Говорить о музыке все равно что танцевать об архитектуре
Афоризмы и высказывания про музыку для детей и взр
Музыка глушит печаль.
Уильям Шекспир
Музыку не изучают по книжкам. Она вокруг нас.
Август Раш
Если человек не человеколюбив, что он поймет в музыке?
Конфуций
Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
Людвиг ван Бетховен
Музыка должна быть отдушиной для чувств. Музыка дает выход эмоциям, так и должно быть.
Мэттью Беллами
Музыка может изменить мир, поскольку она способна изменить людей.
Боно
Где не хватает слов, говорит музыка.
Ганс Христиан Андерсен
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан
Музыка облагораживает нравы.
Аристотель
Пусть человек шагает под ту музыку, которая ему слышится, в каком бы ритме она ни звучала.
Генри Торо
Совершенная музыка приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть музыка дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле.
Стендаль
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии.
Людвиг ван Бетховен
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни.
Бертольд Авербах
Пауки любят музыку точно так же, как и большинство наших композиторов, если понимаете.
Эрик Сати
Играть музыку – почти то же самое, что по небу летать.
Харуки Мураками
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Иоганн Вольфганг Гёте
Сделаться же музыкантом я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком. Действительно, родители хотели отдать меня в Морской корпус, так как дядя мой, Николай Петрович, и брат были моряки.
Николай Римский-Корсаков
Если мне отрубят обе руки, я буду всё равно писать музыку, держа перо в зубах.
Дмитрий Шостакович
Только музыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.
Аристотель
Теории могут быть очень красивыми. Но художник должен сочинять музыку не по теориям. Он должен ощущать музыкально прекрасное в своём сердце, он должен глубоко прочувствовать то, что он сочиняет.
Морис Равель
Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку.
Джоаккино Россини
Ничто не напоминает так прошлого, как музыка; она не только напоминает его, но вызывает его, и, подобно теням тех, кто дорог нам, оно появляется, окутанное таинственной и меланхолической дымкой.
Анна-Луиза Жермена де Сталь
Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
Дмитрий Шостакович
Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца.
Морис Равель
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Рихард Вагнер
Только музыка, способная вызывать обморок, достойна того, чтобы её слушали.
Эмиль Мишель Чоран
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Музыка образует середину между мыслью и явлением.
Генрих Гейне
Я пишу о моей жизни и я пишу о том, что я думаю, и вы знаете, каждая песня разная. Есть песни о любви и грустные песни. Это идёт из моего сердца, и это действительно всё, что я чувствую. Музыка спасла меня во многих отношениях. Она питает мою душу.
Тейлор Момсен
Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
Наша музыка, душа нашей души, те певчие русла, по которым уходит из сердца наша боль.
Федерико Гарсиа Лорка
Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике.
Джордж Сантаяна
Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.
Уолтер Патер
Итальянцы – такой музыкальный народ, без музыки не могут прожить ни минуты! Вместо того чтобы сказать “двадцать су”, как у нас, они каждый раз говорят “одна лира”.
Альфонс Алле
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше
Музыка так же мало нуждается в словах, как и скульптура.
Антон Григорьевич Рубинштейн
Знаю: для современной музыки почти нет правил. Начинают без всякой надобности с того, что попадётся под руку. Торопятся модулировать, чтобы казаться дерзкими. Несколько аккордов, считающихся ультрасовременными, – сюда гамму, так называемую китайскую – туда. Похоже на изготовление дамской шляпки, хотя и менее искусно. Заканчивают как придётся. Стоило ли начинать?
Морис Равель
Музыка вокруг нас, надо только уметь её слышать.
Август Раш
* svyazalamuzyka [-]
музыка, которая нравится одному человеку:
Самая загадочная цитата в истории рок-н-ролла
Наверное стоит сказать, мой неизвестный читатель, что у тебя может сложиться впечатление, что этот блог «о музыке» — хотя бы потому, что он посвящен описанию исключительно музыкальных феноменов. Однако, хочу заметить и утвердительно заявить, что и задумывался он и составлялся — «о людях» которые эту самую музыку делают, а неизбежные тексты описывающие музыку, здесь приведены цитатами других авторов, а ежели у меня и встречаются, то по заразной традиции. И в качестве иллюстрации этому, я приведу статью Татьяны Замировской «Самая загадочная цитата в истории рок-н-ролла» в которой собрана и проанализирована информация о выражении «писать о музыке — это то же самое, что танцевать об архитектуре».
Еще давно я заметила, что белорусские музыканты в своих интервью часто ссылаются на Фрэнка Заппу. Говорят, например: «Ну-у-у, вот Фрэнк Заппа правильно говорил: писать о музыке — это то же самое, что танцевать об архитектуре». Таким образом отстреливается сразу несколько зайцев — во-первых, ты демонстрируешь собеседнику, что знаешь Фрэнка Заппу, а это, между прочим, фигура серьезная. Во вторых, в самом деле, никакой пользы от этой музыкальной журналистики нет.
Спасительная цитата из Заппы стала полезным манифестом, поветрием, универсальным объяснением несостоятельности любого текстового рассуждения о музыке. Например, совсем недавно я в очередной раз наткнулась на то, как очередной белорусский музыкант цитирует Заппу. «Да, Заппа был прав, — говорил он, — Писать о музыке — все равно что танцевать об архитектуре». «Да с чего вы взяли, что это Заппа?» — вдруг возмутилась я.
Удивительно, но Фрэнк Заппа здесь и правда ни при чем. Хотя он отличный, конечно же: в Вильнюсе ему памятник стоит, и правильно. Но фразы про архитектуру и музыку он не говорил. Он говорил всякое, конечно. Например, говорил: «Моя музыка так и не была по-настоящему истолкована в прессе,и тому есть несколько причин. Во-первых, людям, которые пишут статьи, абсолютно всё равно, как эта музыка действует и почему она действует. К тому же, во всех случаях, когда автору не всё равно, его редактор, убежденный, что публике все равно, статью сокращает или переписывает». Еще Заппа говорил, что «музыку потребляют, не учитывая, КАК и ЗАЧЕМ она создана». И называл журналистов «некомпетентными патриархами». Правда, о рок-музыкантах он отзывался еще более жутко («От клавишников за версту несет разочарованием: они же не ГИТАРИСТЫ»). Его статья «Антропология рок-н-ролльной группы» способна довести рок-музыканта до суицида: «Существует куча причин, по которым музыканты любят исполнять на сцене соло, но в рок-н-ролле, как правило — из стремления добиться Отсоса. Во время исполнения грандиозного соло верный способ произвести впечатление крутейшего из музыкнатов — закончить соло пробегом снизу вверх по гамме, а потом ухватиться за последнюю ноту и повторять ее как можно быстрее. Смысл на всех инструментах один: «Ах, я кончаю!» (подтекст публике ясен)».
В общем, про архитектуру Заппа мог и упомянуть где-нибудь, но вряд ли. Он и без этого был достаточно красноречив, сами видите.
Тем не менее, я решительно вознамерилась определить, кому все-таки принадлежит авторство фразы «Писать о музыке — это то же самое, что танцевать об архитектуре». Вдруг выяснилось, что это самая главная загадка рок-музыки! Никто доподлинно не знает, откуда взялась данная цитата. Ее рок-корни приписывают далеко не одному Фрэнку Заппе. Например, в белорусской «Музыкальной газете» 90-х эту фразу употребляет ни кто иной, как Сальвадор Дали (впрочем, они с Заппой внешне похожи). А в зарубежной прессе эту фразу чаще всего говорит Лори Андерсон, женщина-поэт, делающая жуткую музыку. В Интернете присутсвуют тысячи версий и решений этого парадокса. Многие музыкальные журналисты считают, что впервые эту фразу произнес Элвис Костелло — по-настоящему великий музыкант, величие которого по какой-то удивительной причине так и не коснулось пост-советских стран. Костелло в интервью журналу Musician в 1983-м году однажды сказал: «Писать о музыке — то же самое, что и танцевать об архитектуре: самое глупое занятие, которое можно придумать». В официальном смысле это самый ранний упомянутый в прессе источник этой цитаты. Впрочем, многие считают, что Костелло тоже кого-то процитировал.
Целые церкви, секты и организации, исследующие первоисточник данной цитаты (это серьезно!) докопались до сомнительной правды: якобы, в журнале Musician в то время работал прекрасный и талантливый журналист Дэвид Брескин (не только журналист, но еще и поэт, музыкант и писатель), который собственноручно вписал эту цитату в интервью, чтобы сделать Костелло умнее. Вы сами прекрасно понимаете, какая это распространенная штука среди работников музыкальной прессы — анонимно блеснуть собственным остроумием, чтобы представить музыканта умнее, чем он есть. Проблема в том, что Элвис Костелло в услугах чужого интеллекта не нуждается. Еще один музыкальный журналист, Майкл Двайер (который также исследовал происхождение фразы про архитектуру и музыку), утверждает, что лично беседовал с Элвисом по этому вопросу: Элвис уверенно сказал, что не помнит, как говорил что-то подобное, и вообще, он так не считает.
Потом один из исследователей получил информацию от какого-то знакомого о том, что эта цитата была популярна во время его учебы в колледже, в начале 70-х. Во время тогдашних студенческих капустников парни устраивали перформанс «танцевать об архитектуре»: самые музыкально одаренные играли под гитару популярные в то время хипповские песни, а остальные пытались посредством танца показать самые распостраненные архитектурные памятники мира. Их, как правило, угадывали тут же (тем самым напрочь разрушая миф о нецелесообразности «танца об архитектуре»). Конечно, это все было задолго до Элвиса Костелло — поэтому автор, скорей всего, не он.
Если хорошенько покопаться в «гугле», выяснится, что цитату приписывали не только Элвису и Лори Андерсон, но и многим другим музыкантам. Где-то эту фразу, якобы, говорил Дэвид Бирн (помимо музыки, он занимается архитектурными перформансами — так что мог и сказать), а еще джазовый пианист Телониус Монк (хотя зачем ему такое говорить, не очень понятно). В номинации «джаз», впрочем, Монка настигает Чарли Мингус — в Мировой Сети эта цитата приписывается ему, как и Монку, дважды. В этой же номинации им проигрывает великий джазовый трубач Майлз Дэвис – ему эту цитату приписывают только в одном источнике. Заппа в этой статистике тоже присутствует. Правда, нигде не указан точный источник цитаты, а присутствует ссылка в такой форме: «Фрэнк Заппа (Телониус Монк, Дэвид Бирн) когда-то говорил: писать о музыке — то же самое, что и танцевать об архитектуре». Прямой речи же нигде нет, и это удивительно.
Многие исследователи считают, что автор цитаты — Мартин Мулл, известный комедиант и актер. Он употреблял эту фразу в 1982-м во время интервью газете Village Voice. А Лори Андерсон, например, цитировала другого комедийного актера — Стива Мартина. Всплыл в качестве первоисточника даже Дэвид Боуи. Правда, он говорил что-то совсем другое. Мол, все это полный идиотизм, про архитектуру можно именно что танцевать, потому что танец — это наиболее свободная и естественная форма телесной архитектуры.
Пожалуй, единственные, кому не приписывали авторство этой фразы — это группа “Битлз”. Я считаю, это совершенно зря. “Битлз” бы запросто могли такое сказать. К тому же, вокруг них накручено столько мифов, что хуже бы от очередной выдумки никому не стало.
Надо, впрочем, упомянуть, что литературоведы приписывают эту цитату великому психоделическому дедушке Уильяму Берроузу.
Что же касается классической и академической музыки, источники фразы нашлись и там. Вначале выяснилось, что шуточку про архитектуру и музыку залепила женщина-композитор 19 века Клара Шуман, пианистка, родственница того самого Шумана. Некоторые оспаривают эту версию, считая, что фраза принадлежит Игорю Стравинскому. Кстати, Фрэнк Заппа был большим поклонником Стравинского и запросто мог его цитировать. Из классических композиторов 20 века первенство по владению правами на фразу принадлежит, разумеется, Джону Кейджу. Но всех исследователей данной проблемы, без сомнения, победил человек, доподлинно выяснивший, что автор фразы — Иммануил Кант.
В общем, судя по всему, фраза «Писать о музыке — то же самое, что и говорить об архитектуре» — устное народное творчество и музыкальный мем, а не внушающая уважение гиперссылка на мысли великих людей. В Сети, кстати, присутствует огромное количество сайтов, называющихся «танцевать об архитектуре» — все посвящены музыкальной критике и журналистике. Еще существует джазовая группа «Dancing About Architecture» — там семь человек и они играют веселый фанк.
Что до Заппы, то музыкальных критиков он без особого изящества называл толпой идиотов. Без цитат. Цитаты он использовал в своей музыке. Так или иначе, дам коллегам отличный совет: если какой-нибудь музыкант при вас процитирует Фрэнка Заппу с этой его знаменитой фразой «Писать о музыке — это как танцевать об архитектуре», просто попросите его назвать хотя бы пять альбомов Фрэнка Заппы. Вот тут-то вы и повеселитесь, наблюдая за танцами ментальной архитектуры вашего респондента.
Татьяна Замировская
Больше десяти лет пишет про музыку и еще какую-то ерунду. Печатается в мертвых журналах «НАШ» и «КРОКОДИЛ» и живом журнале «ДОБЕРМАН». Является музыкальным обозреваталем «Белгазеты» и участником Деструктивной Секты Имени Первого Белорусского Мужского Глянца.
«Это все равно что…»: запятая и тире
«Говорить о музыке (—) все равно(,) что танцевать об архитектуре» — ставить ли в таких случаях тире и запятую?
Написание со связкой/союзом «все равно что/как» подробно разбирается в «Справочнике по пунктуации» «Грамоты.ру». К этой статье рекомендуем обратиться за нюансами.
Основные моменты — чаще всего запятая перед «что» внутри этой связки не требуется, однако возможна. Из приведенных «Грамотой.ру» примеров большинство без запятой. Это такие примеры, как:
Греки ведь всё равно что армяне или цыганы (А. Чехов, «Свадьба»).
Гении в науке — всё равно что парусники во флоте (Д. Гранин, «Иду на грозу»).
Спасать его — всё равно что грести против течения в потоке, в котором несутся все (Ю. Трифонов, «Дом на набережной»).
Я поблагодарил его, сел и сказал, что написать рассказ — это всё равно что прожить год жизни (К. Воробьев, «Вот пришел великан»).
Это было всё равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу… (Ф. Искандер, «Тринадцатый подвиг Геракла»).
Ранка от укуса была еле заметной, всё равно что о ежевичную колючку укололась (Ф. Искандер, «Слово»).
Другой пунктуационный вопрос при употреблении этой связки — ставить ли перед ней тире? «Грамота» говорит так: обязательно тире, если подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами (выше пример со «Спасать его…») и если есть слово «это» — «это все равно что/как» (пример с «Я поблагодарил…»).
Если подлежащее и сказуемое выражены именительным падежом существительного, тире перед связкой обычно не ставится, но возможно «для подчеркивания оттенка сравнения, содержащегося в сказуемом» (см. соответственно первые два примера).
Таким образом, верно: «Говорить о музыке — все равно что танцевать об архитектуре».
Проверим ваш текст
Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.
Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».
Говорить о музыке, всё равно, что танцевать об архитектуре. Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё. Музыка объединяет всех, кроме соседей.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Пока вы думаете о том, как правильно дышать, больше вы не сможете думать ни о чём. То есть, о кризисе тоже. А когда о чём-то не думаешь, его как бы и нет.
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Деньги — это то же, что секс: если их нет, ни о чём другом не думаешь, если они есть — думаешь обо всём, только не о них.
О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет.
Я ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу всё хорошее, что знаю о каждом.
Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чем невозможно молчать.
Говорить о том, что вы имеете реальную власть все равно как говорить о том, что вы настоящая леди. Если это произнесено вслух, это уже неправда.
Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идет о том, чтобы выразить невыразимое.
Я всё равно ни о чём не жалею – хотя бы потому, что это бессмысленно.
Всё, что у нас отнимает жизнь — нам возвращает музыка.
Опции темы
Поиск по теме
Кто же всё-таки автор этого крылатого выражения? Фрэнк Заппа? Стив Мартин? Дэвид Бирн? А может, Чайковский?
Чаще всего в интернете авторство выражения приписывается Фрэнку Заппа.
«Can anyone refer me to exactly where Frank is quoted saying: «Writing about music is like dancing about architecture»? Publication and date published would be of interest.»
— спрашивал на одном из многочисленных форумов в 2007 году некто Foreshortened Cornflakes:
Заппа возглавлляет список:
Frank Zappa—next most common; still too many to count, though.
Steve Martin—three times, once by Laurie Anderson (see above).
William S. Burroughs—at least twice, plus one maybe («A certain William» on one site whose URL went unrecorded).
Elvis Costello only got cited twice, and one of those also tentatively advanced Frank Zappa.
Charles Mingus—twice, repeated many times on a music Web site which used to be at ( http://www.popi.com/ ) (but don’t try that link these days—as Adrian told me in January 2009, this now redirects to a rather different form of entertainment).
Thelonious Monk—twice in Usenet posts, but both times without certainty. (Thanks to Paul Reeve for correcting my misspelling!).
Nick Lowe—once.
Martin Mull—just once.
Miles Davis—once.
George Carlin—once.
Mark Mothersbaugh of Devo—once.
W.G. «Snuffy» Walden, TV music composer for such shows as «The West Wing» (from Burlingame, Jon, «TV’s Biggest Hits. «)—once, and probably a real latecomer. John Cage,from a Usenet post currently archived via the Internet Wayback machine at http://web.archive.org/web/*/http://. ilence1003.txt (thanks to Russell Jones for the Wayback link, and originally to Ponty for pointing this one out). Unfortunately, what this one boils down to is: one guy named Bob Kosovsky says «RE: Architecture: I’ve seen the quote, and it IS by Cage—but I’d have to hunt around to find it.»
Which isn’t very convincing. and wasn’t, even at the time; the reply downthread from one Peter N. Risser says, «Ya, but after so many other credits, I need HARD proof.»
I’m with Peter on that.
One guy even tried to cover multiple bases, attributing the quote to «L.Anderson/S.Martin/F.Zappa/E.Costello?»!
Русскоязычная википедия осторожно выражается: