Горные лыжи что такое парковое катание
Горные лыжи что такое парковое катание
Чем отличаются лыжи для парка и для фрирайда
В современных горных лыжах применение различных технологий и технических придумок все больше и больше ставят покупателей в тупик. Итак, вы придя в магазин за лыжами можете встретить лыжи с загнутыми носками и пятками. Мы уже говорили о том, что это ТвинТипы и зачем они нужны, но все опять не просто. Некоторые из них классифицируются как парковый, а некоторые как фрирайдные. В чем же разница. Давайте разберемся.
Для понимания чем же они отличаются стоит понимать, а чем отличается катание в парке, целине и по склону.
В парке люди не сильно озадачены поворотами. Нужно просто доехать до трамплина. А вот дальше. А дальше начинаются требования к лыжам: вертеться во все стороны и гасить энергию приземления, быть легкими в полете, быть одинаковыми и спереди и сзади для приземления спиной вперед и лицом вперед одинаково. В катании в целине все же вопрос поворота очень важен. И поворот нужно делать и в мягком глубоком снегу и в неглубоком и на жестком насте. Еще иногда придется прыгать и гасить энергии приземлений. Еще надо всплывать в снегу и так далее. Для универсалов все еще немного по-другому. Не надо прыгать, но поворот совсем важен и важно уверено резать жесткий склон. И это все может быть в форме ТвинТип.
Отсюда вывод, что парковые лыжи ориентированы на трюки и приземления в парке и не предназначены для выполнения поворотов и катания. Фрирайдные, наоборот, больше ориентированы на повороты и меньше на прыжки. Универсалы это более жесткие лыжи позволяющие кататься по подготовленному жесткому склону. Вот и все.
Парковые более мягкие как продольно так и торсионно. Фрирайдные более жесткие. А универсальные еще жестче.
Что все это означает для начинающего лыжника? Это точно не означает, что на универсальных лыжах нельзя кататься в целине или заезжать в парк. Можно, но будет не так здорово как на специализированных лыжах. Тоже самое касается и парковых лыж. На них тоже можно и по склону кататься, но будет очень не удобно. То есть, категоричности нет, но все же, лыжи стоит применять по своему назначению заложенному производителем.
Как выбрать универсальные лыжи для трассы и разбитого склона
Знакомимся с наиболее распространенными видами лыж, а так же особенностями трюковых моделей, вдохновивших сотни райдеров по всему миру.
Универсальные лыжи
Наиболее популярной категорией горных лыж являются модели для трасс и разбитых склонов (универсалы/оллмаунтин).
Снаряжение этого типа представлено широким спектром моделей от начинающих до экспертных
Они приспособлены для условий, с которыми сталкивается большинство райдеров вне зависимости от подготовки.
На универсалах можно кататься на подготовленном склоне в любом состоянии, например, они будут эффективно работать утром, когда поверхность отратрачена. Однако, к вечеру, когда вся трасса раскатана, вплоть до глубоких борозд с ледовой коркой, лыжи так же себя хорошо проявят.
Если же интересует пухляк, то стоит обратить внимание на универсалы, предназначенные для разбитых трасс с акцентом на фрирайд.
Особенности
Геометрия и характеристики оллмаунтин моделей:
Ростовка
Подбирать универсалы нужно на 5-10 см короче собственного роста.
Парковые лыжи
Это модели, заточенные под сноупарки, то есть подготовленные места, в которых имеются препятствия:
Форма
Геометрия таких лыж – твинтип, то есть с загибом и носка, и пятки. Это позволяет ездить не только в своей выбранной стойке, но и свиче (спиной вперед).
Второе отличие – расположение креплений. На большинстве моделей отметка для постановки креплений находится на середине. Это необходимо для того, чтобы сохранять центр тяжести при движении в любом положении. Упрощается вращение.
Концы многих лыж имеют одинаковую ширину и жесткость – тру твин. Однако, не все варианты обладают такими параметрами.
Часто встречаются модели с зауженной пяткой с повышенной жесткостью. Такие лыжи более универсальны, подойдут для катания за пределами парка по подготовленным склонам.
Средняя ширина талии парковых моделей – 80 мм
Рокер обычно достигает значений 10-15%, за счет него заход на фигуру упрощен, как и приземление.
Жесткость/длина
Подбор этих параметров у парковых моделей индивидуален, но есть ряд общих рекомендаций:
О жесткости
Жесткость – это способность конструктивных элементов сопротивляться внешним воздействиям.
Для работы лыжи нужно приложить к ней нагрузку, которая складывается из:
Очевидно, что с ростом этих двух параметров растет и нагрузка на снаряжение. Модели должны эти воздействия отрабатывать, причем в двух плоскостях: по продольной оси и на скручивание (торсион).
Если лыжа слишком жесткая, то правильно она работать не будет. Это связано с тем, что райдер просто не сможет ее правильно нагрузить своим весом.
Скорость зависит от опыта и техники
Рассмотрим поведение снаряжения в различных условиях.
Ситуация 1
Райдер с высоким уровнем катания на высокой скорости едет на мягких лыжах для начинающих. В этом случае появится вибрация, склон держит плохо, нагрузка слишком высока, плоскость сильно прогибается.
Для адекватного поведения лыж нужно сбросить скорость. Для нормальной езды понадобятся более жесткие модели.
Ситуация 2
Если начинающий едет на жестких лыжах с небольшой скоростью. В этом случае нагрузка недостаточна, нет нормальной скорости, снаряжение не работает правильно в дуге.
В такой ситуации придется сбрасывать пятки или падать. Нужны более мягкие модели.
Ситуация 3
Это оптимальный вариант: лыжи соответствуют уровню подготовки, скорость оптимальная, необходимая загрузка присутствует. Снаряжение подобрано правильно.
Менять лыжи на большую жесткость придется только при повышении профессионализма, если кардинально изменятся условия на склоне или вес райдера увеличится (на 10-15 кг).
Общие рекомендации
Начинающим легким райдерам (до 75 кг) подойдут мягкие лыжи начального уровня для быстрого совершенствования.
Более жесткие, среднего/экспертного уровня понадобятся в следующих случаях:
Профессионалам подойдут максимально жесткие модели, но на этом уровне каждый спортсмен подбирает снаряжение индивидуально в зависимости от потребностей.
Если точно хотите не ошибиться, приходите в наш прокат лыж, мы подберем все правильно и расскажем все это в живую)
Виды и стили катания на горных лыжах
Горные лыжи — это один из самых технически сложных направлений спорта. Существует множество видов и подвидов, в том числе дисциплин, входящих в олимпийскую программу. Рассмотрим их подробнее, а так же снаряжение, которое понадобится в каждом случае.
Содержание:
Существует множество видов и подвидов типов катания на горных лыжах:
Разумеется, невозможно создать оснащение, которое бы позволяло получить максимум от склонов всех типов. Даже качественные универсальные модели демонстрируют сниженную скорость там, где можно разогнаться и ограниченную маневренность там, где нужно совершать резанные повороты. Именно поэтому производители выпускают множество линеек снаряжения, заточенных под индивидуальные условия.
Особенности снаряжения
Чаще всего в линейке производителей снаряжения фигурируют следующие вариации лыж:
Некоторые известные компании внедряют в ассортимент свои собственные разработки, уникальные коллекции. Чаще всего они направлены на определенные условия, например, позволяют максимально разогнаться на жестком склоне или призваны дать ощущение непередаваемой свободы на целине.
Внутри каждого класса свое разделение. Так карвинговые лыжи делятся на коротко-, средне- и длиннорадиусные, все они трассовые. Разница в радиусе выреза, который напрямую влияет на радиус совершаемого поворота. К нам, в прокат лыж, чаще всего приходят именно за трассовыми лыжами, так это самый распространённый вид.
Чем больше вырез, тем длиннее дуга и размереннее катание
Универсалы обычно делят на трассовые и внетрассовые. Первые наиболее эффективны на жестком подготовленном спуске, вторые – на целинном снегу.
Фриски – это оснащение для экстремалов, здесь выделяют 4 типа:
Однако, на этом производители не останавливаются, так как многие модели изготавливают ся с разграничением на юнисекс, женские и детские (конструкции несколько изменяются для соответствия анатомии групп людей, например, у моделей для женщин — ниже центр тяжести).
Еще один важный критерий – это уровень подготовки.
Выделяют 4 типа:
Трассовые горные
Трассовое оснащение лучше всего приспособлено к разработанных, отратраченным склонам, такие лыжи могут быстро набирать скорость. В сравнении с универсалами они жестче, особенно на скручивание. Талия уже (в пределах 73 мм). Такая конструкция позволяет компенсировать центробежные силы на скорости, а так же эффективно вгрызаться в поверхность при закантовке. Чуть меньшая жесткость уже не позволит врезаться в склон, что только вызовет боковое скольжение.
Основное движение происходит по дуге, потому от бокового выреза зависит описываемая окружность. Чем она больше, тем большую можно развить скорость
Выделяют три типа вырезов:
Универсальные
Универсалы годятся для любых условий, но не дадут высокой скорости на подготовленных склонах, на целине так же будут менее комфортными, чем узкоспециализированные. Их преимущество в том, что они позволяют оценить стили, техники катания и разные трассы, после чего выбрать наиболее интересное для себя.
Характеристики универсалов:
На большой скорости такое снаряжение сильно прогибается и может уйти в скольжение. Неровности они воспринимают лучше и добавляют этим уверенности.
Универсалы могут быть трассовыми и внетрассовыми:
У трассовых талия шириной 73-85 мм, передний рокер составляет 10-15%.
Внетрассовые имеют талию в 85-105 мм, передний рокер в пределах 15-20%, задний – 5-10. Для отдачи фрирайдерских моделей им не хватает рокера в 25-30%, мягкости и ширины. Кстати, они нестабильны на жестких и обледеневших склонах.
Фриски
Это очень разнообразная категория, которая включает и модели для пухляка и для прыжков в парке.
Производители в этой категории выделяют:
Последний тип оснащается специальными креплениями, у которых при подъеме ноги поднимается подвижная пятка. При спуске это крепление жестко фиксируется. При восхождении так же используются камусы, исключающие проскальзывание назад.
Производители используют максимально легкие материалы для таких изделий, чтобы облегчить ношу райдера. Постоянно ведется поиск решения, которое помогло бы не только эффективно взбираться на склон, но и быстро спускаться.
Одним из неординарных решений этой проблемы стал гибрид сноуборда и лыж. В них интегрирован специальный механизм, который в собранном состоянии превращает две половинки в сноуборд. В разделенном состоянии это две лыжи, на которых можно осилить подъем
В отдельную группу отнесем скиборды или сноублейды, которые представляют собой короткую пару лыж, длиной в пределах 75-110 см. Они достаточно универсальны, но практически всегда используются для трюков и заснеженных склонов. Благодаря минимальному сопротивлению из-за небольшой площади скользящей поверхности позволяют хорошо разогнаться.
Форум портала SKIGU.RU
Подскажите, парковые лыжи в качестве универсальных использовать можно? Какие плюсы в использовании парковых лыж и минусы? Сам 3 сезона откатался на спортивных лыжах, крайние Fischer Progressor 900 ростовка 175. Катаюсь на Красной поляне, мой рост 180 вес 85. Получаю огромное удовольствие На идеальный трассах. Как пойдет снег или разбивают трассу кататься тяжело. Хочу себе универсальные и на трассах наблюдаю, что многие используют парковые лыжи, и довольны на мой взгляд. Прошу подскажите какие взять желательно с размером. Ценовая политика любая. Хочу кататься комфортно на любых трассах и вне трасс. Спасибо.
P.S. Очень доволен, что нашел Ваш сайт. Очень много полезного.
Можно.
Просто следует учитывать, что парковая лыжа достаточно специфична.
Оставим в покое Трутвины (ширина носка и пятки одинаковые), но и все остальные парковые твины имеют сильно смещенную вперед установку крепов. (что для разбитого склона и целины не гут!
Соответственно и распределение жесткости и невысокая торсионка более предназначены для стабильного приземления, нежели ведения дуги.
Впрочем, сместив крепления назад и от парковых твинов можно добиться характеристик универсальных лыж. Причем некоторые модели катят вполне прилично!
Но следует всегда помнить, что парковая лыжа проектировалась и изготавливалась для парка.
Если Вы катаетесь в Поляне, то наверное лучше смотреть в сторону фрирайдовых лыж.
При этом фрирайды с талиями около 100-110мм вполне универсальны. Правда в Полянском паудере и 120мм тонут.
Цитата |
---|
Mr.XX пишет: Если Вы катаетесь в Поляне, то наверное лучше смотреть в сторону фрирайдовых лыж. При этом фрирайды с талиями около 100-110мм вполне универсальны. Правда в Полянском паудере и 120мм тонут. |
Цитата |
---|
Safair2 пишет: |
Может подскажите другие варианты?
еще одна проблемма у меня, с ростовкой.
Да, вентура впечатлила, какая растовка и размеры лучше?
Заинтересовала еще модель Scott crusade + peak 12. Что можете сказать?
Для моего роста 180 см вес 85 кг какой лучше размер: 179 или189?
И какие лучше размеры в моем случае для crusade подойдут: 127-88-116, 130-90-119, 133-92-122, 136-94-125?
Спасибо.
Цитата |
---|
Safair2 пишет: Заинтересовала модель Scott crusade + peak 12. Что можете сказать? Для моего роста 180 см вес 85 кг какой лучше размер: 179 или189? |
И для расколбаса какие лучше размеры: 127-88-116, 130-90-119, 133-92-122, 136-94-125?
Спасибо.
Вентуру смотреть в 188см.
Она менее «карвовая, но более «паудерная».
Как правильно выбрать горные лыжи? Зачем нужны палки? Как подготовиться к поездке в горы?
Календарная зима в этом году совпала с погодной, и многие уже успели открыть горнолыжный сезон в декабре. А мы продолжаем рубрику Q&A вместе с экспертами Спортмастер PRO, где отвечаем на вопросы читателей о зимних видах спорта.
На ваши вопросы о горных лыжах, креплениях, ботинках, одежде и уходе за снаряжением ответил горнолыжник, инструктор и сертифицированный специалист по изготовлению анатомических стелек Алексей Питенин.
Расскажите, как все-таки правильно выбирать горные лыжи? Как выбрать ростовку, чтобы было комфортно кататься?
В подборе горных лыж нельзя ориентироваться строго на вес или рост. Важно понимать не только физические параметры и уровень катающегося, но и для каких целей он покупает себе горные лыжи.
Если это, допустим, катание на местных склонах, то это одни лыжи с более короткой ростовкой, если большие горы с протяженными спусками – можно взять более длинные. Если уже есть опыт катания, то вы понимаете, что вам больше нравится – техничное катание короткими дугами или скоростной спуск широкими, внетрассовое или парковое катание.
Все это влияет не только на ростовку, но и на геометрию (форма лыж), радиус выреза (соотношение талии, носка и пятки лыж, которое определяет радиус поворота; измеряется в метрах), наличие систем виброгашения.
Нет какого-то четкого алгоритма подбора. В моей практике все построено на общении с клиентом. Я задаю вопросы и уже по ответам понимаю, какие варианты можно предложить. Иногда человек приходит за универсальными лыжами для подготовленных трасс, а уходит с твинтипами (лыжи, у которых носок и пятка имеют изгиб вверх, чтобы можно было кататься как лицом вперед, так и спиной), потому что выясняется, что ему нравится прыгать с небольших трамплинов.
Как правильно примерять горнолыжные ботинки в магазине? Какие ботинки взять: в которых пальцы упираются в носок ботинка или те, в которых есть небольшое расстояние?
Правильно, когда при примерке в вертикальном положении пальцы касаются носка ботинка, а при давлении на языки появляется небольшое пространство. Следовательно после усадки внутренника (внутренний мягкий ботинок; принимает форму ноги через несколько дней катания) ботинок будет сидеть идеально. Если останутся нюансы, то они решаются бутфитингом (процедура подгонки обуви).
Некоторые надевают ботинки и начинают в них ходить по магазину, что не имеет особого смысла. Чтобы понять, как сидит ботинок, надо встать на специальный стенд, который имитирует угол наклона горы. Потом нужно совершать продавливающие движения вперед, будто едете вниз с горы. В таком положении правильно садится пятка – ощущения как при катании.
Даже самый обычный внутренник подсаживается после нескольких дней катания. Также можно попросить специалиста в магазине отформовать его с помощью термофена и после этого встать на стенд в ботинках. Эту процедуру можно сделать сразу при покупке нового ботинка.
В ботинках высокого уровня внутренник термоформируемый, поэтому его необходимо запекать сразу при покупке. Для этого внутренник предварительно разогревается в специальной печке. Перед надеванием все костяшки и проблемные зоны на ноге необходимо обклеить, чтобы во время примерки в этих точках пена продавилась, и появилось дополнительное пространство, тогда при катании не будет болезненного давления. Покупатель надевает ботинки, встает в них на стенд, продавливает, и внутренник формуется по ноге.
Бутфитинг портит эксплуатационные свойства ботинок или это официально признаваемая процедура по подбору ботинок?
Большинство производителей современных ботинок используют пластики, специально предназначенные для бутфитинга, так что характеристики не портятся. Крайне важно, чтобы эта процедура выполнялась профессионалами на специализированном оборудовании.
Для этого необходимо посетить сервисный центр, где есть специальные печки для пластика, инструменты и прочее оборудование. Есть варианты формовки, когда необходимо постоянное присутствие покупателя, так как формовка происходит прямо на его ногах.
Бутфитинг – это полная переработка ботинка под анатомические особенности ног. В ходе процедуры мы проводим анализ стопы и изготавливаем индивидуальные стельки, делаем выточку и растяжку проблемных зон пластикового ботинка, запекаем и термоформуем внутренник. В итоге на финальную примерку вы получаете ботинок, который идеально адаптирован под вашу ногу.