Графитная бумага что это
Технология материалов V1
Данный текст основан на методическом пособии, разработанном преподавателем Гомельского художественного колледжа Светланой Курашовой с учетом программы обучения живописи и рисунку учащихся средних учебных заведений Республики Беларусь и содержит ряд упражнений и методических рекомендаций по их выполнению. Кроме этого в текст внесены дополнительные материалы в рамках изучаемого предмета.
1.1. Графит. Перо
1.2. Уголь. Сангина
1.3 Соус. Пастель.
2.1. Акварель. Характеристика материала. Особенности. Приемы работы. Инструменты, приспособления. Способы хранения
2.2. Клеевые краски. Гуашь. Акрил. Темпера. Характеристика.
2.3 Масляная живопись. (Виды красок, их свойства. Виды кистей. Основы для грунта. Виды холста и картона.) Основы для живописи. Грунтовка холста.
2.4. Виды подрамников. Грунты под масляную живопись. Виды грунтов. Требования к грунтам. Виды клея
2.5 Разбавители и лаки для маслянной живописи
Литература
Введение
1.1. Графит. Перо
Графит
Перо
Первое упоминание пера ка инструмента для получения линии относится к VII веку. Вплоть до середины XIX в. наиболее распространены были гусиные перья.
Металлическое перо (известно с XIX в.) дает наиболее тонкую и ровную линию. Трудности этой техники в особой чувствительности пера. Широкое применение на востоке получили тростниковые и бамбуковые перья. К технике тростникового пера приближается техника гусиного пера, но уступает ей по возможностям.
Важнейшими моментами подготовки перьев к работе были обрезание и закаливание птичьих перьев в печке при температуре 60 о С.
Гусиное перо позволяло делать линию разной толщины.
Переход от птичьих и тростниковых перьев к металлическим имел большое значение для письменности.
Уже в Древнем Риме были перья из бронзы, меди и серебра.
В 1798 г. в Англии было изобретено металлическое перо для письма на литографском камне, а в 1818 г. в Германии было сделано стальное перо для письма на бумаге. Оно укоренилось в учебной практике только к середине 1880-х годов, но для рисунка гусиное перо еще долго сохраняло свое значение.
Техника работы пером требует стального гибкого пера, плотной, гладкой хорошо проклеенной бумаги и туши, легко стекающей с пера. Движение пера должно быть свободным. Если перо имеет очень острый конец, его движение по бумаге будет весьма ограниченным, особенно, если бумага шероховатая.
Тушь
Тушь широко применяется при рисовании пером или кистью.
Изготавливают тушь из сажи газовой, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара, ПАВ-желчи и антисептика. Кроме жидкой, тушь выпускается и в твердом виде.
Главная особенность туши – глубокий черный цвет, которого нет в акварели. Выпускается также и цветная тушь. Тушь, которая может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится водой в соотношении 1:3.
Работа тушью близка к работе акварелью, т.к. и то и другое разбавляется водой. Некоторые художники работают в смешанной технике. После высыхания тушь не разбавляется водой, так как в ее состав входит спиртовой раствор шеллака.
Вспомогательные материалы для работы мягкими материалами.
Растушевки
Резинка для стирания
Резинки бывают мягкими и твердыми. До появления резинок рисунок рекомендовали вытирать твердым хлебом.
Мягкая карандашная резинка пригодится для чистки рисунков, выполненных мягкими карандашами. Резинки средней мягкости служат для стирания остальных видов графических карандашей.
Резинки выпускаются разнообразными по цвету и форме. Чтобы протирать блики и тонкие места, резинку следует срезать наискосок.
Жесткую фабричную резинку можно сделать мягче, поместив ее на 3-5 суток в керосин или в разбавитель №2, где она разбухает и становится мягкой. Затем, чтобы убрать запах, следует ее поместить на 1-2 часа в горячую, но не кипящую воду.
Кроме фабричных резинок часто используют т.н. клячки изготовленные из мягкой резины.
Фиксативные лаки
Фиксативные лаки и составы на клеевой основе применяются для фиксирования работ, выполненных мягкими материалами (уголь, пастель) и карандашных рисунков.
Фабричный лак фиксатив представляет из себя раствор синтетической смолы в спирте.
Наиболее простым фиксативом может служить молоко, так как оно содержит 2-3 % казеина.
Чтобы использовать молоко как фиксатив, сырому молоку надо дать отстояться, снять верхний слой с всплывшим жиром, и разбавить водой в пропорции 1:4. Недостатком является то, что бумага со временем пожелтеет.
Широко распространено фиксирование работ, выполненных мягкими материалами, с помощью лака для волос.
Не следует забывать, что при фиксировании рисунков темные тона в работе еще больше темнеют.
Следует отметить, что подобные «альтернативы» не гарантируют качественную и длительную сохранность произведения.
Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей графитного карандаша, туши и перьев;
развитие практических навыков работы графитными карандашами и пером;
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы карандашом и пером.
Материалы и оборудование. Бумага формат А4-А5 (плотный ватман), графитные карандаши разной мягкости, стерка; тушь черная, перья разного размера.
1.2. Уголь. Сангина.
Теоретическая часть
Уголь
Уголь является прекрасным материалом для кратковременных, быстрых рисунков, для выполнения эскизов и картонов при создании композиции. Многие рисунки старых мастеров выполнены виртуозно и являются шедеврами.
Необходимо сказать, что для рисунков, выполненных углем и другими мягкими материалами, нужно создавать особые условия хранения, например, под стеклом. Можно хранить их в папках, перекладывая их специальной бумагой (чаще всего используется микалентовая бумага и калька).
Сангина
Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженной сиены и часов-ярской глины. Выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 58 мм. Диаметром 7-8 мм. В коробках по 20 шт.
В работе сангиной применяются те же приемы, что и при работе углем. Сангину можно растирать ватой, пальцем, бумагой и др. для получения тонких и прозрачных тонов.
Работа ведется по плотной шероховатой или специальной бумаге.
Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей угля и сангины;
развитие практических навыков работы углем и сангиной;
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы углем и сангиной.
Материалы и оборудование. Бумага формат А4-А5, уголь натуральный, уголь прессованный, сангина.
1.3 Соус. Пастель.
Теоретическая часть
Соус
Соус относится к мягким материалам. Имеет все их свойства, но имеет и одну отличительную особенность: соусом работают как мелком и сухим, и мокрым способом, а также кистью, как акварелью. При этом соус похож на черную или цветную тушь, поверхность рисунка имеет бархатистый характер.
Соус выпускается в виде стержней длинной 56 мм., диаметром 11-13 мм.
ПастельПастель представляет собой мягкие цветные мелки разных цветов и оттенков. В состав ее входит спрессованный пигмент, каолин, часов-ярская глина, белая сажа, бланфикс, мел. Практическая работа на занятии Материалы и оборудование. Бумага формат А4-А5, соус, пастель. 2.1. Акварель. Характеристика материала. Особенности. Приемы работы. Инструменты, приспособления. Способы храненияАкварельТеоретическая часть Акварель хорошо сочетается с такими материалами как тушь и гуашь. Выбор бумаги для акварелиРаботать акварельными красками следует на плотной, белой, хорошо проклеенной, зернистой бумаге. На такой бумаге должно быть легко смывать и протирать некоторые места, процарапывать, выскабливать. Мелкозернистая бумага больше подходит для мелкомасштабных изображений, нежных, воздушных, затененных форм. Крупнозернистая бумага лучше подходит для изображения грубых, фактурных и сильно освещенных форм. Бумага выпускается в виде листов, альбомов, рулонов. В настоящее время самой качественной бумагой все чаще является бумага с высоким содержанием хлопка. Данная бумага действительно имеет ряд преимуществ, но стоит зачастую дороже аналогов на целюлозе. На что следует обратить внимание работая с акварельной бумагой:Плотная бумага (свыше 300 г/м 2 ) имеет большую толщину и стоит достаточно дорого. Кроме этого такая бумага часто имеет ярко выраженную фактуру и, соответственно, специфику работы с ней. Выбор кистейВ акварели чаще всего используются мягкие беличьи круглые кисти размером от 4 до 10. Очень легко провести основной тест на качество беличьей кисти. – опустить ее в воду. Ворс качественной беличьей кисти должен собраться в один волосок. К сожалению, провести этот тест в магазине при покупке красок мы не можем. Стартовый набор для начинающего акварелиста можно определить как: кисти беличьи размеров от 4 до 8, синтетические плоские кисти ром 6-8, щетинная кисть №10, После работы акварелью кисти следует тщательно вымыть водой, можно с шампунем. Хранить кисти волосом вверх, не приминая. Практическая работа на занятии Выполнение несложных упражнений на развитие навыков работы акварелью. Материалы и оборудование. Бумага акварельная формат А4-А5, акварельные краски 12-16 цветов, кисти беличьи разных размеров (4-8), синтетические плоские кисти р-р 6-8, щетинная кисть №10, баночка с водой, губка, безопасные лезвия, парафиновая свеча, соль. Выполнение несложных упражнений на развитии навыков работы акварелью. Самостоятельная работа учащихся 2.2. Клеевые краски. Гуашь. Акрил. Темпера. Характеристика.Теоретическая часть ГуашьГуашь – краска непрозрачная, плотная, высохшая, она приобретает матовую бархатистость. Состоит гуашь аналогично акварели из: тонко перетертого пигмента, связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, ПАВ (бычья желчь), ализаринового масла, антисептика (фенол). Различие между гуашью и акварелью в том, что количество связующего меньше, пигмента больше, а также в состав гуаши входят белила. Это дает эффект высветленные цвета при высыхании гуаши. Кроме этого, в отличие от акварели, гуашь краска кроющая, непрозрачная. |
Гуашевые краски отличаются по светостойкости и выпускаются для художественных и оформительских (плакатная, флуоресцентная) работ.
Основные правила для работы гуашью
Темпера
Яичная темпера
Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и в эпоху Возрождения. Ею работали такие выдающиеся мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие.
Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, желтковая.
Яичный желток является естественной эмульсией, содержит яичное масло, которое и является связующим при изготовлении краски.
Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и пр.
Масляно-казеиновая темпера.
Водорастворимая краска, состоящая из тонкотертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина (связующего), ализаринового масла (эмульгатор) и антисептика – фенола, предохраняющего от плесени.
Масляно-казеиновая темпера – краска, предназначенная для работы на специальном грунтованном холсте, бумаге, картоне и дереве.
Темперные краски хрупкие. Поэтому как правило, холст наклеивают при помощи казеинового клея на жесткие основания – картон, фанеру, дерево.
Поливинилацетатная темпера.
Поливинилацетатная темпера – высокодисперсная пастообразная водно-эмульсионная смесь синтетической смолы, стабилизаторов, структурирующих веществ. Краски прозрачны, эластичны, могут наноситься как пастозно, так и лессировано. Живопись этими красками может быть многослойной. Каждый последующий слой накладывается на предыдущий без опасения отслаивания.
Разбавителем является вода, но после высыхания их можно растворить только специальной смывкой на основе этилового спирта.
Кисти после работы следует тщательно мыть.
Акрил
Акриловые краски быстро сохнут благодаря испарению воды, содержащейся в связующем веществе. По мере испарения воды частицы акриловой смолы испаряются, образуя эластичную и водостойкую красочную пленку, которая не желтеет от времени. Акриловую живопись на холсте после высыхания можно сворачивать, хранить и вновь натягивать на подрамник, не опасаясь, что краска потрескается. Одним из преимуществ является то, что все цвета, в отличие от масляных красок, сохнут с одинаковой скоростью.
Краски выпускаются как для профессионалов, так и более дешевые для учащихся.
Акриловые краски в тубах обычно несколько гуще и напоминают консистенцию масляных красок. Краски, выпускаемые в банках, более гладкие и жидкие, легко разводятся водой. Это делает их идеальными для акварельных техник.
Существует ряд средств, которые могут придавать акриловым краскам различные дополнительные свойства. Их добавляют в краску и хорошенько перемешивают шпателем. Глянцующее – для придания яркости и мягкого блеска, матирующее – для придания прозрачности и получения неотражающей матовой поверхности, гелевое – для получения рельефного мазка и пастозных эффектов.
Для акриловых красок можно использовать акриловый грунт, который обладает рядом положительных свойств: эластичен, прочен, разводится водой, быстро сохнет и недорог. Он образует яркий подслой, придающий живость цвету.
Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей клеевых красок;
развитие практических навыков работы клеевыми красками;
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы клеевыми красками.
Материалы и оборудование. Бумага, картон формат А4-А5, гуашевые (темперные, акриловые) краски, кисти плоские (синтетика, щетина) р-р 6-8, круглые кисти (синтетика, колонок) р-р 3-4, баночка с водой, ветошь.
Упражнения*
Самостоятельная работа учащихся
Выполнение кратких этюдов несложных натюрмортов или отдельных предметов. Поиск цветотональных отношений. Выявление возможностей материалов.
6 видов бумаги для рисования карандашами
На какой бумаге лучше рисовать карандашом? В этой статье я расскажу про 6 видов бумаги для рисования. Какой тип, плотность и размер выбрать для рисования карандашом.
Такая разная бумага для рисования
Как выбрать бумагу для рисования карандашом? На этот вопрос хотят знать ответ все начинающие художники. И ведь правда, выбирать бумагу для рисования стоит с большой ответственностью, ведь она – ваш холст, основа вашего рисунка. Какую выберете, такой и будет результат.
Существует несколько видов бумаги, а также, она отличается по своим размерам, составу, плотности, текстуре, цвету и кислотности. В этой статье я постаралась наиболее полно охватить все параметры, по которым можно выбрать бумагу для рисования.
А еще, в конце статьи я составила для вас небольшой рейтинг производителей бумаги для рисования карандашами. Чтобы вы точно после прочтения статьи смогли купить нужную вам, хорошую бумагу и начали рисовать!
Виды бумаги для рисования
В этой статье мы с вами рассмотрим два вида бумаги – для графитных карандашей и цветных.
Бумага для графитных карандашей
Для рисования простым карандашом подходит гладкая бумага, с помощью которой ваша штриховка станет более точной и детальной. Если размер вашего рисунка будет маленьким, гладкая бумага также позволит нарисовать более резкое изображение, с детальной прорисовкой мелких частей.
Бумага для карандаша также должна быть довольно плотной, во многом из-за того, что вам придется работать ластиком на этой бумаге. По плотности ориентируйтесь на 90-110 гр/м2. Такая бумага справится с ластиком, который может оставлять следы.
На какой бумаге лучше рисовать простым карандашом, так это на бумаге для черчения! Она идеально подходит по всем параметрам: плотная, не шероховатая, с ровной поверхностью.
Конечно, иногда стоит идти на эксперименты, и выбирать разную бумагу для творчества. В таком случае, можно взять акварельную бумагу. Она тоже очень плотная, хоть и немного текстурная, но карандашные рисунки на ней будут отлично смотреться, особенно, если они сделаны мягким карандашом.
Бумагу для рисования карандашом лучше выбирать тщательно и обстоятельно. В некоторых магазинах иногда предоставляют пробные образцы, чтобы вы могли посмотреть, как выглядит бумага вживую и как на нее ложится карандаш. Обязательно проверьте это и выберите именно ту бумагу, которая будет соответствовать вашим задумкам. А иначе вам придется не рисунком заниматься, а все время думать, как так рисовать, чтобы не испортить новый лист бумаги.
У бумаги для рисования карандашом тоже есть свои разновидности. Это, например, бумага офисная и писчая. Рассмотрим и ту, и другую.
Бумага офисная, как правило, очень белая и очень гладкая бумага. На такой бумаге может получиться очень четкий и выразительный рисунок. Она идеально подходит для набросков, в которых не нужно ничего исправлять. Из недостатков – у этой бумаги для рисования очень низкая плотность. Берите эту бумагу, если полностью уверены в своем рисунке, и что не будете много исправлять. Иначе, бумага с легкостью деформируется, и на ней останутся прорехи.
Бумага писчая, очень хорошо подойдет начинающим художникам, делающим первые шаги в рисовании. По плотности – это средняя бумага, со светлым, слегка желтоватым оттенком. Очень легко такая бумага переносит ластик, который не оставит на ней дефектов и повреждений.
Есть еще один вид бумаги – бумага для графики. В ее составе хлопок и целлюлоза, по цвету она ближе к белому, а фактуру имеет зернистую. По плотности она может доходить до 250 г/м2. Также, как писчая, эта бумага не боится ластика и работать с ней можно как начинающим художникам, так и опытным рисовальщикам.
Бумага для цветных карандашей
Как вы помните из прошлых статей, простой карандаш состоит из графита и коалина, а цветной – из коалина и красящих пигментов, которые бывают как натуральные, так и синтетические. Соответственно, и бумагу нужно подбирать под особенности карандаша.
Как вы уже успели понять из предыдущего параграфа, плотная и толстая бумага для рисования карандашом очень хорошо сохраняет рисунок и выдерживает все испытания ластиком.
Рисуя цветными карандашами, вы, скорее всего, будете применять технику растушевки, или смешивания цветов. В таком случае, вам понадобится бумага плотностью 120-140 г/м2.
Что касается самой поверхности, то важно знать, что гладкая бумага не дает рисовать в многослойной технике и карандаш просто перестает держаться на бумаге, а поверхность становится все более глянцевой. С другой стороны, с такой бумагой у вас и расход карандаша будет меньше.
Очень хорошо для цветных карандашей подойдет акварельная бумага, на которой можно растушевывать и смешивать цвета. Для разнообразия, можно использовать оборотную сторону этой бумаги с наименьшей фактурой. К тому же если вы рисуете акварельными карандашами, такая бумага идеально для этого подойдет, особенно, если вы будете работать с водой.
Бумага для пастели тоже хорошо подходит для рисования цветными карандашами. Кроме того, ее цветной фон можно использовать в качестве основного фона к вашему рисунку. Но помните, что пастельная бумага имеет ярко выраженную фактуру, это тоже стоит учитывать при замысле будущего рисунка.
Как подобрать бумагу для рисования
По размеру
Какая бывает бумага по основным размерам вы можете посмотреть на картинке ниже:
Основной размер бумаги для рисования, это форматы А2, А3, А4 и бумага в рулонах. Бумага в рулонах популярна еще и тем, что вы сами можете создавать удобный для себя формат, отрезая столько, сколько вам нужно для работы над рисунком.
Конечно, самая известная по размеру бумага – это формат А4. Такая бумага подходит и для печати изображений, и для рисования, и для многих других целей.
Второй формат, которым пользуются художники – А3. Этот размер бумаги больше предыдущего формата в 2 раза. Такая бумага подходит для больших, сложных и детальных рисунков.
Для любителей небольшого размера листов, есть специальный формат А5 – наоборот, в 2 раза меньше формата А4. Обычно, бумага с таким размером идет в скетчбуки, которые удобно носить с собой, делая зарисовки, наброски и скетчи прямо на ходу, поймав вдохновение.
Также, при выборе размера бумаги для рисунка, подумайте и об конечном его оформлении в раму. Очень красиво смотрится рисунок, оформленный в паспарту с белами краями.
Выбирайте бумагу, которая по размеру будет больше, чем конечный рисунок. Не закрашенные поля позволят брать рисунок руками, не боясь его запачкать. Края рисунка не помнутся, и именно эти белые поля можно будет спрятать в паспарту, оставив гладкий и ровный рисунок в рамке.
По способу скрепления листов
В большинстве случаев, художники покупают папку с отдельными листами для рисования. Это очень удобно, так как, например, дорогую бумагу, или большую бумагу для рисования можно купить без ущерба для кошелька – поштучно, по одному листу.
Но давайте посмотрим, какие еще есть виды скрепления бумаги для художников:
По плотности
Плотность бумаги – это вес одного бумажного листа на квадратный метр, измеряемый в граммах. Как вы помните, плотность бумаги для карандашных рисунков играет очень важную роль. В основном это из-за того, что кроме карандаша, рисуя, нам приходится пользоваться ластиком. Поэтому, логичнее, что чем плотнее бумага, тем лучше. Давайте посмотрим, какая плотность есть у бумаги для рисования.
Одна из самых маленьких по плотности бумаг – газетная, ее плотность равна 60 г/м2. Затем идет офисная бумага с плотностью 80 г/м2. Но для карандаша больше подойдет бумага с плотностью, начинающейся от 90 г/м2. К слову, бумага для акварели имеет плотность 200 г/м2. А вот бумага для черчения, как раз и подходит для рисования по своей плотности – 120-200 г/м2.
Всегда смотрите и проверяйте плотность при выборе бумаги. Если ее нигде не указывают, то лучше воздержитесь от покупки такой бумаги.
По текстуре
Выбирая хорошую бумагу для рисования по типу текстуры, отталкивайтесь от ее гладкости. Чем больше бумага фактурная и зернистая, тем объемней и реалистичней будет рисунок. А вот если вы хотите создать технический рисунок, например, чертеж, где нужно четко показать все детали рисунка, выбирайте гладкую бумагу.
Гладкая бумага будет гладкой и на ощупь. Хорошо подходит для тонких, остро заточенных простых карандашей.
Мелкозернистая бумага помогает создать очень красивую текстуру на вашем рисунке. Такая бумага отлично подойдет для рисования цветными карандашами.
По цвету
В основном, конечно, художники предпочитают использовать бумагу белого цвета, или нескольких оттенках этого цвета. На такой бумаге очень хорошо передаются цвета самих карандашей, она не отвлекает своим фоном от основного замысла рисунка и не меняет цвет.
Но, сейчас в продаже есть целый спектр цветов бумаги для рисования, которая подходит как для карандашей, так и для других художественных материалов.
Как называется коричневая бумага для рисования? Такой вопрос очень часто задают новички. Это крафтовая бумага – она как пример того, на чем можно рисовать. Зачастую ее используют для упаковки подарков или просто как оберточную бумагу, но на бумаге такого типа можно также рисовать. Обычно более плотная, она продается склеенной в альбомах, блокнотах и скетчбуках.
Если вы же вы хотите поработать с цветной бумагой, выбирайте пастельную бумагу. Этот тип бумаги для рисования славится своей разнообразной палитрой цветов и оттенков. Такая бумага продается как в пастельных тонах, так и в более классических – красном, синем, коричневом, зеленом и других цветах.
Выбирая, какая вам нужна бумага для рисования, лучшим решением станет белая бумага. Именно на белой бумаге вы получите четкий, яркий рисунок, без искажения цвета карандашей.
По кислотности
Такая бумага не выцветет с течением времени, не пожелтеет и не превратится в развалины.
Рейтинг производителей бумаги для рисования карандашами
«Fabriano Academia» — итальянская бумага, изготовленная из хлопка и целлюлозы, цвет белый, фактура – зернистая. Плотность бумаги 200 г/м2, устойчива к ластику.
«Canson» -французская бумага для рисования, хорошо подходит для начинающих художников. Цвет бумаги белый, плотность варьируется от 125 до 224 г/м2, в зависимости от вида.Работая над эскизом, выбирайте самый плотный тип бумаги, чтобы спокойно работать с ластиком.
«Daler Rowney» — еще один зарубежный вид бумаги, белого цвета с мелкой зернистостью. Эта английская бумага входит в многие альбомы для рисования, и отлично подходит для набросков. Акварельная бумага этой фирмы имеет очень высокую плотность – 300 г/м2.
«Палаццо» — бумага для рисования от российского производителя. Есть для эскизов, для акварели, для пастели. Продается как листами, так и в склейке. Плотность от 160 до 200 г/м2. Достойный аналог зарубежной бумаге по сравнительно недорогой цене.
Какую лучше выбрать бумагу
Всегда выбирайте бумагу, исходя из того, что вы хотите получить, и как и чем будете работать. Для карандашей подойдет более плотная бумага. Также, посмотрите на тип склейки, если вы работаете в одной технике, то лучше берите папку с листами. Помните, что для профессиональных рисунков лучше выбрать бумагу хорошего качества, которая сохранит вашу работу на долгие годы.
Заключение
Если у вас будет такая возможность, протестируйте бумагу в магазине. Это сэкономит вам не только деньги, но и драгоценные нервы.
Выбирайте бумагу по цвету, чем белее, тем лучше, а также по плотности – чем больше, тем лучше.
Можно купить блокнот или альбом, а можно просто папку с листами. На мой взгляд, второй вариант – более практичен для художника.
Если вам понравилась эта статья, не забудьте поставить 5 звезд внизу статьи, а если остались вопросы – задать их в комментариях!