Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что

Происхождение политики

Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а так же мораль.

С чем был связан генезис политики? История политической мысли дает различные ответы на этот вопрос.

Первым представлением о природе политики было теологическое, объясняющее происхождение ее, как и в целом человеческой жизни, из божественной воли.

Другим распространенным подходом стала антропологическая трактовка, обосновывающая необходимость политики природой человека. Так, определение человека как существа политического, высказанное Аристотелем, подчеркивало, что политическое общение отвечает природе человека и его стремлению к благу. Вне политики он либо животное, либо божество, ибо животное и бог не нуждаются в законах и правах. Начальными формами политического общения выступали семья и селение, а высшей формой – государство. Политика позволила человеку обуздать собственное эгоистическое животное начало и воплотить общую пользу и справедливость. Близкую мысль в ХVII в. выскажет английский мыслитель Т. Гоббс, который трактовал природу человека как эгоистическую и жадную, что порождает в обществе «войну всех против всех». Инстинкт самосохранения и естественный разум подсказывают людям необходимость создания такого политического института, как государство. Таким образом, политика формируется благодаря возвышению человека над собственным звериным состоянием, а сама политика превращает животное в человека. Гоббс исходил из биологической природы человека, распространяя на нее свойства живой природы.

Признание общих для человека и животного начал (общих инстинктов, моделей поведения) лежит в основе современных биологических трактовок природы политики. Так, согласно представлениям австрийского этолога К. Лоренца, человеку, как и любому животному, присущи агрессивность и инстинкт борьбы за выживание, при этом, в отличие от более опасных животных, менее опасные существа – люди – обладают более слабым, сдерживающим агрессивность, началом. Именно агрессивностью Лоренц объяснял многочисленные войны, конфликты и революции, хотя считал возможным ее ослабление и ограничение проявлений в открытых формах посредством контроля.

Биологические трактовки происхождения политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия. Оригинальную теорию перехода общества из предсоциального в социальное, в т.ч. и политическое, состояние разработал З. Фрейд. Он исходил из того, что политика есть проявление либидозной энергии индивидов. Так, государство и право выступают как заменители некогда существовавшего прародителя («отца»), который был убит сыновьями, восставшими против монополии «отца» на сексуальное наслаждение. Таким образом, природа власти и политики коренится в бессознательном – в либидозном комплексе и в чувстве вины. Фрейд считал, что в отношении людей к лидерам и государству проявляться детская тоска взрослого человека по некогда существовавшему отцу. К ним индивид будет испытывать противоположные чувства – одновременно требовать защиты (патернализма) и ненавидеть (критика и недовольство властью).

Согласно социальной трактовке, политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Первобытное общество было социально-однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики, хотя была власть, осуществляемая всеми взрослыми членами рода. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновения государства, а вместе с ним и политики. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.

Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. 640 1. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-640 1. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка 640 1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Общественные изменения были производными от неолитической революции, которая изменила все формы хозяйства и образ жизни людей. С неолитической революцией историки связывают появление металлических орудий труда, переход от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), к оседлому образу жизни, появление городов. В конечном счете, это привело к изменениям во властных отношениях. Логику появления политики можно представить следующим образом:

1. Рост продуктивной деятельности человека сделал возможным прибавочный продукт, который трансформируется в частную собственность. Частная собственность способствовала:

· дальнейшему разделению труда и развитию экономики, в частности росту обмена, торговли, появлению ремесел, городов. Тем самым складываются различные социальные группы, усложняются формы экономических взаимоотношений;

· росту автономии личности, ее независимости от власти «целого» (рода, племени). С тех пор социальный статус обособленного человека стал определяться не родственными связями, а экономическими возможностями и богатством. Это потребовало формирования институтов, направленных на обеспечение прав и самостоятельности личности;

· усилению имущественного расслоения, складыванию различных классов и групп с противоположными интересами и конфликтными формами взаимоотношений.

2. Углубление социальной дифференциации по этническому и религиозному признаку.

3. Рост плотности населения и потребности расширения сферы земледелия и скотоводства породили территориальные притязания племен друг к другу. Актуальной стала проблема сохранения территориальной целостности и независимости от внешних посягательств.

Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов – традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура – государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и естественные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или ярко выраженное стремление к доминированию – у одних и, наоборот, желание быть ведомыми – у других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальном, т.е. в разном доступе к богатству, власти, в престиже.

Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство.

Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. В первобытном обществе она не носила политического характера. Французский политолог М. Дювержевыделил три исторические формы власти:

1) анонимная, которая распылена между всеми членами рода (у некоторых племен даже не было старейшин, принятие решений осуществлялось всеми взрослыми членами рода);

2) индивидуализированная, связанная с выделением особого статуса вождя племени;

3) институционализированная, связанная с появлением особого института – государства.

Первые две формы власти носят догосударственный характер, а такие общества называют потестарными (от лат: potestas – власть). Как правило, возникновение политики исследователи ассоциируют с возникновением государства, когда власть приобретает государственно-публичный характер.

С появлением государства (первые государства возникают 5 тысяч лет назад в Месопотамии и Египте) связан переход от неполитической (племенной кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества, с помощью рычагов административного и правового регулирования общественных отношений. Потребность в отстаивании своих интересов породила объединение людей в различные ассоциации (партии, общественные объединения).

Источник

Почему возникла политика

Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. 1 525518ff1edb4525518ff1edf1. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что фото. Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что-1 525518ff1edb4525518ff1edf1. картинка Говоря об истории возникновения политики можно утверждать что. картинка 1 525518ff1edb4525518ff1edf1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Возникновение политики – это обусловленный объективными причинами, исторически закономерный процесс. Человек, живя в небольшом племени, каждый день вступал в страшную схватку с миром дикой природы. Подчиняясь воле вождя, далекий предок современного человека должен был решить первостепенную задачу – выжить.

Когда люди научились разводить скот, сеять хлеб и строить надежные жилища, то качество их жизни вышло на принципиально новый уровень. Теперь люди перестали массово гибнуть на охоте, всем хватало еды, и даже появились излишки. Правящие круги старались не только приумножить свои богатства, но и закрепить право на пользование ими. Стремление овладеть материальными благами и является одной из первых предпосылок возникновения политики.

Еще одной причиной усложнения структуры управления в древнем мире стала угроза войн. Часто после очередного стихийного бедствия племя теряло большую часть скота и посевов. Чтобы прокормиться, люди нападали на другие племена. И угроза разорения побудила вождей объединяться в племенные союзы, чтобы совместно противостоять врагам. Но при объединении ни один из древних правителей не хотел терять собственную власть и привилегии, а значит необходимо было принять ряд выгодных условий, на которых произойдет создание союза. Так структура общества постепенно усложнялась, а вожди начали постигать искусство переговоров, чтобы защитить интересы племени и убедить союзников в своей правоте.

Новый виток развитие политики получило с появлением первых городов. Сам термин «политика» переводится с греческого как полис, т.е. город. Для организации стабильной жизни в городах уже недостаточно было крепкой руки вождя. Появились новые социальные проблемы, требовалось разделение властей, т.к. один человек физически уже не мог контролировать все сферы жизнедеятельности общества. Эти и другие факторы способствовали появлению первых законов, гарантом исполнения которых был глава города.

У правителя, как правило, были оппоненты, желавшие занять его место. Но если в первобытном племени стать вождем мог человек, вызвавший на поединок действующего правителя и победивший его, то в античности подобные вопросы уже не решались силой. Необходимо было сплотить вокруг себя сторонников, убедить общество в необходимости перемен и принять ряд мер для получения власти. Данные условия и стимулировали развитие политики.

Источник

1. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода …
(+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности
как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом
везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал
не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как …
верховенство
моноцентризм
(+) публичность
всеобщность

3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации
аффективной
(+) познавательной
поведенческой
оценочной

4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: …
Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти
Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры
(+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства
Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед

5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике …
лидера-охранителя
лидера-ренегата
лидера-последователя
(+) лидера-реформатора

6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается …

организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть
группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)
(+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …
прокуратура
Министерство юстиции
(+) суд
Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)

8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии:
Идеологические и прагматические
(+) Правящие и оппозиционные
Кадровые и массовые
Автократические и демократические

9. Партии, находящиеся в оппозиции:
Вообще не обладают политической властью
(+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии
Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий

10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию:
Социального представительства
(+) Социальной интеграции
Социальной адаптации
Социальной стратификации

11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий:
Плюралистическая
(+) Многопартийная
Гетерогенная
Дихотомическая

12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство:
При многопартийной системе без доминирующей партии
Многопартийной системе с доминирующей партией
Системе «двух с половиной партий»
(+) Бипартизме

13. Однопартийная система и демократия:
Понятия, которые вполне совместимы друг с другом
Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти
(+) Понятия, которые несовместимы вовсе

14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают:
(+) Политические партии
Государственные органы
Избиратели
Лоббистские структуры

15. В либеральной традиции государство трактуется как …

Источник

политология. Политология

ПОЛИТОЛОГИЯ
1. Свобода частного предпринимательства входит в число неотчуждаемых прав и свобод личности и предстает как свобода …

(+) с выгодой для себя создавать общественно значимые материальные и нематериальные ценности
как право на девиацию в тех сферах, которые не регулируются законом
везде и любой ценой делать деньги, получать прибыль, приращивать капитал
не ограниченная ничем, кроме закона, стоящего на страже интересов других

2. То обстоятельство, что государственная власть выступает от имени всего общества, предопределяет такую специфическую ее черту, как …

верховенство
моноцентризм
(+) публичность
всеобщность

3. Знания о мире политического характеризуют политическую культуру через призму … ориентации

аффективной
(+) познавательной
поведенческой
оценочной

4. Реальной истории возникновения политики соответствует суждение: …

Политики (правители) появились, потому, что сильно стремление отдельных людей к власти
Политику привнесли в общественную жизнь политические партии и их харизматические лидеры
(+) Политика – результирующий продукт усложнения отношений между людьми, связанного с возникновением семьи, частной собственности и государства
Политику выдумали древние мудрецы, решившие облагодетельствовать человечество намного веков вперед

5. По отношению к отцу-основателю советского государства В.И. Ленину Б.Н. Ельцин предстает в облике …

лидера-охранителя
лидера-ренегата
лидера-последователя
(+) лидера-реформатора

6. Под политической элитой как групповым лидерством понимается …

организационно упорядоченная группа, объединяющая приверженцев той или иной идеологии и служащая для борьбы за власть
группа давления, воздействующая на власть с целью обеспечения специфических интересов той или иной общности людей (профессиональной, этнической и т.д.)
(+) привилегированное меньшинство, непосредственно участвующее в принятии важнейших политических решений

7. В РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет …

прокуратура
Министерство юстиции
(+) суд
Омбудсмен (уполномоченный по правам человека)
8. В зависимости от места, которое партия занимает в политической системе, различают партии:

Идеологические и прагматические
(+) Правящие и оппозиционные
Кадровые и массовые
Автократические и демократические

9. Партии, находящиеся в оппозиции:

Вообще не обладают политической властью
(+) Обладают, но в масштабах, меньших, чем правящие партии
Имеют объем власти, не уступающий объему власти правящих партий

10. Стремясь объединить различные слои населения вокруг своей программы, партия тем самым выполняет функцию:

Социального представительства
(+) Социальной интеграции
Социальной адаптации
Социальной стратификации

11. Наиболее общее название партийно-политической системы, обозначающее наличие в стране трех и более партий:

Плюралистическая
(+) Многопартийная
Гетерогенная
Дихотомическая

12.Самой высокой стабильностью характеризуется правительство:

При многопартийной системе без доминирующей партии
Многопартийной системе с доминирующей партией
Системе «двух с половиной партий»
(+) Бипартизме

13. Однопартийная система и демократия:

Понятия, которые вполне совместимы друг с другом
Понятия, которые, если и совместимы, то лишь отчасти
(+) Понятия, которые несовместимы вовсе

14. Политический рынок очень часто определяют как «рынок власти». Основными производителями политического товара на этом рынке выступают:

(+) Политические партии
Государственные органы
Избиратели
Лоббистские структуры
15. Отрасль политологии, в которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия разнообразных политических объектов, называется:

+б) Сравнительная политология;

в) Прикладная политология.
16. Какой период развития характерен для современной политической науки:

в) Институциональный.
17. Кто из философов утверждал, что государство не может быть продуктом общественного договора:

г) Г.В.Ф. Гегель.
18. Представительство интересов политического меньшинства осуществляется:

а) Массовой партией;

б) Правительственной партией;

+в) Оппозиционной партией;

г) Кадровой партией.
19. Кому принадлежит определение человека как «политического животного»:

г) Ж.Ж. Руссо.
20. Какая из приведенных ниже идей не была характерна для русской политической мысли периода Средневековья:

а) Церковная власть должна иметь превосходство над светской властью;

+б) Светская власть должна иметь превосходство над церковной властью;

в) Царская власть имеет божественное происхождение.
21. Какой способ влияния на органы власти составляет основу нелегального лоббизма:

а) Личные встречи, контакты, переговоры;

в) Финансирование избирательных компаний;

+г) Прямой подкуп должностных лиц.
22. Особый вид государственного устройства, основанный на безусловном подчинении всех граждан и общества в целом системе права, носит название:

а) Социального государства;

б) Тоталитарного государства;

+в) Правового государства.
23. Избирательная система, при которой избранным является тот кандидат, за которого было подано больше всего голосов – это:

+а) Мажоритарная система;

б) Пропорциональная система;

в) Смешанная система;

г) Преференциальная система;

д) Полупропорциональная система.

24. Понятие «форма правления» означает:

а) Административно-территориальное деление страны;

б) Политический режим в государстве;

+в) Структуру высших органов власти в государстве и распределение власти между ними;

г) Легитимность власти.

25. В Российской Федерации президент:

а) Может распустить верхнюю палату парламента;

+б) Может распустить нижнюю палату парламента;

в) Не может распустить нижнюю палату парламента.
26. Какое определение политического института характерно для современной политологии:

+б) Это комплекс правил, принципов, норм и установок, характеризующих качество политической системы общества и регулирующих политическое поведение и деятельность людей.
27. В президентской республике правительство несет политическую ответственность перед:

в) Верховным судом;
28. Формой правления в Российской Империи XIX века была:

а) Парламентская республика;

б) Президентская республика;

в) Полупрезидентская республика;

+г) Абсолютная монархия;

д) Дуалистическая монархия;

е) Парламентская монархия.
29. Совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории, носит название:

б) Гражданского общества;

18. Власть не вещь, которой обладают, и не собственность одного индивида или группы – это всегда отношение, которое предполагает …

1) зависимость одной из взаимодействующих сторон от другой

2) взаимозависимость взаимодействующих сторон

Источник

ГДЗ история России 8 класс Захаров, Пчелов Русское Слово 2020 Задание: §4 Преобразования Петра I

Стр. 32. Вспомните

Что изменил Пётр Великий в Российском государстве?

Пётр Великий изменил высшие органы государственной власти (Сенат вместо Боярской думы, коллегии вместо приказов), административное деление страны (разделение на губернии, провинции и уезды), управление православной церковью (Синод вместо патриаршества), налогообложение (введение подушной подати) и объединил дворянское сословие (уравнял вотчины и поместья).

Как оценивали современники и потомки сущность и значение его реформ?

Современники по-разному оценивали реформы Петра І. И хотя большинство все же говорили о них только хорошее, находились и те, кто критиковал преобразования (старообрядцы вообще открыто называли царя «антихристом»). Потомки тоже отзывались о петровских реформах в основном положительно (среди них – А.С. Пушкин). И лишь спустя более 100 лет, в 1840-х гг. стали популярны идеи о том, что Пётр І поступил неправильно, насильственно насаждая европейские обычаи и культуру, и тем самым искусственно свернул Россию с её исторического пути. И сегодня историки часто говорят о том, что преобразования Петра І хоть и были необходимыми и прогрессивными, но всё же стоили великих затрат и даже жертв (в т.ч. и человеческих).

Стр. 38. Документ №1

1. Определите, к кому, каким людям обращён этот документ. Какова цель его издания?

В этом документе идет обращение ко всем людям, желающим искать и добывать полезные ископаемые, независимо от их чина и происхождения. Цель такого документа – всячески ускорить поиск полезных ископаемых на территории Российской империи.

2. Какая роль отводится в Берг-привилегии инициативе отдельных людей, а какая — государству?

К инициативе отдельных людей относились поиск полезных ископаемых, их добычу и переработку (строительство заводов). Государству же отводилась роль контроля за добычей ископаемых (каждый искатель должен был сообщать о своей находке). Для этих целей в Санкт-Петербурге было создано специальное учреждение – Берг-коллегия. Также государство помогало деньгами тем, кто хотел построить свои предприятия, но не имел такой возможности.

3. Привлекая информацию параграфа, назовите имена исторических лиц, активно воспользовавшихся предоставленными Берг-привилегией возможностями.

Берг-привилегией, в первую очередь, воспользовался Никита Демидов. Он стал основателем семьи заводчиков Демидовых, которые занимались добычей железной руды на Урале и выплавкой металла. Их первый завод – Невьянский, был передан в собственность самим Петром І.

Стр. 38. Вопросы в конце параграфа

1. Начните заполнение таблицы «Преобразования Петра I». Систематизируйте материал о наиболее значительных реформах в названных сферах.

Создание высшего органа власти – Сената.

Замена системы приказов коллегиями.

Разделение России на губернии, провинции и уезды.

Создание магистратов для управления городским населением.

Введение подушной подати.

Уравнение в правах поместий и вотчин (Указ о единонаследии)

Введение обязательной государствен-ной службы для дворян.

Принятие Табеля о рангах.

Создание новых заводов и мануфактур

Увеличение добычи полезных ископаемых.

Расширение торговых связей со странами Европы.

Политика мерканти-лизма и протекцио-низма.

Отмена патриаршества и учреждение Святейшего Синода.

Внедрение элементов европейской культуры и быта.

2. Представьте в виде схем: а) структуру органов центрального управления, учреждённых Петром I; б) установленную им систему деления территории страны.

а) структура органов центрального управления.

б) система деления территории страны

3. Объясните, в чём заключался смысл перехода от подворной подати к подушной. Какие последствия имела эта перемена для податного населения?

Переход от подворной подати к подушной проводился для увеличения наполняемости государственной казны и усиления контроля власти над населением страны. Ведь в разных дворах могло проживать разное количество людей, а платили все дворы одинаковую сумму. Такая система была выгодна тем, у кого большие семьи. Теперь налог взымался конкретно с каждого мужчины (женщины подати не платили). Соответственно, увеличивались доходы государству. Для податного населения (крестьян и посадских людей) новая система взимания налогов означала только одно – платить государству нужно было больше. Тем более другие подати и повинности не отменялись. К тому же, отменялись льготы для тех, кто ранее освобождался от налогов (например, холопы, некоторые нерусские народы). Теперь подати платило абсолютно всё население Российской империи, кроме дворянства и духовенства.

4. Проведите ролевое обсуждение на тему «Сословная политика Петра I». Выскажите характеристику действий царя в отношении отдельных сословий (дворян, духовенства, крестьян, торговых людей и др.) от имени представителей этих сословий. Аргументируйте свои суждения фактами.

Мы, российские дворяне, полностью поддерживаем нашего государя, императора Всероссийского Петра Великого. Он дал нам то, о чём мы раньше только могли мечтать. Он уравнял нас с древними боярскими родами. Теперь наши поместья тоже можно передавать по наследству, как и их вотчины. Ни один предыдущий правитель не пошел на такое. Кроме того, теперь мы имеем возможность с помощью верной службы пробиться на самый верх. Примером для всех нас является любимец государя – князь Меньшиков, который хоть и был низкого происхождения, но сумел стать вторым человеком в России. К тому же, «Табель о рангах» четко гласит, что теперь имеют значения не знатность и происхождение, а личные способности человека. Благодаря службе теперь мы можем занять то место, на которое раньше могли претендовать только несколько десятков бояр. Также, нам очень нравится решение императора приобщить нашу страну к европейской культуре. Европа – это источник знаний и прогресса. И, в первую очередь, для нас, дворян.

Для нас правление Петра Великого не принесло ничего хорошего. Только постоянные войны, потрясения и поборы. Раньше война была уделом дворян и бояр. А наше дело – работать от рождения до кончины. А теперь ввели такое новшество как рекрутский набор. Забирают в солдаты или в матросы, что ещё хуже. Уже многих людей с соседских дворов забрали на эту проклятую войну со шведами. А она длилась не год, и не два… Оторвали здоровых, крепких мужиков от семей. Их жены и дети остались без кормильцев. И это ещё не всё. Вместо подворной подати, которую мы платили испокон веков, ввели подушную. Раньше было проще. Платили налог с одного двора, с одной семьи. Так было выгоднее. Особенно если у тебя большая семья, есть много кормильцев. А теперь всё наоборот. Чем больше семья – тем больше платить. К тому же многие забывают и о других повинностях и податях. А их никто и не думал отменять. Теперь мы должны платить и новые налоги, и старые.

Представитель торговых людей:

Мы, люди торговли, поддерживаем реформы государя Петра Великого. Он сделал очень много для торговли и развития мануфактуры. Особенно после того, как было прорублено окно в Европу. Теперь мы можем вывозить наши товары через балтийские порты без всяких пошлин и поборов. К тому же перевозить товары морем дешевле и быстрее, чем по суше. В Европе охотно покупают русское железо, полотно, пеньку, лес и лён. Так что благодаря императору, да храни его Господь, мы смогли хорошо обогатиться.

5. Используя карту (с. 24–25), расскажите о развитии мануфактурного производства в России в первой четверти XVIII в. Что ему способствовало?

В года правления Петра Великого мануфактуры в России развивались очень активно. В первую очередь это касалось текстильного производства. Они возникли в четырех городах: Москве, Ярославле, Казани и Воронеже. При этом, появлению текстильных мануфактур способствовали нужды армии и флота. Северная война, которая длилась 21 год, требовала все больше и больше ресурсов. Нужно было много пеньки для корабельных канатов, много полотна для парусов и много сукна для солдатских и офицерских мундиров.

6. Объясните, что такое политика протекционизма. Как её проводил Пётр I?

Политика протекционизма состоит в том, что государство продавало максимально много своего сырья и изделий другим странам, но в то же время существенно ограничивались закупки иностранных товаров. Считалось, что если экспорт товаров превышает их импорт, то страна богатеет. Именно это и пытался сделать Пётр І. В 1724 г. он ввёл Таможенный тариф, который предусматривал низкие пошлины на вывоз отечественных товаров, и высокие – на ввоз иностранных. Очень высокими пошлинами облагались, в первую очередь, именно те изделия, которые могли конкурировать с российскими. Соответственно, купцам стало выгодно покупать отечественные товары, а не иностранные. В результате, уже через два года российский экспорт вдвое превышал импорт.

7*. Как вы думаете, что дало основание историкам утверждать, что Пётр I сделал российское дворянство действительно служилым сословием?

Российское дворянство стало по-настоящему служилым сословием благодаря указу Петра І о единонаследии (1714 г.). Именно в данном документе уравнивались в правах древние боярские роды и служивые дворяне, поскольку поместья фактически становились вотчинами. С одной стороны, это означало, что боярство и дворянство стали единым привилегированным сословием. А с другой стороны, на всех их стало распространяться требование об обязательной государственной службе. Причем дворяне должны были служить государству пожизненно. Такое условие было вполне логичным, поскольку теперь поместья не могли дробиться, а передавались по наследству старшему сыну владельца. Для остальных сыновей государева служба была единственным способом получить заработок на жизнь. Со временем понятие службы были упорядочено. Окончательную точку в превращение дворян в служилое сословие поставил Табель о рангах 1722 г. В этом документе было выделено три типа службы (военная, гражданская и придворная), а также порядок прохождения самой службы. Более того, Табель открыл возможность стать дворянином даже лицу более низкого происхождения. Для этого нужно было дослужиться до 8-го чина. Соответственно теперь всё решали именно личные способности и умения человека, а не знатность и древность рода.

8*. Рассмотрите проблему. Что новое появилось в России с широким распространением мануфактур? Кто был владельцами мануфактур? Кто на них работал? Дополнительно. Чем отличались российские мануфактуры от западноевропейских мануфактур того времени?

Широкое распространение мануфактур в России в начале XVIII века привело к увеличению количества производимой продукции. Особенно это касалось текстильного производства. Военные нужды постоянно требовали изготовление сукна, канатов и парусов. Соответственно, возникали новые мануфактуры. Так были основаны Хамовный (ткацкий, полотняный), Кожевенный, Суконный дворы (такое название носили эти предприятия).

Владельцем мануфактур чаще всего было государство (т.н. казённые заводы). В то же время разрешалось и частное предпринимательство. Особенно это касается горной промышленности и металлургии, в которых, согласно Берг-привилегии, мог участвовать любой человек, независимо от его происхождения (например, династия заводчиков Демидовых на Урале). В таком случае владельцами мануфактур становились купеческие компании. Впрочем, не зависимо от собственника, мануфактуры петровского времени, в основном, выполняли государственные заказы.

На мануфактурах работали люди двух типов. Во-первых, свободные люди, которые шли работать на заводы добровольно и получали за это плату. Однако вольнонаёмных рабочих было мало. Во-вторых, государственные крестьяне, которых «приписывали» к заводам (т.н. приписные крестьяне). Также заводы могли покупать у помещиков крепостных крестьян. Они становились полной собственностью завода и назывались посессионными крестьянами.

Существовало два основных отличия российских мануфактур от западноевропейских. Первое состояло в том, что в России большинство мануфактур принадлежали государству, а в Европе – наоборот, частным предпринимателям. Вторым было то, что в Европе работники мануфактур были свободными людьми. Их никто не принуждал к труду. Они сами выбирали такую работу. Крепостных крестьян на мануфактурах не использовали. В России же было всё наоборот: поскольку свободных людей в стране было мало, основную работу на предприятиях выполняли приписные или посессионные крестьяне. Указанные отличия свидетельствовали о том, что в Европе рыночные отношения развиваются намного быстрее, чем в России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Государствен-ное управлениеАрмия, военное делоСословная политикаЭкономикаДуховная жизнь, культура
Подчинение армии Военной коллегии, а военного флота – Адмиралтейств-коллегии.