Гост 8736 93 чем заменен
Гост 8736 93 чем заменен
ПЕСОК ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Sand for construction works. Specifications
Дата введения 2015-04-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по проблемам добычи, транспорта и переработки минерального сырья в промышленности строительных материалов» (ФГУП «ВНИПИИстромсырье»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2014 г. N 70-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2014 г. N 1641-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 8736-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2015 г.
6 ИЗДАНИЕ (февраль 2019 г.) с Поправкой* (ИУС 10-2015)
* См. ярлык «Примечания».
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 2, 2021
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ.
Настоящий стандарт не распространяется на пески из отсевов дробления плотных горных пород.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 25584-2016 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 песок: Природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений.
3.2 песок обогащенный: Природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, с улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования.
3.3 песок фракционированный: Природный неорганический сыпучий материал, разделенный на две или более фракций с использованием специального оборудования.
4 Технические требования
4.1 Песок, обогащенный песок и фракционированный песок должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.
4.2 Основные виды, параметры и размеры
4.2.1 В зависимости от зернового состава (см. таблицу 3) и содержания пылевидных и глинистых частиц (см. таблицу 4) песок подразделяют на два класса:
В зависимости от крупности зерен (модуля крупности) песок классов I и II подразделяют на группы:
4.2.2 Каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
Гост 8736 93 чем заменен
ПЕСОК ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Sand for construction works. Specifications
Дата введения 1995-07-01
1 РАЗРАБОТАН институтом ВНИПИИстройсырье с участием СоюзДорНИИ, НИИЖБ, ЦНИИОМТП Российской Федерации
ВНЕСЕН Минстроем России
2 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС) 10 ноября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование органа государственного управления строительством
Госстрой Азербайджанской Республики
Госупрархитектуры Республики Армения
Госстрой Республики Беларусь
Минстрой Республики Казахстан
Госстрой Кыргызской Республики
Минархстрой Республики Молдова
Госстрой Республики Таджикистан
Госкомархитектстрой Республики Узбекистан
Изменение N 1 принято Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 10 декабря 1997 г.
За принятие изменения проголосовали:
Наименование органа государственного управления строительством
Госстрой Азербайджанской Республики
Министерство градостроительства Республики Армения
Минстройархитектуры Республики Беларусь
Агентство строительства и архитектурно-градостроительного контроля Министерства экономики и торговли Республики Казахстан
Минархстрой Кыргызской Республики
Госстрой Республики Таджикистан
Изменение N 2 принято Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) 17 мая 2000 г.
За принятие изменения проголосовали:
Наименование органа государственного управления строительством
Госстрой Азербайджанской Республики
Министерство градостроительства Республики Армения
Минстройархитектуры Республики Беларусь
Комитет по делам строительства Министерства энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан
Государственный Комитет при Правительстве Кыргызской Республики по архитектуре и строительству
Министерство окружающей среды и благоустройств территорий Республики Молдова
Комитет по делам архитектуры и строительства Республики Таджикистан
Госкомархитектстрой Республики Узбекистан
3 ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 1 июля 1995 г. в качестве государственного стандарта Российской Федерации Постановлением Минстроя России от 28 ноября 1994 г. N 18-29
5 ИЗДАНИЕ (март 2006 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в феврале 1998 г., декабре 2000 г. (ИУС 5-98, 5-2001)
ВНЕСЕНО Изменение N 3, принятое Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) (протокол N 38 от 18.03.2011). Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2011 N 452-ст введено в действие на территории РФ с 01.01.2012
Изменение N 3 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 1, 2012 год
1 Область применения
Требования настоящего стандарта не распространяются на фракционированные и дробленые пески.
Требования настоящего стандарта, изложенные в пунктах 4.4.1, 4.4.3, 4.4.7, 4.4.8, разделах 5 и 6, являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты.
ГОСТ 8736-2014
Песок для строительных работ. Технические условия
Купить ГОСТ 8736-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см куб. и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ.
Стандарт не распространяются на пески из отсевов дробления плотных горных пород.
Информация бюро по стандартам МГС о дополнительном присоединении страны Узбекистан (UZ, Узстандарт); ИУС 2-2018
Издание (февраль 2019 г.) с поправкой (ИУС 10-2015)
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Технические требования
6 Методы испытаний
7 Транспортирование и хранение
Приложение А (обязательное) Допустимое содержание вредных компонентов и примесей
Дата введения | 01.04.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 21.05.2015 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
30.09.2014 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 70-П |
---|---|---|---|
18.11.2014 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1641-ст |
Разработан | ФГУП ВНИПИИстромсырье | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. | |
Издан | Стандартинформ | 2019 г. |
Sand for construction works. Specifications
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
Транспортные потоки Методы определения шумовой характеристики
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК465 «Строительство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 30 сентября 2014 г. № 70-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 ноября 2014 г. № 1640-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 20444-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
Измеренные значения уровней звукового воздействия LEA тРам./ суммируют, арифметически усредняют по числу трамваев птрамза интервал наблюдения Т и рассчитывают эквивалентный уровень звука потока трамваев за время наблюдения по формуле
7.3.5 Скорость движения отдельного трамвая определяется аналогично 4.8.
7.4 Потоки метропоездов
7.4.1 При измерении шумовых характеристик потоков метропоездов на открытой линии метрополитена измерительный микрофон следует располагать на границе технической зоны линии метрополитена или на другом более удобном расстоянии, исключая влияние других источников шума, с занесением в протокол (см. приложение А) кроме результатов измерений также выбранного расстояния от точки измерения до оси ближайшего пути. Высота измерительной точки над уровнем места расположения микрофона должна составлять (1,5 ± 0,1) м. Полученный уровень шума должен быть пересчитан на расстояние (25 + 0,5) м от оси ближнего к точке измерения рельсового пути.
Расстояние от границы технической зоны до ближайшего пути движения метропоездов должно определяться с помощью дальномера или по ситуационному плану.
7.4.2 Период измерения шумовых характеристик (эквивалентного LAeq и максимального LAmax уровня звука) потока метропоездов на открытых линиях метрополитена должен охватывать проезд не менее 20 метропоездов в обоих направлениях суммарно.
7.4.3 При невысокой интенсивности движения метропоездов допускается вместо прямого измерения шумовых характеристик потока метропоездов проводить одновременное измерение максимальных уровней звука LA тах и уровней звукового воздействия A LEA ^ро, при проездах отдельных метропоездов.
Шум от проходящего метропоезда измеряют до тех пор, пока уровень звука снизится на 10 дБА относительно наибольшего мгновенного уровня звука в момент прохода метропоезда мимо точки измерения.
Измеренные значения LEAuemp0i суммируют, арифметически усредняют по числу метропоездов Пметро за время наблюдения Т и рассчитывают эквивалентный уровень звука потока метропоездов за время наблюдения по формуле
на открытой линии метрополитена мимо точки измерения, дБА (рассчитывается по 8.3);
число проехавших метропоездов за временной интервал наблюде ния.
7.4.4 Скорость движения отдельного метропоезда определяется аналогично 4.8.
8 Обработка и оформление результатов измерений
8.1 Если расстояние отточки измерения до ближайшей вертикальной или наклонной поверхности (например, стена здания, забор, экран и т. п.) не превышает 2,5 м, то результаты измерений шумовой характеристики транспортного потока следует уменьшить на 3 дБ (дБА) для исключения влияния отражения звука от отражающей поверхности.
8.2 Если разность между измеренным уровнем шума от транспортного потока и уровнем фонового шума не превышает 10 дБ (дБА), то необходимо внести коррекцию Кф в результаты измерения в соответствии с таблицей 1.
Если определение уровня фонового шума является невозможным, то поправка на влияние фонового шума не вносится.
Таблица 1- Коррекция Кф на влияние фонового шума
Разность соответствующих параметров измеренного шума транспортных потоков и фонового шума в месте проведения измерения A L, дБ (дБА)
Коррекция Ki, дБ (дБА)
8.4 Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны быть представлены в виде протокола и входящих в него таблиц А.1, А.2, А.З, А.4 в соответствии с приложением А. В протоколе приводится также описание места измерения, расстояния и другие геометрические параметры, данные о продолжительности измерений и иные сведения.
9 Метод расчета расширенной неопределенности измерений
Неопределенность измерений уровней звука, дБА, и уровней звукового давления, дБ, зависит от особенностей источника шума, продолжительности измерений, расстояния между источником шума и точкой измерения, метеорологических условий, измерительной аппаратуры и др.
Для оценки погрешности результатов измерений шумовых характеристик транспортных потоков следует определять в соответствии с ГОСТ 31296.2 и [3] расширенную неопределенность измерений.
В качестве расширенной неопределенности измерений U(N) шумовых характеристик применяют односторонний интервал охвата усредненного уровня звука, дБА (усредненного уровня звукового давления, дБ), с уровнем доверия Л/% и коэффициентом охвата к.
Расширенную неопределенность измерения U(N) определяют по формуле
Для целей настоящего стандарта принят односторонний интервал охвата с уровнем доверия N = 95 %, что соответствует коэффициенту охвата к = 2. Это означает, что 95 % полученных значений измеряемой величины или измеренных в дальнейшем значений при тех же условиях окажутся ниже
верхней границы интервала охвата, равной (LAeq + U).
Для полученной серии измерений в данной точке измерения оценивают неопределенность по типу А, связанную с погрешностями методики измерений и влиянием факторов окружающей среды, по формуле
Верхняя граница интервала охвата составляет
Это означает, что с вероятностью 95 % в качестве шумовой характеристики транспортного потока на данном участке измерений следует принять
^Aeqпотока = LAeq + U(95 %), ДБА (дБ). (12)
Приложение А (рекомендуемое)
Протокол измерения шумовой характеристики транспортного потока
1 Наименование организации, проводившей измерения.
2 Дата и время проведения измерения.
3 Место проведения измерения.
4 Схематический ситуационный план участка измерений.
5 Поперечный разрез участка измерений.
6 Характеристика автомобильной дороги:
— одно или два направления движения автотранспорта;
— количество полос движения в каждую сторону, наличие трамвайных путей;
— наличие или отсутствие разделительной полосы, ее ширина;
— наличие боковых проездов, их ширина, расстояние от основной дороги.
— тип покрытия проезжей части (асфальтобетон, цементобетон или др.);
— продольный уклон проезжей части.
7 Характеристика рельсовой дороги (железная дорога, трамвайный путь, линия метрополитена):
— количество главных путей;
— тип верхнего строения рельсового пути;
— тип шпал (железобетонные, деревянные) и тип пути (бесстыковой, звеньевой).
8 Средства измерений (наименование, тип, заводской номер, сведения о поверке средств измерений).
9 Методика проведения измерений (ссылка на данный стандарт) или описание отличий от стандартной методики измерений.
11 Продолжительность проведения измерений.
13 Таблица с результатами измерения шумовых характеристик и расширенной неопределенности измерения при определении эквивалентного уровня звука автотранспортного потока и параметрами его движения (интенсивность, скорость) и состава (см. таблицу А.1).
14 Таблица с результатами измерения шумовых характеристик и расширенной неопределенности измерения при определении эквивалентного уровня звука потока трамваев (при расположении трамвайных путей на достаточном удалении от улиц с автотранспортным движением) и с параметрами его движения (интенсивность, скорость) и состава (см. таблицу А.2).
16 Таблица с результатами измерения шумовых характеристик и расширенной неопределенности измерения при определении эквивалентного уровня звука потока метропоездов на открытых линиях метрополитена и параметрами его движения (интенсивность, скорость) (см. таблицу А.4).
17 Заключение по результатам измерений.
18 Приложения (в приложениях могут быть приведены любые материалы, относящиеся к предмету исследований, необходимость которых определяется исполнителем или заказчиком).
19 Должности, фамилии, инициалы и личные подписи лиц, проводивших измерения.
Протокол должен быть подписан руководителем организации (испытательной лаборатории),
Таблица А.1- Результаты измерений шумовых характеристик автотранспортного потока и определения расширенной неопределенности измерений эквивалентного уровня звука автотранпорт-ного потока
Шумовая характеристика потока за временной интервал наблюдения 7=.
Г рузовые автомобили, автомобили-тягачи и автопоезда
Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды
Другие виды автотранспортных средств, неуказанные в столбцах 1-5
Средняя скорость движения автотранспортного потока, км/ч
Эквивалентный уровень звука
Максимальный уровень звука
По результатам столбца 8 таблицы А.1 и в соответствии с разделом 9 рассчитывается верхняя граница интервала охвата для измеренного эквивалентного уровня звука автотранспортного потока
La eqnomoKci + 1/(95 %), дБ А
Время проезда поезда мимо измерительной точки ti, с
Средняя ско-рость движения поезда
Шумовая характеристика поезда за время его проезда мимо измерительной точки
Шумовая характеристика потока поездов за временной интервал наблюдения 7=.
Максимальный уровень звука
тжел. ^ д ^A max потока ’ ^
По результатам столбца 6 таблицы А.2 и в соответствии с разделом 9 рассчитывается верхняя граница интервала охвата для измеренного эквивалентного уровня звука потока железнодорожных
ПОеЗДОВ LAeq потока + (7(95 %), дБ А
Время проезда трамвая мимо точки измерения (, с
Скорость дви-жения трамвая
Шумовая характеристика трамвая за время его проезда мимо точки измерения
Шумовая характеристика потока трамваев за временной интервал наблюдения Т=.
Эквивалентный уровень звука l-Aeq /, Д БД
Максимальный уровень звука
Эквивалентный уровень звука
Максимальный уровень звука
По результатам столбца 5 таблицы А.З и в соответствии с разделом 9 рассчитывается верхняя граница интервала охвата для измеренного эквивалентного уровня звука потока трамваев
LAeq потока + (7(95 %), дБА
Время проезда метро-поезда мимо точки измерения
Шумовая характеристика метро-поезда за время его проезда мимо точки измерения
Шумовая характеристика потока метропоездов за временной интервал наблюдения Т=.
Эквивалентный уровень звука
Максимальный уровень звука
Эквивалентный уровень звука
т метро Aeq потока ’
Максимальный уровень звука
т метро Атах потока ’
По результатам столбца 5 таблицы А.4 и в соответствии с разделом 9 рассчитывается верхняя граница интервала охвата для измеренного эквивалентного уровня звука потока метропоездов
LAeq потока + (7(95 %), дБА
Библиография
[3] Руководство ИСО/МЭК 98-3:2008 «Неопределенность измерения. Часть 3. Руководство по выражению неопределенности измерения».
УДК 534.836.2.08:006.354 МКС 17.140.30
Ключевые слова: автомобильная дорога, трамвайный путь, железная дорога, линия метрополитена, автомобиль, троллейбус, трамвай, поезд, метропоезд, транспортный поток, шумовая характеристика, измерение, метод_
Подписано в печать 12.01.2015.Формат60х84 1 /8.
Уел. печ. л. 2,33. Тираж 32 экз. Зак. 334.
Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Транспортные потоки Методы определения шумовой характеристики
Noise. Traffic flows. Methods of noise characteristic determination
Дата введения — 2015—07—01
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на определение параметров, объективно описывающих шум, возникающий при движении транспортных потоков различного вида на автомобильных дорогах и рельсовых путях.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах, а также на открытых линиях метрополитена.
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на методы измерения авиационного шума.
1.5 Результаты измерений, выполненных в соответствии с настоящим стандартом, могут быть использованы при планировании мероприятий по снижению уровней транспортного шума на жилых территориях и в помещениях жилых и общественных зданий.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12090-80 Частоты для акустических измерений. Предпочтительные ряды
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 общий шум: Шум в определенной ситуации в определенное время и в определенном месте, обычно состоящий из шума различных источников как подвижных (средства дорожного, рельсового, водного и воздушного транспорта), так и расположенных стационарно (промышленные предприятия, энергетические и прочие установки, а также инженерно-техническое и прочее оборудование в жилых и общественных зданиях).
3.2 шум известного источника: Часть общего шума, которая может быть определена и приписана конкретному источнику шума.
3.3 фоновый (остаточный) шум: Часть общего шума при отключении одного или нескольких известных источников.
3.4 точка измерения (точка наблюдения): Место, в котором измеряют шумовые характеристики транспортного потока и размещают измерительный микрофон.
3.5 временной интервал измерения: Промежуток времени, в течение которого проводят единичное (однократное) измерение уровней шума транспортного потока.
3.6 временной интервал наблюдения: Промежуток времени, в течение которого проводят серию измерений уровней шума транспортного потока. Интервал наблюдения может включать в себя
несколько интервалов измерения, следующих друг за другом непрерывно или с паузами.
3.7 опорное звуковое давление р0: Установленное по соглашению опорное значение звукового давления в воздухе, равное 2-1СГ 5 Па.
3.8 уровень звукового давления Lp, дБ: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления, измеренного при стандартных временной и частотной характеристиках измерительной системы по ГОСТ 17187, к квадрату опорного звукового давления.
3.9 эквивалентный уровень звукового давления Leq, дБ: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления на заданном временном интервале, измеренного при стандартных временной и частотной характеристиках измерительной системы по ГОСТ 17187, к квадрату опорного звукового давления.
3.10 эквивалентный уровень звука A LAeq, дБ А: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения квадрата среднеквадратичного звукового давления на заданном временном интервале, измеренного при стандартной частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, к квадрату опорного звукового давления; рассчитывается по формуле
3.11 максимальный уровень звука A LAmax, дБА: Наибольший корректированный по А уровень звука на заданном временном интервале. На практике максимальный уровень звука А соответствует согласно ГОСТ 31296.1 уровню, превышаемому в течение 1 % времени интервала измерения.
3.14 уровень звукового воздействия LE, дБ: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения звукового воздействия на заданном временном интервале или на интервале, равном продолжительности звукового события, к опорному звуковому воздействию; рассчитывается по формуле
3.15 уровень звукового воздействия A LEA, дБ А: Уровень звукового воздействия, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187.
4 Общие положения
4.1 Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактических шумовых характеристик транспортных потоков, состоящих из легковых и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов, троллейбусов, трамваев, мотосредств (мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов), а также других видов автотранспортных средств на автомобильных дорогах, на улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов, или из поездов разных видов (пассажирских, грузовых и пригородных электропоездов) на участках железных дорог, или из метро-поездов на открытых линиях метрополитена.
4.2 Шумовые характеристики транспортных потоков являются основными исходными данными для выполнения по действующим нормативно-техническим документам акустических расчетов по оценке шумового режима в помещениях жилых и общественных зданий и на территориях жилой застройки, прилегающих к улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов, к автомобильным и железным дорогам, а также к открытым линиям метрополитена.
4.3 Основными шумовыми характеристиками транспортных потоков являются эквивалентный LAeq и максимальный LA тах уровни звука, дБ А, в дневное (от 7.00 до 23.00 ч) и ночное (от 23.00 до 7.00 ч) время.
4.4 Дополнительными шумовыми характеристиками транспортных потоков, определяемыми в необходимых случаях, являются эквивалентные уровни звукового давления /. 3
5.2 Средства измерений, предназначенные для измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны иметь действующие свидетельства о поверке. Межповерочный интервал устанавливает производитель измерительной аппаратуры или ГОСТ 17187.
5.3 До и после каждой серии измерений шумовых характеристик транспортных потоков следует провести проверку калибровки средств измерения и убедиться в том, что средства измерения удовлетворяют требованиям, приведенным в руководствах по эксплуатации и в паспортах на средства измерения.
Если при калибровке до и после измерения показания шумомера или иного регистрирующего прибора отличаются более чем на 1 дБА, то выполненные измерения признают недействительными, проводят новую калибровку средства измерения и повторяют измерения.
5.4 Перед проведением измерений шумовых характеристик транспортных потоков следует определять метеорологические условия (скорость ветра, температуру воздуха, влажность, атмосферное давление) по официальным данным метеослужбы либо с помощью соответствующих средств измерений, имеющих действующие свидетельства о поверке и удовлетворяющих следующим требованиям:
— приборы для измерения скорости ветра (например, анемометр) должны иметь диапазон измерений не менее от 1 до 10 м/с и погрешность не более ± 0,5 м/с;
— приборы для измерения температуры воздуха (например, термометр) должны иметь погрешность не более ± 1 °;
— приборы для измерения относительной влажности воздуха (например, гигрометр) должны иметь погрешность не более ± 2 %;
— приборы для измерения атмосферного давления (например, барометр) должны иметь погрешность не более ± 2 мм рт. ст.
6 Условия измерений
6.1 Места для проведения измерений шумовых характеристик автотранспортных потоков следует выбирать на прямолинейных участках улиц и автомобильных дорог с установившейся скоростью движения автотранспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.
6.2 Измерения следует проводить на участках улиц и автомобильных дорог с чистой и сухой поверхностью проезжей части.
6.3 Места проведения измерений шумовых характеристик потоков поездов, или метропоездов, или трамваев должны выбираться на прямых и горизонтальных участках рельсового пути без волнообразного износа рельсов. Допускается проводить измерения также на искривленных участках пути с радиусом кривизны не менее 1000 м и на участках, имеющих уклон или подъем, но не более 5 %.
6.4 Балластный слой трамвайных, или железнодорожных путей, или путей на открытых линиях метрополитена не должен быть мокрым или промерзшим.
6.5 Если не используется всепогодный микрофон, то измерения не следует проводить во время выпадения атмосферных осадков, при тумане и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра в пределах от 1 до 5 м/с необходимо применять ветрозащитное устройство, рекомендованное изготовителем прибора, надеваемое на измерительный микрофон для защиты его мембраны от ветра и предотвращения искажения измеряемых уровней звука (уровней звукового давления).
Значения других метеорологических параметров (температура воздуха, влажность, атмосферное давление) во время измерений не должны выходить за рамки предельных значений, приведенных в технической документации на соответствующую измерительную аппаратуру.
6.6 При проведении измерений шумовых характеристик транспортных потоков измерительная аппаратура не должна подвергаться воздействию вибрации, электрических и магнитных полей, радиоактивного излучения, превышающих пределы, установленные технической документацией на эту аппаратуру.
6.7 Время проведения измерений необходимо выбирать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков как в дневной, так и в ночной периоды суток.
Целесообразно измерять шумовые характеристики транспортных потоков в дневной период суток не менее трех раз: утром в интервале от 7.00 до 9.00 ч, днем в интервале от 9.00 до 19.00 ч и вечером в интервале от 19.00 до 23.00 ч.
В ночной период суток целесообразно проводить измерения шумовых характеристик транспортных потоков два раза: в интервале от 23.00 до 1.00 ч и в интервале от 1.00 до 7.00 ч.
В общем случае, исходя из поставленных задач, для измерений шумовых характеристик транспортных потоков могут быть выбраны и другие временные интервалы.
6.8 При проведении измерений шумовых характеристик главная ось измерительного микрофона должна быть направлена в сторону транспортного потока и перпендикулярно к направлению дороги. Оператор, проводящий измерения, должен находиться на расстоянии не менее 0,5 м от измерительного микрофона для предупреждения нежелательных отражений звука. Не допускается нахождение между измерительным микрофоном и транспортным потоком людей и посторонних предметов.
При проведении измерений октавных эквивалентных уровней звукового давления индикатор частотной характеристики измерительной аппаратуры следует устанавливать в положение, указанное в инструкциях к измерительной аппаратуре (например, в положение «фильтры»),
Примечание-В большинстве современных измерительных приборов реализовано одновременное измерение уровней звука и звукового давления с различными частотными и временными характеристиками, включая октавный и третьокгавный анализ.
6.10 Уровни фонового шума, т. е. уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 10 дБ (дБА) ниже уровней звука при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств. Уровни фона должны измеряться в паузах между проездами отдельных транспортных средств при наличии возможности.
Если разность между измеренным уровнем шума от транспортного потока и уровнем фонового шума не превышает 10 дБ (дБА), то необходимо внести коррекцию Кф в результаты измерения в соответствии с 8.2.
7 Проведение измерений
7.1 Автотранспортные потоки
7.1.1 При проведении измерений шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотосредства (мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотовелосипеды), а также другие виды транспортных средств, измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств и на высоте (1,5 + 0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса трамвайного пути.
7.1.2 В условиях стесненной застройки при невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.
7.1.3 В случае расположения улицы или автомобильной дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м над уровнем бровки.
7.1.4 При прохождении автомобильной дороги в тоннеле или галерее измерения шумовых характеристик не проводятся.
7.1.5 Продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить автотранспортные средства различного вида (в частности, легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт), зависит от интенсивности движения потока. Измерение продолжают до тех пор, пока не произойдет стабилизация показаний измерительного прибора в пределах выбранной точности измерений, которая должна быть не хуже ± 0,5 дБД но и при этом продолжительность измерения должна быть не менее 5 мин. 4
7.1.6 При неинтенсивном движении автотранспорта, например в ночное время при одиночных проездах автотранспортных средств, продолжительность периода измерений шумовых характеристик автотранспортного потока должна охватывать проезд двух основных групп транспорта, одна из которых включает в себя не менее 30 легковых автомобилей, а другая включает в себя грузовые автомобили, автобусы и общественный транспорт (суммарно не менее 30 транспортных средств). При этом вместо прямого измерения эквивалентного уровня звука LAeq автотранспортного потока допускается измерение уровней звукового воздействия А при проездах легковых LEAn, грузовых LEAaP автомобилей,
автобусов l-ЕАа, ТрОЛЛвЙбуСОВ 1-ЕАтрол И МОТОЦИКЛОВ LEAMomo■ ОДНОВрвМвННО ИЗМврЯЮТСЯ И МЭКСИМЭЛЬ-ные уровни звука LAmax этих транспортных средств.
Измеренные значения уровней звукового воздействия А арифметически усредняют по видам транспорта и рассчитывают эквивалентный уровень звука автотранспортного потока за временной интервал наблюдения Т по формуле
10 lg п мото 10 jj ^
портных средств (легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы), дБА (рассчитываются по 8.3);
пл, пгр, па, птрол, пмото — число легковых, грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов и мотоциклов соответственно, в потоке за временной интервал наблюдения.
Если в транспортном потоке присутствует также вид транспорта, не перечисленный в формуле
(1), то в формуле (1) в квадратных скобках добавляют член [ + 10 (L EAdp. + l° lg Пдр. ;/1 °],
Если какой-либо вид транспорта отсутствует в потоке, то соответствующий ему член в вышеприведенной формуле принимается равным нулю.
7.1.7 Скорость движения отдельных автотранспортных средств определяют аналогично 4.8.
7.2 Потоки железнодорожного транспорта
7.2.1 При проведении измерений шумовых характеристик потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25 + 0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) железнодорожного пути и на высоте (1,5 ± 0,1) м над уровнем головки рельса.
7.2.2 При невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (25 ± 0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) пути, например в условиях стесненной застройки или из-за особенностей рельефа местности, допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси ближнего к точке измерения пути движения поездов, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.
7.2.3 В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 + 0,1) м над уровнем бровки.
7.2.4 В протокол измерений (см. приложение А) помимо шумовых характеристик потока поездов должно быть занесено расстояние от измерительной точки до оси ближайшего пути, описание места и условий измерения, а также должен быть указать тип шпал (железобетонные или деревянные) и тип пути (бесстыковой, звеньевой).
7.2.5 При прохождении железнодорожных поездов по мосту, в тоннеле или в галерее измерения шумовых характеристик не проводятся.
7.2.6 Результаты измерений, во время которых раздавались гудки локомотивов, должны быть исключены из дальнейшей обработки.
7.2.7 Временной интервал наблюдения при измерениях эквивалентного и максимального уровня звука потока железнодорожных поездов должен охватывать проезд мимо точки измерения не менее пяти поездов каждого вида (пассажирские, грузовые, пригородные электропоезда), вносящих существенный вклад в суммарную шумовую характеристику потока.
Если шум формируется поездами только одного вида, то продолжительность временного интервала наблюдения выбирается такой, чтобы за это время мимо точки измерения проследовало бы не менее 20 поездов.
Если невозможно выполнить это условие, то в протоколе измерений указывают число поездов, шум которых удалось измерить, и приводят оценку влияния числа измеренных поездов на неопределенность измерений в соответствии с разделом 9.
Предпочтительно проводить измерения в периоды наибольшей интенсивности движения поездов как в дневное, так и в ночное время.
7.2.8 В качестве максимального уровня звука потока железнодорожных поездов LAmax потока принимается среднемаксимальный уровень звука LAmax, дБД рассчитанный на основе зафиксированных максимальных уровней звука отдельных поездов за временной интервал наблюдения Т.
7.2.9 При малой интенсивности движения поездов или когда по определенным причинам невозможно измерить эквивалентные уровни для вышеуказанного числа поездов, измеряют с помощью интегрирующего шумомера или другой измерительной системы, удовлетворяющей требованиям ГОСТ 17187, максимальный уровень звука LAmax, дБД и уровень звукового воздействия А 1ЕАпоеэд, дБД при проезде каждого поезда различного вида (пассажирские, грузовые, пригородные электропоезда). Для проходящего поезда шум измеряют до тех пор, пока уровень звука снизится по меньшей мере на 10 дБА относительно наибольшего мгновенного уровня звука в момент прохода поезда мимо точки измерения. Затем находят среднеарифметические значения уровней LEA для каждого вида поезда и определяют эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов по формуле
L 7eq потока = 10 ‘9 1/Т ‘ [^ЕАпасс + W lg W )П° +10 (1 ЕАгт + 10 lg )П° +
+ 10 (1 ЕАприг + Ш lg ППР Ш )Д0 ]> (2)
поездов, дБД (рассчитываются по п.8.3);
ЧИСЛО ПаССЭЖИрСКИХ, ГруЗОВЫХ И ПРИГОРОДНЫХ ЛОвЗДОВ ЗЭ
временной интервал наблюдения Т.
7.2.10 Скорость движения отдельного поезда определяют аналогично 4.8.
7.3 Потоки трамваев
7.3.1 При расположении трамвайных путей отдельно от автомобильной дороги и при условии, что шумовые характеристики трамваев в этом случае могут рассматриваться как шумовые характеристики отдельного источника, не связанного с автомобильным потоком, измерительный микрофон следует располагать на расстоянии (7,5 + 0,2) м от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев и на высоте (1,5 + 0,1) м над уровнем головки рельса трамвайного пути.
7.3.2 В условиях стесненной застройки при невозможности расположения измерительного микрофона на расстоянии (7,5 ± 0,2) м от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев допускается располагать измерительный микрофон на меньшем расстоянии, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. При этом в протоколе измерения (см. приложение А) должно быть указано фактическое расстояние от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев, на котором располагался измерительный микрофон, а также расстояние от измерительной точки до ближайшего препятствия за ней.
7.3.3 В случае расположения трамвайных путей в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5 ± 0,1) м над уровнем бровки.
7.3.4 Период измерения шумовых характеристик (эквивалентных и максимальных уровней звука) транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях (суммарно).
Кроме прямого измерения эквивалентного уровня звука LAeq потока трамваев, допускается измерение уровней звукового воздействия А при проездах отдельных трамваев LEA трам/. При этом одновременно измеряют также максимальные уровни звука LAmax. Для проходящего трамвая шум измеряют до тех пор, пока уровень звука снизится по меньшей мере на 10 дБА относительно наибольшего мгновенного уровня звука в момент прохода трамвая мимо точки измерения.