Графический разбор что это

Графический разбор

ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Русская графика опирается на два основных принципа: фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа состоит в предназначении букв отражать на письме фонемы, а не звуки. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают: фонема — это звукотип, это общее, реально произносимый звук — частное. Например, в слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами: ударным и двумя безударными, а в слове «детский» две фонемы /т/ и /с/ звучат как один звук [ц].
Позиционный (его также называют слоговой или буквосочетательный) принцип заключается в том, что значение буквы определяется ее позицией, т.е. соседними буквами или другими графическим знаками.
Сущность слогового принципа заключается в том, что единицей письма и чтения является не звук и соответствующая ему буква, а слог и соответствующее ему сочетание согласного с гласным. Согласную букву надо читать лишь с учетом следующей за ней гласной буквы.
Нарушения слогового принципа наблюдается только при обозначении всегда твердых согласных ж, ш, ц и всегда мягких согласных ч, щ. При написании гласных после этих букв наблюдаются отступления от указанного правила. Эти отступления сводятся к следующему:

Схема графического анализа слова

Стрелка направляется от буквы (пробела), которая передает часть дифференциальных признаков соседней фонемы к букве, которая передает основную часть содержания этой фонемы, а также от буквы, уточняющей значение соседней буквы, к этой букве.

Подход к графическому анализу слова у разных авторов разный:

Графический разбор что это. obrosshaya. Графический разбор что это фото. Графический разбор что это-obrosshaya. картинка Графический разбор что это. картинка obrosshaya. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА Графический разбор что это. podemnik. Графический разбор что это фото. Графический разбор что это-podemnik. картинка Графический разбор что это. картинка podemnik. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Образец графического анализа

3-4.
Я – двузначная буква: [а], [jа]; звуковое значение устанавливается в графическом слоге «знак пробела» +Я: «знак пробела» в абсолютном начале слова указывает на то, что я обозначает 2 звука, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
К – двузначная буква ([к], [к’]), звуковое значение [к] устанавливается в графическом слоге ко: буква о указывает на твёрдость согласного, обозначенного предшествующей согласной буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
О – однозначная буква, её звуковое значение не устанавливается в графическом слоге, оно объясняется фонетической позицией обозначаемого гласного – [ъ], который произносится в заударном слоге после твёрдого согласного.
Р – двузначная буква ([р], [р’]), звуковое значение [р’] устанавливается в графическом слоге рь: ь указывает на мягкость согласного [р’], обозначенного предшествующей буквой, т.е. действует слоговой принцип русской графики.
Образец графического анализа:

Съёжиться
с – [с] – буква обозначает тот же звук,
ъ – [Ø] – буква не обозначает звука,
ё – [ĵо] – буква обозначает два звука,
ж – [ж] – буква обозначает тот же звук,
и – [ы] – буква обозначает другой звук,
т – [ц] – буква обозначает другой звук,
ь – [Ø] – буква не обозначает звука,
с – [ц] – буква обозначает другой звук (результат процесса стяжения),
а – [ъ] – буква обозначает редуцированный безударный звук.
В слове 9 букв и 7 звуков. Буквы ъ и ь знаки не обозначают звуков, буква ё обозначает два звука. Буквы т, с дают удвоенный звук [ц]. Букв > чем звуков.
В написании слова наблюдается отступление от слогового принципа:
1) буква с не смягчается перед йотом,
2) буква ж не смягчается перед буквой и, так как всегда обозначает твердый звук, буква т не смягчается перед мягким знаком, так как обозначаемый ею звук [т] по фонетическим законам сливается со звуком [с] и дает звук [ц].
Буква ц обозначает всегда твердый звук независимо от последующего гласного.

Графический разбор что это. bespokoit1. Графический разбор что это фото. Графический разбор что это-bespokoit1. картинка Графический разбор что это. картинка bespokoit1. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Графический разбор что это. bespokoit2. Графический разбор что это фото. Графический разбор что это-bespokoit2. картинка Графический разбор что это. картинка bespokoit2. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

III и IV варианты отличаются лишь тем, что в III-ем не обозначена стрелками связь между слогами и не детализировать объем фонемы, что присуще IV-у варианту.

Из приведенных примеров видно, что буква может обозначать часть фонемы, часть одной и часть другой фонемы, одну фонему, одну фонему и часть другой фонемы, две фонемы, может не иметь фонемного значения. Буква может уточнять значение следующей буквы.

Источник

Схема графического анализа слова

Графический анализ слова должен включать в себя все характеристики букв, данные в предыдущих параграфах.

Что необходимо сделать для графического анализа слова?

1. Записать слово в транскрипции и графически.

2. Назвать буквы и обозначаемые ими звуки. Определить количество букв и количество звуков. Если имеется расхождение между звуковым и буквенным составом слова, объяснить причину этого расхождения.

3. Определить, как проявляется слоговой принцип графики:

а) в обозначении твердости- мягкости;

4. Выявить отступления от слогового принципа (если имеются). Назвать причины, обусловившие нарушение слогового принципа.

5. Рассмотреть соотношение «буква-фонема /и ее аллофоны)».

а) однозначная или двузначная буква;

б) немногозначная или многозначная буква;

в) в каком значении выступает буква в данном слове (в главном или второстепенном).

Образец графического анализа слова.

3. Слоговой принцип графики проявляется

а/ в обозначении твердости-мягкости согласных на письме:

мягкость [д’] передается графическим слогом «ди», где буква и и указывает на мягкость предшествующего согласного, обозначенного буквой «дэ»;

твердость [т] передается графическим слогом «та», где буква а обозначает [а] и указывает на твердость предшествующего согласного, обозначенного буквой «тэ».

б/ в обозначении на письме [ј]:

буква я в положении «конец слова, после буквы и» обозначает два звука: [јъ].

5. Буква «дэ» имеет два главных значения, так как может обозначать [д] и [д’]: [док] – [д’ук]. Это двузначная буква. Фонема /д/ является парной по глухости-звонкости, поэтому буква «дэ» может иметь второстепенное значение, обозначая [т], [т’]: ло[т]ка, когда-нибу[т’]. Следовательно, буква «тэ» многозначная. В слове она выступает в главном значении.

Буква «эс» имеет два главных значения, так как может обозначать [с] и [с’]: [сон’]я и [с’эн]о, т.е. это двузначная буква. Фонема /с/ является парной по глухости – звонкости, поэтому буква «эс» может иметь второстепенное значение, обозначая [з] и [з’]: [зб]росил, [з’д’]елал, т.е. это многозначная буква. В данном слове она выступает в основном значении.

Буква «тэ» имеет два главных значения, так как может обозначать [т] и [т’]: [том] – [т’ом]а. Это двузначная буква. Фонема /т/ является парной по глухости – звонкости, поэтому буква «тэ» может иметь второстепенное значение, обозначая [д], [д’]: по[дб’]ить, по[т’с’]елить, т.е. буква «тэ» многозначная. В слове она выступает в главном значении.

Буква «цэ» имеет одно главное значение, так как обозначает сильную фонему /ц/. Это однозначная буква. Фонема /ц/ является непарной по глухости-звонкости, т.е. «цэ» – немногозначная буква. В слове она выступает в главном значении.

Практические задания

Задание 17. «Современное русское письмо» № 7, стр. 40 В дореволюционном школьном учебнике русского языка П.Смирновского (1914 г.) говорится:

«Гласные звуки делят на твердые и соответствующие им мягкие:

твердые – а, о, э, у, ы,

Докажите ошибочность этих утверждений.

Задание 18. Ветв.Задание 2, стр. 59. Приведите примеры употребления букв в, т, и о в основных и второстепенных звуковых значениях.

Задание 19. Ветв Задание 1, стр. 59. Определите звуковые значения букв б, г и а в словах:

1) бор, белка, дуб, дробь;

2) город, гибель, легкий, рог, острого;

3) сам, сама, часы, лошадьми.

Задание 20. Ветв Задание 3, стр. 60. Написание следующих слов иллюстрирует нарушения всех четырех требований к идеальной графике. Определите эти нарушения:

1) рожь, путь, ель, ночь, вьюга, тень, подъём, солнце, местный;

3) путь, ель, резче, счёт, мужчина;

а) Почему некоторые слова оказались сразу в двух или даже трех группах?

б) Почему во многих случаях нельзя правильно прочесть слова без ь и ъ, которые сами по себе звуков не обозначают?

Задание 21. ВетвЗадание 1, стр. 62. Перепишите слова, подчеркните в них буквы е, ё, и, ю, я одной чертой, если эти буквы обозначают сочетание звуков «[j] + гласный».

Лес, ель, мёд, ёлка, маёвка, съемка, льёт, гости, гостьи, вьюга, юг, клюв, мяч, маяк, ясень, скамья, изъян.

Задания из книги «Лингвистические задачи»

1. Ниже зашифрована фраза на русском языке:

Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

З а д а н и е. Расшифруйте эту фразу.

1. ответ: стр.75.Зашифрованы известные строки: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие – звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте, подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м – на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о … заменяются на я, ю, ё … (и наоборот).

2. Найдите два русских слова, которые различались бы в написании, но не различались бы в произношении. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.

2. стр.75. Дуло – дула; сома – сама; рок – рог; везти – вести.

Такого рода слова называются омофонами.

3.Найдите два русских слова, которые различались бы в произношении, но не различались в написании. Придумайте несколько таких примеров для каждого языка, который Вы знаете.

10.Пусть иностранец не знает ни одного русского слова, но знает общие правила о том:

1) как читаются русские буквы;

2) как, слыша тот или иной звук в русском слове, обозначать его на письме. (Предполагается, что правила могут затрагивать не только отдельные буквы, но и их окружение, позицию в слове и т.п., т.е. основываться на любых сведениях о слове, которое можно получить, не зная его смысла.)

Даны слова: конь, сел, луч, стол, год, шкура, люк, жен, край, сдал, пух.

З а д а н и е. Определите для каждого из этих слов, сможет ли иностранец (с уверенностью, что он сделает это правильно):

1) прочитать это слово, видя его написание;

2) записать это слово, слыша, как его произносят.

В случаях, когда Вы отвечаете, что не сможете, укажите причину.

У к а з а н и е. Принимать во внимание тот факт, что согласный звук иногда может отражаться на письме удвоенной буквой, не нужно.

12. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчет, чтобы запись читалась так же? (Предполагается, что читать такие записи мы будем с ударением на последнем слоге.)

Докажите, что это можно сделать более чем 150 способами. Подтвердите возможность требуемого чтения каждой буквы или сочетания букв на примере реального написания каких-нибудь русских слов.

1. стр.75.Зашифрованы известные строки: Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.. Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие – звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте, подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м – на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о … заменяются на я, ю, ё … (и наоборот).

3. стр.75. Дуло – дула; сома – сама; рок – рог; везти – вести.

Такого рода слова называются омофонами.

4. стр. 75. Мука – мука; пили – пили; смело – смело.

Примеры из немецкого языка: ubersetzen (переправлять) – ubersetzen (переводить); modern (гнить) – modern (модный).

Такого рода слова называются омографами.

10. стр. 77-78. Представим решение в виде таблицы.

Точки в букве ё в литературе для взрослых обычно опускаются, поэтому, видя в слове букву е перед твердым согласным, иностранец

Прочитать можноПрочитать нельзя
Записать можноконь, край, пух, (сёл) сел
Записать нельзялуч, стол, год, люк, сдал (шкура, жён)жен, шкура (злого, что, модель)

12, стр. 78-79. Начальный согласный может быть передан на письме единственным способом: р; первый гласный – двумя способами: а и о (ср. просчет); ударный гласный – тремя способами: е, ё, о; конечный согласный – четырьмя: т, д (ход), тт (ватт) и дт (Кронштадт). Уже за счет этого слово может быть записано 2 3 4 = 24 способами. Осталось показать, что срединный мягкий щ можно записать по меньшей мере семью способами (7 24 = 168 150).

Почему при передаче на письме русских фамилий средствами русской и английской графики используется различное количество букв? Сравните.

В сборнике занимательных задач предложена анаграмма:»Переставьте в словах буквы так, чтобы получились названия рек и городов»:

игра (Рига), дно (Дон), остров (Ростов), мир (Рим), рука (Кура), слива (Висла), краса (Аракс), веки (Киев), муар (Амур).

Выпишите попарно только те слова, которые составлены из одинаковых букв, но различаются хотя бы одним звуком, включая парные твердые и мягкие согласные.

О б р а з е ц: игра – Рига.

Запишите следующие фамилии сначала по-русски, а затем при помощи букв иностранного языка, который вы изучаете.

Тютчев, Языков, Брюсов, Маяковский, Шагинян, Югов, Ажаев.

Подчеркните слова, при написании которых слоговой принцип русской графики позволяет экономно использовать буквы.

В правописании некоторых заимствованных слов встречаются нарушения слогового принципа русской графики при обозначении й на письме, например: почтальон (следовало бы вместо ьо писать ьё), йоги (следовало бы вместо йо писать ё), майор (следовало бы вместо айо писать аё), проектный (следовало бы вместо ое писать оэ).

Из слов, данных ниже, выпишите только слова, обозначение й на письме в которых нарушает слоговой принцип русской графики.

Военный, фойе, бульон, бельё, ёж, компаньон, район, заём, веер, конвейер, фейерверк, феерический, лояльный (старое написание – лойяльный), проект, проезд, проэкзаменовать, Аня, Майя, Рая.

1. Прочтите следующий отрывок:

Старую Русь часто обвиняют в том, что она была малограмотна и не любила книги. И совершенно напрасно.

Стоит заглянуть в первый попавшийся под руку сборник, и мы найдём какую-нибудь статью о пользе чтения книг или о том, как должно читать книги (А.И.Соболевский. О чтении книг в древней Руси. – «Русская речь», 1973, № 4, стр. 108).

2. Насколько увеличится объем этого текста, если звук й и мягкость согласных обозначать вместо общепринятых способов (старую, обвиняют) при помощи отдельных букв («старуйу», «обвиньайут»)? Выпишите слова, написание которых должно было бы измениться. Сравните количество букв в двух вариантах записи этих слов. Результаты выразите в процентах.

3. В чем заключается практическое удобство слогового принципа?

Источник

Образец графического разбора

Слоговой принцип русской графики

Сферы применения слогового принципа:

I. Обозначение мягкости и твердости согласных фонем.

• Мягкость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», «и».

• Твердость согласных перед гласными обозначается гласными буквами «э», «о», «у», «а», «ы».

Например: сэр – сер, мол – мёл, лук – люк, рад – ряд, мыл – мил.

• Мягкость согласных перед согласными или на конце слова обозначается буквой «ь».

• Твердость согласных перед согласными или на конце слова обозначается отсутствием буквы «ь».

Например: угол – уголь, полка – полька.

• Фонема перед гласными звуками обозначается гласными буквами «е», «ё», «ю», «я», («и»).

• Фонема перед согласными звуками или на конце слова обозначается специальной буквой «й».

Например: май – майка, чай – чайка.

♦ Отступления от слогового принципа: ЙОд, маЙОр, булЬОн.

♦ Методические указания. Слоговой, или позиционный, принцип русской графики является основой методики обучения грамоте (выделение слогов-слияний как основной принцип чтения).

Схема графического разбора

1. Определите количество букв и звуков в слове.

2. Назовите буквы: а) лишенные звукового значения;

б) обозначающие два звука;

в) обозначающие один звук.

3. Назовите буквы: а) с главным значением;

б) с второстепенным значением.

4. Учитывая главное значение букв, назовите:

а) однозначные буквы;

б) двузначные буквы.

5. Охарактеризуйте случаи проявления слогового принципа: а) при обозначении мягкости и твердости согласных;

6. Отметьте случаи отклонения от слогового принципа.

1. Чайные [ч’áиныjь]. В слове 6 букв и 7 звуков.

2. а) букв, лишённых звукового значения, нет;

б) буква «е» обозначает 2 звука [jь];

в) остальные буквы обозначают по одному звуку: «ч» [ч’], «а»[a], «й» [и], «н» [н], «ы» [ы].

3. а) буквы «ч», «й», «н», «ы» употребляются в главном значении, т.к. вместо них невозможно написать другие буквы;

б) буквы «а», «е» употребляются во второстепенном значении, т.к. вместо них можно написать «я» и «и» соответственно.

4. а) однозначные буквы: «ч» [ч’], «a» [a], «й» [и], «ы» [ы];

б) двузначные буквы: «н» [н] и [н’]; «е» [jэ] и [’э].

5. Слоговой принцип проявляется в данном слове:

а) при обозначении твердости согласного [н] гласной буквой «ы»;

б) при обозначении звука [j] в конце слога на стыке морфем специальной буквой «й» и при обозначении этого же звука перед гласным соответствующей буквой «е», стоящей после гласной буквы;

Запись графического анализа можно также оформить следующим образом.

6.Отклонений от слогового принципа нет.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Методика проведения фонетико-графического разбора

История происхождения алфавита русского языка……………………… 6

Звуковой состав русского алфавита…………………………………. 9

2.1 Соотношение между русской фонетикой и графикой……………………….. 9

2.2 Особенности русской графики………………………………………………. 9

3. Методика проведения фонетико-графического разбора……. 14 Заключение…………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………….18

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих). Не случайно поэтому в методической литературе отводится большое место изучению фонетики и графики в I классе.

Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью:

а) с опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

б) фонетические знания составляют основу правильного произношения слов (правильное произношение звуков, выделение ударного слога, соблюдение орфоэпических норм);

в) фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования у учащихся ряда орфографических навыков, и в частности правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих и звонких согласных в корнях слов;

г) фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логических ударений, пауз в структуре предложений и т. п.;

д) знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

Учитель постоянно (на уроках всех дисциплин) работает над четким и правильным произношением слов; часто в этих целях использует звуковой анализ слов: т-р-а-м-вай, х-и-щ-н-ы-й, т-р-а-м-п-л-и-н и др.

2. Перечень фонетико-графических умений.

Согласно школьной программе, учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений:

-умениями распознавать звук и букву,

-звуки гласные и согласные,

-согласные парные по звонкости и глухости,

-непарные звонкие, непарные глухие,

-согласные парные по мягкости и твердости,

-всегда твердые и всегда мягкие,

умениями делить слова на слоги,

находить и выделять ударный слог,

с помощью гласных букв правильно обозначать мягкие и твердые согласные на письме,

пользоваться ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным.

Хотя до школы дети практически овладевают звуковым строем речи, но это не означает, что еще до специального обучения первоклассники в состоянии разделить слово на слоги, произнести последовательно каждый звук в слове. Необходима целенаправленная работа над формированием у первоклассников указанных выше умений, что, в свою очередь, предполагает овладение такими умственными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, а также усвоение некоторых элементов знаний о природе звуков, их взаимодействии в составе слов их своеобразии по сравнению с буквами и т. п.

Консонантные алфавиты — буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки);

Слоговые алфавиты — буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разные гласные могут обозначаться близкими знаками (т. н. абугиды, типа индийского письма), а могут быть совершенно разными (напр., кана); в узком смысле может не считаться алфавитом.

Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.

Изучение алфавита в сопоставлении его состава с составом фонем (для учеников — звуков) русского языка требует от первоклассников достаточно высокого уровня обобщения. Для обеспечения успешности этой работы в практике широко используются дополнительные средства — модели, таблицы, схемы.

Многие современные буквари (азбуки) используют ленту букв, которая заполняется по мере знакомства первоклассников с новой буквой:

Графический разбор что это. hello html m1fe22fd6. Графический разбор что это фото. Графический разбор что это-hello html m1fe22fd6. картинка Графический разбор что это. картинка hello html m1fe22fd6. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

Структура ленты букв отражает соотношение изученных букв и звуков русского языка, а расположение букв отражает систему русской графики. Работа с лентой букв наглядно показывает, почему изучение букв в процессе обучения грамоте не связано с составом алфавита, а, как было уже сказано, определяется принципом частотности.

История происхождения алфавита русского языка

Примерно в 863 г. два брата Мефодий и Кирилл Философ (Константин) из Салоников (Солуни), по приказу Михаила III, византийского императора, сделали для славянского языка упорядочение письменности. Возникновение кириллицы, происходящей от греческого уставного (торжественного) письма, увязывают с деятельностью, которую осуществляла болгарская школа книжников (после Мефодия и Кирилла).

После 860 г., когда в Болгарии святым царем Борисом было принято христианство, Болгария превращается в центр, откуда начала распространяться славянская письменность. Здесь была создана Преславская книжная школа — 1-ая книжная школа славян, где переписывали оригиналы кирилло-мефодиевских богослужебных книг (церковные службы, Псалтирь, Евангелие, Апостол), выполняли новые переводы на славянский язык с греческого, появились, написанные на старославянском языке оригинальные творения (напр., «О письменехъ Чрьноризца Храбра»).

Позднее старославянский язык проник в Сербию, а к концу X в. в Киевской Руси стал церковным языком. Будучи на Руси языком церкви, старославянский язык претерпел влияние языка древнерусского. Это, по-сути, был язык старославянский, но только в русской редакции, поскольку содержал в себе живые элементы речи восточных славян. Таким образом, прародительницей русского алфавита является древнерусская кириллица, заимствованная у кириллицы болгарской и распространившаяся после крещения Киевской Руси (988 г.). Тогда, скорее всего, в алфавите имелось 43 буквы.

Позднее были добавлены 4 новых буквы, а в разное время за ненадобностью были исключены 14 старых, поскольку пропали соответствующие звуки. Раньше всех исчезают йотированные юсы (Ѭ, Ѩ), затем юс большой (Ѫ) (который в XV веке возвращался, но снова исчез в начале XVII в.), и Е йотированное (Ѥ); прочие буквы, иногда чуть изменяя свою форму и значение, остались до сегодняшнего времени в азбуке церковнославянского языка, которую долго и ошибочно отождествляли с азбукой русской. Реформами орфографии 2-ой половины XVII в. (связанными с «исправлением книг» во времена патриарха Никона) зафиксирован такой буквенный набор: А, Б, В, Г, Д, Е (с отличным орфографически вариантом Є, который порой считали отдельной буквой и ставили в азбуке после Ѣ, т. е. в позицию сегодняшнего Э), Ж, Ѕ, З, И (для звука [j] имелся отличающийся в орфографии вариант Й, который не считали отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком»), П, Р, С, Т, У (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: Ѹ и Графический разбор что это. hello html 5adaad28. Графический разбор что это фото. Графический разбор что это-hello html 5adaad28. картинка Графический разбор что это. картинка hello html 5adaad28. ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА), Ф, Х, Ѡ (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком», а ещё в составе лигатуры, которую обычно считали отдельной буквой — «от» (Ѿ)), Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Ю, Я (в 2-х формах: Ѧ и IA, которые порой считали разными буквами, а порой — нет), Ѯ, Ѱ, Ѳ, ѳ. В состав азбуки иногда также вводили большой юс (Ѫ) и букву, называемую «ик» (по форме аналогичную нынешней букве «у»), хотя никакого звукового значения они не имели и не употреблялись ни в каких словах.

В подобном виде русская азбука существовала до 1708—1711гг., т.е. до реформ царя Петра I (церковнославянская остается такой и сейчас). Тогда были упразднены надстрочные знаки (это «упразднило» букву Й) и убраны множество дублетных букв, применявшихся для записи разных чисел (с введением арабских цифр это стало неактуальным). Затем ряд упразднённых букв возвращали и вновь отменяли.

К 1917 г. в алфавите официально было 35 букв (фактически — 37): А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё не считалась отдельной буквой), Ж, З, И, (Й не считалась отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, ѳ. (Формально последняя буква в русском алфавите числилась, но фактически почти не применялась, встречаясь лишь в нескольких словах).

Результатом последней крупной реформы письменности 1917—1918 гг., стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Он стал также письменным базисом для большинства языков народов СССР, у которых до ХХ в. письменности не было или её в годы советской власти заменили на кириллицу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *