Говорит что воду цедит
Значение слова «цедить»
1. (сов. процедить). Пропускать (жидкость) через что-л. для очистки. Цедить молоко через цедилку. Цедить рисовый отвар через дуршлаг.
3. (сов. выцедить). Разг. Пить медленно, пропуская жидкость сквозь зубы. [Кобылица] долго обнюхивала ведро и потом, точно решившись, брезгливо стала цедить воду сквозь зубы. Первенцев, Кочубей. [Подростки] не пили, а цедили пиво, стараясь до бесконечности растянуть удовольствие. Нагибин, Веймар и окрестности.
4. (сов. выцедить и процедить) также без доп. Разг. Говорить, произносить небрежно, сквозь зубы. Только сестрица недовольна и сердито цедит сквозь зубы: — Опять этот Малиновец… ах, противный! Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Беридзе говорил медленно, едва цедя слова. Ажаев, Далеко от Москвы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЦЕДИ’ТЬ, цежу́, це́дишь, несов., что. 1. Пропускать (жидкость) сквозь что-н. для очищения. Ц. бульон через сито. 2. Медленно лить, выливать через узкое отверстие. Ц. квас. 3. перен. Медленно и небрежно говорить, произносить (разг.). Ц. слова. Она приняла было меня с недовольной и холодной складкой в лице, едва цедила сквозь зубы. Достоевский.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Словари
1. Пропускать жидкость сквозь что-либо для очищения.
2. Медленно лить, выливать через узкое отверстие.
3. Медленно пить, пропуская влагу сквозь зубы.
II несов. перех. разг.
Медленно и небрежно говорить, произносить что-либо.
ЦЕДИ́ТЬ, цежу, цедишь, несовер., что.
1. Пропускать (жидкость) сквозь что-нибудь для очищения. Цедить бульон через сито.
2. Медленно лить, выливать через узкое отверстие. Цедить квас.
3. перен. Медленно и небрежно говорить, произносить (разг.). Цедить слова. «Она приняла было меня с недовольной и холодной складкой в лице, едва цедила сквозь зубы.» Достоевский.
ЦЕДИ́ТЬ, цежу, цедишь; цеженный; несовер., что.
1. Пропускать (жидкость) через сито, тонкую ткань, очищая от каких-н. частиц. Ц. отвар через марлю.
2. Лить через узкое отверстие. Ц. вино в кувшин.
3. Медленно пить, тянуть. Ц. пиво из кружки. Ц. коктейль через соломинку.
4. перен. Медленно и небрежно произносить, говорить (разг.). Ц. слова сквозь зубы.
ЦЕДИТЬ, цеживать что, цадить зап. выцедить (отцедить, нацедить), выпускать в узкое отверстие, в дыру, ототкнув. Цедить квас, пиво, выпускать во что из бочки, бочонка, кадки, ототкнув гвоздь; набирать в ливер и переливать во что.
| Воронка, лейка; ливер. Цедильщик, цедильщица, кто цедит.
1. (св. процеди́ть). что. Пропускать (жидкость) через что-л. для очистки. Ц. бульон. Ц. молоко через цедилку. Ц. рисовый отвар через дуршлаг.
2. что. (св. нацеди́ть). Наливать что-л. медленно через узкое отверстие. Ц. вино в бутыль. Ц. в стакан газировку.
3. (св. вы́цедить). что. Разг. Пить медленно, пропуская жидкость сквозь зубы. Ц. в жару холодное пивко. Ц. смакуя чай. Опять компот цедишь перед обедом!
4. (св. вы́цедить и процеди́ть). (что). Разг. Говорить, произносить небрежно, сквозь зубы. Ц. по словечку. Ц. сквозь зубы что-л. Не цеди! говори с чувством, толком, расстановкой!
◁ Цеди́ться, це́дится; страд.
Пропускать (жидкость) через что-л. для очистки.
Цедить молоко через цедилку. Цедить рисовый отвар через дуршлаг.
Наливать что-л. медленно через узкое отверстие.
В отличие от бутылок обычного типа в нижней части был устроен небольшой краник, через который можно было цедить водку. Степанов, Порт-Артур.
3. (сов. выцедить). разг.
Пить медленно, пропуская жидкость сквозь зубы.
[Кобылица] долго обнюхивала ведро и потом, точно решившись, брезгливо стала цедить воду сквозь зубы. Первенцев, Кочубей.
[Подростки] не пили, а цедили пиво, стараясь до бесконечности растянуть удовольствие. Нагибин, Веймар и окрестности.
4. (сов. выцедить и процедить) также без доп. разг.
Говорить, произносить небрежно, сквозь зубы.
Беридзе говорил медленно, едва цедя слова. Ажаев, Далеко от Москвы.
Изобразительные жесты
РЕФЕРАТ
На тему: Невербальные средства общения.
1) Невербальные средства общения.
4) Ритмические жесты.
5) Эмоциональные жесты.
6) Указательные жесты.
7) Изобразительные жесты.
8) Символические жесты.
9) Национальный характер жестов.
Эффективность общения определяется не только не только степенью понимания слов собеседника, но и умением и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального(вербальный – «словесный, устный») общения.
Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, на сколько участники разговора владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делится сокровенным. Другое дело взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.
На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?
Мимика
Главным показателем чувства говорящего является выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Печаль отражают светлые брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.
Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Следует следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.
Жестикуляция
О многом может сказать и жестикуляция собеседника.
Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывать их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
В русском языке существует не мало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а так же различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, положа руку на сердце, приложить руку, погрозить пальцем, показать нос.
Жесты
Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам.
Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали большое внимание на жестикуляцию.
А.Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».
Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание,
Способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление.
Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, вертит пуговицы.
Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Не редко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты
Ритмичные жесты связаны с ритмикой речи.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
Произнесите, например, пословицы:
Говорит, что воду цедит;
Строчит, как из пулемета,
сопровождая их ритмическими жестами.
Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, растерянность, замешательство – все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, бить кулаком по столу, хлопнуть себя по лбу, повернутся спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Указательные жесты
Можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жестов? В таки ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой то предмет из ряда однородных, показывает место – рядом, наверху, над ним, подчеркивает порядок следования – по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.
Некоторые указательные жесты имеют условный характер.
Так, когда говорящий показывает себе на грудь – слева, где сердце, говоря: « У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственным человеком.
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией.
Вот несколько примеров:
Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Он хочет узнать который час.
Другая ситуация. Ассистент лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: « Время истекло. Пора заканчивать лекцию».
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которое можно указать.
Изобразительные жесты
Изобразительные жесты появляются в случаях:
— если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
— если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность);
— если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Символические жесты
Примером может быть жестикуляция актера, заканчивая выступления, прощаясь с публикой. Самый частый жест – поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руками в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале.
Такие жесты условны и называются они символическими.
Некоторые из них имеют вполне определенное значение.
Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию.
Символические жесты характерны для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности)– сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражение; Никогда не соглашусь; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.
Жест интенсивности –рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Какая она упрямая; Он очень упорный.
Известен так же жест отказа, отрицания– отталкивающие движения рукой или двумя руками, ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражение: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас;
Жест разъединения, расподобления – ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это надо различать; Они разошлись.
Жесты объединения, сложения, суммы – пальцы соединяются в щепоть или соединяются в ладони рук: Они хорошо сработались; Давайте соединим усилия.
Говорит что воду цедит
Слово — одно из величайших орудий человека.
Бессильное само по себе — оно становится могучим
и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя.
А.Ф. Кони
Благодаря предмету «Риторика» мы научились: доходчиво излагать свои мысли, чувствовать себя уверенно во время публичных выступлений, говорить увлекательно, ярко, интересно, владеть своим голосом, управлять вниманием слушателей, отвечать на неожиданные вопросы. Иными словами мы научились хорошо говорить. А человек, который умеет хорошо говорить, на голову выше остальных!
Невербальное общение — общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами (например: с помощью Интернет) но, к примеру, не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.
1. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агенства «Яхтсмен», 1995 г.
2. Львов М.Р., «Риторика», Москва, 1995 г.
3. Жернов К.П., «Невербальное общение», Москва, 2002 г.
Говорит что воду цедит
ПОЗА, ЖЕСТЫ, МИМИКА ОРАТОРА
Страшко А.Л.
Донецкий национальный технический университет
Поза. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, лёгкости, подвижности и естественности перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперёд в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нём внимание. Отступая назад, оратор как бы даёт аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Жесты. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчёта. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое тнлодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убеждённо без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бёдер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, то есть который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:
• ритмические жесты. Они подчёркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи. место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».
• эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).
• указательные рекомендуется использовать в тех случаях, когда есть предмет или наглядное пособие, на которое можно указать.
• изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
• символические несут определённую информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движения двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).
При жестикуляции необходимо пользоваться следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к жесту нужно по мере ощущения потребности в нём. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнёт казаться, что она чрезмерна и её следует сократить.