Гражданская позиция это что такое
В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.
Определение термина
Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.
Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.
С чего зарождается гражданская позиция?
Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.
Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.
Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека – это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.
Формирование гражданской позиции
Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе – социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.
Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов – очень важный этап в формировании социально активного общества.
СМИ как важный инструмент формирования ГП
Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.
Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.
Развитие гражданской позиции
Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.
В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.
Активная гражданская позиция
Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?
Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.
Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.
Почему важна активная гражданская позиция?
Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.
Гражданский долг
Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.
Гражданский долг – это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.
Выполнение гражданского долга – это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.
В заключение
Развитие гражданской позиции – это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность – велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.
Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.
«Гражданская позиция». Что это такое?
Опубликовано: 26.06.2020 16:54
В повседневной суете, скорее всего, мало кто задумывается, например, о том, хороший ли он… гражданин, есть ли у него гражданская позиция. Ведь для близких людей, для коллег, как мы думаем, важны прежде всего такие человеческие качества, как забота, уважение, ответственность, трудолюбие, готовность пожертвовать своими интересами ради других… Но ведь и гражданское общество требует к себе такого же отношения, только в другом масштабе.
Протянуть руку помощи пожилому человеку, пусть вам и незнакомому, помочь ребёнку с ограниченными возможностями, принять активное участие в общественной работе… Это ведь тоже часть нашей жизни.
Мы спросили наших читателей: а что вы вкладываете в понятие «гражданская позиция»?
– Для меня гражданская позиция мало чем отличается от просто позиции человека, достойного уважения. Это способность защитить свои права и права тех, кто сам объективно не может за себя постоять. Например, решимость заявить о несправедливости, происходящей на твоих глазах, о нарушении закона или социальных норм. В широком смысле – это неравнодушие и плюс к нему – активное действие. Потому что возмущаться могут многие, но реально что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, – гораздо сложнее.
Жаль, что у нас в обществе такого человека нередко считают ябедой или выскочкой и могут не поддержать, например, даже если он готов отстаивать общие права. К сожалению, я мало встречаю людей с активной гражданской позицией. И себя к таковым отнести не могу – не хватает моральных сил противостоять несправедливостям и плюс к этому возможному осуждению толпы.
– Скажу откровенно, лично для меня, и могу предположить, что и для других соотечественников, «гражданская позиция» – это пока слабо изученное и осознанное понятие, порой, что скрывать, навязываемое «сверху». А ведь именно из-за отсутствия гражданской позиции часто происходят наши беды. Видно, много еще надо пережить, перестрадать, чтобы выработать ясные и четкие взгляды на добро и зло, любовь и ненависть, правду и кривду, чтобы уметь последовательно и твёрдо отстаивать свои взгляды и в любой обстановке придерживаться жизнеутверждающей гражданской позиции.
– Я бы назвала гражданской позицией умение видеть и слышать то, что происходит вокруг, анализировать событие из разных информационных источников, иметь независимое, самостоятельное мнение, даже если оно не разделяется большинством, и жить в соответствии со своим пониманием реальности. Особенно если это касается социальных вопросов, экологии. Каждый человек должен иметь здесь свою гражданскую позицию. Если что-то совсем не устраивает, если можешь на что-то повлиять, сделай это. Сейчас уйма возможностей, тот же Интернет. Вот меня не устраивает, что зелёные посадки, даже в черте города, завалены горами мусора, пластика. Я считаю, что активным людям, переживающим за состояние экологии, надо объединяться. Самим что-то делать и требовать от соответствующих служб принятия мер по очистке оврагов, берегов рек от мусора, смертельного для природы. Решила осваивать «Народный контроль», проверю на практике, насколько действенна эта платформа.
– Ну, тут как раз всё просто. Поддержи любое хорошее дело, которое приносит пользу большому количеству людей, это и будет активной гражданской позицией. Главное – поменьше болтовни и бюрократизма в этих делах. Я считаю, что молодым людям обязательно нужно участвовать в разных общественных акциях и мероприятиях. В том же голосовании по поправкам к Конституции, например. Это, во-первых, даёт огромный жизненный опыт, учит общаться с очень разными людьми. Всё это может пригодиться и в дальнейшей работе, даже в карьере. Я весной работал волонтёром, мы помогали пожилым людям с доставкой продуктов и лекарств. Был удивлён, что на эту тяжёлую в общем-то работу нашлось очень много желающих, самых обычных, простых людей разного возраста.
Геннадий АБРАМОВ, Ирина МУШКИНА, Марина СЕЛЬСКОВА, «РТ»
Норма П.Б.
ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гражданская позиция гражданина России
Гражданская позиция
Всем привет! Я заметил появление новой рубрики на нашем сайте “Гражданская позиция” и не смог игнорировать это, как я считаю, замечательное начинание. Как в свое время сказал классик – “Поэтом можешь Ты не быть, но Гражданином быть обязан!” – я считаю очень правильно. Кто бы мы не были по специальности, какое бы не лежало состояние у нас в кубышках, кто бы мы ни были по национальности, но мы все живем в России, мы – россияне и этого достаточно для того чтобы нас объединяли общие интересы и общее достоинство, гордость за нашу Родину и общая Гражданская позиция. Сегодня я напишу несколько своих мыслей по этому поводу.
Я, же, призываю всех Россиян занять Гражданскую позицию, определиться в отношениях со странами, которым Россия объявила эмбарго, даже более того – объявить собственные личные санкции товарам и продуктам стран, занявших недружественную позицию по отношению к России. Ни копейки нашим недругам! Даже если правительство Росси смягчит эмбарго по отношению к каким то европейским “партнерам”, исходя из политических интересов, запомните – если простить того кто предал один раз, то он предаст еще и еще. У Вас есть свое личное право объявить свое личное эмбарго на товары и продукты из недружественных нам государств. Что касается меня, то я более не покупаю товары из США, Европы и прочих перечисленных выше “партнеров”, не ем прибалтийские шпроты и хохлядские конфеты Роше, не пью французских вин и коньяков (которые ранее уважал), не поеду больше никогда в Турцию на курорты и все эти перечисленные мои личные санкции, скорее всего, будут иметь временной статус – “навсегда”, то есть не будут иметь срока давности и не будут зависеть от официальных отношений страны Россия и перечисленных “партнеров”. Вот такая вот будет моя Гражданская позиция и мое личное отношение к тому что сейчас происходит.
И под итог статьи, предлагаю Вам формулировку понятия “Гражданская позиция”: “Активная Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов”.
Благодарю за внимание, читайте прочие статьи нашего блога по ссылкам:
Гражданская позиция это что такое
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ
Ключевые слова: понятие «гражданская позиция»; сравнительный анализ понятий. Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.
Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза и тяжелые 1990-е годы. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин – «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, Т.И. Кобелева, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов, Н.Н. Перепеча и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.
В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны [1].
Раскрывая это определение, можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом развитие личное и социальное не должно идти разрозненно друг с другом. С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [2]. В психолого-педагогической литературе мы можем найти следующих авторов, занимающихся изучением «гражданской позиции»: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция – это важнейшая составная структура личности, по сути она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности [3]. Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.
В своей работе П.А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» [4]. Г.Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «гражданская позиция – это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [5]. Другой автор, дающий определение гражданской позиции, – Н.П. Капустин определяет ее как комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга [6]. В своей работе Г.Н. Филонов придерживается точки зрения, что гражданская позиция – это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [7].
Таким образом, Г.Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях и чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки. В своей работе А.М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция – это различные аспекты отношений – духовных, трудовых, нравственных и других [8]. С.В. Гладченкова и О.В. Гороховцев в своем исследовании определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству [9]. В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева. Многие исследователи, как например Н.Н. Волобоева в своей статье, считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность».
Гражданственность определяется как интегративное качество личности, которое включает в себя любовь к Родине, чувство собственного достоинства и уважение к государству. Социальная активность трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности. Исходя из этих двух определений, гражданскую позицию можно определить как совокупность познавательной, мотивационно- нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [10]. Именно эти три сферы являются составляющими компонентами гражданской позиции. Если говорить о современных работах, связанных с гражданской позицией, то в первую очередь нужно назвать исследование Н.Ф. Крицкой «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».
Автор считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин «гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей [11]. Изучением формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде занимается Т.Н. Балобанова. В своем исследовании она рассматривает гражданскую позицию как интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность [12].
Автор считает, что среда школы является важнейшим условием становления гражданственности учащихся. Именно в школе закрепляются у молодых людей определенные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. А.М. Андресюк, проанализировав в своей статье работы исследователей, занимающихся гражданской позицией, делает вывод о том, что можно выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением гражданской по- зиции как интегративного качества личности, включа- ющего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную ак- тивность, законопослушность и др.
Сторонниками тако- го определения являются И.В. Молодцова, А.С. Гаязов, С.В. Митросенко, Э.П. Стрельникова и др. Второй под- ход определяет данное понятие как различные аспекты отношений – нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н.Ф. Крицкая, Т.И. Кобелева, Г.Т. Суколенова и др.[13]. В своей работе Н.Н. Перепеча определяет гражданскую позицию как личностно значимое свойство, определяющее направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузах [14].
Несколько другое определение гражданской позиции в своей работе дает Э.П. Стрельникова, которая определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее егокак сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы [15]. Изучая формирование гражданской позиции, Т.И. Кобелева утверждает, что гражданская позиция уча- щихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности [16].
В своем исследовании Д.В. Кириллов определяет термин «гражданская позиция» как интегративное относительно устойчивое личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу, как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения [17].
Все авторы, говоря о гражданской позиции, так или иначе выделяют в ней три компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. И на основании этих компонентов мы можем дать свое определение такому понятию, как «гражданская позиция». Исходя из теоретического анализа Отечественной и зарубежной литературы, с учетом специфики различных отраслей знания, занимающихся изучением гражданской позиции, мы можем говорить о том, что «гражданская позиция» – это интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества.
1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.
2. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151–159.
3. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков : дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
4. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: ма- териалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66–68.
5. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.
7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
8. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.
9. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167–170.
10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 39. С. 264–267.
11. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.
12. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С.104–105.
13. Андресюк А.М., Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82–85.
14. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.
15. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы : дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.
16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проетирования : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.
17. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
Другие новости и статьи
Запись создана: Четверг, 20 Сентябрь 2018 в 19:26 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.