Государственный строй и общественный строй в чем разница
Понятие Конституционного строя и его отличия от общественного и государственного строя.. Понятие основ Конституционного строя
Понятие основ Конституционного строя.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в различных сферах жизни. Существуют следующие виды общественного строя: например, феодализм, капитализм, социализм и так далее.
Конституционный строй – это определенная форма или способ организации государства, закрепленный в Конституции. Элементами Конституционного строя являются:
1. Гуманистические основы Конституционного строя;
2. Политическая, экономическая и социальная системы, существующие в государстве;
3. Сущность власти и принцип ее реализации.
Государственный строй – понятие более широкое, чем Конституционный строй. Государственный строй – это система всех социальных, экономических и политических отношений, установленных в государстве. Государственный строй может регулироваться в Конституции. Признаком его является регулирование отношений государственной власти.
Понятие и содержание основ Конституционного строя.
Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму правления, государственного устройства, политического режима. Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):
1. «фундамент» Конституционного строя (ст.16);
2. нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;
3. содержаться в первой главе Конституции;
4. особая юридическая сила (ст.16);
5. особый усложненный порядок пересмотра Конституции (ст.135);
6. максимальная стабильность основ Конституционного строя.
Как модель комплекса общественных отношений государства и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:
1.Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.
2.Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли Конституционного права.
3.Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.
Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:
1. Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;
2. Государственность – сохранение исторически сложившегося государственного единства;
3. Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;
4. Преемственность;
5. Нравственность;
6. Патриотизм – благополучие и процветание России;
7. Социальное равенство;
8. Детернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.
Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:
1. Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);
2. Принцип защиты личности от государства;
3. Содержание прав человека является конституционно защищенным (49 статей посвящено этому вопросу).
Понятие Конституционного строя и его отличия от общественного и государственного строя
Понятие основ Конституционного строя.
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
Охрана Конституции.
Реализация Конституции.
Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:
1. Уровень реализации нормы:
2. Уровень реализации институтов:
3. Уровень достижения цели Конституции.
Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности.
Правовые элементы правовой охраны Конституции:
1. Самоохрана – закрепление в Конституции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).
2. Конституционный контроль – деятельность компетентных государственных органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:
· Президент РФ (ст.80, 82);
· Парламентский контроль (гл.5);
· Органы исполнительной власти;
· Органы прокурорского надзора и судебные органы;
· Конституционный суд (ст. 125).
Общественный строй (устройство) – это исторически конкретная система общественных отношений, то есть организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в различных сферах жизни. Существуют следующие виды общественного строя: например, феодализм, капитализм, социализм и так далее.
Конституционный строй – это определенная форма или способ организации государства, закрепленный в Конституции. Элементами Конституционного строя являются:
1. Гуманистические основы Конституционного строя;
2. Политическая, экономическая и социальная системы, существующие в государстве;
3. Сущность власти и принцип ее реализации.
Государственный строй – понятие более широкое, чем Конституционный строй. Государственный строй – это система всех социальных, экономических и политических отношений, установленных в государстве. Государственный строй может регулироваться в Конституции. Признаком его является регулирование отношений государственной власти.
Понятие и содержание основ Конституционного строя.
Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму правления, государственного устройства, политического режима. Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):
1. «фундамент» Конституционного строя (ст.16);
2. нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;
3. содержаться в первой главе Конституции;
4. особая юридическая сила (ст.16);
5. особый усложненный порядок пересмотра Конституции (ст.135);
6. максимальная стабильность основ Конституционного строя.
Как модель комплекса общественных отношений государства и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:
1.Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.
2.Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли Конституционного права.
3.Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.
Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:
1. Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;
2. Государственность – сохранение исторически сложившегося государственного единства;
3. Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;
4. Преемственность;
5. Нравственность;
6. Патриотизм – благополучие и процветание России;
7. Социальное равенство;
8. Детернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.
Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:
1. Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);
2. Принцип защиты личности от государства;
3. Содержание прав человека является конституционно защищенным (49 статей посвящено этому вопросу).
Соотношение понятий «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй».
Между содержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться, что общественный стройявляется не государственно-правовой категорией, а скорее — социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе. Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного.
Таким образом, конституционный строй, во-первых, характеризует определенный уровень развития общественного и государственного строя; во-вторых, связан с наличием конституции; в-третьих, адресует требование соблюдать конституцию всем публичным и социальным субъектам; в-четвертых, связан с демократическим политическим режимом; в-пятых, устанавливает систему гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина; в-шестых, ограничивает государство правом.
В данном параграфе основы конституционного строя рассматриваются примерно в том же порядке, в каком они закреплены в тексте Конституции РФ.
Основные характеристики данного принципа:
2. содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
3. права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;
4. все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;
5. установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона.
В конституционном праве наиболее распространенным является определение, согласно которомународовластие (народный суверенитет) есть принадлежность пароду верховной власти в обществе и государстве, а также признание народа единственным источником этой верховной власти.
В государствах с конституционным строем народ рассматривается как главный источник публичной власти, государственного суверенитета и основа легитимной государственной власти. Народ в данном случае представляет собой единое целое. Это не простая совокупность граждан конкретного государства, обладающих политическими, в том числе избирательными, правами, а сообщество граждан, объединенных общегосударственными или общенациональными интересами.
Таким образом, народ следует понимать как совокупность граждан конкретного государства, обладающих политическими правами, и образующих в единстве сообщество людей, объединенных общегосударственными или общенациональными интересами.
2. Исходя из такого понимания народа народовластие, или народный суверенитет, означает верховенство и полноту власти парода в государстве и обществе. Именно народ государства определяет и устанавливает конституцию и систему государственной власти, несет ответственность за государственный и общественный строй, который он установил. Народ должен иметь право ставить вопрос об изменении строя и системы государственной власти, смене высших должностных лиц государства и совершенствовании правопорядка.
3. Основу демократического режима современной России составляет принцип народовластия.
4. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
5. Исходя из конституционной формулировки ст. 3 принцип народовластия, или народного суверенитета, означает, что носителем и единственным источником государственной власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
3.2.2. Демократическое государство. Суверенитет народа.
1) единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и местного самоуправления (представительная демократия);
3) Легитимность государственной власти. Легитимность власти означает ее формирование и осуществление в соответствии с волей народа;
4) демократические процедуры формирования υосуществления государственной власти;
5) запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) но закону.
С принципом демократического государства тесно связаны и являются его проявлениями другие принципы, возведенные Конституцией Российской Федерации в основы конституционного строя: разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, наличие наряду с системой государственной власти системы местного самоуправления.
3.2.3. Государственный суверенитет.
Основные характеристики государственного суверенитета:
1. верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;
2. независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта;
3. суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;
5. государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;
3.2.4. Федеративное государство.
Конституция РФ в ст. 5 закрепляет в числе основ конституционного строя основные принципы федеративного устройства Российской Федерации:
3.2.5. Республиканская форма правления.
Российская Федерация существует в форме полупрезидентской республики, что выражается в нескольких признаках:
1. верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ);
2. выборность высших органов государственной власти. Президент РФ и Государственная Дума избираются населением Российской Федерации. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81);
3. Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы;
4. Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение трех месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу.
3.2.6. Правовое государство.
3.2.7. Социальное государство.
Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
3.2.8. Светское государство.
Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.
1. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством.
3.2.9. Осуществление государственной власти и разделение властей.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Характеристики принципа разделения властей:
2. самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;
4. единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.
Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3. Правительство РФ;
4. суды Российской Федерации.
В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов обшей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.
3.2.10. Экономические основы конституционного строя.
Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:
1. единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории Российской Федерации не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается;
3. свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;
3.2.11. Идеологическое и политическое многообразие.
Основные характеристики данного принципа:
· идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи;
· невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной;
· принцип политического многообразия, или многопартийность, свобода образования и деятельности политических партий;
· свобода общественных объединении;
3.2.12. Разграничение государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Принцип разграничения государственной власти и местного самоуправления имеет следующие основные характеристики:
· местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ). Таким образом, в рамках местного самоуправления население решает только вопросы местного значения;
· отграничение системы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с обязательной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, и, во-вторых, государство санкционирует (возводит в ранг источников права) акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их предметов ведения (ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
9. Демократическое государство как основа конституционного строя Российской Федерации. Непосредственная и представительная демократия.
Осуществление власти народа предполагает существование в каждом государстве определенного механизма властвования. В зависимости от форм волеизъявления народа в науке и конституционно-правовой практике обычно различают непосредственную (прямую) и представительную демократию.