Госсовет рф что это
История Госсовета
В 1906 году орган из законосовещательного стал законодательным, превратившись фактически в верхнюю палату парламента. Половина его членов избиралась, половина назначалась царем. В таком виде он просуществовал до падения Российской империи в 1917 году.
Идея стала вновь популярна после того, как в 2000-м году процесс формирования Совета Федерации был изменен, и глав регионов сменили их постоянные представители. При обсуждении законопроекта данного изменения члены Совета Федерации обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой о создании Государственного совета — органа, который мог бы взять на себя часть работы, связанной с проблемами регионов России.
26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации, и уже на следующий день президент подписал распоряжение, в котором одобрил предложение о создании Государственного совета России.
Как работает Госсовет
Деятельность Госсовета распределена по 16 рабочим группам: «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодежная политика», «Образование и наука», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика», «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм, физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы», «Экономика и финансы» и «Энергетика». Руководителем каждой из групп является один из глав регионов.
Заседания Госсовета проходят, как правило, не реже трех раз в год, по решению президента также могут проводиться внеочередные заседания.
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе 8 членов (по одному главе региона от каждого федерального округа). Персональный состав президиума, который подлежит ротации один раз в полгода, определяется президентом. В последние годы утвердилась практика совместных заседаний президиума Государственного совета и Совета безопасности.
Госсовет и изменения в Конституции
Детально правовой статус Госсовета планируется раскрыть в новом федеральном законе, но уже сейчас понятно, что серьезной проблемой может стать некое смешение нового органа с Советом Федерации, как раз-таки и представляющего регионы России.
Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете
Многие видят в происходящем определенное повторение казахстанского сценария, где правивший на протяжении 27 лет Нурсултан Назарбаев ушел с поста президента, но сохранил за собой посты главы Совета безопасности Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».
С другой стороны, эксперты считают, должность главы такого неясного органа как Госсовет может в дальнейшем привести к напряженности, так как новый президент навряд ли захочет терпеть рядом с собой настолько существенный фактор влияния.
Новый Госсовет
Воссозданный согласно поправкам в Конституцию Госсовет может стать своеобразным интеллектуальным клубом политических элит
Создание Госсовета в его нынешней форме знаменует возникновение (или восстановление, так как орган с таким название уже существовал де-факто) в России новой ветви власти. В дополнение к властям законодательной, исполнительной и судебной в структуре власти появилась ветвь, которую можно условно назвать совещательной. Это вытекает из прописанных в законе функций этого органа, которые не подразумевают принятие им каких-либо обязывающих решений или законодательных инициатив.
Пока Госсовет не провел хотя бы первое заседание, сложно сказать, какое место он займет во внутренней политике страны. Он может стать своеобразным интеллектуальным клубом политических элит (тем самым пресловутым «местом для дискуссий»). Может — капитанским мостиком для обсуждения решений о курсе государственного корабля, соединив функции всех существующих при президенте тематических Советов (в Госсовете они называются комиссиями числом 18 — даже больше, чем число Советов). А может (почему бы нет?) и декоративным органом.
Единство демонстрируя свое
Есть и четвертая возможность, которая объединит в себе три вышеперечисленных, прогнозирует доцент кафедры общественных связей и медиаполитики РАНХиГС Вера Захарова.
«Я много лет проработала в различных органах власти и поэтому знаю изнутри, что постоянное создание, деление, слияние структур предпринимается в первую очередь для того, чтобы чиновники могли найти себе применение в меняющихся условиях. Например, какая-то задача, под которую структура создавалась, решена или видоизменилась. Занятых в ней людей надо куда-то устроить — не на улицу же их выгонять. А по логике системы, перемещать людей, если они ничем не провинились, можно только вверх или, в крайнем случае, по горизонтали, тогда это называется ротацией кадров. Поэтому государственная машина вынуждена создавать все новые и новые структуры, где ее работники будут ощущать себя выполняющими какие-то важные функции, если не по сути, то по статусу», — сказала она «Эксперту Online».
Захарова обращает внимание на то, что функции Госсовета в том виде, в каком они прописаны в законе, очень плотно пересекаются с функциями уже существующих органов власти и органов «при власти» — таких, как тематические Советы при Президенте (по правам человека, по науке, стратегическому развитию и нацпроектам и др.)
«Если президенту Госсовет нужен как экспертно-консультативный орган, который будет поддерживать его инициативы и его видение стратегических проблем, то особого смысла, кроме как демонстрации единства элит, в таком совещании нет. В этом плане упомянутые Советы при президенте более функциональны, так как составлены из людей, не состоящих с главой государства в отношениях прямого подчинения. Их эксперты по этой причине более свободны излагать альтернативные точки зрения, чем губернаторы, которым несовпадение во взглядах с президентом, высказанное вслух, может стоить кресла», — говорит Захарова.
Судя по составу Госсовета, свобода «свое суждение иметь» имеется лишь у нескольких его членов — это лидеры оппозиционных парламентских фракций, которым оппонировать полагается «по должности» и пожалуй, глава РСПП (в данное время это Александр Шохин) как своего рода депутат от бизнеса. Это, пожалуй, всё. Остальные перечисленные в указе президента члены большого совещания могут испытывать соблазн «кивать» главе государства/председателю ГС хотя бы по соображениям привычной субординации.
Помимо этого, Госсовет являет собой коллективный разум. А никакой разум в здоровом состоянии не может иметь одновременно несколько точек зрения — тогда это называется расщеплением личности. Анализировать — да, сколько угодно. Но рекомендации Госсовета, насколько это сейчас известно, не предусматривают опции «особого мнения», как это допускается в постановлениях, например, Конституционного Суда.
Наряду с этим, Вера Захарова считает уместным вспомнить ленинскую формулировку «лучше меньше да лучше»: лишний вес столь же вреден для здоровья государства, как он вреден для человека.
«Государство должно стремиться не к раздуванию, а к сокращению своих структур. Оно должно быть, если можно так выразится, худощавым — открытым, прозрачным. У каждого его органа должно быть всем понятное предназначение. Сам факт того, что в России власть прирастает новыми органами, смысла которых не вполне понимают даже в экспертном сообществе — это свидетельство нездоровья государственного организма», — высказывает свое мнение эксперт РАНХиГС.
Страна госсоветов
«Практика показывает, что никаких полных единомышленников не существует даже в рамках единой стратегической линии. Госсовет и нужен для того, чтобы главы регионов, у которых всегда есть различные точки зрения на федеральную повестку, имели площадку для приведения их к общему знаменателю. Президент собирает губернаторов в Госсовете не для того, чтобы вести дискуссии по этой повестке, а именно для того, как оно и называется — консультаций, вопрос-ответ», — объяснил он «Эксперту online» свое видение raison d’etre Государственного Совета.
До сих пор, считает политолог, региональные и государственные элиты существовали в разных повестках. Хотя у каждого губернатора на тумбочке стоит «вертушка» для связи с Кремлем, ее используют только в каких-то экстренных ситуациях. Госсовет же будет работать постоянно, решая рутинные вопросы, поставленные президентом перед первыми лицами субъектов федерации.
Президенту нужно место, где различные группы элит могут работать над той или иной темой как одна команда. Как известно, пересечение штормящего моря в одной лодке сплачивает ее пассажиров, которые «на берегу» могли перегрызть друг другу горло, даже если все они состоят в одной партии (как известно, внутривидовая конкуренция — самая жесткая). Госсовет может исполнять функцию такого «плавильного котла», где, говоря библейским слогом, «лев и ягненок улягутся рядом».
«Общение в рамках Госсовета дает возможность сгладить различия между региональными элитами, которые есть всегда. Это различие — следствие объективно разных возможностей и ограничений для, к примеру, Крыма и Магаданской области, для регионов-доноров и регионов-реципиентов и т. д.», — напоминает политолог.
Он принципиально не согласен с точкой зрения Веры Захаровой, что создание Госсовета является симптомом нездоровья государственной системы России. Напротив, подчеркивает Зудин, это придаст развитию страны новую динамику.
«Конечно, в самой этой структуре есть как плюсы, так и минусы. Среди минусов можно указать на то, что для каждой из 18-ти комиссий будет создан собственный аппарат, так как их участники в них будут работать на общественных началах. Слабым местом является, что вся эта махина будет включаться только по решению президента, то есть у нее нет отдельной от президента правосубъектности. И при всем при этом, у этого органа появился конституционный статус для консультаций по вопросам стратегической важности, опережающего развития, прорывного развития», — говорит он.
Акцент на то, что работа Госсовета не имеет ничего общего с деятельностью партийно-хозяйственных активов советского времени эксперт делает потому, что кого-то может привести к такому выводу внешняя схожесть задач того и других. Это сходство в том, что достижение целей нацпроектов невозможно без стратегического планирования или, как модно сейчас это называть, «дорожных карт», созданием которых в СССР занимался Госплан.
Ошибочность такой аналогии состоит в том, что Госсовет, в отличие от Госплана, не полномочен заниматься командно-административным планированием. «Дорожные карты», которые может составлять Госсовет, будут многовариантны — они дадут возможность «рулевому» — президенту гибкость в принятии решений о том, какой из возможных маршрутов выбирать. При этом у всех этих маршрутов будет общая цель — но не коммунизм, как было у проектов Госплана, а достижение конкретных задач стратегического развития России.
Государственный совет Российской Федерации
Государственный совет Российской Федерации — совещательный орган при Президенте Российской Федерации, образован Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602. Этим же Указом утверждено положение о Государственном совете Российской Федерации. Госсовет рассматривает насущные вопросы жизни страны. Он не является органом государственной власти, поскольку не обладает властными полномочиями.
Содержание
Создание
Орган с консультативно-совещательными задачами, непродолжительное время существовал при президенте РСФСР в 1991 году. Он был создан в июле 1991 года как Государственный совет при президенте РСФСР и под его руководством, включал государственного секретаря РСФСР, государственных советников РСФСР, ряд министров и председателей государственных комитетов. [1] В ноябре 1991 года он был упразднен указами президента. К тому же конституцией был предусмотрен другой совещательный орган под руководством президента РСФСР — Совет безопасности Российской Федерации.
Государственный Совет СССР — в 1991 году высший орган государственной власти СССР. Создан на основании Закона СССР от 5 сентября 1991 г. № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». Согласно этому закону Государственный Совет СССР образован на межреспубликанской основе для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы республик. Состав — президент СССР и высшие должностные лица союзных республик. Решения Государственного Совета СССР носили обязательный характер.
Государственный совет России образован 1 сентября 2000 года в соответствии с указом президента Российской Федерации В. В. Путина. Указом утверждено положение о Госсовете России. В соответствии с положением Госсовет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Госсовет в своей деятельности руководствуется конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями президента.
Первое заседание состоялось 22 ноября 2000 года. Повестка дня заседания — «О стратегии развития государства на период до 2010 года». Открывая заседание, глава государства заявил, что Госсовет должен стать политическим органом стратегического назначения, и это является кардинальным отличием этой структуры от других государственных органов.
Основные задачи и порядок работы
Основные задачи и порядок работы Государственного совета определяются положением о Государственном совете Российской Федерации, утвержденным указом президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1602.
Структура
Председатель
Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации.
Члены
До 2012 года членами Государственного совета являлись по должности только высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
По решению президента Российской Федерации в состав Государственного совета могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности.
Президент воспользовался этим правом только один раз: распоряжением президента Российской Федерации от 29 января 2001 г. № 49-рп бывший губернатор Тюменской области Леонид Юлианович Рокецкий включен в состав Государственного совета (это распоряжение признано утратившим силу распоряжением президента Российской Федерации от 21 июля 2007 г. № 403-рп).
11 июля 2012 года Президент Российской Федерации установил, что членами совета являются:
Президиум
Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе 8 членов (по одному представителю от каждого федерального округа). Персональный состав президиума, который подлежит ротации один раз в полгода, определяет Президент Российской Федерации.
Утвердилась практика совместных заседаний президиума Государственного совета и Совета безопасности Российской Федерации.
Действующий состав президиума Государственного совета Российской Федерации [5] :
Консультативная комиссия
Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. № 241 образована консультативная комиссия Государственного совета для оказания консультативной помощи членам Государственного совета и президиума Государственного совета. Члены консультативной комиссии назначаются президентом Российской Федерации из числа глав субъектов Российской Федерации с истекшими полномочиями.
Члены консультативной комиссии не входят в состав Государственного совета.
Состав консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации:
(после даты включения или исключения из состава консультативной комиссии указан номер соответствующего распоряжения президента Российской Федерации)
Секретарь
Обязанности секретаря Государственного совета:
Секретарь Государственного совета не входит в его состав.
Распоряжением президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 386-рп исполнение обязанностей секретаря Государственного совета было возложено на заместителя руководителя Администрации президента Российской Федерации Абрамова Александра Сергеевича (утратило силу распоряжением президента Российской Федерации от 2 апреля 2004 г. № 134-рп).
Распоряжением президента Российской Федерации от 2 апреля 2004 г. № 134-рп исполнение обязанностей секретаря Государственного совета вновь возложено на помощника президента Российской Федерации Абрамова Александра Сергеевича.
Государственный совет РФ: состав, функции, полномочия
Государственный совет при Президенте РФ впервые был создан в 1991-м году, 19 июля. В то время главой страны был Б. Ельцин. Далее рассмотрим, что сегодня представляет Государственный совет РФ: полномочия, статус и значение этого органа.
Историческая справка
Основные предпосылки
Указанный законопроект находился на рассмотрении Госдумы. В процессе обсуждения она обратилась к Главе страны с просьбой. В ней содержалось предложение создать Государственный совет РФ. Функции, которые должны были на него возлагаться, касались решения проблем в регионах. В 2000 году (26 июля) был принят рассматривавшийся законопроект о порядке, в соответствии с которым должен формироваться совет РФ. На следующий день Глава страны подписал особое распоряжение. В нем он одобрил просьбу от должностных лиц регионов о создании Госсовета.
Нормативная база
Официально Государственный совет РФ был образован 1 сентября 2000 года. Основанием для этого стал указ Главы страны. В соответствии с ним утверждено специальное Положение о Госсовете. Согласно этому документу, Государственный совет РФ является совещательной структурой. Его основная задача заключается в обеспечении содействия деятельности Президента по вопросам регулирования взаимодействия органов госвласти. Полномочия совета Государственной Думы РФ определены Конституцией, федеральными законами. В своей деятельности этот орган также руководствуется распоряжениями и указами Главы страны.
Первое заседание
Оно состоялось в 2000 году, 22 ноября. На повестке дня стоял вопрос о стратегии развития страны на период до 2010-го года. Президент, открывая заседание, отметил, что Государственный совет должен стать политической структурой стратегического назначения. Именно это будет отличать его от прочих госорганов.
Задачи
В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.
Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма. В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.
В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.
Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.
На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.
Порядок формирования
Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.
Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.
Организация деятельности
Президиум обсуждает план работы Госсовета, рассматривает повестку дня предстоящего заседания. Вместе с этим он также проводит анализ деятельности и решений совещательного органа. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но обычно не реже раза в месяц.
Работа Председателя
Это должностное лицо устанавливает время и место проведения очередного заседания Госсовета и Президиума. Председатель также дает поручения членам органа и его секретарю. На основе предложений Президиума он формирует план работы Госсовета, а также повестку дня планируемого заседания. Должностное лицо также председательствует на совещаниях.
Деятельность Секретаря
В его обязанности входит:
Секретарь Госсовета несет ответственность за обеспечение функционирования совещательного органа.
Работа участников
Членами Госсовета вносятся в Президиум предложения, касающиеся плана деятельности, повестки дня и порядку, по которому будут обсуждаться вопросы. Они также участвуют в подготовке документов к совещаниям и проектов решений. Члены Госсовета могут передавать полномочия другим компетентным лицам.
Дополнительные сведения
Госсовет и его Президиум вправе формировать временные и постоянные рабочие группы. Их деятельность включает в себя подготовку вопросов, предполагаемых к рассмотрению на заседаниях, привлечение специалистов и ученых для выполнения определенного вида работ, в том числе на основе договоров. Обеспечение функционирования Государственного совета выполняют соответствующие подразделения административного аппарата Президента и Управление делами Главы страны.
Порядок работы
Созыв заседаний проводится регулярно, не реже раза в три месяца. Согласно решению Председателя могут проводиться и внеочередные совещания. Заседание Госсовета считается правомочным в случае, если на нем присутствует большая часть от общего количества членов совещательного органа. Собрания проводятся, как правило, в Кремле. Принятие тех или иных решений по поставленным вопросам осуществляется посредством их обсуждения.
По решению председательствующего может проводиться голосование по любому пункту в повестке дня. Высшее должностное лицо вправе устанавливать порядок, по которому будут приниматься решения по проблемам, имеющим особое значение для государства, посредством достижения консенсуса.
Особенности оформления решений
По результатам обсуждений составляются соответствующие документы – протоколы. Все оформленные таким образом решения подписываются Секретарем Госсовета. В случае необходимости результаты обсуждений могут оформляться распоряжениями, указами либо поручениями от имени Главы страны. В том случае, если решения были приняты по вопросам, касающимся необходимости принятия конституционного федерального закона, государственного нормативного акта или внесения в них дополнений, а также поправок, изменений в проекты действующих на момент созыва заседаний законов, разработанный план соответствующего нормативного акта передается в Госдуму Федерального Собрания. Данная процедура оформляется в порядке законотворческой инициативы. Она реализуется Президентом РФ.