Госзакупки что это за профессия
Для чего нужен специалист по размещению госзаказов
Специалист в сфере закупок — это сотрудник, деятельность которого связана с планированием, подготовкой и участием в торгах, заключением, исполнением и расторжением госконтрактов. Основные требования определены законодательством, а дополнительные устанавливает работодатель.
Кто такой и чем занимается
Государство тратит из бюджета большие деньги на госзаказы. Особенные требования предъявляются к вакансии специалиста по закупкам № 44-ФЗ. Определение зоны ответственности работника особо важно в связи с формированием контрактной системы.
В законе не сказано, что должен знать и уметь специалист по закупкам поставщика и что входит в его круг обязанностей. Требования установлены только для контрактных управляющих и работников контрактной службы. Должностная инструкция включает исполнение функций по размещению заказа, разработке документов для конкурсов, в том числе проектов контрактов.
Такой работник необходим как стороне — заказчику торгов, так и участнику. Должностные обязанности, то есть то, что делает специалист по закупкам, зависят от того, чью сторону он представляет.
Сторона заказчика процедуры заинтересована в:
Сторона поставщика интересуется направлениями, благодаря которым:
Поскольку интересы заказчика и поставщика не идентичны, законодатель установил различные обязанности и требования к специалисту по закупкам для каждой из сторон. Это значит, что сотрудник заказчика имеет образование и навыки, строго определенные № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 38). Связано это с необходимостью формировать конкурсную комиссию из числа работников, у которых в наличии:
Поставщик вправе привлекать для работы специалиста, не имеющего опыта в сфере закупок.
Какие документы регламентируют работу
Базовыми нормативными актами в сфере госзаказа являются:
Документы определяют порядок действий по крупным блокам:
Основной документ, который регулирует деятельность в сфере госзаказа, — должностная инструкция. Она устанавливает требования к умениям, навыкам и знаниям. Документ определяет права, обязанности и ответственность.
Вот как выглядит образец должностной инструкции специалиста по закупкам по 44-ФЗ 2021 года:
Требования к работнику
Перечень требований к сотруднику определяет специфика деятельности по госзаказу. Ключевые обязанности специалиста по закупкам по 44-ФЗ заключаются в том, чтобы:
Руководитель предприятия расширяет список требований к работнику в зависимости от специфики деятельности, целей организации, необходимости выполнить работу на высоком уровне.
ТК РФ в 2012 году ввел понятие «профстандарт». Он утвержден приказом № 625н и определяет, что за специальность “Управление государственными и муниципальными закупками” в части требований по уровню знаний, навыкам и опыту в зависимости от направления закупочной деятельности:
Уровень квалификации | Образование | Опыт работы |
---|---|---|
№ 5 | Среднее и доп. профессиональное | Не требуется |
№ 6 | Высшее и доп. профессиональное | От 3 лет практики |
№ 7 | Высшее и доп. профессиональное | От 4 лет практики |
№ 8 | Высшее и доп. профессиональное | От 5 лет практики, в том числе на должности группы «руководитель» |
В нормативах регламентируется, как стать специалистом в сфере закупок — пройти обучение или курсы повышения квалификации. Закупочные специалисты получают среднее профессиональное или дополнительное профессиональное образование по курсам “Эксперт в сфере закупок” для поставщика или “Специалист” для заказчика.
Обязанности
Приказом № 625н определена характеристика на специалиста по закупкам, мы собрали для вас все должностные обязанности в таблице:
Обеспечение процедуры
Осуществление процедуры
Экспертный анализ результата, приемка контракта
Контроль процессов
Права
Так как агент по закупкам — это служащий предприятия, у него есть не только обязанности, но и права. Сферу прав работника определяет должностная инструкция. Сотруднику предоставляют права, связанные с:
Ответственность
Работодатель предусматривает ответственность специалиста в должностной инструкции. В раздел входят:
Как стать специалистом в сфере закупок (контрактным управляющим)
Кто такой специалист в сфере закупок
Государственные и муниципальные организации, так же как и коммерческие структуры, имеют потребность приобретать определенные товары или услуги. Но они не могут просто обратиться к первому попавшемуся поставщику. Законодательно определено, что госструктуры обязаны провести конкурс, и таким образом выбрать подрядчика.
В тендере принимают участие несколько потенциальных продавцов. Победителем становится организация, предлагающая наиболее выгодные для заказчика условия. Регулируется процедура государственных закупок ФЗ №44 и №223.
Заказчиком выступает непосредственно учреждение, которому требуются определенные товары или услуги. Поставщиков на тендере у одного заказчика обычно несколько. Контракт заключают с организацией, предложившей самые оптимальные условия.
Контрактный управляющий — это сотрудник, ответственный за организацию и проведение торгов. Если объемы закупок не превышают 100 млн рублей в год, заказчик нанимает со стороны или выбирает среди собственных кадров этого специалиста. Помимо организации тендеров управляющий следит за соблюдением норм законодательства, заключает контракты с победителем.
При крупных объемах закупок заказчик организует контрактную службу. Она состоит из нескольких специалистов, каждый из которых несет ответственность за определенный этап торгов.
Для заказчика законом определено, что должность может занимать сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший переподготовку в сфере госзакупок.
Для поставщиков строгих требований нет. Теоретически допустимо выполнение обязанностей любым сотрудником, имеющим соответствующее образование. Квалификационный уровень не устанавливается. Но все предпочитают выбирать кандидатов, имеющих достаточно обширные профессиональные навыки, знающих нюансы процесса.
Требования к должности специалиста по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Сотрудники, отвечающие за организацию и проведение тендеров, обязаны ориентироваться на профстандарты. В зависимости от квалификации это № 625н для специалиста по госзакупкам и № 626н для эксперта.
ФЗ №44 определено, что специалист, отвечающий за госзакупки, обязан иметь высшее или среднее образование в сфере госзакупок. Кроме того, допускается прохождение профильного переобучения для сотрудников, имеющих высшее образование в иной сфере.
Сотрудник, назначаемый на эту должность, предъявляет соответствующий диплом или удостоверение о повышении квалификации. Так заявлено в статье 60 Закона об образовании. Кроме того, заказчик должен регулярно отправлять специалистов по закупкам и сотрудников контрактной службы на курсы повышения квалификации.
Законодательно также утверждено и количество специалистов, отвечающих за проведение госзакупок. Возможно назначение одного работника, обеспечивающего все этапы процесса, или создание отдела с несколькими специалистами. Ч.1 ст.38 44-ФЗ определено, что при годовом обороте закупок более 100 млн рублей рекомендовано создание контрактного подразделения. Это условие не считается обязательным, и руководство вправе назначить одного сотрудника для выполнения всех функций.
В случаях, когда годовой оборот менее 100 млн, и отдельного подразделения нет, устанавливается должность специалиста по закупкам.
Профессиональные обязанности: чем занимается контрактный управляющий в организации государственного заказчика
Ответственный работник обязан досконально изучить ФЗ №44, в котором изложены все аспекты деятельности, касающейся госзакупок. Там же определены и обязанности специалиста. В спектр ответственности специалиста по закупкам входят:
составление и внесение изменений в план-график;
передача информации в ЕИС (Единая информационная система);
уведомления о проведении тендера в ЕИС;
разработка прототипов контрактов и сопутствующей документации;
отправка приглашений на регистрацию на тендер для потенциальных поставщиков;
проведение тендера, анализ предложений, заключение договоров;
участие в разбирательствах при обжаловании итогов тендера;
анализ конкурентной среды;
разработка новых технологий, улучшающих эффективность обеспечения нужд госучреждения;
консультации с поставщиками товаров и услуг.
Трудовые обязанности также зависят от профессионального уровня сотрудника и занимаемой должности. Объем и сфера деятельности эксперта по закупкам немного шире, чем у рядового специалиста. В его обязанности входят:
анализ процедуры закупок;
проверка заключенных контрактов и выполнения обязательств;
управление подразделением, отвечающим за проведение закупок;
проверка профессиональных навыков сотрудников подразделения;
контроль своевременного прохождения работниками курсов повышения квалификации;
выявление и устранение проблем в процессе госзакупок.
Где учатся на специалиста по госзакупкам
Законодательно предусмотрено, что данную должность может занимать только сотрудник, имеющий профильное образование или прошедший профессиональную переподготовку. Частью 2 ст.9 44-ФЗ также установлено обязательное прохождение курсов повышения квалификации для контрактных управляющих.
Регулирует процедуру обучения Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 г. № 499. Он же определяет сроки. Не менее 16 часов по программе повышения квалификации и не менее 250 часов при переподготовке.
Профессиональное обучение могут проводить учреждения ДПО, имеющие соответствующую аккредитацию.
Допускаются очная и заочная формы. Пройти программу переподготовки или курсы повышения квалификации на должность «специалист по госзакупкам» может претендент со средним профессиональным образованием. Для повышения квалификации понадобится также диплом о прохождении профпереподготовки.
Экспертом в сфере закупок может стать кандидат, имеющий высшее образование и не менее 5 лет опыта работы с госзакупками, а также 3 года на руководящих постах.
Как обучиться дистанционно в Академии
В настоящее время гораздо удобнее проходить обучения дистанционно. Это позволяет получить нужные навыки без отрыва от профессиональной деятельности. Академия бизнеса и управления системами предоставляет возможность пройти курсыпереподготовки и повышения квалификации для специалистов и экспертов по закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ. А БиУС в 2006 году принимала участие в общественном обсуждении разработки профессиональных стандартов «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».
Обучение проводится удаленно с применением современных дистанционных образовательных технологий. По окончании курса выпускники получают диплом или удостоверение о повышения квалификации надлежащего образца.
Слушателям назначается индивидуальный куратор, оказывающий помощь в процессе обучения. Программы полностью соответствует требованиям законодательства и адаптирована для дистанционного обучения. Изучение материала и прохождение промежуточных тестов проводятся в удобное для слушателя время.
Подать заявку на обучение можно онлайн на сайте Академии электронном виде и подписать договор. После внесения предоплаты ученики получают доступ к образовательной платформе и всем необходимым материалам. В завершении проводится аттестация специалистов с помощью итогового теста (пересдачи теста бесплатные).
Выпускнику отправляют документ об образовании, который внесен в государственную систему реестра ФИС ФРДО, подтверждающий квалификацию в соответствии с профстандартом.
Какие дополнительные образовательные программы могут пригодиться специалистам в работе
После подведения итогов торгов нередко возникают споры. В отдельных случаях их удается урегулировать на месте. Однако в сложных ситуациях окончательный вердикт выносит суд. Специалист по закупкам непосредственно участвует в разрешении спорных вопросов. Поэтому знания юриспруденции для него являются огромным преимуществом. Это часто позволяет сразу урегулировать конфликт и избежать судебных разбирательств.
Важно также хорошо ориентироваться в той экономической сфере деятельности, с которой организация специалиста работает в рамках госзакупок. Для каждого направления государственные контролирующие ведомства устанавливают свои особенности регулирования. Избежать нарушений и разобраться в установленных нормах помогают специальные программы повышения квалификации. Например, закупки в сфере строительства и закупки в сфере здравоохранения.
Контрактному управляющему следует проявлять особое внимание при составлении документов. В данной сфере нередко возникают споры, касающиеся попыток заказчика манипулировать количеством участников тендера. Любые непродуманные фразы в контракте могут стать причиной обвинения в коррупции и последующих судебных разбирательств.
Устанавливая жесткие требования к качеству товаров и услуг, заказчик рискует получить обвинение в умышленном ограничении количества участников торгов, нарушении основных принципов госзакупок.
Например, в Оренбургской области слушалось дело о тендере. Заказчик установил, что к конкурсу допускаются только компании, имеющие опыт оказания услуг в дочерних предприятиях ОАО «Х». После рассмотрения дела комиссия постановила устранить этот пункт из контракта.
Верховным судом рассматривалось дело о проведении тендера в Краснодарском крае. Заказчик установил критерий о наличии у участников торгов опыта в проведении строительных и ремонтных работ автомобильных дорог. Верховный суд счел, что такая позиция нарушает основной принцип конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона № 44-ФЗ, и обязал удалить данный пункт из контракта.
Если у вас остались вопросы по теме статьи или об образовании, закажите бесплатный звонок и специалисты Академии вам помогут!
Как стать специалистом по госзакупкам
Сфера государственных закупок является одной из самых динамичных в современной экономике. Она регулируется множеством законодательных и правовых актов, и за несоблюдение установленных требований и норм предпринимателю грозит достаточно суровое наказание. Количество желающих овладеть данной профессией не уменьшается, однако с такой работой может справиться лишь хорошо подготовленный специалист, обладающий знаниями в разных областях.
Чем занимается специалист по госзакупкам
Сотрудник, занимающийся госзакупками, – это узкоспециализированный специалист. В круг его непосредственных трудовых обязанностей входят:
Также работник должен уметь читать и оформлять специфическую документацию и вести базы данных.
Обязанности специалиста по госзакупкам
Обязанности специалиста не распространяются только лишь на сферу госзакупок. Профессионал хорошо ориентируется в вопросах управления товарными запасами, обладает хорошими аналитическими способностями, умеет работать в учетных системах, имеет навыки эффективного переговорщика. Он понимает и применяет в своей работе современные маркетинговые технологии, способен брать на себя ответственность в принятии важных решений.
Специалист по госзакупкам должен также разбираться в налоговом праве и вопросах глобального аутсорсинга. Сотруднику нужно уметь разрабатывать планы закупок и при необходимости корректировать его в соответствии с изменяющейся рыночной ситуацией. Работник должен уметь объективно обосновывать начальную контрактную цену, готовить тендерную документацию, рассылать приглашение к участию в торгах. Область трудовых обязанностей также включат привлечение экспертов и, при необходимости, подачу жалобы в ФАС и участие в рассмотрении этой жалобы.
Появилось свободное время?
Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!
Как стать специалистом по госзакупкам
Чтобы занять должность специалиста по госзакупкам, необходимо иметь высшее или средне-специальное образование, подтверждением чему является диплом. Если такого профильного образования нет, то получить его можно на курсах профессиональной переподготовки.
Где выучиться на специалиста по госзакупкам?
Курсы профессиональной переподготовки на специалиста по госзакупкам организованы в Современной научно-нехнологической академии (СНТА). На занятия приглашаются лица с законченным высшим бухгалтерским, экономическим или юридическим образованием. Обучение также будет полезно для руководителей предприятия. Оно осуществляется в дистанционной форме. Другими словами, не нужно лично присутствовать на лекциях: каждый слушатель получает доступ к электронной библиотеке Академии, где размещены все необходимые учебные материалы.
Стандартизированная программа включает рассмотрение таких вопросов, как:
Зачисление в СНТА осуществляется без вступительных экзаменов, и в конце обучения слушателю выдается диплом о переподготовке установленного образца. Этот документ принимается на предприятиях и в организациях на всей территории и РФ. Чтобы поступить в Академию, необходимо подать заявку (по телефону или в электронном виде), предоставить копии паспорта и документа об имеющемся образовании, подписать договор на оказание образовательных услуг и внести оплату. Ждать, когда наберется целая группа, не нужно, и приступать к самостоятельному изучению материала можно сразу же после подтверждения зачисления.
Появилось свободное время?
Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!
Чтобы узнать подробности о курсе, его продолжительности и стоимости, позвоните по телефону 8 (800) 707-48-27 или оставьте свой номер для обратной связи.
Т—Ж продолжает рассказывать о профессиях читателей и доходах, которые они приносят.
Герой этого выпуска работает в небольшой компании, которая занимается поставками посуды и кухонного инвентаря по госзаказам в разные точки — от районных больниц до арктического шельфа. Он рассказал, почему система закупок часто приводит к тому, что на бюджетные деньги покупают дорогие товары низкого качества, как заказчики пытаются привести к победе своих поставщиков, а малый бизнес отсекают и можно ли с этим бороться.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
В детстве я хотел стать футболистом, но это мало кому удается. После школы поступил на бюджет в университет на специальность «экономика и управление на предприятии химической промышленности». В моем городе по этой профессии можно работать только на одном предприятии. Туда без опыта и рекомендаций пробиться очень сложно, а переезжать я не хотел, в городе меня все устраивало.
В 2009 году, когда готовился к защите диплома, я получал консультации от главного бухгалтера небольшой коммерческой компании, которая занималась поставками химических веществ для предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Так совпало, что он получил задание подготовить бухгалтерские документы для квалификационной части заявки на закупку — это учредительные документы, бухгалтерская отчетность, оснащенность материально-техническими ресурсами и персоналом. Рутинная работа: переносить данные из отчетных документов в шаблон организатора закупки. Мне предложили помочь с этим.
Я готовил заявку три недели, сложно было все: новые понятия, документы, требования к оформлению и структуре заявки. Учился заказывать выписку из ЕГРЮЛ, справку о расчете с бюджетом, узнавал, какие документы заверяет нотариус, какие правила заверения копий руководителем компании.
Справился, заявку допустили, но опыта исполнения таких контрактов у ООО было мало, и оно проиграло. Следующие 7 лет я подавал заявки для той же компании в конкурсах, которые проводили нефтеперерабатывающие компании России и Беларуси. Заявки были сложные, объемные как по документам, так и по номенклатуре поставки. В среднем одна занимала 3—4 рабочих дня.
Мы побеждали в 20—30 закупках в год — этого было достаточно для прибыли компании. Большинство контрактов были годовыми или квартальными. Реже получали заказ на разовые поставки, их было сложнее выигрывать: такой контракт проще выполнить с колес, поэтому конкуренция выше. Зато из-за меньших издержек и заработок выше.
Максимальную прибыль я получил с закупки по поставке редкого растворителя для одного нефтеперерабатывающего завода. Сумма контракта — порядка 2 миллионов рублей, чистая прибыль составила 1,3 миллиона рублей.
В 2016 году одно из дочерних предприятий «Газпрома» прислало нам приглашение на участие в закупке посуды и кухонного инвентаря в столовую для персонала. Тогда товары повседневного спроса закупались без торгов, поэтому заказчику нужен был товар, а кто его поставит — не принципиально. Поэтому приглашение получили все компании, аккредитованные для поставок в «Газпром».
Директор моей компании дружил с поставщиком посуды и кухонного инвентаря для заведений социального питания нашего региона. Поэтому я подал первую заявку по новой для меня тематике, и мы заняли второе место по баллам. «Газпром» оценивает все заявки по баллам, если грубо, то 60 баллов — за стоимость, а 40 баллов — за квалификацию: финансовое состояние, опыт выполнения договоров, статус участника. Ценой победили, но получили минимальный балл по второму критерию — сроку поставки. Я с таким дополнительным условием раньше не встречался и не понял, что это основной момент в закупке. Мы проиграли.
Тогда я занялся этим по дружбе, но плавно перешел работать к поставщику посуды — так сложились обстоятельства. В химической компании начались проблемы. Тем более новое направление всегда интереснее, а с посудой работать проще, чем с химической продукцией. Правда, пришлось втягиваться. Мы упустили 10—15 отличных контрактов, пока я понимал, что к чему. Дальше было проще: товар несложный и ограниченный в ассортименте.
Винишь себя только в случае, если сделал ошибку и получил недопуск. Если проиграл по цене — это недоработка коллег. А дальше, как везде, потихоньку все превращается в рутину бесконечных заявок и договоров.
Суть профессии
Так и заказчик описывает «Тефаль», а получает сковородку намного хуже по качеству, но с такими же характеристиками, как у «Тефаль».
Все участники перешли на квалифицированную электронную подпись, она стоит примерно 5—7 тысяч рублей. Подача и участие упростились в несколько раз. Сейчас компания регистрирует профиль директора и компании на сайте госуслуг и в течение трех рабочих дней получает аккредитацию в ЕИС и на всех отобранных для госзаказчиков девяти площадках. Раньше на некоторых площадках можно было работать только с «Интернет-эксплорера», «Мозиллы» или «Оперы», сейчас модифицировались почти все, и мы пользуемся «Хромом».
Еще нужно иметь открытый спецсчет в банке, который аккредитован для взаимодействия с ЕИС, — на нем блокируются деньги для обеспечения подачи заявки — это от 0,5 до 5% от цены закупки. Если проиграл, деньги возвращаются. Но не возвращаются, если получил третий за квартал отказ в допуске. Если выиграл, деньги разблокируют после подписания контракта обеими сторонами. Выиграл и не подписал контракт — деньги уходят заказчику, если ФАС отправила участника в реестр недобросовестных поставщиков. Если ФАС не сделала этого, то деньги возвращаются.
В итоге само участие бесплатное, оплачиваются только победы — по своему тарифу. Это не больше 2400 рублей для закупок среди средних и малых компаний и не больше 6 тысяч рублей для остальных.
Финансовые потрясения 2014 и 2018 годов привели на рынок госзаказа большое количество новых участников, так как государство стало главным потребителем товаров и услуг с гарантированной оплатой. Моя сфера, товары широкого потребления, испытала бум поставщиков с маркетплейсов. То есть поставщики ищут товар под конкретную закупку на «Яндекс-маркете», «Озоне» и других площадках: все легко, не нужно быть самозанятым или ИП, это может быть любой зарегистрированный в ЕИС участник, даже физлицо. Например, они находят закупку на поставку селфи-палок для детского кружка в ДК, ищут подходящий товар, выигрывают и покупают товар для исполнения контракта. Часто это акционные товары из Китая, они дешевле имеющихся складских запасов, не говоря уже о товарах российских производителей. Мягко говоря, заказчики оказались к такому не готовы: поставщики стали поставлять товары очень низкого качества, падая на аукционах на 40—60% от начальной цены. По закону продавец может предлагать любую цену и даже доплачивать за поставку товара или услугу.
Заказчик может отказаться от некачественного товара и расторгнуть договор на этапе приемки, но на это нужна воля и время. Например, привезли некачественные кастрюли, расторгнуть контракт — это минимум три недели. Затем нужны новые торги и время на поставку — а как работать все это время, если кастрюль нет? Поэтому заказчик пожурит поставщика, но в 80% случаев примет товар. В Москве и крупных учреждениях такой подход не работает, там уровень закупщиков выше. Силовые ведомства при плохом качестве товаров расторгают контракт почти всегда.
У заказчика есть возможность привести к победе «надежного поставщика» — так мы называем недобросовестные компании, под которые затачивается заявка. Для этого заказчик разрабатывает требования к описанию товара так, что обычные участники путаются и допускают ошибки. Например, если стоит символ «/», то надо указать точное значение, а если «\» — диапазон значений, который не включает в себя крайние значения. В большинстве случаев «надежный поставщик» сам писал это техническое задание, поэтому не ошибется.
Государство борется с этим: было принято постановление, по которому нельзя писать, что нужно предоставить товар конкретной компании или услуги с помощью конкретного оборудования. Так мы забыли про любимый трюк при заказе строительных работ, когда описывают размер шляпок, вес и сечение гвоздей.
Теперь в таких закупках в основном ставят нереальные сроки и объемы выполнения услуг или работ.
Есть и другие схемы — сочетание разных работ, которые может выполнить только определенный исполнитель. Компании с госучастием же пошли по системе укрупнения закупок и раздуванию лота до десятков и сотен миллионов, при которых малому бизнесу сложно нести бремя обеспечений и гарантийных обязательств. Для этого крупные компании объединяют филиалы по географическому принципу и заключают контракты на поставку хозтоваров и посуды на 150—400 млн рублей, а не закупают каждому филиалу на 2—10 млн. Это нужно для направления денежных потоков через понятные компании.
Другая крупная нефтяная компания — частная, но использует похожие методы. В 2013 году мы совместно с английской компанией участвовали в тендере на закупку немецкого растворителя, у нас были отличные условия от производителя. Пройдя первый этап конкурса, получили приглашение к участию в процедуре уторговывания — это презентация перед заказчиком и очный редукцион. На подъезде к Москве я получил звонок, как потом выяснилось, от основного конкурента в борьбе за контракт, хотя мои контакты были только у заказчика. Конкурент назначил нам встречу, на которой объяснил, что выигрывать не нужно: нам описали все настроенные бизнес-процессы по поставке растворителей, которые рушить не следует, описали возможные проблемы при приемке товара и последствия. После этого английские партнеры стушевались, и мы не смогли выиграть конкурс.
Дорогостоящие закупки государство размещает как закупку у единственного поставщика. Объем таких прямых заказов в районе 75—80% от расходов бюджета в рамках 44-ФЗ. В последние годы эту тенденцию пытаются победить и обязать заказчиков проводить больше конкурентных процедур.
За время работы у меня сформировалась стойкая неприязнь к государству в лице бюджетных учреждений и ее работников. Когда ты ежедневно видишь подготовленные для определенных поставщиков закупки с завышением цены в 2—3 раза и отсутствие правового механизма побороть эту схему, понимаешь, что разруха идет оттуда.
Для специалиста, работающего на поток, важны стрессоустойчивость и способность обрабатывать бесконечное число заявок и информации. Личные связи помогут — вопрос, как надолго и до какой степени. Отработав 1—2 контракта у заказчика, ты понимаешь, какие он предъявляет требования, как у него устроена работа и что ему нужно в итоге. Как правило, закупщик не заинтересован в ком-то конкретном, а заинтересован в процессе функционирования учреждения.
С 2016 года расцвел бизнес тендерного отдела на аутсорсинге. Но доверять нужно только людям, которые знают всю процедуру, — тем, кто подавал заявку, лично отгружал товар заказчику либо работал со стороны заказчика и имеет опыт в бизнесе.
Этапы работы
Наша работа состоит из нескольких частей: поиска закупки, подготовки заявки, заключения договора, работы с заказчиком и жалоб в УФАС или прокуратуру.
«Красные флаги» для меня:
Подаем заявку, если все понятно и есть запас по цене — маржа, которую мы получим при победе в закупке. Например, при начальной максимальной стоимости 500 тысяч мы заявимся, если товар на нашем складе будет стоить не больше 350—370 тысяч рублей.
Если на момент участия в торгах у тебя еще нет нужного товара на складе, ты не можешь спрогнозировать, сколько он будет стоить через месяц. А для товара, который закупается за границей, сейчас еще и нарушились цепочки поставок, начались задержки на 2—3 месяца. Поэтому максимальные цены, установленные заказчиком, можно покрыть только складским запасом — закупать новый товар обычно в разы дороже.
Например, у нас есть пара контрактов с РЖД с неопределенным количеством товара к поставке. Это значит, что заказчик не знает, сколько товара ему нужно в год, и контракт заключается по цене за штуку, но не больше общей суммы контракта. В течение года они заказывают товары по необходимости: побили сто тарелок — заказали сто тарелок. Поэтому мы стараемся поддерживать минимальные запасы на складе, но товар очень специфический, и если они его не выкупят, а они имеют на это право, мы будем продавать его 10 лет. Механизма увеличения цены в контракте нет — только если подобрать дешевый аналог, договориться с заказчиком, продавать в убыток или расторгать контракт.
Подготовка заявки. Заявка обычно состоит из двух частей. Первая — описание предлагаемого товара, работы или услуги, это таблица с характеристиками и согласие на выполнение условий контракта. Вторая часть включает данные об участнике — сведения о директоре и учредителях, адрес регистрации и прочее — и о необходимых допусках товара, например сертификат, подтверждающий производство в России, если есть запрет на импортную продукцию.
Техническую и ценовую часть я получаю от коллег, которые и будут исполнять контракт. Они присылают перечень товаров, которые подходят под описанные пожелания заказчика и цену, в которую нам обойдется товар.
Организатор получает документы первой части и решает, допускать ли к участию в ценовом этапе. Не попасть туда можно, если описание товара не соответствует тому, что нужно заказчику: он хочет тарелку не более 23 сантиметров, а участник по ошибке предлагает 24 сантиметра. Если ошибок нет, начинается аукцион или сравнение ценовых предложений.
Заключение договора. При победе заключается договор, в основном электронный. Но четверть заказчиков просят привезти два экземпляра договора в бумаге, а коммерческие закупки дублируются в электронном и бумажном виде.
В договоре прописаны все условия исполнения, сроки и место доставки, нужные товары, услуги или работы. Оплата по контракту тоже отражена в тексте. Обычно это 15 дней для малого и среднего бизнеса, 30 дней для остальных, а в коммерческих закупках — от 15 до 45 дней.
Работа с заказчиком. После этого начинается исполнение контракта. Это строгое выполнение того, на что вы согласились при подаче заявки и заключении договора.
Возврат денег за контракт — это редкость, авансов в закупках почти нет. Компании, не выполнившие условия, могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или отказу заказчика. При одностороннем расторжении заказчик обязан направить информацию об исполнителе в УФАС. Там комиссия проведет заседание, чтобы решить, включать ли его в реестр недобросовестных поставщиков — РНП. Если комиссия сделает это, то информация об исполнителе, его учредителях и директоре попадет в РНП на два года. Компания или предприниматель не смогут участвовать в закупках, а директор и учредители — занимать аналогичные позиции в других компаниях, участвующих в госзакупках.
У меня такое заседание впервые случилось в 2020 году, когда производитель остановил работу во время пандемии и мы не смогли до конца исполнить контракт. Закончилось все благополучно: заказчик понял ситуацию и направил информацию на заседание комиссии о том, что недопоставка не нанесла значительного ущерба для производства. Нас не включили в реестр.
Жалобы. На непроходимую документацию или невыполнимые условия можно жаловаться, но строго до окончания срока подачи заявок. Жалобы после отклонений или при подписании контракта подаются в течение пяти дней с даты публикации оспариваемого документа.
Начнем с УФАС — все участники начинают с жалоб на документацию, когда видят, что они не могут пройти установленные преграды, и пытаются упростить техническое задание и инструкцию. В девяти из десяти случаев такие жалобы отклоняют. Мне кажется, это специально заложенная опция закона, чтобы в закупках мог побеждать «надежный поставщик». С опытом перестаешь участвовать в закупках, где все сделано для победы конкретного участника: времени тратится много. Когда видишь иллюзорные цены, думаешь, что сможешь победить. Но даже если сможешь, возникнут большие проблемы на приемке.
Например, в техническом задании прописано, что толщина материала рабочей части совковой лопаты должна быть не менее 5,5 мм. Погуглите, что можно делать лопатой такой толщины, — наверное, только убивать. Ссылки на то, что гост не предполагает такой толщины и лопата полностью соответствует госту, не принимаются. На приемке говорят, что полотно лопаты не соответствует описанию, привозите лопаты толщиной не менее 5,5 мм. Параллельно сообщают, что не нужно выигрывать не свое. Свои привезут лопату толщиной 1,5 мм и выполнят контракт на устраивающих всех условиях.
Новинка 2020 года — это жалобы в прокуратуру.
С ужесточением импортозамещения многие закупки стали проходить с преимуществом поставщикам российского товара. Этим стали пользоваться участники, которые указывали импортные товары как российские или из стран ЕАЭС. Заказчики не всегда могут или хотят перепроверять это: обычно товары не маркированы или привезены с российскими декларациями и сертификатами. Мои жалобы в ФАС были бесполезными, я писал жалобы в прокуратуру — к заявлениям мы прикладывали письма производителей, подтверждающих эту информацию. Из двенадцати жалоб не удовлетворили ни одну.
Самый запоминающийся случай с жалобой на документацию у меня был по 223-ФЗ. Я жаловался на больницу Управления делами президента. Заказчик указал, что ему нужна кружка без ручки, в наименовании товара, а описал изделие как «кружка с ручкой». Так делают для того, чтобы заказчик сам на комиссии решил, какое описание правильное. На рассмотрении жалобы заказчик не смог пояснить, какая все-таки кружка ему нужна. Комиссия ФАС признала, что инструкция и описание товара вводит участников в заблуждение. В итоге закупку отменили, раздробили ее на мелкие лоты и купили товары у одного поставщика без конкурентной закупки. После этого энтузиазм в борьбе за экономию бюджетных средств и с хитростью заказчиков у меня закончился.
Место работы
Мы покупаем и продаем посуду, выступая посредником с широким ассортиментом товаров на складе. Мы малое предприятие — у нас работает пятнадцать человек.
К 2015 году у компании не было достаточного объема продаж, поставки по конкурсам дали ей новую жизнь. По определению мы перекупщики, но сами используем термин «комплектовщики», потому что конкурсная закупка — это широкий ассортимент товара, всю посуду у одного завода купить невозможно. Поэтому мы формируем наш склад из основных групп используемых в общепите товаров, а к ним докупаем ассортимент, исходя заключенного контракта.
География и специализация наших заказчиков абсолютно разная — от районных больниц до компаний, осваивающих арктический шельф.
К примеру, сейчас думаем, как отправить на шельф три дуршлага, которые забыл кладовщик, — они не уехали вместе с грузом.
Рабочий день
В день у меня 5—6 заявок на аукционы, одна заявка на 223-ФЗ или коммерческие торги. Судя по статистике агрегаторов, наш процент побед чуть выше 30% держится с 2017 года.
Начало дня уходит на участие в аукционах, в 2017—2018 годах мы параллельно участвовали в 8—10 аукционах. Наверное, это связано с развитием поисковых агрегаторов и изменениями в законодательстве: упор стал делаться на онлайн-аукционы. Сейчас, в условиях постоянного роста цен, стали осторожнее в подачах и участии. Опасаемся, что цена на товар вырастет, тем более когда срок поставки не определен, то есть растянут на полгода или больше, такое время от времени случается.
Все аукционы идут онлайн. В это время нужно подавать ценовое предложение — долго, упорно и быстро. Это делается, пока участники не остановятся. Шаг хода — 0,5—5% от начальной минимальной цены. Побеждает тот, кто сходил последним и чью цену никто не перебил в течение 10 минут. У меня есть наша закупочная цена, рассчитанная доставка, сумма нашего окончательного предложения, и я делаю ставки, указывая цену, за которую мы готовы выполнить контракт. Когда я дохожу до последней цены, для меня аукцион заканчивается. В основном это длится 40—80 минут. Реже — по 5—6 часов.
Обычно у меня 2—3 аукциона в понедельник и четверг. По вторникам и четвергам основная часть рабочего времени уходит на подбор новых закупок для участия. Новые контракты в основном подписываются в понедельник. В пятницу подается большинство новых заявок. В среднем между объявлением закупки и подачей заявки проходит семь дней. Для коммерческих закупок — до трех недель.
Слава богу, до ночевок не доходило.
Случай
Торги начались 7 декабря в 09:30, а завершились 11 декабря в 20:08 по московскому времени.
Все это время нужно было подавать предложения в течение 10 минут с хода соперника. Это делали шесть специально нанятых людей, которые, меняясь, следили за аукционом. Пару раз случались зависания площадки, интернета, техники, но все же аукцион выиграть удалось. После того как организатор увеличил шаг аукциона до 100 тысяч рублей, за три часа аукцион перешел через ноль — все, что выше, участник платил заказчику за заключение контракта с ним. Аукцион остановился на покупке контракта перевозчиком за 7 миллионов рублей. Перевозчик работал на этом маршруте предыдущие три года и знал экономику, поэтому даже был готов покупать контракт за 8 миллионов рублей.
Мы до сих пор не знаем, почему аукцион длился так долго: это расчет департамента и «надежного поставщика» взять измором или так сложились обстоятельства.
Подработки
Иногда ко мне по сарафанному радио приходят компании для того, чтобы подать одну-две заявки на нерегулярной основе. Я берусь за государственные закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди малого и среднего бизнеса — они проще. Не возьмусь за закупки «Газпрома», «Роснефти», «Сибура», МРСК, ТГК, «Россети», «Росатома», «Транснефти» и тому подобных. Обычно запрашиваемая сумма для подачи такой заявки не устраивает потенциальных участников, и им тяжело объяснить, почему это столько стоит.
Я беру примерно 20 тысяч рублей за подачу, отдельно оговариваю, что может быть недопуск при подаче заявки: участник может не подходить под критерии. Если не доложу документы — это моя ошибка, я могу остаться без денег. Это еще один барьер: компанию нельзя узнать за 5—7 дней подготовки заявки, а в каждой отрасли своя специфика разрешительных документов.
Периодически у меня появлялись длительные подработки. Самая крупная была с 2013 по 2016 год. Эта компания — оптовый продавец моторного масла, дикая отрасль, очень много контрафакта и махинаций. Например, выигрывается конкурс по очень низкой цене, а вместо заявленного импортного масла везут российское, перефасованное в брендированные бочки производителя. Подача заявок по масляному направлению приносила 20—40 тысяч рублей в месяц.
Максимум у меня получилось зарабатывать 48 тысяч рублей в месяц. Но обычно эти суммы меньше, минимум был 3 тысячи рублей — такие подработки больше утомляют, чем приносят пользу.
Доходы и расходы
Основная работа приносит мне 70 тысяч рублей каждый месяц плюс 10% от полученной прибыли. В 2015—2017 годах процент от прибыли был 400—600 тысяч рублей, а с 2018 года — от 900 тысяч до 1,2 миллиона рублей в год. Он выплачивается раз в год, после подведения итогов.
Мы живем с женой и котом в двухкомнатной квартире, которую купили при участии наших родителей: они оплатили две трети из 4,75 млн рублей. Я взял для покупки квартиры в кредит 600 тысяч рублей, погасил его в 2017 году.
Три года назад мы ввели строгую систему ведения бюджета, когда есть только тысяча рублей в день, поэтому уже привыкли к разумному потреблению. Так мы избавились от старых привычек не считать расходы и не понимать, куда уходят деньги: внедрили таблицу трат Т—Ж и приложение в телефоне в повседневку.
Но когда жена стала видеть, что система трат работает и мы можем позволить себе намного больше, чем раньше, все встало на свои места. Например, раньше, когда мы хотели совершить покупку на 25 тысяч рублей и больше, приходилось искать способы это сделать. Сейчас, если вещь реально нужна, покупаем ее без ущерба для бюджета и в минимальный срок.
В феврале 2021 года мы ушли от правила «тысяча в день» — на такие деньги теперь не прожить. Сейчас на день жизни в среднем тратим 1400 Р — это продукты, общепит, вино, книги и прочие расходы. А до коронавируса сюда входили бы и развлечения.
На основные расходы у нас уходит примерно 30—40 тысяч в месяц. На спорт тратимся сезонно. Из подписок самая дорогая — «Окко» на Английскую премьер-лигу, она стоит 550 Р в месяц. Немало уходит на медицину: у меня железный тазобедренный сустав, а у жены — последствия укуса клеща, мы много тратим на процедуры, таблетки, прием у врачей по основным заболеваниям тоже дорогой.
На отпуск мы обычно тратим 150—250 тысяч. Самый запоминающийся был летом 2019 года — ездили на машине по Норвегии. Посетили множество красивых мест, смотровых площадок, добавили немного хайкинга, посетив пещеру и три горы. Лофотенские острова и полуостров Санья — это доступная дикая природа с необыкновенными пляжами и горами. На протяжении всего времени в Норвегии ты находишься в природе, охраняемой человеком, в гармонии. Эта страна показалась настолько комфортной для жизни, что теперь первым направлением при открытии границ будут норвежские горы. Этим летом планируем отпуск — поедем по России, хотим посмотреть природу южного Урала и ставшие знаменитыми башкирские Шиханы.
Еще у нас есть кредитная карта с долгом 8 тысяч рублей, он время от времени гасится и снова образуется. Но жить без обременения кредитами — это первый шаг к спокойствию!
Финансовая цель
Пришел к этому, когда родители вышли на пенсию, не имея ничего, кроме квартиры и пенсии, — незабываемый опыт.
По моим расчетам, пассивного дохода в тысячу долларов в месяц было бы достаточно — это минимальная сумма для комфортных условий жизни. Сейчас я завишу от зарплаты и активности на своей работе.
Будущее
Во время самоизоляции открыл для себя «Курсеру» — прошел там курс «Наука о счастье». Он бесплатный, состоит из простых и понятных вещей, которые нужно осознать и начать применять. Для меня это стало перезагрузкой. Я снова начал заниматься спортом, бороться с зависимостью от мобильного телефона, похудел, смог расставить приоритеты и научился идти к поставленным целям. Прошел курс в конце 2020 года — и жизнь пошла в иное русло.
Сейчас прохожу курс «Учимся учиться», он тоже бесплатный. А дальше планирую перейти к обучению в ИТ-сфере. В 2009—2010 годах несколько моих друзей открыли веб-студии по разработке сайтов, а потом и приложений. На последних курсах я подрабатывал у одного из них, и, как мне показалось, они пытались запрыгнуть в уже ушедший поезд. Но поезд оказался только отправляющимся, и сейчас, с началом покупки акций на бирже, мне стал интересен феномен FAANG и бум технологических компаний. Читая о производстве чипов, полупроводников, электромобилей и прочих инновационных производствах, я стал думать о переходе от приложений для развлечений к оснащению повседневной жизни высокими технологиями. И у меня сложилось мнение, что рынок еще не выдохся и остается двигателем прогресса.
Поэтому к 2023 году я хочу сменить профессию на ИТ-специальность. Этот план пока в разработке — коплю деньги и знания. Планирую эмигрировать из России в Прибалтику: не верю в политический курс и будущее этой страны как цивилизованного государства с равными правами для всех граждан.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.