Грустный глас шестый что это
Глас шестый что это
Что такое гласы (глас 4, глас 8 и т.д.)?
Мы часто встречаем в канонах и тропарях пометки — глас 1 или глас 8 и т.д. Что это такое? Глас это напев, мелодия которой поется тропарь или песнь канона. Глас – мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие – систему восьми гласов.
Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийсяв течение года несколько раз
Гласов существует восемь, и каждый из них имеет свой музыкальный колорит, трудно определимый словами, как и вообще трудно определение (интерпретация) того или другого характера музыки. И это тем более, что самые напевы для гласа не есть что-либо твердо установившееся, но они терпели и терпят различные видоизменения. Кроме того, напевы одного и того же гласа не одинаковы для стихир, тропарей, канонов и прокимнов. Тем не менее музыкальная основа в этих разных вариациях гласа и теперь одна и та же, и сохранялась более или менее твердо в течение веков. Посему возможна некоторая характеристика гласов. Такая характеристика составлена средневековыми западными теоретиками церковной музыки для римско-католических гласов, и по однородности музыкального построения осмогласия нашего и в Западной Церкви, основанного на свойствах древнего греческого тетрахорда, приложима и к нашим гласам.
— Первый глас более других прост, важен и величествен; дорийский напев, лежащий в его основе, Платон и (псевдо) Аристотель предпочитают другим; он употреблялся для торжественных, громогласных гимнов, направленных к смягчению гнева божества, особенно для гимнов Аполлону (. ) и при жертвенных возлияниях (. ); этот музыкальный лад считался вождем к хорошей жизни; это был любимый напев аркадян и лакедемонян (по Поливию); по Атенею, он практиковался при воспитании юношей; Кассиодор называет его подателем целомудрия и производителем чистоты; пифагорейцы одушевляли им себя глубоким утром к работе; Птолемей, приурочивающий 8 напевов к 8 небесным сферам, сравнивает дорический напев с солнцем: как солнце иссушает влагу и прогоняет мрак, так этот напев уничтожает флегму, леность, вялость, сон, грусть и смущение; он идет мужам славным, богато одаренным; он возвышен, лишен неги и распущенности.
— В основе второго гласа лежит лидийский напев, который соответствует сангвиническому темпераменту; он порождает кротость, благосклонность, приятность; он усладителен, дышит удовольствием и употреблялся при плясках; по Кассиодору, он отгоняет излишние заботы и отчаяние, утешает печальных; он сопоставляется с Юпитером.
— Лежащий в основе третьего гласа фригийский лад сравнивается с морем; он бурный, возбуждающий, вызывающий негодование, им одушевлялись к битве; сильный и острый, глубоко задевающий душу; ему соответствует из стихов анапест; он заключает большие скачки в своем движении и отвечает вкусу людей порывистых, стремительных, гневных, холериков; он ищет слов резких, воинственных; Платон и Аристотель предпочитали его вместе с дорическим напевом другим, но запрещали употребление его юношам ввиду его страстности.
— В основе четвертого гласа лежит миксолидийский напев, названный так потому, что имеет нечто общее с лидийским напевом (2 гл.), иные называют его локрским (Julius Pollux); он оказывает двоякое действие — то возбуждает к радости, то вдруг внушает печаль; он употреблялся древними в трагедии за то, что внушал грусть и в то же время имел некоторую долю возбуждения и приятности; у пифагорейцев им обозначалась гармония 7-ой и последней небесной сферы; своею цельностью и связностью он сообщает особый покой душе; он выше других напевов — своими тихими и приятными переходами; отягченным мирскими заботами он внушает стремление к небесному, будит отупевший ум и более других напевов выражает действие на нас благодати Духа Св. — Другие четыре гласа называются «косвенными» (. ) первых четырех, представляя к ним некоторую противоположность (отрицательный полюс).
Так, пятый глас имеет в основе иподорийский напев, который в противоположность дорийскому навевал как бы сон, почему пифагорейцы употребляли его вечером для укрощения забот; он отвечает вкусу вялых, грустных и несчастных; он успокаивает душевные волнения; Аристотель называет его величественным, постоянным и важным и действие его сравнивает с действием на Землю Луны, самой нижней планеты, влияющей на влажность; он молящий, несколько плачущий напев, полный мольбы об избавлении от бедствия, позора и рабства; он заключает в себе что-то аналогичное бледности.
— Шестой глас имеет в основе иполидийский напев, выражающий чувства благочестия, преданности, человечности, любви, грусти и плача; но скорбь здесь не молящая, как в предыдущем напеве, а проистекающая от любви, преданности, привязанности (употреблялся в молитвах Венере); он волновал и служил языком чувств; отличался плавным и связным течением звуков.
— Седьмой глас имеет в основе ипофригийский напев, мягкий, трогательный, укрощающий, подавляющий желчность, ласкательный; ему приписывалась даже некоторая льстивость, обманчивость, и он шел к Меркурию; им критяне и лакедемоняне отзывали от битвы; он подходит к словам, выражающим увещание, ласку, убеждение.
— Ипомиксолидийский лад, соответствующий восьмому гласу, искусственно прибавленный, чтобы не лишить миксолидийский напев его косвенного напева, уподобляется своду небесному с его разнообразием звезд; он не выражает одного какого-либо чувства, но безразличен к ним; не выражаемое другими напевами можно передать этому, в чем он близок к 1-му гласу; он медлительно приятен и представляет непоколебимость будущей славы; он идет людям скромным, со способностью глубокого созерцания; подходит к словам о вещах высоких, о небесном, к молитвам о блаженстве ; но в общем это напев, достойный своего (последнего) места.
В церковных гласах неудобные особенности греческих напевов нашли смягчение и преобразование, очищены от всего греховного; только общий колорит остался тот же. — Что касается количества гласов, то 8 для него могло быть выбрано и из-за символичности этого числа. Оно, по Григорию Богослову и писателю, называющему себя Дионисием Ареопагитом, считается символом вечности. Иоанн Дамаскин в числе семь видел все настоящее время, а в восьми — будущее состояние по воскресении мертвых. «Богослужение Церкви, разделенное или подведенное под число 8, выражает собою ту мысль, что жизнь христианская во времени и в вечности состоит во всегдашнем прославлении Господа, в вечном служении Ему»
В ходе Богослужения не раз объявляется так называемый глас, происходит это примерно таким образом: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя», – или: «Прокимен, глас шестый…» О том, что такое глас, и пойдет речь в этой заметке.
В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В Богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены различные напевы. Когда имеется в виду конкретное песнопение, например прокимен, то его глас указывает, что этот прокимен следует петь напевом, установленным для прокимнов данного гласа. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
В настоящее время на практике поется далеко не все, что положено петь, пение часто заменяется чтением, от этого и самые напевы забываются.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных. В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В Римо-Католической Церкви порядок несколько иной: косвенный глас идет сразу за основным, и у 4-го гласа имеется не один, а два косвенных гласа, итого получается 9.
Современные напевы существенно отличаются от древних, и в косвенных гласах теперь сложно найти схожие элементы с основным. Но в древности, когда было очень заметно, что один глас косвенный к другому, песнописцы это учитывали, что заметно в службах праздников. Например, на Пасху поются стихиры воскресные и канон 1-го гласа, а тропарь и стихиры Пасхи 5-го. На Воздвижение Креста Господня стихиры на «Господи воззвах…» 6-го гласа, стихира на Слава и ныне – 2-го. И таких примеров достаточно много. Однако в тех службах, которые были составлены много позже, такого уже не наблюдается.
Кроме служб праздников существуют службы воскресных дней, в которых воспоминается и славится Воскресение Христово. Эти службы каждую неделю обновляют в нас пасхальную радость. Воскресных служб 8 – каждая на свой глас, они следуют одна за одной и повторяются через 8 седмиц. Основные тексты воскресных служб написаны прп. Иоанном Дамаскиным. На вечерне: первые стихиры на «Господи воззвах…», стихиры на стиховне; на утрене: воскресные каноны. Таким образом, в течение всей службы раскрывается красота не только церковного Богословия, но и церковного творчества, выражающегося в различных церковных песнопениях одного гласа, складывающихся в единый гимн воскресшему Христу. К сожалению, сокращение служб и замена пения чтением умаляет благолепие Богослужения, хотя изменить данную ситуацию не представляется возможным: слишком много времени отделяет нашу действительность от подвижнического духа древних монастырей, под влиянием которых и складывался наш Устав.
Словесно-мелодическую часть православного богослужения составляют церковное пение и чтение. Разница между ними только в мелодической широте. Церковное пение по существу – это мелодически расширенноe и украшенное чтение, а чтение – это то же пение, сокращенное в мелодии соответственно содержанию текста и требованиям Устава. При этом богослужебная мелодия не просто сопровождает священный текст, а отражает его содержание и восполняет его, передавая то, что невозможно выразить словесно. Музыковед 19 века В.Ф.Одоевский говорил, что “…отцы наши называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией”. Мелодия молитвенная, богословствующая, проста, но в этой простоте сокрыта великая мудрость. Она величественна, но не горделива, успокаивает душу, но не расслабляет ее, сурова, но не безжалостна, скорбна, но не слезоточива. В ней нет ни сплошного мажора, ни минора – как на земле не бывает ни совершенной радости, ни безысходной скорби.
Наше церковное пение создано святыми и подвижниками благочестия, для которых мелодия была голосом духа, а не предметом упражнения в искусстве. Отцы Церкви создали тексты и мелодии, которые органически связаны с содержанием, создали и сам устав церковного пения. Причем, устав этот определяет не только порядок, последовательность исполнения песнопений за богослужением, но касается и характера самих мелодий и способа их исполнения.
Основу любой мелодии православного песнопения составляет псалмодия – краткая мелодия, которая состоит из трех-четырех повторяющихся тонов. Она может быть различным образом расширена. Собственно псалмодия в чистом виде – это то, что мы называем богослужебным чтением, которое святые отцы называют пением, указывая тем самым на распевное их исполнение. Расширенная псалмодия – мелодия православного песнопения – бывает двух видов: “подобен” и “самогласен”. По уставу мелодия подобна более простая, а мелодия самогласна – более широкая. Самогласны имеют свою, им свойственную мелодию и не служат образцом для других песнопений того же гласа. Подобны исполняются по определенному музыкальному образцу, этот образец называется “самоподобен”. Поэтому всегда при стихире, которую полагается петь на подобен, указываются начальные слова самоподобна, служащего образцом. (Например, глас 8, подобен “О преславного чудесе…”).
В церковном уставе можно найти указания и о характере исполнения песнопений. Например, “Честнейшую…” положено петь “велегласно”, “Господи помилуй” на малой вечерне и полунощнице – “кротким и тихим гласом” и т.п. Встречаются такие указания: “велегласно и косно” (громко и медленно), “со сладкопением”, “скоро” и др.
Богослужебная мелодия должна быть чистой, бесстрастной, премирной, “духовной”. Православное богослужебное пение есть, прежде всего, слово, лишь окрашенное музыкальным звуком. Церковные мелодии католичества, протестантизма – это красивые музыкальные картины, ласкающие слух, затрагивающие слабые стороны человеческой души. Но красоту эту нельзя назвать истинно духовной. Как самая гениальная картина на религиозный сюжет отличается от иконы, так чувственная красота этих песнопений отличается от истинно духовной трезвенной красоты уставных православных песнопений. К сожалению, этот дух чувственности стал проникать и в православные песнопения, особенно, в ХIX веке. Церковные композиторы стали создавать мелодии для православных песнопений, не имеющие ничего общего с православной традицией и уставом богослужения. Эти песнопения действуют на нашу чувственность, кажутся красивыми. Но надо понимать, что эти мелодии относятся к иному жанру, они противоречат уставу Церкви и чужды духу православного богослужения. Об этом так писал святитель Игнатий (Брянчанинов): “Сочинения новейших композиторов авражают настроение их духа, настроение западное, земное, душевное, страстное или холодное, чуждое ощущения духовного… В некоторые песнопения трудившиеся в них внесли свой характер, уничтожив совершенно церковный характер”. Об этом же говорит И.А.Гарднер: “…полууставные напевы и хоровые их гармонизации почти совсем вытеснили в ХIХ веке уставные правильные напевы в хоровом употреблении… Очень обширную часть богослужения современной Русской Церкви представляет неуставное, неканоническое богослужебное пение” (т.е. свободные хоровые композиции на богослужебные тексты).
Один из главных принципов уставности – принадлежность к тому или иному гласу, к системе и принципу осьмогласия. В этом смысле многоголосные гармонизации уставных гласовых напевов все же можно признать уставным пением, хотя хоровое многоголосное пение по западному образцу не принадлежит преданию Православной Церкви. Оно только допущено для богослужебного употребления (в Русской Церкви в 17-м веке).
Пение в Церкви также должно быть чинным, назидательным, благодатным. “…нужно петь Господу не голосом, а самой жизнью своей, – говорил преподобный Варсонофий Оптинский, – В Священном Писании жизнь во Христе называется пением. “Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение”(Пс.117,14), “… пою Богу моему дондеже есмь”(Пс.145, 2)”. Каноны Церкви запрещают нарочито громкое пение: “Не подобает… естество на вопль понуждати” (174 правило Номоканона), Сила звучания должна быть ограничена пределами естественной громкости каждого поющего голоса, иначе такое пение именуется канонами Церкви “бесчинным воплем”. Ни один голос не должен выделяться. Святитель Филарет Московский говорил, что “возможное усиление – это уже крик”.
Распределением песнопений по их содержанию управляет закон осьмогласия, являющийся основой богослужебного пения Православной Церкви. Устроитель церковного осьмогласия – преподобный Иоанн Дамаскин. Все песнопения разделяются на восемь гласов согласно содержанию их текста. Каждый из гласов – это определенный напев, некая музыкальная основа для песнопений. Каждый глас имеет свое внутреннее содержание.
Идея осьмеричности лежит в основе мироздания. В шесть дней сотворил Господь мир и “благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог начал творить” (Бытие, 2,3). Восьмой день, по толкованию святых отцов, есть день Господень, единый и нескончаемый, День будущего века (Царствия Небесного). Эта идея нашла свое отражение и в различных аспектах церковной жизни. Например, осьмогласие как основа богослужебного пения. Большинство великих праздников празднуется в Церкви семь дней и в восьмой день “отдаются”.
Принцип осьмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осьмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас – это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты – попевки. Гласов всего восемь. Четыре основных (атентических) – 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) – 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего автентичного гласа.
Каждый глас начинается в день воскресный и продолжается до субботы включительно, сообщая всей седмице благодать минувшего дня воскресного. Этот глас господствует в богослужении всю седмицу.
Мы сейчас привыкли к тому, что на гласы распеваются стихиры, кондаки, ирмосы, прокимны, алиллуия. Но, за немногим исключением, практически все песнопения православного богослужения, в том числе, неизменяемые, распеваются на определенный глас. Например, Предначинательный псалом и “Блажен муж” в начале Всенощной Уставом положено петь на 8-й глас. “Свете тихий” распето на все восемь гласов. Великое славословие, “Честнейшую”, величания – положено петь на 6-й глас. “Херувимская песнь” распета самим преподобным Иоанном Дамаскиным на 6-й глас. Этот же глас положен для “Ныне силы Небесныя” и “Вечери Твоея Тайныя днесь”. “Да молчит всякая плоть человеча” – 8-й глас. Символ веры и молитва Господня по Уставу не поются, а читаются. Традиция пения Символа веры пришла в Россию в 16-17 веке с Запада. Знаменная мелодия Евхаристического канона состоит из одной строки 2-го гласа, переплетенной певучим речитативом.
1 глас – светозарный, величественный, поется легко и стремительно, взмывает к Небесам, способен настраивать душу к возвышенным чувствам. Это глас небесной красоты, Божественного величия и славы, духовной радости. Это глас Пасхальный. Служба праздника Святой Пасхи составлена в 1-ом гласе и в параллельном к нему 5-ом.
2 глас – нежный, трогательный, располагающий к любви, умилению, состраданию, отражающий тончайшие переживания человеческой души. Прежде всего, это глас Великой Субботы. Этот же глас и параллельный ему 6-й доминируют в песнопениях заупокойных богослужений. 2-й глас – глас “прехождения”, отражающий переходное состояние (предпразднество, исход души из тела, переход от жизни временной к жизни вечной).
3 глас – плавный, тихий, степенный, но вместе и твердый, мужественный. Этот глас имеет наименьшее число попевок и по количеству песнопений, положенных на этот глас, стоит на предпоследнем месте. Песнопения 3-го гласа содержат размышления о тайнах Горнего мира, а также отражают небесную радость, свет и хвалу. Так, например, воскресный тропарь 3-го гласа изображает Воскресение Христово как источник всеобщей радости.
4 глас – быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к веселию и радости. Глас светлого блистательного торжества, но не триумфа, как в 1-ом гласе. Четвертый глас не лишен оттенка покаянности, напоминания о человеческой греховности.
5 глас – плагальный к 1-му, является его завершением и углублением. Величественное шествие завершается глубоким поклонением. В песнопениях 5-го гласа слышится призыв к поклонению (например, тропарь воскресный – поклонение Воскресению Христову), а также светлое приветствие: “Радуйся!” (самоподобен “Радуйся, Живоносный Кресте” и др.) По характеру мелодии 5-й глас одновременно и немного печальный и радостный.
6 глас – плагальный ко 2-му. Мелодия 6-го гласа весьма печальная, располагающая к сокрушению о грехах, плачу, но вместе и наполняющая душу благоговейным умилением. Этот глас передает глубокую скорбь, растворенную и небесным утешением. Если 2-й глас – глас исхода, то 6-й глас – глас погребения. На этот глас положены каноны утрени Великого Четверга, Великой Пятницы и Великой Субботы, канон погребения мирян. Также это глас глубокого покаяния, сокрушения о грехах. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского положен на 6-й глас. Многие песнопения в честь преподобных отцов и святителей также поются на 6-й глас.
7 глас – плагальный к 3-му. Самый скудный по количеству песнопений и музыкальных строк. У греков этот глас именуется “тяжелым”. Характер его – важный, мужественный, как бы вдыхающий бодрость, упование, мужество. Мелодия и тексты 7-го гласа величественны и просты, но за этой простотой скрывается глубокое, великое и непостижимое. Песнопения 7-го гласа много говорят о будущем веке, неведомом и непостижимом, о Небесном Иерусалиме.
8 глас – плагальный к 4-му. Глас полноты, совершенства, высоты, царственный, завершающий земное и указывающий на полноту и совершенство Небесного. Также, это глас высокой похвалы, восклицания (“О преславного чудесе”, “О Тебе радуется”, “Что вас наречем, святии”). В то же время, мелодия 8-го гласа несколько печальная, умилительная. На 8-й глас положено петь песнопение “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…”
Грустный глас шестый что это
В ходе Богослужения не раз объявляется так называемый глас, происходит это примерно таким образом: «Глас первый. Господи воззвах к Тебе, услыши мя», – или: «Прокимен, глас шестый…» О том, что такое глас, и пойдет речь в этой заметке.
В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В Богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены различные напевы. Когда имеется в виду конкретное песнопение, например прокимен, то его глас указывает, что этот прокимен следует петь напевом, установленным для прокимнов данного гласа. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
В настоящее время на практике поется далеко не все, что положено петь, пение часто заменяется чтением, от этого и самые напевы забываются.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин . Гласов всего 8, из них 4 основных и 4 косвенных . В Греческой Церкви они так и именуются: 1, 2, 3, 4, 1 косв., 2 косв., 3 косв., 4 косв., а в Русской соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. В Римо-Католической Церкви порядок несколько иной: косвенный глас идет сразу за основным, и у 4-го гласа имеется не один, а два косвенных гласа, итого получается 9.
Современные напевы существенно отличаются от древних, и в косвенных гласах теперь сложно найти схожие элементы с основным. Но в древности, когда было очень заметно, что один глас косвенный к другому, песнописцы это учитывали, что заметно в службах праздников. Например, на Пасху поются стихиры воскресные и канон 1-го гласа, а тропарь и стихиры Пасхи 5-го. На Воздвижение Креста Господня стихиры на «Господи воззвах…» 6-го гласа, стихира на Слава и ныне – 2-го. И таких примеров достаточно много. Однако в тех службах, которые были составлены много позже, такого уже не наблюдается.
Кроме служб праздников существуют службы воскресных дней, в которых воспоминается и славится Воскресение Христово. Эти службы каждую неделю обновляют в нас пасхальную радость. Воскресных служб 8 – каждая на свой глас, они следуют одна за одной и повторяются через 8 седмиц.
К сожалению, сокращение служб и замена пения чтением умаляет благолепие Богослужения, хотя изменить данную ситуацию не представляется возможным: слишком много времени отделяет нашу действительность от подвижнического духа древних монастырей, под влиянием которых и складывался наш Устав.
Октоих воскресный. Глас 6
ГЛАС 6
В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.
На Господи, воззвах, поставим стихов 10. И поем настоящия
В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха, и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.
Воскресны стихиры. Глас 6‑й.
Стихиры воскресные
П обеду имея, Христе, юже на ада, / на Крест возшел еси: / да во тьме смерти седящия воскресиши с Собою, / Иже в мертвых Свободь, / Источаяй живот от Своего света, / Всесильне Спасе, помилуй нас.
Мене ждут праведницы, / дондеже воздаси мне.
П обеду одерживая над адом, / на Крест взошел Ты, Христе,/ чтобы во тьме смертной сидевших воскресить с Собою; / среди мертвых – Свободный, / Источающий жизнь от Своего света, / всесильный Спаситель, помилуй нас!
Меня будут ждать праведные, / доколе Ты не воздашь мне.
Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, / Господи, услышь голос мой.
Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже:
Стихиры восточные
Слава: Стихира из Минеи.
На стиховне стихиры, глас 6‑й:
Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на Небесех, / и нас на земли сподоби, / чистым сердцем / Тебе славити.
Стихиры на стиховне
Воскресение Твое, Христе Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем / Тебя славить.
Тропарь, глас 6‑й:
А нгельския Силы на гробе Твоем, / и стрегущии омертвеша; / и стояше Мария во гробе, / ищущи Пречистаго Тела Твоего. / Пленил еси ад, не искусився от него; / сретил еси Деву, даруяй живот. / Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Тропарь
А нгельские Силы – при гробе Твоем, / и охранявшие его омертвели, / а Мария стояла в гробнице / и искала пречистое тело Твое. / Ты опустошил ад, не потерпев от него, / Ты встретил Деву, дарующий жизнь. / Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
Слава, и ныне, Богородичен: Благословенную нарекий Твою Матерь, / пришел еси на страсть вольным хотением, / возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, / глаголя ангелом: срадуйтеся Мне, / яко обретеся погибшая драхма. / Вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе! | Слава, и ныне, Богородичен: Назвав Благословенную Своею Матерью, / пришел Ты на страдания по доброй воле, / воссияв на Кресте, желая отыскать Адама, / и возглашая Ангелам: “Радуйтесь со Мной, / ибо нашлась потерянная драхма!” / Все мудро устроивший, (Боже наш,) слава Тебе! |
И обычное стихословие псалтира. | Затем обычное стихословие Псалтири. |
Гробу отверсту, аду плачущуся, / Мария вопияше ко скрывшимся апостолом: / изыдите винограда делателие, / проповедите воскресения слово: / воскресе Господь, подая мирови велию милость. | Когда открыт был гроб, и ад рыдал, / Мария восклицала к скрывшимся апостолам: / “Выходите, делатели виноградника, / и провозгласите слово о воскресении: / воскрес Господь, даруя миру великую милость!” |
Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33 |
Господи, предстояше гробу Твоему Мария Магдалина, / и плакаше вопиющи, вертоградаря Тя мнящи, глаголаше: / где сокрыл еси вечный живот? / Где положил еси, Иже на престоле херувимстем; / стрегущии бо сего, от страха омертвеша. / Или Господа моего дадите ми, / или со мною возопийте: / Иже в мертвых быв, и мертвыя воскресив, слава Тебе. | Господи! Предстояла Твоему гробу Мария Магдалина, / и плакала с воплем, и за садовника Тебя принимая, восклицала: / “Где сокрыл Ты вечную Жизнь? / Где положил Сидящего на престоле херувимском? / Ведь охранявшие Его от страха омертвели. / Или Господа моего мне отдайте, / или со мною возгласите: / “Среди мертвых бывший, / и мертвых воскресивший, слава Тебе!” |
Слава, и ныне, Богородичен: Преднаписует Гедеон зачатие, / и сказует Давид рождество Твое, Богородице: / сниде бо яко дождь на руно, Слово во чрево Твое, / и прозябла еси без семене, / земле святая, мирови Спасение, / Христа Бога нашего, Благодатная. | Слава, и ныне, Богородичен: Предвозвещает Гедеон о Твоем зачатии, / и Давид повествует о рождении от Тебя, Богородица; / ибо Слово сошло как дождь на руно во чрево Твое, / и без семени произрастила Ты, земля святая, миру спасение / – Христа Бога нашего, Благодатная. |
По 2‑м стихословии седальны воскресны, глас 6:По 2 стихословии седален | |
Живот во гробе возлежаше, и печать на камени надлежаше: / яко царя спяща воини стрежаху Христа, / и враги Своя невидимо поразивый, воскресе Господь. | Жизнь лежала во гробе, / и печать на камень была наложена; / как бы Царя спящего охраняли воины Христа; / но, поразив врагов Своих невидимо, / воскрес Господь. |
Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:2 |
Преднаписует Иона гроб твой, / и сказует Симеон востание Божественное, безсмертне Господи: / сошел бо еси яко мертв во гроб, разрушивый адова врата. / Воскресл же еси кроме тления, яко Владыка, / во Спасение мiра, Христе Боже наш, / просветивый сущия во тьме. | Предвозвещает Иона о погребении Твоем, / и повествует Симеон о восстании Божественном, бессмертный Господи. / Ибо как мертвый сошел во гроб / Ты, врата ада разрушивший, / но воскрес непричастно тлению, как Владыка, / для спасения мира, Христе Боже наш, / просветив пребывавших во тьме. |
Слава, и ныне, Богородичен: Богородице Дево, моли Сына Твоего, / волею пригвожденнаго на Кресте, / и воскресшаго из мертвых Христа Бога нашего, / спастися душам нашим. | Слава, и ныне, Богородичен: Богородица Дева! Моли Сына Твоего, / добровольно пригвожденного ко Кресту / и воскресшего из мертвых, Христа Бога нашего, / о спасении душ наших. Затем тропари «по Непорочных» и ектения малая. По непорочных, ипакои, глас 6:Вольною и животворящею Твоею смертию, Христе, / врата адова сокрушив, яко Бог, / отверзл еси нам древний рай, и воскрес из мертвых, / избавил еси от тления живот наш. ИпакоиДобровольной и животворящей Своею смертию, Христе, / врата ада сокрушив, как Бог, / Ты отверз нам древний рай / и, воскреснув из мертвых, / жизнь нашу от тления избавил. Таже степенна, глас 6. |
На небо очи мои возвожу, к Тебе, Слове: / ущедри мя, да живу Тебе. | К небу очи мои возвожу, к Тебе, Слово; / смилуйся надо мною, / чтобы я жил для Тебя. |
Помилуй нас уничиженных, / устрояя благопотребныя Твоя сосуды, Слове. | Помилуй нас уничиженных, / и соделай сосудами, / пригодными Тебе, Слово. |
Слава: Святому Духу, всякая всеспасительная вина, / аще коему сей по достоянию дхнет, / скоро вземлет от земных: восперяет, возращает, устрояет горе. | Слава: Святой Дух – виновник спасения всех; / если на кого-нибудь из них Он сообразно достоинству его повеет, / того скоро возносит от дел земных, / окрыляет, укрепляет, устремляет ввысь. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Антифон 2:Аще не Господь бы был в нас, / никтоже от нас противу возмогл бы вражиим бранем одолети: / побеждающии бо от зде возносятся. Антифон 2Если бы не было Господа среди нас, / то никто из нас не мог бы выдержать борьбы с врагом; / ибо побеждающие возносятся отсюда. | |
Зубы их да не ята будет душа моя яко птенец, Слове: / увы мне, како имам от врага избыти, грехолюбив сый! | Да не овладеют зубы их душой моею, как птичкой, Слово. / Но увы мне, как смогу я от врагов избавиться, / будучи грехолюбивым? |
Слава: Святым Духом обожение всем, / благоволение, разум, мир и благословение: / равнодетелен бо есть Отцу и Слову. | Слава: Святым Духом – обожение всем, / благоволение, разум, мир и благословение; / ибо по действиям Он равен Отцу и Слову. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
В беззакония рук своих, праведных жребий, / помощника Тя имея Спасе, не простирает. | Рук своих праведных удел, / имея помощником Тебя, Спаситель, / к беззакониям не простирает. |
Слава: Святаго Духа держава на всех: / Емуже Вышняя воинства покланяются, / со всяким дыханием дольным. | Слава: Святой Дух господствует над всем: / Ему вышние воинства поклоняются / вместе со всем, что дышит на земле. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресно, и прочее по ряду. Воскресение Христово: псалом 50. | Всё, что дышит: и читаем Евангелие утреннее воскресное. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Слава: По молитвам апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем, глас 6: Помилуй меня, Боже: И стихира: Воскрес Иисус из гроба: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: |
Канон 2 | |
Судилищу Пилатову предстоит хотя / беззаконному суду, яко судимь, Судия, / и от руки неправды по лицу заушается Бог, / егоже трепещут земля, и небесная. | Стоит перед судилищем Пилата добровольно / по противозаконному обвинению, как подсудимый Судия, / и от руки беззаконной принимает / по лицу удары Бог, / пред Которым трепещут земля / и существа небесные. |
Простерл еси божественнеи длани Твои, Спасе, / на пречистем Твоем и живоноснем Кресте: / и собрал еси языки в познание Твое, Владыко, / покланяющияся, Господи, славному Твоему распятию. | Распростер Ты Божественные руки Свои, Спаситель, / на пречистом Своем и живоносном Кресте / и собрал к Себе народы / для познания Тебя, Владыка, / поклоняющиеся славному распятию Твоему, Господи. |
Крестобогородичен: Стояше, слез источники испущающи, Пренепорочная / при Кресте Твоем, Спасе, / яже от ребра Твоего капли кровей зрящи, Христе, / и Твою безприкладную милость славящи. | Крестобогородичен: Стояла, слез потоки проливая, / Пренепорочная при Кресте, Твоем, Спаситель, / капли крови, из ребр Твоих истекавшие видя, Христе, / и Твое беспримерное сострадание прославляя. |
Канон 3 | |
Причащшися Ева саду, преслушаннаго брашна, клятву введе: / но сию разрешила еси, Чистая, / благословения начаток Христа рождши. | Вкусив от райского растения пищи ослушания, / Ева привлекла проклятие; / но Ты его упразднила, Чистая, / родив начаток благословения – Христа. |
Яже бисера от божественныя молнии Христа рождши, / страстей моих мглу, и прегрешений смущение, Чистая, / разжени светом Твоея светлости. | Жемчужину Божественного блистания – / Христа родившая, / страстей моих мглу и согрешений возмущение / Ты, Чистая, рассей / светом Своего сияния. |
Языков чаяние, Иаков из Тебе воплощаемаго / предзряше тайно умныма очима Бога, / избавльшаго нас ходатайством Твоим. | Народов чаяние – из Тебя Воплощающегося, / Иаков предвидел таинственно духовными очами, – / Бога, избавившего нас / посредничеством Твоим. |
Оскудевшим князем от колена Иудова, Пречистая, / Сын Твой и Бог, / прошед вождь, над концы земными / ныне воистинну воцарися. | Когда не стало князей / из колена Иудина, Всечистая, / Сын Твой и Бог, выступив Вождем / над пределами земли поистине / ныне воцарился. |
Катавасиа: Отверзу уста моя: | Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу. |
Слава Твоему востанию, Спасе наш, / яко нас от ада тления, и смерти избавил еси, яко Всесилен, / и поюще глаголем: / несть свят разве Тебе, Господи Человеколюбче. | Слава воскресению Твоему, Спаситель наш, / ибо Ты от ада, тления и смерти / нас избавил как всесильный. / И мы в песнях восклицаем: / “Нет святого, кроме Тебя, Господи Человеколюбец!” |
Богородичен: Ты от Тебе рождшагося яко видела еси уязвлена копием, / уязвилася еси сердцем, Пресвятая всенепорочная, / и ужасающися глаголала еси: / что Тебе воздаде, Чадо, народ пребеззаконный? | Крестобогородичен: Когда увидела Ты от Тебя Рожденного, / уязвляемого копьем, / уязвилась сердцем, Пресвятая, Всенепорочная, / и с ужасом восклицала: / “Чем воздал Тебе, Дитя Мое, / народ беззаконный!” |
Ин, ирмос: Несть свят, якоже Ты: Тленную мою плоть и смертную, Всечистая Богомати, / из чрева Твоего несказанно прием Благий, / и обезтленив сию, вечне Себе связал есть. Плоть мою, изменчивую и смертную, / от чрева Твоего, всечистая Богоматерь, / Благой, приняв непостижимо и сделав нетленною, / навечно ее с Собой соединил. | |
Бога воплощаема из Тебе зряще, Дево, / ужасахуся страхом лицы ангельстии, / и яко Матерь Божию немолчными песньми Тя почитают. | Бога видя от Тебя воплощающимся, Дева, / поражались страхом сонмы Ангелов, / и ныне они Тебя как Матерь Божию / несмолкающими песнями прославляют. |
Ужасеся, гору умную видев Тя пророк Даниил, / из неяже камень отсечеся кроме рук: / и демонская капища, Богомати, крепко сокруши. | Изумился пророк Даниил, / видя Тебя, Богоматерь, горой духовною, / от которой отсечен был камень без помощи рук, / и бесовские жертвенники / могущественно сокрушил. |
Не может слово Тя человеческое, / ниже язык, Дево, похвалити достойно: / из Тебе бо без семене / жизнодавец Христос воплотитися, Пречистая, благоволи. | Не в силах ни слово смертных, ни язык, / Тебя, Дева, восхвалить достойно; / ибо из Тебя, Пречистая, Податель жизни Христос / благоволил без семени воплотиться. |
Древо процвело есть, Христе, истинныя жизни: / крест бо водрузися, / и напоен быв кровию и водою от нетленнаго Твоего ребра, / живот нам прозябе. | Древо истинной жизни расцвело, Христе; / ибо Крест был водружен / и, орошенный кровью и водою / от Твоих непорочных ребр, / жизнь нам произрастил. |
Не ктому змий мне ложне обожение подлагает: / Христос бо богоделатель человеческаго естества, / ныне невозбранно стезю живота мне отверзе. | Змий мне больше лживо / не предлагает обожения; / ибо Христос, Божественный Создатель человеческого естества, / ныне мне путь жизни / беспрепятственно открыл. |
Богородичен: Яко воистинну неизвещанна и непостижима, / яже Твоего боголепнаго, Богородице, суть рождества, / сущим на земли и на небеси, Приснодево, таинства. | Богородичен: Как по истине неизреченны / и непостижимы явились таинства / Твоего, Богородица, Божественного чревоношения, / для тех, кто на земле / и на небе, Приснодева! |
Ин, ирмос: На кресте Твое Божественное истощание: | Канон 2 |
Честный крест Твой почитаем, и гвозди, Христе, / и святое копие с тростию, венец иже от терний, / имиже от адова истления избавихомся. | Священный Крест Твой почитаем / и гвозди, Христе, / и святое копье с тростью, / и венец из терний, благодаря которым / мы от пагубного ада избавились. |
Гроб, Спасе, Тя подъят волею мертва о нас явльшагося, / но никакоже возможе, Слове, удержати: / яко Бог бо воскресл еси, спасая род наш. | Гроб принял Тебя, Спаситель, / добровольно мертвым ради нас явившегося, / но никак не мог Тебя, Слово, удержать; / ибо Ты воскрес, как Бог, / спасая род наш. |
Крестобогородичен: Богородительнице Приснодево, / Спаса Христа человеком рождшая, / от бед и мук избави нас, / прибегающих верою к божественному покрову Твоему. | Крестобогородичен: Божия Родительница, Приснодева, / Спасителя Христа смертным родившая! / От бед и мучений нас избавь, с верою прибегающих / к Твоему Божественному покровительству. |
Ин, ирмос: Христос моя сила: Поем, Пречистая, Тебе Всенепорочную, / иже Тобою спасшиися, / и благочестно поюще взываем: / благословенна, яже Бога, Приснодево, рождшая. Прославляем, Пречистая, Тебя, всенепорочную, / мы, через Тебя спасенные, / и благоговейно воспевая, восклицаем: / “Благословенна Ты, Приснодева, / Бога родившая!” | |
Свет незаходимый, Дево, родила еси, / сущим во тьме жития, плотию светящ, Всеблаженная, / и поющим Тя, радость, Приснодево, источила еси. | Свет сокровенный родила Ты, Дева, / пребывающим во тьме житейской, / через плоть светящий, Всеблаженная, / и источила воспевающим Тебя / радость, Приснодева. |
Благодать процвете, закон преста Тобою, Всесвятая: / Ты бо, Чистая, родила еси Господа, / подающаго нам, Приснодево, оставление. | Благодать процвела, а Закон окончился / чрез Тебя, Всесвятая; / ибо Ты, Чистая, родила Господа, / дарующего нам прощение, Приснодева. |
Мертва мя показа сада вкушение, / жизни же древо из Тебе явльшееся, Пречистая, воскреси, / и райския сладости наследника мя устрои. | Мертвым сделало меня / вкушение от райского растения; / но Древо Жизни, от Тебя явившееся, / воскресило меня, Пречистая, / и соделало наследником райского наслаждения. |
Уступают мне херувими ныне, / и пламенное оружие, Владыко, плещи мне дает, / Тя видевше, Слове Божий, истиннаго Бога, / разбойнику путь сотворшаго в рай. | Отступают предо мною ныне Херувимы, / и пламенный меч обращается для меня вспять, Владыка, / при виде Тебя, Слово Божие, истинного Бога, / открывшего путь разбойнику в рай. |
Не ктому боюся, еже в землю, Владыко Христе, возвращения: / Ты бо от земли мя возвел еси забвенна, / благоутробия ради многаго, / к высоте нетления воскресением Твоим. | Более я не боюсь / возвращения в землю, Христе-Владыка; / ибо Ты, по милосердию великому, / от земли меня, забытого, возвел / на высоту нетления воскресением Своим. |
Богородичен: Иже Богородицу Тя от души, Владычице мира благая, / исповедающих спаси: / Тебе бо предстательство непоборимое имамы, / истинную Богородительницу. | Богородичен: Исповедующих Тебя Богородицею от души, / спаси, благая мiра Владычица, / ибо мы в Тебе защиту непобедимую, / имеем как в истинной Божией Родительнице. |
Ин, ирмос: Богоявления Твоего Христе: Снедию древа во Едеме прельстивыйся, в тлю поползе родоначальник, / преслушавый, Господи, заповеди Твоя, Преблагий: / но сего Крестом паки возвел еси в первую доброту, / послушлив Отцу, Спасе, бывый. Вкушением от дерева в Эдеме прельстившись, / низвергся в тление наш родоначальник, / не послушавшийся заповеди Твоей, преблагой Господи; / но Ты вновь возвел его Крестом к первоначальной красоте, / явившись, Спаситель, Отцу послушным. | |
Твоею смертию, Блаже, смерти потребися держава, / источник жизни нам источи, и безсмертие даровася: / сего ради погребению Твоему и воскресению верою покланяемся, / имже, яко Бог, мир весь просветил еси. | Твоею смертию, Благой, / могущество смерти уничтожено, / и источник жизни нам излился, и даровано бессмертие. / Потому мы с верой поклоняемся / Твоему погребению и воскресению, / которыми, как Бог, весь мир Ты озарил. |
Крестобогородичен: Живый на небесех и Творец всех Господь, / во Твою, Всенепорочная, вселися неизреченно утробу, / прославивый Тя, превышшую небес, / и святейшую чинов невещественных: / темже ныне, иже на земли, Тя ублажаем. | Крестобогородичен: Живущий на небесах и всех Творец – Господь / во чрево Твое, Всенепорочная, вселился непостижимо, / прославив Тебя, высочайшую небес / и святейшую полков невещественных. / Потому ныне мы, живущие на земле, / Тебя блаженной именуем. |
Ин, ирмос: Божиим светом Твоим: Чистотою возсиявши светло, / Божественное пребывание Владыки, Всепетая, была еси. / Ты бо едина Мати Божия явилася еси, / во объятиих, яко младенца, Сего носивши. Чистотою светло воссияв, / Божественным жилищем Владыки Ты соделалась, Всехвальная; / ибо Ты одна поистине явилась Матерью Бога, / во объятиях как младенца Его носив. |
Носящи доброту умную, краснейшия Твоея души, / Невеста Божия была еси, / запечатствована девством, Чистая, / и светом чистоты мир просвещающи. | Обладая умопостигаемой красотою / прекраснейшей Своей души, / Ты соделалась Божией невестой, / запечатленной девством, Священная, / и мир украшающей блеском чистоты. |
Да рыдает собрание злочестивых, / не проповедающих Тя яве Чистую Богоматерь: / Ты бо врата Божия света явилася еси нам, / мрак прегрешений разгоняющи. | Да рыдает сборище нечестивых, / не исповедующих Тебя ясно чистой Богоматерью; / ибо Ты вратами Божественного света явилась нам, / мрак согрешений разгоняя. |
Распинаемь, Владыко, гвоздьми убо, / клятву юже на нас потребил еси: / копием же прободаемь в ребро, / адамово рукописание растерзав, мир свободил еси. | Распинаемый гвоздями, Ты, Владыка, / проклятие, бывшее против нас, изгладил, / и в ребра копьем пронзаемый, / разорвав рукописание против Адама, / мир освободил. |
Адам низведеся, лестию запят быв, ко адове пропасти: / но иже естеством Бог же и милостив, / сшел еси на взыскание, / и на раму понес, совоскресил еси. | Адам, обманом поверженный, / низведен был в пропасть ада; / но Ты, Бог по естеству и сострадания полный, / сошел на поиски его / и, взяв на Свои плечи, / воскресил с Собою. |
Богородичен: Пречистая Владычице, / рождшая человеком кормчию Господа, / страстей моих непостоянное и лютое утоли смущение, / и тишину подаждь сердцу моему. | Богородичен: Успокой, Всечистая Владычица, / смертным Кормчего – Господа – родившая, / страстей моих волнение непостоянное и страшное, / и тишину даруй сердцу моему. |
Ин, ирмос: Ят бысть: Христоубийца и пророкоубийца бысть еврейское множество: / яко бо пророки древле, истины сущия тайныя лучи, убити не убояся: / сице и ныне Господа, егоже проповедаху они тогда, / завистию влекоми убиша, / но нам бысть живот умерщвление Его. | |
Ят был еси, но не удержан, Спасе, во гробе, / аще бо и волею вкусил еси смерти, Слове, / но воскресл еси, яко Бог безсмертен, / совоздвигнувый узники сущия во аде, / и радость женам вместо печали прежния, паки пременивый. | Заключен был, но не удержан / во гробе Ты, Спаситель; / ибо хотя добровольно и вкусил Ты смерти, Слово, / но воскрес, как Бог бессмертный, / воскресив с Собою узников, находившихся во аде, / и женам радость вместо прежней печали даровав. |
Богородичен: Безчестен Твой и скуден явися вид плотский / паче человеков, во время страсти: / ибо Божества существом, красен добротою Давиду показася: / но жезлом Твоего царствия врагов сотрый крепость, глаголаше Чистая: / о Сыне мой и Боже, от гроба востани. | Богородичен: “Обесчещенным и умаленным перед людьми / явился плотской образ Твой во время страдания; / и, однако, по Божественному естеству / Ты являлся Давиду совершенным красотою. / Но, жезлом Твоего Царства врагов силу сокрушив, / о Сын Мой и Боже”, – восклицала Чистая, / – “из гроба воскресни!” |
Ин, ирмос: Житейское море: Великий преднаписа во пророцех Моисей Тя, / ковчег, и трапезу, и свещник, и ручку, / образно назнаменуя воплощение, / еже из Тебе Вышняго, Мати Дево. Великий среди пророков Моисей / прежде написал о Тебе, как о ковчеге, и трапезе, / светильнике и сосуде с манной, / образно представляя воплощение Всевышнего / от Тебя, Матерь-Дева. Кондак, глас 6:Ж ивоначальною дланию / умершия от мрачных удолий, / Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, / воскресение подаде человеческому роду: / есть бо всех Спаситель, / Воскресение и Живот, и Бог всех. КондакЖ ивоначальною Своею дланию / из мрачных глубин всех умерших воскресив, / Податель жизни Христос Бог, / воскресение даровал человеческой природе, / ибо Он – Спаситель всех, воскресение и жизнь / и Бог всего! | |
Икос: Крест и погребение Твое, Жизнодавче, воспеваем вернии, и покланяемся, / яко ад связал еси, Безсмертне, яко Бог всесильный: / и мертвыя совоскресил еси, и врата смертная сокрушил еси, / и державу адову низложил еси, яко Бог. / Темже земнороднии славословим Тя любовию, воскресшаго, / и низложившаго вражию державу всепагубную, / и всех воскресившаго в Тя веровавших, / и мир избавльшаго от стрел змииных, и от прелести вражия, / яко Бог всех. | Икос: Крест и гроб Твой, Податель жизни, / мы, верные, воспеваем и поклоняемся Тебе; / ибо Ты ад связал, Бессмертный, как Бог всесильный, / и мертвых с Собою воскресил, / и врата ада сокрушил, / и могущество смерти уничтожил, как Бог. / Потому мы, на земле рожденные, славословим Тебя с любовью / – воскресшего, уничтожившего мощь всегубителя-врага, / и воскресившего всех, в Тебя уверовавших, / и от стрел змия избавившего мир, / и нас избавившего, как единый сильный, от обольщения вражия. / Потому мы воспеваем благоговейно воскресение Твое, / ибо Ты – Бог всего. |
Рыдающее во страсти Твоей солнце, во мрак облечеся, / и во дни по всей, Владыко, земли свет померче, вопия: / благословен еси Боже отец наших. | Оплакивая страдание Твое, / солнце мраком облекалось, / и днем по всей земле, Владыка, / свет померк, взывая: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Облекошася Христе схождением Твоим во свет преисподняя, / праотец же веселия исполнь, явися ликовствуя, взыграся, вопия: / благословен еси, Боже отец наших. | Озарилась светом преисподняя / чрез Твое, Христе, сошествие; / а праотец, явившись радости исполненным, / в восторге ликовал, взывая: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Богородичен: Тобою, Мати Дево, / свет возсия всей вселенней светлый: / Зиждителя бо Ты всех родила еси Бога, / Егоже проси, Всечистая, / нам низпослати верным велию милость. | Богородичен: Чрез Тебя, Матерь-Дева, яркий свет / взошел для всей вселенной; / ибо Ты родила Создателя всех – Бога. / Испроси у Него, Всечистая, / да ниспошлет нам, верным, великую милость. |
Ин, ирмос: Неизреченное чудо: О страннаго образа! / Израиля Избавлей от работы фараонския, / распинается волею от него, / и разрешает вериги согрешений. / Емуже верою поем: / избавителю Боже, благословен еси. О небывалое событие! / От рабства фараону Избавивший Израиль, / по Своей воле им распинается / и развязывает узы согрешений. / Ему мы с верою воспеваем: / “Избавитель Боже, благословен Ты!” | |
Тебе, Спаса, на лобнем распяша пребеззаконных отроцы нечестивии, / врата медная и вереи сломившаго, / во спасение нас, поющих: / избавителю Боже, благословен, еси. | Тебя – Спасителя распяли на Лобном месте / нечестивые потомки беззаконников, / врата медные и засовы ада разрушившего / для спасения нас, воспевающих: / “Избавитель Боже, благословен Ты!” |
Богородичен: Евы древния свобождение, рождшая, от клятвы, / разрешаеши Адама, Дево Чистая. / Темже со ангелы Тя, с Сыном Твоим поем и вопием: / избавителю Боже, благословен еси. | Богородичен: Евы древней освобождение родив, / от проклятия Ты избавляешь Адама, Дева чистая. / Потому вместе с Ангелами мы Тебя с Сыном Твоим / воспеваем и взываем: / “Избавитель Боже, благословен Ты!” |
Ин, ирмос: Росодательну убо пещь: Юнош триех пещь не опали, рождество прообразующих Твое: / божественный бо огнь Тебе не опалив, вселися в Тя, / и вся научи вопити: / благословен еси, Боже отец наших. Трех юношей не опалила печь, / прообразовавшая рождение от Тебя Христа; / ибо Божественный Огонь, не опалив Тебя, в Тебя вселился, / и всех научил взывать: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” | |
Блажат концы Тя, Всечистая Мати, якоже прорекла еси, / просвещаеми светолучными сияньми Твоими, / и благодатию поюще, вопиют: / благословен еси, Боже отец наших. | Блаженной именуют концы земли / Тебя, Всечистая Матерь, согласно Твоему пророчеству, / просвещаемые Твоими светозарными сияниями / и благодатию побуждаемые в песнях восклицать: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Пагубныя убо зубы в мя вонзе змий лукавнейший: / но сам Твой, Богомати, сокруши Сын, / крепость же мне даде вопити: / благословен еси, Боже отец наших. | Пагубные свои зубы / вонзил в меня змий враждебнейший; / но их Сын Твой, Богоматерь, сокрушил / и дал мне силу восклицать: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Очистилище естества Ты еси едина, богоблаженная, / на раму бо херувимску седящаго Бога / во объятиих носящи, вопиеши: / благословен еси, Боже отец наших. | Умилостивлением о природе нашей сделалась / Ты, одна в Боге блаженная: / ибо на плечах Херувимов восседающего Бога / Ты, во объятиях Своих носив, взываешь: / “Благословен Ты, Боже отцов наших!” |
Иудейския древле пророкоубийцы люди, / богоубийцы зависть ныне содела, / Тебе на крест вознесшия, Слове Божий: / Егоже превозносим во вся веки. | Иудейский народ, / бывший в древности убийцею пророков, / зависть ныне сделала богоубийцей, / повесившим на Кресте Тебя, Слово Божие, / Которого мы превозносим во все века. |
Небеснаго круга не оставил еси, / и во ад сошед, всего совоздвигл еси / лежащаго во гноищи, Христе, человека, / Тя превозносяща во вся веки. | Небесного свода не оставив, / и во ад придя, / Ты, Христе, воздвиг с Собою / всего лежащего на гноище человека, / Тебя превозносящего во все века. |
Богородичен: От Света Светодавца Слова зачала еси, / и рождши неизреченно Сего, прославилася еси: / Дух бо в Тя, Отроковице, Божий вселися. / Темже Тя поем во вся веки. | Богородичен: От Света Слово – света Подателя Ты зачала / и, неизреченно родив Его, прославилась, / ибо Дух Божественный вселился в Тебя, Отроковица. / Потому мы воспеваем Тебя во все века. |
Ин, ирмос: Ужаснися бояйся небо: Ужасеся всяк слух, / како Вышний волею прииде на землю, / адову крепость разрушити крестом и погребением, / и вся воздвигнути звати: / отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. Пришло в трепет все, услышав, / как Всевышний добровольно пришел на землю, / чтобы силу ада победить Крестом и погребением / и побудить всех восклицать: / “Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века!” | |
Преста адово мучительство, / и царство уничижися прочее, / на кресте бо на земли водрузився, иже над всеми Бог, / сего могутство низложи. / Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. | Прекратилась тирания ада, / и уничтожено отныне его царство; / ибо на земле пригвожденный ко Кресту / сущий над всеми Бог власть его низверг. / Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века. |
О неизреченнаго Твоего, Христе, человеколюбия, и неизглаголанных благ! / Мене бо видя погибающа во адове темнице, / страсти претерпевый избавил еси. / Темже Тя благословим, всех Владыку, / и превозносим во вся веки. | О, неизреченное Твое, Христе, человеколюбие / и невыразимые блага Твои! / Ибо, видя меня погибавшим в темнице ада, / Ты, претерпев страдания, меня избавил. / Потому мы Тебя благословляем, всех Владыку, / и превозносим во все века. |
Ин, ирмос: Из пламене преподобным: Позлащеною ризою, якоже Царицу, Сын Твой просветив зарею Духа, / Тебе одесную Себе постави, Пречистая: / Егоже превозносим во вся веки. Шитой золотом одеждою – сиянием Духа – / Сын Твой Тебя украсив как Царицу, / поставил справа от Себя, Всечистая. / Его мы превозносим во все века. | |
Иже хотением единым мир водрузивый, / от пречистыя Твоея утробы плоть вземлет, / свыше сию наздати хотя: / Егоже превозносим во вся веки. | Единою Своею волею мир Утвердивший / заимствует от пречистого Твоего чрева плоть, / свыше воссоздать ее желая. / Его мы превозносим во все века. |
Счетанием Слова ко мне, человеку, / Божественное жилище была еси, Пречистая, / просиявши яве девства светлостию: / темже Тя поем во вся веки. | Для соединения Слова со мною – человеком / Ты Божественным жилищем сделалась, Всечистая, / просияв явно блеском девства. / Потому мы воспеваем Тебя во все века. |
Златозарный Тя свещник предвообрази, / приемшую несказанно Свет Неприступный, / разумом Своим озаряющ всяческая. / Темже Тя поем, Чистая, во веки. | Сияющий золотом светильник / прообразовал Тебя, принявшую неизреченно / Свет неприступный, все озаряющий познанием Себя. / Потому мы воспеваем Тебя, Чистая, вовеки. |
Таже, песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: с припевом: Честнейшую херувим: | Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа: |
Страстей непричастен Ты пребыл еси, Слове Божий, / плотию приобщився страстем: / но решиши от страстей человека, / страстем быв страсть, Спасе наш: / един бо еси безстрастен, и всесилен. | Непричастным страданиям Ты остался, Слово Божие, / по плоти страданиям приобщившись, / но от страстей освобождаешь человека, / став поражением страстям, Спаситель наш; / ибо Ты один пребываешь бесстрастным и всемогущим. |
Тлю смертную прием, тления соблюл еси тело Твое невкусно, / Твоя же животворящая и божественная, Владыко, душа, во аде не оставлена бысть: / но якоже от сна воскрес, нас совоздвигл еси. | Разрушение смертное приняв, / Ты сохранил Свое тело тлению непричастным, / а Твоя животворящая и Божественная душа / во аде не оставлена, Владыка; / но как от сна восстав, / Ты нас воздвиг с Собою. |
Троичен: Бога Отца, Сына собезначальна, / вси человецы устнами убо чистыми славим, / неизреченную же и преславную Духа Всесвятаго силу чтим: / едина бо еси всесильная Троица неразлучная. | Троичен: Бога Отца и Сына собезначального / все мы, смертные, чистыми устами славим / и почитаем неизреченную и преславную / силу Всесвятого Духа; / ибо Ты одна – всемогущая, / Троица нераздельная! |
Ин, ирмос: Не рыдай Мене Мати: Аще и во гроб сошел еси яко мертв, Жизнодавче, / но адову крепость разрушил еси, Христе, / совоздвигнув мертвыя, яже и поглоти, / и воскресение всем подал еси, яко Бог, / верою и любовию Тя величающим. Хотя и во гроб Ты сошел как смертный, Податель жизни, / но силу ада уничтожил, Христе, / воздвигнув с Собою мертвых, которых он поглотил, / и воскресение всем даровал, как Бог, / с верою и любовью Тебя величающим. Звезда сияющи зарями Божества от Иакова, / от мрака содержимым возсия: / Тобою бо, Всечистая, Христос Бог Слово воплощенно: / Имже просвещаеми, с небесными вои Тя ублажаем. Звезда, сияющая блеском Божества, / ныне взошла от Иакова во мраке пребывавшим / чрез Тебя, Всечистая, – Христос Бог, Слово воплотившееся. / Ею просвещаемые, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя прославляем. | |
Укреплься силою Твоею и благодатию, / Тебе песнь усердно от сердца возложих: / но сию приими, Дево Чистая, / благодать воздающи Твою многосветлую, / от нетленных сокровищ, богоблаженная. | Укрепленный силою Твоей и благодатью, / песнь Тебе я с усердием от сердца посвятил; / но прими ее, Дева чистая, / благодатью Своею многосветлой воздавая / из нетленных сокровищниц, / в Боге блаженная. |
Постав показалася еси яве Божества, / в немже ризу телесе Слово истка, / богосоделав мой, Дево, зрак: / в негоже облекся, всех Спасе, / от смысла чиста Тебе величающих. | Ты, Дева, истинно явилась станком для Божества, / на котором одежду плоти Себе соткало Слово, / божественным образ мой соделав; / облекшись же в него, Он спас всех, / от чистой мысли Тебя величающих. |
Мертвым воскресение ныне даровася, / Твоим несказанным и неизреченным рождеством, Богородице Всечистая: / жизнь бо из Тебе плотию облекшися, всем возсия, / и смертную дряхлость яве разруши. | Мертвым ныне воскресение даровано / чрез непостижимое и неизреченное / чревоношение Твое, Богородица всечистая; / ибо из Тебя воссияла всем Жизнь, носящая плоть, / и смерти безотрадность явно рассеяла. |
По катавасии, ектениа малая. Таже, Свят Господь Бог наш. Посем ексапостиларий утренний. | После катавасии ектения малая, затем: Свят Господь Бог наш: и ексапостиларий воскресный. |