Грин золотая цепь чему учит

Краткое содержание Грин Золотая цепь для читательского дневника

Грин Золотая цепь для читательского дневника

Сенди матрос. Он отправляется с двумя незнакомцами в плавание. Ему удается спасти одного богача. После этого Сенди становится капитаном корабля. Он женится на дочери жены богача.

Главная мысль рассказа

Добрые дела всегда возвращаются к совершившему их человеку. Все получают то, чего достойны.

Краткое содержание Грин Золотая цепь

Сенди работает матросом. Он старается казаться умным и мудрым матросом. Однажды два незнакомых ему человека просят одолжить им судно. Сенди, как опытный матрос, захотел отправиться с ними. По дороге все троя очень сблизились. Два незнакомца стали доверять молодому матросу. Незнакомца надо зайти к некоему Гануверу. Они предлагают Сенди пойти вместе с ними. Тот не отказывается.

Бедняги до полуночи еле отыскивают Молли. Ганувер спасен. Он прощает своих врагов. У Ганувера скоро случается сердечный приступ. Он умирает. Его жена Молли и один из незнакомых спутников Сенди – Дорок, женятся. У них появляется дочь. Ее, как и мать, зовут Молли. Она становится женой Сенди. После спасения жизни Ганувера Сенди стал капитаном судна.

Читать краткое содержание Золотая цепь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Грин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Золотая цепь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Ученик начальных классов – главный герой этого рассказа. Однажды он пропустил уроки по болезни. Мальчик не был в школе пять дней. За это время ребята выполнили письменную работу по русскому языку – пересказ книги.

В середине 18 века в период правления Анны Иоанновны негласно страной руководил фаворит императрицы Бирон, окрыленный мечтой получить полную власть в государстве.

В пещере, в глубоком сне пребывает злая великанша по имени Арахна. Всем окружающим она приносила вред, но только к гномам относилась благосклонно и даже помогала. Гуррикап усыпил великаншу на пять тысяч лет.

В далекие времена все животные были дикими. Они бродили, где им вздумается. Одним из таких животных был кот. Он ходил, где хотел в полном одиночестве.

Урфин Джюс возвратился в свой дом в Голубой стране. Он хотел отомстить за свое изгнание и снова захватить власть над Волшебной страной

Источник

Краткое содержание Грин Золотая цепь

Матрос, Санди Пруэль находится на судне Эспаньола. Руководит им штурман Гро. Ночью к ним приходят двое мужчин и за определенную плату, просят дать им судно. У них неотложная поездка. Санди идет с ними.

По пути незнакомцы предлагают ему зайти в дом Ганувера. Санди хочет быть опытным морским волком и соглашается. Мужчин зовут Эстамп и Дюрок. Они рассказывают Санди о богатом доме. На кухне Санди переодевается и ест. Эстамп и Дюрок надсмехаются над его татуировкой «Я все знаю». Моряк со зла бросает в слугу золото, которое ему дали за плаванье.

Библиотекарь Поп ведет Санди к Гануверу, 28-му владельцу шикарного дома. Поговоря с моряком, Ганувер обещает, что он будет капитаном. Санди идет в свою комнату. В стене он замечает скрытый ход, ведущий в коридор. Он слышит голос Дигэ, девушки Ганувера, и Гануэя. Из их беседы понятно, что у них любовники. А Дигэ представила Гануэя, как родственника. Она хочет выйти замуж за Ганувера и стать богатой вдовой. Чтобы ускорить кончину Ганувера, девушка спаивает его. Их разговора, Санди узнает, что Ганувер нашел в море большую золотую цепь, и это дало ему разбогатеть. Моряк делится услышанным с Попом и Дюроком. Они рассказывают, что хотят вернуть в дом бывшую девушку Молли. Она влюблена в Ганувера, но по странным обстоятельствам, отказалась от него. Брат Молли прячет ее и хочет сосватать девушку за подлого и злого Лемарена. Неизвестная девушка сообщает им, где прячется Молли.

Дюрек и Эстамп находят Молли и уговаривают ее вернуться в замок. Санди одев вещи Молли, запутывает следы.

Ганувер признается, что до сих пор любит Молли, но она исчезла. Все готовятся к большому празднику. Сэнди знакомится с доном Эстебаном, который обещает сделать молодого человека капитаном корабля.

Орсун говорит, что на берегу ручья видел девушку похожую на Молли. Ганувер выступает с речью, в которой благодарит всех своих друзей и близких людей. Дигэ нажимает на рычаг в стене, и все с изумлением видят площадь с фонтанами.

Входит Молли в свадебном платье. Ганувер в восторге и представляет девушку гостям, как свою невесту. Открывается правда про Дигэ и Гануэя. Но хозяин дома вместо того, чтобы отдать их под арест, дарит им чек на полмиллиона.

Повесть учит, что нужно всегда жить в мире со своей совестью и не врать людям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Грин Александр. Все произведения

Золотая цепь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В молодости паромщик Филипп Тюрин все общественные вопросы принимал близко к сердцу. Да, он был ярым общественником: во время выборов, например, он всегда работал на избирательных участках.

Главной героиней данного произведения британской писательницы стала молодая девушка Эмма двадцати одного года. Она отличается от многих юных особ деревни тем, что любит сватать соседей друг с другом

Рассказ Страшное гадание это фантастическая история, в которой описаны колдовство, гадания и появление нечистой силы.

«Замечательная ракета» история посвящена устроенному в честь женитьбы принца и принцессы величества и принцессы салюта, чтобы выделить серьезность момента свадьбы этих двух людей.

П.П. Бажов в своей сказке «Таюткино зеркальце» описывает нелегкие трудовые будни уральских горняков. Главной героиней сказки является маленькая девчушка Наташа, но все мило называют ее Таюткой

Источник

Урок по роману А. Грина «Золотая цепь»

Система уроков по роману Грина «Золотая цепь»

Тема. 1-2 Роман А. Грина «Золотая цепь»: стилистика, жанр

ЦЕЛЬ: познакомить студентов с основными особенностями произведения Грина «Золотая цепь»

познакомить студентов со стилистическими, жанровыми особенностями романа «Золотая цепь», его проблематикой и системой образов;

формировать у студентов потребность в постановке вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; создать эмоциональную атмосферу для активизации логического мышления и познавательных действий;

пробуждать любовь к литературе.

На доске записана дата, тема урока, эпиграф; висит портрет А. Грина и карта страны, созданной воображением писателя.

Тренируйте воображение и лелейте мечты. (А. Грин)

1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

3. Мотивация учебной деятельности

— По мнению К.Паустовского, “рассказы А.Грина тревожат воображение и заставляют страстно желать исполнения мечты”. Поэтому эпиграфом урока мы взяли слова самого Грина: “Тренируйте воображение и лелейте мечты”.

— Как вы думаете, о чем нам хотел сказать автор?

А.Грин – человек с тяжелой, мучительной жизнью – создал в своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий и прекрасных человеческих чувств.

Одним из самых загадочных произведений Александра Грина периода 20-х гг. критики считают роман «Золотая цепь», написанный в 1925 году в Феодосии. Автор сам описал свой творческий замысел так: история мальчика, который искал чудес и нашел их.

Попробуем доказать эти слова, проанализировав роман Грина.

4. Усвоение нового материала

— Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы написать роман? (студенты выдвигают свои гипотезы, свои суждения по этому вопросу.)

— Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля как способы «завораживания» читателей должны возникнуть в нашем воображении. Давайте так и построим урок. Рассмотрев стиль произведения, его жанровое своеобразие и систему образов, мы придем к пониманию идейного замысла романа.

4а. Беседа по проблемным вопросам, раскрывающая стилистическую направленность романа

— давайте вспомним, когда был написан роман?

— какое направление в литературе господствовало в это время?

Модернизм и реализм

— назовите черты этих направлений (можно воспользоваться материалом таблиц)

— Как вы думаете, к какому направлению литературы – романтизму, реализму или модернизму – принадлежит «Золотая цепь»?

Студенты высказывают предположение, по которым делается вывод

В произведении, которое большинство исследователей считает романтическим, присутствуют также черты реализма и символизма.

— культ необыкновенной личности (Санди, Ганувер, отрицательные персонажи)

— странные, необычные повороты сюжета (начало приключений Санди, путешествие по тайным ходам, нахождение самой золотой цепи и т.д.)

-воспевание простых естественных чувств (чувства Молли, Санди)

— тяготение к мечте, приключениям, загадки и тайны.

— правдивое изображение действительности (жизнь Санди до начала его приключений)

— рассказ от первого лица

— влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера (формирование Ганувера как личности)

Суть произведения раскрывается через символы (золотая цепь, таинственный дворец, потайные комнаты, лабиринты, книга «Что мы знаем о себе?», татуировка «Я знаю все»)

Раскроем один из символов романа. Что же такое золотая цепь?

4б. сообщения студентов о символическом значении золотой цепи

Чудо «Золотой цепи», в отличие от других чудес гриновского мира, имеет тёмную сторону. Более того, в канве романа Дом играет в целом отрицательную роль: именно Дом стал между Ганувером и Молли, погубив своего хозяина.

Дом — не «чистая мечта», а — мечта + золото. Без Цепи не было б Дома.

Мотив проклятия золота всплывает здесь в поистине философской глубине. У Мечты, с одной стороны, нет иных путей материализации, кроме «золотого»; и даже самая Мечта рождается от импульса Цепи (фантастический «проект» Дома, созданный Молли — его идеологом — вызван именно счастливой находкой). С другой стороны, Мечта, воплощенная в золоте и силой золота, теряет свою изначальную чистоту, попадая под его власть. Золото неизбежно вносит в Мечту тёмный компонент. И Мечта силой золота не только воплощается в материю, в искусство, — она становится разрушающей, разлучая вначале Молли и Ганувера, а затем и убивая Ганувера.

«Цепь» = оковы, несвобода; Золотая цепь = зависимость от золота, символ подвластности его силе.

Итак, символичный ряд Цепи включает в себя такие звенья: золото, проклятие, несвобода, причинно-следственная связь, сказка, случай, Фортуна, Фемида, возмездие.

4в Рассмотрение жанра произведения

— Как вы думаете, к какому жанру можно отнести данное произведение?

Предполагаемы ответы: роман-приключение, роман-детектив; фантастический роман.

3 студента рассказывают об особенностях каждого жанра:

— резкое деление персонажей на героев и злодеев (Ганувер-Дейзи)

— стремительность развития действия (действие происходит в течение 36 часов)

— переменчивость и острота сюжетных ситуаций (похищение судна, переодевание Санди, разоблачение Дейзи, появление Молли)

— преувеличенность переживаний (переживания Санди, его мысли)

— мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (похищение Молли, загадка золотой цепи, сам Дом является одной сплошной загадкой)

Особенности детективных романов:

— наличие в произведении некоего загадочного происшествия (появление Дейзи и ее коварный план)

— действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю (раскрытие тайны происходит в самом конце произведения)

— читатель проводится автором через процесс расследования (вместе с Санди, Дюроком, Попом, Эстампом мы выясняем мотивы Дейзи и ее напарников)

— стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей (деньги и власть)

— большинство детективов экзотичны (действие происходит в фантастическом Доме Ганувера)

— присутствие типичных персонажей (сыщик, преступник, потерпевший)

Особенности фантастического жанра:

Фантастическое допущение, или фантастическая идея (элемент необычного) для раскрытия:

— создание экзотической обстановки

Критика определяет жанр произведения как детективно-приключенческий роман, однако мы видим в произведении и элементы фантастики.

Попробуем ответить на вопрос –как приобретенные сегодня знания помогут нам определить проблематику романа?

6. Домашнее задание

Подготовить сообщения о главных героях романа

Источник

Роман Александра Грина “Золотая цепь”

Грин золотая цепь чему учит. zolotaya tsep 01. Грин золотая цепь чему учит фото. Грин золотая цепь чему учит-zolotaya tsep 01. картинка Грин золотая цепь чему учит. картинка zolotaya tsep 01. Сенди матрос. Он отправляется с двумя незнакомцами в плавание. Ему удается спасти одного богача. После этого Сенди становится капитаном корабля. Он женится на дочери жены богача.

Страницы биографии Александра Грина в 1920-х годах сообщают о тяжелом материальном состоянии писателя. Мечтательность, романтичность его героев, отрыв от актуальных проблем современности, витиеватость авторского стиля, все это сказывалось на том, что писателя не понимали и не публиковали. Однако Грин продолжал быть верным своим убеждениям и стилю, говоря, что не нужен таким своей стремительной эпохе, но другим он быть не хочет и не может. После публикации своего первого символистского романа «Блистающий мир» в 1924 году, уверенность Грина в собственных силах возрастает, и один за другим появляются на свет новые произведения, увлекающие за собой читателя в мир опасных приключений и героев, которые, последовав за мечтой, становятся счастливыми.

Одним из самых загадочных произведений Александра Грина этого периода критики считают роман «Золотая цепь», написанный в 1925 году в Феодосии. Автор сам описал свой творческий замысел так: история мальчика, который искал чудес и нашел их.

Система персонажей романа «Золотая цепь»

В романе «Золотая цепь» автором все продумано до мелочей, каждая деталь появляется в произведении для раскрытия идейно-смысловой нагрузки или создания индивидуального характера героя. Система персонажей романа достаточно многогранна, среди которой можно выделить несколько групп: моряки, обитатели дворца, интриганы и ведущие персонажи.

Главными героями произведения являются Сандро, Дюрок, Эстамп, Ганувер и Молли. Роман Александра Грина «Золотая цепь» достаточно противоречив и загадочен, не составляет исключения и вопрос о главном герое. Без сомнения, каждый читатель определит в качестве главного героя Сандро. Однако некоторые критики, несмотря на высокую смысловую и событийную нагрузку данного персонажа, считают его второстепенным героем, а главным определяют Ганувера. Однако, это лишь одна из версий. Действительно, все интриги и события вращаются вокруг Ганувера. Но развитие и становление личности, раскрытие внутреннего мира и стремлений, изменение действительности своими поступками, то есть все те черты, которые определяют главного персонажа, присущи именно Сандро.

Грин золотая цепь чему учит. zolotaya tsep 03. Грин золотая цепь чему учит фото. Грин золотая цепь чему учит-zolotaya tsep 03. картинка Грин золотая цепь чему учит. картинка zolotaya tsep 03. Сенди матрос. Он отправляется с двумя незнакомцами в плавание. Ему удается спасти одного богача. После этого Сенди становится капитаном корабля. Он женится на дочери жены богача.

Всю сюжетную линию романа сопровождает образ Сандро, от лица которого и ведется повествование, а все события произведения мы видим его глазами. Юноша является главным героем всех переломных моментов сюжета. Именно он узнает секрет о том, как разбогател Ганувер, а также раскрывает заговор Дигэ и Галуэя.

В начале произведения перед нами 16-летний матрос, немного неуверенный в себе. Он пытается понять кто он: мальчик или мужчина. Он ужасно расстраивается и вспыхивает, когда его не воспринимают всерьез. Чтобы казаться старше, Сандро показательно выражается бранными словами. Однако его напыщенно «взрослое» поведение вызывает у окружающих лишь смех. Смелость к рискованным поступкам, горячее желание помочь другим, попытки исправить ситуацию и сопереживание чужой любви делают из неуклюжего юнца зрелого и ответственного мужчину. Ведь помогая другим, он сумел победить свою ранимость и обидчивость, стать мудрее и сильнее духом.

Наиболее противоречивый в романе образ Эвереста Ганувера, который представляет собой олицетворение идеального героя – богатого, но не потерявшего человечность. В 28 лет он становится живой легендой, сумевшей воплотить необычайную мечту в жизнь, в воздушный замок и реальный великолепный дворец. В пучине алчных заговоров, потеряв любимого человека, он начинает пить и падать духом. Однако так и не теряет своего главного дара – способности любить.

Утверждение романтического идеала победы добра над злом невозможно без поддержки верных и преданных друзей, которых в романе воплотили Дюрок, Эстамп, библиотекарь Поп.

Идейное содержание романа

Грин золотая цепь чему учит. zolotaya tsep 04. Грин золотая цепь чему учит фото. Грин золотая цепь чему учит-zolotaya tsep 04. картинка Грин золотая цепь чему учит. картинка zolotaya tsep 04. Сенди матрос. Он отправляется с двумя незнакомцами в плавание. Ему удается спасти одного богача. После этого Сенди становится капитаном корабля. Он женится на дочери жены богача.

Основой проблематики произведения являются вечные противоречия между мечтой и гармонией, богатством и простым человеческим счастьем. Смелость и романтическое стремление к мечте прекрасны. Однако за все есть определенная плата. Обладатель золотой цепи, получивший все, чего только можно хотеть, остался одинок в огромном и многолюдном доме. Он стал узником своей золотой цепи. А те, кому он пытался открыть свое страдающее сердце, оказались алчными охотниками за богатством. Любимая девушка Молли пытается спасти Ганувера от своих ненасытных братьев ценой собственного счастья. Таким образом, Александр Грин утверждает в романе истинные людские добродетели – честность, неподкупность и любовь, показывая стремления к богатству и власти жалкими и ничтожными.

Взросление духа персонажа – одна из основных идей произведения. Юный, ищущий себя мальчик, который пытался познать мир, читая книги, наблюдая и слушая, стремился изменить свою жизнь, стать взрослее, но не знал, как сделать это. В романе «Золотая цепь» открывается истина: изменения манеры общения или внешнего вида не дадут возможности повзрослеть духом, стать истинным мужчиной. Только в поступках и преодолении собственных страхов и комплексов возможно становление личности.

Анализ произведения

Академическая критика определяет жанр произведения как детективно-приключенческий роман. Многие литературоведы сходятся на мнении, что «Золотая цепь» – повесть с детективным сюжетом. В пользу повести можно отнести сравнительно небольшой объем произведения и короткий временной промежуток протекания описываемых событий – действие происходит в течение 36 часов, что собственно перечит возможности назвать творение романом. Однако более чем развитая система персонажей романа и постепенное становление главного героя позволяют определить жанр как роман.

Стилистическая принадлежность произведения
Спорным вопросом в литературоведение является и стилистическая принадлежность произведения «Золотая цепь». В произведении, которое большинство исследователей считает романтическим, присутствуют также черты реализма и символизма.

Повествование от первого лица, построение диалогов и динамика сюжета разворачиваются вполне в ключе реализма. Идейная насыщенность произведения соответствует романтическим признакам, которые подчеркивают приключения, загадки и тайны, сказочный дворец и интриги, надежды и мечты, любовь и коварство. Основные идеи произведения автор старается передать все же не в реалистичной манере и даже не в традициях романтизма. Суть произведения открывается через символы, о чем свидетельствует уже название произведения «Золотая цепь». Знаковыми образами символизма является книга «Что мы знаем о себе?», которую молодой юнга читает в экспозиционной части романа, татуировка с надписью: «Я знаю все», таинственный дворец, потайные комнаты, лабиринты, монеты и, наконец, золотая цепь.

Грин золотая цепь чему учит. Grin O 030. Грин золотая цепь чему учит фото. Грин золотая цепь чему учит-Grin O 030. картинка Грин золотая цепь чему учит. картинка Grin O 030. Сенди матрос. Он отправляется с двумя незнакомцами в плавание. Ему удается спасти одного богача. После этого Сенди становится капитаном корабля. Он женится на дочери жены богача.

В следующей статье вы можете ознакомиться с биографией писателя Александра Грина, которого считают одним из самых выдающихся романистов начала ХХ века.

Известный роман Александра Грина “Бегущая по волнам” является еще одной незабываемой историей о любви, чуде и романтических приключениях.

Произведение «Золотая цепь» – пример нешаблонного авторского стиля, типа творческого мышления и мастерского использования живого языка. Читая диалоги произведения, невольно оказываешься на пропахшем сыростью и рыбой корабле, в душной многолюдной кухне, среди лабиринтов дворца, чувствуя каждый намек и деталь, которые рисует автор. «Золотая цепь» Александра Грина – одно из его великолепных творений, в которых для читателя открывается романтическая страна, где живет вера в мечту и торжествует красота человеческой натуры.

Источник

Краткое содержание Грин Золотая цепь для читательского дневника

Матрос, Санди Пруэль находится на судне Эспаньола. Руководит им штурман Гро. Ночью к ним приходят двое мужчин и за определенную плату, просят дать им судно. У них неотложная поездка. Санди идет с ними.

По пути незнакомцы предлагают ему зайти в дом Ганувера. Санди хочет быть опытным морским волком и соглашается. Мужчин зовут Эстамп и Дюрок. Они рассказывают Санди о богатом доме. На кухне Санди переодевается и ест. Эстамп и Дюрок надсмехаются над его татуировкой «Я все знаю». Моряк со зла бросает в слугу золото, которое ему дали за плаванье.

Библиотекарь Поп ведет Санди к Гануверу, 28-му владельцу шикарного дома. Поговоря с моряком, Ганувер обещает, что он будет капитаном. Санди идет в свою комнату. В стене он замечает скрытый ход, ведущий в коридор. Он слышит голос Дигэ, девушки Ганувера, и Гануэя. Из их беседы понятно, что у них любовники. А Дигэ представила Гануэя, как родственника. Она хочет выйти замуж за Ганувера и стать богатой вдовой. Чтобы ускорить кончину Ганувера, девушка спаивает его. Их разговора, Санди узнает, что Ганувер нашел в море большую золотую цепь, и это дало ему разбогатеть. Моряк делится услышанным с Попом и Дюроком. Они рассказывают, что хотят вернуть в дом бывшую девушку Молли. Она влюблена в Ганувера, но по странным обстоятельствам, отказалась от него. Брат Молли прячет ее и хочет сосватать девушку за подлого и злого Лемарена. Неизвестная девушка сообщает им, где прячется Молли.

Дюрек и Эстамп находят Молли и уговаривают ее вернуться в замок. Санди одев вещи Молли, запутывает следы.

Ганувер признается, что до сих пор любит Молли, но она исчезла. Все готовятся к большому празднику. Сэнди знакомится с доном Эстебаном, который обещает сделать молодого человека капитаном корабля.

Орсун говорит, что на берегу ручья видел девушку похожую на Молли. Ганувер выступает с речью, в которой благодарит всех своих друзей и близких людей. Дигэ нажимает на рычаг в стене, и все с изумлением видят площадь с фонтанами.

Входит Молли в свадебном платье. Ганувер в восторге и представляет девушку гостям, как свою невесту. Открывается правда про Дигэ и Гануэя. Но хозяин дома вместо того, чтобы отдать их под арест, дарит им чек на полмиллиона.

Повесть учит, что нужно всегда жить в мире со своей совестью и не врать людям.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание Грин Золотая цепь

Сенди работает матросом. Он старается казаться умным и мудрым матросом. Однажды два незнакомых ему человека просят одолжить им судно. Сенди, как опытный матрос, захотел отправиться с ними. По дороге все троя очень сблизились. Два незнакомца стали доверять молодому матросу. Незнакомца надо зайти к некоему Гануверу. Они предлагают Сенди пойти вместе с ними. Тот не отказывается.

Бедняги до полуночи еле отыскивают Молли. Ганувер спасен. Он прощает своих врагов. У Ганувера скоро случается сердечный приступ. Он умирает. Его жена Молли и один из незнакомых спутников Сенди – Дорок, женятся. У них появляется дочь. Ее, как и мать, зовут Молли. Она становится женой Сенди. После спасения жизни Ганувера Сенди стал капитаном судна.

Голосов: 86
Читать краткое содержание Золотая цепь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

«Дул ветер…», — написав это, я опрокинул неосторожным движением чернильницу, и цвет блестящей лужицы напомнил мне мрак той ночи, когда я лежал в кубрике «Эспаньолы». Это суденышко едва поднимало шесть тонн, на нем прибыла партия сушеной рыбы из Мазабу. Некоторым нравится запах сушеной рыбы.

Все судно пропахло ужасом, и, лежа один в кубрике с окном, заткнутым тряпкой, при свете скраденной у шкипера Гро свечи, я занимался рассматриванием переплета книги, страницы которой были выдраны неким практичным чтецом, а переплет я нашел.

На внутренней стороне переплета было написано рыжими чернилами: «Сомнительно, чтобы умный человек стал читать такую книгу, где одни выдумки».

Ниже стояло: «Дик Фармерон. Люблю тебя, Грета. Твой Д.».

На правой стороне человек, носивший имя Лазарь Норман, расписался двадцать четыре раза с хвостиками и всеобъемлющими росчерками. Еще кто-то решительно зачеркнул рукописание Нормана и в самом низу оставил загадочные слова: «Что знаем мы о себе?»

Я с грустью перечитывал эти слова. Мне было шестнадцать лет, но я уже знал, как больно жалит пчела — Грусть. Надпись в особенности терзала тем, что недавно парни с «Мелузины», напоив меня особым коктейлем, испортили мне кожу на правой руке, выколов татуировку в виде трех слов: «Я все знаю».

Они высмеяли меня за то, что я читал книги, — прочел много книг и мог ответить на такие вопросы, какие им никогда не приходили в голову.

Я засучил рукав. Вокруг свежей татуировки розовела вспухшая кожа. Я думал, так ли уж глупы эти слова «Я все знаю»; затем развеселился и стал хохотать — понял, что глупы. Опустив рукав, я выдернул тряпку и посмотрел в отверстие.

Казалось, у самого лица вздрагивают огни гавани. Резкий, как щелчки, дождь бил в лицо. В мраке суетилась вода, ветер скрипел и выл, раскачивая судно. Рядом стояла «Мелузина»; там мучители мои, ярко осветив каюту, грелись водкой. Я слышал, что они говорят, и стал прислушиваться внимательнее, так как разговор шел о каком-то доме, где полы из чистого серебра, о сказочной роскоши, подземных ходах и многом подобном. Я различал голоса Патрика и Моольса, двух рыжих свирепых чучел.

Моольс сказал: — Он нашел клад.

— Нет, — возразил Патрик. — Он жил в комнате, где был потайной ящик; в ящике оказалось письмо, и он из письма узнал, где алмазная шахта.

— А я думаю, что продал он душу дьяволу, — заявил Болинас, повар, — иначе так сразу не построишь дворцов.

— Не спросить ли у «Головы с дыркой»? — осведомился Патрик (это было прозвище, которое они дали мне), — у Санди Пруэля, который все знает?

Гнусный — о, какой гнусный! — смех был ответом Патрику. Я перестал слушать. Я снова лег, прикрывшись рваной курткой, и стал курить табак, собранный из окурков в гавани. Он производил крепкое действие — в горле как будто поворачивалась пила. Я согревал свой озябший нос, пуская дым через ноздри.

Мне следовало быть на палубе: второй матрос «Эспаньолы» ушел к любовнице, а шкипер и его брат сидели в трактире, — но было холодно и мерзко вверху. Наш кубрик был простой дощатой норой с двумя настилами из голых досок и сельдяной бочкой-столом. Я размышлял о красивых комнатах, где тепло, нет блох. Затем я обдумал только что слышанный разговор. Он встревожил меня, — как будете встревожены вы, если вам скажут, что в соседнем саду опустилась жар-птица или расцвел розами старый пень.

Не зная, о ком они говорили, я представил человека в синих очках, с бледным, ехидным ртом и большими ушами, сходящего с крутой вершины по сундукам, окованным золотыми скрепами.

«Почему ему так повезло, — думал я, — почему. »

Здесь, держа руку в кармане, я нащупал бумажку и, рассмотрев ее, увидел, что эта бумажка представляет точный счет моего отношения к шкиперу, — с 17 октября, когда я поступил на «Эпаньолу» — по 17 ноября, то есть по вчерашний день. Я сам записал на ней все вычеты из моего жалованья. Здесь были упомянуты разбитая чашка с голубой надписью «Дорогому мужу от верной жены»; утопленное дубовое ведро, которое я же сам по требованию шкипера украл на палубе «Западного Зерна»; украденный кем-то у меня желтый резиновый плащ, раздавленный моей ногой мундштук шкипера и разбитое — все мной — стекло каюты. Шкипер точно сообщал каждый раз, что стоит очередное похождение, и с ним бесполезно было торговаться, потому что он был скор на руку.

Я подсчитал сумму и увидел, что она с избытком покрывает жалованье. Мне не приходилось ничего получить. Я едва не заплакал от злости, но удержался, так как с некоторого времени упорно решал вопрос — «кто я — мальчик или мужчина?» Я содрогался от мысли быть мальчиком, но, с другой стороны, чувствовал что-то бесповоротное в слове «мужчинам — мне представлялись сапоги и усы щеткой. Если я мальчик, как назвала меня однажды бойкая девушка с корзиной дынь, — она сказала: «Ну-ка, посторонись, мальчик», — то почему я думаю о всем большом: книгах, например, и о должности капитана, семье, ребятишках, о том, как надо басом говорить: «Эй вы, мясо акулы!» Если же я мужчина, — что более всех других заставил меня думать оборвыш лет семи, сказавший, становясь на носки: «Дай-ка прикурить, дядя!» — то почему у меня нет усов и женщины всегда становятся ко мне спиной, словно я не человек, а столб?

Мне было тяжело, холодно, неуютно. Выл ветер — «Вой!» — говорил я, и он выл, как будто находил силу в моей тоске. Крошил дождь. — «Лей!» — говорил я, радуясь, что все плохо, все сыро и мрачно, — не только мой счет с шкипером. Было холодно, и я верил, что простужусь и умру, мое неприкаянное тело…

Последние часы. Книга I. Золотая цепь

То был памятный для меня день, потому что он произвел во мне большую перемену. Но так случается с каждым. Представьте себе, что из вашей жизни вычеркнули один особенно важный день, и подумайте, как по-иному повернулось бы ее течение. Вы, кто читаете эти строки, отложите на минуту книгу и подумайте о той длинной цепи из железа или золота, из терниев или цветов, которая не обвила бы вас, если бы первое звено ее не было выковано в какой-то один, навсегда памятный для вас день.

Чарльз Диккенс, «Большие надежды» [Перевод М. Лорие. Здесь и далее прим. переводчика.]

Недавнее прошлое. 1897 год

Люси Эрондейл было десять лет, когда она впервые встретила этого мальчика в Лесу.

Люси, рожденная и воспитанная в Лондоне, никогда не видела таких мест, как Брослин, и даже представления не имела об их существовании. Лес окружал особняк Эрондейл-Мэнор со всех сторон. Деревья, словно осторожно перешептываясь о чем-то, склоняли друг к другу верхушки — летом изумрудные, осенью напоминавшие по цвету червонное золото. Зеленый ковер мха, устилавший землю, был мягким, как перина. Однажды отец рассказал ей, что ночью мох служит постелью фэйри, а из белых звездочек цветов, растущих только в тайной стране Идрис, эти сказочные существа делают браслеты и кольца, которыми украшают свои тонкие, изящные руки.

Джеймс, разумеется, сразу же заявил, что у фэйри нет постелей, что днем они спят под землей, а по ночам похищают маленьких девочек, которые плохо себя ведут. Люси с силой наступила брату на ногу, но отец тут же подхватил ее на руки и унес обратно в дом, чтобы предотвратить драку. Джеймс происходил из древнего и благородного рода Эрондейлов, но это не означало, что время от времени (в случае необходимости) он не позволял себе подергать младшую сестренку за косички.

Как-то раз Люси проснулась среди ночи оттого, что луна светила слишком ярко. Потоки лунного света лились через окно в комнату, словно молоко; белые прямоугольники лежали на одеяле Люси, на отполированном до блеска деревянном полу.

Она выскользнула из постели, взобралась на подоконник и легко спрыгнула на цветочную клумбу. Лето было в разгаре, и девочка не мерзла в одной сорочке.

Ей показалось, что даже деревья на краю леса, сразу за конюшнями, излучают тусклый белый свет. Она побежала туда бесшумно, словно маленький призрак. Когда она скользила среди деревьев, ноги ее, обутые в домашние тапочки, почти не оставляли следов на покрытых мхом кочках.

, — говорила она. — Потому что в моих жилах течет королевская кровь, однажды я стану королевой, в два раза более могущественной, чем моя мачеха. И я прикажу отрубить ей голову».

Позднее Люси думала, что, наверное, не совсем точно вспомнила содержание сказки о Белоснежке.

Но все равно, игра очень нравилась девочке, и лишь после четвертой или пятой такой пробежки она сообразила, что заблудилась. Она больше не видела за деревьями знакомых очертаний Эрондейл-Мэнора.

Она в панике топталась на месте, озираясь по сторонам. Лес уже не казался волшебным. Гигантские деревья нависали над ней, словно грозные призраки. Ей почудилось, что она различает сквозь шелест листвы голоса потусторонних существ. Появившиеся откуда-то облака скрыли луну, и Люси осталась одна в полной темноте.

Люси была храброй девочкой, но ей было всего десять лет. Она негромко всхлипнула и побежала в ту сторону, где, как ей казалось, находился дом. Но в лесу становилось все темнее, кусты, утыканные острыми шипами, образовали сплошные непроходимые заросли. Ночная рубашка зацепилась за какой-то особенно длинный шип, и ткань с треском порвалась. Люси споткнулась…

И упала. Падение походило на полет Алисы, провалившейся в кроличью нору, только оказалось гораздо короче. Девочка полетела вверх тормашками в какую-то дыру и ударилась о твердую землю.

Люси захныкала от боли и села. Она находилась на дне довольно глубокой круглой ямы. Яма была искусственной, стенки ее были гладкими, и даже когда Люси поднялась на цыпочки и вытянула вверх руки, до края оставалось еще несколько футов.

Люси попыталась вцепиться пальцами в землю и выбраться из ловушки подобно тому, как она карабкалась на деревья. Но почва была мягкой и осыпалась, девочке не удавалось найти точку опоры. После пятой неудачной попытки Люси, лежа на дне ямы, заметила на отвесной стенке какой-то отблеск. У нее появилась мимолетная надежда: а вдруг это древесный корень, сейчас она уцепится за него и выберется наверх; она поползла к белому предмету и протянула руку…

Земля осыпалась. Это оказался вовсе не корень, а старая кость, причем принадлежала она не животному…

— Не кричи, — раздался голос откуда-то сверху. — Это привлечет их.

Она откинула голову и уставилась вверх. Над ямой склонился какой-то мальчишка. Он был старше ее брата Джеймса — наверное, ему было лет шестнадцать. У него было симпатичное, но печальное лицо. Совершенно прямые черные волосы, довольно длинные, спускались на воротник рубашки.

— Кого привлечет? — Люси подбоченилась.

— Фэйри, — объяснил он. — Это ловушка фэйри. Обычно они используют их для того, чтобы ловить зверей, но обрадуются ничуть не меньше, обнаружив в своей яме маленькую девочку.

— Ты хочешь сказать, что они меня съедят? — ахнула Люси.

— Это вряд ли, но тебя вполне могут забрать в Страну Под Холмом, и ты остаток жизни проведешь у них в услужении. И никогда больше не увидишь родных.

Он приподнял брови, сдвинул их, сделал страшное лицо.

— Не надо меня пугать, — пролепетала девочка.

— Уверяю тебя, я говорю совершеннейшую правду, — возразил он. — Я считаю, что говорить даже несовершенную правду недостойно меня.

— И глупостей не говори, — фыркнула она. — Я Люси Эрондейл. Мой папа, Уилл Эрондейл, очень важный человек. Если ты спасешь меня, получишь щедрую награду.

— Девочка из семьи Эрондейл? — переспросил он. — Как мне повезло.

Он вздохнул, подполз ближе к краю ямы и протянул Люси руку. На внутренней стороне запястья правой руки Люси заметила шрам — длинный, уродливый шрам, словно от сильного ожога.

Она вцепилась в запястье незнакомца обеими руками, и тот, продемонстрировав недюжинную силу, вытащил девочку из ямы. Мгновение спустя они стояли среди колючих кустов, рассматривая друг друга. Люси теперь могла его хорошенько разглядеть. Он был даже старше, чем она сначала подумала, и одет был строго: в черное и белое. Луна снова выглянула из-за облаков, и Люси заметила, что глаза ее спасителя такого же цвета, как зеленый лесной мох.

— Благодарю, — несколько чопорным тоном произнесла она и пригладила ночную рубашку, которая была безнадежно испорчена.

— А теперь идем со мной, — ласково предложил он. — Не бойся. О чем ты хочешь поговорить? Ты любишь сказки и истории?

— Обожаю разные истории, — сообщила Люси. — Когда я вырасту, стану знаменитой писательницей.

— Звучит замечательно, — ответил незнакомец задумчивым и почему-то печальным тоном.

Они вместе зашагали прочь от ямы по лесным тропинкам. Казалось, мальчик знал, куда идти, как будто был хорошо знаком с лесом. Наверное, его в детстве подменили эльфы, сразу же догадалась Люси. Он много знал о повадках фэйри, но, совершенно очевидно, не принадлежал к Дивному народу; ведь он предупредил, что фэйри могут ее похитить. Должно быть, в свое время это произошло с ним самим. Она не хотела заводить об этом речь и смущать незнакомца; наверное, это ужасно, думала она, когда эльфы крадут тебя из колыбели, ужасно жить вдали от своей семьи. И вместо этого она принялась обсуждать с юношей принцесс из сказок; они даже поспорили о том, какая принцесса прекраснее и лучше всех. Люси показалось, что прошло всего лишь несколько минут после спасения из ямы, когда она обнаружила, что находится в саду Эрондейл-Мэнора.

— Мне представляется, что принцесса сможет самостоятельно вернуться отсюда в замок, — произнес незнакомец с поклоном.

— О да, — сказала Люси, глядя на окно своей спальни. — Как ты думаешь, они заметили, что я убежала?

Он рассмеялся и повернулся к ней спиной, собираясь уходить. Когда он дошел до ворот, Люси окликнула его.

— Как тебя зовут? — спросила она. — Я назвала тебе свое имя. Скажи мне свое.

Он остановился и помедлил несколько секунд. Фигура в ночном мраке казалась черно-белой, как на иллюстрациях в ее книгах. Он снова склонился перед ней в глубоком, изящном поклоне, словно рыцарь из сказаний.

, — произнес он. — Потому что в моих жилах течет королевская кровь, и однажды я стану в два раза более могущественным, чем королева. И я прикажу отрубить ей голову.

Золотая цепь — Грин Александр Степанович

«Дул ветер…» – написав это, я опрокинул неосторожным движением чернильницу, и цвет блестящей лужицы напомнил мне мрак той ночи, когда я лежал в кубрике «Эспаньолы». Это суденышко едва поднимало шесть тонн, на нем прибыла партия сушеной рыбы из Мазабу. Некоторым нравится запах сушеной рыбы.

Все судно пропахло ужасом, и, лежа один в кубрике с окном, заткнутым тряпкой, при свете скраденной у шкипера Гро свечи, я занимался рассматриванием переплета книги, страницы которой были выдраны неким практичным чтецом, а переплет я нашел.

На внутренней стороне переплета было написано рыжими чернилами:

«Сомнительно, чтобы умный человек стал читать такую книгу, где одни выдумки».

«Дик Фармерон. Люблю тебя, Грета. Твой Д.».

На правой стороне человек, носивший имя Лазарь Норман, расписался двадцать четыре раза с хвостиками и всеобъемлющими росчерками. Еще кто-то решительно зачеркнул рукописание Нормана и в самом низу оставил загадочные слова: «Что знаем мы о себе?»

Я с грустью перечитывал эти слова. Мне было шестнадцать лет, но я уже знал, как больно жалит пчела – Грусть. Надпись в особенности терзала тем, что недавно парни с «Мелузины», напоив меня особым коктейлем, испортили мне кожу на правой руке, выколов татуировку в виде трех слов: «Я все знаю». Они высмеяли меня за то, что я читал книги, – прочел много книг и мог ответить на такие вопросы, какие им никогда не приходили в голову.

Я засучил рукав. Вокруг свежей татуировки розовела вспухшая кожа. Я думал, так ли уж глупы эти слова «Я все знаю»; затем развеселился и стал хохотать – понял, что глупы. Опустив рукав, я выдернул тряпку и посмотрел в отверстие.

Казалось, у самого лица вздрагивают огни гавани. Резкий как щелчки дождь бил в лицо. В мраке суетилась вода, ветер скрипел и выл, раскачивая судно. Рядом стояла «Мелузина»; там мучители мои, ярко осветив каюту, грелись водкой. Я слышал, что они говорят, и стал прислушиваться внимательнее, так как разговор шел о каком-то доме, где полы из чистого серебра, о сказочной роскоши, подземных ходах и многом подобном. Я различал голоса Патрика и Моольса, двух рыжих свирепых чучел.

– Нет, – возразил Патрик. – Он жил в комнате, где был потайной ящик; в ящике оказалось письмо, и он из письма узнал, где алмазная шахта.

– А я думаю, что продал он душу дьяволу, – заявил Болинас, повар, – иначе так сразу не построишь дворцов.

– Не спросить ли у «Головы с дыркой»? – осведомился Патрик (это было прозвище, которое они дали мне), – у Санди Пруэля, который все знает?

Гнусный – о, какой гнусный! – смех был ответом Патрику. Я перестал слушать. Я снова лег, прикрывшись рваной курткой, и стал курить табак, собранный из окурков в гавани. Он производил крепкое действие – в горле как будто поворачивалась пила. Я согревал свой озябший нос, пуская дым через ноздри.

Мне следовало быть на палубе: второй матрос «Эспаньолы» ушел к любовнице, а шкипер и его брат сидели в трактире, – но было холодно и мерзко вверху. Наш кубрик был простой дощатой норой с двумя настилами из голых досок и сельдяной бочкой-столом. Я размышлял о красивых комнатах, где тепло, нет блох. Затем я обдумал только что слышанный разговор. Он встревожил меня, – как будете встревожены вы, если вам скажут, что в соседнем саду опустилась жар-птица или расцвел розами старый пень.

Не зная, о ком они говорили, я представил человека в синих очках, с бледным, ехидным ртом и большими ушами, сходящего с крутой вершины по сундукам, окованным золотыми скрепами.

«Почему ему так повезло, – думал я, – почему?…» Здесь, держа руку в кармане, я нащупал бумажку и, рассмотрев ее, увидел, что эта бумажка представляет точный счет моего отношения к шкиперу, – с 17 октября, когда я поступил на «Эспаньолу» – по 17 ноября, то есть по вчерашний день. Я сам записал на ней все вычеты из моего жалованья. Здесь были упомянуты: разбитая чашка с голубой надписью «Дорогому мужу от верной жены»; утопленное дубовое ведро, которое я же сам по требованию шкипера украл на палубе «Западного зерна»; украденный кем-то у меня желтый резиновый плащ, раздавленный моей ногой мундштук шкипера и разбитое – все мной – стекло каюты. Шкипер точно сообщал каждый раз, что стоит очередное похождение, и с ним бесполезно было торговаться, потому что он был скор на руку.

Я подсчитал сумму и увидел, что она с избытком покрывает жалованье. Мне не приходилось ничего получить. Я едва не заплакал от злости, но удержался, так как с некоторого времени упорно решал вопрос – «кто я – мальчик или мужчина?» Я содрогался от мысли быть мальчиком, но, с другой стороны, чувствовал что-то бесповоротное в слове «мужчина» – мне представлялись сапоги и усы щеткой. Если я мальчик, как назвала меня однажды бойкая девушка с корзиной дынь, – она сказала: «Ну-ка, посторонись, мальчик», – то почему я думаю о всем большом: книгах, например, и о должности капитана, семье, ребятишках, о том, как надо басом говорить: «Эй вы, мясо акулы!» Если же я мужчина, – что более всех других заставил меня думать оборвыш лет семи, сказавший, становясь на носки: «Дай-ка прикурить, дядя!» – то почему у меня нет усов и женщины всегда становятся ко мне спиной, словно я не человек, а столб?

Мне было тяжело, холодно, неуютно. Выл ветер. – «Вой!» – говорил я, и он выл, как будто находил силу в моей тоске. Крошил дождь. – «Лей!» – говорил я, радуясь, что все плохо, все сыро и мрачно, – не только мой счет с шкипером. Было холодно, и я верил, что простужусь и умру, мое неприкаянное тело…

Я вскочил, услышав шаги и голоса сверху; но то не были голоса наших. Палуба «Эспаньолы» приходилась пониже набережной, так что на нее можно было опуститься без сходни. Голос сказал: «Никого нет на этом свином корыте». Такое начало мне понравилось, и я с нетерпением ждал ответа. «Все равно», – ответил второй голос, столь небрежный и нежный, что я подумал, не женщина ли отвечает мужчине. – «Ну, кто там?! – громче сказал первый, – в кубрике свет; эй, молодцы!»

Тогда я вылез и увидел – скорее, различил во тьме – двух людей, закутанных в непромокаемые плащи. Они стояли, оглядываясь, потом заметили меня, и тот, что был повыше, сказал:

– Мальчик, где шкипер?

Мне показалось странным, что в такой тьме можно установить возраст. В этот момент мне хотелось быть шкипером. Я бы сказал – густо, окладисто, с хрипотой, – что-нибудь отчаянное, например: «Разорви тебя ад!» – или: «Пусть перелопаются в моем мозгу все тросы, если я что-нибудь понимаю!»

Я объяснил, что я один на судне, и объяснил также, куда ушли остальные.

– В таком случае, – заявил спутник высокого человека, – не спуститься ли в кубрик? Эй, юнга, посади нас к себе, и мы поговорим, здесь очень сыро.

Я подумал… Нет, я ничего не подумал. Но это было странное появление, и, рассматривая неизвестных, я на один миг отлетел в любимую страну битв, героев, кладов, где проходят, как тени, гигантские паруса и слышен крик – песня – шепот: «Тайна – очарование! Тайна – очарование!» «Неужели началось?» – спрашивал я себя; мои колени дрожали.

Бывают минуты, когда, размышляя, не замечаешь движений, поэтому я очнулся лишь увидев себя сидящим в кубрике против посетителей – они сели на вторую койку, где спал Эгва, другой матрос, – и сидели согнувшись, чтобы не стукнуться о потолок-палубу.

«Вот это люди!» – подумал я, почтительно рассматривая фигуры своих гостей. Оба они мне понравились – каждый в своем роде. Старший, широколицый, с бледным лицом, строгими серыми глазами и едва заметной улыбкой, должен был, по моему мнению, годиться для роли отважного капитана, у которого есть кое-что на обед матросам, кроме сушеной рыбы. Младший, чей голос казался мне женским, – увы! – имел небольшие усы, темные пренебрежительные глаза и светлые волосы. Он был на вид слабее первого, но хорошо подбоченивался и великолепно смеялся. Оба сидели в дождевых плащах; у высоких сапогов с лаковыми отворотами блестел тонкий рант, следовательно, эти люди имели деньги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *