Графитная смазка для чего она
Что такое графитная смазка — из чего состоит, свойства, область применения
Графитовая (графитная) смазка — это смесь минерального масла, густого графита и кальциевого мыла, которые комбинируют в определенной пропорции для получения пластичной смазки. С помощью графитовой смазки смазывают узлы разных механизмов, причем речь идет о любых деталях, где может присутствовать трение. Смазка позволяет сделать работу механизма бесшумной и быстрой.
Сейчас смазки на основе графита чаще всего применяются в автомобилях, хотя ее использование наблюдается и в других механизмах, в частности — в промышленных.
Какие бывают и для чего используются
Графитовая смака улучшает свойства работы механизма и увеличивает срок его эксплуатации.
Существует несколько видов (поколений) графитных смазок. Принцип их работы такой же, но состав несколько отличается для достижения определенных свойств. Первые графитные смазки применялись более века назад. Они использовались в достаточно грубых и больших механизмах — шарнирах, опорах и других тяжелых деталей. Первые смазки делались на основе графита грубого помола.
С одной стороны, такие смазки были просты в изготовлении и неприхотливы в использовании, а с другой — недостаточно хорошими для более тонких механизмов.
В начале двадцатого века в повседневный обиход вошел солидол — улучшенная графитная смазка. Его отличие от предыдущего поколения смазок заключалось в том, солидол был более пластичным. Он не вымывался водой и выдерживал больший диапазон температур — от двадцати градусов мороза до семидесяти градусов тепла. Благодаря этому солидол снискал большое применение в промышленности. Кроме того, его и по сей день используют в сельскохозяйственной технике и автомобилях.
Сейчас область применения солидоловых смазок несколько сузилась из-за того, что появились новые специализированные смазки, которые работают лучше солидола (Литол-24, Фиол, ШРУС и другие). Тем не менее, во многих странах начали производить новые виды графитных смазок.
К примеру, графитная смазка с дисульфидом молибдена продается в России и СНГ, и она используется для смазки отдельных узлов автомобиля. Также есть специализированные смазки на основе графитной для велосипедов и других механизмов.
Солидол — это самая распространенная в России графитная смазка. По своим свойствам он находится между графитными смазками первого поколения и новыми смазками, поэтому все, что говорится по отношению к солидолу, в схожей мере можно отнести и к другим видам графитных смазок. Небольшие различия есть, но они не столь разительны.
Преимущества и недостатки
Графитные смазки дешевые в производстве, соответственно стоят они не так дорого, как другие виды смазок. Солидол стоит в два раза дешевле литиевых смазок и в несколько раз дешевле более продвинутых смазок. При этом, он сохраняет свои свойства в повышенной влажности. Более того, смазка не вымывается даже сильным дождем, что позволяет использовать ее в механизмах, которые контактируют с водой.
Графитные смазки универсальны — они могут использоваться практически в любом узле любого механизма — будь то автомобиль, велосипед или токарный станок. Благодаря этим факторам, а также распространенности в России и на постсоветском пространстве, солидол и графитные смазки снискали большую популярность.
Недостатки у графитных смазок тоже есть:
Как видите, у графитных смазок есть как преимущества, так и недостатки. Если знать о них и использовать графитовую смазку по назначению, то проблем она не доставит. При неумелая или неграмотная эксплуатация графитной смазки может оказаться фатальной для работы механизма.
Графитовая смазка производится посредством повышения густоты нефтяного масла с использованием 2 базовых компонентов: кальциевого мыла и графита. Готовый раствор по текстуре визуально схож с плотной мазью, цвет которой находится в диапазоне от темно-коричневого до черного тона. Этим материалом обрабатываются различные детали и поверхности, выполненные из стали, и характеризующиеся склонностью к появлению окислов.
На металлических изделиях (за исключением благородных сплавов), покрытых составом, образуется графитовая пленка. Прочная взаимосвязь пленочного слоя с окислами объясняется структурой графита, молекулы которого неплотно соединены между собой, при этом между пленками всегда остаются молекулярные частички воздушно-кислородной смеси.
Этими же параметрами и обусловлено снижение смазочных показателей графита в безвоздушном пространстве.
Характеристика графитной смазки
Технические свойства графитовой смазки определяются компонентами, присутствующими в смеси.
Предыдущее наименование материала звучит как «графитная УСсА», технология производства которого регламентирована ГОСТ 3333-80.
Более стандартное описание технологии получения состоит в следующем: вязкое масло (продукт нефтепереработки) загущается добавкой в виде кальциевого мыла и измельченного порошкового графита.
Упрощенная версия производства звучит как перемешенный солидол с толченым графитовым порошком.
Второй базовый компонент — это измельченный уголь, представляет собой наполнитель, обеспечивающий заполнение мельчайших полостей поверхности, уменьшая коэффициент трения.
Для чего применяют
Сфера использования графитовой смазки достаточно большая. Состав применяется не только в автомобильных агрегатах, промышленности, а также популярен для бытового назначения.
В производственной сфере применяется для обрабатывания:
В автомобильной отрасли:
Зачастую смазочные материалы из графита востребованы в автотранспорте для обрабатывания направляющих суппортов.
Когда используется аэрозольный вариант графитовой смазки, то посредством него допускается защищать от окисления диски тормозной системы, барабаны и фланцевые детали ступиц.
Такое покрытие предоставляет возможность уменьшить вероятность прикипания металла. Мелкодисперсное распыление средства обеспечивает равномерное распределение в труднодоступных участках, и способствует созданию обезжиривающей пленки. Во время сборочных работ по монтажу узлов — смазочный состав наносят на резьбовое соединение для повышения простоты демонтажа метизов, при последующем сервисном обслуживании автомобильных компонентов.
В быту графитовым раствором покрывают цепи для велосипедов, замки, петли для дверей, и тросовые приводные элементы тормозных систем.
Повышенная густота позволяет смешивать смазочный состав с растворителями, что позволяет обрабатывать конструкции со сложной геометрией. Распределенная мазь закрепляется на поверхности, при этом растворитель высыхает. Средство безопасно для покрытия изделий из полимеров, а также для окрашенных материалов.
Плюсы и минусы
Сочетание технических параметров солидола и измельченного графита в готовом смазочном составе обеспечивает следующий перечень характеристик:
К недостаткам графитовой смазки относится ограниченная сфера допустимого применения в механизмах с повышенной точностью размеров деталей и высокой интенсивностью их взаимодействия.
Мелкодисперсные примеси угля в данном варианте становятся абразивными частицами и оказывают негативное влияние на конструктивные параметры, что ведет к преждевременному износу.
Марки и названия графитовых смазок
Среди разновидностей смазочного графита выделяют 4 марки, которые отличаются по технологическим показателям. Вне зависимости от классификации они относятся к кристаллическому типу материала.
Графитовые смазки являются востребованным средством, обеспечивающим защиту различных металлических узлов (из меди и стали) от повышенного трения и окисления.
Графитовая смазка, область применения и характеристики
Всем знакомы такие изделия из графита, как простой карандаш. Автолюбители и домашние мастера знают, что такое щетки для электродвигателя. Их изготавливают с добавлением этого материала. Еще этот серый порошок добавляют в резину стеклоочистителей, для улучшения скольжения.
Тема нашей статьи: графитовая смазка, область применения которой не менее разнообразна. Мы знаем, что детали трения должны быть смазаны в рабочей зоне.
Кроме традиционных консистентных составов, выполненных с добавлением литиевых компонентов, в автомобиле широко применяется графитовая или медная смазка. В чем преимущество этого компонента? Разберемся в нашем обзоре.
Состав и характеристики графитной смазки
Традиционная форма выпуска – пластичная масса консистенции густой сметаны. В жидком виде не применяется, хотя существует расфасовка в виде спрея. После нанесения образуется тонкая пленка сухой смазки.
Этот материал не готовится сразу из графита, порошок добавляется в готовый состав, который может использоваться самостоятельно. По большому счету, графитовая смазка своим появлением обязана старому доброму солидолу, или как помнят автолюбители со стажем: тавоту. Поэтому, говоря о составе, поговорим о способах производства базового состава.
Для этого технология предусматривает два способа:
Еще один способ получить базовый состав – добавление в индустриальное масло литиевого мыла. В отличие от «литола», больше никаких присадок.
В готовую массу добавляется мелкодисперсный графитовый порошок. Помол аналогичен зерновой муке: чем он тоньше, тем качественней получится готовый продукт.
Применяются разные способы смешивания
Главная задача – распределить порошок графита как можно равномернее. При нанесении на смазываемую поверхность, он остается в рабочей зоне до принудительного удаления.
Можно ли сделать «графитку» самостоятельно?
Порошок не является дефицитом. Его можно было найти даже 30-40 лет назад. А вот смазка на его основе не всегда была на прилавках магазинов. Поэтому автолюбители добавляли в солидол немного моторного масла (разумеется, минералку), сыпали в емкость графитовую пыль (порошок), затем долго и тщательно размешивали.
Получался самый качественный состав: на основе растительного солидола, без синтетических загустителей.
Как сделать графитную смазку своими руками — видео
Характеристики пластичной графитовой смазки:
Свойства графитовой смазки определяются свойствами графита
Есть и небольшие недостатки:
Где используется графитовая смазка в автомобиле
Применение графитовой смазки определяется инструкцией по регламентному обслуживанию, поскольку смешивание различных масляных составов недопустимо.
Что лучше графитная смазка или «вымпел»?
Состав основы у них одинаковый, разве что в цинковой смазке «Вымпел» не применяется органический загуститель, в основном – литиевое мыло. Потребительские характеристики аналогичные, принципиальная разница в рабочем диапазоне.
Графитовая смазка не такая термостойкая: допускаются пиковые значения от +120℃ до +150℃, но только на короткое время. Цинковая смазка «Вымпел» устойчиво сохраняет характеристики вплоть до температуры +120℃.
Можно ли графитовой смазкой смазывать подшипники? Только при невысокой нагрузке и низкой скорости. В то же время «Вымпел» закладывают в нагруженные подшипники вращения, и подвижные детали подвески без ограничений.
Что лучше графитовая или медная смазка?
Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.
Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.
Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.
Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.
Что лучше графитовая смазка или «Литол»?
Если говорить о пластичной консистенции, принципиальной разницы нет. Та же область применения, схожие характеристики. К тому же, многие автолюбители делают «графитку» в том числе из «Литола-24», вводя в нее графитовый порошок. При этом понижается температурный диапазон.
Так зачем это делается? Литол накапливает в себе загрязняющие частицы, графитовая смазка избавляет от этого недостатка. К тому же, сухой компонент «графитки» лучше работает в местах плотного прилегания двух металлических частей.
При высоком давлении, литол может быть вытеснен, вплоть до сухого пятна контакта. А графит остается между деталями трения в любых условиях. Кроме того, если нужна электропроводность, у графита неоспоримое преимущество: «Литол-24» — 100% диэлектрик.
Медно-графитовая смазка
Это неплохой компромисс между стоимостью и потребительскими качествами. Подбирая пропорции мелкодисперсной меди и графита, производитель создает смазку с универсальными свойствами.
Электропроводность остается в тех-же параметрах (оба порошка прекрасно с этим справляются). Сохранность смазывающего слоя при высоком давлении обеспечивает графит, а медный порошок повышает термостойкость. Конечно, +1000℃ для двухкомпонентного состава, это запредельная величина, но +500℃ или +700℃ не меняют характеристики.
За счет смешивания двух материалов, резко улучшается адгезия. При работе с металлическими парами, подверженными электрохимической коррозии (например, медь + алюминий), именно двухкомпонентный состав выступает в качестве своеобразного буфера.
Заключение
При всех достоинствах составов, содержащих графит, необходимо помнить простое правило: «Каждой детали, своя смазка»
Не следует приписывать «графитке» чудесных свойств, хотя при использовании по назначению, она существенно продлевает жизнь механизмам.
Для чего нужна графитовая смазка
Первоначальное назначение графитовой смазки было смазывание узлов и механизмов тихоходных транспортных средств. Так как постоянно появляются новые виды техники, не только ТС, графитовая смазка начала иметь широкое применение.
Что такое графитовая смазка
Такие средства, как смазочные материалы не имеют технических характеристик, они имеют физико-химических характеристики. Такие характеристики зависят от того, из каких веществ данная состоит. Раньше графитная называлась — Графитная УСсА. ГОСТ (Государственный стандарт) 3333-80.
Графит — это измельченный уголь. Смазка поэтому получается зернистая. Измельченный графит заполняет микротрещинки, неровности, раковины, тем самым снижая трение и защищая от коррозии.
Его можно использовать с литолом или солидолом. Графит с такой смазкой держится дольше.
Плюсы и минусы
Если использовать литол, например, Литол-24, или солидол вместе с графитовой смазкой, то такая смесь будет иметь следующие свойства:
Недостатком является то, что она абразивные, то содержит твердые частички. В высокоточных соединения деталей твердые частицы будут создавать сопротивление и царапать соприкасающиеся пары.
Загуститель графитной смазки
В основном, в качестве загустителя применяют солидол.
На основе солидола
Использование солидола в качестве загустителя высоко не поднимает стоимость из-за недорогой цены солидола.
Густая консистенция серого цвета.
Форма выпуска
Современные технологии позволяют выпускать в виде аэрозоли. Это позволяет наносить смазку не лопаткой, тонким распылением.
Продается еще смешанная с медной пудрой. Называется меднографитный спрей.
Виды загустителей:
Своими руками графитную смазку делать не имеет смысла, так как стоимость оригинальной не высока, а добиться заводских характеристик в домашних условиях невозможно добиться.
Применение графитовой смазки
В узлах машин и механизмов, где нет высокой точности, высоких квалитетов, взаимодействия сопряженных деталей, там применяется такой вид.
Отлично подходит для смазывания механизмов зубчатой пары. Она поглощает удары, колебания возникающие в результате торцевого биения или осевого люфта. Наносят тавотным шприцом, гидравлическим или пневматическим пистолетом.
Применение в быту
Так как графитовая не боится воды, то ее использую для смазки дверных и воротных петель, замков.
Применение в узлах машины
Меднографитная аэрозоль отлично подходит для смазки тормозных барабанов и дисков к ступичным фланцам — это защита от прикипания.
После монтажа резьбовых соединений надо смазывать или литолом, или солидолом, или графитной смазкой. Потом намного легче будет откручивать гайки.
Часто спрашивают, можно ли смазывать графитной смазкой подшипники качения и скольжения. Некоторые подшипники необходимо смазывать этим видом.
Также смазывают конец глушителя. Когда смазка выгорит от температуры, образуется прочная пленка, которая защищает от влаги, от гниения металла.
Проводит ли электрический ток
Смазка не создает электросопротивления, в то время как другие смазки создают сопротивление току. Поэтому можно смазывать контактные соединения.
Производители
Так как применение очень широкое, а не такое, например, только для космической промышленности, ее делают почти все изготовители моторных масел.
Популярный графитки фирмы Felix (Феликс), Oilright (Ойлрайт). Как правило, минимальный объем тюбика — 100 грамм. Максимальный — бочок 180 кг.
Килограмм стоит около 100 рублей.
Видео
Тем, кто любит создавать своими руками, также ее возможно изобрести.
В этом видео рассказывается о нескольких видах смазок: медная, алюминиевая, графитная и керамическая.
Чем смазывать суппорта и направляющие.
Графитовая смазка, её основные свойства и применение
Состав графитовой смазки
Рассматривая состав графитной смазки следует уделить внимание тому, что она часто выпускается в виде пластичной густой массы. Продукт в жидком виде не получил широкого распространения, однако при необходимости можно приобрести специальный спрей, после нанесения которого образуется сухая графитовая смазка с требуемыми свойствами. Встречается в продаже и медно-графитовая смазка, которая используется для покрытия различных поверхностей.
Распространенная смазка с графитом обладает нижеприведенными свойствами:
По большому счету графитовая смазка напоминает солидол, который обладает особыми свойствами. При этом для его изготовления могут применяться самые различные технологии, от чего зависит стоимость. Проводить производство вещества своими руками на сегодняшний день нет смысла, так как продукт, встречающийся в продаже, обходится в относительно небольшую стоимость.
Встречается просто огромное количество различных производителей, которые занимаются выпуском смазки. Наибольшее распространение получили:
Довольно часто возникает вопрос о степени электропроводности смазывающего вещества. Проведенные исследования указывают на то, что графит не создает дополнительного сопротивления на контактах. За счет этого исключается вероятность их нагрева. Именно поэтому рассматриваемый продукт часто применяется с целью защиты контактов от воздействия коррозии. Защита контакта позволяет исключить вероятность возгорания проводки и ее сильного нагрева, а также расплавки контактов из-за воздействия высокой температуры.
Распространенным вопросом можно назвать то, какая смазка (графитовая или медная) лучше. Стоит учитывать, что оба продукта обладают схожими эксплуатационными характеристиками, но медные обладают более высокой стабильностью при кратковременном нагреве.
Проведенные исследования указывают на то, что свойства сохраняются при температуре до 1000 градусов Цельсия, нормальные эксплуатационные условия считаются при показателе 300 градусов Цельсия. Это определяет то, что медный вариант исполнения чаще всего используется при смазывании механизмов, которые связаны с различными тормозными системами. Однако у подобной смазки есть один существенный недостаток – она обходится намного дороже.
Графитовая смазка в стандартной классификации пластичных смазок
В зависимости от состава загустителя, который применяется при производстве пластичных смазочных материалов, выделяют смазки
Загуститель является важнейшим элементом смазки: он формирует коллоидный каркас, позволяющий продукту при воздействии значительных нагрузок или высоких температур изменять своё агрегатное состояние и удерживаться в тех узлах, где применение жидкого масла невозможно.
Термин «графитовая смазка» в научной классификации служит для обозначения неорганической смазки, загущенной веществом графита, однако в утилитарных кругах это наименование используется также для обозначения смазок, содержащих в своём составе графит как присадку. Таким образом, получается, что смазка графитная – это возможное наименование для:
Мыльная смазка с графитовыми присадками является одним из самых распространённых смазочных материалов, используемых для защиты узлов трения тяжелонагруженных механизмов: рессор, подвесок сельхозтехники, редукторов, подшипников и т.п. Графит позволяет предохранить металлические поверхности от сухого трения, предотвращает перегрев детали и защищает от ржавчины.
Свойства смазки
Следует учитывать тот момент, что свойства графитовой смазки стандартизированы. За счет этого исключается вероятность применения низкокачественного продукта. Графитная смазка имеет следующие характеристики:
Стоит учитывать, что высокая температура не становится причиной воспламенения подобного вещества. Исследования указывают на то, что вспышка происходит при достижении показателя 210 градусов Цельсия. Смазка графитная УССА также производится в соответствии с установленными стандартами в ГОСТ.
Одним из наиболее важных параметров является показатель теплопроводности. Это можно связать сразу с несколькими моментами:
Некоторые токопроводящие варианты исполнения также получили весьма широкое распространение в самых различных сферах применения. Примером служит смазка медно-графитовая ditch witch 10 кг, которая может использоваться для снижения степени износа металлический и другой поверхности в суровых эксплуатационных условиях. Температура плавления в большинстве случаев доходит максимальных показателей, поэтому вероятность возгорания существенно снижается.
Основные свойства вещества прежде всего связаны с применением графита в качестве основной примеси. Его свойства следующие:
Приведенная выше информация определяет основные свойства вещества. Они следующие:
Применение определенной технологии производства позволяет существенно снизить стоимость продукта. Эта причина также определяет его весьма широкое распространение. Однако не стоит забывать о том, что в продаже встречаются и другие смазки, характеризующиеся более высокими свойствами.
При работе со смазывающим веществом следует соблюдать определенные правила и рекомендации. Примером можно назвать приведенную ниже информацию:
Большая часть товара может храниться на протяжении не более 5 лет. После этого основные эксплуатационные характеристики могут существенно снизиться, и графитовую смазку нельзя будет использовать.
Для чего используется?
Область применения графитной смазки в общем случае довольно широка. Хорошо зарекомендовала себя «графитка» в открытых парах трения, в которых скорость относительного перемещения деталей небольшая. Она долго не вымывается водой, не высыхает и не деградирует под воздействием других неблагоприятных внешних факторов.
В штатных легковых и грузовых автомобилях графитная смазка применяется также довольно широко:
Несмотря на то, что сегодня рынок предлагает широкий ассортимент более совершенных и приспособленных к определённым условием смазок, «графитка» по-прежнему пользуется спросом среди автомобилистов. Дело в хорошем балансе цены и характеристик. Средняя цена за 100 грамм графитной смазки колеблется в районе 20-30 рублей, что значительно дешевле современных смазочных составов с улучшенными характеристиками. И там, где не требуется высокая степень защиты, применение «графитки» будет наиболее рациональным решением.
Область применения
Встречается смазка рассматриваемого типа в самых различных областях, чаще всего при защите автомобильных конструкций. Область применения графитовой смазки следующая:
Смазывать подшипники графитовой смазкой можно для того, чтобы исключить вероятность износа конструкции. Применяют графитовую смазку при обслуживании самых различных механизмов, которые характеризуются своими определенными свойствами. Некоторые машины не могут прослужить в течение длительного периода при использовании обычного смазывающего вещества. Применение в автомобиле возможно по причине особого состава и эксплуатационных свойств, чаще всего в продаже встречается спрей, который довольно просто нанести на поверхность.
Цепи, замки, дверные петли и другие изделия подобного типа весьма распространены в быту. Повышенная степень густоты позволяет применять этот продукт при его смешивании с различными растворителями. За счет этого можно придать графитовой смазке требуемую текучесть, за счет которой она проникает в различные труднодоступные места. После нанесения и недлительного применения растворитель начинает испаряться, а смазка остается на месте. Средство может применяться для обработки резины и лакокрасочных покрытий.
В производстве также можно встретить просто огромное количество различных механизмов, при обслуживании которых также используется смазка рассматриваемого типа. Примером можно назвать нижеприведенный список:
Приведенная выше информация указывает на то, что область применения графитовой смазки весьма обширна. Именно поэтому ее можно встретить практически во всех специализированных магазинах.
Определение графитных смазок
Все виды смазок условно подразделяются на четыре категории:
Принадлежность к той или иной категории определяется составом загустителя смазки, который также определяет ее основные эксплуатационные свойства. В этом отношении синонимом неорганических смазок являются графитовые смазочные материалы. Кроме того, под «графитными» подразумевают смазки, в составе которых присутствует графит, чаще всего выступающий в роли присадок. Также графитный порошок может применяться в качестве самостоятельной смазки.
Преимущества и недостатки
Сегодня смазывают рассматриваемым веществом самые различные механизмы. Это связано с достаточно большим количеством преимуществ. Примером можно назвать следующее:
Применение современных технологий производства позволило существенно расширить эксплуатационные характеристики.
Есть и несколько существенных недостатков, которые должны учитываться. Примером можно назвать отсутствие возможности применения для защиты деталей, характеризующихся высокой точностью. Это связано с тем, что эксплуатация в этом случае становится причиной повышенного износа деталей. Также нельзя применять ее в случае работы устройства на высокой скорости.
Отличие Литола от рассматриваемого продукта несущественные. Именно поэтому многие решают его заменить при возможности. Примером можно назвать применения в автомобилях и многих других устройствах бытового предназначения.
В заключение отметим, что графитовая смазка является современным предложением на рынке. За счет добавления определенной примеси в состав существенно повышаются эксплуатационные характеристики в различных температурных режимах.
Графит как наполнитель
Графит успешно используется в качестве составной части пластичных смазок, загущенных мылами кальция, лития или натрия. Обладая слоистой кристаллографической решёткой, он является прекрасным антифрикционным наполнителем, который в значительной степени улучшает смазывающие свойства продукта, износостойкость смазки и механические показатели.
Смазка графитная обладает большим преимуществом – стойкостью. Когда защитная масляная плёнка перестаёт работать и рвётся, твёрдые частицы графита предохраняют поверхность узла от граничного трения, тем самым увеличивая ресурс детали и уменьшая количество заеданий механизма.
Графитовые смазки выгодно сочетают в себе повышенную термостойкость, химическую нейтральность, хорошие адгезионные и антифрикционные свойства. Кроме того, например, цена на литиевую смазку с добавлением графита не так высока, хотя эффективность смазывания повышается в разы.
Хранить смазку рекомендуется в закрытых тарах, избегая прямого воздействия солнечных лучей.
Применение смазки
Впервые вещества на основе нефти были использованы для обработки отдельных частей подъемных устройств. Впоследствии, с развитием техники и появлением новых способов переработки нефти, ее применение стало более активным. В любом автомобиле значительная часть энергии топлива идет на преодоление силы трения. Помимо того, слишком сильный контакт деталей увеличивает их износ, а соответственно, увеличиваются и расходы на обслуживание машины. Используя один из представленных на рынке типов смазок, автовладелец снижает расход топлива и износ механизма.
Схема велосипеда, где применяется смазочная смесь
С применением графитной уменьшается трение между листом рессор, а также улучшается движение троса стояночного тормоза. Помимо того, автомобилисты используют вещество для смазывания петель и улучшения работы радиоприемника. Последнее достигается смазыванием места контакта – благодаря этому удается отсечь лишние помехи и восстановить прежний уровень приема сигнала.
При отсутствии лицензионных смазывающих материалов иногда бывают использованы их заменители, однако, точка их замерзания зачастую находится выше 20 градусов, что не всегда приемлемо. Поэтому за самостоятельное изготовление смазывающих веществ берутся не все. Одним из важных условий здесь всегда было соблюдение верной пропорции исходных материалов. Так, на 500 граммов солидола приходится по 100 граммов трансмиссионного масла и графитного порошка. Перед смешиванием солидол необходимо нагреть до 50 градусов. Нагрев необходим для быстрого растворения в солидоле прочих компонентов.
Характеристики
Характеристики графитной смазки определяются свойствами присутствующих в составе материала компонентов.
Графит – это одна из форм существования углерода. Он имеет слоистую структуру.
Частицы графита заполняют и сглаживают микронеровности поверхности смазываемой детали, образуя на ней своеобразную пленку. Благодаря такому выравниванию и образованию графитного слоя эффективная площадь контакта деталей увеличивается. При этом возрастает несущая способность смазки, а коэффициент трения значительно снижается.
Масла, входящие в состав любой графитной смазки, обеспечивают оптимальный режим работы узлов в режимах трения, когда поверхности деталей разделены слоем жидкой смазки.
Добавление графита в состав пластичных смазок придает им дополнительные улучшенные свойства, позволяя лучше удерживаться в зоне трения и противостоять высоким нагрузкам.
Стоимость графита невысока, поэтому и смазки на основе этого материала являются одними из самых доступных по цене смазочных материалов.
Таким образом, графитные смазки имеют следующие основные характеристики:
Графит обладает хорошей электропроводностью. При его достаточно высокой концентрации в составе смазок они также могут иметь электропроводящие свойства.
Однако следует учитывать структурные особенности графита – между слоями его частиц в обычных условиях присутствуют молекулы воды и кислорода. Это обуславливает снижение смазочных свойств графитовых смазок в вакууме.
К минусам этих смазок можно отнести также ограничения на использование в высокоскоростных механизмах и узлах с высокой точностью изготовления деталей. В этих случаях частицы графита нарушают геометрию контакта, что приводит к ускоренному износу деталей.