Грув что это в музыке
Грув как он есть
Итак, сначала необходимо понять, о чем же мы. У грува существует множество определений. Вот несколько из них:
Грув – это понятие растяжимое, и каждый по-разному это формулирует. Но я бы сказал, что грув – это дух музыки. И каждый стиль имеет свой собственный грув, свое состояние. Говоря точно, приземленно, это соотношение между долями (то есть внутреннее напряжение).
И каждый раз я не находил ничего конкретного во всех этих расплывчатых словах. Собственно почему я и решил написать данный материал. Штука загадочная и не понятная на первый взгляд, но мы пойдем глубже. Для начала просмотрим вот это видео.
После просмотра мы начнем понимать, что кое-что стоит за исполняемыми нотами. Итак, Виктор Вутен нам обозначил несколько моментов. Грув это сумма состоящая из 10 компонентов:
1) Ноты
2) Артикуляция
3) Техника
4) Эмоции/Чувства
5) Динамика
6) Тон/Тембр
7) Ритм/Темп
8) Фразировка
9) Пространство/Паузы
10) Умение Слушать
Я специально изложил несколько точек зрения перед тем как излагать свою. Потому как это важно для ширины и понимания данного вопроса. В моем понимании все несколько проще, хотя от сказанного Викотром Вутеном я не отказываюсь. Предложу и покажу вам свое мнение, а уж что и как выбирать вам. В своих аудио примерах я намеренно буду использовать самые простые семплы для удаления лишних вещей затуманивающих суть вопроса.
Итак начнем с самого простого. С прямого простого ритма который на деле оказывается не таким уж и простым. В качестве примера начнем анализировать песню группы AC/DC Skies on Fire.
Меня всегда магнетически притягивал барабанщик из этой группы и я решил разобраться почему же он так магически звучит. Открыв эту песню в аудиоредакторе и подобрав темп я получил вот такую картинку.
Как вы можете заметить, хет на слабую долю в данном ритме немного опережает ритм по времени. Это видно на картинке. Давайте попробуем это повторить. При повторении я не буду использовать подбор таких же тембров и семплов для того чтобы уйти от тона тембра и оставить только суть происходящего. Прослушаем зацикленный отрезок который отображен на картинке выше.
AC/DC – Skies on Fire Loop
Слушая, мы можем заметить, что присутствует некое «движение», «кач» он же грув. Итак, я повторил данный ритмический рисунок в аудиредакторе, но сделал его пока что ровным.
Звучит это все вот таким образом:
Strait 94 Bpm – No Groove
Посмотрите на верх сетки вы увидите, что я сдвинул немного вперед по времени слабую долю. Каждая слабая доля такта сдвинулась немного вперед. И собственно, аудиопример того как это звучит.
Прослушав данный пример, вы четко почувствуете изменения. Появилось некое «движение» Итак, мы познакомились с одной из важнейших составляющих грува. Она называется «свинг». Он применяется не только в джазе и т.д. Эта вещь лежит основой практически во всем музыке. В данном примере мы слышим несколько «лабораторное» звучание. Почему так? Нетрудно догадаться, что живой человек так никогда не сыграет, слишком ровно. Соответственно нам нужно немного «искривить» данную партию, потому как живой человек не способен играть абсолютно ровно. Вот что мы получим в итоге.
Я сдвинул слабую долю назад по времени, что видно на картинке. Обратите внимание, как изменились ваши ощущения при прослушивании.
Strait 94 bpm – Swing 16%
Strait 94 bpm – Swing 16% «Human»
Вы, вероятно, отметили, как изменилось настроение в данных аудио примерах. Во всех этих незначительных на первый взгляд мелочах лежит «душа» музыки. Вот мы и пришли к первому важному моменту.
Sia – The Girl You Lost To Cocaine
Используя тот же метод, что и в примере с AC/DC (открыл в аудиоредакторе аудиофайл, подобрал темп и по пикам аудиозаписи расставил ноты в мидиредакторе) я узнал, что в этой музыкальной композиции свинг (соотношение длительностей слабых и сильных долей) составляет 26%, но для начала попробуем повторить рисунок который используется в начале композиции ровно. Без сдвига слабых долей назад по времени назад. В мидиредакторе это будет выглядеть вот так:
Sia 107.7 Bpm – (No Swing)
Sia 107.7 bpm – Swing 26%
В данном примере вы видите, каким образом я «скопировал» игру живого барабанщика. Посмотрев наверх рисунка вы увидите, откуда я вычислил, какой именно свинг в данной композиции.
Sia 107.7 Bpm – Swing 26% «Human»
Далее тоже самое, но восьмые исполняются со свингом (сдвигом слабой доли назад по времени) на 26%:
Тоже самое для 16 нот, которые исполняются в два раза быстрее 8х:
16 notes – No Swing
16 notes – Swing 26%
В противном случае объяснить другим музыкантам что происходит вам будет очень сложно;))) Добавим к ритму еще один инструмент. Пусть это будет бас гитара. Сначала длительности нот баса будут ровными, а в ритме барабанов будет свинг. Послушаем, что получилось в итоге:
Bass Strait – Drums Swing 26%
Обратите внимание на длительности нот баса. Они ровные и из за этого бас не «работает» в ритм. Мы знаем, что свинг у нас в ритме 26%. Он объединяет длительности нот во всех партяих. Соответственно, изменим длительность нот:
Послушаем, что у нас вышло:
Drums Swing 26% – Bass Swing 26%
Вы можете видеть внизу картинки громкость нот по вертикальной шкале.
Drums 26% – Bass Swing 26% Accents
Итак, сначала Pushing Feel:
Drums 26% Swing – Bass Swing 26% Pushing feel
1) «Летит» вперед ритма, создается вполне определенное ощущение.
2) Появляется ощущение будто ноты играются более напряженно и эмоционально. Сравните с предыдущим примером.
Этим так же нужно уметь грамотно пользоваться. Многие выдающиеся музыканты используют эти вещи интуитивно и никогда не задумываются. Позже я приведу вам примеры этого. Стоит понимать, что вы этого просчитать математически не успеете;))) Это и есть те самые чувства. Известно что солирующие инструменты для лучшего выделения немного опережают ритм. Вокал, например. Вариантов множество. Вам стоит поэкспериментировать с этим вопросом. Стоит обратить внимание если вы опережаете ритм при исполнении, то окончания ваших нот будут заканчиваться так же немного раньше. Это очень важный вопрос. Советую экспериментировать и записывать полученные результаты для более глубокого осознания этих моментов. Когда я сам лично играю опережая ритм, я это в первую очередь чувствую, никакого мыслительного процесса в голове не происходит ;)))
Теперь разберем второй момент. А именно Dragging Feel. (Тянущее Чувство)
Бас отстает по времени от барабанов (все ноты сдвинулись немного назад по времени с сохранением соотношения длительностей, то есть свингом):
Drums Swing 26% – Bass Swing 26% Dragging Feel
Всем любителям «мяса» в том числе и в тяжелой музыке рекомендуется запомнить это ;)))
Ощущения изменились в корне. Бас стал:
1) «Тянуть назад» это вполне себе определенное ощущение.
2) Появилось чувство как будто бас стал играть более расслабленно.
Benny Benassi – Satisfaction
Совершенно четко вы почувствуете тот самый Draggin Feel. В первую очередь он применяется в басовом синтезаторе;)) Стоит заметить, что длительности нот там тоже не ровные;)))
Deftones – Rocket Skates
Свинг в барабанах и и гитарных партиях абсолютно меняют настроение. Обратите внимание на ударные:
Они «летят» впереди всех инструментов по времени. Именно этого появляется ощущение «полета».
Возьмем что нибудь «старенькое» и вы так же услышите и почувствуете тоже самое.
Led Zeppelin – Babe I’m Gonna Leave You
Groove Tempo Change – Swing 28%
Ваши чувства скажут вам намного больше чем мои слова. Каждый ритмический рисунок работает только в своем темпе, поэтому не удивляйтесь если темп в одном куске один, а во втором на пол удара в минуту выше или ниже. Это абсолютно нормально.
Грув в музыке. Что это такое?
Сегодня хочу поговорить о важной теме, которую должен изучать каждый аранжировщик и композитор – это грув. Грув это то, без чего сложно представить 90% современной музыки. Начнем с определения из словаря
Грув (англ. groove — выемка, желобок, паз) — образец ритмической организации, свойственной определенному музыкальному стилю. Включает не только ритмические рисунки, но и характерные для стиля неточности в их исполнении, а также акцентировку.
Большинство стилей современной музыки основано на ритме. Джаз, рок, электронная музыка базируются на пульсе, “нерве”, остинатных ритмических фигурах, которые заставляют танцевать, топать ногой в такт и т.д.
Как правило, за ритмическую накачку аранжировки отвечает ритм-секция (отсюда собственно и ее название), которая состоит обычно из барабанов и баса (минимальный состав) плюс опционально добавляются клавиши, гитара и перкашн. А основная ритмическая фигура, на которой базируется аранжировка, называется Groove.
Грув – создает ощущение свинга, драйва и является основой в таких стилях как джаз, рок, фьюжн, соул, фанк.
Исследователи считают, что хороший грув – это всегда тщательным образом выверенная комбинация ритмов, которая с одной стороны акцентирует основной метр (что заставляет топать ногой слушателя), а с другой создает ритмические рисунки противоречащие метру. Соответственно возникает “ натянутое, как тетива” звучание.
Простейший грув барабанов выглядит так.
Как и понятие свинг, о котором я уже писал ранее, groove имеет неоднозначное толкование, хотя бы в силу того, что само понятие пристально начали изучать только в 90е годы. Многие английские и американские издания считают понятия свинг и грув синонимами.
Так как чувство свинга и чувство грува не поддается нотной фиксации, то многие исследователи признают субъективность этого понятия. Marc Sabatella в статье про создание грувов, анализируя их восприятие пишет, что “ один музыкант слышит идеальное чувство грува у барабанщика, в то время, как другой скажет, что барабанщик играет слишком жестко, а третий будет утверждать, что ритм слишком свободен”. Несмотря на это все источники сходятся в одном – грув дает композиции дыхание и заставляет звучать песню индивидуально.
Если с точки зрения теории грув это приятный, ярко выраженный ритм, заставляющий танцевать или двигаться в такт, то с точки зрения исполнителя и аранжировщика это, прежде всего манера исполнения. Один и тот же грув сыгранный разными музыкантами будет звучать по-разному.
Причина здесь кроется в микроскопических отступлениях от математического метра (агогика), которые не поддаются фиксации и разумному осмыслению. Одни исполнители ускоряют опорные доли, другие же наоборот замедляют. В результате и получается грув.
Также стоит отметить, что с музыкальной точки зрения грув представляет собой, как правило, остинатную фигуру, которую повторяют все инструменты, но с легкими вариациями. Также партии инструментов в груве отслеживают смену аккордов. Хотя чаще всего грув создается ударными и партией баса.
Использование грувов в разных стилях
Hip-hop
Поскольку ранний хип-хоп был основан на фанке, то грувы хип-хопа также имеют свойственное фанку синкопирование, единственное отличие это использование электронного баса и более медленных темпов. В целом же принципы одни и те же.
Jazz
Большинство jazz грувов основаны на свинге (традиционный, бибоп) или клаве ( фьюжн,Latin). Джазовые грувы чаще всего основаны на пульсации свинговыми восьмыми с множеством синкоп. Наиболее популярны синкопы к первой и третьей долям. Также в джазе очень часто используется double-time fell и прочие специфические приемы. Для музыки фьюжн характерно использование полиритмии и размера 16/16.
Reggay
Как известно, ритмы реггей породили стиль dub и его ответвления. Простейший грув в реггей основан на постоянном акцентировании слабых долей (восьмых или слабых триолей) и прозрачной партии баса, которая противопоставлена основному груву. Креольский термин Riddim используется для описания остинатных фигур, на основе которых создаются ритмы реггей.
Естественно, что каждый стиль имеет свои особенности создания грувов. Но первоосновой любого грува практически всегда будет партия ударных, основанная на акцентировании одних долей и нивелировании других.
Очень полезно анализировать грувы в разных стилях и отмечать наиболее яркие моменты, которые затем можно использовать в Вашем творчестве.
Что такое грув (groove)?
Грув — одно из самых запутанных понятий в музыке. Основные причины этому — во-первых, субъективность его восприятия, т.к. он полностью основан только на тонком ощущении времени и ритма, во-вторых, отсутствие единого устоявшегося определения, даже среди музыковедов, что же такое этот грув?
musicforums.ru
В этой статье мы разберем:
Грув невозможно записать в ноты ни ритмически, ни звуковысотно, но можно исполнить ноты с грувом. Многие музыканты пытаются рассуждать о нем либо вообще не понимая, что это, либо, нахватавшись в интернете разных мнений, слишком все упрощают, тем самым вводя других в заблуждение. Со стороны это напоминает притчу о слепых и слоне, где каждый слепой потрогал только отдельную часть слона и у них завязался спор, на что же похож слон. На статью в Вики на русском языке ссылаться не имеет особого смысла, т.к. там все еще более запутанно из-за корявого перевода с английского.
Данная статья написана с целью дать полное определение этому понятию, разобрать частые ошибки в его понимании и на конкретных примерах помочь читателю наконец-то раз и навсегда прояснить смысл этого слова.
Я не претендую на то, что моя точка зрения является единственно правильной, т.к. повторюсь, грув — это как очень субъективное ощущение, так и очень субъективное определение. Если у вас есть что сказать по теме, пожалуйста оставьте свой комментарии в конце статьи.
Происхождение слова грув
Заглянув в словарь в поиске перевода слова groove, можно довольно быстро найти значения канава, и желоб. Как же оно попало в музыкальную терминологию? Дело в том, что это слово также означает дорожку на грампластинке (т.е. канавку по которой бежит игла головки проигрывателя). Выражение «in the groove» получило широкое распространение на пике эры свинга, примерно с 1936 до 1945 года и применялось для описания джазового исполнения высшего уровня. Оно стало джазовым «слэнгом» и означало, что музыканты играли настолько вместе, как будто весь бэнд — это игла, ведомая дорожкой на пластинке. Со временем «groove» стали использовать в более широком значении для обозначения хорошего ритма, пассажа или целого произведения. Слово «grooving» приобрело значение «играть музыку хорошо» и вошло в музыкальную терминологию.
Несколько неполных определений
Если вы интересовались вопросом, то могли встречать подобные определения, которые я привел ниже. Не то чтобы они были в корне не верны, сколько раскрывают тему только с одной стороны.
«Грув — это когда ваше тело двигается вместе с музыкой». На самом деле множество тел двигаются вместе с музыкой каждый вечер на концертах групп и дискотеках всех мастей, но это совершенно не означает, что у всей этой музыки есть грув. Это означает, что многим достаточно просто ритмичной музыки и немного алкоголя, чтоб поднять пятую точку со стула и начать двигаться.
«Грув — любая (!) ритмо-мелодическая зацикленная фигура, исполняемая или сольно, или несколькими инструментами». А если не зациклена, то уже не грув? Чтоб в песне появился грув, ее нужно зациклить? Здесь понятие грув неверно использовано в значении слова паттерн. Мы разберемся с этим чуть ниже.
«Грув — это то, с каким ощущением играются мелкие длительности в такте». Под ощущением подразумевая наличие шаффла (shuffle) либо его отсутствие. Т.е. нужно немного пришаффловать и в песне появится грув? А как же стили музыки без триольной пульсации?
«Грув — это связь между музыкантами и музыкой». Какая конкретно связь? В чем она выражается?
Как видим, описывать предмет нашей дискуссии одним предложением это как пытаться написать «Войну и мир» на одном листе бумаги.
Слово groove в контексте слова pattern
«Muted Grooves for Bass», «Classic Funk and R&B Grooves for Bass», «Afro-Cuban Grooves For Bass and Drums». Наверняка вы встречали сотни раз названия школ и видео уроков подобных этим. Обычно в этих школах даются короткие паттерны/упражнения на 2/4/8 тактов, призванные помочь развить умение качать/грувить в определенном стиле. Становится очевидным, что слово groove здесь используется в значении pattern (шаблон, рисунок), т.к. заменив первое вторым, смысл названия не поменяется.
Эта подмена может ввести многих в заблуждение. Некоторые музыканты рассматривают грув как набор ритмических закономерностей и синкоп (для каждого стиля они свои), которые нужно «зацикливать», чтобы получить грув. Но это, на самом деле, только рабочий материал для наработки навыка. Ритм и синкопы несомненно являются важной частью грува, но сыгранные без нужного ощущения останутся лишь стилистическими шаблонами. Нужно знать над чем работать в этих упражнениях, чтобы получить заветный грув.
Что такое groove на самом деле
Теперь, когда мы немного разобрались с заблуждениями, у нас появилась возможность дать немного более точное определение. Прежде всего грув — это «ощущение», и музыкантам необходимо играть музыку с определенным ощущением, если они хотят добиться грува. Я предлагаю посмотреть вам следующее короткое видео, в котором музыканты дают определение слову groove.
Вы могли заметить, что эти музыканты часто упоминают какой-то «pocket». Также у большинства западных музыкантов слово «groove» ассоциируется со словами «tight» и «laid back». Разобрав значение этих понятий, мы сможем узнать о груве немного больше.
В этом месте мы вплотную приблизились к основной концепции грува, которая нам поможет понять что это такое и как его достичь.
Музыкальную долю можно и нужно рассматривать на шкале времени как временной интервал или промежуток, а не как точку. Это дает возможность сыграть ноту в одной из трех различных позициях в пределах этой доли, а не в одной.
Играя немного впереди доли («ahead of the beat») придает музыке чувство торопливости, толкает ее вперед. Вы как будто подстегиваете темп, но не настолько очевидно, чтоб это звучало как будто вы загоняете его.
Играя в среднем положении («on top of the beat») не придает музыке дополнительной выразительности. Это комфортно и предсказуемо.
Последнее положение, немного позади доли («behind the beat»), позволит добиться грува в музыке. Именно эти дополнительные доли секунды ожидания следующей доли в такте раскачивают слушателя, придавая музыке кач, который цепляет и заставляет неосознанно двигаться в такт музыке. Вы не должны опоздать с долей, иначе это будет звучать плохо. Цель оставаться в темпе, но играть ноту именно в последний момент, как будто вы запрыгиваете в последний вагон уходящего поезда. Особенно хорошо такая «оттяжка» слышна в малом барабане на 2 и 4 доли в песне Superstition Стиви Уандера. Это и есть тот самый «pocket», то узкое место на шкале времени.
Хорошей аналогией здесь будет нота, которую можно настроить по тюнеру с точностью до центов или немного завысить либо занизить. Когда вы занижаете например ноту ля на пару центов, она уже воспринимается слухом как ля, но тем не менее она не дотягивает до ля. Это будет как бы «ahead of the beat». Точно так же немного завысив ноту получаем как бы «behind the beat». Надеюсь эта аналогия внесет дополнительную ясность.
Так вот, на мой взгляд, умение всех участников ритм секции следовать друг за другом и чувствовать, в каком из трех положений находится каждая доля в такте, при этом сохраняя это ощущение на протяжении всей песни и является показателем качевости музыканта. Это ощущение и есть грув, который «гипнотизирует» и непроизвольно заставляет двигаться части тела в такт музыке.
Грув или как добиться кача в музыке
Рассмотрим от чего зависит будет ли качать трек и способы как можно добиться грува
Грув — штука непростая, его невозможно выразить в каких-либо величинах и подогнать под какие бы то ни было рамки. Но я всё-таки попробую максимально возможно препарировать эту интересную тему. Итак,
Что такое грув
Грув (ну или кач, кому этот термин больше нравится) — это ситуация, в которой слушатель начинает резонировать с происходящим в треке. Чаще всего под грувом подразумевается заставляющий двигаться в ритм трека бит, но это только на первый взгляд. На самом деле, «формула» грува немного сложнее.
Качает ведь не только танцевальная музыка и репчик. Крутейший грув можно обнаружить и в соуле, и в гаражном роке, и даже при акапелльных исполнениях, где ударные не первостепенны. Если вообще есть.
Вообще, именно заблуждение по поводу бита и приносит разочарование: «ну как же так?! вот уже и настройки sidechain компрессора экстремальные, и применена _секция groove к midi-клипу ударных_, а трек не качает». Да, друг мой, сайдчейн и возможности применения groove, предусмотренные в DAW — хорошее дело, но применимы к более узкому кругу задач
Хорошо, а что же тогда качает если не бит?
Качает не бит, качает ритм
Да-да, это не опечатка.
Каждый элемент трека участвует в формировании грува, когда он правильно взаимодействует с остальными элементами. Понимаешь, суть в том, что качает весь микс, а не только ударные или перкуссия. То есть качает именно правильное взаимодействие всех элементов микса.
Реально, качовым может быть что угодно: гитарный риф, секвенция синтезатора, вокал, саб-бас, партия фортепиано и т.д. Но, уверен, ты уже успел убедиться что даже использование крутейшего лупа ударных (ну как вариант) не гарантирует грувистости трека. Бездарный вокалист, плоские гитары, скучные тембры синтезаторов, неправильная работа с пространством, неумелое сведение и т.п. могут свести к нулю всю энергию и кач.
Химия грува
Часто продюсеры-одиночки не в полной мере понимают зачем музыканты объединяются в группы. Ну, типа «при желании сейчас на компьютере можно в домашних условиях создавать да хоть звучание целых оркестров, а музыкальных идей у меня одного — на годы вперёд, не успеваю реализовывать». Да, это действительно так, каждый из нас может быть вполне себе автономным человеком-оркестром. Но есть один важный момент.
Когда один человек работает над какой-либо партией инструмента, он опирается на тот материал, который он уже записал. То есть, играя новую партию, пластична и управляема только она. Остальные дорожки — уже неизменяемый монолит.
В коллективе же, наоборот, — разыгрывая музыкальный материал, каждый музыкант играет, подстраиваясь в данный момент под остальных. За счёт такого постоянного взаимодействия проще прочувствовать когда и благодаря чему «грув-формула» сработала.
Еще раз о груве
В этой статье я хотел бы поделиться некоторыми важными идеями и мыслями о таком явлении, как грув, в современной музыки.
Самое понятие грува, как известно, стало рассматриваться теоретической музыкальной наукой относительно недавно и преимущественно в англоязычном музыковедении. Исследований на русском языке на данный момент нет, поэтому в статье я буду использовать опыт западных исследователей и свой личные мысли относительно грува, как важнейшего явления современной музыки.
Понять, что такое грув гораздо проще телом чем разумом, но все же если попробовать уловить важнейшие элементы грува, то можно выделить наиболее важные моменты, без которых его существование не возможно.
Очевидно, что для понимания грува нам нужно рассматривать временные элементы музыки — метр, ритм, пульсацию.
И самый беглый взгляд на структуру грува в любом стиле музыки поможет нам выделить первый важный элемент любого грува: цикличность и паттернообразность.
Здесь прежде всего подразумевается повторение устойчивого ритмического рисунка длинной 2-4 такта, который является основной грува. Например, паттерн 332, танго или босса-новы это основа для существования грува. Естественно важна цикличность, если паттерн не повторяется, то скорее всего ощущение грува не возникнет. При этом для возникновения грува достаточно движения простыми длительностями, например, шагающий бас в движении четвертями может создать нужное ощущение грува.
Однако один и тот же паттерн, в исполнении разных музыкантов может давать ощущение грува, а в исполнении неопытных музыкантов будет звучать, как набор звуков и ритмов. Поэтому в концепции грува необходимо учитывать важность исполнительских изменений, которые происходят на 3-х уровнях:
Если музыканту незнакомому со стилем, скажем фанк предложить сыграть партию, записанную на ноты, то грува, как такового не получится, так как именно интерпретация музыкального ритма превращает его в узнаваемую стилевую фигуру. Отклонения от метрической сетки, акценты, динамика звуков, пульсация — эти аспекты грува невозможно передать в нотах и музыкант учится правильной интерпретации грува на слух, и только после этого возможно исполнение освоенных стилей с листа.
Исследование Swing Ratios and Ensemble Timing in Jazz Performance: Evidence for a Common Rhythmic Pattern 2002 года показало, что отклонения при исполнении свинговой пульсации зависят от множества факторов, таких как темп, навыки исполнителя, инструмент и его функции в ансамбле. Не мало важно, ученые в этом исследовании установили, что даже внутри ансамбля исполнители могут играть свинговую пульсацию по разному.
Это приводит нас к парадоксальному выводу: любой стилевой паттерн создающий грув, имеет характерные особенности исполнения, эти особенности варьируются исполнителем в зависимости от конкретных музыкальных ситуаций.
Клингман в своей лекции о груве использует понятие синхронизированный фазовый сдвиг, описывая прием смещения паттерна вперед или назад относительно бита. Любому музыканту знакомы упражнения по игре вперед или назад относительно метронома, которые нацелены на овладение чувством грува. Данная техника также является важной для понимания того, как функционирует грув.
Ниже рассмотрим еще несколько важных понятий и приемов, которые касаются грува.
Мелоритм
Определение мелоритма используется исследователями этнической музыки для описания ритмических фигур, которые формируются не только на основе ритмики, но и на основе звуковысотных соотношений, которые можно получить в сочетании разных ударных инструментов. То есть внутри ритмического движения мы можем обнаружить организацию характерную для мелодического движения. Хороший пример мелоритмического подхода это аранжировка партий Майком Портным.
Акценты
Внутри любого известного паттерна исполнители создают дополнительные под-паттерны за счет использования индивидуальной акцентуации, что позволяет разбить любой грув на 2, 3 или даже 4 линии акцентов. В этом случае даже самый простой бэк-бит грув может иметь большое количество вариаций.
Метрические и ритмические модуляции
Ритмическая модуляция представляет собой плавное или резкое изменение базовой пульсации. Например, с двухдольной на трехдольную. Такое изменение может быть разовым, а может, как в свинге, быть основой грува. Послушайте вступление к песне Since I’ve been lovin’ you группы Led Zeppeling в качестве примера постоянного смешения пульсации с 3 на 4 и обратно.
Метрическая модуляция подразумевает добавление или изъятие тактов, а также резкое изменение размера.