Гп в баскетболе что это в статистике
Полозов Андрей Анатольевич
Доктор педагогических наук, профессор Института физической культуры, социального сервиса и туризма Уральского Федерального Университета УГТУ-УПИ им. Первого президента России Б.Н.Ельцина, Екатеринбург. Автор 206 публикаций и 7 книг, специалист по информационным критериям, рейтинговым оценкам, информационным технологиям в области физической культуры и спорта.
В российском баскетболе ведется протокол встречи, где фиксируются следующие параметры: набранные очки (1), атакующие передачи (1), перехваты (1,4), блокшоты (1,2), подборы на своем щите (1,2), подборы на чужом щите (1,4), фолы соперников (0,5), число неточных двухочковых бросков (-1), число неточных трехочковых бросков (-1,5), число неточных штрафных бросков (-0,8), потери при передаче (-1,4), потери технические (-1), фолы (-1). В скобках указаны коэффициенты, с которыми учитываются данные параметры в итоговом уравнении. Полученное число делят на проведенное игроком на поле время, оценивая полезность игрока КПИ за каждую минуту пребывания на поле.
На сегодняшний день наиболее распространенными методами определения коэффициента эффективности (КЭ) игровой деятельности в баскетболе являются:
Вариант, предложенный российскими специалистами:
Вариант, предложенный литовскими специалистами:
КПИ = 1,5*СЩ+2*ЧЩ+1,5*ПХ+1,5*БШ+2*АВ+ШБт-1,5*ШБт+3*СБт – СБн + 4*ДБт – ДБн – 1,5*П/СВ.
Комплексный рейтинг полезности (КРП) введен «Советским спортом» в начале 2005 года. При подсчете общего количества баллов учитываются игровые показатели: очки, подборы, результативные передачи, блокшоты, перехваты, точные попадания (сумма по 2- и 3-очковым и штрафным), фолы соперников, фолы игрока, потери, броски (сумма по 2- и 3-очковым и штрафным), количество игр. Для наиболее точного определения места баскетболиста в общем рейтинге введен также коэффициент, учитывающий положение в турнирной таблице клуба, за который выступает данный игрок. Общее количество баллов, заработанных тем или иным игроком, умножается на командный коэффициент.
Примечание. О – очки, ПБ – подборы, РП – результативные передачи, БШ – блок-шоты, ПР – перехваты, ТБ – точные попадания (сумма по 2- и 3-очковым и штрафным), ФС – фолы соперников, Ф – фолы игрока, ПТ – потери, НБ – неточные броски (сумма по 2- и 3-очковым и штрафным), И – количество игр, КК – командный коэффициент.В плей-офф вместо командного коэффициента вводится кубковый коэффициент, равный 1,25 для матчей 1/4 финала, 1,5 – 1/2 финала и матчей за 3-е место и равный 2,0 для игр финальной серии.
Европейский вариант:
INDEX= (POINTS– MISSED SHOTS+ REBOUNDS+ ASSISTS+ STEALS+BLOCKS-T/OVER) /TIME PLAYED (7 MINS MIN PLAY),
где: INDEX – индекс эффективности технико-тактического мастерства игрока у.е.; POINTS – очки, количество; MISSED SHOTS – неточные броски; REBOUNDS –подборы мяча, количество; STEALS –перехваты, количество; BLOCKS – блокшоты, количество; T/OVER – ошибки (потери мяча), количество; TIME PLAYED – время пребывания игрока на площадке, минуты (минимум – 7).
PER (Player Efficiency Rating — рейтинг эффективности игрока) – эта система определения полезности игроков был разработана статистиком Джоном Холинджером (John Hollinger).
NET PER – данный показатель подсчитывается следующим образом : в каждом матче из рейтинга PER оцениваемого игрока вычитается рейтинг PER его фактического визави на площадке. По итогам сезона мы получаем число, которое показывает насколько эффективно игрок противостоял своим оппонентам по ходу всего сезона.
On/Off – Этот показатель так же известен как рейтинг «плюс/минус». Он определяется как разница между показателями команды(набранные и пропущенные очки) в те моменты, когда оцениваемый игрок на площадке и когда этого игрока на площадке нет.
PER стремится измерить степень полезности игрока за минуту, согласно темпу игры. Среднее число лиги PER всегда 15.00, который позволяет сравнивать степень полезности игрока в течении сезона.
PER принимает во внимание положительные действия, такие как броски с игры, штрафные броски, трех-очковые броски, результативные передачи, подборы, блокшоты и перехваты, и отрицательные, такие как пропущенные броски, перехваты мяча и персональные замечания. Формула добавляет положительную статистику и вычитает отрицательные через статистическую систему ценностей очка. Рейтинг для каждого игрока приспособлен к поминутной основе так, чтобы, например, запасные игроки могли рассматриваться по сравнению игроками начинающими игру. Это также приспособлено для темпа команды. В конце одно число подводит итог статистических показателей игроков в течение данного сезона.
Статьи о баскетболе
Баскетбольная полезность, производительность и эффективность в Европе и лиге ВТБ
О статистических показателях «Эффективность» и «Рейтинг производительности» в европейском баскетболе
PER – это рейтинг эффективности баскетболиста в НБА, разработанный Джоном Холлинджером, по которому считается влияние игрока на результат команды. Формула там трёхэтажная, конечно, и нас она не так сильно интересует. Недостатком её считается сосредоточенность на атакующих действиях игрока. Лучшим с показателем 27,91 среди всех игроков НБА является Майкл Джордан.
В Европе применяются показатели попроще – это «Рейтинг производительности» (PIR) и «Эффективность» (EF). Эти показатели также ориентированы на нападение, ведь намного сложнее отловить цифрами защитные действия игроков.
Performance Index Rating (PIR) считается по следующей формуле:
Подставляем цифры Жени под формулу, получаем:
( 17 + 4 + 2 + 1 + 0 + 4 ) – ( 6 + 1 + 1 + 1 + 1 ) = 28 – 10 = 18 PIR
Еще один пример на основе очень эффективной игры Антона:
( 14 + 2 + 11 + 1 + 0 + 7 ) – ( 3 + 1 + 4 + 0 + 0 ) = 35 – 8 = 27 PIR
Или вот пример игры Алексея в победе над Пао:
( 20 + 2 + 4 + 1 + 0 + 5 ) – ( 10 + 1 + 2 + 0 + 2 ) = 32 – 15 = 17 PIR
Теперь взглянем на «Эффективность» ( EF ). Она учитывает меньше показателей, не беря во внимание фолы и накрытые соперником броски.
Её можно продемонстрировать на примере матча сборной России против сборной Франции в День защитника отечества.
( 7 + 4 + 1 + 2 + 0 ) – ( 2 + 0 + 1 ) = 14 – 3 = 11 EF
( 17 + 4 + 4 + 0 + 1 ) – ( 7 + 2 + 5 ) = 26 – 14 = 12 EF
( 0 + 0 + 0 + 1 + 0 ) – ( 3 + 0 + 0 ) = 1 – 3 = -2 EF
Как видно, эти показатели с одной стороны весьма говорящие, с другой – недосказывающие. Видно, что эффективность Петра Губанова, который меньше брал на себя инициативу, и Дмитрия Кулагина, который больше всех владел мячом, получилась практически равной из-за большого количества потерь и промахов второго. А Евгений Бабурин в какой-то момент игры вообще имел полезность «+14», при нулях во всех статистических показателях. В итоге его эффективность получилась даже отрицательной, но при нем на паркете, команда суммарно наиграла на «+12». И дважды его ключевые защитные действия привели к бросковым позициям Сергея Карасева. В конце основного времени он спровоцировал потерю французов в их краске, что позволило Сергею совершить бросок, который мог быть победным, но в статистике Бабурина это никак не отражено. В овертайме же Евгений совершил чистый перехват и дошел до самого кольца соперников с ведением, но промахнулся. А тот же Карасев вторым темпом добивал мяч, заработав право пробить штрафные, что подтянуло россиян в счете. Так вот, если бы не было того самого перехвата, французы бы еще могли провести свою атаку, а так у нас получилось на одно нападение больше.
По той же схеме считается эффективность «Эфф» и в Единой лиге ВТБ. Проверим её на примере рекордного матча Стевана Еловаца.
( 49 + 15 + 1 + 1 + 1 ) – ( 8 + 2 + 2 ) = 67 – 12 = 55 Эфф
Вывод такой. Цифры эти интересные и показательные, но их все надо рассматривать в комплексе, чтобы как-то рассуждать о полезности, эффективности, производительности игроков.
Статистическая оценка баскетболиста
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа
Описание работы
Соревновательная деятельность в баскетболе представляет собой спортивное единоборство двух команд, и результат этой борьбы зависит от множества факторов и действий более чем десяти игроков. Объективную информацию об эффективности соревновательной деятельности в баскетболе дают результаты соревнований. Однако спортивный результат как интегральный показатель не всегда детально информирует о составе и структуре тех или иных технико-тактических действий, победа или поражение сами по себе не дают конкретной информации об эффективности каждого из игроков в отдельности. Игровая деятельность баскетболистов состоит из большого количества игровых показателей в нападении и защите. Поэтому возникает задача оценить действия игрока на площадке с помощью каких-либо статистических показателей. Было созданы множество формул коэффициента полезности игрока, но ни одна из них, пожалуй, не отражает адекватно совокупность индивидуальных и командных действий игрока. Традиционно игрок оценивается по следующим действиям, произведенным на площадке: набранные очки, атакующие передачи, перехваты, блок-шоты, подборы, фолы соперника, фолы собственные, промахи, потери.
Содержание
1.1 История развития баскетбола 4
1.2 Статистические методы, используемые для оценки эффективности игрока 9
2.1 Обзор существующих статистических подходов к оценке полезности игрока 14
2.2 Разработка методики оценки полезности игрока 19
2.3 Рекомендации к применению разработанной методики 22
Список литературы 28
Работа содержит 1 файл
Возможность статистической оценки действий игрока в баскетболе (окончательный вариант).doc
СЩ – подборы на своем щите
ЧЩ – подборы на чужом щите
ФС – фолы соперника на игроке
СБн – неточные средние броски
ДБн – неточные дальние броски
ШБн – неточные штрафные броски
ПП – потери при передаче
ПТ – потери технические
СВ – сыгранное время
Видно, что КПИ представлен в комплексе с другими показателями, такими как сыгранное время (СВ) и показатель +/-, который показывает, выигрывала или проигрывала команда, пока данный игрок находился на площадке. Именно этот показатель во многом отражает оборонительную игру. Этот комплекс показателей позволяет достаточно эффективно оценить действия игрока.
В этой формуле очень много субъективного, в то время как задача статистической отчетности – представить наиболее объективное отражение действительности. Из практики использование этой формулой становится ясно, что основные недостатки это:
Подборы – в первую очередь прерогатива высоких игроков, у них в этом компоненте очевидное преимущество перед защитниками. Действительно, в статистических отчетах Чемпионата России Суперлиги «А» в первой десятке по подборам не игроков с амплуа «защитник». В это время множитель про «статсах» СЩ и ЧЩ соответственно раны 1.2 и 1.4. Из остальных показателей объективное преимущество у низкорослых игроков есть только в возможности набирать показатель АВ, исходя из функции на площадке. Одна практика показывает, что игроки на других позициях также могут совершать много передач. Игрок ЦСКА Виктор Хряпа форвард, но в среднем совершает 4.1 АП (передачи, после которых партнер попал в корзину), что является третьим результатом в Суперлиге «А». В остальных статистических показателях игроки на разных позициях имеют примерно равные возможности для их набора.
Безусловно, в формуле учтены защитные «статсы», такие как ПХ – перехваты и БШ – блок-шоты, но для отражения игры в защите их недостаточно. Игрок, специализирующийся на оборонительных действиях чаще будет иметь более низкий КПИ по данной формуле, чем игрок откровенно атакующего плана. Важное значение имеют такие показатели как:
Часто игроки вынуждают соперника потерять мяч, но дело не заканчивается перехватом, который будет отражен в статистике, или один или несколько игроков вынудили соперника отдать передачу, которая была перехвачена. Эти игроки, безусловно, совершили полезное действие, но в статистике оно отражено не будет.
Этот показатель также упущен из виду, однако он существенно отличается от «статса», в который он включен – ФС. Если игрок вынудил соперника получить на себе фол в нападении, то он совершил очень полезное действие – одновременно заставил соперника нарушить правило и совершить потерю. Это действие недооценено в КПИ РФБ. Оно должно быть отдельным показателем. Возможно это оно совершается не так часто и у большинства игроков в этой графе будут нули, однако ситуация с блок-шотами примерна та же. Упущение этого показателя явный недостаток.
В этот аспект можно отнести учет такого «статса» как потери соперника, пока игрок находится на площадке, что приведено выше. Также недостаток этого коэффициента, что его значение не зависит от показателя +/-. Включение его в формулу КПИ могло бы точнее отразить общую полезность игрока не площадке, как в защитных действиях, так и в нападении.
Если добавить эти три пункта в КПИ, то он станет отражать игру в защите лучше. Позже рассмотрим интеграцию этих показателей на примере.
Наиболее спорным моментом является умножение каждого показателя на коэффициент. Эти коэффициенты очень субъективны. Рассмотрим на простом примере. Что важнее перехват или блок-шот?
«Перехват позволяет завладеть мячом и организовать свою атаку, быстрый прорыв или позиционное нападение, а вот накрывание не дает гарантии владения мячом, да и где гарантия, что не будь блок-шота, мяч попал бы в кольцо? Поэтому перехват важнее».
«Перехват срывает атаку противника, но не обязательно в завершающей стадии, и не всегда ведет к быстрым отрывам. Блок-шот же, как правило, делается возле щита, и прямо спасает от взятия корзины, то есть он по сути равен 2 очкам». И так можно спорить бесконечно.
С подборами более ясно. Подбор на своем щите сделать объективно легче, чем на чужом, отсюда и разница в коэффициентах.
С потерями тоже проще, техническая потери ведет просто к передаче мяча противнику, а потеря при передаче – к возможности быстрого прорыва соперника.
Передача имеет такой же вес, как и набранное очко. Действительно, заслуга ассистента не должна быть недооценена, поэтому здесь, вроде как, все логично.
Веса при промазанных бросках с различных дистанций тоже объяснимы. Исходя из допустимого процента попаданий: процент «с игры» примерно 30 – это пороговая величина, ниже – плохо, выше – неплохо. Отсюда и коэффициенты 1.5 и 1 соответственно. За порог для штрафных бросков применяется значение 80 процентов. Но пробивание штрафных обязательно значит фол соперника, что тоже позитивно влияет на КПИ, поэтому и порог довольно высокий.
В баскетбольной статистике Российской Федерации этот коэффициент используется давно, и любой игрок любой из лиг России, увидев после игры свой КПИ, сможет по одной цифре примерно оценить свою эффективность. Для тех же, кто сам непосредственно не участвует в игре, часто бывает сложно понять по одной цифре, как сыграл тот или иной игрок. Поэтому необходимо дать некоторые разъяснения и рекомендации.
Теоретически, разброс значений может быть очень большой. Например, игрок играл 30 секунд и забил 2 очка, больше никаких действий не совершал. КПИ будет равен 4. Если же игрок за это время сделал только один промах со средней дистанции, то КПИ = (-2).
У игроков же, проводящих на площадке значительное время это показатель варьируется и оценивается примерно следующим образом:
Возможные улучшения этого коэффициента заключаются в пересмотре весов при показателях и добавлении «статсов», дающих возможность более точно оценить игру в защите. Поэтому видоизмененная формула КПИ РФБ может выглядеть так:
КПИ=(О+АВ+1,3*ПХ+1,3*БШ+1,1* СЩ+1,2*ЧЩ+0,5*ФСз+1.4*ФСн+0.2* (+/-)+0.2*ПС–СБн-1,5*ДБн–0,8* ШБн–1,4*ПП–ПТ–Ф) / СВ
АВ – атакующие передачи (передачи, после которых партнер произвел бросок)
СЩ – подборы на своем щите
ЧЩ – подборы на чужом щите
ФСз – фолы соперника на игроке в защите
ПС – потери соперника, пока игрок находился на площадке
СБн – неточные средние броски
ДБн – неточные дальние броски
ШБн – неточные штрафные броски
ПП – потери при передаче
ПТ – потери технические
СВ – сыгранное время
Необходимо дать некоторые пояснения сделанным изменениям. Во избежание споров, что важнее перехват или блок-шот, они сделаны равноценными. Уменьшен вес подборов, чтобы не завышать КПИ для высокорослых игроков, как это было в КПИ РФБ. Добавлены такие «стасты», как: фолы в нападении на игроке – имеет большой вес, так как это и перехват и фол соперника одновременно, потери соперника пока игрок на площадке – коэффициент равен 0.2, так как на площадке находится 5 игроков, и, соответственно, они и делят между собой эту потерю. Если игрок совершает перехват или блок-шот, при котором мяч остается у его команды, то ему в этом моменте не увеличивается этот показатель, чтобы не учитывать одно действие два раза. В противовес потерям соперника можно было учитывать потери своей команды, пока игрок находится на площадке, но в этом случае чаще виноват один игрок, поэтому был увеличен лишь относительный вес потерь перед весами атакующих показателей.
Учет в формуле показателя +/- происходит по схожей схеме, значение учитывается с коэффициентом 0.2, так как на площадке в один момент присутствуют 5 игроков одной команды. В остальных показателях руководствуемся теми де доводами, что и при расчете по КПИ РФБ.
Проведем анализ на примере финального матча чемпионата АСБ Сибирского Федерального Округа между командами СФУ (Красноярск) и ТГАСУ (Томск).
|
В данном отчете КПИ рассчитывается по формуле РФБ.
Также в данном статистическом отчете не принят во внимание коэффициент +/- и потери соперника, пока игрок находился на площадке (посчитаны мной лично). Они приведены ниже:
БЕЙГЕЛЬЗИМЕР Глеб 27 9
ЛЕБЕДЕВ Алексей 19 12
СЕМЧЕНКО Александр 29 13
ГОРЯЧКИН Александр 2 8
БОЯРКИН Антон 15 12
КАРЕЛИН Артем 2 12
ИВАНОВ Никита 20 9
Вся команда 135 79
Показатель +/- определяет, какой был результат игры, пока игрок находился на площадке.
Например, пока Алексей Лебедев находился на площадке, команды СФУ набрала на 19 очков больше, чем соперники.
Ниже приведены расчеты КПИ трех видов для сравнения, КПИ РФБ, КПИ, рассчитанный по представленной формуле, но без учета показателя +/-, КПИ, рассчитанный с учетом всех изменений и дополнений.
КПИ РФБ КПИ (новый), без учета +/- КПИ (новый)
БЕЙГЕЛЬЗИМЕР Глеб 0,258455176 0,328607296 0,527987003
ЛЕБЕДЕВ Алексей 0,343434343 0,393939394 0,521885522
СЕМЧЕНКО Александр 0,773809524 0,813492063 1,005291005
ГОРЯЧКИН Александр 0 0,104575163 0,130718954
БОЯРКИН Антон 0,31771247 0,389197776 0,508339952
Гп в баскетболе что это в статистике
В соответствии и другими публикациями ФИБА, игроки на площадке обозначаются номерами от 1 до 5. Запасные номерами от 6 до 12.
БРОСОК С ПЛОЩАДКИ (FGA и FGM)
(Field goal attempt & Field goal made)
Попытка броска с площадки (FGA) записывается игроку в любое время, когда он бросает, вбрасывает или добивает живой мяч в корзину соперника, пытаясь забить мяч, и тогда, когда мяч не попадает в корзину или не засчитывается.
Попытка броска с площадки (FGA) не записывается бросающему игроку, если мяч не засчитывается в связи с нарушением правил нападающим игроком (помеха мячу).
Мяч, забитый с площадки (FGM) записывается игроку в любое время при успешной попытке броска с площадки или в ситуации когда мяч засчитывается в результате нарушения правил защитником (помеха мячу).
Когда игрока или любого его партнера фолят при броске в прыжке, и бросок успешный, тогда попытка броска с площадки должна также записываться.
Попытка броска с площадки (FGA) не записывается, если в то время когда игрок совершает бросок, игрок его команды совершает нарушение или получает фол до того как мяч покинул руки бросающего. В этом случае Судья должен назначить нарушение или фол и показать, что мяч не защитывается. Это означает, что мяч не был выпущен в попытке броска, т.е. попытка броска с площадки (FGA) не состоялась.
Если нарушение или фол совершаются игроком, бросающим мяч по корзине или игроком из любой команды после того, как мяч выпущен при броске, FGA записывается потому, что бросок будет засчитан в случае попадания.
ИСКЛЮЧЕНИЕ. FGA не записывается, если бросок нападающего аннулируется из-за помехи мячу нападающим.
Если защищающаяся команда имеет 4 командных фола и защитник фолит нападающего совершающего попытку 2-х очкового броска, может быть трудно определить был ли мяч в полете прежде, чем выполнен бросок т.к. судьи присуждают два штрафных броска в любом случае, независимо был ли это фол при броске, или же это 5 командный фол. Статисту необходимо очень внимательно смотреть на судейский жест, который отменяет бросок или показывает, что фол был до броска. Если имеется сомнение, статист принимает решение по принципу «наибольшего наказания», и должен воспринимать это как будто фол был совершен раньше и FGA не записывается нападающему.
Если бросок с площадки является результатом случайного броска мяча в свою корзину, мяч засчитывается и записывается капитану команды соперника. Капитану на площадке должно записываться оба FGA и FGM.
Добивание мяча нападающим засчитывается как FGA (и подбор на чужом щите записывается), если игрок установил достаточный контроль над мячом при добивании. Если происходит попадание, то предполагается что и контроль был. Если существуют сомнения относительно того, контролирует ли нападающий мяч, считается что имеет, если мяч касается либо кольца, либо щита после того, как покинул руки игрока.
Блок-шотами считаются попытки бросков, если нападающий был в броске перед тем, как мяч был блокирован. Если имеются сомнения, намеривался ли игрок бросить мяч или нет, то считается, что такого намерения у него не было. По нашему мнению, мы определяем процесс броска как движение вверх и/или вперед к корзине с намерением попытки взятия корзины.
Блок-шоты учитываются как попытки, если нападающий находился в процессе броска перед тем, как мяч был накрыт. Если существуют сомнения относительно того, намеревался ли игрок выполнить бросок, это не должно расцениваться как попытка броска. С этой целью мы определяем процесс броска как непрерывное движение, обычно направленное вверх по направлению к корзине с целью выполнить бросок.
Зоной трудности, которая может возникнуть у статистика, является вопрос, была ли попытка броска или передачи. Нападающий часто действует, как будто бросает мяч в корзину, но в последний момент передает мяч партнеру по команде. Передача над корзиной наиболее подходящая тема для спора, особенно, если игрок не делает попытки бросить мяч в корзину. В этом случае должна назначаться потеря мяча вместо FGA.