Гражданская позиция что это
Норма П.Б.
ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Гражданская позиция гражданина России
Гражданская позиция
Всем привет! Я заметил появление новой рубрики на нашем сайте “Гражданская позиция” и не смог игнорировать это, как я считаю, замечательное начинание. Как в свое время сказал классик – “Поэтом можешь Ты не быть, но Гражданином быть обязан!” – я считаю очень правильно. Кто бы мы не были по специальности, какое бы не лежало состояние у нас в кубышках, кто бы мы ни были по национальности, но мы все живем в России, мы – россияне и этого достаточно для того чтобы нас объединяли общие интересы и общее достоинство, гордость за нашу Родину и общая Гражданская позиция. Сегодня я напишу несколько своих мыслей по этому поводу.
Я, же, призываю всех Россиян занять Гражданскую позицию, определиться в отношениях со странами, которым Россия объявила эмбарго, даже более того – объявить собственные личные санкции товарам и продуктам стран, занявших недружественную позицию по отношению к России. Ни копейки нашим недругам! Даже если правительство Росси смягчит эмбарго по отношению к каким то европейским “партнерам”, исходя из политических интересов, запомните – если простить того кто предал один раз, то он предаст еще и еще. У Вас есть свое личное право объявить свое личное эмбарго на товары и продукты из недружественных нам государств. Что касается меня, то я более не покупаю товары из США, Европы и прочих перечисленных выше “партнеров”, не ем прибалтийские шпроты и хохлядские конфеты Роше, не пью французских вин и коньяков (которые ранее уважал), не поеду больше никогда в Турцию на курорты и все эти перечисленные мои личные санкции, скорее всего, будут иметь временной статус – “навсегда”, то есть не будут иметь срока давности и не будут зависеть от официальных отношений страны Россия и перечисленных “партнеров”. Вот такая вот будет моя Гражданская позиция и мое личное отношение к тому что сейчас происходит.
И под итог статьи, предлагаю Вам формулировку понятия “Гражданская позиция”: “Активная Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов”.
Благодарю за внимание, читайте прочие статьи нашего блога по ссылкам:
В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.
Определение термина
Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.
Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.
С чего зарождается гражданская позиция?
Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.
Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.
Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека – это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.
Формирование гражданской позиции
Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе – социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.
Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов – очень важный этап в формировании социально активного общества.
СМИ как важный инструмент формирования ГП
Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.
Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.
Развитие гражданской позиции
Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.
В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.
Активная гражданская позиция
Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?
Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.
Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.
Почему важна активная гражданская позиция?
Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.
Гражданский долг
Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.
Гражданский долг – это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.
Выполнение гражданского долга – это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.
В заключение
Развитие гражданской позиции – это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность – велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.
Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.
Что такое активная гражданская позиция?
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Развитие активной гражданской позиции личности – это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.
Мы выделили компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.
Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.
Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Как проявить свою гражданскую позицию и почему это важно
Что такое гражданская позиция
Для того чтобы разобраться в гражданской позиции, нужно определить, что вообще это означает. Позиция — это качества человека как индивида, выражающиеся в его отношении к себе и окружающей действительности. Также позиция включает в себя поведение человека для реализации его целей.
Позиция по самым разным вопросам формируется на основе многих факторов: на одни вопросы человек отвечает на основе профессиональных взглядов, на другие — на основе опыта и так далее. Но главное, что индивид может выразить свою позицию, а другие люди могут быть с ней согласны или не согласны, что порождает дискуссию для выявления истины.
Гражданская позиция — это взгляды человека на функционирование общества, в котором он проживает, а также определение своей роли в этом обществе.
Некоторые люди полагают, что выражать своё мнение по вопросам, в которых ты не разбираешься, глупо, и чаще всего так и есть. Но когда речь заходит о гражданской позиции и её высказывании, то нужно понимать, что все мы живем в обществе и имеем к нему непосредственное отношение.
Формирование и развитие
Гражданская позиция начинает формироваться с малых лет и может меняться на протяжении всей жизни. Особую роль на формирование оказывает образование, ведь именно оно помогает понять основы бытия и причины всех явлений происходящих в обществе. К тому же в процессе обучения человек примеряет на себя разные социальные роли, что позволяет развивать мнение о других людях.
Но если проблем с формированием позиции не возникает, то вот на счёт её выражения так не скажешь. Особенно это видно на примере школы, где закостенелая система не направлена на развитие критического мышления. Проявить своё «Я» через дискуссионные темы получается не у всех, так как даже при разборе литературного произведения есть точный ответ на вопрос «что хотел сказать автор?».
Так как проявить свою гражданскую позицию несовершеннолетним, кроме как через высказывания, не получится, то опыт, полученный ими в школе, оказывает сильное влияние на будущее. Боязнь высказать мнение, которое отличается от мнения большинства, приводит к многим проблемам в будущем.
Гражданская позиция часто основывается на жизненном опыте человека, поэтому после её окончательного формирования она не становится монументальной, а изменяется. Это связано с получением нового опыта и изменением общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то вряд ли его слова будут объективны.
Активная гражданская позиция
Разобравшись с тем, что такое гражданская позиция и как она формируется, можно говорить о её активной составляющей. Активной считается только та позиция, которую человек проявляет осознанно, а именно сам желает и участвует в жизни общества.
Важна цель действий человека. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Индивиду необходимо идентифицировать себя как часть общества и осознавать, что может принести пользу обществу. Главное, чтобы при этом личные ценности соответствовали ценностям общественным.
Осознание проблем общества и попытка их исправить своими действиями и является проявлением активной гражданской позиции. На словах это звучит легко, но на деле это требует сильных волевых решений, на что способны далеко не все.
Почему важна активная позиция
Очевидно, что если граждане не стараются проявить свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. И речь идёт не только о самых высших чинах, но и о местной власти. Конечно, многие скажут, что в этом нет смысла и всё уже решено.
Такая позиция строится на мысли о том, что государственная власть незыблема и нерушима, а повлиять на неё обычный человек не в состоянии. Но дело в том, что во власти нет единства, на политической арене люди сбиваются в недолговечные альянсы и выступают друг против друга. Такая ситуация свойственна всем политическим режимам, и даже в самом полицейском государстве несменяема лишь верхушка.
Да, голос одного человека не сможет повлиять на целую страну, но вот голос миллионов — запросто. Когда в стране происходят ужасные события, молчание общества приводит к повторению этих событий.
Самое сложное при этом — следить за событиями, которые происходят в стране. Часто в государствах, где не очень ценят больно умных граждан, многие СМИ подконтрольны власти и освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии.
Как проявить свою гражданскую позицию
Нельзя молчать, когда тебя что-то не устраивает. Человеческое общество устроено так, что если найдётся хотя бы один, кто возмутится происходящему, то его поддержат остальные. Многие люди при этом бояться того, что за их слова им придётся расплачиваться, — на это и делает ставку власть. Страх перед порицанием останавливает большинство людей, даже если они точно видят проблему.
Самым простым способом показать свою позицию являются социальные сети. Там можно высказаться и при этом найти солидарных с тобой людей или привлечь к проблеме остальных. Более резонансным будет организация и участие в массовых шествиях — такие действия оказывают наибольшее влияние. Отдельно стоят направленные к органам власти обращения и петиции.
Каждый способ проявить свою гражданскую позицию по-своему эффективен. Вот только после такого человек легко может оказаться «не угоден» и за вполне законные действия пострадать. Спасти от этого может только сплочённость среди выступающих. Если сейчас ситуация станет слишком острой и множество людей будет следить за её развитием, по-тихому заткнуть всех недовольных не получится, так как это может привести к еще большему негативу, чего власти очень не хотелось бы.
Гражданская позиция что это
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Понятие «гражданская позиция»: сравнительный анализ
Ключевые слова: понятие «гражданская позиция»; сравнительный анализ понятий. Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ определения такого понятия, как «гражданская позиция». Термин рассматривается с точки зрения различных наук. В конце дается авторское определение понятию «гражданская позиция», актуальное для данного исследования.
Современное общество является довольно нестабильным. Большой отпечаток на нем оставили развал Советского Союза и тяжелые 1990-е годы. Изменения произошли практически во всех сферах нашей жизни, все они подверглись какой-либо деформации. Сейчас нашей стране нужны люди с активной гражданской позицией. Те люди, которые понимают, что несут ответственность за свою страну и готовы в случае чего встать на ее защиту. А что же означает данный термин – «гражданская позиция»? Изучением данного термина занимались такие авторы, как В.Т. Лисовский, Ю.В. Березутский, Н.Ф. Крицкая, Т.В. Абрамян, Т.И. Кобелева, П.А. Баранов, Н.П. Капустин, А.М. Шаленов, Н.Н. Перепеча и др. Хочется отметить, что термин этот достаточно многозначен, ему не дается точного определения в словарях.
В социологии термин «гражданская позиция» рассматривается В.Т. Лисовским и Ю.В. Березутским. Так, одним из определений гражданской позиции является «осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Это тот путь, который сегодня должен пройти молодой человек, чтобы занять достойное место и стать гражданином своей страны [1].
Раскрывая это определение, можно сказать, что индивид должен развиваться как в личностном, так и в социальном плане, при этом развитие личное и социальное не должно идти разрозненно друг с другом. С точки зрения социологии, Ю.В. Березутский определяет гражданскую позицию как совокупность внутренних общечеловеческих ценностей, приобретенных в процессе социализации личности и помогающих ей: во-первых, самостоятельно принимать решения в выполнении функциональных задач профессиональной деятельности, гражданского долга, активного участия в общественной жизни, прогнозируя возможные последствия таких решений; во-вторых, нести личную и социальную ответственность за эти принятые решения. Основными ценностными ориентирами в этом случае должны стать патриотизм и гражданственность личности [2]. В психолого-педагогической литературе мы можем найти следующих авторов, занимающихся изучением «гражданской позиции»: Т.В. Абрамян, П.А. Баранов, Г.Я. Грявцева, Н.П. Капустин, Г.Н. Филонов, А.М. Шаленов и др. В исследовании Т.В. Абрамян мы видим, что гражданская позиция – это важнейшая составная структура личности, по сути она представляет совокупность действий, способов поведения, осознание и принятие на себя личностью ответственности [3]. Мнение Абрамян несколько схоже с определением, которое дает нам Березутский. Оба они говорят о том, что человек должен принимать на себя ответственность за свои поступки.
В своей работе П.А. Баранов определяет термин «гражданская позиция» следующим образом: «это доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом» [4]. Г.Я. Грявцева в своем исследовании дает следующее определение: «гражданская позиция – это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики» [5]. Другой автор, дающий определение гражданской позиции, – Н.П. Капустин определяет ее как комплекс качеств личности, включающих социальную активность, следование закону, доминирование мотивов общественного долга [6]. В своей работе Г.Н. Филонов придерживается точки зрения, что гражданская позиция – это принятие общечеловеческих нравственных ценностей, это гуманизм взаимоотношений людей, это проявление достоинства, которое проявляется в общении личности с другими людьми, на основе взаимного уважения и признания самобытности каждого. Это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [7].
Таким образом, Г.Н. Филонов делает акцент на внутренних ценностях и чувствах человека и считает, что именно они определяют все последующие поступки. В своей работе А.М. Шаленов утверждает, что гражданская позиция – это различные аспекты отношений – духовных, трудовых, нравственных и других [8]. С.В. Гладченкова и О.В. Гороховцев в своем исследовании определяют гражданскую позицию как совокупность качеств личности по отношению к гражданину, обществу, государству [9]. В педагогике «гражданскую позицию» изучают Н.Н. Волобоева, А.М. Андресюк, Н.Ф. Крицкая, Т.Н. Балобанова, Д.В. Кириллов, Н.Н. Перепеча, Э.П. Стрельникова, Т.И. Кобелева. Многие исследователи, как например Н.Н. Волобоева в своей статье, считают, что понятие «гражданская позиция» стоит на стыке двух других понятий: «гражданственность» и «социальная активность».
Гражданственность определяется как интегративное качество личности, которое включает в себя любовь к Родине, чувство собственного достоинства и уважение к государству. Социальная активность трактуется как устойчивое свойство личности, которое зависит от ее места в социальной структуре и от социальной роли, которую личность выполняет. Именно этот вид активности побуждает индивида к активной социальной деятельности. Исходя из этих двух определений, гражданскую позицию можно определить как совокупность познавательной, мотивационно- нравственной и поведенческой сфер личности, сформированной под влиянием внешних факторов и воздействий, собственных усилий и специально сконструированных социально-педагогических условий [10]. Именно эти три сферы являются составляющими компонентами гражданской позиции. Если говорить о современных работах, связанных с гражданской позицией, то в первую очередь нужно назвать исследование Н.Ф. Крицкой «Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин».
Автор считает, что процесс формирования гражданской позиции будет более эффективным, если определять термин «гражданская позиция» как рефлексивное отношение субъекта к событиям действительности и собственной деятельности в соответствии с современной системой гражданских ценностей [11]. Изучением формирования гражданской позиции учащихся в социокультурной среде занимается Т.Н. Балобанова. В своем исследовании она рассматривает гражданскую позицию как интегративное понятие, включающее нравственные качества личности, ее профессиональную компетентность, уровень культуры, способность к саморазвитию, общественную активность [12].
Автор считает, что среда школы является важнейшим условием становления гражданственности учащихся. Именно в школе закрепляются у молодых людей определенные качества, установки, ценности, стереотипы восприятия и поведения. А.М. Андресюк, проанализировав в своей статье работы исследователей, занимающихся гражданской позицией, делает вывод о том, что можно выделить два подхода в определении понятия «гражданская позиция». Первый подход связан с определением гражданской по- зиции как интегративного качества личности, включа- ющего в себя патриотизм, трудолюбие, социальную ак- тивность, законопослушность и др.
Сторонниками тако- го определения являются И.В. Молодцова, А.С. Гаязов, С.В. Митросенко, Э.П. Стрельникова и др. Второй под- ход определяет данное понятие как различные аспекты отношений – нравственных, правовых, духовных, социальных и др. Приверженцами такого определения являются Н.Ф. Крицкая, Т.И. Кобелева, Г.Т. Суколенова и др.[13]. В своей работе Н.Н. Перепеча определяет гражданскую позицию как личностно значимое свойство, определяющее направленность деятельности студентов на основе принятия общечеловеческих ценностей, прав, свобод и обязанностей гражданина своего Отечества в ходе обучения в вузах [14].
Несколько другое определение гражданской позиции в своей работе дает Э.П. Стрельникова, которая определяет гражданскую позицию как интегральное качество (или совокупность качеств личности, мотивов поведения, системы мировоззрений), обеспечивающее нравственную, правовую, духовную и физическую защиту человека, характеризующее егокак сознательного члена общества с высокоразвитым гражданским долгом, готовностью трудиться на общую пользу, решимостью и умением отстаивать государственные интересы, непримиримостью к антиобщественным и антигосударственным проявлениям, бережным отношением к государственной собственности и умением сочетать личные и общественные интересы [15]. Изучая формирование гражданской позиции, Т.И. Кобелева утверждает, что гражданская позиция уча- щихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности [16].
В своем исследовании Д.В. Кириллов определяет термин «гражданская позиция» как интегративное относительно устойчивое личностное образование, выражающееся в отношении личности к гражданскому обществу, как к ценности, раскрывающееся и реализующееся через идеи гражданского долга и гражданской ответственности, включающее в себя знания о ценности гражданского долга и гражданской ответственности, эмоционально-оценочное отношение к ним, осознание гражданской позиции в качестве личностной и социальной ценности и проявляющееся в деятельностных аспектах ценностного отношения [17].
Все авторы, говоря о гражданской позиции, так или иначе выделяют в ней три компонента: когнитивный, деятельностный и оценочно-эмоциональный. И на основании этих компонентов мы можем дать свое определение такому понятию, как «гражданская позиция». Исходя из теоретического анализа Отечественной и зарубежной литературы, с учетом специфики различных отраслей знания, занимающихся изучением гражданской позиции, мы можем говорить о том, что «гражданская позиция» – это интегративная система отношений личности к закону, обществу, государству, самому себе как гражданину, событиям действительности и собственной деятельности, определяющая смысл и направленность поступков индивида, позволяющая осознавать и принимать на себя ответственность, участвовать в общественной жизни, а также сохранять духовные ценности своего Отечества.
1. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 2009. 254 с.
2. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 1. С. 151–159.
3. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков : дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 185 с.
4. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: ма- териалы международного семинара. СПб., 1997. С. 66–68.
5. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1998. 214 с.
6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М.: Академия, 1999. 214 с.
7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. № 8. С. 45–51.
8. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг. : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.
9. Гладченкова С.В., Гороховцев О.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 167–170.
10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 39. С. 264–267.
11. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин : дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 214 с.
12. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде // Человек и образование. 2006. № 8-9. С.104–105.
13. Андресюк А.М., Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 82–85.
14. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений : дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 200 с.
15. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы : дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2001. 267 с.
16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проетирования : дис. … канд. пед. наук. Самара, 2006. 186 с.
17. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 208 с.
Другие новости и статьи
Запись создана: Четверг, 20 Сентябрь 2018 в 19:26 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.