Грамши это что такое

ГРА́МШИ

Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

Скопировать библиографическую ссылку:

Грамши это что такое. 9469. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-9469. картинка Грамши это что такое. картинка 9469. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

ГРА́МШИ (Gramsci) Ан­то­нио (23.1.1891, Алес, о. Сар­ди­ния – 27.4.1937, Рим), итал. по­ли­тич. дея­тель, фи­ло­соф. В 1911–1914 учил­ся в Ту­рин­ском ун-те. В 1913 всту­пил в Италь­ян­скую со­циа­ли­сти­ческую пар­тию (ИСП), примк­нув к её ле­во­му кры­лу; в авг. 1917 из­бран сек­ре­та­рём её Ту­рин­ской сек­ции. В 1919–20 ру­ко­во­дил ос­но­ван­ным при его уча­стии еже­не­дель­ни­ком «L’Ordine Nuovo», где аги­ти­ро­вал за соз­да­ние фаб­рич­но-за­вод­ских со­ве­тов, ко­торые счи­тал ор­га­ном са­мо­управ­ле­ния ра­бо­чих, и высту­пал за со­юз пром. про­ле­та­риа­та Се­ве­ра с кре­сть­я­на­ми Юга Ита­лии. Сло­жив­шая­ся во­круг «L’Ordine Nuovo» груп­па еди­но­мыш­лен­ни­ков Г. по­сле рас­ко­ла ИСП на съез­де в Ли­вор­но (янв. 1921) кон­сти­туи­ро­ва­лась как Италь­ян­ская ком­му­ни­сти­че­ская пар­тия (ИКП); Г. был из­бран чле­ном её ЦК. В 1922–23 в Мо­ск­ве в ка­че­ст­ве пред­ста­ви­те­ля ИКП при Ис­пол­ко­ме Ком­му­ни­стич. ин­тер­на­цио­на­ла; уча­ст­во­вал в 4-м кон­грес­се Ко­мин­тер­на (1922); вмес­те с П. Толь­ят­ти из­бран ру­ко­во­ди­те­лем ИКП (1923). По­сле из­бра­ния в апр. 1924 де­пу­та­том итал. пар­ла­мен­та вер­нул­ся в Ита­лию. В 1924 по его ини­циа­ти­ве на­ча­ла вы­хо­дить еже­днев­ная га­зе­та ИКП «L’Unità». В 1926 аре­сто­ван и со­слан на о. Ус­ти­ка, в 1928 при­го­во­рён Осо­бым три­бу­на­лом к 20 го­дам тю­рем­но­го за­клю­че­ния (в даль­ней­шем срок был со­кра­щён по ам­ни­стии). Скон­чал­ся в кли­ни­ке в Ри­ме че­рез неск. дней по­сле ос­во­бо­ж­де­ния.

Источник

Итальянский коммунист Антонио Грамши

Грамши это что такое. %D0%91%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A0 %D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A8%D0%98. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%91%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A0 %D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A8%D0%98. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%91%D0%90%D0%9D%D0%9D%D0%95%D0%A0 %D0%93%D0%A0%D0%90%D0%9C%D0%A8%D0%98. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

Грамши это что такое. %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 1 1. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 1 1. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 1 1. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

Антонио Грамши, гравюра

Университет стал также и началом активной общественной деятельности Грамши. Через год после поступления он, а потом и Тольятти, вступают в Итальянскую социалистическую партию. Турин был тогда крупнейшим промышленным центром страны, и, следовательно, рабочее движение в этом городе было наиболее развитым. Часто после лекций Грамши и Тольятти отправлялись на прогулку к реке По, где рабочие собирались по случаю митингов, забастовок и праздников. Там они слушали речи и беседовали с участниками собраний.
В качестве члена партии Грамши работает над развитием Всеобщей ассоциации рабочих — пролетарского общества взаимопомощи. В еженедельнике «Гридо дель пополо» («Глас народа») он публикует свои предложения по оказанию помощи матерям и детям, пожилым людям и инвалидам, организации взаимопомощи посредством конкурсов и премий. В то же время он прекрасно отдавал себе отчёт, что эти меры, да и вся деятельность партии не достаточны для складывающейся исторической ситуации.
Рабочее движение приобретало всё более массовый и радикальный характер. После начала Первой Мировой войны правящие круги Италии разделились на сторонников и противников вступления в войну. Милитаристы агитировали за присоединение Тренто и Триеста, принадлежавших Австро-Венгрии и населённых преимущественно итальянцами, выдавая империалистскую агрессию за завершение воссоединения Италии.
По всей стране проходили массовые антивоенные демонстрации и забастовки. Венцом этого движения стала всеобщая стачка в Турине, начавшаяся 19 мая 1915 года. Деятельность заводов и коммунальных служб была прекращена. Утром протестующие собрались у местной Палаты труда. Несмотря на мирный характер протеста, собрание разогнала вооружённая кавалерия. А уже 24 мая Италия вступила в войну на стороне Антанты.

Грамши это что такое. %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 2 1. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 2 1. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 2 1. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620


Итальянские солдаты времён первой мировой войны

Грамши это что такое. %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 3 1. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 3 1. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 3 1. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620


Итальянские коммунисты

Грамши это что такое. %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 4. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 4. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 4. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620


Бенито Муссолини, предводитель итальянских фашистов

Грамши это что такое. %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 5 1. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 5 1. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 5 1. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

Грамши в тюрьме

Грамши это что такое. %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 6 1. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 6 1. картинка Грамши это что такое. картинка %D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%9D%D0%9A%D0%90 6 1. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

Грамши, современное искусство

Его «Тюремные тетради» оказали огромное влияние на развитие мировой общественной мысли. Их важность для нас заключается в том, что ситуация сегодняшнего дня напоминает ту эпоху, в которую они были написаны. Распад Советского Союза, как и подавление пролетарского движения в Европе сто лет назад, вызвал наступление империализма по всем фронтам. В отсутствие такого сдерживающего фактора как существование реального социализма в СССР современной буржуазии больше не нужны меры социального обеспечения, неприкосновенность личной жизни, свобода слова. Власть капитала сбрасывает эти красивые маски, показывая свою вампирскую сущность, которая давно уже не жива, но и не согласна умереть добровольно. И для предотвращения новой фашизации теоретическое наследие Антонио Грамши может дать нам ценные указания.

1.
Лопухов Б. Р. Антонио Грамши. М. Издательство АН СССР. 1963.

2. Л. Ломбардо-Радиче, Дж. Карбоне. Жизнь Антонио
Грамши, М. Издательство иностранной литературы, 1953.

3. Големба А. С. Грамши. М. «Молодая Гвардия».
1968.

4.
Антонио Грамши. Избранные произведения в трех томах. М. Издательство иностранной
литературы, 1957-1959.

5.
История фашизма в Западной Европе. Под редакцией Филатова Г. С. М. «Наука».
1979.

Источник

А. Грамши

А. Грамши

Антонио Грамши
Грамши это что такое. 220px gramsci. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-220px gramsci. картинка Грамши это что такое. картинка 220px gramsci. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620
фото 1920-х гг
Дата и место рождения:22 января 1891 (Алес, Сардиния)
Дата и место смерти:27 апреля 1937 (Рим, Италия)
Школа/традиция:Марксизм
Период:Философия XX века
Направление:Западная философия
Основные интересы:Политика, идеология, социология, философия истории
Значительные идеи:Гегемония, интеллигенция и революция, историцизм
Оказавшие влияние:Карл Маркс, Антонио Лабриола, Бенедетто Кроче, Жорж Сорель, В. И. Ленин, Н. И. Бухарин, Дьёрдь Лукач
Последователи:Луи Пьер Альтюссер, Перри Андерсон, группа «Праксис», Эдвард Вади Саид, Джудит Батлер, Ален де Бенуа, Пьер Паоло Пазолини, Эрик Хобсбаум, Антонио Негри, Майкл Хардт, Шанталь Муфф, Эрнесто Лакло, Реймон Уильямс, Мишель Фуко, Ноам Хомский, Зигмунт Бауман

Содержание

Биография

Детство

Политическая деятельность

В 1911-14, благодаря премии на учебу для нуждающихся студентов из провинций бывшего Королевства Сардинии, учился в Туринском университете на филологическом факультете. В числе других студентов-претендентов на эту премию был и Пальмиро Тольятти, будущий главный секретарь Итальянской коммунистической партии.

В 1915 году, несмотря на перспективы успешной академической работы, он стал активным членом Итальянской социалистической партии и начал активную журналистскую карьеру.

В годы 1-й мировой войны редактировал туринский социалистический еженедельник II grido del popolo, одновременно сотрудничая с туринским изданием социалистической газеты Avanti!. Грамши проявил себя как выдающийся представитель молодого поколения итальянских революционеров, начавших борьбу против реформизма в социалистической партии. В 1917 принял участие в создании внутри партии «Революционной фракции непримиримых». После антивоенного вооруженного восстания в Турине в августе 1917 был избран секретарём местной секции социалистической партии.

Октябрьская революция 1917 г. послужила активизирующим фактором его деятельности. В условиях послевоенного революционного подъёма в Италии Грамши выступил инициатором движения за создание фабрично-заводских советов, которое стало своеобразной формой борьбы итальянского пролетариата за власть в 1919—20. В январе 1921 стал членом новообразованной Итальянской коммунистической партии (ИКП). В мае 1919 вместе с П. Тольятти, У. Террачини и др. молодыми социалистами создал еженедельник l’Ordine nuovo.

Грамши это что такое. 200px antonio gramsci commemorative plaque moscow. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-200px antonio gramsci commemorative plaque moscow. картинка Грамши это что такое. картинка 200px antonio gramsci commemorative plaque moscow. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

В 1922-23 Грамши был делегатом от ИКП в Исполкоме Коминтерна и жил в Советском Союзе. 25 ноября 1922 года произошла его встреча с В. И. Лениным. В это же время он женится на Юлии Апполониевне Шухт (1896—1980), дочери революционера А. А. Шухтова, близкого друга семьи Ульяновых и лично В. И. Ленина. Ю. А. Шухт родила Грамши двух сыновей. В мае 1924 года Грамши вернулся в Италию. В 1924 по инициативе Грамши создана ежедневная газета партии L’Unita. Возглавляя в 1924-26 парламентскую группу коммунистов, Грамши выступал с трибуны палаты депутатов с жесткой критикой политики фашизма.

Тюремное заключение

Кроме родных и близких, Грамши очень помог его друг, экономист П. Сраффа, который на свои деньги покупал книги, которые нужны были Грамши в тюрьме. Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через несколько дней после формального освобождения Грамши умер от кровоизлияния в мозг, ставшего следствием очень напряженной и тяжелой жизни.

Творческое наследие

Антонио Грамши оставил после себя многочисленные труды по вопросам истории, философии и культуры.

Мысль Грамши концентрируется вокруг основополагающих задач развития общества: политических, социальных, культурных, философских, экономических, исторических и других. Одним из важнейших направлений мысли Грамши является теория гегемонии. В своих работах тщательно анализирует марксизм, который называет «философией практики» (в его работах подчеркивается неразрывная связь теоретических построений и реальной деятельности).

Грамши утверждает необходимость контакта между «простыми людьми» и интеллигенцией, считая необходимой борьбу за интеллектуальное возвышение масс. Задача интеллигенции — донести «высокие» достижения культуры до народных масс, популяризовать их, превращая тем самым в основу для практической деятельности. Грамши отстаивает идею общественно-активной роли искусства, ответственности писателя перед народом.

Критикуя упрощения марксистской теории, сведение к механистичности, жесткой детерминированности, Грамши пишет по поводу вульгаризации проблемы соотношения базиса и надстройки марксизма: нельзя «…представлять и объяснять любое колебание политического и идеологического барометра как непосредственное выражение изменений в базисе…».

В записях, которые Антонио Грамши вел в тюрьме в первой половине 30-х годов, попытался всесторонне проанализировать феномены фашизма и тоталитаризма как результат кризиса политических и социальных структур в Италии и Европе в первые два десятилетия XX века. Как он считал, политическая диктатура явилась результатом неспособности правящего класса получить поддержку широких социальных групп. Авторитаризм есть форма «пассивной революции», попытка верхов проводить модернизацию экономики, не меняя социальных структур.

С целью выхода из тупика тоталитаризма Грамши предлагает комплекс «интеллектуальных и духовных преобразований, которые совершат на национальном уровне то, что либерализму удалось сделать лишь для блага узких слоев населения».

В советское время его теория утаивалась от широкого круга читателей, публиковались только выборочные произведения, хотя он и признавался значительным марксистским философом и был «канонизирован» даже в сталинские времена.

Источник

Новое в блогах

ТЕОРИЯ МАНИПУЛЯЦИИ АНТОНИО ГРАМШИ

Грамши это что такое. 5723040 1643700. Грамши это что такое фото. Грамши это что такое-5723040 1643700. картинка Грамши это что такое. картинка 5723040 1643700. Том 7. Москва, 2007, стр. 619-620

Антонио Грамши, основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии, депутат парламента, был арестован фашистами в 1926 г., заключен в тюрьму, освобожден совершенно больным по амнистии 1934 г. и умер в 1937 г. В начале 1929 г. ему разрешили в тюрьме писать, и он начал свой огромный труд «Тюремные тетради».
Грамши вынужден был маскировать марксистскую терминологию специально придуманными выражениями.
Так, слова «марксизм», «марксистская философия», «исторический материализм» он заменяет выражением «философия практики» (что, вообще говоря, не случайно), вместо фамилии Маркс пишет «основатель философии практики», вместо Ленин — Иличи (Ильич), Виличи или «крупнейший современный теоретик философии практики», вместо слов «общественный класс» — «социальная группа», вместо «пролетарская революция» — «переворачивание практики», «качественный скачок», «крупнейшее историческое событие», вместо «пролетариат» — «подчиненный класс», вместо «коммунистическая партия» — «современный государь», вместо «коммунизм» — «урегулированное общество» и т.д.
Причем начиная с 1932 года Грамши резко усиливает эту маскировку (что связано,
по-видимому, с приходом нового директора тюрьмы), и, в частности, в специальных тетрадях, где дается вторая редакция ряда заметок, все марксистские термины, имевшиеся в первой редакции, заменены на маскировочные.
Одна из ключевых идей Антонио Грамши- это его учение о гегемонии.

Согласно Грамши, власть господствующего класса основана не только на материальных ресурсах и насилии, но и на согласии остальных групп населения с данным положением вещей.
При этом речь идет не о пассивном, а об активном, или благожелательном согласии, когда граждане сами желают того, что требуется господствующему классу.

Только в этом случае гегемония может быть устойчивой: если граждане страны не ощущают угнетения и эксплуатации, то все попытки свергнуть ее обречены на провал.
Таким образом, государство держится на силе и согласии:

для обеспечения стабильности политического порядка господствующему классу недостаточно установить контроль над ключевыми ресурсами – ему требуется узаконить свое господство при помощи соответствующих государственных институтов и идеологии[1], сделать его легитимным в глазах широких масс.
Поэтому для установления гегемонии необходимо прежде всего воздействовать на общественное сознание, на мысли и убеждения среднестатистического гражданина.

По Грамши, главным исполнителем этой функции является интеллигенция,

поскольку, продавая свой труд, интеллигенция тянется именно туда, где деньги.

Таким образом,основное предназначение последней заключается вовсе не в профессиональной деятельности (ученый, писатель или священник), а

основное предназначение интеллигенцив распространении идеологии и установлении (или подрыве) гегемонии того или иного класса.

Союз господствующего класса, властных структур и интеллигенции формируют «исторический блок», который и является ядром любой гегемонии.

Первая – человек целиком управляется процессами, протекающими в социуме.
Вторая – становление индивидуальности, через самоутверждение, через умение ставить цели и их добиваться.
Третья – участие в решении глобальных проблем, требующее творческого сотрудничества.

Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.

Грамши пишет:

«Интеллигенты служат «приказчиками» господствующей группы, используемыми для осуществления функций, подчиненных задачам социальной гегемонии и политического управления».

Обычно новая получившая гегемонию группа старается ее приручить.

Производится ли внушение словами или другими знаками, «везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу без соответствующей переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния».

Источник

Учение о гегемонии Антонио Грамши

Поводом (совершенно надуманным) для изъятия Грамши из оборота служили его якобы глубокие расхождения с Лениным. На деле причина, видимо, в том, что учение Грамши было положено в основу всей грандиозной кампании по манипуляции сознанием населения СССР для проведения «революции сверху».

Если сегодня открыть крупную западную научную базу данных на слово «Грамши» (например, огромную американскую базу данных «Диссертации»), то просто поражаешься, какой широкий диапазон общественных явлений изучается сегодня с помощью теорий Грамши. Это и ход разжигания национальных конфликтов, и тактика церковной верхушки в борьбе против «теологии освобождения» в Никарагуа, и история спорта в США и его влияние на массовое сознание, и особенности нынешней африканской литературы, и эффективность тех или иных видов рекламы. Пожалуй, если 20-30 лет тому назад прагматическое западное обществоведение считало обязательным использовать для анализа всех важных общественных процессов методологию классического марксизма (конечно, наряду с другими), то сегодня считается необходимым «прокатать» проблему в понятиях и методологии Грамши.

Мы помним, как такое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина КПСС в ходе перестройки, прежде чем в сознании «совка» было окончательно сломано культурное ядро советского общества и установлена, хотя бы на короткий срок, гегемония «приватизаторов». Вся эта «революция сверху» (по терминологии Грамши «пассивная революция») была в точности спроектирована в соответствии с учением о гегемонии и молекулярной агрессии в культурное ядро. Советник Ельцина философ А.И.Ракитов откровенно пишет в академическом журнале: «Трансформация российского рынка в рынок современного капитализма требовала новой цивилизации, новой общественной организации, а следовательно, и радикальных изменений в ядре нашей культуры».

Самая эффективная гегемония идущей к власти буржуазии произошла во Франции, где быстро сложился тесный союз капитала и интеллигенции. Под этим союзом лежала тесная связь и буржуазии, и интеллигенции, с немецкой Реформацией, породившей мощные философские течения (как говорится, «Кант обезглавил Бога, а Робеспьер короля»). Вообще, соединение протестантской Реформации с политической моделью Французской революции Грамши считает теоретическим максимумом в эффективности установления гегемонии.

Приведу несколько примеров тех общественных процессов, нынешнее изучение которых показало, что они протекали в соответствии с учением Грамши о гегемонии (в основном они взяты из американских диссертаций). О перестройке поговорим позже.

Опираясь на теорию Грамши, культурологи объясняют роль вещи («ширпотреба») в установлении и поддержании гегемонии буржуазии в западном обществе. Вещи (материальная культура) создают окружающую среду, в которой живет средний человек. Они несут «сообщения», оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание. Если же вещи проектируются с учетом этой их функции как «знаков» («информационных систем из символов»), то в силу огромных масштабов и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в формировании обыденного сознания (в свое время, доводя эту мысль до крайности, Рокфеллер сказал, что американцам, чтобы завоевать сознание африканской интеллигенции, надо наладить производство всего двух красивых и недорогих вещей: полуботинок и авторучек. Их человек видит и трогает непрерывно, от зари до зари. Рокфеллер предлагал не пожалеть средств для разработки самой лучшей авторучки с роскошным дизайном). Именно дизайн ширпотреба (особое место в нем занимает автомобиль) стал в США главным механизмом внедрения в сознание культурных ценностей (создания и сохранения «культурного ядра»). Специалисты особо отмечают способность этого механизма к эффективной «стандартизации и сегментации» общества.

Очень интересны исследования отдельных более частных случаев, когда противостоящие силы сознательно планировали свою кампанию как борьбу за гегемонию в общественном сознании по конкретному вопросу. Так было, например, в кампании Тэтчер по приватизации в 1984-1985 гг. Английские профсоюзы, противодействующие приватизации, пытались склонить на свою сторону общественное мнение, но проиграли соревнование за гегемонию. В общем, англичане дали согласие на приватизацию и отшатнулись от тэтчеризма только когда испытали ее последствия на своей шкуре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *