Грех празднословия что это
Многоглаголание, пустословие и любопытство
Из наследия Оптинских старцев
Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.
Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.
Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.
Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
Преподобный Варсонофий |
Преподобный Варсонофий советовал:
«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».
Преподобный Никон писал:
«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».
И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.
«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»
Преподобный Амвросий предупреждал:
«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».
Молитвенное настроение и мир в душе
Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:
«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»
Преподобный Моисей наставлял:
«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».
Многоглаголание и уныние
Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:
«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».
Пустословие и любопытство
Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:
«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».
|
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) |
Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:
«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».
Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:
«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».
Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.
Преподобный Никон писал:
«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».
Преподобный Макарий предупреждал:
«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».
Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.
Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).
О грехе празднословия
Вед.: Здравствуйте! «Молчание — золото», ― тот, кто следует этой народной мудрости, не подвержен греху празднословия. Так ли это, узнаем сегодня у Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина. Владыка, что же такое грех празднословия?
Митрополит Лонгин: Празднословие — привычка, которая свойственна очень многим людям. Думаю, что и мы с вами не всегда можем ее избежать, когда говорим о том, что нам не полезно. Наверное, самый яркий пример этого греха — осуждение окружающих нас людей. Мы часто и с большой легкостью, с желанием, начинаем осуждать тех, кто нас окружает. Все мы время от времени даем друг другу поводы для этого. Но надо знать, что ни нам самим, ни тем, о ком мы говорим, кого осуждаем, это никакой пользы не приносит. В результате получается, в самом прямом смысле, празднословие, то есть праздные разговоры, не приводящие ни к чему.
Празднословие не только бесполезно, но еще и очень вредно для каждого из нас. Осуждая или просто болтая без смысла, мы как бы «выстужаем» наше сердце и нашу душу. Святые отцы, говоря о празднословии, часто употребляли это понятие. Это как дом с открытыми окнами и дверями в мороз — там не может жить ничего доброго. Поэтому и в сердце человека, который постоянно празднословит, со временем образуется пустота, которая не дает вселиться в это сердце ничему хорошему, доброму. Кроме того, такой человек постепенно привыкает видеть во всем и во всех только плохое. Плохого действительно много в нашей жизни, но хорошего все-таки больше. Человек празднословящий об этом забывает.
Вед.: Владыка, а грешит ли человек, который говорит о добре, любви, милосердии и прочих добродетелях?
Митрополит Лонгин: Если человек, который говорит об этом, сам пальцем не двигает к тому, чтобы приобрести эти добродетели, то, наверное, грешит. Хотя, конечно, говорить о добре, милосердии, любви гораздо лучше, чем о чужих грехах.
Вед.: Владыка, а вообще может ли православный человек быть общительным? Не грешно ли это?
Митрополит Лонгин: Нет, ни в коем случае. И может, и должен, потому что в общении с людьми мы воспитываем себя, свои чувства. В конце концов, общаясь с другими людьми, мы можем говорить о самом главном — о Боге.
Вед.: Владыка, нам пришло множество вопросов. Пишет нам Алла: «Одна моя знакомая почти в каждом разговоре со мной жалуется на своих близких и сослуживцев. Сочувствовать — значит, поддерживать ее в осуждении. Говорить, что нужно любить и прощать — получается, я указываю ей на грехи. Начинаю избегать общения с ней. Посоветуйте, пожалуйста, как поступить?»
Митрополит Лонгин: Наверное, надо выражать сочувствие, но не самому факту осуждения, когда человек слышит о ком-то плохие вещи и поддакивает: «Да-да, действительно». А должно быть сочувствие состоянию человеческой души, которая видит только плохое, или которая подавлена тем плохим, которое объективно встречается в нашей жизни. Сочувствие в этом плане нужно и, я думаю, полезно. Конечно же, утешать человека надо. Так бывает, что человек, будучи как бы «погребенным» негативными впечатлениями, эмоциями, приходит к мысли, что вокруг все ужасно, плохо и ничего хорошего, даже луча света в этом темном царстве, не существует. Это не так, и человека надо постараться в этом переубедить, пытаясь показать какие-то добрые примеры, в том числе, примеры добрых чувств в окружающих нас людях. Обязательно нужно попытаться пробудить в человеке христианское отношение, правильные христианские чувства к чужим недостаткам и вообще ко всему плохому, что встречается в этой жизни. И первое из таких чувств — это снисходительность и жалость. Ведь человек, который все время осуждает, чаще всего очень требователен к окружающим, достаточно жесток по отношению к ним. А христианское отношение — это, прежде всего, жалость и сострадание. Когда они есть у человека, он спокойнее относится к недостаткам других.
Вед.: Как у Достоевского: «Простить — значит, понять». И в Евангелии: какой мерою меряете, такой и вам отмерено будет (ср: Мк. 4, 24).
Митрополит Лонгин: Совершенно верно. Главное, откуда можно научиться отношению людей между собой,— это, конечно, Евангелие. Вот почему очень важно стать христианином, чтобы разбираться в том, что происходит вокруг тебя.
Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Алексей: «Является ли осуждением разговор двух о третьем лице, если говорится объективно, то есть правда о его негативных поступках, просто констатируется факт?»
Вообще лучше никого не осуждать, не оценивать, если только это не является твоей работой. Если ты, скажем, начальствующий, то конечно, если твой подчиненный никуда не годится с профессиональной точки зрения, то ты не можешь закрывать на это глаза и делать вид, что все в порядке. Тогда ты уже грешишь больше, чем этот человек. А во всех остальных случаях, я думаю, надо как-то очень мягко, спокойно относиться к этому.
Вед.: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос задает Лидия: «Уважаемый Владыка! Как отучить мужа ругаться матом? Мне кажется, он не совсем понимает отрицательную сторону или даже пагубность такой речи».
Митрополит Лонгин: Очень сложный вопрос. Я, честно говоря, с трудом себе представляю, как это можно сделать. Прежде всего, нужно постоянно напоминать человеку о том, что это нетерпимо, плохо, что выражаться матом, особенно при женщинах, детях ни в коем случае нельзя, да и без них тоже не стоит. Но насколько это будет действенно, зависит от взаимоотношений в семье. Если муж любит жену, он постарается услышать ее просьбу. Если он не слышит, значит, в семье такие отношения, при которых эта просьба останется втуне.
Сегодня это привычка очень многих людей, причем самых разных, не только простых, как было раньше, но и достаточно высокопоставленных, в том числе достаточно интеллигентных, ― разговаривать на этом «языке». К сожалению, она распространяется все шире, и ничего, кроме негативных последствий, иметь не может. Дело в том, что общий уровень культуры нашего народа резко снизился за последние десятилетия, и продолжает снижаться. Это очень плохо. Ведь дело в том, что само по себе это явление невозможно рассматривать изолированно от контекста, от общего состояния нашего общества. Это очень характерное проявление общего удручающего состояния нравственности и культуры.
Вед.: Владыка, Мария пишет нам: «Здравствуйте! Помогите понять значение слов ″гневаясь, не согрешайте″. Спасибо».
Митрополит Лонгин: Это связано со святоотеческим пониманием того гнева, который допустим для человека. Надо гневаться на грех, на какое-то беззаконие, но при этом не согрешать, не впускать в свое сердце гнев и его последствия, а также ни в коем случае не распространять этот гнев на кого-либо из людей.
Вед.: А это возможно?
Митрополит Лонгин: Я думаю, что при достаточно долгом опыте внутренней внимательной жизни — да, возможно.
Вед.: Владыка, нам пишет Антон: «Объясните, что значат слова из послания первого к Коринфянам: ″Жены ваши в церквах да молчат″. Это нужно понимать в прямом смысле слова?»
Митрополит Лонгин: Имеется в виду проповедь и научение. Никогда в древности вообще в каком-то собрании женщина не имела голоса, а в церковном собрании женщина не имеет права учить вере, богословствовать, каким-то образом возвышать свой голос. Это древняя практика, она сохранилась до сих пор. Это не значит, что женщина, скажем, не может читать или петь на клиросе.
Вед.: Но пусть женщины не подходят к другим и не говорят: не так стоишь, не так одет…
Митрополит Лонгин: Апостол вряд ли догадывался, что так будет со временем, но я думаю, что его слова можно распространить и на этот случай. Иногда нужно сделать замечание, потому что сейчас слишком много людей, которые в церкви могут позволить себе чудовищные вещи. У меня сложное отношение к женщинам, которые делали или делают замечания в церкви. Я знаю, каким благородным негодованием в последние годы полны все наши средства массовой информации, церковные и нецерковные, в отношении этих женщин, страшных «бабок» или, как один человек сказал, «православных ведьм», и так далее. Но вот у меня несколько иное отношение. Я считаю, что все равно в церкви должны быть люди, которые не грубо, а мягко, с любовью, но все-таки показывают человеку, впервые зашедшему в храм, как в нем можно и нужно себя вести. Да, очень плохо, когда мы обижаем человека, пришедшего в храм, и он в результате уходит и дает себе слово больше никогда не переступать церковного порога. Но ничуть не лучше, когда такой вот человек начинает своим поведением, отношением обижать тех людей, которые уже в храме находятся. Они тоже люди и заслуживают доброго к себе отношения. Поэтому вопрос этот сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Вед.: Владыка, пишет нам Светлана: «Спаситель сказал, что потребует ответа за каждое праздное слово. Но ведь человеку свойственно забывать. В старости он уже многого не помнит. Как же он будет давать ответ?»
Митрополит Лонгин: Это образное выражение. Конечно же, не в прямом смысле будет воспомянуто каждое праздное слово человека. Мне кажется, тут надо иметь в виду не просто празднословие, а наши пустые обещания, пустые обеты, которые мы иногда даем. Например, человек что-то говорил ― и не сделал, обещал ― и не выполнил. За это, конечно, с человека будет спрошено, об этом и сказано в Священном Писании. Тем самым человек предупреждается о том, какое внимание он должен уделять тому, что он говорит, что обещает, тому, что исходит из его уст.
Многословие, пустословие, празднословие
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Притчи 21:23)
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (От Матфея 12:36)
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (От Матфея 5:37)
Причины многословия и празднословия
Святые отцы указывают несколько причин многословия и неразрывно связанного с ним празднословия: гордость, самомнение, тщеславие, многоядение, неимение страха Божия, злая привычка (навык), происходящая от невнимания к собственным согрешениям. Человек не предает многословию особого внимания и в своем многословии рассуждает, осуждает, завидует. Совершает непроизвольный грех. Непроизвольный грех, это грех который не был заранее спланирован, но это грех который отражает внутреннюю сущность человека и открывает верх сокрытого в глубине корня. Вот этим самым корнем и опасен наш непроизвольный грех. Через наши уста выходит наружу то, что невидно при других обстоятельствах жизни человека. Уста человека обнажают его сердце. Можно много говорить о глупости человеческой, но непрерывный поток слов, которые не контролируются разумом это очень большая глупость, не ведущая ко спасению. О каком долготерпении можно говорить, если человек непрерывно дает оценку всему и всем вокруг себя, сравнивая все естественно с самим собой. Может ли человек избавиться от пустословия? Да, может. Если человек раскается в своем пустословии и призовет Господа к себе на помощь, то любовь Господня поможет ему победить. Вот так оно бывает. Если человек не удалит «горький корень», то, сколько бы он не каялся, удаляя видимую часть своего греха, он так и не расстанется с ним. Бог ожидает кающегося грешника, готового к перемене жизни по воле Божьей. Утомившийся от своего греха человек получает освобождение от него при покаянии, и Бог дарует ему не только прощение, но и победу над грехом. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Иоиль 2:32)
Празднословие –
Чем пустословие отличается от празднословия?
В некоторых вариантах употребления слово «пустословие» выступает синонимом «празднословия». Однако по строгому счёту между двумя этими терминами существует различие. В отличие от понятия «пустословие» понятие «празднословие» главным образом связано не с понятием «пустота» (внутренняя бессмыслица, бессодержательность), а с понятием «праздность», означающим бесцельное, бесполезное времяпрепровождение. Конечно, бесцельный и бесполезный разговор, каким является пустословие, вполне может быть обозначен как бесцельное и бесполезное времяпрепровождение. В этом отношении пустословие сближается с празднословием. Между тем, значение первого понятия не перекрывается полностью значением второго, и наоборот. Тогда как понятие «празднословие» с большей выразительностью отображает идею бессмысленности, бесполезности (определяемого этим именованием) разговора как формы деятельности или занятия, понятием «пустословие» акцент выставляется на ничтожности или вредности внутреннего содержания речи. Речь может быть названа праздной даже тогда, когда её содержание касается важных, в том числе религиозно-нравственных тем, если при этом она произносится не ко времени. Например, если вместо того, чтобы исполнять монастырское послушание, инок предастся продолжительной беседе, его беседа может быть справедливо расценена монастырским начальством как празднословие, несмотря на важность затронутой в этой беседе проблематики. То же можно сказать о затяжных разговорах по служебному телефону в рабочее время, формально глубоких и интересных, однако неуместных по причине нарушения трудовой дисциплины, прерывания рабочего процесса. С другой стороны, если и тема, и время, и место для разговора выбраны правильно, например, с целью проповеди в храме или в духовной школе, однако докладчик оказывается не подготовленным, не компетентным, искажающим фундаментальные истины, призывающим не к тому, к чему Бог призывал, то его проповедь можно назвать бессмысленным сотрясанием воздуха или пустословием. Наконец, пустословием может обозначаться и прямой обман, способствующий совращению с истинного пути (ср.: произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении (2Пет.2:18)). Итак, празднословие, в большей степени, указывает на невнимание к использованию времени, а пустословие — на невнимание к словам.
Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу
Святые отцы о многословии, празднословии
: Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности.
: Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением.
: Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен открытым дверям?»
: Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3, 9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).
Больше молчите
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
Празднословие
Празднословие в православии называется грехом. Что за новости такие? С чего вдруг? Ну, умеет человек говорить, что же ему теперь молчать? Зачем нам тогда речь — только молитвы читать? Это справедливые возражения. И тут важно разобраться, что такое празднословие и чем оно вредно для верующего человека. Тогда все вопросы отпадут.
Празднословие — это обесценивание дара Божьего
Человек — создание уникальное, ведь правда? Много ли мы знаем животных, которые обладают речью? Да, наверняка кому-то из читателей приходилось слышать про разумное общение дельфинов или способности кошек к телепатии. Но это всё пока находится в области теорий, да и мало похоже на человеческую речь.
Речь — это тонкий и очень возвышенный инструмент. Им можно создавать одухотворённые произведения искусства: романы, стихи, пьесы. Выступления Цицерона, ораторство Цезаря, книги Набокова, ставшие классикой двух языков, проповеди христианских подвижников — всё это настоящая сокровищница человеческой культуры. У Бога есть причины гордиться нами.
Устное и письменное творчество — это отражение в нас качества Творца. Общение — это проявление любви — ещё одного свойства Божественной природы, которая заключена в человеке. И всё это до безобразия обесценивается, когда превращается в пустой трёп — пустословие.
Празднословие впускает в жизнь множество других грехов
Есть ли смысл забивать гвозди микроскопом? Нет, конечно. Так почему люди позволяют себе тратить дар речи на беседу ради беседы. Это бесцельное времяпрепровождения, которое не только пусто само по себе. Оно ещё и вредно.
Пустая речь — это трата времени ни на что. А ведь можно было бы потратить его на нечто полезное. Вот нет у человека дара писателя, но почему бы в свободное время не позаботиться о ком-то, не совершить доброе дело? Да хотя бы заняться оздоровительными процедурами для себя и то уже хорошо!
Разговор не о том, чтобы не общаться с близкими и друзьями, а о том, чтобы не общаться ни о чём: сплетнях, слухах, ерунде. Одно дело — поинтересоваться здоровьем, обсудить кинокартину, рассказать о своих переживаниях, и совсем другое — пошептаться о том, как кто-то из знакомых попал в неприглядную ситуацию.
А валяться с мобильным телефоном, ожидая, когда наступит завтра, и снова придётся идти на работу, — это грустная участь. Будто бы и жить больше незачем.
Так что празднословие — это врата для множества грехов:
Празднословие имеет разные формы: смехотворство, сплетни, злословие, клевета
Смехотворство. Довольно сложно нашему человеку понять, о чём речь. Это что, получается, шутить нельзя? Отыне сидим с постными лицами? Нет. Стоит заглянуть в греческий источник, где апостол Павел использует слово ευτραπελια (возвращать благо). Здесь не идёт речь о смехе, а потому приходится признать неточность синодального перевода.
Обычно это слово переводчики предлагают заменять словом «шутовство». То есть это не столько стремление посмеяться, сколько намеренная попытка выглядеть посмешищем. Есть такая категория людей — несут чушь, лишь бы в чьих-то глазах казатся лучше. Здесь замешаны:
От такого поведения стоит воздержаться.
Что же касается просто юмора, то он в православии уместен. Например, у патриарха Тихона на двери весела табличка: ««По вопросам контрреволюции не беспокоить»», а один архимандрит так описал их встречу: «Все хи-хи да ха-ха и гладит кота». А мученик Лаврентий во время казни на костре шутил: «Вы испекли уже одну сторону мне, поверните на другую. Ту уже можно есть».
Сплетни. Очень вредное занятие. Во-первых, это пустое занятие, которое ни к чему не приведёт. Сегодняшние сплетни завтра будут уже бесполезны, а время, которое можно было бы потратить с пользой, уже не вернуть.
Во-вторых, что-то плохое обязательно осядет где-то в мире, в душе у человека, и потом имеет шанс вылиться в нечто плохое. Так говорил об этом старец Клеопа из монастыря Сихастрия:
«Слова наши — это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись” (Прем. 1: 11)».
Злословие. О нём хорошо сказал священник Димитрий Шишкин:
«Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы».
К тому же злословие — это нарушение заповеди «Не судите, да не судимы будете».
А как же быть руководителям? Как не критиковать плохо сделанную работу?
Это уже другой вопрос. Христианство — это о человеческих, а не о профессиональных отношениях. Но критику тоже надо правильно преподносить:
Клевета. Это тоже празднословие, потому что это пустая, несправедливая информация. Можно ли вообще её как-то оправдать? Ведь даже «дьявол» значит «клеветник»! Пожалуй, нет ни одной достойной для православного христианина причины, по которой можно было бы опуститься до такого поступка. Собственно, тот, кто его допустит, не имеет права называть себя верующим, пока не покается.
По словам аввы Исайи, празднословие уводит с пути мудрости и духовности
Многие святые отцы говорили про праздное слово. Например, преподобный авва Исаия отмечал, что вред от такой деятельности хотя бы в том, что она отвлекает нас от Бога и настраивает совсем на нужную волну:
«Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности».
Сдержанность в речах он считал признаком мудрости:
«Воздержание языка показывает человека мудрого».
Но это не пустое занятие, дабы продемонстрировать интеллектуальное превосходство. Человек, который бережёт слово, духовно развивается:
«Храни язык твой, да просветится сердце твое».
Святитель Тихон Задонский призывал победить грех празднословия с помощью Божией
Святитель Тихон Задонский смотрел на грех празднословия с ещё одно стороны — с эстетической. Можно сказать, что он был идеологом «гигиены» речи, точнее, её чистоты. Он недоумевал, как человек позволяет себе произносить одними устами скверные слова и имя Божие:
« Христиане должны помнить, что они призывают, поют и восхваляют святое и страшное имя Божие. Как же это великое и святое имя призовут тем языком, который оскверняют срамословием, сквернословием, пустословием, кощунством, проклятиями, хулением, злословием и прочим смрадом? И то им нужно помнить, что причащаются Пречистого Тела и Крови Христовых: как же примут в уста эту святыню – в уста, которые оскверняют гнилыми и смрадными словами? Внимай этому, необузданный язык, чтобы неосужденно призвать имя Божие и причаститься Святых Таин».
Но вопрос не только в красоте речи, а именно в грехе. Тихон Задонский отдельно подчёркивал это:
Нужно держать язык в узде, чтобы справиться с празднословием
Единственный выход, по мнению, Тихона Задонского, — это контроль над языком, развитие навыка «держать его в узде» с Божией помощью:
«Если язык, не управляемый разумом, бывает виновен во стольких грехах и бедах, мы должны стараться его обуздывать. Но усилие без помощи Божией мало что может, “язык… —неудержимое зло” (Иак. 3, 8), — говорит апостол. И хотя имеет две ограды — зубы и губы, однако прорывается. Ибо сердце человеческое как переполненный сосуд, изливает все, что не вмещается, и «от избытка сердца говорят уста», по слову Господню (Лк. б, 45). Потому нужно смиренно молиться всемогущему Богу вместе с Псалмопевцем: “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (Пс. 140, 3), чтобы исправил как сердце, так и язык – орудие сердца, и научил благовременно и как должно говорить, а чего не должно говорить, о том бы и в сердце не помышлять»
От чужого празднословия тоже стоит держаться в стороне
Преподобный Исаак Сирин обращал внимание, что слушание чужих негативных речей не менее вредно для христианина, чем их произнесение:
«Если любишь чистоту, в которой можно узреть Владыку всех, не позволяй себе никаких пересудов и злоречия, даже не позволяй себе слушать кого-либо, судящего или осуждающего братий».
Почему это так? Дело в том, что в таких разговорах приходится из вежливости соглашаться, поддакивать. А это делает человека уже соучастником осуждения и постепенно «остужает» его сердце.
От всего негативного лучше держаться в стороне, если мы реально не можем помочь.
Например, как-то преподобному Пимену Великому задают такой вопрос: «Если мы увидим согрешающего брата, должны ли сказать ему об этом?», и что же тот отвечает:
«Что касается меня, то если мне нужно будет идти мимо совершающего грех — пройду, ничего не сказав».
Это верно, потому что для грешника чужие поучения — пустой звук. А со стороны старца это было бы просто пустословие.
Но не стоит путать бесполезное пустословие с реальной помощью. Если христианин может вмешаться и принести добро, скажем, защитить того, кто слаб и беззащитен, то грехом будет пройти мимо.
Просто молчать — это ещё не победа над празднословием, оно может быть и в душе
Но не нужно думать, что молчание — это великая заслуга. Само по себе молчание ничего ещё не гарантирует человеку. Преподобный Пимен Великий отмечал, что дело не в том, говорит человек или нет, а в том, каково его внутреннее настроение при этом:
«Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души».
Так что молчание — это не просто формальное соблюдение тишины или немногословности. Христинину нужно следить за своими мыслями, направлять их в духовное русло и преодолевать недостойные мысли.
От празднословия помогает молитва Ефрема Сирина
Для тех, кто хочет справиться с празднословием, существует молитва Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Она позволяет преодолеть страсти и пороки на духовном пути. Правила чтения молитвы следующие: