Гост 7890 93 чем заменен
Гост 7890 93 чем заменен
ГОСТ 16372-93
(МЭК 34-9-90)
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ВРАЩАЮЩИЕСЯ
Допустимые уровни шума
Rotating electric machines.
Limiting values of noise levels
Дата введения 1995-07-01
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г. протокол N 4-93
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Казахстан
3 Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 06.12.1994 N 301 межгосударственный стандарт ГОСТ 16372-93 (МЭК 34-9-90) «Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума», содержащий полный аутентичный текст международного стандарта МЭК 34-9-90 «Машины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума» с дополнительными требованиями, отражающими потребности народного хозяйства, введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июня 1995 г.
ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Обозначение соответствующего международного стандарта
Номер раздела, пункта
ИСО 3741-88, ИСО 3742-88
1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на вращающиеся электрические машины, предназначенные для нужд народного хозяйства и экспорта.
— исполнение нормальное, постоянный или переменный ток, без специальных электрических, механических или акустических доработок, направленных на снижение уровня шума;
— номинальная мощность от 1 до 5500 кВт (или кВ · А);
— частота вращения 3750 об/мин и ниже.
Стандарт допускает, что из соображений экономичности машины с нормальным уровнем шума используются в обычных условиях или с дополнительными приспособлениями для уменьшения шума.
Когда требуется уровень шума ниже указанного в табл. 1, предполагается, что этот случай должен стать объектом соглашения между изготовителем и потребителем (покупателем), т. к. проведение электрических, механических или акустических доработок может повлечь за собой дополнительные затраты.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
Дополнительные требования, отражающие потребности народного хозяйства, даны в обязательном приложении А.
2 ЦЕЛЬ
Целью настоящего стандарта является установление максимально допустимых уровней звуковой мощности, корректированных по характеристике А, в децибелах, дБ(А), для воздушного шума, излучаемого вращающимися электрическими машинами нормального исполнения в зависимости от их мощности и частоты вращения, и стандартизация метода измерения и соответствующих условий испытаний для определения уровня звуковой мощности машин для того, чтобы установить оценку шума машин по максимально допустимым значениям уровня звуковой мощности.
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4 МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ
4.1 Измерение уровня звука и расчет уровня звуковой мощности, излучаемой машиной, должны проводиться техническим методом в свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью по ГОСТ 11929 и соответствующими основополагающими документами, если только не применяются специальные условия, оговоренные в пп.4.3 и 4.4 настоящего стандарта.
4.2 Максимально допустимые уровни звуковой мощности, приведенные в табл. 1, относятся к измерениям, осуществляемым по п.4.1.
Чтобы гарантировать соответствие настоящему стандарту, уровни шума по табл. 1 должны быть уменьшены на 3 дБ, если только в соответствии с ГОСТ 11929 коррекция погрешности измерения не была уже осуществлена применительно к значениям, определенным этим методом.
5 УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ
Установка машины и условия ее функционирования должны соответствовать требованиям пунктов 5.6-5.11 ГОСТ 11929.
Должны выполняться следующие условия испытаний:
a) машина должна работать при номинальном (ых) напряжении (ях), номинальной частоте (для переменного тока), номинальной (ных) частоте (тах) вращения и на холостом ходу, с соответствующей (щими) напряженностью (тями) магнитного поля, все измерения должны производиться приборами класса точности 1% или лучше. Сериесная машина, которая не может работать на холостом ходу, должна быть приведена во вращение способом, оговоренным между изготовителем и потребителем; в частности, сериесная машина постоянного тока должна быть приведена во вращение под нагрузкой, если только не будет специальных договоренностей о противоположном;
b) в общем случае ось вала должна располагаться горизонтально, если иное не оговорено между изготовителем и потребителем. Машина, предназначенная для работы с вертикальным расположением вала, должна испытываться с вертикально расположенной осью вала;
c) для машин переменного тока форма волны и степень несимметрии системы питающего напряжения должны соответствовать изложенным в ГОСТ 183, ГОСТ 28173.
Примечание. Повышение напряжения (и тока), искажение формы волны и несимметрия увеличивают шум и вибрацию;
d) синхронные двигатели должны быть приведены во вращение с возбуждением, обеспечивающим коэффициент мощности cos = 1;
e) асинхронные двигатели должны быть приведены во вращение от сети с номинальной частотой;
f) генератор может быть приведен во вращение как двигатель или приводиться во вращение с номинальной частотой с возбуждением, обеспечивающим номинальное напряжение на разомкнутых выходных зажимах;
g) машина, предназначенная для работы при двух или более частотах вращения, должна быть испытана на каждой частоте вращения;
h) реверсивные двигатели должны быть приведены во вращение в каждом направлении (если разница в уровне звуковой мощности, определяемая конструкцией, значительна) и испытываться в «наиболее шумном направлении вращения». Двигатель, предназначенный для работы при одном направлении вращения, должен испытываться именно при этом направлении вращения.
6 ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА
Машина считается удовлетворяющей требованиям настоящего стандарта, если при испытаниях в условиях, описанных в разд. 5, уровень шума, выраженный в виде звуковой мощности, не превышает значений, приведенных в табл. 1.
Максимально допустимый уровень * звуковой мощности, корректированный по характеристике А.
* В дБ(А) относительно 10 Вт
ГОСТ 34589-2019 КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. КРАНЫ МОСТОВЫЕ И КОЗЛОВЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Добавил: Богдан Кривошея
Дата: [13.03.2020]
ГОСТ 34589-2019 КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. КРАНЫ МОСТОВЫЕ И КОЗЛОВЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Cranes. Overhead traveling and portal bridge cranes. General technical requirements
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 Разработан Акционерным обществом «РАТТЕ» (АО «РАТТЕ»)
2 Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2019 г. N 122-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 октября 2019 г. N 940-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34589-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.
5 Взамен ГОСТ 27584-88, ГОСТ 22045-89, ГОСТ 7890-93, ГОСТ 7075-80
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к конструкции мостовых и козловых (полукозловых) кранов на стадиях проектирования и изготовления. Положения стандарта могут быть также реализованы при реконструкции и модернизации указанных машин.
Применение положений настоящего стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования».
1 Область применения
Настоящий стандарт не определяет конструктивную схему кранов и их массогабаритные показатели, которые должны соответствовать требованиям заказчика или техническому заданию.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.030 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
ГОСТ 12.2.058 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 12969 Таблички для машин и приборов. Технические требования
ГОСТ 13556 Краны грузоподъемные. Краны башенные. Общие технические требования
ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 20304 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры
ГОСТ 30546.1 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям и методы расчета их сложных конструкций в части сейсмостойкости
ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ 31271 1) Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний
1) В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54767-2011 (ИСО 4310:2009) «Краны грузоподъемные. Правила и методы испытаний».
ГОСТ 32575.1 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32575.5 Краны грузоподъемные. Ограничители и указатели. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 32576.1 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32576.5 Краны грузоподъемные. Средства доступа ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 32579.1 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 32579.5 Краны грузоподъемные. Принципы формирования расчетных нагрузок и комбинаций нагрузок. Часть 5. Краны мостового типа
ГОСТ 33166. Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33166.5 Краны грузоподъемные. Требования к механизмам. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 33169 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности
ГОСТ 33173.1 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33173.5 Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения
ГОСТ 33709.5 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 5. Краны мостовые и козловые
ГОСТ 33710 Краны грузоподъемные. Выбор канатов, барабанов и блоков
ГОСТ 34017 Краны грузоподъемные. Классификация режимов работы
ГОСТ 34018.1 Краны грузоподъемные. Крепежные устройства для рабочего и нерабочего состояний. Часть 1. Основные принципы
ГОСТ 34020 Краны грузоподъемные. Допуски для колес, рельсовых путей кранов и их грузовых тележек
ГОСТ 34021 Краны грузоподъемные. Измерение погрешности установки ходовых колес
ГОСТ 34022 Краны грузоподъемные. Эксплуатационные документы
ГОСТ 34465 2) Краны грузоподъемные. Органы управления. Расположение и характеристики. Часть 1. Общие положения
2) Не действует в Российской Федерации.
ГОСТ 34587 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Требования к изготовлению
ГОСТ 34588 Краны грузоподъемные. Предупреждающие значки и пиктограммы. Общие принципы
ГОСТ ИСО 7752-5 Краны мостовые и козловые. Органы управления. Расположение и характеристики
ГОСТ ISO 12100 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
ГОСТ IEC 60825-1 Безопасность лазерной аппаратуры. Часть 1. Классификация оборудования, требования и руководство для пользователей
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31191.1, ГОСТ 32579.1, ГОСТ 32579.5, ГОСТ 33709.1, ГОСТ 33709.5, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 ходовая часть: Часть крана или тележки, включающая ходовые колеса с соответствующими креплениями и балансирную систему (если имеется).
3.2 механизм блочного типа: Механизм, в котором двигатель, тормоз и редуктор образуют единый блок с общим креплением к основанию.
3.3 механизм открытого типа: Механизм, в котором двигатель, тормоз и редуктор (или хотя бы два из этих компонентов) имеют отдельные крепления на раме.
4 Требования безопасности
4.1 Общие требования
4.1.1 Безопасность кранов по видам опасности, опасных ситуаций и опасных явлений, идентифицированных в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 12100, обеспечивается выполнением требований настоящего стандарта.
4.1.2 Нагрузки на краны должны приниматься в соответствии с ГОСТ 32579.5.
4.1.3 Краны должны проектироваться и изготавливаться с учетом климатических воздействий, значения которых устанавливаются на основании требований заказчика или технического задания в соответствии с ГОСТ 15150.
4.1.4 Краны, предназначенные для эксплуатации в сейсмически активных районах, должны быть спроектированы и изготовлены с учетом нормативных сейсмических воздействий, которые устанавливаются согласно требованиям ГОСТ 30546.1.
4.1.5 Группы классификации (режима работы) кранов, а также их механизмов назначают в соответствии с ГОСТ 34017 с учетом интенсивности использования крана.
4.1.6 Все элементы и узлы крана должны выдерживать без повреждений все комбинации нагрузок, возникающих во всех ситуациях, допустимых руководством по эксплуатации на кран, а также возникающие при возможных аварийных ситуациях (например, аварийное торможение при отключении электропитания, столкновение с упором при отказе датчика и т.п.). Если условия эксплуатации крана способствуют накоплению на элементах машины сыпучих материалов, грязи, снега и льда, то в расчетах крана должны быть учтены нагрузки от их веса.
4.1.7 Устойчивость козлового (полукозлового) крана должна быть обеспечена в положении с грузом и без груза при наиболее неблагоприятном расположении тележки и направлении действия ветровой нагрузки, соответственно, рабочего состояния (группа комбинаций В по ГОСТ 32579.1) и нерабочего состояния (группа комбинаций С).
Кран считается устойчивым, если значение опрокидывающего момента менее значения удерживающего статического момента относительно ребра опрокидывания крана. При этом опрокидывающий и удерживающий моменты вычисляются по методике и с учетом соответствующих коэффициентов надежности, указанных в ГОСТ 32579.1.
4.1.8 Если козловой (полукозловой) кран оборудован подъемником, то его конструкция должна удовлетворять требованиям ГОСТ 13556.
4.1.9 В конструкции кранов должны быть предусмотрены необходимые элементы для строповки при монтаже.
4.1.10 Краны должны поставляться заказчику с комплектом документов по ГОСТ 34022.
4.2 Требования к металлическим конструкциям
4.2.1 Металлические конструкции должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 33169 и ГОСТ 34587 с учетом установленной группы режима работы крана по ГОСТ 34017.
4.2.2 При проектировании металлической конструкции крана следует учитывать максимально допустимое значение нагрузок от перекоса, возникающих при движении крана, с учетом качества кранового пути и возможности системы управления механизмом передвижения крана по ограничению перекоса (при ее наличии).
4.2.3 При проектировании металлической конструкции крана следует учитывать ее температурные деформации, если они могут привести к снижению долговечности или нарушению работы механизмов.
4.2.4 Жесткость металлической конструкции крана должна быть такой, чтобы упругие деформации конструкции:
а) не препятствовали движению и торможению тележки при любой нагрузке, не превышающей динамическую испытательную нагрузку;
б) не препятствовали тому, чтобы тележка при выключенном механизме передвижения оставалась неподвижной с любой нагрузкой, не превышающей статическую испытательную нагрузку;
в) не вызывали чрезмерные поперечные воздействия на кран и крановые рельсы и не препятствовали перемещению крана;
г) не вызывали нарушение соосности механических приводов таким образом, чтобы это привело, например к снижению срока службы компонентов, чрезмерной вибрации, износу или отказу тормозов;
д) не вызывали укачивания оператора крана (крановщика).
4.2.4.1 Рекомендации по обеспечению жесткости металлической конструкции кранов приведены в приложении Б.
4.2.4.2 Для выполнения указанных требований металлическая конструкция может быть изготовлена со строительным подъемом (приложение В).
4.2.4.3 Для козловых кранов с обеими жесткими опорами следует учитывать изменение фактической колеи крана в результате упругих деформаций конструкции под действием вертикальных гравитационных нагрузок (распор).
4.2.5 Закрепление подтележечного рельса на балке должно быть выполнено таким образом, чтобы при замене рельса не происходило повреждение пояса балки. При креплении рельса приварными фасонками последние должны быть прикреплены к подкладкам, приваренным к поясу балки. Прижимные элементы должны располагаться над диафрагмами или вертикальными ребрами жесткости.
4.2.6 При расположении подтележечного рельса между стенками балки стыки рельсов следует располагать над большими или малыми диафрагмами. Смещение положения прямого или середины косого стыка подтележечного рельса относительно серединной плоскости диафрагмы не должно быть не более 15 мм, но при этом не превышать толщину поясного листа.
При расположении подтележечного рельса над стенкой балки допускается смещение оси рельса относительно серединной плоскости стенки не более половины толщины стенки.
4.2.7 Середина подошвы подтележечного рельса в местах расположения диафрагм должна прилегать к поясу балки или приваренным к поясу подкладкам без зазора.
4.2.8 Подтележечные рельсы не должны иметь в местах стыков отклонений по высоте и в плане более 1 мм. Образующиеся при этом ступени должны быть зачищены. Зазор в стыках не должен превышать 2 мм. Переход грузовой тележки с основной балки на подъемную консоль не должен сопровождаться ударами.
Стыки рельсов предпочтительно выполнять со скосом торцов под углом 45 градусов.
4.2.9 Открытые для доступа атмосферных осадков полости, карманы, лотки и подобные им элементы, кроме элементов с замкнутыми полостями, должны иметь дренажные уклоны и сливные отверстия. Замкнутые полости должны иметь сливные отверстия в нижней части.
4.2.10 Если кронштейны, на которые устанавливаются галереи, кабины, помещения для электрооборудования, направляющие для кабельного токоподвода и прочие, закрепляют на стенках главных балок, то места их присоединения должны быть подкреплены диафрагмами или ребрами.
4.2.11 Предельные отклонения формы и расположения не должны превышать значений, указанных в таблице А.1 приложения А, ГОСТ 34587 и ГОСТ 34020, если проектно-конструкторской документацией не установлены иные требования (например, для однобалочных кранов с шарнирным соединением главной и концевых балок, передвижение которых проводится оператором крана (крановщиком), толкающим или тянущим груз вручную, или для кранов, форма коробчатого сечения главной балки которых отличается от прямоугольной). Необходимые для проведения замеров диагоналей моста точки должны быть нанесены на металлоконструкцию крана любым способом, обеспечивающим их сохранность в течение всего срока эксплуатации машины, а их положение указано в инструкции по монтажу на кран.
4.3 Требования к механизмам
4.3.1 Механизмы должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 33166.1, ГОСТ 33166.5 и ГОСТ 33710 с учетом параметров режима работы, которые определены установленной группой режима механизма по ГОСТ 34017. Предпочтительной является конструкция механизмов блочного типа.
4.3.2 В механизмах открытого типа следует предусматривать такие конструктивные решения, чтобы относительные смещения компонентов, возникающие в результате неточности изготовления и монтажа, а также упругие деформации металлической конструкции не приводили к снижению долговечности элементов механизма.
4.3.3 Механизмы должны быть оборудованы тормозными системами, соответствующими требованиям ГОСТ 33166.1 и ГОСТ 33166.5.
4.3.4 Все узлы и элементы механизмов должны быть доступны для их осмотра и обслуживания без демонтажа с крана. Защитные кожухи должны открываться (разворачиваться, удаляться) для доступа к механизмам только с использованием инструмента.
4.3.5 Все механизмы должны быть надежно закреплены на соответствующих металлических конструкциях. В крепления механизмов передвижения блочного типа могут быть встроены упругие демпфирующие элементы.
4.3.6 Расстояние между грузозахватным органом в любом его положении и наружной поверхностью кабины должно быть не менее 0,4 м.
4.3.7 Устройство и расположение элементов канатных систем должно соответствовать требованиям ГОСТ 33166.1. При применении в сдвоенных полиспастах уравнительных балансиров ветви канатов, навиваемые на барабан, должны иметь разные направления свивки.
4.3.8 Конструкция ходовых частей кранов должна обеспечивать возможность контроля точности установки колес в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
4.3.9 Допуски на установку подтележечных рельсов, колес крана и тележки должны соответствовать требованиям ГОСТ 34020. Методы измерения положения колес установлены ГОСТ 34021.
4.3.10 В собранном кране без груза все колеса тележек и крана должны касаться рельсового пути при любом положении тележки.
4.3.11 Ходовая часть крана должна быть защищена от схода колес крана и тележки с рельсов как в условиях нормальной эксплуатации, так и при сбросе (отрыве) груза или сейсмических воздействиях. Если в указанных случаях колесо может приподняться на высоту, превышающую 70 % высоты реборды колеса или направляющего ролика, должны быть предусмотрены средства для предотвращения схода колеса с рельса. Для этого могут быть использованы боковые направляющие или упоры.
4.3.12 Если рельсовый путь располагается на высоте менее 2,5 м от уровня основания, на котором могут находиться люди, то ходовые части крана (колеса, балансиры) должны быть дополнительно оборудованы защитными щитками и боковым ограждением с той стороны, на которой могут находиться люди.
Защитные щитки должны обеспечить зазор с рельсом не более 5 мм, если кран установлен на высоте от 0,5 до 2,5 м от уровня земли и не более 10 мм, если кран установлен на высоте до 0,5 м.
4.3.13 В козловых (полукозловых) кранах с подъемной консолью механизм подъема консоли должен соответствовать требованиям ГОСТ 33166.1 и ГОСТ 33166.5.
4.3.14 Механизм подъема консоли должен быть оборудован аварийным тормозом и резервным ограничителем верхнего положения. Аварийный тормоз должен воздействовать непосредственно на барабан. Включение аварийного тормоза должно происходить при подъеме в случае повышения усилия в канатах более чем на 20 % и при опускании консоли при ослаблении подъемных канатов более чем на 20 % от расчетного значения или превышении скорости опускания консоли более чем на 10 %.
4.3.15 Канат механизма подъема консоли выбирают согласно требованиям ГОСТ 33710 по максимальному усилию в канате, возникающему при подъеме консоли.
4.3.16 Привод и тормозная система механизма вращения тележки с фрикционным приводом должны быть спроектированы таким образом, чтобы были обеспечены управляемое вращение и остановка с полной нагрузкой на максимальной скорости, на максимальном уклоне и при максимальном ветре рабочего состояния.
4.3.17 Механизм вращения тележки должен быть спроектирован так, чтобы было предотвращено ее вращение от действия максимального ветра нерабочего состояния. Это может быть достигнуто за счет применения автоматического тормоза привода механизма, либо механической блокировкой. При расчетах величина коэффициента трения между стальным рельсом и колесом принимается не более 0,14.
4.3.18 Если сила трения между колесом и рельсом или тормозной момент не достаточны для удержания крана или его тележки при действии максимального ветра нерабочего состояния, кран или тележка должны быть оборудованы крепежными (противоугонными) устройствами, обеспечивающими их гарантированное удержание на месте в соответствии с требованиями ГОСТ 34018.1 и ГОСТ 32576.5.
Тип противоугонного устройства (ручной или машинный) устанавливает предприятие-изготовитель.
4.3.19 При использовании в качестве противоугонных устройств козловых и полукозловых кранов рельсовых захватов, губки которых охватывают головки крановых рельсов с нижней стороны, на каждом рельсе должно быть установлено не менее чем по два захвата, каждый из которых должен быть рассчитан на полное удерживающее усилие.
4.3.20 Ручные козловые (полукозловые) краны, которые могут быть случайно перемещены, должны снабжаться тормозными или стопорными устройствами.
4.4 Требования к электрооборудованию, системе и органам управления
1) В Российской Федерации действуют «Правила устройства электроустановок».
4.4.2 Электрооборудование, применяемое на кране, должно быть устойчиво к воздействию механических факторов не ниже М3 по ГОСТ 30631, а по климатическому исполнению и категории размещения соответствовать условиям эксплуатации крана по ГОСТ 15150, иметь степень защиты не менее чем IP43 по ГОСТ 14254 и необходимую стойкость к воздействиям агрессивной среды.
4.4.3 Электроаппараты управления краном следует размещать в шкафах или аппаратных кабинах, обеспечивающих их защиту от механических повреждений и атмосферных осадков.
4.4.5 Внешняя электропроводка по крану и внутри кабины должна быть выполнена гибким кабелем или проводами с медными жилами и иметь соответствующее крану климатическое исполнение по ГОСТ 15150.
4.4.6 В случае открытого монтажа на кранах, предназначенных для эксплуатации вне помещений, изоляция электропроводов и кабелей должна обеспечивать стойкость к воздействию солнечного излучения.
4.4.7 Электропроводку внутри шкафов, аппаратных кабин, панелей и пультов управления следует выполнять проводом (кабелем) с медными жилами.
4.4.9 Концы жил электропроводов и кабелей должны быть промаркированы четкими нестирающимися обозначениями в соответствии со схемой соединений.
4.4.10 Концы нулевых защитных проводников должны быть обозначены цветом, отличным от цвета других проводников.
4.4.11 Места ввода кабеля в шкафы, электроаппараты и клеммные коробки, находящиеся на открытом воздухе, должны иметь уплотнения, защищающие от пыли и прямого попадания влаги. Предпочтительно кабель подводить снизу со свободной провисающей петлей, при этом конструкцией ввода кабеля должна исключаться возможность его перетирания о металлоконструкцию крана (шкафа, аппарата, коробки).
4.4.12 Заземление металлоконструкций, а также элементов электрооборудования, не входящих в электрические цепи выполняют по ГОСТ 12.1.030. В целях сохранности заземлителей на кране должна быть предусмотрена возможность подсоединения двух заземлителей.
Грузозахватный орган штыревого крана и корпуса электрооборудования, находящиеся по условиям технологического процесса под напряжением, заземляться не должны. В этом случае они должны быть изолированы от заземленных частей не менее чем тремя ступенями изоляции. Изоляция электрооборудования и электропроводки должна быть рассчитана на случай повреждения ступеней защитной изоляции.
4.4.13 Подача напряжения на электрооборудование крана от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство (рубильник, автоматический выключатель) с ручным или дистанционным приводом. Питание электрической цепи освещения и звукового сигнального устройства должно быть независимым от вводного устройства и иметь собственные выключатели.
4.4.15 Открытые токопроводящие элементы оборудования должны быть ограждены таким образом, чтобы случайное прикосновение к ним было исключено.
4.4.16 Токоподвод к грузовой тележке и подвижной кабине рекомендуется выполнять гибким кабелем.
4.4.17 При использовании токоподвода с гибким кабелем должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение кабеля и натяжение его сверх допустимого уровня. Козловые и полукозловые краны с кабельным токоподводом должны оснащаться кабельным барабаном или другими устройствами для сбора или укладки гибкого кабеля. Для кранов групп режима А0-A3 по согласованию с потребителем допускается применение токоподвода с непосредственным креплением кабеля к крану.
4.4.18 Краны, предназначенные для оснащения сменными приводными грузозахватными органами, должны быть оборудованы устройствами для подвода электропитания к грузозахватному органу.
4.4.19 Высота реборд барабана для кабельного токоподвода должна превышать последний слой навивки кабеля на барабан не менее чем на два диаметра кабеля.
4.4.20 Краны рекомендуется поставлять с повышенной электромонтажной готовностью, включая:
— электромонтаж кабин управления, электроаппаратных помещений и шкафов;
— электромонтаж грузовых тележек;
— изготовление гибких токоподводов для электроснабжения движущихся механизмов и агрегатов с разделанными и замаркированными концами кабелей, а также несущих, поддерживающих и крепежных элементов для токоподвода;
— узлы электропроводки с концами, подготовленными для подключения;
— установку на конструкции элементов для крепления электрооборудования, труб или коробов для прокладки кабелей;
— клеммные и протяжные ящики.
4.4.21 Если на кране имеется устройство для временной отмены защитных мер (для выполнения монтажа, испытаний и технического обслуживания), то оно должно находиться внутри кожуха (шкафа, аппаратной кабины и пр.), для доступа в который требуется специальный инструмент, или должно контролироваться дополнительным устройством защиты, которое не применяется при нормальной работе (например, дополнительный переключатель с ключом). Световой сигнал, показывающий, что защитные меры отменены, должен находиться на пульте управления краном.
4.4.22 Управление краном может осуществляться из кабины, с помощью подвесного пульта, пульта дистанционного беспроводного управления или комбинации этих способов по требованию заказчика. Если кран оборудован несколькими пультами, то в системе управления должен быть предусмотрен переключатель режимов управления, блокирующий все пульты, кроме выбранного.
4.4.23 В беспроводных системах управления в случае прерывания связи приемника с пультом управления или нарушения работы пульта должна быть обеспечена аварийная остановка механизмов крана.
4.4.24 Органы управления аварийной остановкой механизмов (аварийные кнопки СТОП) необходимо устанавливать:
— на мосту в области соединения с концевыми балками или с опорами с обеих сторон и на каждой опоре козлового крана в пределах досягаемости с земли;
— в машинном отделении (при его наличии);
— в любом другом месте в соответствии с анализом рисков.
4.4.25 Аварийные кнопки должны быть несамовозвратными, отличаться от других кнопок по цвету и большим размером. Аварийные кнопки должны быть легко узнаваемыми и доступными, а их расположение должно исключать случайное нажатие.
4.4.26 В случае если беспроводной пульт управления является единственным местом, с которого может осуществляться управление краном, то органы аварийной остановки в других местах на кране могут не устанавливаться при условии:
— остановки всех механизмов крана и отсутствии возможности их пуска при потере связи между краном и пультом управления;
— отсутствии возможности доступа персонала на кран;
— отсутствии возможности доступа на крановые пути.
4.4.27 Если подъемные механизмы (тележки, тали) могут перемещаться с моста одного крана на мост другого крана и при этом может быть превышена номинальная грузоподъемность моста, то система управления краном должна быть построена таким образом, чтобы максимальная нагрузка на мост не превышала допустимый уровень вне зависимости от количества подъемных механизмов, находящихся на мосту.
4.4.28 Система управления должна допускать перемещение грузовой тележки на подъемную консоль только при рабочем положении консоли, а также исключать возможность подъема консоли при нахождении на ней грузовой тележки.
4.4.29 Если два или более крана (тележки) предназначены для транспортировки общего груза, то должно быть предусмотрено управление с одного пульта, а их системы управления должны быть объединены для того, чтобы в процессе транспортировки:
— скорости подъема были одинаковы в пределах, достаточных для выполнения операции;
— скорости передвижения (горизонтальные скорости) были одинаковы в пределах, достаточных для выполнения операции;
— любое прекращение работы одного крана (тележки) должно вызывать прекращение работы остальных кранов (тележек). Это требование неприменимо в полной мере к полностью гидравлическим или пневматическим кранам (тележкам) с горизонтальной скоростью менее 15 м/мин и скоростью подъема менее 2 м/мин.
При скоростях подъема 60 м/мин и более и скоростях горизонтального перемещения 20 м/мин и более система управления должна иметь средства для автоматического уравнивания скоростей участвующих в процессе кранов (тележек).
4.5 Расположение и характеристики органов управления краном
4.5.1 Расположение и характеристики органов управления в кабине должны соответствовать ГОСТ ИСО 7752-5 и ГОСТ 34465.
4.5.2 Центры рычагов (рукояток) управления краном в нулевом положении органов управления должны находиться в зонах 1-3, указанных на рисунке 1.
4.5.4 Дополнительные рычаги (рукоятки) управления при частом их использовании (например рычаги (рукоятки) управления грейфером) должны находиться в зоне 2.
4.5.5 Вспомогательные рычаги (рукоятки) управления редкого использования для кранов с большим числом механизмов должны находиться в зоне 3.
4.5.6 Элементы кнопочного управления краном должны быть расположены в зоне 4 с началом на ребре А.
4.5.7 Центры рычагов (рукояток) управления в крайних положениях и элементы кнопочного управления краном должны располагаться в одной горизонтальной плоскости на расстоянии 120 мм вверх от точки R. Точку R определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 20304.
4.5.9 Сигнальные кнопки и аварийные выключатели должны располагаться в горизонтальной плоскости на расстоянии 20-80 мм вверх от точки R.
4.5.10 Если краны (тележки) могут работать как совместно, так и по отдельности, то переключатели режима работы должны быть четко обозначены.
4.6 Требования к системам безопасности
4.6.1 Краны должны оснащаться регистраторами параметров, ограничителями и указателями в соответствии с требованиями ГОСТ 32575.1 и ГОСТ 32575.5.
4.6.2 Если для подвеса грузозахватного органа или устройства использовано более одного полиспаста, то ограничитель грузоподъемности должен контролировать нагрузку в каждом полиспасте отдельно. При этом значение максимальной нагрузки на полиспаст, используемой для расчета на прочность мест крепления канатов, принимают равным усилию, на которое настроен ограничитель грузоподъемности.
4.6.3 Если возможно опускание грузозахватного органа ниже допустимого уровня, должен быть установлен ограничитель нижнего положения.
4.6.4 У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающей лебедок ограничитель высоты подъема должен отключать одновременно оба двигателя при достижении грейфером крайнего верхнего положения.
4.6.5 Краны (тележки) должны быть оборудованы устройствами, способными поглощать их кинетическую энергию при столкновении с другими кранами (тележками) или тупиковыми упорами и не допускать возникновения опасных ситуаций:
— нарушения прочности элементов крана;
— падения или опрокидывания крана или тележки;
— падения или опасного раскачивания груза.
Если для выполнения этого условия не достаточно буферов, то необходимо предусмотреть систему защиты от столкновений, которая должна отвечать части либо всем следующим требованиям:
— система до столкновения должна снизить скорость передвижения до безопасного минимума;
— система должна остановить кран или тележку до столкновения.
4.6.6 Краны должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, включаемым оператором крана (крановщиком). Ручные краны, перемещаемые вручную, таким устройством не снабжаются.
4.6.7 Краны должны быть по требованию заказчика оборудованы автоматически включающимся звуковым предупредительным устройством в случаях, если движение крана может привести к травмированию людей краном или грузом, опасная зона может находиться вне поля зрения оператора крана (крановщика) или при ограничении свободного пространства и запасных выходов в опасной зоне. Козловые и полукозловые краны с электрическим приводом механизма передвижения оснащаются автоматически включающимся звуковым предупредительным устройством во всех случаях.
4.6.8 Краны, передвигающиеся по наземному рельсовому пути или на высоте до 2,5 м над уровнем земли, и краны на пневматическом ходу должны быть оборудованы мигающими сигнальными лампами с обеих сторон движения. Лампы должны включаться автоматически во время движения крана. Сигнальные лампы должны устанавливаться так, чтобы привлекать внимание находящихся в зоне работы крана людей. Мигающие лампы должны быть желтого или янтарного цвета с частотой мигания от 60 до 120 раз в 1 мин.
4.6.9 В кабине управления, машинном отделении (при его наличии) и помещении, в котором установлено электрооборудование, должны быть установлены огнетушители, при этом порошковые огнетушители применять не следует.
4.7 Эргономические требования
4.7.1 Конструктивное исполнение кранов должно обеспечивать доступ ко всем элементам механизмов, электрооборудования и несущим конструкциям кранов, позволяющее выполнять регулярное обслуживание механизмов, электрооборудования и систем управления, а также устранение возможных неисправностей. Средства доступа, ограждения и защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5. При этом перила устанавливают также с торцевых сторон грузовой тележки и с одной из продольных сторон тележки (последнее при отсутствии галереи вдоль моста крана). Высота перил на тележке может быть уменьшена до 800 мм по требованию потребителя (например, если габариты здания не позволяют установить перила высотой 1100 мм). При отсутствии возможности безопасного перехода с одной главной балки на другую по концевым балкам перила на них не устанавливают, а доступ на концевые балки должен быть исключен установкой дополнительного ограждения.
4.7.2 Краны групп режима А6-А11 должны снабжаться галереями обслуживания с внешних сторон моста. Однобалочные краны групп режима А6-А11 должны иметь галерею обслуживания с одной стороны моста. На кранах групп режима А0-А5 должно быть не менее одной галереи обслуживания, расположенной со стороны приводов механизма передвижения.
4.7.3 По согласованию с потребителем допускается изготовлять краны без галерей и площадок обслуживания или с уменьшенными площадками для обеспечения ремонта и обслуживания механизмов и электрооборудования, а также инспекционных проверок состояния металлоконструкций.
4.7.4 Рамы грузовых тележек кранов должны иметь настил с отверстиями для пропуска канатов, токоподводящих кабелей и, при необходимости, для доступа к размещенным под настилом узлам и устройствам, при этом должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности персонала при проходе и нахождении на тележке в соответствии с требованиями ГОСТ 32576.1 и ГОСТ 32576.5. Настилом, перилами и ограждениями могут не снабжаться грузовые тележки кранов, в качестве механизма подъема которых используется электрическая таль, а также тележки, обслуживаемые с моста, при условии обеспечения безопасного доступа к механизмам.
4.7.5 Кабина оператора крана (крановщика) (при ее наличии) должна соответствовать требованиям ГОСТ 33173.1 и ГОСТ 33173.5.
4.7.8 На кабины, крюковые обоймы, а также выступающие элементы ходовых частей и устройства токоподвода козловых кранов, а также другие части кранов, которые в процессе эксплуатации могут явиться источником опасности для лиц, находящихся на кране или в зоне его действия, а также представляющих опасность при транспортировании крана должна быть нанесена предупреждающая окраска в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.058 и ГОСТ 12.4.026. Указания по выполнению окраски должны быть приведены в инструкции по монтажу крана.
4.7.9 Температура нагретых поверхностей ограждающих конструкций нагревательных приборов и других источников тепла в кабине на высоте более 0,5 м не должна превышать 45 °С.
4.7.10 Эквивалентный уровень звука в кабине, возникающий при работе механизмов крана, не должен превышать 76 дБА для кранов режимных групп А0-А5 и 72 дБА для режимных групп А6-А11.
4.7.11 Допустимые значения параметров вертикальной и горизонтальной виброскоростей на сиденье крановщика, на полу кабины и рычагах управления не должны превышать значений, указанных в таблицах 1 и 2.
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц