Гравюра это что в истории
Гравюра — что это такое простыми словами
Здравствуйте, дорогие читатели! По статистике лишь небольшой процент людей знаком с данным художественным произведением, которое возникло еще в XV веке, но до сих пор является неподражаемым образом тончайшего мастерства.
А вы входите в эту категорию любителей искусства? В данной статье мы постараемся заинтересовать вас и доступным языком раскроем вопрос: гравюра что это такое?
Гравюрой называется полученный оттиск с обработанной поверхности, на который художник нанес изображение.
Техника исполнения
Кстати, гравюра и рисунок – это изобразительное искусство. Давайте разберемся, в чем же их отличие между собой. Рисунок – это труд художника, сохраняемый в первозданном варианте, который сразу наносится на поверхность. Он неповторим, ведь каждый штрих воссоздать в точности практически не возможно. Рисунок уникален.
Работа художника-гравера двойная, поэтапная, требующая определенного мастерства. Только представьте, как сначала он рисует на твердой поверхности, затем специальными приборами высекает каждую линию.
Когда основа готова, на уже объемный рисунок наносится специальная краска и мастер переносит изображение на требуемую поверхность, делая оттиск.
Получается точная копия первичного рисунка, их можно сделать в среднем около 20 шт. Каждый дубликат является равнозначно авторским, на котором художник ставит свой автограф.
Конечно, за счет возможности тиражировать первичный экземпляр, гравюра значительно дешевле нарисованного художественного произведения. Но в то же время всегда была и более доступна широким слоям населения, хоть и считается ценителями искусства второстепенной в своем исполнении.
В данной статье мы не будем рассматривать технологию создания гравюры, это вы можете узнать из специализированных источников. Мы постараемся увлечь вас этим удивительным творчеством, рассмотрим основные направления с наиболее интересными примерами.
В своем разнообразии этот вид искусства украшал интерьер, быт и дарил эмоции его обладателям, был вестником событий, выполнял агитационную роль, а в дальнейшем даже заменял книги неграмотным слоям населения, играя обучающую роль.
Конечно, чтобы самым простым языком донести до народа ту или иную тему, художник старался максимально упростить образы, рисунок.
Немного истории
Первые упоминания о гравюре появились в Китае еще в VI веке. Наиболее ранняя и распространенная техника прорисовки на деревянной основе, дощечках (ксилография) была наиболее популярна в то время для печати марок и текста. А библейские сюжеты легли в основу первых выгравированных изображений.
Наибольшую популярность ксилография получила в Европе в XV веке, граверы использовали различные техники в своей работе, благодаря чему в разных странах присутствовали оттенки различия среди их работ.
Исторические периоды накладывали свой отпечаток, и этот сравнительно недорогой и доступный вид художественной деятельности видоизменялся в социальной, религиозной и духовной направленности.
Особое место гравюра стала занимать в церковных кругах, а Средневековые культурные памятники архитектуры стали источником образцов для многих художников.
С появлением печатного станка, больше место заняла техника тиснения в книжном деле. Мастера создавали свои тематические работы для иллюстрирования первых печатных книг.
Где используется
Предлагаем вам вместе отправиться в путешествие по самым популярным странам, где нашла свое признание гравюра и рассмотреть наиболее яркие работы мастеров-граверов.
Центральное место в работах занимала религиозная тематика, но также можно увидеть и пейзажные зарисовки, портреты, обычные бытовые сцены и даже исторические моменты.
Художественное немецкое мастерство
Немецкое гравюрное искусство представляют великие художники, в жизни которых гравюра занимала очень важное место, благодаря чему доводилась до высочайшего мастерства в каждой детали.
Мастера использовали несколько техник в своей работе, самые популярные из которых – резьба на дереве, на меди, офорт, сухая игла.
Если вы посмотрите видео материалы о сложнейшей технике создания иллюстраций, вы увидите, каким тончайшим мастерством обладали художники. Это трудоемкая работа, требующая высокого профессионализма. Ошибиться нельзя – возможности внести исправления, как вы понимаете, не представлялось.
Явлении Марии Иоанну. А.Дюрер, ок.1511г. Титульный лист серии «Апокалипсис»
А.Дюрер. Поклонение Волхвов. Сюжет от Матфея. 1511г.
Итальянский маньеризм
Около середины 15 века в Италии возникает искусство резцовой гравюры на металле, и почти одновременно приобретает художественную ценность ремесленная гравюра на дереве.
Считается, что художники этой страны не обладали столь высокой виртуозностью, как немецкие, но зато имели отличительные черты в своих работах, отражающие самые передовые проблемы в стране того времени. Экономический и технологический кризис Италии сказались и на тематике произведений в области искусства и архитектуры.
Посмотрите на работы Дж.Б.Пиранези. Чувствуется, как в своих работах он передает истинную глубокую любовь к своему городу – Риму. Цикл изображений архитектурных обликов главного города страны наполнены изяществом и неким романтизмом.
Также видно, как художник болел проблемами своей страны, это можно увидеть в рисунках, изображающих разрушенную Италию.
Римские древности (1748—1788)
Отдельно хочется выделить величайшего нидерландского живописца и графика, который работал, в том числе и в Италии – Питера Брейгеля Старшего. Его имя известно всему миру, а картины поистине признаны поучительными.
Гравюры носят в основном аллегорический, назидательный характер, а его результат труда занял почетное место в крупнейших коллекциях музеев мира.
На этом все
Ну что же, дорогие читатели, как вы поняли, изобразительное искусство — гравюра многогранно и обширно. В рамках одной статьи не удастся показать все величие этого необыкновенного направления.
Поэтому, предлагаем вам подписаться на обновления нашего блога, и продолжить совместное путешествие в мир искусства. В следующий раз рассмотрим более подробно историю развития гравюры в России.
Окунемся в загадочный мир лубочных картинок, сказочных сюжетов, наполненных теплотой! Последим, как наши соотечественники смело отражали текущие события в своем творчестве. Не забудьте пригласить друзей, вместе веселее познавать новое!
ГРАВЮРА
Исторический очерк. Гравюра впервые появилась в Китае в VI веке нашей эры, её происхождение было вызвано потребностью в дешёвом тиражировании текстов и изображений. Развитие техники гравюры связано с художественными ремёслами (резьба по дереву, набойка, ювелирное, оружейное дело и тому подобное). История европейской гравюры тесно связана с историей книгопечатания, её распространению способствовало появление дешёвой бумаги в XIV веке. В Европе первые гравюры (религиозные, сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари, игральные и географические карты, листовки, индульгенции, иконные образы и др.) появились на рубеже XIV и XV веков в Германии и были выполнены в технике ксилографии. Около 1430 года возникли «блочные» ксилографированные книги, где изображение и текст вырезались на одной доске: так началось развитие многотиражной и иллюстративной ксилографии. Около 1461 года в Германии была напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюра на дереве (с тех пор иллюстрирование стало одной из главных сфер применения гравюры).
Цветная ксилография (кьяроскуро) впервые выполнена Л. Кранахом Старшим в Германии, но широкое распространение получила в Италии, где её в 1516 году запатентовал У. да Карпи. Итальянская кьяроскуро варьирует не разные цвета, а градации одного и того же тона, её выразительность основана не на линии, а на пятне и контрастах света и тени. Резцовая гравюра на металле возникла в 1440-х годах в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»); генетически она связана с ювелирным искусством. От ксилографии её отличают более тонкая линия, разнообразная штриховка, дающая возможность детальной моделировки. Выдающимся мастером этой техники в XV веке был М. Шонгауэр. В Италии А. дель Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь впечатления рельефности и монументальности форм. А. Дюрер сочетал характерную для немецкой гравюры ювелирную точность штриха с итальянской пластичностью образов; тонкостью резьбы отличается серия ксилографий по рисункам Х. Хольбейна Младшего «Пляска смерти» (1538 год), гравированных Х. Лютцельбургером. Во Франции книги иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. В начале XVI века М. Раймонди (Италия) применил гравюру резцом для репродуцирования живописи; оригинальные резцовые гравюры создавали Лука Лейденский (Нидерланды) и Ж. Дюве (Франция).
Иллюстрации:
Евангелист Лука. Гравюра из «Апостола» И. Фёдорова. М., 1564 (РГБ);
Царь Давид. Гравюра К. Иванова из «Псалтири». М., 1615 (РГБ);
Арх. Михаил, воевода «небесных сил». Гравюра. 1668 г. (оттиск 30-х гг. XVIII в., РГИА);
Христос Еммануил. Гравюра. Нач. XVIII в. (РГБ);
Второй день творения. Гравюра из Библии В. Кореня. 1692-1696 гг. (РГБ);
Прор. Исаия и мч. Христофор. Фрагмент Минеи на май. Гравер Г. П. Тепчегорский. 1772 г. (ГЛМ);
Вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Тоновая литография. 1871 г.;
Прп. Феофилакт. Гравюра И. Ф. Зубова к «Тезисам» архиеп. Феофилакта (Лопатинского). 30-е гг. XVIII в. (РГБ);
Сошествие Св. Духа на апостолов. Гравюра А. Ф. Зубова. 1701 г. (РГБ);
Икона Божией Матери «Отрада», или «Утешение». Хромолитография. 1883 г.;
Моление о чаше. Гравюры М. Н. Нехорошевского. 1741 г. (РГБ);
Ап. Андрей. Гравюра И. А. Берсенева. 1784 г. (РГБ);
Распятие. Гравюра А. Е. Егорова. 1814 г. (РГБ).
Дополнительная литература:
Ровинский. Словарь граверов Леман И. И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. СПб., 1913;
Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.; Пг., 1923;
Кристеллер П. История европ. гравюры XV–XVIII вв. / Пер.: А. С. Петровский. М.; Л., 1939;
Коростин А. Ф. Начало литографии в России: 1816–1818. М., 1943;
Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике гравюры XVI–XX вв. М., 1987;
Очерки по истории и технике репродукционной гравюры / ГМИИ. М., 1987;
Хромов О. Р., Топурия Н. А. Описание Иерусалима Симона Симоновича и Христофора Жефаровича в рус. лубочных изданиях: Исслед. и сводный кат. книг, хранящихся в моск. собраниях. М., 1990;
Воронина Т. А. Рус. лубок 20–60-х гг. XIX в.: Производство, бытование, тематика. М., 1993.
Гравюры, гравюры. Это интересно!
Альбрехт Дюрер «Меланхолия»
Главной целью художника, конечно, является оттиск на бумаге, или эстамп.
Правда, эстампом (фр. «estampe» – оттиск) считается лишь тот оттиск, который изготовлен непосредственно под наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Но в чем же смысл гравюры? Почему художник выполняет сложную и трудоемкую работу, изготавливая печатную доску, а не рисует сразу на бумаге?
Рисунок, акварель, картина по своей природе единичны, уникальны. Главным же качеством гравюры является тиражность, то есть возможность сделать с одной доски много оттисков. Все эти оттиски будут равноценными художественными произведениями.
На любом из них автор может поставить свою подпись, ведь все они отпечатаны с доски, обработанной его рукой.
Возможности гравюры чрезвычайно широки, ее художественный язык богат и разнообразен. Искусство гравюры привлекало к себе многих выдающихся мастеров: А. Дюрера, Рембрандта, П. Брейгеля, Ф. Гойю, А.Ван Дейка, Э. Делакруа, В. Ван Гога, С. Дали и др.
Целый ряд художников посвятил свое творчество исключительно гравюре. Имена А. Доре, О. Домье, В. Фаворского, А.Остроумовой-Лебедевой, столь же знамениты, как и имена выдающихся живописцев.
В Европе гравюра появилась относительно недавно – в XV веке. По сравнению, скажем, с фреской и мозаикой, существовавшими тысячелетия, это молодое искусство. Но ни один из видов изобразительного искусства не сумел сразу стать столь распространенным, как гравюры.
Когда-то они продавались даже на ярмарках и базарах, и простой люд покупал их.
Для неграмотных гравюры даже заменяли книги: в картинках раскрывалось содержание занимательных и нравоучительных историй, библейские сюжеты.
Почти одновременно с ксилографией, являющейся методом выпуклой гравюры, появилась резцовая гравюра на металле. Это уже, так называемая углубленная гравюра.
Ее родиной считается Италия. Уже не нужно было вынимать большие плоскости дерева и делать очень тонкие перегородочки, обеспечивающие столь же тонкий контур при печати.
В углубленной гравюре, вырезанные на металле линии, залитые краской, давали при печати рисунок из тонких штрихов. Имитация рисунка получалась более естественной.
Материалом доски чаще всего служила медь. Истоки резцовой гравюры ведут к ювелирам, которым она служила вначале подсобным средством для сохранения узоров, вензелей, выполненных на ювелирных изделиях, оружии и т.п. В этой технике были созданы, например, «Мастерские гравюры» А. Дюрера.
Существует множество техник гравюры, достойных упоминания, но главными все-таки являются ксилография, офорт, литография и их разновидности.
Гравюра является самым массовым, демократичным, а потому и современным видом искусства.
Она вносит в нашу жизнь настоящее искусство и дает подлинное эстетическое наслаждение.
История гравюры
Гравюра появилась в Европе в период раннего Ренессанса на стыке различных ремесел и изящных искусств: изготовление набивных тканей положило начало гравюре на дереве, резцовая гравюра непосредственно связана с ювелирным искусством, а офорт имеет немало общих черт с оружейным ремеслом. Особенность гравюры заключается в её тиражности, а также в её стилистике, связанной с работой в твёрдых материалах. Чем больше распространялось искусство гравюры и литографии, тем заметнее стирались границы между культурами и различными художественными традициями. Изобретение книгопечатания тесно связано с гравюрой, так как большинство книг, вышедших в XV веке, иллюстрированы с помощью ксилографии, гравюры на дереве, а в дальнейшем – гравюры на металле. Книги становились дешевле, а их изготовление заметно упростилось.
Технически гравюра представляет собой оттиск на бумаге или иных материалах, сделанный с деревянной, металлической или каменной доски, обработанной мастером и покрытой краской. Однако, искусство гравирования на протяжении всей своей истории порождало все новые и новые подвиды и техники. Благодаря своей тиражности и размеру гравюра предоставляет возможность ее детального изучения и устанавливает со зрителем гораздо более тонкую интимную связь, нежели любой иной вид искусства.
На востоке гравюра по дереву была известна уже более тысячи лет, когда, наконец, она пришла в Европу благодаря распространению бумаги. Лидирующие позиции в развитии гравировального искусства долгое время удерживала Германия, однако не отставала от нее и Италии, где широкой популярностью пользовался культ героя и воспевание античности. Одним из величайших мастеров гравюры был и остается Альбрехт Дюрер, который развил все известные ему достижения немецкой графики, обогатив ее итальянской изысканностью. Именно Дюрер поднял гравюру на уровень изобразительного искусства.
16-й век обогатил искусство гравюры благодаря вкладу блистательного творца голландского Возрождения Питера Брейгеля-старшего, который лично исполнил только один офорт, в дальнейшем предоставив техническое исполнение знаменитому издательству И.Кока в Антверпене. Однако, подлинным гением офорта стал Рембрандт, который занимался им всю жизнь и, по сути, определил стилистику данного направления на несколько веков вперед.
В 18 веке на авансцену гравировального искусства вышла Испания в лице Франсиско де Гойя. Его гравюры являются уникальным наследием для страны, где печатная графика, в отличие от иных европейских стран, не была особо развита.
В 20 веке гравюра неоднократно использовалась для пропаганды освободительных идей, а так же в публицистике, в том числе и в СССР, где она получила широкое распространение в различных творческих школах и художественных направлениях.
В галерее «Кварта» представлен широкий ряд оригинальных художественных принтов со старых гравюр известных и неизвестных мастеров 18 – 20 веков. В частности, великолепные виды Москвы за авторством Жан-Виктор Адама, французского живописца и литографа, чьи лучшие работы представлены в Версальской галерее. Другой известный француз, Андре Дюран, известный и как литограф и как путешественник, посетил Россию в середине 19 века, благодаря поддержке Анатолия Николаевича Демидова, проживавшего в то время в Европе. Результатом поездки стал альбом из ста литографий, выполненных с натуры «Живописное и археологическое путешествие по России» («VoyagepittoresqueetarchologiqueenRussie»). Необыкновенная точность и внимание автора к деталям архитектурных памятников до сих пор позволяет использовать его литографии в исследовательских целях.
Русская литография представлена мастером Василием Семеновичем Садовниковым, великолепным самоучкой, прославившемся своей 16-метровой акварелью, изображающей Невский проспект и впоследствии переведенной в литографию на 30 листах.
История гравюры
В станковой печатной графике вслед за традиционными религиозными сюжетами появляются образы античной мифологии, аллегории, светские сцены, виды далеких и родных стран, портреты правителей, светских и религиозных деятелей, писателей и художников, изображения флоры и фауны, модные картинки и календари, карты, чертежи, сады и парки, знаменитые памятники древности.
Сюжеты гравюры столь же многообразны, как сама жизнь, и её она стремится вместить во всех проявлениях, в том числе и тех, что высоким жанрам живописи представляются слишком мелкими и незначительными.
Работая в материале, гравер представляет, как будет выглядеть отпечаток на бумаге. В этом смысле гравюра являет собой уникальный сплав высокого ремесла и вдохновенного творчества, фантазии и точного знания, каким должен быть конечный результат. В силу такого разделения и технической сложности гравюра довольно рано разделилась на авторскую, в которой композиция и исполнение принадлежат одному человеку, и
репродукционную; в последнем случае художник рисует композицию на бумаге, а гравер переносит её на доску и производит всю работу на доске. Так что часто у гравюры, в отличие от произведений других видов искусства, два создателя.
Изучение гравюр позволяет воссоздать исторический путь развития искусства печатной графики и представить различные области её применения. Начальный этап характеризует творчество многочисленных анонимов, вошедших в историю искусства под условными именами мастеров «игральных карт», «садов любви», «Страстей». В линиях рисунка их листов живет ломкость и угловатость готического стиля, общим строем они напоминают о происхождении станковой гравюры от прикладных искусств. Но уже изысканные произведения монограммиста Е.S. и Израэля ван Мекенема, шедевры Мартина Шонгауэра говорят о возросшем мастерстве граверов и предвосхищают тот статус, что получит гравюра в следующем столетии.
Пейзажная лирика Альтдорфера, открывшего эту тему в искусстве, страстность Бальдунга, декоративность и утонченная манерность Кранаха дополняют образ немецкой гравюры 16 столетия.
Творчество его голландского современника Херкюлеса Сегерса отмечено смелыми экспериментами с материалами и техническими приемами. Смысл этих усилий ранний биограф определил как стремление «печатать картины». Художник делал оттиски на ткани, печатал с одной доски разными цветами, дорабатывая листы водяными, а иногда и масляными красками и даже покрывал их лаком, как живопись, что придавало и без того фантастическим ландшафтам Сегерса ещё более нереальный вид.
Но подлинным гением офорта стал Рембрандт. Он занимался офортом всю жизнь и по сути разработал специфический язык этого вида печатной графики, определив его стилистику на века вперед. В его руках офорт сделался самой гибкой из гравюрных техник, способной передавать как тончайшие градации света и живописно-пластические качества композиции, так и эмоционально-психологические характеристики, в поздних листах на евангельские сюжеты достигая трагедийного звучания.
В стремлении достичь необходимой выразительности Рембрандт использует все технические приёмы офорта: повторное травление, доработку сухой иглой и резцом, густую затяжку. Столь же широк и тематический диапазон, включающий религиозные и жанровые сюжеты, пейзаж, портрет, в том числе, как и в живописи, вереницу автопортретов, обнаженную модель и наброски-грифонажи.
Из других офортистов 17 столетия, не в плане художественных поисков, но в силу обширности и занимательности их наследия, составляющего своего рода документальную хронику эпохи, можно упомянуть Венцеля Холлара и Маттеуса Мериана.
Настоящее творческое развитие искусство офорта получит в следующем веке у мастеров Италии, в первую очередь в работах Пиранези. Этот выдающийся мастер знал в искусстве «одну, но пламенную страсть»: около 1000 исполненных им листов посвящены античной архитектуре, славе и величию древнего и современного Рима. Работая в манере, сочетающей офорт с резцовой гравюрой, Пиранези создавал «архитектурные фантазии», поражающие грандиозностью пространственных решений, остродраматическими светотеневыми контрастами (циклы «Фантазии на тему темниц»), а в свои видовые гравюры вносил элемент романтического вымысла, придающий архитектурным памятникам особую монументальность и живописность (циклы «Виды Рима», «Пестум»).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов