Греческий мыслитель высказавший что организмы развиваются по законам природы
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 2 Становление наук о человеке
Стр. 17. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что вам известно о древней греко-римской культуре?
Греко-римская культура – это сочетание идей, знаний, обычаев и традиций. Такая смесь была сформирована в результате объединения римского и греческого народов. Она стала отправной точкой всей западной культурной традиции. В центре греко-римской культуры сбалансированная красота, гармоничность и совершенство.
№ 2. С какими именами она связана?
Греко-римская культура связана с именами таких людей:
Гераклит – первым высказал мнение о том, что все организмы на планете развиваются по законам природы, и настоял на том, что полученные знания об этих законах можно использовать и на благо людей.
Аристотель – занимался детальным сравнением органов людей и животных, тщательно изучал их развитие.
Гиппократ – врач-асклепиад, исследования которого оказали значимое влияние на медицину, как на научную, так и на теоретическую ее часть.
№ 3. Почему эпоха Возрождения получила такое название?
В Римской империи культура, искусство и наука так и оставались бы в «мертвой точке», если бы не Великие географические открытия, а также открытия в сфере астрономии, физики и медицины. В христианстве начинает проявляться светское начало, человек осознает, что он творец не только своего мира, но и окружения. Это влечет за собой полную перезагрузку понимания о человеке и о его ценностях. Именно они выходят на первый план.
Стр. 21. Вопросы
№ 1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?
Греческий мыслитель Гераклит в конце VI – начале V века до н.э. сказал, что в мире все постоянно меняется, все циклично и развивается исключительно по законам матушки-природы. Именно его фразу «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!» мы используем до сих пор.
№ 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?
Греческий мыслитель Аристотель занимался сравнением органов человека и животных. Именно ему принадлежит термин «организм», который произошел от слова «организация». Во время своих исследований Аристотель заметил, что живые существа отличаются от неживых тел строгой и четкой организаций.
№ 3. Как решал Аристотель проблему души и тела?
Великий греческий мыслитель Аристотель не только ввел термин «организм», он еще первым заметил, что свойством тела человека является и душевная деятельность. Она связана с активной работой мозга, главный аспект которого – получение и обработка информации из окружающей среды. Пока тело живет – происходит душевная деятельность.
№ 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?
Гиппократ первым стал изучать влияние на человеческий организм всех природных факторов: воды, земли, пищи, температуры, влажности воздуха. Он определил, что главной причиной большинства болезней является именно несоблюдение гигиены.
№ 5. Чем вы можете объяснить, что Средние века явились периодом застоя в изучении человека, его строения и особенностей жизнедеятельности?
После распада Римской империи царил хаос во всех европейских странах. Викинги, саксы и полудикие восточные народы постоянно воевали между собой, что разделило земли на мелкие территории. Огромное влияние на народ имели и идеологические мышления римско-католической церкви. Главная цель мышлений – полное подчинение, смиренность, оправданность феодальным порядкам. На фоне этого светское образование, разные науки, включая медицину, были практически на грани уничтожения.
№ 6. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?
Бельгиец Андреас Везалий преподавал в Италии и смог точно передать с помощью своих учеников-художников расположение и размеры человеческого скелета и внутренних органов. Именно он первым выяснил, что правый и левый желудочки сердца человека между собой не сообщаются.
Позже уже английский ученый Уильям Гарвей внес решающее заключение в понятие основных законов движения крови в человеческом организме. Он открыл, что существует два круга кровообращения: большой и малый. Его заслуга в том, что он первым применил экспериментальные методы для разрешения физиологических задач.
№ 7. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
С начала 19 века начались большие открытия в сфере анатомии, физиологии и гигиены. Был изобретен сначала оптический, а потом и электронный микроскоп. Это дало возможность изучать строение тканей и клеток на субмолекулярном уровне. С помощью электронных приборов получалось устанавливать природу нервных импульсов, приникать в секреты работы головного мозга.
Стремительное развитие техники помогло химикам и медикам разработать эффективные препараты, включая целый класс антибиотиков, для борьбы с самыми сложными болезнями, инфекциями и патологиями. Кроме того, развилась и такая отрасль медицины, как иммунология. Огромный вклад в это внесли Луи Пастер и Илья Ильич Мечников.
Стр. 21. Задания
№ 1. Систематизируйте знания, полученные из этого параграфа. Составьте и заполните таблицу «Ученые и их достижения в изучении человека»:
Ученый | Достижения в изучении человека |
---|---|
Гераклит (греческий мыслитель) | Определил, то все живые организмы развиваются по законам природы, и что мир постоянно и непрерывно меняется. |
Аристотель (греческий мыслитель) | Первым понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живет тело. Занимался изучением строения и сравнения органов человека и животных. |
Гиппократ (медик античности) | Изучал влияние природных факторов (воды, пищи, земли, воздуха) на здоровье человека. |
Клавдий Гален (римский врач) | Вскрывал тела домашних и диких животных, детально описывал их органы, изучал строение костей, мышц и суставов. Предположил, что человек устроен аналогично строению тела обезьяны. |
Леонардо да Винчи (итальянский ученый и художник) | Изучал, описывал и зарисовывал строение человеческого тела. |
Андреас Везалий (преподаватель из Бельгии) | Описал и отобразил расположение внутренних органов и строение скелета человека. Установил, что левый и правый желудочки сердца человека не сообщаются между собой. |
Уильям Гарвей | Впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем. |
Рене Декарт | Открытие понятия «рефлекс». |
Луи Пастер и Илья Ильич Мечников | Развитие науки об иммунитете, проведение операций по пересадке органов. |
№ 2. Используя дополнительную литературу и интернет-источники, подготовьте сообщение или презентацию о современных достижениях медицины или фармакологии – науки о лекарственных веществах и их действии на организм.
Фармакология – это целый комплекс медико-биологических исследований лекарственных веществ и их действий на организм. В широком понимании фармакологией называют науку о физиологических активных веществах в целом.
Уже в 20 веке в фармакологии, как в науке в целом стали появляются такие основополагающие научные теории:
Теория синоптической передачи,
Принципы молекулярной фармакологии.
Все они несут в себе как теоретическое, так практическое развитие данной науки.
Огромное внимание в течение последних десятилетий в фармакологии уделяется разработке инновационных лекарственных средств. Их изготовление и внедрение в медицинской практике обосновано повышением эффективности лечения различных заболеваний, которые когда-то считались неизлечимыми. Также это ведет и к постепенному отказу от тех способов терапии, которые уже устарели и считаются менее эффективными, либо оказывают необратимые побочные эффекты на человеческий организм.
За последние десятилетия весомыми открытиями в области фармакологии можно считать:
Разработку и внедрение гормональных препаратов современного поколения,
Создание целого ряда противопаразитарных и противомикробных средств,
Открытие и выпуск психотропных лекарств,
Создание синантропных препаратов и открытие нервной медиации,
Разработку средств на основе простагландинов.
Кроссворды по биологии «Анатомия, физиология, психология и гигиена человека»
Кроссворд «Анатомия, физиология, психология и гигиена человека»
с ответамибез ответов
1. Душевная деятельность человека, включающая в себя восприятие, представление, мышление, память, волю, чувства, переживания и индивидуальные особенности людей: характер, способности, интересы.
2. Гигиенические наблюдения, выявляющие причины заболеваний, общих для многих людей.
3. Прибор, позволяющий оценить электрическую активность различных отделов головного мозга.
4. Гигиенические наблюдения, позволяющие определить, как человек приспосабливается к тем или иным факторам среды.
5. Субъективный метод исследования.
6. Одно из направлений гигиены.
7. Наука, изучающая общие закономерности психических процессов и индивидуально-личностные свойства человека.
8. Наука, изучающая функции человеческого организма и его органов.
9. Отрасль медицины, изучающая влияние природной среды, труда и быта на организм человека, с целью разработки мероприятий по охране здоровья людей.
Кроссворд «Становление наук о человеке»
с ответамибез ответов
1. Медик античности, изучавший влияние на здоровье людей природных факторов. Нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
2. Греческий мыслитель, обративший внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией. Ввёл термин «организм».
3. Римский врач, предположивший, что человек устроен сходным образом с обезьянами.
4. Французский учёный, философ, открывший рефлекс.
5. Русский учёный, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
6. Французский учёный, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
7. Греческий мыслитель, высказавший, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать их на благо людей.
8. Итальянский учёный и художник изучавший, описавший и зарисовавший строение тела человека.
9. Бельгиец, преподававший в Италии и изобразивший внутренние органы человеческого тела и скелет.
10. Английский ученый, открывший два закона кровообращения.
Кроссворд «Систематическое положение человека»
с ответамибез ответов
1. Класс, к которому относится человек, так как имеет большое сходство с представителями этого животного мира, основной особенностью которых является присутствие молочных желёз у женской особи.
2. Подтип, к которому относится человек, потому что у него, как и у всех представителей, формируется внутренний скелет, основой которого является позвоночник.
3. Появление у отдельных людей признаков, которые были свойственные нашим далёким предкам, но утрачены в ходе эволюции.
4. Особые органы, которые когда-то функционировали у предков человека.
5. Тип, к которому относится человек, так как у него на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней формируется нервная трубка, а под ней – кишечник.
6. Систематические группы организмов, связанных с той или иной степенью родства.
7. Видовое название человека.
8. Семейство, к которому относится человек.
9. Родовое название людей.
Кроссворд «Историческое прошлое людей»
с ответамибез ответов
1. Вид хозяйственной деятельности человека, когда выращиваются растения, приручаются некоторые животные.
2. Человекообразная обезьяна, ходившая на двух ногах, останки которой были найдены в Южной и Восточной Африке.
3. Первый современный человек, скелет которого найден во Франции, в местности Кро-Маньон.
4. Древнейший человек, появившийся 1-1,5 млн. лет назад, останки которого обнаружили на о. Ява.
5. Вид хозяйственной деятельности человека, когда для жизненного существования используется охота и собирательство.
6. Древний человек, останки которого были найдены в Германии, в долине Неандерталь.
7. Древнейший человек, останки которого нашли в Китае, по облику и уровню развития близкие к современному.
Кроссворд «Систематическое положение человека»
1. Класс, к которому относится человек, так как имеет большое сходство с представителями этого животного мира, основной особенностью которых является присутствие молочных желёз у женской особи.
2. Подтип, к которому относится человек, потому что у него, как и у всех представителей, формируется внутренний скелет, основой которого является позвоночник.
3. Появление у отдельных людей признаков, которые были свойственные нашим далёким предкам, но утрачены в ходе эволюции.
4. Особые органы, которые когда-то функционировали у предков человека.
5. Тип, к которому относится человек, так как у него на ранних стадиях эмбрионального развития закладывается хорда, над ней формируется нервная трубка, а под ней – кишечник.
6. Систематические группы организмов, связанных с той или иной степенью родства.
7. Видовое название человека.
8. Семейство, к которому относится человек.
9. Родовое название людей.
1. Медик античности, изучавший влияние на здоровье людей природных факторов. Нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
2. Греческий мыслитель, обративший внимание на то, что любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией. Ввёл термин «организм».
3. Римский врач, предположивший, что человек устроен сходным образом с обезьянами.
4. Французский учёный, философ, открывший рефлекс.
5. Русский учёный, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
6. Французский учёный, внесший большой вклад в развитие науки об иммунитете.
7. Греческий мыслитель, высказавший, что организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать их на благо людей.
8. Итальянский учёный и художник изучавший, описавший и зарисовавший строение тела человека.
9. Бельгиец, преподававший в Италии и изобразивший внутренние органы человеческого тела и скелет.
10. Английский ученый, открывший два закона кровообращения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-948701
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
СПОР ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ: «ПО УСТАНОВЛЕНИЮ» ИЛИ «ОТ ПРИРОДЫ»
Здесь и в дальнейшем мы будем иметь дело только с гипотезами, по которым язык возник естественным образом, без участия таинственной силы, свойственной божеству или обожествляемым людям.
Древнегреческая философия в основном была сосредоточена на объяснении картины мира и природы человека из их сущности. Крайне редки мифологические сюжеты, связанные с происхождением языка, или рассуждения философов, привлекающих божественное начало для объяснения этого вопроса. Правда, в эллинистической мифологии (Восточное Средиземноморье) был сюжет о том, что создателем языка является бог Гермес – покровитель торговли и средств сообщения, отождествлявшийся с египетским богом Тотом. Но в греческой философии эта идея не была популярной. Сошлемся лишь на эпикурейца Диогена из Эноанды(П или III в.). Он называет явным вздором принятие Гермеса в качестве учителя языка.
Дело не только в том, что древние греки не доверяли богам (атеистов среди них было не так уж много), а, думается, в том, что дух философствования был таким, что если философ мог убедительно ответить на вопрос, используя естественные аргументы, то он не прибегал к сверхъестественной помощи. А вопрос о происхождении имен в общем и целом казался разрешимым, по крайней мере после платоновского «Крати-ла» (см. далее), что констатировал комментатор Аристотеля Аммоний (александрийский философ).
Мысль философов, а затем лингвистов и психологов вращалась уже вокруг двух основных вопросов: 1) какие природные звуки послужили «материалом» для создания звучаний слов; 2) строились ли слова сознательным интеллектуальным усилием или они складывались стихийно, «естественным» образом.
В древнегреческой философии развернулась борьба между двумя основными трактовками происхождения имен. Первая – «по установлению» – исходила из того, что имена людям и вещам (это не различалось) дают произвольно искусные в своем деле установители имен, подобно тому как родители нарекают своих детей. Другая линия связывала имена с природой вещей и людей, свойства которых отражались в звучании или значении имени.
Начиная с V в. до н. э. и вплоть до падения Римской империи и распространения христианства в древнегреческой философии дискутировался вопрос об истоках норм человеческого поведения, в том числе и языкового.
Физик-философ, изучающий природу, Архелай (V в. до н. э.), учитель Сократа, резко противопоставлял природный мир и человеческие установления. «Законы, политический строй, справедливое и несправедливое, – говорил он, – все это существует по установлению».
Особенно много рассуждали об этом софисты – первые профессиональные философы (V–IV вв. до н. э.). Говоря об установленности человеческих законов, они выдвигали идею «общественного договора». Так, по Ликофрону, государство есть собрание равноправных граждан, которые в целях обеспечения своей безопасности решили ограничить свою естественную свободу. Фразимах утверждал, что люди договорились не допускать несправедливости и не терпеть ее. Софист Антифонт говорил, что веления закона надуманны, а велениям природы свойственна внутренняя необходимость. Поэтому при свидетелях полезно высоко ставить закон, а без них – слушаться велений природы.
Сократ (469–399 гг. до н. э.), выдающийся афинский философ-идеалист, противопоставляет человека природе, изучать которую – дело нечестивое и безбожное. Главное, чем надлежит заниматься людям, – это стремиться к пониманию того, что есть справедливость, право, закон, добро и зло. Эту линию продолжают и последователи Сократа – этическая школа киренаиков (основана учеником Сократа Аристиппом в г. Кирена), которые, по свидетельству историка философии Древней Греции Диогена Лаэртского, утверждали, что нет ничего справедливого, прекрасного или безобразного по природе: все это определяется установлением и обычаем. Поскольку природа противопоставлена человеку, то постигнуть ее сущность трудно. Но если люди установили сами нравственные законы, то естественно, что они в состоянии их познать. Согласно киренаикам, чтобы обрести счастье, нужно постичь смысл добра и зла. Тогда ты станешь хорошим оратором, лишишься суеверий и страха смерти.
Таким образом, тезис об установлении касался достаточно широкого круга явлений общественной жизни, но относительно происхождения имей он обсуждался особенно остро. Дело в том, что в ряде философских школ так же, как и в мифологических представлениях, именование вещи связывалось с ее созданием, но не в буквальном смысле, а как вычленение ее из потока действительности. Наиболее ярко это выразилось в философии Парменида (его акмэ4 – 500 г. до н. э.). Вещи не имеют ни рождения, ни конца. Они образуются смешением веществ и изменением смесей. Рождение же вещи есть не что иное, как называние ее людьми. Положенное для вещи имя выделяет ее среди других вещей, являясь ее отличительным знаком. У наивного материалиста Протагора (ок. 480–410 гг. до н. э.) бытие мира вечно и неизменно. Наблюдаемые же органами чувств изменения – лишь видимость, результат мнения, а не разумного знания неподвижной сущности, «истины».
Агностик Горгий(ок.483–375 гг. до н. э.), высказывавшийся о непознаваемости мира, выдвигал против «отприродно-сти» речи следующие аргументы: «субстраты (вещи) не раскрывают природы друг друга. Тем более неспособна сделать это речь, так как если она и субстрат, то по своей природе больше отличается от всех прочих субстратов, чем они друг от друга. И особенно отличаются видимые тела от речей, ибо иным органом воспринимается видимое, иным – речь». Звучащая речь, таким образом, не может показывать видимых субстратов.
Стройную аргументацию против теории «от природы» выстроил выдающийся философ-материалист, «размышлявший обо всем», Демокрит. Своим аргументам он дал названия: многозначность, равновесие, переименование и безыменность. Для понимания этой аргументации необходимо иметь в виду, что в представлении сторонников имен «от природы» само звучание названия вещи изображает или показывает ее, являясь как бы фотографией вещей.
Многозначность, или равноименность (в современной терминологии – омонимия), – означает, что различные вещи называются одним именем, тогда как по теории «от природы» разным вещам должны соответствовать разные имена, поскольку вещи различны по природе. Равновесие, или многоименность: разные имена «подходят» одной и той же вещи (синонимы), и, следовательно, они должны «подходить» (совпадать) друг другу, что невозможно, так как они все же разные; если бы имена были «от природы», то невозможно было бы переименование, в частности людей (нельзя было бы, например, переименовать Аристокла в Платона: Аристокл – настоящее имя, а Платон («широкий») – прозвище). Безыменность состоит в том, что из схожих слов не всегда можно создать сходные производные слова, т. е. ряда имен нехватает.
Некоторые философы (Диодор Крон, IV в. до н. э.), демонстрируя произвольност; установления имен, называли своих рабов не полнозначными словами, взятыми из общенародного языка, а союзами и частицами (например, «Но ведь»).
Мы сможем лучше понять активность сторонников «установления», если учтем, как любовно ораторы и поэты относились к слову, а они не только внимательно всматривались в значение слова, но и оценивали его звучание и даже «цвет» и «вкус». Лучшие ораторы и поэты должны были обладать, как потом выразится В. Гумбольдт, чутьем языка, употребляя известные слова и создавая новые выражения, т. е. они должны быть искусными в языке. Вот как об этом писал римский поэт Гораций (65-8 гг. до н. э.):
Скажет поэт хорошо, когда знакомому слову Новый оттенок придаст сочетаиьем искусным. Когда же Новых примет выраженье найти неизвестному нужно, Слово такое создать, что неслыхано было Цетегам, Будет удачей. Но вольность дается с условием меры: Созданным вновь и вводимым словам окажут доверье, Если на греческий лад умело составлены будут. Варию или Вергилию как отказать в этом праве, Данном римским народом Цецилию или же Плавту? Что же меня упрекать за немногие новшества, если Энний уже и Катои создавали слова и богатством Новым язык наделили отцов?…
Много опавших уже возродится, а тех, что в расцвете, Много слов опадет, коль скоро захочет обычай. Что в решеньях его – и право и правила речи6.
Противники имен «от природы» любили обыгрывать собственные имена оппонентов, которые брались из слов общенародного языка и несли с собой присущие им понятия, которые далеко не всегда соответствовали качествам названных ими людей.
Вот какой диалог приводит Диоген Лаэрте кий – древнегреческий историк философии. Два представителя разных сократических (этических) школ – известные философы IV в. до н. э. Стильпон и Феодор-Безбожник – поссорились из-за имени Феодор: «Скажи, Феодор, – спросил Стильпон, – что в твоем имени, то ведь и в тебе?» Феодор согласился. «Но ведь в имени твоем бог?» (Имя Theodoros произведено от слова Theos – бог). Феодор и с этим согласился. «Стало быть ты и есть бог?» Феодор и это вынужден был принять. Стильпон расхохотался и сказал: «Негодник ты эдакий, да ведь с таким рассуждением ты себя признаешь хоть галкой, хоть чем угодно!» И более того, добавим мы, Феодор был известным атеистом, за это и получил прозвище «Безбожник».
Чтобы выходить из подобных ситуаций, сторонники имен «от природы» стали говорить, что есть правильные имена, соответствующие природе человека, и неправильные, данные ему ошибочно. Кратил – один из собеседников Сократа и Гермогена в диалоге Платона «Кратил» (см. следующий раздел) – так и заявляет. Имена Кратил и Сократ правильные, соответствуют носящим их людям: Кратил означает «силу», «власть», Сократ – «сохраняющий свою силу невредимой». А вот Гермоген – имя неправильное и не есть действительное имя Гермогена. Оно означает «происходящий из рода Гермеса», бога торговли и прибыли, тогда как участник беседы Гермоген неудачлив в делах и, по выражению Сократа, в погоне за деньгами теряет состояние.
Основоположником теории «отприродности» имени был, видимо, Гераклит Эфесский (ок. 540–475 гг. до н. э.), философ-материалист, сформулировавший ряд принципов диалектики. Однако его взгляды на природу имен не дошли до нас. Единственная, кажется, возможность восстановить их состоит в том, чтобы отождествить высказывания Кратила в диалоге Платона «Кратил», во-первых, с мнением исторически существовавшего философа Кратила и, во-вторых, со взглядами его учителя Гераклита. Такое отождествление делает Аммоний (V в.), комментатор Аристотеля, что, по мнению некоторых современных исследователей, достаточно сомнительно.
Взгляды Гераклита, по Аммонию, состоят в следующем. Подобно тому как восприятие вещей определено их природой, так и имена им определила она же: природа создала имена. Имена – это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильно имя, и если ему это не удается, то он не именует подлинно, а лишь производит шум. Такая точка зрения могла, видимо, принадлежать Гераклиту, если учесть контекст его философии.
В основе вечного движения лежит логос – огонь как процесс, первопричина, законодательная и разумная сила. Он – душа природы и сама природа. Человеческий разум, стремясь приобщиться к всеобщему закону, логосу, должен обращаться к законам природы, а не к условным установлениям какого-либо государства, людей. Истина жива, поэтому она подвижна и прячется от человека. Мы видим лишь застывшее, а следовательно, омертвевшее. Только лучшие люди, из которых один стоит тысячи, могут познать вечный закон природы и высказать его. Они-то и открывают правильные имена, соответствующие природе вещей и созданные ею.
Как мы увидим в дальнейшем, стоики, восприемники Гераклита, были сторонниками имен «от природы» и непосредственно связывали восприятие вещей со звучанием их имен.
Сторонники «отприродности» имен привлекали к защите своей точки зрения самую различную аргументацию. Люди не
могут называть любой предмет любым словом и менять по своему усмотрению названия предметов. На это сторонники «установления» возражали, что не только в разных языках одна и та же вещь называется по-разному, но и в одном языке может быть несколько имен для одной вещи. Что же касается переименования, то они иллюстрировали его возможность на собственных именах.
Защитники имей «от природы» прибегали к самым неожиданным доводам вроде, например, того, что проклятия и молитвы действуют на названных в них людей именно потому, что их имена связаны с их природой. Другие видят «отприродность» имени в том, что и имя, и глагол есть звуки, а звуки – явления природы. Следовательно, имена и глаголы «от природы». Аммоний отвечал на этот аргумент так: подобно тому как дерево – материал для искусственно созданной двери, так и звуки – материал для имен и глаголов, последние же являются человеческим созданием.
Подводя итог дискуссии греческих философов, Аммоний признает наиболее мудрой линию божественного Платона и его ученика Аристотеля, в которой объединены «установление» и «отприродность» имен: они создаются установителями имен в соответствии с природой вещей.
Аммоний считает, что имена существуют по установлению, так как их установил «замысел рассуждающей души» в соответствии с природой вещи, и иллюстрирует эти слова примерами, из которых, по его мнению, видно, что имена мужского рода соответствуют мужской сущности, а женского рода – женской8. Первой свойственно воздействовать и входить, второй – воспринимать. Так, ум – мужского рода, а душа – женского, потому что установитель имен усмотрел: ум освещает душу, а душа освещаема им. По той же причине Солнце, по Аммонию, мужского рода, а Луна и Земля – женского. Реки имеют мужской род, а озера и море – женский, так как первые вливаются во вторые.
Что же касается множественности имей, то она не препятствует им быть «от природы». Переименовывая вещи, мы добиваемся большего соответствия имен их природе. Как у человека может быть несколько изображений, так и у вещи – несколько имен. При этом одна и та же сущность раскрывается с различных точек зрения. Например, слова anthropcs, merops, brotos обозначают человека, но с разных сторон: первое произошло от выражения «рассматривающий то, что увидел», второе – «имеющий членораздельную речь», третье – «запятнанный от падения души».
Итак, слова – это искусственные подобия вещей, устанавливаемые творцами имен. Причем подобие рассматривалось в двух, часто неразличаемых смыслах: подобие по каким-то признакам звуковой стороны слова и подобие его исходного, предшествующего значения, что особенно выразительно в собственных именах (Архидам – начальник народа, Василиск – царственный, Евтихий – благополучный).
Представление о том, что первые имена создавались мудрыми установителями, всматривавшимися в сущность вещей и старавшимися отразить ее в именах, настолько глубоко и серьезно, что, хотя в истории философской и лингвистической мысли и были отходы от него и от вопросов, связанных с ним, XX в. со своими новыми данными о доистории человечества возвращается к нему, наполняя его современным содержанием.