Гост р 50913 96 чем заменен
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования» (принят постановлением Госстандарта РФ от 10 июня 1996 г. N 368) (отменен)
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50913-96
«Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования»
(принят постановлением Госстандарта РФ от 10 июня 1996 г. N 368)
Road vehicles for transportation and fueling of petroleum products. Tipes, parameters and general technical requirements
Дата введения 1 января 1997 г.
ГАРАНТ:
Приказом Росстандарта от 22 июня 2016 г. N 657-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 апреля 2017 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ 33666-2015 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования»
1 Область применения
Стандарт не распространяется на автоцистерны, предназначенные для транспортирования сжатых и сжиженных газов и специальных жидкостей, и автотопливозаправщики для наземного обслуживания летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) и водного транспорта, а также на передвижные автозаправочные станции для розничной торговли нефтепродуктами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 3163-76 Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования
ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные механических транспортных средств, прицепов и полуприцепов. Общие технические условия
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 9200-76 (ИСО 1185-75, ИСО 1724-80, ИСО 3731-80, ИСО 3732-82, ИСО 4091-78) Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов
ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ 20772-81 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 21398-89 Автомобили грузовые. Общие технические требования
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования
ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
ГОСТ 25560-82 Устройства дыхательные цистерн для нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 26098-84 Нефтепродукты. Термины и определения
ГОСТ Р 41.58-2001 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты
ГОСТ Р 50559-93 Промышленная чистота. Общие требования к поставке, транспортированию, хранению и заправке жидких рабочих сред
ОСТ 37.001.269-87 Транспортные средства. Маркировка
ОСТ 37.001.511-81 ЕСКД. Эксплуатационные документы на изделия автомобильной промышленности.
3 Определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
— максимально допустимое давление наполнения;
— давление насыщенного пара при максимальной температуре плюс 50°С, которому цистерна подвергается под воздействием содержимого нефтепродукта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения.
4 Типы и основные параметры
4.1 В зависимости от назначения устанавливают следующие типы автоцистерн:
4.2 Основные параметры автоцистерн должны соответствовать указанным в таблице 1.
Норма для типа автоцистерны
Св. 5 до 10 м3 включ.
Св. 1 до 10 м3 включ.
Подача насоса, м3/ч, для:
Число напорно-всасывающих рукавов*
Число раздаточных рукавов, не менее, для
Внутренний диаметр, мм:
— напорно-всасывающих рукавов для топлива
— раздаточного рукава для:
Тонкость фильтрации топлива фильтром, мкм, не более
* По требованию потребителя (заказчика).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3 Номинальную вместимость автоцистерны устанавливают кратной 0,1 м3 (100 л) и указывают в технической документации.
4.4 Степень заполнения цистерны должна быть не более 95% объема, если нет специальных требований в нормативных документах на соответствующий нефтепродукт.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Внутренний диаметр инспекционного люка-лаза автоцистерны должен быть не менее 500 мм.
4.6 Автоцистерны изготавливают на базе шасси автотранспортных средств по ГОСТ 21398 и ГОСТ 3163.
Тормозные системы шасси автоцистерн категорий N_2, N_3, O_3 и О_4 должны быть оснащены автоблокировочными устройствами (АБС).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.7 АТС для перевозки или раздачи топлива и масла должно состоять не более чем из двух транспортных единиц: автомобиля-тягача и одного прицепа (или полуприцепа).
Для обеспечения этого требования на прицепе или полуприцепе сзади не устанавливают: тягово-сцепное устройство, пневмопривод и электровыводы для подключения второго прицепа.
5 Общие технические требования
5.1 Характеристики (свойства)
5.1.1 Требования назначения
5.1.1.1 Автоцистерна должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Обозначения автоцистерны и конструкторских документов на нее присваивают в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности.
5.1.1.2 Автоцистерна, укомплектованная соответствующим оборудованием, должна обеспечивать выполнение рабочих операций, указанных в таблице 2.
Наименование рабочей операции
Выполнение рабочей операции для автоцистерны типа
Св. 5 до 10 м3 включ.
Св. 1 до 10 м3 включ.
Наполнение цистерны своим насосом*
Наполнение цистерны закрытым (основным)* и верхним (дублирующим) способами посторонним насосом
Опорожнение цистерны своим насосом, минуя фильтр**
Опорожнение цистерны посторонним насосом
Заправка техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема
Откачка нефтепродуктов из напорных (раздаточных) рукавов своим насосом**
Опорожнение цистерны самотеком
Перекачка собственным насосом между посторонними резервуарами, минуя свою цистерну**
Нагрев масла в цистерне*
Выдача нефтепродукта в мелкую тару (канистра, топливный бак, бочка)**
* По требованию потребителя (заказчика).
** Для автоцистерн, оборудованных насосами.
5.1.1.3 Все операции по наполнению автоцистерны осуществляют закрытым способом через герметичное устройство по ГОСТ 20772.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.1.4 По требованию заказчика цистерна может быть изготовлена как мера вместимости.
5.1.2 Требования надежности
5.1.2.1 Значения показателей надежности автоцистерны должны быть не ниже значений соответствующих показателей шасси АТС. Номенклатуру и конкретные значения показателей надежности, а также критерии отказов и предельного состояния устанавливают в технической документации.
5.1.2.2 Ресурс средств измерения, устанавливаемых на автоцистерну для контроля работы агрегатов, должен соответствовать ресурсу автоцистерны до капитального ремонта, если иное не предусмотрено в нормативных документах и технической документации на средства измерения.
5.1.3 Требования стойкости к внешним воздействующим факторам и живучести
5.1.3.1 Климатическое исполнение автоцистерн должно соответствовать исполнению У по ГОСТ 15150.
5.1.4 Требования эргономики
5.1.4.1 Устанавливаемые на автоцистерне рычаги управления и маховики, предназначенные для ступенчатых переключений при наполнении (опорожнении) нефтепродуктами, должны иметь надежную фиксацию и обозначение их промежуточных и конечных положений; при необходимости они должны быть ограничены специальным стопором (упором).
Рычаги управления и маховики устанавливают на одном рабочем месте в пределах зоны досягаемости оператора, за исключением задействованных при включении механизмов отбора мощности для привода насоса.
5.1.4.2 Для удобства работы обслуживающего персонала автоцистерна должна быть оборудована лестницами и площадками.
5.1.5 Требования технологичности
5.1.5.1 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать демонтаж не менее 75% технологического оборудования без предварительной разборки других узлов и систем.
5.1.5.2 Конструкция цистерны должна обеспечивать возможность очистки ее внутренней поверхности от загрязнений с помощью механизированных средств и вручную.
5.1.5.3 Конструкция волнореза не должна препятствовать наполнению (опорожнению) цистерны, а также возможности очистки ее внутренней поверхности.
5.1.5.4 Периодичность проведения технического обслуживания технологического оборудования, установленного на автоцистерне, должна совпадать с периодичностью технического обслуживания базового АТС и должна быть установлена в руководстве по эксплуатации.
5.1.6 Требования к конструкции
5.1.6.1 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать неизменность массы и качества перевозимого нефтепродукта по ГОСТ Р 50559.
5.1.6.2 Цистерны должны выдерживать внутреннее давление, равное давлению наполнения (опорожнения) или максимальному рабочему давлению, на которое отрегулировано дыхательное устройство по ГОСТ 25560, но не менее 20 кПа (0,2 кгс/см2).
5.1.6.3 При проектировании цистерн следует учитывать следующее:
а) опорожняемые самотеком цистерны, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов, давление паров которых при 50°С не превышает 110 кПа (1,1 кгс/см2), следует рассчитывать на давление, равное удвоенному статическому давлению перевозимого нефтепродукта, но не менее удвоенного статического давления воды;
б) наполняемые (опорожняемые) под давлением цистерны, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов, давление которых при 50°С не превышает 110 кПа (1,1 кгс/см2), должны быть рассчитаны на давление, равное давлению наполнения (опорожнения), умноженному на коэффициент 1,3.
5.1.6.2, 5.1.6.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.6.4 Цистерна и средства ее крепления на шасси АТС при номинальной загрузке нефтепродуктом должны выдерживать нагрузки, равные:
5.1.6.5 Толщину стенок цистерны b, мм, рассчитывают по формуле
При изготовлении цистерн из металла с другими механическими свойствами эквивалентную толщину стенок цистерны b_э, мм, рассчитывают по формуле
В случае изготовления цистерны из металла с другими механическими свойствами эквивалентную толщину стенок цистерны b’_э, мм, рассчитывают по формуле
Для цистерн с некруглым поперечным сечением (например, чемоданообразным или эллиптическим) радиусы кривизны должны соответствовать эквивалентным диаметрам, которые рассчитывают на основе цилиндрического сечения равной площади. При этом радиусы кривизны таких цистерн не должны превышать 2,0 м по бокам и 3,0 м сверху и снизу.
Защиту цистерн от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, считают обеспеченной при соблюдении одного из следующих условий:
— расстояние между двумя усиливающими элементами (перегородками, волнорезами, внутренними или внешними кольцами) = 10 см3.
Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенки цистерны. Перегородки (волнорезы) должны соответствовать требованиям 5.1.6.8.
Цистерны с радиусом кривизны боковых стенок более 2,0 м, а также чемоданообразного и прямоугольного сечений считают обеспеченными защитой от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, при соблюдении следующих дополнительных условий:
— наличия дополнительной защиты с внешней стороны цистерны, расположенной по всему периметру на середине высоты цистерны, шириной не менее 30% высоты поперечного сечения цистерны, и
— обеспечения жесткости этой дополнительной защиты не ниже жесткости цистерны в зоне размещения такой защиты с толщиной стенки цистерны 5 мм (для цистерны диаметром менее 1,8 м) или 6 мм (для цистерны диаметром более 1,8 м).
Допускается выполнять дополнительную защиту в виде листов, приваренных к боковым стенкам цистерны на середине высоты цистерны. Эти листы должны быть изготовлены из того же материала, что и цистерна, иметь ширину не менее 30% высоты поперечного сечения цистерны и толщину не менее толщины стенок цистерны.
5.1.6.8 Перегородки (волнорезы) должны быть вогнуты с глубиной прогиба не менее 10 см или должны иметь гофры, или усилены другим способом для обеспечения эквивалентной прочности. Площадь волнореза должна составлять не менее 70% поперечного сечения цистерны, в которой установлен волнорез.
5.1.6.9 Для цистерн, рассчитанных в соответствии с 5.1.6.3а, вместимость которых менее 5 м3 или которые разделены на герметичные отсеки вместимостью менее 5 м3, толщину стенок определяют по таблице 3.
Максимальный радиус кривизны оболочки, м
Вместимость цистерны или отсека, м3
Минимальная толщина стенок цистерны, мм,
для стали с сигма _в >= 360 МПа (3600 кгс/см2),
5.1.6.10 Крышки люков, дверки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для опломбирования.
5.1.6.11 Конструкция прицепа-цистерны должна обеспечивать возможность ее наполнения (опорожнения) при помощи насосов, установленных на буксирующей автоцистерне.
5.1.6.12 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать предотвращение превышения давления в напорно-всасывающем рукаве, равного 50% рабочего давления рукава, при перекрытии подачи топлива в наполняемую емкость.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.6.13 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из цистерны производят сверху.
5.1.6.14 Остаток топлива в автоцистерне после его слива самотеком на горизонтальной площадке не должен превышать 0,1% номинальной вместимости.
5.1.6.15 Оборудование для закрытого наполнения автоцистерны должно состоять из:
а) ограничителя наполнения. В качестве привода датчика ограничителя наполнения следует использовать энергию перекачиваемой жидкости. Схема и присоединительные размеры ограничителя наполнения приведены в приложениях А и Б соответственно;
б) сигнализатора верхнего уровня налива. Сигнализатор должен обеспечивать вывод электрического сигнала на звуковой сигнал шасси автомобиля и на розетку по ГОСТ 9200, устанавливаемую на левой стороне автоцистерны в месте, удобном для подсоединения к автоматизированным системам налива. Схема подключения контактов розетки сигнализатора верхнего уровня налива приведена в приложении В;
г) патрубка для газоотвода с огнепреградителем, запорной арматурой и присоединительным устройством. Огнепреградитель должен быть установлен на цистерне.
5.1.6.16 На горловине цистерны, изготовленной как мера вместимости, должно быть предусмотрено смотровое окно для контроля полноты налива нефтепродукта. Высота смотрового окна должна быть в пределах изменения уровня налива.
Допускается установка стекла «клинкер» вместо указателя уровня налива в горловине и смотрового окна.
5.1.6.17 Автоцистерна должна быть оснащена дыхательным устройством по ГОСТ 25560, обеспечивающим сохранение рабочего давления в цистерне и самозакрывание при опрокидывании, а также предохранительными устройствами, обеспечивающими автоматическое открывание их при достижении избыточного давления в цистерне, равного 100 кПа (1 кгс/см2).
При этом площадь сбросного сечения в зависимости от объема цистерны определяют в соответствии с таблицей 3а. Для цистерн объемом от 3 до 40 м3 допускается линейная интерполяция значений величин, приведенных в таблице 3а.
Гост р 50913 96 чем заменен
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
Методы оценки эффективности и безопасности
Motor vehicles. Heating, ventilation and air-conditioning systems.
Methods for determination of efficiency and safety
ОКС 43.040.60
ОКП 45 1000
Дата введения 1997-01-01
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств», Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации, Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации и Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 20 марта 1996 г. N 187
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общей транспортной сети Российской Федерации, и устанавливает номенклатуру параметров эффективности и безопасности при работе систем отопления, вентиляции и кондиционирования и методы их определения.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 8.010-90 Методики выполнения измерений
3 ОЦЕНОЧНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Устанавливаются следующие оценочные параметры.
3.1 Температура воздуха внутри АТС:
— на рабочем месте водителя;
— на пассажирских местах в легковых и грузовых автомобилях;
— на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.
3.2 Средняя температура воздуха в пассажирском помещении автобуса.
3.3 Температура поверхностей ограждений.
3.4 Температура воздуха на выходе из каналов систем отопления и кондиционирования.
3.5 Объем наружного воздуха, подаваемого в кабину и пассажирское помещение.
3.6 Время достижения температур воздуха внутри АТС, оговоренных в соответствующих нормативных документах.
3.7 Неравномерность распределения температур воздуха на рабочем месте водителя.
3.8 Перепад между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха:
— на рабочем месте водителя;
— на пассажирских местах в легковых и грузовых автомобилях;
— на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.
3.9 Перепад между средней температурой воздуха в пассажирском помещении автобуса и температурой наружного воздуха.
3.10 Время достижения перепада между температурой воздуха внутри АТС и температурой наружного воздуха.
3.11 Скорость воздушных потоков (подвижность воздуха) внутри АТС:
— на рабочем месте водителя;
— на пассажирских местах;
— на спальных местах, предназначенных для отдыха водителей.
3.12 Относительная влажность воздуха внутри АТС (для систем кондиционирования):
— на рабочем месте водителя;
— в пассажирском помещении автобусов
4 ИЗМЕРЯЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
4.1 В процессе испытаний измеряют следующие показатели:
— температуру воздуха снаружи и внутри АТС;
— температуру внутренних поверхностей ограждений;
— скорость воздушных потоков снаружи и внутри АТС;
— относительную влажность воздуха снаружи и внутри АТС;
— объем наружного воздуха, подаваемого в кабину и пассажирское помещение;
— скорость движения АТС;
— время проведения испытаний.
5 МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
5.1 Применяемая измерительная аппаратура должна быть технически исправна и поверена в установленные для нее сроки.
5.2 Допускаемая погрешность измерения должна быть:
скорости воздушных потоков( )
расположения точек измерения
6 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1 При проведении дорожных испытаний должны выполняться требования «Правил дорожного движения» (ПДД) и инструкций по технике безопасности и безопасности движения при проведении испытаний в природных условиях.
6.2 При проведении испытаний в аэроклиматической камере должны выполняться требования инструкций по технике безопасности при работе в производственных помещениях и «Правил по охране труда на автомобильном транспорте».
7 ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ОПЕРАТОРА
7.1 К проведению измерений допускаются операторы, изучившие настоящие методы и имеющие практические навыки работы с применяемой аппаратурой.
Стаж работы оператора должен быть не менее одного года.
8 УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
8.1.1 Пробег перед проведением испытаний должен составлять не менее 5000 км.
8.1.2 АТС должны находиться в технически исправном состоянии.
Регулировки систем, агрегатов и механизмов должны соответствовать указанным в руководстве по эксплуатации предприятия-изготовителя.
Применяемые топлива, смазочные материалы и рабочие жидкости должны применяться в соответствии с предписаниями предприятия-изготовителя АТС.
8.1.3 Системы АТС, выделяющие тепло или холод, а также устройства тепловой защиты рабочего места водителя и пассажирского помещения должны соответствовать требованиям нормативных документов предприятия-изготовителя.
8.1.4 Применяемые хладагенты в системах кондиционирования АТС должны соответствовать положениям «Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой» (приложение А).
8.1.5 Системы воздухораспределения должны обеспечивать устранение запотевания или обмерзания ветровых и боковых окон кабины водителя в зонах обзорности (по ГОСТ 28070).
8.1.6 Испытания систем отопления
8.1.6.1 Перед началом движения АТС выдерживается на открытом воздухе не менее 60 мин с открытыми дверями, окнами и вентиляционными люками.
8.1.6.2 Во время движения отопительные устройства должны быть установлены на наиболее эффективное действие.
В случае превышения нормативных параметров подвижности воздуха внутри АТС отопительные устройства должны быть отрегулированы на частичную производительность.
8.1.7 Испытания систем вентиляции и кондиционирования
8.1.7.1 Перед началом движения АТС выдерживается на стоянке не менее 60 мин с закрытыми дверями, окнами и вентиляционными люками.
8.1.7.2 При наличии в АТС оборудования для кондиционирования с приводом от двигателя АТС система кондиционирования должна быть перед началом испытаний отключена.
8.1.7.3 В случае применения системы кондиционирования с приводом от отдельного двигателя указанный двигатель должен быть прогрет до оптимальных температур, указанных в нормативных документах предприятия-изготовителя, а система кондиционирования должна быть отключена.
8.1.7.4 При испытании системы естественной вентиляции все вентиляционные проемы открыты, двери закрыты.
8.1.7.5 При испытании принудительной системы вентиляции вентиляционные устройства включены на максимальную производительность. Заборники наружного воздуха естественной системы вентиляции и двери закрыты.
8.1.7.6 При испытании комбинированной системы вентиляции (естественная и принудительная) все вентиляционные проемы открыты, вентиляционные устройства включены на максимальную производительность, двери закрыты.
8.1.7.7 В случае превышения нормативных параметров подвижности воздуха внутри АТС вентиляционные устройства систем вентиляции и кондиционирования должны быть отрегулированы на частичную производительность.
Гост р 50913 96 чем заменен
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИБОРЫ ГАЗОВЫЕ БЫТОВЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ
Общие технические требования и методы испытаний
Domestic cooking appliances burning gas.
General technical requirements and test methods
ОКС 67.260
ОКП 48 5831
48 5832
Дата введения 2007-01-01
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Центр сертификации и сертификационных испытаний оборудования газовой промышленности» (АНО «ГАЗСЕРТ») на основе аутентичного перевода стандартов, указанных в пункте 4, которые выполнены Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 345 «Аппаратура бытовая, работающая на жидком, твердом и газообразном видах топлива»
4 Настоящий стандарт включает в себя модифицированные основные нормативные положения и приложения следующих региональных стандартов:
— ЕН 30-1-1:1998 с изменениями А1:1999 «Бытовые для приготовления пищи приборы на газообразном топливе. Требования. Общие положения» (EN 30-1-1:1998/A1 «Domestic cooking appliances burning gas. Safety, MOD);
— EH 30-2-1:1998 «Бытовые нагревательные приборы на газообразном топливе. Рациональное использование энергии. Общие положения» (EN 30-2-1:1998 «Domestic cooking appliances burning gas. Rational use of energy, MOD). Сопоставление структуры и нумерации структурных элементов, обозначений приложений настоящего стандарта и основных нормативных положений указанных региональных стандартов, а также более подробная информация о соответствии их содержания и внесенных технических отклонениях приведены во введении и дополнительном приложении Е
Введение
Настоящий стандарт разработан на основе применения модифицированных основных нормативных положений двух взаимосвязанных региональных стандартов ЕН 30-1-1:1998 с изменениями А1:1999 «Бытовые для приготовления пищи приборы на газообразном топливе. Требования. Общие положения» и ЕН 30-2-1:1998 «Бытовые нагревательные приборы на газообразном топливе. Рациональное использование энергии. Общие положения». Применение указанных стандартов в настоящем стандарте обусловлено небольшим объемом ЕН 30-2-1 и удобством пользования объединенным стандартом.
В настоящий стандарт включены дополнительные по отношению к вышеупомянутым региональным стандартам требования, отражающие потребности национальной экономики и особенности газоснабжения Российской Федерации, а также особенности построения и изложения национальных стандартов Российской Федерации (в соответствии с ГОСТ Р 1.5), а именно:
— в 7.1.2 введено номинальное давление 1,3 кПа для газов 2-го семейства 2Н и 2L;
— в 6.1.4.3; 7.3.1.4 в связи с введением дополнительного присоединительного давления 1,3 кПа снижение давления до 1,4 кПа заменено давлением газа, уменьшенным на 30% от номинального значения;
— в 7.1.3 введены условия проведения испытаний;
— введены термины «многофункциональное регулирующее устройство», «устройство автоматического зажигания», «устройство длительного зажигания», «полное зажигание», «коэффициент полезного действия»;
— наименования единиц величин приведены в соответствие с требованиями ГОСТ 8.417;
— для упрощения расчетов расхода газа при стандартных условиях введено приложение В с парциальными давлениями насыщенного водяного пара;
— пункт 5.1.11 изложен с учетом требований стандартов МЭК;
— транспортная маркировка изложена по ГОСТ 14192;
— введены ссылки на Правила безопасности в газовом хозяйстве, действующие на территории Российской Федерации;
— введено дополнительное приложение Д о соответствии ссылочных международных и региональных стандартов национальным стандартам Российской Федерации;
— терминологические статьи изложены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.7);
— нумерация подразделов, формул, таблиц, приложений и рисунков изменена и выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5;
— введено дополнительное приложение Е, в котором приведено сравнение структуры настоящего стандарта со структурами примененных в нем региональных стандартов.
Дополнительные технические требования относительно требований региональных стандартов, включенные в настоящий стандарт, выделены путем заключения в рамки из тонких линий. В случае, если технические отклонения затрагивают только отдельные слова, фразы или значения показателей, они выделены в тексте настоящего стандарта курсивом.
В настоящий стандарт из ЕН 30-1-1 и ЕН 30-2-1 не включены:
— таблица 1. Обозначения бытовых приборов для приготовления пищи на трех языках;
— термины с соответствующими определениями;
— приложение А (информационное) «Национальные ситуации»;
— приложение В (информационное) «Направление расширения на другие категории»;
— приложение D.2 (справочное) «Щуп для измерения температуры поверхностей. Испытание пригодности»;
— приложение Е (справочное) «Использование символов на приборе в упаковке»;
— приложение F (справочное) «Защита от соприкосновения с проводящими частями контура тока зажигания»;
— приложение ZA (информационное) «Разделы данного стандарта, соответствующие принципиальным требованиям или положениям директив Европейского Союза»;
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на следующие приборы:
— блоки для приготовления пищи;
— встраиваемые блоки для приготовления пищи;
— блоки для приготовления пищи с устройством гриля:
— устройства гриля, отдельно стоящие или встраиваемые;
— контактные устройства гриля;
— отдельно стоящие плиты;
Стандарт распространяется на приборы в целом и на отдельные их блоки, применяемые самостоятельно или в комбинации друг с другом, использующие один или несколько видов энергии (газовые или газоэлектрические).
Стандарт устанавливает требования электрической безопасности деталей приборов, используемых в комбинации для работы с газом, и не устанавливает требования безопасности электрических нагревательных элементов и связанных с ними деталей.
Стандарт не распространяется на:
— приборы, работающие на открытом воздухе (туристские);
— приборы с отводом продуктов сгорания в дымоход;
— приборы с пиролитической газовой духовкой;
— приборы с закрытыми горелками, которые не соответствуют требованиям 5.2.8.2;
— приборы с устройством контроля пламени, оснащенные автоматическим устройством зажигания, время зажигания которого ограничено;
— приборы с электрическим регулятором температуры, управляющим работой горелки духовки путем ее включения и выключения, для обеспечения заданного температурного режима;
— приборы, оснащенные вентилятором для подачи воздуха на горение и удаления или циркуляции смеси продуктов сгорания с воздухом;
— приборы, работающие на давлениях, выше установленных в 7.1.2;
— приборы с закрытым отделением, в котором одновременно могут работать горелка и электрический нагревательный элемент.
Стандарт не устанавливает требований к баллонам для сжиженных газов и регуляторам давления газа для них.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты: