Графический разбор слова по составу что это
Схема графического анализа слова
Графический анализ слова должен включать в себя все характеристики букв, данные в предыдущих параграфах.
Что необходимо сделать для графического анализа слова?
1. Записать слово в транскрипции и графически.
2. Назвать буквы и обозначаемые ими звуки. Определить количество букв и количество звуков. Если имеется расхождение между звуковым и буквенным составом слова, объяснить причину этого расхождения.
3. Определить, как проявляется слоговой принцип графики:
а) в обозначении твердости- мягкости;
4. Выявить отступления от слогового принципа (если имеются). Назвать причины, обусловившие нарушение слогового принципа.
5. Рассмотреть соотношение «буква-фонема /и ее аллофоны)».
а) однозначная или двузначная буква;
б) немногозначная или многозначная буква;
в) в каком значении выступает буква в данном слове (в главном или второстепенном).
Образец графического анализа слова.
3. Слоговой принцип графики проявляется
а/ в обозначении твердости-мягкости согласных на письме:
мягкость [д’] передается графическим слогом «ди», где буква и и указывает на мягкость предшествующего согласного, обозначенного буквой «дэ»;
твердость [т] передается графическим слогом «та», где буква а обозначает [а] и указывает на твердость предшествующего согласного, обозначенного буквой «тэ».
б/ в обозначении на письме [ј]:
буква я в положении «конец слова, после буквы и» обозначает два звука: [јъ].
5. Буква «дэ» имеет два главных значения, так как может обозначать [д] и [д’]: [док] – [д’ук]. Это двузначная буква. Фонема /д/ является парной по глухости-звонкости, поэтому буква «дэ» может иметь второстепенное значение, обозначая [т], [т’]: ло[т]ка, когда-нибу[т’]. Следовательно, буква «тэ» многозначная. В слове она выступает в главном значении.
Буква «эс» имеет два главных значения, так как может обозначать [с] и [с’]: [сон’]я и [с’эн]о, т.е. это двузначная буква. Фонема /с/ является парной по глухости – звонкости, поэтому буква «эс» может иметь второстепенное значение, обозначая [з] и [з’]: [зб]росил, [з’д’]елал, т.е. это многозначная буква. В данном слове она выступает в основном значении.
Буква «тэ» имеет два главных значения, так как может обозначать [т] и [т’]: [том] – [т’ом]а. Это двузначная буква. Фонема /т/ является парной по глухости – звонкости, поэтому буква «тэ» может иметь второстепенное значение, обозначая [д], [д’]: по[дб’]ить, по[т’с’]елить, т.е. буква «тэ» многозначная. В слове она выступает в главном значении.
Буква «цэ» имеет одно главное значение, так как обозначает сильную фонему /ц/. Это однозначная буква. Фонема /ц/ является непарной по глухости-звонкости, т.е. «цэ» – немногозначная буква. В слове она выступает в главном значении.
Практические задания
Задание 17. «Современное русское письмо» № 7, стр. 40 В дореволюционном школьном учебнике русского языка П.Смирновского (1914 г.) говорится:
«Гласные звуки делят на твердые и соответствующие им мягкие:
твердые – а, о, э, у, ы,
Докажите ошибочность этих утверждений.
Задание 18. Ветв.Задание 2, стр. 59. Приведите примеры употребления букв в, т, и о в основных и второстепенных звуковых значениях.
Задание 19. Ветв Задание 1, стр. 59. Определите звуковые значения букв б, г и а в словах:
1) бор, белка, дуб, дробь;
2) город, гибель, легкий, рог, острого;
3) сам, сама, часы, лошадьми.
Задание 20. Ветв Задание 3, стр. 60. Написание следующих слов иллюстрирует нарушения всех четырех требований к идеальной графике. Определите эти нарушения:
1) рожь, путь, ель, ночь, вьюга, тень, подъём, солнце, местный;
3) путь, ель, резче, счёт, мужчина;
а) Почему некоторые слова оказались сразу в двух или даже трех группах?
б) Почему во многих случаях нельзя правильно прочесть слова без ь и ъ, которые сами по себе звуков не обозначают?
Задание 21. ВетвЗадание 1, стр. 62. Перепишите слова, подчеркните в них буквы е, ё, и, ю, я одной чертой, если эти буквы обозначают сочетание звуков «[j] + гласный».
Лес, ель, мёд, ёлка, маёвка, съемка, льёт, гости, гостьи, вьюга, юг, клюв, мяч, маяк, ясень, скамья, изъян.
Задания из книги «Лингвистические задачи»
1. Ниже зашифрована фраза на русском языке:
Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.
З а д а н и е. Расшифруйте эту фразу.
1. ответ: стр.75.Зашифрованы известные строки: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие – звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте, подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м – на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о … заменяются на я, ю, ё … (и наоборот).
2. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.
2. стр.75. Дуло – дула; сома – сама; рок – рог; везти – вести.
Такого рода слова называются омофонами.
3.Найдите два русских слова, которые различались бы в произношении, но не различались в написании. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.
10.Пусть иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том:
1) как читаются русские буквы;
2) как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. (Предполагается, что правила могут затрагивать не только отдельные буквы, но и их окружение, позицию в слове и т.п., т.е. основываться на любых сведениях о слове, которое можно получить, не зная его смысла.)
Даны слова: конь, сел, луч, стол, год, шкура, люк, жен, край, сдал, пух.
З а д а н и е. Определите для каждого из этих слов, сможет ли иностранец (с уверенностью, что он сделает это правильно):
1) прочитать это слово, видя его написание;
2) записать это слово, слыша, как его произносят.
В случаях, когда Вы отвечаете, что не сможете, укажите причину.
У к а з а н и е. Принимать во внимание тот факт, что согласный звук иногда может отражаться на письме удвоенной буквой, не нужно.
12. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчет, чтобы запись читалась так же? (Предполагается, что читать такие записи мы будем с ударением на последнем слоге.)
Докажите, что это можно сделать более чем 150 способами. Подтвердите возможность требуемого чтения каждой буквы или сочетания букв на примере реального написания каких-нибудь русских слов.
1. стр.75.Зашифрованы известные строки: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие – звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте, подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м – на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о … заменяются на я, ю, ё … (и наоборот).
3. стр.75. Дуло – дула; сома – сама; рок – рог; везти – вести.
Такого рода слова называются омофонами.
4. стр. 75. Мука – мука; пили – пили; смело – смело.
Примеры из немецкого языка: ubersetzen (переправлять) – ubersetzen (переводить); modern (гнить) – modern (модный).
Такого рода слова называются омографами.
10. стр. 77-78. Представим решение в виде таблицы.
Точки в букве ё в литературе для взрослых обычно опускаются, поэтому, видя в слове букву е перед твердым согласным, иностранец
Прочитать можно | Прочитать нельзя | |
Записать можно | конь, край, пух, (сёл) | сел |
Записать нельзя | луч, стол, год, люк, сдал (шкура, жён) | жен, шкура (злого, что, модель) |
12, стр. 78-79. Начальный согласный может быть передан на письме единственным способом: р; первый гласный – двумя способами: а и о (ср. просчет); ударный гласный – тремя способами: е, ё, о; конечный согласный – четырьмя: т, д (ход), тт (ватт) и дт (Кронштадт). Уже за счет этого слово может быть записано 2 3 4 = 24 способами. Осталось показать, что срединный мягкий щ можно записать по меньшей мере семью способами (7 24 = 168 150).
Почему при передаче на письме русских фамилий средствами русской и английской графики используется различное количество букв? Сравните.
В сборнике занимательных задач предложена анаграмма:»Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рек и городов»:
игра (Рига), дно (Дон), остров (Ростов), мир (Рим), рука (Кура), слива (Висла), краса (Аракс), веки (Киев), муар (Амур).
Выпишите попарно только те слова, которые составлены из одинаковых букв, но различаются хотя бы одним звуком, включая парные твердые и мягкие согласные.
О б р а з е ц: игра – Рига.
Запишите следующие фамилии сначала по-русски, а затем при помощи букв иностранного языка, который вы изучаете.
Тютчев, Языков, Брюсов, Маяковский, Шагинян, Югов, Ажаев.
Подчеркните слова, при написании которых слоговой принцип русской графики позволяет экономно использовать буквы.
В правописании некоторых заимствованных слов встречаются нарушения слогового принципа русской графики при обозначении й на письме, например: почтальон (следовало бы вместо ьо писать ьё), йоги (следовало бы вместо йо писать ё), майор (следовало бы вместо айо писать аё), проектный (следовало бы вместо ое писать оэ).
Из слов, данных ниже, выпишите только слова, обозначение й на письме в которых нарушает слоговой принцип русской графики.
Военный, фойе, бульон, бельё, ёж, компаньон, район, заём, веер, конвейер, фейерверк, феерический, лояльный (старое написание – лойяльный), проект, проезд, проэкзаменовать, Аня, Майя, Рая.
1. Прочтите следующий отрывок:
Старую Русь часто обвиняют в том, что она была малограмотна и не любила книги. И совершенно напрасно.
Стоит заглянуть в первый попавшийся под руку сборник, и мы найдём какую-нибудь статью о пользе чтения книг или о том, как должно читать книги (А.И.Соболевский. О чтении книг в древней Руси. – «Русская речь», 1973, № 4, стр. 108).
2. Насколько увеличится объем этого текста, если звук й и мягкость согласных обозначать вместо общепринятых способов (старую, обвиняют) при помощи отдельных букв («старуйу», «обвиньайут»)? Выпишите слова, написание которых должно было бы измениться. Сравните количество букв в двух вариантах записи этих слов. Результаты выразите в процентах.
3. В чем заключается практическое удобство слогового принципа?
Графический разбор
ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].
Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.
Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.
Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:
Схема графического анализа слова
Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.
Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:
Образец графического анализа
3-4.
Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.
Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
Образец графического анализа:
Съёжиться
с – [с] – буква обозначает тот же звук,
ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,
ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,
ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,
и – [ы] – буква обозначает другой звук,
т – [ц] – буква обозначает другой звук,
ь – [Ø] – буква не обозначает звука,
с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),
а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.
В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.
В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:
1) буква с не смягчается перед йотом,
2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].
Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.
III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.
Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.
Образец графического разбора
Слоговой принцип русской графики
Сферы применения слогового принципа:
I. Обозначение мягкости и твердости согласных фонем.
• Мягкость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и».
• Твердость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «э», «о», «у», «а», «ы».
Например: сэр – сер, мол – мёл, лук – люк, рад – ряд, мыл – мил.
• Мягкость согласных перед согласными или на конце слова обозначается буквой «ь».
• Твердость согласных перед согласными или на конце слова обозначается отсутствием буквы «ь».
Например: угол – уголь, полка – полька.
• Фонема перед гласными звуками обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).
• Фонема перед согласными звуками или на конце слова обозначается специальной буквой «й».
Например: май – майка, чай – чайка.
♦ Отступления от слогового принципа: ЙОд, маЙОр, булЬОн.
♦ Методические указания. Слоговой, или позиционный, принцип русской графики является основой методики обучения грамоте (выделение слогов-слияний как основной принцип чтения).
Схема графического разбора
1. Определите количество букв и звуков в слове.
2. Назовите буквы: а) лишенные звукового значения;
б) обозначающие два звука;
в) обозначающие один звук.
3. Назовите буквы: а) с главным значением;
б) с второстепенным значением.
4. Учитывая главное значение букв, назовите:
а) однозначные буквы;
б) двузначные буквы.
5. Охарактеризуйте случаи проявления слогового принципа: а) при обозначении мягкости и твердости согласных;
6. Отметьте случаи отклонения от слогового принципа.
1. Чайные [ч’áиныjь]. В слове 6 букв и 7 звуков.
2. а) букв, лишённых звукового значения, нет;
б) буква «е» обозначает 2 звука [jь];
в) остальные буквы обозначают по одному звуку: «ч» [ч’], «а»[a], «й» [и], «н» [н], «ы» [ы].
3. а) буквы «ч», «й», «н», «ы» употребляются в главном значении, т.к. вместо них невозможно написать другие буквы;
б) буквы «а», «е» употребляются во второстепенном значении, т.к. вместо них можно написать «я» и «и» соответственно.
4. а) однозначные буквы: «ч» [ч’], «a» [a], «й» [и], «ы» [ы];
б) двузначные буквы: «н» [н] и [н’]; «е» [jэ] и [’э].
5. Слоговой принцип проявляется в данном слове:
а) при обозначении твердости согласного [н] гласной буквой «ы»;
б) при обозначении звука [j] в конце слога на стыке морфем специальной буквой «й» и при обозначении этого же звука перед гласным соответствующей буквой «е», стоящей после гласной буквы;
Запись графического анализа можно также оформить следующим образом.
6.Отклонений от слогового принципа нет.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что значит графический разбор по составу?
Что значит графический разбор по составу.
Что значит обьяснить графически постановку запятой?
Что значит обьяснить графически постановку запятой?
Что значит «Покажи это графически»?
Что значит «Покажи это графически».
Что значит «графически обозначить вставленную орфограмму?
Что значит «графически обозначить вставленную орфограмму.
Что значит графически отметить в предложении?
Что значит графически отметить в предложении.
Выполни графический разбор по составу слова листик?
Выполни графический разбор по составу слова листик.
Что значит обьяснить графически?
Что значит обьяснить графически?
Что значит разбор по составу (морфемам)?
Что значит разбор по составу (морфемам).
Что значит графически обозначить слова?
Что значит графически обозначить слова.
Что значит выделить графически части?
Что значит выделить графически части.
Цвела (водяная кашка растение) Выводила (утка всегда ведёт своих утят) Летали (стрекозы летают) Плавали (караси рыбки плавают) Притаился Передвигаются.
Да конечно влияет на смысл.
Да смысл высказывания влияет.
Колыбель 3) это было легко.
Отплыл. Отнести. Прибежал. Отвязал.
Влетел в окно и улетел из окна подплыл к берегу от берега принести книгу книгу отб? Жал от дерева к дереву завязал узел узел образует с помощью приставок слова с противоположным значением обозначь приставки алматыкитап 3 класс русский языкОтвет : По..
На Кавказе В горах В деревне ( когда их захватили.
Урок русского языка на тему «Состав слова. Графическое обозначение значимых частей слова» (3 класс)
Русский язык.
Тема: Состав слова. Графическое обозначение значимых частей слова.
Цель: повторить части слова и их графическое обозначение.
1. Вспомнить состав слова. Учить разбирать слова по составу.
“ Если кто-то загрустит, ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом утешай и помогай!”
I. Орг. момент, сообщение темы урока.
1)Как вы понимаете смысл слов эпиграфа?
Тему нашего урока вы узнаете, расшифровав запись на экране.
(состав слова) Подчёркиваем
Мы продолжим работать над темой “Состав слова”
2) Работа по презентации «Состав слова»
3) Минутка чистописания: Сс, ссс.
II. Повторение изученного материала.
Повторим сведения о всех частях слова.
(Дети работают по карточкам “Состав слова”)
Одна сторона карточки
Другая сторона карточки
1.Общая часть однокоренных слов – это корень
2. Часть слова, стоящая перед корнем – это приставка
3. Изменяемая часть слова – это окончание
4. Часть слова, стоящая после корня – это суффикс
1. Корень – это общая часть однокоренных слов, главная часть основы
2. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов
3. Окончание – это изменяемая часть слова
4. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнём с корня.
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
Послушайте рассказ “Родственники”:
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тётя – Гусеница.
Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? (Это гусь, гусыня, гусята. Корень гус)
А какое слово лишнее? (гусеница – это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы. А гусеница – это насекомое, у этого слова другое значение.) Обводим
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
Дома вам было предложено найти в словаре значение выражения “Смотри в корень”, “Зри в корень”. Кто готов объяснить?
В корень смотреть – вникать в самую суть дела.
Зреть в корень – понимать суть, смотреть глубже.
Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут “корень зла”.
Если надо что-то основательно переделать, говорят “коренная переработка”, “коренные изменения”
III. Закрепление изученного материала
Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям найти свои места.
Учащиеся вытаскивают карточки с изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.
Один ученик чертит верную схему. Другой ученик записывает слово и разбирает его.
В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща.
7. Дом.задание ____________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-083248
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.