Государство создано богом что за теория
Теория государства и права. Шпаргалка
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теории происхождения государства:
1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;
2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;
3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;
4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;
5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;
6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;
7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;
8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;
9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.
Основные положения теологической теории и ее представители
Суть основных идей теологической теории происхождения государства
Государство является особой формой политического устройства общества, обладающей ограниченной территорией, суверенной властью и документированным правом, которому подчиняется все население страны.
Данная форма объединения людей существовала не всегда, но точной даты перехода к государственному образованию не существует. Прежде чем перейти к подобной форме устройства жизни люди прошли долгие годы формирования институтов и документирования права.
Считается, что прообразы современных институтов начали складываться еще в первобытном обществе — выделялся вождь-правитель, который в современных реалиях является государственным лидером.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основными теориями происхождения государства являются:
Первая из них, теологическая, считается самой ранней теорией возникновения государства.
Причиной этого является существование религиозного мышления, превалировавшего в человеческом обществе вплоть до эпохи Просвещения. Религия могла объяснить многие сверхъестественные вещи, несправедливость, изменения погоды и многое другое. Древние люди были более зависимы от стихийных явлений и признаков, связанных с производством.
Свой пик развития теологическая теория возникновения государства получила в эпоху феодального строя общества.
Теологическая теория происхождения государства — концепция, основанная на религиозном учении. Согласно теории, государство появилось по воле Бога, как и все в этом мире.
Данная теория зародилась в религиозных институтах и обосновывает свое учение на вере в сверхъестественное, а именно на вере в Бога.
Основными идеями теологической теории являются:
Происхождение теологической теории
Теологическая теория возникновения государства появилась в период существования первых государств — Вавилона и Древнего Египта. Отдельные элементы теории начали описываться в египетской «Книге мертвых» и «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну», вавилонских «Законах Хаммурапи» индийских «Упанишадах» и «Законах Ману».
Подкрепление в виде философских трудов теологическая теория получила во второй половине XIII века, когда монах и философ Фома Аквинский начал распространять свои труды о теории создания государства по подобию сотворения мира.
Основоположники теории
Тяжело выделить единого основателя теологической теории в силу того, что она возникла в древние времена и получала свое развитие и подкрепление в течение длительного времени.
Одним из первых авторов теории выступил средневековый богослов Августин в своей монографии «О граде Божьем». В данном труде богослов выразил мысль о том, что человеческие государства недолговечны и нестабильны, по сравнению с общностями, которые созданы на основе духовного единения.
Государство, по мнению Августина Аврелия, является наказанием людям за первородный грех. Уже в трактатах данного философа, проживавшего в IV—V веках нашей эры, прослеживается отрицательное отношение к государству.
Развитие и оформление теория получила в работах Фомы Аквинского «О правлении властителей», «Сумма теологии» и «Комментарии».
По мнению богослова, в мире существует три начала:
Божественное начало в мире людей передается с помощью правителей, поставленных, чтобы править. Их власть не только неприкосновенна, но и неоспорима, как и существование Бога.
В XVIII — XIX веках, уже в период Просвещения, представителями теологической гипотезы продолжали быть Жозеф де Местр и Жак Маритен в работах «Интегральный гуманизм» и «О политическом праве».
Преимущества и недостатки теории
Несмотря на субъективность в научном поле, данная теория имеет свои достоинства:
Недостатки и минусы теории:
Критическое мнение от теории
Теологическая теория подвергается критике со стороны научного знания. Данная концепция не имеет научных доказательств существования Бога, факта его влияния на создание Вселенной, его воли и наставлений. Она полностью опирается на человеческое воображение и веру в сверхъестественное, не имея объективного основания.
Отсутствие научного основания не дает ни подтвердить, ни опровергнуть теорию, из-за чего складывается ее двоякое объяснение для общественности. Принять ее могут только верующие люди и исключительно на основании необъяснимого факта существования сверхъестественного.
Примеры государств
Примерами государств, которые считали или продолжают считать теологическую теорию происхождения государства правильной, являются:
Теория в современном мире
Теологическая теория происхождения государства была популярна в Средневековье, когда политика и религия были неразрывны. Бог считался непосредственным создателем всего на Земле, а правители стран были лишь его наместниками.
Уже в эпоху Нового времени, когда произошло разделение политических и религиозных вопросов, а во главу угла встали наука, этика и мораль, появились и получили свое развитие другие подходы к исследованию становления государства и права.
В современном мире светской власти теологическая теория рассматривается, скорее, в историческом, нежели чем в практическом ключе. Наука сейчас не выделяет теологическую теорию как основную и обоснованную теорию генезиса государства.
Главные положения
Теории, опирающиеся на божественное происхождение людей и государства, возникли в эпоху феодализма. Первоначально гипотезу о том, что всё создано Всевышним, выдвинули мыслители Древнего Египта, а немного позже подобные убеждения распространились и стали популярными в Вавилоне. Впоследствии взгляды отдельных учёных получили развитие и сформировались в несколько постулатов и догм.
Фундаментом теологической теории является убеждение, что государство — это структура, предложенная Богом и существующая согласно его воле. Следовательно, простой народ не должен подвергать сомнению целесообразность принимаемых законов и действий правителей. Последние считаются посредниками между Богом и людьми, почти так же, как священнослужители.
Характеристика и сущность теологической концепции появления правового государства:
Чтобы лучше понять ключевые особенности теологической естественно-правовой концепции, нужно учитывать, что в разное время возникали и развивались другие теории.
Кратко их можно представить в виде перечня:
Суть каждой из этих теорий (их часто представляют в виде таблиц) можно понять по тому, как они называются. Очевидно, что ни в одной нет указания на божественное происхождение государственного устройства.
Происхождение и основатели учения
В переводе с древнегреческого слово «теология» означает «наука о боге». а произошло оно от θεός (бог) и logos (понятие, суждение. мысль, учение). Зародившись в период расцвета феодализма, богословская гипотеза происхождения государства обрела популярность в XIII веке. Основоположниками теории считают Аврелия Августина и Фому Аквинского.
Широкое распространение религиозного обоснования государственности объясняется тем, что вера в существование высших сил возникла задолго до того, как появились какие-либо общественные институты. Изначально отношения между людьми подчинялись обычаям, обусловленным необходимостью выживать.
Теологическая теория базируется на идее, согласно которой церковь имеет приоритет над гражданской властью, однако она неотделима от государства. Во второй половине XIII получили распространение труды Фомы Аквинского. Итальянский теолог и философ, канонизированный церковью как святой, утверждал, что государство создано по подобию сотворения мира. Монарх сначала продумывает структуру и обустраивает страну, а затем приступает к управлению. Известные труды философа:
В своих исследованиях Фома Аквинский пришёл к выводу, что все законы соединены незримыми божественными нитями, и на самой вершине находится бог-демиург, от которого происходят государственные структуры.
Основные задачи доктрины
Сторонникам теологического подхода к понятию государства было выгодно держать население в страхе и смирении. Помимо основных постулатов, были разработаны подробные положения, поясняющие, почему религиозная теория является истинной. По мнению Аквинского, в мире есть три начала:
Над ними находится закон Бога. У каждого начала своя задача. Естественное воплощает человеческий разум и результаты его деятельности, стимулирует продолжать род, оберегать свою жизнь, уважать окружающих и стремиться к познанию всего сущего. Позитивное начало отвечает за добродетель, которая может проявляться и развиваться лишь под страхом наказания. Философы и богословы тех времён полагали, что человек грешен по своей природе, а значит, только воздействие извне может принудить его к благочестивому образу жизни.
Божественное начало дополняет собой позитивное и естественное, потому что одно из них не может полностью искоренить людские пороки, а второе ущербно по своей сути, ведь разум несовершенен. Следовательно, воля творца стоит над всем и обуславливает классовое и социально-экономическое неравенство.
Поскольку государь — божий помазанник, его власть не должна подвергаться критике, а право руководить государством — сомнению. Восхождение на престол подлежит обязательному освящению, после которого монарх приобретает непререкаемый авторитет и становится полновластным представителем Господа на земле. Теологическая доктрина позволяла обосновывать и оправдывать неограниченную власть верховного правителя.
Плюсы и минусы
Современные учёные-политологи называют несколько недостатков теологического обоснования государственности. Первый заключается в том, что доктрина не учитывает исторические закономерности. Она сводит к минимуму значимость социально-экономических отношений и их роль в развитии государства.
Остаётся непонятным, каковы должны быть пути развития, куда двигаться и как совершенствовать структуру органов управления. Надеяться на священнослужителей бессмысленно, так как они могут направить монарха и подсказать ему, как действовать, но до определённых пределов. Там, где заканчиваются компетенции духовенства, образуется вакуум. Второй недостаток — лежащая на поверхности недоказуемость теории. Лишь тот, кто религиозен, может принять точку зрения, согласно которой государство создал Бог. Мыслящие люди непременно подвергнут этот постулат сомнениям.
Некоторые учёные придерживаются иных взглядов. Они считают теологическую идеологию универсальной, поскольку она предполагает синергию (объединение) воли Бога и человека. Следовательно, создание государства обусловлено двумя составляющими. Творческая деятельность человека играет не меньшую роль, чем воля Всевышнего, тем не менее «вся власть от Бога».
Положительные стороны теологической доктрины:
Минусы и плюсы теологической теории обусловлены её антинаучностью. Никому не удалось доказать или опровергнуть существование Бога, а значит, в основе доктрины лежит вымысел человека. Это обстоятельство приводит к тому, что в кризисных условиях легитимность монаршей власти может быть поставлена народом или его отдельными представителями под сомнение. На практике так и произошло в некоторых странах.
Основные теории происхождения государства
Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государств:
1. Теологическая теория происхождения государства
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. По мнению представителей данной теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Положительным в этой теории является то, что, придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.
Однако вместе с тем данная теория слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
2. Патриархальная теория происхождения государства
К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Платона, Конфуция, Филмера и др.
Они обосновывают свою теорию на том, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит, в конечном счете, к образованию государства.
Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.
Разумеется, аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Но вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела переносят понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.
3. Договорная теория происхождения государства
Договорная теория происхождения государства возникла в 17—18 вв.; и логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Луи де Монтескьё, Ж-Ж. Руссо, Н. Радищева, Т. Джефферсона и др.
По данной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права.
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
А с другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.
4. Теория насилия
Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).
Кроме того, необходимо учитывать, что для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.
5. Органическая теория происхождения государства
Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями: Платоном, Аристотелем. Широкое распространение она получила во второй половине XIX в. и изложена в трудах Г. Спенсера, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.
По мнению Г. Спенсера,государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.
Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
6. Материалистическая теория происхождения государства.
Представителем данной теории является М. Вебер. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.
7. Марксистко-ленинская теория происхождения государства
К представителям материалистической теории обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами так же как и материалистическая. Однако главной причиной возникновения государства является раскол общества на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, служит инструментом реализации воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. То есть государство – это машина для подавления одного класса другим.
Авторы, основываясь на исторических факторах, выделяли следующие логические последовательности в становлении государства: государство появляется на базе постепенно усложняющегося и укрепляющегося общинного и родового самоуправления, как аппарат способный разрешать данные классовые и экономические противоречия
Однако в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.
8. Психологическая теория происхождения государства
Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. Петражицкого, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство,по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать.
С другой стороны, психологические свойства личности (иррациональные начала) не всегда выступают в качестве решающих причин происхождения государства и должны рассматриваться именно как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Кроме рассмотренных выше теорий существует ряд менее распространенных. Среди них:
а) Психо-аналитическая теория. Автором является З.Фрейд, который утверждал, что необходимость создания государства исходит из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды появляется государство для подавления (задерживания) в дальнейшем агрессивных комплексов человека.
б) Расовая теория . Авторы Жозеф Артур де Гобино считали, что существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство.
г) Ирригационная теория. Возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.