Гражданское образование это что
Образование гражданское
«. Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин. «
Источник:
Минобразования РФ от 15.01.2003 N 13-51-08/13
«О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
Смотреть что такое «Образование гражданское» в других словарях:
Гражданское Общество — Гражданское Общество ♦ Cité Совокупность индивидуумов, подчиненных одному и тому же высшему закону. Следовательно, определяющим гражданское общество понятием является власть, а не наоборот. Отсюда войны, завоевания и встречаемое ими… … Философский словарь Спонвиля
Гражданское — Село Гражданское Страна РоссияРоссия … Википедия
Гражданское право Прибалтийского края — Прибалтийское гражданское право (также остзейское) самостоятельное гражданское законодательство в Прибалтийском крае Российской империи, состоявшее в ближайшем родстве с германским правом. Законодательство имело много внутренних делений по… … Википедия
Образование в России — … Википедия
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — включает в себя всю совокупность неполитических отношений в обществе, то есть экономические, духовно нравственные, семейно бытовые, религиозные, демографические, национальные и т.д. Таким образом, Г.о. многомерная, самоорганизующаяся система,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Гражданское население — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
Гражданское судопроизводство — законный порядок судебной защиты гражданских прав личности. Защита этих прав, совершаемая помимо суда, самими заинтересованными лицами, является самоуправством (см.). Судебная защита, состоящая в укреплении и охранении прав в видах предупреждения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гражданское судопроизводство — законный порядок судебной защиты гражданских прав личности. Защита этих прав, совершаемая помимо суда, самими заинтересованными лицами, является самоуправством (см.). Судебная защита, состоящая в укреплении и охранении прав в видах предупреждения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К осн. элементам гражданственности относится нравств. и правовая культура,… … Российская педагогическая энциклопедия
Гражданское образование: про что оно и зачем?
Елена Бобровская, Красноярск
тренер-фасилитатор
Российско-германский образовательный проект «ProStory»: 25 лет после СССР. Красноярский край и Хакасия
Мы нередко слышим о необходимости «воспитания сознательных граждан», но от этого веет то ли Советским Союзом, то ли призывом «Родину любить», и сразу хочется зевнуть и отстраниться от официоза и политики.
Фестиваль ЭКО-ЭХО в Красноярске: экопривычки и осознанный подход к жизни
Какие темы включает в себя гражданское образование? Кажется, что это вообще обо всем на свете может быть
Есть темы, классически относящиеся к обществоведению, они в первую очередь ассоциируются с гражданским образованием: устройство государства, институты власти, избирательное право, права и обязанности гражданина, права человека, нормы и культура общества, международные отношения, политическое участие и т.п. Открываем программу школьного курса по обществознанию и читаем оглавления.
Следуя этой логике, мы можем продолжить фактически любую тему:
Нефтедобыча. А что там с экологией и распределением доходов?
Цифровые технологии. А что там с цифровым следом, решениями для умных энергоэффективных городов, контролем со стороны государства, организаций, граждан?
Иностранный язык. А зачем он нам нужен, помимо туристических целей, и про что на самом деле межкультурная компетенция?
Здоровье. А что с биохакингом, генной инженерией, доступом к лечению и ЗОЖу, инклюзией людей с инвалидностью?
В тот или иной момент времени актуализируются разные темы в гражданском образовании. Например, сейчас в России волна образовательно-просветительских проектов про устойчивое развитие, про инклюзию, про раздельный сбор мусора, про критическое мышление и медиаграмотность, про урбанистику и развитие городов, про волонтерство и развитие молодежных инициатив. Мы в АРТе постоянно сталкиваемся с проектами в области культуры памяти, культуры мира, многообразия и антидискриминации, гендерного равноправия, развития межсекторного сотрудничества и др.
Гражданское образование это что
На протяжении более двадцати лет гражданское образование в России развивалось специфическим путем: внедрялись различные новаторские для нашего традиционного образования формы и методы, преобразования формировались эмпирико-индуктивным путем посредством наблюдения, систематизации и описания фактов. На основе объяснения фактов и их осмысления выдвигались гипотезы и теоретические концепции. Однако этот этап не получил должного развития, о чем свидетельствует факт того, что идеи гражданского образования отражены в нормативных документах Минобрнауки, но фрагментарно и недостаточно концептуализированно. Поэтому преждевременно говорить об осуществлении активного преобразования в заранее предусмотренном, прогностически обоснованном направлении развития образования на формирование гражданина правового государства и гражданского общества.
Теория гражданского образования как система воззрений делится на официальную, создаваемую на национальном уровне (Указом Президента РФ от 28 апреля 2011 г. Пр-1168 «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897), Письмом Минобразования РФ № 13-51-08/13 от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), наднациональном (Хартией Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (утверждена в рамках Рекомендации CM/Rec (2010) 7 Комитета министров), Рекомендацией Rec (2002) 12 Комитета министров Совета Европы по воспитанию демократической гражданственности, Рекомендацией Rec (2003) 8 Комитета министров Совета Европы о продвижении и признании внеформального образования/обучения молодежи), и научную, создаваемую в университетах и общественных педагогических объединениях.
Гражданское образование относительно самостоятельный, многоаспектный элемент системы образования России, который представляет собой научно обоснованные, авторитетные воззрения и теории по поводу воспитания и обучения гражданственности и образовательной деятельности, имеющие научно-прикладной характер и непосредственно регулятивные возможности. На сегодняшний день она обладает формальной определенностью, прогностичностью, масштабностью, декларативностью. К сожалению, недостаточна научная обоснованность, авторитетность, научно-прикладной и практический характер, наличие регулятивных возможностей.
Идеи воспитания гражданственности, политической социализации изучены во многих работах (А.Я. Азаров, И.Ф. Ахметова, Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, Н.М. Воскресенская, К.С. Гаджиев, В.П. Голованов, А.Н. Йоффе, А.Ф. Никитин, Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, Н.А. Савотина, Я.В. Соколов, А.Н. Тубельский, М.А. Шкробова, И.Д. Фрумин и др.). Вместе с тем нет единства в определении понятий «гражданское образование». Размытость дефиниции усложняет задачи педагогов-практиков.
Наиболее близкой нашим представлениям считаем позицию Т.В. Болотиной, которая понимает гражданское образование как «процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды» [2, с. 1].
В результате педагогического процесса необходимо прийти к подготовленности к гражданскому участию. Принцип гражданского участия подразумевает, что интересы всех слоев общества должны быть представлены в политическом процессе и учитываться при принятии решений. Речь идет о включенности граждан в обсуждение и разработку политических, социально-экономических, культурных программ и проектов, о влиянии на принятие решений и контроле за их исполнением, о самоуправлении на местном уровне. Не предполагает завоевание и отправление властных функций как таковых или реформирование политической системы. Для последовательного проведения в жизнь гражданских интересов необходимо придание действиям государственно-политического характера и предполагает подготовку к участию не исключительно в гражданском, но политическом процессе. В структуру гражданского участия входит не только гражданская активность, но и гражданская культура, наличие ориентации на систему ценностей, социальных интересов. Подготовка к гражданскому участию выполняет функции социализации и воспитания.
Данные понятия взаимосвязаны и интегрируются между собой:
Без осуществления в политической жизни данных явлений не представляется возможным реализовать политико-правовые нормы, заложенные в Конституции Российской Федерации, такие как правовое, демократическое, социальное государство, многопартийность, разделение власти и т.п.
Педагогической целью считаем насущную необходимость в формировании такого уровня гражданской политической культуры обучающихся, который позволил бы им проявлять в будущей жизни заинтересованность, участие и взаимодействие в социально-политической действительности.
Динамично развивая гражданское образование по формированию политической культуры гражданского типа, мы пришли к потребности конкретизировать работу в ряде практических научно-методических направлений, привлекая социальные условия и факторы.
Для содействия развитию гражданского образования при Министерстве образования Пермского края создан Общественный совет по гражданскому образованию, который объединил Пермское региональное отделение Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование», Центр гражданского образования и прав человека, Мемориальный центр истории политических репрессий «Пермь-36», НКО «Гражданские ценности в образовании», Фонд поддержки общественных инициатив «Гражданская позиция», Пермский филиал межрегиональной ассоциации «Голос», Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Организации, входящие в Общественный совет, обмениваются информацией о своей деятельности, обсуждают организационные и методические вопросы развития гражданского образования в регионе.
В числе наиболее важных инициатив Совета разработка и реализация Закона «Целевая программа развития политической и правовой культуры населения Пермской области (2002-2006 годы)» и Закона Пермского края «Целевая программа развития политической культуры и гражданского образования населения Пермского края (2007-2011 годы)». Законы решали задачи системного изменения в сфере организации гражданского образования, осуществляемого научной общественностью, некоммерческими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления посредством обеспечения взаимодействия всех уровней власти.
Исследования в данной сфере поддержаны всероссийскими структурами и проводились посредством реализации проекта «Формирование политической культуры студентов» при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 06-06-82601 а/У (2006-2007 гг.) и проекта «Правовое просвещение и формирование гражданской компетентности молодежи Пермского края» при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда № 14-16-59004 (2014-2015 гг.). Организовано проведение междисциплинарных исследований, направленных на создание научных основ гражданского образования.
Представленная методология гражданского образования содержит интегративные возможности и направленность на оптимизацию управлением педагогическим процессом, удовлетворение актуальных педагогических запросов в исследуемой сфере. Это позволяет рекомендовать ее в качестве теоретической основы организации образовательного пространства учебных заведений по формированию политической культуры гражданского типа.
При организации образовательного пространства выявлены педагогические риски: отсутствия консенсуса в работе педагогических проектных групп в использовании инновационных методов, форм, средств воспитания; несформированности у педагога гражданской и правовой культуры; отсутствия у обучающихся инициативы; личной отчужденности; отсутствия навыков рефлексивной деятельности.
Представленная методология гражданского образования содержит интегративные возможности и направленность на оптимизацию управлением педагогическим процессом, удовлетворение актуальных социальных запросов в исследуемой сфере. Это позволяет рекомендовать ее в качестве теоретической основы организации образовательного пространства учебных заведений по формированию политической культуры гражданского типа.
Регулятивный потенциал гражданского образования в современной российской образовательной системе возможно реализовать по основным направлениям: а) путем закрепления имеющихся декларативных и дефинитивных норм в стандартах и других законах; б) путем издания государственных и региональных документов политико-правового характера; в) в методической и практической работе при восполнении пробелов в образовании.
Практика организации гражданского образования может быть признана полезной и необходимой, поскольку: 1) имеет межпредметный воспитательный и обучающий охват, стратегический и перспективный характер; 2) формулирует задачи применительно к конкретной ситуации, может корректироваться при незыблемости гражданских универсальных принципов; 3) имеет научные основания.
Необходимо обретение гражданского образования юридической формы в виде государственного документа, как важного средства легитимизации в образовательной системе Российского государства.
Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы могут быть связаны с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование политической культуры граждан, выработкой рационального компонента информационного содержания образования, совершенствованием механизмов управления политологического образования и воспитания обучающихся.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ проект «РГНФ «Правовое просвещение и формирование гражданской компетентности молодежи Пермского края» № 14-16-59004 (2014-2015 гг.).
Рецензенты:
Калашникова Е.М., д.ф.н., профессор кафедры философии и общественных наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ), г. Пермь;
Казаренков В.И., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», кафедра социальной и дифференциальной психологии с курсом «Общая педагогика и психология», г. Москва.
Можно ли научить людей быть хорошими гражданами?
Гражданское образование призвано повысить вовлеченность учеников в общественную жизнь. Независимый социолог Мария Туровец — о том, как возникло гражданское образование и почему оно необходимо
— Раньше считалось, что гражданственность можно только усвоить на практие, но исследования показали: научить гражданственности можно
— В России традиции гражданского образования очень слабые, в СССР гражданские инициативы часто подменялись государственной имитацией
— В 90-е в России было много экспериментов с гражданским образованием, но в следующее десятилетие они уступили место централизованному и политически выверенному курсу обществознания
— Гражданскому образованию в России мешает излишняя стандартизация обучения: ЕГЭ и ФГОСы
— Помочь гражданскому образованию могут проектные занятия и дискуссионные уроки, но эта культура прививается в российских школах медленно
— Государству стоит видеть в проектах гражданского образования не врагов, а партнеров — это всем бы пошло на пользу
Можно ли научить людей быть хорошими гражданами? Примерно до 80-х годов в США считали, что все качества хорошего гражданина скорее формируются на практике, а обучение не играет в этом существенной роли.
В XIX веке классик политической мысли Алексис де Токвиль в книге «Демократия в Америке» пишет, что городские сходы (town meetings) относятся к свободе так же, как начальные школы — к науке: делают свободу доступной для людей, учат, как использовать ее и как наслаждаться ей. При этом городские сходы рассматривались как часть институтов муниципального управления. Иными словами, на митингах граждане принимали решения, влиявшие на их повседневную жизнь, и в то же время учились свободе, ответственности и диалогу.
Но даже в тех случаях, когда у граждан есть много инструментов социального и политического участия, не все спешат воспользоваться даже самыми простыми из них. Особенно юные граждане — например, в США они активнее голосуют на выборах победителя шоу American Idol, чем на выборах президента.
Можно предположить, что прямолинейные послания о гражданской ответственности в школах молодежь скорее проигнорирует. Но исследования показали, что гражданское образование в школах эффективно работает в разных странах. Особенно положительно на показатели гражданской вовлеченности влияют образовательные форматы, доброжелательные к свободным дискуссиям среди учеников.
Конечная цель любого гражданского образования — ответственность за свою страну как часть мира. Поэтому для успешного развития страны гражданское образование необходимо, считает профессор ВШЭ — Санкт-Петербург доктор политических наук Александр Сунгуров.
« Подлинное гражданское образование, прежде всего, готовит хороших ответственных граждан, — считает Сунгуров. — Оно соответствует лозунгу “Мысли глобально, действуй локально”, учит изменять ситуацию к лучшему там, где зона твоей компетентности. Как писал Вольтер в “Кандиде”, “возделывать свой огород”, но при этом знать о проблемах человечества, а не только своей страны. Так, в соответствии с идеями республиканизма, у человека есть не только свободы, но и обязанность участвовать в управлении своей страны»
Ученики школы во Франкфурте слушают радиопередачу на уроке, ФРГ, около 1953 года Фото: Sepp Jaeger/ullstein bild via Getty Images/GettyImages.ru
Сегодня гражданское образование во многих странах мира сложившаяся область как формального, так и неформального обучения, но в России оно все ещё не слишком сформировано.
«Наше гражданское образование — это абсолютное “облако в штанах”: оно не определенное ни институционально, ни терминологически — никак, — считает Аркадий Гутников, руководитель центра правового и гражданского образования «Живое право». — Поэтому [гражданское образование] соотносится со всем, оно вбирает в себя всё».
Традиция и эксперименты
Максим Иванцов, тренер и эксперт в области гражданского образования, считает, что говорить о российских традициях гражданского образования трудно.
Нельзя сказать, что в СССР вовсе не занимались воспитанием граждан. Было множество гражданских инициатив — движение тимуровцев, пионерия, массовая сдача макулатуры, но все они спускались сверху. Советские граждане в этих движениях всегда были объектами воспитания, но не полноправными создателями общества.
Но у коммунарского движения был понятный всем потолок развития. Как бы его вдохновители ни старались пересоздать «коммунизм с человеческим лицом», демократические принципы на уровне массовых молодежных организаций и тем более в политике не допускались, а возможность самоорганизации самого «идеологически правильного» движения зависела от воли правителей. Поэтому, начавшись в конце 50-х, коммунарское движение было поглощено комсомольским во второй половине 60-х.
Пионеры-тимуровцы четвертого класса московской школы № 767 покупают продукты для ветерана Великой Отечественной войны Фото: Борис Кавашкин/РИА Новости
В 90-х, во время пересоздания нашей страны, все или почти все реформы были нацелены на рыночную экономику. Похоже, законодатели считали, что необходимый для функционирования демократии новый тип граждан прорастет из почвы рынка, как сорная трава. Стоит только отменить цензуру, написать правдивые учебники — и страна выйдет из исторического тупика, а человеческая природа поставит все на свои места.
Проблемой гражданского образования в 90-х почти не занимались, но в рамках школьной программы разрешались эксперименты. В результате появились региональные учебные комплексы, например созданная под руководством Санкт-Петербургской академии постдипломного образования Натальи Элиасберг «Петербургская модель гражданского образования» для 1—11-х классов или опробованный в Ульяновской области курс «Граждановедение» Я. В. Соколова.
Но в 2000-х наметилась тенденция к унификации школьного курса обществознания. Процесс жарких дебатов вокруг учебников затронул и другие гуманитарные предметы, а в результате выгоду, по общему признанию, получило издательство «Просвещение». По мнению автора учебного пособия «Права человека» и преподавателя права Всеволода Луховицкого, к настоящему времени «Просвещение» фактически монополизировало рынок школьных учебников. Среди программ обществознания стал доминировать коллектив авторов под руководством Л. Н. Боголюбова.
Государственные гранты все больше получают программы по военно-патриотическому, а не гражданскому воспитанию. И тем не менее некоторые эксперты отмечают, что популярность неформального гражданского образования растет — в него вовлекается все больше учеников и учителей, а лекции и дискуссии по смежным темам пользуются популярностью.
Обществознание и граждановедение
В чем разница между обществознанием и граждановедением? По мнению Аркадия Гутникова, руководителя центра правового и гражданского образования «Живое право», российское обществознание — это не аналог американской гражданственности — ни структурно, ни тематически.
« Они пересекаются, но, если просто взять содержание, у нас много того, чего в гражданственности нет: антропология, социология, психология, экономика. Это просто такой адский коктейль в смысле качества текстов, но в смысле тем там полно гражданского образования, — говорит Гутников. — Но, конечно, у всех учителей разные стратегии: кто-то только готовит к ЕГЭ, кто-то 50/50 к ЕГЭ и программу проходит, кто-то просто от себя рассказывает, а потом отчитывается, что готовил по программе. Это отдельное интеллектуальное упражнение: брать учебник Боголюбова, вытаскивать оттуда строчки, пытаться понять смысл. Текст и текст».
Социальные сети полнятся жалобами школьников на непонятные отрывки и спорные утверждения из курса обществознания, например о том, что у человека есть инстинкты. Ссылки на исследования и дискуссии вообще довольно редко встречаются в этой серии учебников. Обычно там подбираются «душеспасительные» цитаты из классических мыслителей и авторов XIX — начала ХХ века, часто под плашкой «Говорят мудрые». Авторы учебника особенно любят философов Ильина и Бердяева. Пространство для дискуссий в учебниках этой серии минимально, а иногда выглядит очень манипулятивно.
Например, отрывок из учебника «Обществознание. 9-й класс» (Боголюбов, 2014) оперирует опросом из неизвестных источников, который в таком пересказе явно нарушает социологическую этику.
«В одном из исследований общественного мнения россиян по вопросам политики и власти выяснилось, что 66% разделяют следующую точку зрения: “Нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ”. 53% поддержали такое мнение: “Президент должен стать полновластным хозяином страны. Только тогда мы прорвемся”. 51% опрошенных согласились с утверждением: “В России нужно, чтобы власть боялись. Иначе ее не будут уважать”. 49% склонны к такой формулировке: “Мне все равно, какими методами действует политик, если его деятельность идет на благо народа”. А каково твое отношение к таким мнениям?»
В целом эта серия учебников оставляет противоречивое впечатление одновременно политизированной и деполитизирующей, хотя теоретически должна как раз стимулировать участие. В одном учебнике могут сочетаться цитаты из послания президента Федеральному Собранию и рекомендации насчет политического участия, не подразумевающие самого политического участия.
Ученики средней школы смотрят телетрансляцию пресс-конференции президента России Владимира Путина на уроке обществознания Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
В мировоззрении авторов учебника «Обществознание. 11-й класс» (Боголюбов, Городецкая, Иванова) будто существует только государственная власть, которой нужно только подчиняться, и гражданин, который обязан быть семейственным и нравственным. Например, в практических выводах о семейных отношениях говорится только о детях, семейных традициях и «малых делах», но ни слова о том, что можно влиять на государственную семейную политику, от которой сильно зависят и дети, и возможности для малых дел.
Вредная стандартизация
Еще один фактор, мешающий развитию гражданского образования, — ЕГЭ и стандартизация обучающего процесса. Для школьников выпускных классов и их родителей в последнее время подготовка к ЕГЭ важнее любых проектов воспитания гражданственности, поэтому экспериментальные курсы и проектная деятельность возможны до восьмого класса. Начиная с девятого ученики вынуждены зубрить вопросы к ЕГЭ, и это, конечно, не способствует пониманию ни духа закона, ни сути прав человека, ни собственной миссии как гражданина.
Всеволод Луховицкий, автор учебного пособия «Права человека» и сопредседатель профсоюза «Учитель», подчеркивает, что из-за ЕГЭ фокус в обучении сместился на сферу управления и строения власти.
«О сновная часть вопросов ЕГЭ — это все-таки вопросы на знание. Проверить знаниями, понимает ли выпускник суть прав человека, сложно. Гораздо легче спросить уголовное право, административное право и так далее, поэтому вопросов собственно по правам человека мало, — говорит Луховицкий. — Много вопросов по политической системе: права и обязанности президента, Верховного суда, Конституционного суда, в каких случаях может быть распущено правительство. Все, что относится к сфере управления и строению власти, подробно, обстоятельно проверяется в ЕГЭ, и это достаточно серьезно детьми заучивается на уроках. Думаю, любой десятиклассник с радостью объяснит, что такое федерация».
Даже стандартная программа шире множества возможных вопросов по ЕГЭ, а поэтому цели успешной сдачи экзамена и усвоения программы несколько противоречат друг другу. В конечном итоге школьники вряд ли усваивают даже противоречивую и разнородную стандартную программу обществознания.
Эксперты считают, что развитию гражданского образования мешает и реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов). ФГОСы предъявляют унифицированные требования к образовательным учреждениям, устанавливают качественные и количественные критерии в образовании. Всеволод Луховицкий считает требования отчетов по ФГОСам незаконными.
« Во ФГОСах есть все: метапредметные связи, обучение умению мыслить, коммуникативным навыкам и много другого красивого, но имеющего мало отношения к реальности. Потому что детей в основном все равно учат по тем же самым учебникам, — говорит Луховицкий. — [Это] привело к тому, что учителя, кроме того что боятся ЕГЭ, сейчас боятся проверки на предмет того, соответствует ли ФГОСам то, чему обучают детей. Это дополнительное давление на учителей со стороны чиновников. Например, есть “технологические карты урока”. Формально их не существует, но реально все чиновники требуют, чтобы теперь каждый урок был расписан на двадцати страницах пятью разными цветами фломастеров с подчеркиванием, в какой момент уроков я развиваю интеллектуальные универсальные умения, а в какой — коммуникативные, а в какой — работаю над гражданским воспитанием, а в какой — над патриотическим. Это абсолютно незаконное требование, тем не менее всех учителей этим сейчас мучают, и это, конечно, дополнительная проблема: любая работа в школе теперь связана не только с наличием ЕГЭ, но и с наличием ФГОСов».
Россия. Южно-Сахалинск. Ученики 11-го класса на уроке обществознания во время подготовки к ЕГЭ Фото: Сергей Красноухов/ТАСС
Как отмечает тренер по развитию гражданского образования Максим Иванцов, содержательно ФГОСы очень разнородны: что-то свое там найдет и учитель-демократ, и сторонник «сильной руки». Но главная проблема в том, что они отнимают время учителей, которое можно было бы потратить на более творческую работу и воспитание.
Воспитание гражданства через проекты
Помочь гражданскому образованию могут дискуссионные и проектные форматы обучения. Но насчет того, насколько такие занятия прижились в российских школах, есть разные точки зрения. По мнению Максима Иванцова, для их развития нужна среда, где инициатива по проектам будет идти от самих школьников и они смогут эту инициативу проявлять, действовать, творить. Но в большинстве школ этого просто нет.
«У нас в принципе нет культуры интерактивного проведения занятий, проведения занятий через какую-то деятельность. Ни по каким предметам. Это в американскую школу зайдешь, там дети делают катапульту на уроке физики, выкатывают ее, стреляют, изучают физические законы на работе катапульты. Если занятие по истории, едут в архивы, делают исследование и чувствуют его важность. У нас в принципе нет практико-ориентированных занятий, и это проблема. Проектная деятельность в нашей школе — это написание эссе. В лучшем случае школьников принудительно сошлют на какую-то станцию метро, чтобы, допустим, на акции против курения стоять с плакатом. А гражданское образование не может быть принудительным, это обучение через свободу».
Кроме отсутствия традиций проектной работы, в России у властей может не оказаться стимулов для восприятия проектов, созданных совсем молодыми людьми. Но хотя политическая система непрозрачна, закрыта и бюрократизирована, не исключено, что благодаря личным связям можно найти возможности для подобных проектов и в России.
Гражданское образование и государство
Почти все эксперты отмечают напряженное отношение государства к независимым инициативам гражданского образования. Есть разные точки зрения на то, насколько государственное отношение повлияло на деятельность практиков гражданского образования, но уже просто существование рисков оказаться иностранным агентом плохо влияет на всю сферу.
«Самая актуальная проблема гражданского образования — чтобы оно было гражданским, а не военно-патриотическим, — считает доктор политических наук Александр Сунгуров. — Потому что золотой век гражданского образования, если понимать под ним гражданско-правовое, на основе приоритета прав человека, был в 90-х годах, когда оно развивалось при поддержке разных источников, в том числе иностранных фондов и партнеров в разных странах. А начиная с 2000 года очень быстро ввели программу военно-патриотического воспитания, свернули программу толерантности российскую раньше срока и дальше давали сигналы о том, что главное — любить свое отечество и того, кто возглавляет это отечество, по определению. Нельзя сказать, что это было по щелчку и моментально, потому что основы гражданского общества были заложены».
Тренер в области гражданского образования Максим Иванцов уверен, что п роблемы, с которыми сталкивается гражданское образование, — это в первую очередь проблемы с государством.
«Нужно изменение государства, нужно, чтобы государство понимало, что права и свободы человека, гражданские компетенции, связанные с контролем власти, с ненасильственным продвижением тех интересов и прав, в которых общество заинтересовано, — [все] это должен быть приоритет власти, — говорит Иванцов. — А сейчас это скорее вызывает отторжение власти, это то, с чем она борется. Поэтому организациям, которые честно занимаются гражданским образованием, приходится несладко: у них появляются проблемы с аудиториями, если их аудитория — школьники и студенты. У них появляются проблемы, если они затрагивают темы, которые власти не нравятся, например права меньшинств».
Юнармейцы на ночной репетиции парада Победы в Екатеринбурге Фото: Павел Лисицын/РИА Новости
По мнению основателя Центра гражданского образования и прав человека Андрея Суслова, государство не только давит на независимые организации гражданского образования, но и пытается заместить их зависимыми.
«М ы и наши коллеги понимаем гражданское образование как воспитание демократической гражданственности. Но в России есть ряд организаций, в том числе официально признанных и продвигаемых, которые говорят, что они занимаются гражданским образованием, но это про-государственное образование, часто дополняющееся еще и так называемым патриотическим воспитанием. Такие рамки создаются государством, и многие просто боятся заниматься воспитанием демократической гражданственности или бессознательно подстраиваются ».
Эксперты часто видят миссию гражданского образования именно в поиске живой и находящей отклик у всех версии патриотизма. Возможно, если ослабить государственное давление и уменьшить бюрократизацию в школах, практики создадут национальные традиции гражданского образования, в которых будут сочетаться демократический подход, ориентация на справедливость и патриотизм. По крайней мере многие профессионалы в этой сфере стремятся к этому.
«Хотелось бы, чтобы организации, которые занимаются гражданским образованием, воспринимались не как враги, — заключает Максим Иванцов, — а скорее как помощники по контролю в сфере прав человека, продвижения гуманистических ценностей, свободы ненасильственными методами».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Вы можете им помочь
Помогаем
Ученики школы во Франкфурте слушают радиопередачу на уроке, ФРГ, около 1953 года
Пионеры-тимуровцы четвертого класса московской школы № 767 покупают продукты для ветерана Великой Отечественной войны
Ученики средней школы смотрят телетрансляцию пресс-конференции президента России Владимира Путина на уроке обществознания
Россия. Южно-Сахалинск. Ученики 11-го класса на уроке обществознания во время подготовки к ЕГЭ
Юнармейцы на ночной репетиции парада Победы в Екатеринбурге
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных