основе акростиха молитвы к Иоанну Крестителю:

Труды Гвидо Аретинского

Издания и переводы трудов Гвидо

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Гвидо д’Ареццо» в других словарях:

Гвидо д’Ареццо — Гвидо д’Ареццо Памятник Гвидо д Ареццо. Гвидо д’Ареццо (Гвидо Аретинский) (итал. Guido d Arezzo, Guido Aretino, ок. 990 ок. 1050) итальянский музыкальный теоретик. Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом,… … Википедия

Гвидо д\’Ареццо — Гвидо Аретинский … Википедия

ГВИДО Д АРЕЦЦО — (Гвидо Аретинский) (Guido d Arezzo) (ок. 992 ок. 1050) итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрел сольмизацию. С 1952 в Ареццо Международный конкурс хоровых коллективов им. Г. д Ареццо … Большой Энциклопедический словарь

ГВИДО Д`АРЕЦЦО — (Гвидо Аретинский) (Guido d Arezzo) (ок. 992 17 мая 1050), итальянский педагог и музыкальный теоретик. Образование получил в бенедиктинском аббатстве близ Феррары, после чего стал монахом. Обучался пению, сочинял антифоны; в 1025 переехал в… … Энциклопедический словарь

Гвидо д’Ареццо — (Гвидо Аретинский) (Guido D’Arezzo) (около 992 около 1050), итальянский музыкальный теоретик, монах бенедиктинец. Родоначальник современного нотного письма, сольмизации. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гвидо д’Ареццо — Гвидо Аретинский (Guido d Arezzo) (990 е гг., Ареццо 17 V 1050(?), Помпоза) итал. музыкант, муз. теоретик. Один из наиболее значит. реформаторов в области муз. практики средневековья. Образование получил в монастыре Помпоза (близ… … Музыкальная энциклопедия

Гвидо д’Ареццо — (Guido d Arezzo) Гвидо Аретинский (990 е гг. 17.5.1050?), итальянский музыкант Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо… … Большая советская энциклопедия

Гвидо Аретинский, Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) — (около 992 — около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма (ввёл 4 линейный нотный стан) стала основой современной нотации. Изобрёл европейскую систему сольмизации (слоговые названия ступеней — ут, ре, ми, фа … Большой Энциклопедический словарь

Гвидо — германское Иноязычные аналоги: англ. Guy венг. Gujdó исп. Guido итал. Guido, Guidone, Guittone польск … Википедия

Гвидо Аретинский — Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) (около 992 около 1050), итальянский музыкальный теоретик. Его реформа нотного письма стала основой современной нотации. Изобрёл сольмизацию. С 1952 в Ареццо проводятся Международный конкурс хоров («Полифонико») и… … Энциклопедический словарь

Источник

Гвидо Аретинский – музыкальный новатор из Средневековья

Это имя знакомо каждому музыканту. Католический священник, человек, придумавший ноты, первый дирижер в истории, автор знаменитого средневекового трактата о музыке.

Гвидо д ареццо что изобрел. Guido dArezzos statue. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-Guido dArezzos statue. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка Guido dArezzos statue. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Итальянский теоретик Гвидо из Ареццо жил за долгие века до нас, поэтому о личности музыканта известно не многое. Однако попробуем разобраться, что за человек был этот монах-новатор? Какие мотивы сподвигли его на создание революционной музыкальной теории?

Современные теоретики музыкального искусства пишут, что Гвидо д’Ареццо «подобно Пифагору открыл музыку в новом качестве – как систематизированное в соответствии с современным ему состоянием науки знание, на многие века определившее развитие музыкальной науки и практики».

Начало пути

По приблизительным данным, Гвидо родился в 992 году в Италии. В ту пору страна, щедро одарившая мир выдающимися творцами периода Ренессанса, страдала от гнета католичества, инквизиции, множества мелких нерадивых правителей. Каждый город фактически был отдельным государством. В одной из таких коммун и начинал творить будущий светила музыки, вернее, в бенедиктинском аббатстве городка Помпоза в Северной Италии.

Юный бенедиктинец Гвидо был одним из лучших певчих монастырского хора, поэтому уже через короткое время его назначили учителем пения. Молодой учитель был недоволен – его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации. Гвидо огорчало, что монахи тратят на распевки гораздо больше времени, чем на молитву, и старательно изобретал всякого рода новшества.

Монашеская братия его предложения не поддерживала – нарушить законы предков в Помпозо ему не позволили. Одаренность молодого монаха вызывала зависть среди братии, а его тяга к новаторству и революционный настрой привели к изгнанию. Гвидо вынужденно оставил любимую Помпозу и перебрался под крыло нового влиятельного покровителя – епископа Теодольда, в тосканский Ареццо – город, где родились знаменитый поэт-гуманист Петрарка и Джорджо Вазари, основоположник искусствознания и биограф.

Как Гвидо из Ареццо придумал ноты

В Ареццо Гвидо руководил детским хором кафедральной школы. Его педагогический талант и свобода научной деятельности под покровительством епископа способствовали тому, что Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи и основал сольмизацию – прообраз современного сольфеджио. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов – гексахорд. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

В упомянутом трактате фигурировала и знаменитая Гвидова рука, на каждом суставе которой условно располагался звук. Управляя своими певчими, монах-музыкант сгибал и разгибал пальцы, указывая на ту или иную ноту. Это вокальное упражнение в чтении нот без текста используется и сейчас – распевать ноты при помощи Гвидовой руки учат современных детей в музыкальных школах, им владеют даже уличные музыканты в Италии.

Гвидо д ареццо что изобрел. Guido dArezzos monastery. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-Guido dArezzos monastery. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка Guido dArezzos monastery. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461

Памятник Гвидо стоит в Ареццо и во Флоренции. На стене дома, где жил музыкант, есть мемориальная доска с изображенным нотным станом. Именем Гвидо д’Ареццо назван Международный конкурс хоровых коллективов. Достижения монаха-бенедиктинца не обходят стороной ни в одном современном курсе по теории и литературе музыки.

Что означает каждая нота

Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:

Источник

Гвидо д ареццо что изобрел

Гвидо д’Ареццо

Сам Гвидо д’Ареццо получил образование в монастыре Сен-Мор-де-Фосе, а продолжил учёбу в монастыре Помпоса близ Феррары. Здесь же впервые стал известен как автор новой системы обучения пению. Около 1025г., не найдя поддержки в Помпосе, переезжает в Ареццо под покровительство епископа Теодальда, которому посвятил свой трактат «Микролог, или краткое изложение учения о музыкальном искусстве». Здесь Гвидо д’Ареццо руководил детским хором кафедральной школы.

Новации Гвидо д’Ареццо, определившие развитие теории музыки последующих эпох, носили практический характер. Гвидо д’Ареццо стал известен именно как автор обучения певчих. Его метод позволял самостоятельно и в короткое время разучивать новые песнопения, петь «с листа». Реформа нотного листа изложена в «Прологе». Он записал вместе с неким «монахом Михаилом» собственную систему нотации «антифонарий» (ныне утерян).

Гвидо д’Ареццо ввёл в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука в каждой линии; из этих букв впоследствии образовывались ключи. Четырёхлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Невмы стали располагаться на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков.

Ut queant laxis;
Resonare fibris;
Mira gestorum;
Famuli tuorum;
Solve polluti;
Labii reatum;
Sancte Iohannes.

В «Микрологе» Гвидо д’Ареццо упорядочил теорию музыки своего времени и привёл её в соответствие с современной музыкальной практикой. К числу новаций в «Микрологе» относятся:

определяется роль финалиса как основного устоя лада;

Помимо изложения правил удвоения тонов Гвидо д’Ареццо приводит классификацию используемых в органуме созвучий, а также вводит понятие «пригодности» ладов для диафонии. Ему принадлежит термин «ocursus» (новый тип заключительной каденции, характеризующийся большей свободой оригинального голоса), а также понятие «organum suspensum» (способность органального голоса находится над кантусом, т.е перекрещивание голосов).

Гвидо д’Ареццо стал широко известен после поездки в Рим по приглашению папы Иоанна XIX, где в его присутствии демонстрировал преимущества нового Антифонария.

Последний его трактат «Послание о незнакомом песнопении».

В монастыре близ Ареццо Гвидо д’Ареццо прожил до конца жизни.

Гвидо Аретинский один из крупнейших реформаторов в области музыкальной практики средневековья.

Важнейшим способом внедрения учения Гвидо д’Ареццо в музыкальное образование стала так называемая Гвидова рука (схема расположения звуко-ступеней гексахордовой системы по спирали на ладони левой руки), которая использовалась в практических занятиях начинающих музыкантов в конце 11 в. и до 20 века.

Гвидова рука- старинный метод обучения чтения нот.

Все звуки употребительного в то время звукоряда условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки.

Самый высокий звук, употреблявшийся относительно редко, учащийся представлял себе над кончиком среднего пальца. Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащийся буквально «по пальцам» высчитывал интервалы, гексахорды, мутации (переходы) от одного гексахорда в другой.

Со временем метод Гвидовой руки вышел из употребления; в 17в. его использовал Н.П. Дилецкий в «Мусикийской грамматике»; в 19в. рука вновь была превлечена для обучения сольминации авторами английского «Тоник-соль-фа» метода обучения музыке.

Переход из одного гексахорда в другой, получивший название «мутация», также приписана Гвида Аретинскому.

Значение трактатов Гвидо д’Ареццо для музыки средних веков и Возрождения сравнимо лишь с трактатом Боэция «Основы музыки».

Источник

Гвидо д ареццо что изобрел. userinfo v8. Гвидо д ареццо что изобрел фото. Гвидо д ареццо что изобрел-userinfo v8. картинка Гвидо д ареццо что изобрел. картинка userinfo v8. Том 6. Москва, 2006, стр. 460-461masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

чудные деяния твои,

с наших опороченных уст,

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *