Гоша белобородов что с глазом
НЕЗРЯЧИЕ КОМИКИ: КОГДА ЧУВСТВО ЮМОРА ОСТРЕЕ ЗРЕНИЯ
Текст: Полина Зотова
Крис МакКаусланд никогда не планировал стать стендап-комиком. Он родился в Ливерпуле (Великобритания), получил специальность «разработчик программного обеспечения», некоторое время работал над созданием сайтов, затем занимался продажами. Параллельно его зрение стремительно ухудшалось — у Криса пигментный ретинит, наследственное дегенеративное заболевание глаз.
В 2003 году МакКаусланд написал пятиминутный стендап и выступил с ним в местном камеди-клубе. Крис тогда не рассматривал стендап как вариант постоянной работы — ему было интересно попробовать рассмешить людей со сцены. Но после первого раза «можно попробовать еще раз, и прежде чем ты успеваешь опомниться, у тебя за спиной уже 20 выступлений, и с каждым раз все лучше и лучше», — отметил МакКаусланд.
В отличие от многих коллег, комик старается не повторять в стендап-выступлениях шутки, которые прозвучали в эфирах телепрограмм или записаны на видео на YouTube. Он умеет смешно рассказывать обо всем: и насколько несодержателен тифлокомментарий к фильму «Капитан Америка», и как у женщины застряли волосы в дверях метро, и что ученые, стремясь сделать автомобили бесшумными, четыре года исследуют звуки шин.
Но главной темой нового шоу «Разговорчивый незрячий» стал он сам, его нарушение зрения и его семья — жена и пятилетняя дочка. «Когда ты молод и беззаботен, ты и вообразить себе не можешь, что будешь со сцены рассказывать о том, что значит быть отцом. Но когда появляются дети, то в жизни больше ничего не происходит. Разумеется, в контексте того что я не вижу, этот традиционный для стендапа материал начинает звучать иначе», — считает комик.
В 15 лет у Нидхи Гоял (Индия) диагностировали пигментный ретинит — именно тогда она дала себе слово, что посвятит жизнь поддержке людей с инвалидностью, в первую очередь женщин и детей. «Чем хуже становилось зрение, тем больше я замечала, насколько недоступен окружающий мир (. ) У меня замечательная семья, которая всегда меня поддерживала, и я могла справиться с недостаточной адаптированностью мира. Однако я осознавала, что не всем так повезло, как мне, и пообещала себе предпринять все, что в моих силах, чтобы исправить эту ситуацию».
Главная задача Гоял — повышать осведомленность общества о правах людей с инвалидностью и правах женщин, и она работает в этом направлении как адвокат, исследователь, автор статей, а с недавних пор — и как стендап-комик. Чувство юмора с юности помогало Гоял не принимать близко к сердцу грубые и невежественные комментарии о слепоте. Порой она делилась впечатлениями о тех смешных и неловких случаях, которые происходили с ней, с друзьями-активистами. А однажды подруга предложила организовать стендап-шоу с участием Гоял, и та с радостью согласилась. Через шесть месяцев текст ее первого стендапа был готов.
После первого успеха Нидхи стала путешествовать по Индии и выступать на конференциях и юмористических шоу. Для нее стендап — это активистское орудие, способ с помощью смеха изменить взгляды общества.
Макс Пихуля и Гоша Белобородов
Уже три года на канале ТНТ проходит юмористическое шоу талантов «Открытый микрофон». Участники шоу — молодые неизвестные комики — борются за призовой фонд и за возможность попасть в основной состав программы Stand Up на ТНТ. За это время в конкурсе приняли участие два комика с нарушением зрения — Гоша Белобородов из Самары и Макс Пихуля из Челябинска.
Каждое выступление Макс Пихуля начинает с короткой ремарки про плохое зрение. И действительно, у комика с детства серьезные и неизлечимые проблемы со зрением. Остаток зрения у него — пять процентов, Макс видит не дальше полутора метров перед собой, поэтому часто шутит, что если зрители уйдут, он даже этого не заметит.
Другой повод для шуток — народная медицина, которая не лечит атрофию зрительного нерва: «Я дышал над картошкой, потому что у картошки тоже есть глазки». Максу не нравится открыто демонстрировать инвалидность, он предпочитает либо передвигаться по городу без трости, либо маскировать ее под палку для скандинавской ходьбы или даже под селфи-палку.
Комик попал в проект через инклюзивный клуб «Наше место» и даже прошел до полуфинала второго сезона «Открытого микрофона» в составе команды Юлии Ахмедовой.
Если Макс строит выступления на теме инвалидности, то Гоша Белобородов о том, что он незрячий на один глаз, упоминает редко. Впрочем, оба комика сходятся во мнении, что стендап позволяет обозначить проблемы и возможно даже способствовать их решению.
«Когда я родился, акушер надавил мне на лицо. У меня есть проблемы, и я должен их решить. Стендап — это проблемы, трагикомедия, на самом деле. Люди не должны ржать, как лошади, они должны задуматься, в чем проблема. Если комик выходит, задает проблему и не решает ее на сцене, то это не стендап», — утверждает Белобородов.
В текстах Гоша затрагивает разные темы: социальная сфера, отношения с девушкой-татаркой, наркомания, общение в социальных сетях и многое другое. Часто Белобородов рассказывает про Самару: «Я живу в двенадцатом микрорайоне. Вообще в микрорайонах живут люди, которые получают микрозарплаты, берут микрозаймы и умирают от микроинфарктов».
Популярность жанра стендап в России год от года растет. Проекты, подобные «Открытому микрофону», появились во многих крупных городах, и любой желающий может попробовать свои силы и проверить чувство юмора.
Больше интересных материалов на портале для людей, которые видят по-разному, – «Особый взгляд».
Сегодня мой день!
И вот прошел еще один год, очередной виток моей жизни!
У меня нет переживаний, что я становлюсь старше. Возможно, у меня появляется седина или морщины. Даже если это и так, то я этого не вижу, и меня это не парит. Намного больше переживаний у меня вызывает осознание того, что я успел или не успел за прошедший год, насколько он был продуктивный для меня в плане развития себя как личности, и как много мы с моей командой успели сделать для людей с инвалидностью и без.
Честно говоря, я даже не представлял, что этот год будет настолько необычный, непростой, а моментами и сложный. Еще год назад я даже не предполагал, что жизненные реалии так изменятся, что люди будут ходить в метро, в магазины, в рестораны в масках и перчатках, и это станет для многих просто нормой, а дезинфекция рук войдёт в привычку. А все форумы, конференции и мероприятия перейдут исключительно в онлайн-формат. К сожалению, несколько проектов у меня не запустились из-за пандемии, хотя я уверен, что они были бы классными! В этом году не получилось выиграть грант, поэтому сейчас остро стоит вопрос поиска партнера для нашего дальнейшего развития. Были и травмы, и болезни. В общем, разочарований хватало.
Но это нормально. Это ведь жизнь.
И сейчас, имея этот уникальный опыт за плечами, я много что переосмыслил и осознал, да и просто на многие вещи взглянул по-другому. Теперь я точно знаю, что у меня еще много всего впереди!
Спасибо моим близким, друзьям и деткам, которые всегда были рядом, приносили мне много радости и тепла, и помогали отвлечься в какие-то непростые минуты!
Спасибо всем, кто принимал активное участие в моих проектах!
Спасибо всем, кто ценит и верит в меня!
Спасибо вам, мои дорогие подписчики, что вы следите, пишете комментарии, откликаетесь на мои просьбы, что вы так активно поддерживаете меня, за то, что вы всегда рядом!
Я уверен, что со всеми трудностями мы справимся, и самые масштабные и грандиозные проекты у нас только впереди!
Гоша Белобородов: «Stand Up – это трагикомедия. Люди не должны ржать, как лошади»
Участниками фестиваля стали: Идрак Мирзализаде (“STANDUP” на ТНТ), Марк Сергиенко (финалист Comedy Баттл, Stand Up на ТНТ, г.Семикаракорск), Лев Марселл (участник Stand Up на ТНТ, г.Ростов-на-Дону), Денис Романцов (участник Comedy Баттл, Stand Up на ТНТ, г.Екатеринбург), Феликс Никитин (финалист Comedy Баттл, Stand Up на ТНТ, г.Казань), Самвелл Гиновян (полуфиналист Comedy Баттл ТНТ, г.Санкт-Петербург), Нидаль Абу-Газале (полуфиналист Comedy Баттл ТНТ, г.Санкт-Петербург), Татьяна Щукина (полуфиналист Comedy Баттл ТНТ, г.Санкт-Петербург), Дмитрий Ехилевский (участник программы «Открытый микрофон» ТНТ, г.Санкт-Петербург), Гарик Оганисян (Paramount Comedy, г.Москва), Алексей Квашонкин (Paramount Comedy, г.Москва), Александр Долгополов (Paramount Comedy, г.Москва). Хэдлайнерами гала-концерта стали Сергеич из «Камеди Клаб» и Швед – финалист первого сезона “Открытый микрофон” на ТНТ.
Фото: группа в ВК Stand Up в Казани
Ведущим программы стал известный стэндапер, телеведущий и сценарист Артур Шамгунов. С первой же минуты комик оживил серые от скуки лица, когда его взгляд упал на проходящую мимо сцены пару: «Проходите – проходите, вы настолько хорошая жена, что носите ему пиво? Ты его еще и целуешь? Но ты же красивая?!…» Дальше пошли в ход шутки про местный колорит, армян и, конечно, про менталитет татар: «Куда- то уедет 50 тысяч сегодня. Из Казани опять потекут бабки. Или мы, хитрые татары, отдадим их своим… Все, что мне в других городах говорят о татарах – это: «Татары… 300 лет мы платили дань. Так! Хватит! Все бабки будут у нас. Соберем с Центробанка!» Но во главе Центробанка Эльвира Набиуллина! Вас историческая жизнь ничему не учит, ребята…», – по аудитории прокатился шквал смеха – зал «разогревался».
Первым с дебютом выступил студент Казанского федерального университета из Stand Up лиги Деревни Универсиады, победитель «Битвы вузов» Матвей Ромашкин, которому удалось поддержать атмосферу в зале шутками про друга: «У меня друг, и он тупой… Мы с ним как-то спорили о чем-то. Я говорю: «Хорошо, давай сыграем в «камень – ножницы – бумага» и выясним кто прав. Он согласился и ударил меня в прыжке ногой в лицо. Я спросил, что это было. Он сказал, что бумага.…Но это были ножницы!»
Фото: группа в ВК Stand Up в Казани
Выступление каждого длилось не более 4 минут. В первую четверку выступающих вошел также Гоша Белобородов, шутки которого взорвали зал. Известный благодаря выпускам «Открытый микрофон», «Stand Up» и шуткам про «слепой глаз» участник поделился за кулисами с корреспондентом DragonNews проблемами стендап-движения, рассказал о том, как уместиться в лимит и не потерять контакт с аудиторией.
«Когда я родился, акушер надавил мне на лицо. У меня есть проблемы и я должен их решить. Stand Up – это проблемы, трагикомедия, на самом деле. Люди не должны ржать, как лошади, они должны задуматься, в чем проблема. Если комик выходит, задает проблему и не решает ее на сцене, то это не Stand Up», – уверен участник.
«Вот сегодня лимит – 4 минуты – это очень мало. Мне не очень уютно. Это значит, что шутки надо быстро-быстро уместить в одну историю, чтобы за одну шутку понимали, кто я такой. Самый крутой порядок таков: сперва шутка, которая разрывает зал, потому что если зал в первый раз посмеялся очень сильно, они начинают слушать. Ты можешь вставлять не очень смешную шутку дальше. Они дают шанс. Потом ты снова вставляешь сильную: «Да-да, мы в нем не сомневались!» Потом ты снова вставляешь «лайтовую», тогда они думают: «Подождите, кажется, он нас обманывает!» Последнее – ты закрываешь очень сильно, и получается потом цельное выступление».
И действительно, буквально одним предложением связь со зрителями была быстро налажена, смех и аплодисменты лились рекой: «Зато знаете, каковы плюсы в том, что я одноглазый? Я никогда не буду работать в магазине оптики, потому что Гоша Белобородов очком не торгует…»
Дальше из серии «сильные» выпускал на сцену шутки о наркоманах, которые не любят играть в прятки, потому что все равно «торчат»; затрагивал тему шрамов, тоннелей в ушах, сокращения слов в социальных сетях «зач» («зачем»), «поч» («почему»): «Она мне говорит: «Вот, мне не с кем гулять». Я говорю: «Ну, позови подругу». Она пишет: «Она раб.». Я говорю: «Так прикажи!»
Другую тактику подготовки и выступления избрал участник Гарик Оганисян, известный по телеканалу «Paramount Comedy», призер, занявший первое место.
Гарик действительно «поймал волну», ведь кто не любит шутки про армян, которые в 14 выглядят как в 30. Была ли это импровизация или нет, но в сочетании с актерским мастерством и умением искажать голос он сумел добиться расположения публики. На детских «комплексах» комика сработала и шутка про круглого, как смешарик, Гарика Оганисяна. По новому сюжету Шампурыч мог бы стоять рядом с Крошем и Копатычем, но его бы всегда боялся Бараш.
На вопрос, что чувствует Гарик, когда сжимают во времени, участник отвечает: «Дискомфорт очень большой. Я привык долго выступать – от 10 минут. 3 минуты, как один миг. Я здороваюсь, а мне уже говорят: «Уходи».
Фото: группа в ВК Stand Up в Казани
Жюри, в состав которого вошли резидент «Comedy» Сергей Кутергин, участник проекта «Открытый микрофон» Илья Швецов (или Швед), ведущий «УтроLive» Александр Герасимов, исполнительный директор II Международного Stand Up фестиваля Ильдар Фаттахов и генеральный директор «Ривьеры» Сергей Гололобов, присудил первое место Льву Марселлу. Его сюжет про «счастливую» курицу из «Пятерочки» и ответы на вопрос «откуда она берется», по мнению жюри, оказались достойными, но уступили в теме «Child Free» людей с лишним весом на самокате, семейного счастья и телеканала «Доброе утро».
«Я не понимаю людей, у которых нет детей, и они уверены в том, что они не любят детей. Вот у меня их двое. Вот я их «…» не люблю!» – стартовал Самвел Гиновян, полуфиналист «Comedy Баттл» на ТНТ.
«Они просыпаются раньше, чем все, что угодно просыпается. Доброе утро? «Доброе утро» – это только по телеку. Все включают, чтобы посмотреть внизу время, все! Я не удивлюсь, если я скоро включу, а там ведущего и время поменяли местами», – шутка за шуткой, ход за ходом Самвел вызывал шквал смеха у зрителей и по итогам мероприятия счастливчику вручили 50 тысяч рублей и присудили статус победителя II Международного Stand Up фестиваля.
Завершал мероприятие хэдлайнер Сергеич, резидент «Камеди Клаб». Параллельно с шутками про то, как его путают на улице с победителем «Битвы экстрасенсов» и про его способности создавать «колорит» (у резидента природный дефект – прим. ред.) в программе Comedy, периодически из зала фанаты выкрикивали «Ты лучший!»
«Я недавно шел по городу и мне: «Ты Сергеич?! Слушай! А крутая у тебя фишка!» Я: «Какая?» Он: «Ну, твоя дикция, походка. Давно придумал?» Я: «30 лет назад» – как родился. Вот она, золотая жила!» – смеется Сергеич.
В конце выступления, самый ожидаемый гость вечера сделал селфи с заряженными позитивом зрителями и отправил Павлу Воле привет из Казани.
Отметим, насладиться выступлениями стендаперов в этот вечер собралось более 600 зрителей.
«Открытый микрофон» (4-й сезон)
В четвёртом сезоне шоу «Открытый микрофон» участники соревновались за главный приз – 3 000 000 ₽.
Члены жюри/наставники команд
В четвёртом сезоне шоу в жюри состоялась первая замена: вместо Тимура Каргинова в кресле члена жюри появился Нурлан Сабуров.
Формат шоу
Отборочный этап – каждый член жюри должен набрать себе команду из восьми комиков.
1 раунд («Этап дуэли»): в рамках каждой команды происходит баттл «один на один», после чего победитель продолжает выступать в сезоне со своим наставником, а проигравший покидает программу. Но по ходу раунда каждый член жюри должен взять одного из вылетевших участников к себе. Таким образом, по итогу раунда в шоу остаётся 20 комиков.
Четвертьфинал («Этап концертов»): каждый выпуск – это концерт всех комиков одного наставника. В конце выпуска члены жюри выбирают четверых участников, кто прошёл дальше. В шоу остаётся 16 стендап-комиков.
Полуфинал («Этап дуэли»): снова в рамках каждой команды битва «один на один». В финал выходят 8 лучших участников.
Финал («Этап концерта»): лучшие участники показывают по одному номеру. Но итоговый формат определения победителя изменился, начиная с третьего сезона. Сначала каждый наставник должен был выбрать лучшего в своего команде, а затем из оставшейся четвёрки путём общего голосования определялся победитель сезона.
Команды четвёртого сезона
Команда Юлии Ахмедовой
Лхагвадоржи Цыбикдоржиев (Курен, Бурятия)
Команда Руслана Белого
Фёдор Хороводов (Саратов)
Команда Славы Комиссаренко
Роман Букшин (Волгоград)
Команда Нурлана Сабурова
Первый раунд («Этап дуэлей»)
Наставники добрали к себе в команды:
Нурлан Сабуров – Роман Букшин
Четвертьфинал («Этап концертов»)
После концерта всех участников одного наставника каждый член жюри выбирает одного комика, прошедшего в полуфинал.
Концерт Юлии Ахмедовой
Влад Васильев (Нурлан Сабуров)
Концерт Руслана Белого
Лев Ерёменко (Юлия Ахмедова)
Концерт Славы Комиссаренко
Концерт Нурлана Сабурова
Роман Букшин (Нурлан Сабуров)
Полуфинал («Этап дуэлей»)
Финал
В финальном раунде каждый стендап-комик показал одно выступление на общем концерте. Сначала наставники выбрали в рамках дуэли лучшего в своей команде.
После определения четвёрки лучших каждый член жюри должен был проголосовать за победителя, причём за своего участника голосовать нельзя. В итоге наставники проголосовали следующим образом:
Нурлан Сабуров – Денис Чепурненко
Победителем четвёртого сезона и обладателем 3 000 000 рублей стал Денис Чепурненко из Челябинска, команда Славы Комиссаренко.
Интересные моменты
Счёт по победам среди наставников сравнялся. Юлия Ахмедова 2:2 Слава Комиссаренко.
Участвовали в ТВ-сезоне, но не попали в команду
Анна Горошко, Медет Калибеков, Сергей Пономаренко, Марина Смирнова, Валерия-Яафа Яковлева, Павел Коробкин, Кирилл Шуклин, Александр Смирнов, Кирилл Касумов, Татьяна Егорова, Лиза Чубова, Гамлет Кароян, Дмитрий Растопчинов, Юлия Дунина, Владимир Сычёв, Эдвин Багдасарян, Руслан Мухаметов, Карина Салихова, Вадим Малюк, Александр Копчёнов, Катя Родионова и Денис Володин.
Незрячие комики: когда чувство юмора острее зрения
Трой Хаммонд
Американец Трой Хаммонд родился с катарактой и глаукомой и полностью ослеп в 14 лет. Незрячий комик рассказывает, что юмор помогает ему справляться с жизненными неурядицами: «Мне всегда приходилось прикладывать чуть больше усилий, [чем зрячим], вот так я и стал экстравертом». Когда в колледже Хаммонду сообщили, что его присутствие на курсе видеопродакшн ущемляет права «нормальных» студентов, он перевелся на направление «связи с общественностью». После того как на комедийном шоу его попросили прикрыть глаза, он начал носить необычные очки с сине-красными линзами, похожие на 3D-очки.
Хаммонд работает в индустрии шоу-бизнеса 30 лет, 18 из которых он путешествует по США со стендап-выступлениями. На сцене комик свободно обсуждает самые разные вещи: от католического воспитания до баров Луизианы, от предвыборных кампаний кандидатов в президенты до свиданий вслепую. Да-да, Хаммонд однажды побывал на свидании вслепую! Он с усмешкой комментирует реакцию спутницы: «О боже, как она удивилась!» И продолжает: «Вообще я встречался со многими привлекательными женщинами — подозреваю, что половина из них просто хотела получить бесплатное парковочное место».
В своих выступлениях Хаммонд рассказывает об опыте жизни с инвалидностью, но он далек от жалости к себе. «Я иногда шучу про знаки „Здесь переходят дорогу незрячие“, которые висят на высоте метров — как раз там, где меньше всего шансов их заметить», — поясняет Хаммонд и добавляет, что не ограничивается только шутками про нарушение зрения, поскольку «в жизни много всего интересного».
На фото: Трой Хаммонд
Тифлокомментарий: цветная фотография. Портрет мужчины лет пятидесяти. Его длинные темные с проседью волосы слегка вьются, на глазах — прямоугольные фиолетовые очки. Он улыбается.
Оптимизм не изменяет Хаммонду. В 2016 году после смерти гражданской жены Патти дом, в котором комик прожил 20 лет, мог уйти с торгов. «Давайте устроим шоу!» — написал неунывающий Трой в своем аккаунте в Facebook. Уже через час он составил трехчасовой сет комедийного шоу, артисты которого работали без гонорара и сами оплачивали перелет и проживание, а собранные деньги пошли на выкуп дома.
Крис МакКаусланд
Крис МакКаусланд никогда не планировал стать стендап-комиком. Он родился в Ливерпуле (Великобритания), получил специальность «разработчик программного обеспечения», некоторое время работал над созданием сайтов, затем занимался продажами. Параллельно его зрение стремительно ухудшалось — у Криса пигментный ретинит, наследственное дегенеративное заболевание глаз.
В 2003 году МакКаусланд написал пятиминутный стендап и выступил с ним в местном камеди-клубе. Крис тогда не рассматривал стендап как вариант постоянной работы — ему было интересно попробовать рассмешить людей со сцены. Но после первого раза «можно попробовать еще раз, и прежде чем ты успеваешь опомниться, у тебя за спиной уже 20 выступлений, и с каждым раз все лучше и лучше», — отметил МакКаусланд.
В отличие от многих коллег, комик старается не повторять в стендап-выступлениях шутки, которые прозвучали в эфирах телепрограмм или записаны на видео на YouTube. Он умеет смешно рассказывать обо всем: и насколько несодержателен тифлокомментарий к фильму «Капитан Америка», и как у женщины застряли волосы в дверях метро, и что ученые, стремясь сделать автомобили бесшумными, четыре года исследуют звуки шин. Но главной темой нового шоу «Разговорчивый незрячий» стал он сам, его нарушение зрения и его семья — жена и пятилетняя дочка.
«Когда ты молод и беззаботен, ты и вообразить себе не можешь, что будешь со сцены рассказывать о том, что значит быть отцом. Но когда появляются дети, то в жизни больше ничего не происходит. Разумеется, в контексте того что я не вижу, этот традиционный для стендапа материал начинает звучать иначе», — считает комик.
«Дети в два года очаровательны. Они начинают задавать вопросы, они хотят знать все, родитель для них — источник информации, они поглощают мир. Ей два с половиной года, она в ванной, а я никто, я прислужник.
Она: Что, что, что, что это, папочка? Что это, папочка?
Я: Черт, ну откуда я знаю, давай сюда, посмотрю. Ты уже знаешь гораздо больше папочки.
Она: Что это, папочка, это мороженое?
Я: Ммм, мороженое? — нюхаю: вся рука в детской неожиданности, вот что это было!»
Помимо подготовки к новому турне, которое начнется в мае, Крис регулярно работает над подкастом «Тот незрячий комик». Название МакКаусланд позаимствовал у зрителей, которые часто забывают его фамилию: ну, тот незрячий комик! В подкасте он размышляет о более личных вещах, о которых «не стал бы говорить со сцены в субботу вечером на мальчишнике»: о Курте Кобейне, лучшей аудиокниге и худшей детской книге, о ботоксе, «невредной» пицце, своем неприятном пронзительном смехе, программах экранного доступа и о том, каково это — вести шоу для детей богатых родителей.
Гордон Пайнтер
Незрячие комики часто выступают и как мотивационные спикеры. Именно этот путь избрал американский юморист Гордон Пайнтер. Однажды после шоу один зритель подошел к Гордону, чтобы выразить восхищение его жизнью. Позднее комик вспоминал: «Часть меня была оскорблена, ведь то, что я рассказывал, не должно было быть вдохновляющим. Оно должно было быть смешным. Но другая часть меня увидела в этом скрытые возможности. Я подумал, что мог бы писать вдохновляющие и мотивационные речи, которые бы перемежались шутками».
Горд часто рассказывал о своей юности и о том, как его мечты стать комиком резко оборвались в 23 года, когда он ослеп во время путешествия по Европе. Пайнтер погрузился в депрессию, выбраться из которой помогло чувство юмора. В конце годов он решил, что, раз уж существуют незрячие музыканты, то почему бы не появиться незрячему комику. Пайнтер провел несколько выступлений в барах, и публика сперва не понимала, как реагировать: можно ли смеяться? на самом ли деле он не видит?
«Я заново обнаружил свое чувство юмора, — рассказывал Пайнтер. — Оно сблизило меня с другими людьми, которые оказались в похожей жизненной ситуации, дало возможность обсудить наши успехи и неудачи и вместе посмеяться над нашими промахами и реакциями зрячих (. ) Слепота позволяет мне шутить о слепоте — а ведь это табуированная тема для большинства людей».
Нарушение зрения вовсе не уменьшило его восприимчивость, а, напротив, словно бы «открыло ему глаза» на новый мир, сделало его гораздо более внимательным к людям. Рассказывали, что комик часто приезжал на шоу пораньше, чтобы походить среди зрителей и послушать, о чем они говорят — как он объяснял, «чтобы на самом деле понять аудиторию». Многие подслушанные наблюдения он включал в свое выступление.
Горд часто шутил про отношения со своей женой Кэтрин. «За 16 лет брака мы ни разу не поругались (аплодисменты). Наверняка, сейчас аплодируют только одинокие люди, потому что женатые думают: „А, да он совсем заврался!“. Нет, мы, конечно, ссоримся, но она не кричит на меня — она передвигает мебель». А вот пассаж из другого выступления: «Меня часто спрашивают, как я храню деньги. Все очень просто: я держу пятидолларовые банкноты в кармане, а десяти— и двадцатидолларовые — в сумочке жены».
Однажды Пайнтера спросили, испытывает ли он угрызения совести по поводу того, что эксплуатирует в выступлениях собственную инвалидность. Комик ответил: «Нисколько. Ведь я просто говорю о том, кто я такой и как я смог приспособиться к своей слепоте».
Комик умер от приступа диабета в апреле 2012 года в возрасте 57 лет. Его жизнь и карьера в стендап индустрии описаны в книгах «Поприветствуем Горда Пайнтера» и «То, как я это вижу».
Нидхи Гоял
В 15 лет у Нидхи Гоял (Индия) диагностировали пигментный ретинит — именно тогда она дала себе слово, что посвятит жизнь поддержке людей с инвалидностью, в первую очередь женщин и детей. «Чем хуже становилось зрение, тем больше я замечала, насколько недоступен окружающий мир (. ) У меня замечательная семья, которая всегда меня поддерживала, и я могла справиться с недостаточной адаптированностью мира. Однако я осознавала, что не всем так повезло, как мне, и пообещала себе предпринять все, что в моих силах, чтобы исправить эту ситуацию».
Главная задача Гоял — повышать осведомленность общества о правах людей с инвалидностью и правах женщин, и она работает в этом направлении как адвокат, исследователь, автор статей, а с недавних пор — и как стендап-комик. Чувство юмора с юности помогало Гоял не принимать близко к сердцу грубые и невежественные комментарии о слепоте. Порой она делилась впечатлениями о тех смешных и неловких случаях, которые происходили с ней, с друзьями-активистами. А однажды подруга предложила организовать стендап-шоу с участием Гоял, и та с радостью согласилась. Через шесть месяцев текст ее первого стендапа был готов.
«В моей жизни ежедневно случается столько забавных ситуаций, которые становятся материалом для бесконечных шуток. Например, если я прихожу куда-нибудь с другом, обязательно найдется кто-нибудь, кто будет игнорировать меня и при этом спрашивать моего друга, не хочу ли я чего-нибудь — как будто я не стою здесь рядом! Или эти бесконечные тетушки на свадьбах, которые при виде незрячей девушки теряют дар речи», — рассказывает Гоял.
После первого успеха Нидхи стала путешествовать по Индии и выступать на конференциях и юмористических шоу. Для нее стендап — это активистское орудие, способ с помощью смеха изменить взгляды общества.
Анатолий Попко
Иногда говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Анатолий Попко — хороший этому пример. Один из учредителей библиотеки «Логос», эксперт в сфере невизуальной доступности, руководитель проектов «Люди IN» и «Диалог в темноте» музея-культурного центра «Интеграция» с недавних пор выступает также в жанре стендап.
«Слепой стендап» рассказывает, с какими проблемами сталкиваются люди с инвалидностью по зрению в России и как их преодолевают. Он доступно и весело повествует о том, как общаются с людьми с проблемами зрения пассажиры городского транспорта, сотрудники различных компаний и учреждений, продавцы в магазинах. На ярких жизненных примерах Попко иллюстрирует, как окружающие люди стараются «причинить» добро, не задумываясь ни о целях, ни о последствиях:
«Вот скажите, я похож на идиота? — публика смеется. — В клиническом смысле? Почему спрашиваю? Значит, стою в метро. На платформе. Жду поезд. Ко мне подходит человек, аккуратно так меня за локоть трогает. «Извините, молодой человек», — я достаю из уха наушник, — «Вы в метро», — приводит Анатолий пример неожиданного поведения окружающих.
Благодаря зажигательному юмору Попко зрители постепенно начинают осознавать, что решение проблем не в обеспечении физической доступности. Доступность, как и разруха, «в головах».
Макс Пихуля и Гоша Белобородов
Уже три года на канале ТНТ проходит юмористическое шоу талантов «Открытый микрофон». Участники шоу — молодые неизвестные комики — борются за призовой фонд и за возможность попасть в основной состав программы Stand Up на ТНТ. За это время в конкурсе приняли участие два комика с нарушением зрения — Гоша Белобородов из Самары и Макс Пихуля из Челябинска.
На фото: Макс Пихуля
Тифлокомментарий: цветная фотография. На сцене с микрофоном в руке стоит молодой худощавый блондин лет тридцати. На нем малиновые брюки, голубая рубашка, синий пиджак и очки в темной оправе. Он говорит в микрофон и смотрит вперед. За его спиной — цветная проекция в виде фиолетового шестигранного логотипа с белыми буквами.
Каждое выступление Макс Пихуля начинает с короткой ремарки про плохое зрение. И действительно, у комика с детства серьезные и неизлечимые проблемы со зрением. Остаток зрения у него — пять процентов, Макс видит не дальше полутора метров перед собой, поэтому часто шутит, что если зрители уйдут, он даже этого не заметит.
Другой повод для шуток — народная медицина, которая не лечит атрофию зрительного нерва: «Я дышал над картошкой, потому что у картошки тоже есть глазки». Максу не нравится открыто демонстрировать инвалидность, он предпочитает либо передвигаться по городу без трости, либо маскировать ее под палку для скандинавской ходьбы или даже под селфи-палку.
Комик попал в проект через инклюзивный клуб «Наше место» и даже прошел до полуфинала второго сезона «Открытого микрофона» в составе команды Юлии Ахмедовой.
На фото: Гоша Белобородов на юмористическом шоу талантов «Открытый микрофон»
Тифлокомментарий: цветная фотография. Крупный темноволосый мужчина в голубой кофте говорит в микрофон и смотрит вперед, его левый глаз закрыт.
Если Макс строит выступления на теме инвалидности, то Гоша Белобородов о том, что он незрячий на один глаз, упоминает редко. Впрочем, оба комика сходятся во мнении, что стендап позволяет обозначить проблемы и возможно даже способствовать их решению.
«Когда я родился, акушер надавил мне на лицо. У меня есть проблемы, и я должен их решить. Стендап — это проблемы, трагикомедия, на самом деле. Люди не должны ржать, как лошади, они должны задуматься, в чем проблема. Если комик выходит, задает проблему и не решает ее на сцене, то это не стендап», — утверждает Белобородов. В текстах Гоша затрагивает разные темы: социальная сфера, отношения с девушкой-татаркой, наркомания, общение в социальных сетях и многое другое. Часто Белобородов рассказывает про Самару: «Я живу в двенадцатом микрорайоне. Вообще в микрорайонах живут люди, которые получают микрозарплаты, берут микрозаймы и умирают от микроинфарктов».
Популярность жанра стендап в России год от года растет. Проекты, подобные «Открытому микрофону», появились во многих крупных городах, и любой желающий может попробовать свои силы и проверить чувство юмора.