Горком и обком в чем разница
Партийные комитеты КПСС
Полезное
Смотреть что такое «Партийные комитеты КПСС» в других словарях:
Партийные организации — Советских Вооружённых Сил, объединяют в своих рядах коммунистов военнослужащих, рабочих и служащих Вооружённых Сил. Главная задача П. о. проведение в жизнь требований Программы КПСС с тем, чтобы «. Советские Вооруженные Силы были четким … Большая советская энциклопедия
КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза Лидер: Геннадий Зюганов Дата основания: 1912 (РСДРП (б)) 1918 (РКП (б)) 1925 (ВКП (б) … Википедия
Областной комитет КПСС — РСДРП РСДРП(б) РКП(б) ВКП(б) КПСС История партии Октябрьская революция Военный коммунизм Новая экономическая политика Ленинский призыв Сталинизм Хрущёвская оттепель Период застоя Перестройка Партийная организация Политбюро… … Википедия
Центральный Комитет КПСС — Центральный Комитет Коммунистической партии Советского союза (ЦК КПСС) … Википедия
Районный комитет КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза Лидер: Геннадий Зюганов Дата основания: 1912 (РСДРП (б)) 1918 (РКП (б)) 1925 (ВКП (б) … Википедия
Коммунистическая партия Советского Союза — (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия
Советы — Советы избираемые населением на определенный срок коллегиальные представительные органы публичной власти в Российской Империи (в 1905 1907 гг.), в Российской республике, в СССР, в Российской Федерации (до 4 октября 1993 года) и в… … Википедия
Киргизская Советская Социалистическая Республика — (Кыргыз Советтик Социалистик Республикасы) Киргизия (Кыргызстан). I. Общие сведения 14 октября 1924 была образована Кара Киргизская (с мая 1925 Киргизская) АО в составе РСФСР; 1 февраля 1926 преобразована в Киргизскую… … Большая советская энциклопедия
Новое в блогах
Насколько Советская власть была «советской»? (структура государственного управления в СССР)
Райком, горком, обком.
Соответственно и руководили партией теперь сверху вниз:
ЦК КПСС (организация запрещена в России)
ЦК КП союзных республик (кроме РСФСР)
Обкомы (в автономных республиках они всё равно так назывались)
Заводские (институтские и пр.) комитеты в первичных организациях.
Цеховые, факультетские и пр. «партячейки».
То есть, реально именно первый секретарь был верховным правителем, хотя, в «моногородах» он делил власть с директором градообразующего предприятия (у нас в Магнитогорске директоров ММК помнят больше чем первых секретарей).
ЦК, политбюро, генсек.
Итак, чем занимался горком?
Если коротко, то всем, что происходит на вверенной ему территории.
Даже территориальное деление подгонялось под партийные структуры, например Москва делилась на районы не по площади территории, не по населению, а по численности коммунистов. А так как коммунисты стояли на учёте по месту работы, то промышленные районы получались по площади и количеству жителей маленькие, а «спальные», где на учёте стояли одни пенсионеры, учителя да работники сферы обслуживания получались непропорционально больше.
С этого места надо по-подробнее.
Во-вторых предприятия, как я уже сказал подчинялись разным министерствам, но жизнь (производственная необходимость) заставляли взаимодействовать на территориальном уровне. Напоминаю, не смотря на то, что предприятия были «самостоятельными» имели собственность, денежные счета и постоянно совершали между собой акты купли-продажи, никаких рыночных отношений не было. На продукцию производственного назначения был тот же самый дефицит, что и на товары потребительские.
Тое сть, свободно купить можно было далеко не всё, что нужно для производства. Ситуация была ещё менее рыночная чем на потребительском рынке, потому что деньги предприятий вообще считать было не принято, а следовательно при закупке материалов и оборудования действовали принципы «бери пока дают», «бери что дают» и «запас карман не тянет — бери сколько дают».
Реально получалось, что предприятие не могло просто так поделиться с соседним запасённым сырьём, даже продукцию не всегда могло продать, она уже была распределена госпланом на годы вперёд. Вот тут то появлялся «волшебник», который «на партийном уровне» помогал решить ряд вопросов, не все конечно успешно решалось (иначе советская система бы не развалилась), но без «партийного руководства» работа просто бы застопорилась.
Вот самый наглядный пример: какое отношение имеет совхоз к институту, почему студенты должны в ущерб учебному процессу ехать и за копейки на морозе и под дождём пахать в поле по 10 часов? А потому что Партия так решила, а иначе город останется без продуктов!
Поэтому в горкомах и обкомах были отделы производственный, сельскохозяйственный, отделы образования и культуры.
Депутаты. От сельсовета до ВС
Итак, начнём с того, чем занимался депутат.
Как и сейчас депутат ни кому ни чего приказать напрямую не мог (если, конечно он не занимал руководящую должность) и решал вопросы через руководителей предприятий, а если возникали «непонимания» с их стороны, то подключал «партийные органы», опять же райком-горком-обком.
А что имел депутат с того, что он им был?
Во-вторых, небольшие льготы в виде бесплатного проезда к примеру (при стоимости проездного билета 2 р. это смешно), ну и некоторый доступ к тем самым ограниченным ресурсам — бесплатным благам и дефициту. Он мог и путёвочки почаще получать, и Жигулёнок вне очереди купить, квартирку побыстрее получить, ну и продуктовые наборчики из горкомовского буфета к празднику. Понятно, что простому работяге интерес в этом какой-то был, хотя, повторяю за это приходилось «пахать внеурочно», а вот начальнику, который это всё и так имел нафига этот гемор? Об этом дальше…
«Выборы-выборы кандидаты. » или как стать народным депутатом
Как неоднократно писалось, «победа» на выборах кандидату была гарантирована «на 200%», следовательно, «вся интрига» была в его «выдвижении» (практически назначении).
Выборы проходили на участках по месту жительства, а выдвижение «в трудовых коллективах», за каждым участком было закреплено предприятие или крупное учреждение, которое и выдвигало кандидата. Кандидатов на выдвижение кандидатами «рекомендовал» райком. Начальникам разных рангов было положено было быть депутатами соответствующего уровня. Ни где это не было «прописано» но «так повелось» и «поблагодарить за доверие и отказаться» сославшись на «загруженность 25 часов в сутки» не получалось, иначе весь карьерный рост «коту под хвост». Повторяю, материально директору завода или секретарю горкома депутатство ни чего не давало, кроме лишних «головняков», а вот избирателям иметь в «защитниках» большого начальника было не только престижно но и выгодно, директор мог и отремонтировать крышу за счёт своего предприятия (дом государственный, предприятие тоже, ни какого воровства). Представляете в каком состоянии были дворы и подъезды в Бауманском районе г. Москвы, где депутатом ВС был сам Брежнев! Понятно, что приём избирателей Леонид Ильич лично не проводил, разве что раз в год для фотографии в газету.
Выдвижение происходило, как правило по месту работы кандидата, но освобождённых партийных и советских работников выдвигали на предприятиях (ну не серьёзно же «выдвинут трудовым коллективом райкома», старались, конечно на тех, где они раньше работали (чем иногда им и «подкладывали свинью», бывало, что это не срабатывало, ибо не все из них оставили на прежнем месте работы «добрую память»).
Заканчивая обзор о структуре «советской» власти в СССР подведём итог: как же всё это управлялось?
Иерархическая структура КПСС.
Иерархическая структура КПСС:
1.кандидат в члены КПСС;
2.член КПСС;
3.кандидат в члены бюро первичной партийной организации;
4. член бюро первичной партийной организации;
5.заместитель секретаря первичной партийной организации;
6.секретарь первичной партийной организации;
7.инструктор райкома;
8.заведующий сектором райкома;
9.заместитель заведующего отделом райкома;
10.заведующий отделом райкома;
11.секретарь райкома;
12.кандидат в члены бюро райкома;
13.член бюро райкома;
14.второй секретарь райкома;
15.первый секретарь райкома;
16.инструктор горкома;
17.заведующий сектором горкома;
18.заместитель заведующего отделом горкома;
19.заведующий отделом горкома;
20.секретарь горкома;
21.кандидат в члены бюро горкома;
22.член бюро горкома;
23.второй секретарь горкома;
24.первый секретарь горкома;
25.инструктор обкома (крайкома);
26.заведующий сектором обкома (крайкома);
27.заместитель заведующего отделом обкома (крайкома);
28.заведующий отделом обкома (крайкома);
29.секретарь обкома (крайкома);
30.кандидат в члены бюро обкома (крайкома);
31.член бюро обкома (крайкома);
32.второй секретарь обкома (крайкома);
33.первый секретарь обкома (крайкома);
34.инструктор ЦК КП республики;
35.заведующий сектором ЦК КП республики;
36.заместитель заведующего отделом ЦК КП республики;
37.заведующий отделом ЦК КП республики;
38.кандидат в члены ЦК КП республики;
39.член ЦК КП республики;
40.секретарь ЦК КП республики;
41.кандидат в члены бюро ЦК КП республики;
42.член бюро ЦК КП республики;
43.второй секретарь ЦК КП республики;
44.первый секретарь ЦК КП республики;
45.инструктор ЦК КПСС;
46.заведующий сектором ЦК КПСС;
47.заместитель заведующего отделом ЦК КПСС;
48.заведующий отделом ЦК КПСС;
49.кандидат в члены ЦК КПСС;
50.член ЦК КПСС;
51.секретарь ЦК КПСС;
52.кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС;
53.член Политбюро ЦК КПСС;
54.заместитель Генерального секретаря ЦК КПСС;
55.Генеральный секретарь ЦК КПСС.
Специально для «Либертауэр».
При использовании данных из приведенного исследования ссылка на источник является обязательной.
Чем горком и обком отличались от исполкома по своим функциям?
Если исполком-это как мэрия или совет министров, то что чем занимались горком и обком?
Ответы
горком и обком это партийное руководство Городское и областное Формальные полномочия, роль и функции городского комитета КПСС, определялись уставом КПСС. Однако не менее важными были фактические функции, не отраженные в Уставе. Одной из таких функций, было участие в формировании кадров «номенклатуры», которые и осуществляли фактическое руководство СССР
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Разные уровни власти.
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
«. ком» принимает решения, «. исполком» их исполняет. Самая близкая аналогия с современностью предложена уважаемым Алексеем Лабазным.
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Игорь, такая же ситуация. И когда вам в итоге выдали?
Как стать химиком самоучкой чтоб мог синтезировать и экстрагировать вещества и знать процессы которые происходят?
Что за камень или окаменелость?
У каких стран есть антиматерия?
Произойдёт ли столкновение с планетой нибиру
Что такое ось симметрии самолёта?
За сколько сгнивает человек в гробу?
Родниковая вода, артезианская вода и родниковая вода это одна и та же вода?
Какая планета самая молодая?
Кто в мире с человечества смог при помощи видеокамеры и устройств поднять само высоко над землей? Есть видео?
Что такое угол атаки лопаток компрессоров?
Луна это фонарь неподалёку?
lexei_a
Иными словами
Ну, главного товарища пока оставим. А возьмем самый массовый и типичный для СССР управленческий уровень – районный. Тем более, что районы и сейчас сохранились и их большинство представляет.
В районе полный набор районных учреждений, несколько мелких предприятий районного уровня, несколько совхозов (из них один миллионер) пара предприятий областного уровня и одно союзного. Такое не везде, но очень много где существовало.
В районе, естественно, существует райком КПСС с первым секретарем, райсовет с исполкомом и председателем, отделы МВД и КГБ со своими руководителями. Это несколько упрощенно, но пусть.
Райкомовский «дворец».
Так чем же тут командует райком партии с всемогущим, вроде бы, секретарем? А ничем. Ни одному учреждению и предприятию (а уж МВД и КГБ и подавно) приказа он отдать не может. Он даже квартиру себе выделить не может. У райкома вообще никаких ресурсов нет, ни финансовых ни материальных. Крохи на пропаганду и агитацию.
Райком в целом, правда, своим решением кое-кого обязать может. Но и тут решать будет не секретарь. Решать будет бюро райкома. А кто входит в бюро? Да те же самые руководители предприятий и организаций района, многие из которых району не подчиняются вообще. Мнение секретаря ими будет с уважением выслушано и, скорее всего, принято во внимание, но против своих интересов никто не пойдет, что все, включая секретаря, прекрасно понимали.
Что остается? Договариваться, Потому, что конфликтовать нельзя. За конфликт и перенесение вопроса выше огребет и секретарь (вплоть до снятия) и любой из районных руководителей (тоже вплоть до снятия). И, опять же, квартиру кому-то бюро райкома дать может? Не может. Оно может только предложить это сделать исполкому (и исполком почти наверняка это сделает). Назначить или снять с работы? Тоже нет. Райком никого, кроме своих работников, назначить не может.
Последний приют секретаря райкома. У них не было мраморных памятников ценой в миллионы.
А кто же управляет реальной жизнью района? А реальной управляет райсовет и райисполком. Вот эти могут и назначать и снимать (но только на районном уровне) и распределять блага. У них и средства и ресурсы и чего только нет. Они руководят ЖКХ (и распределением квартир), местной промышленностью и сельским хозяйством, финансами, образованием, медициной и много еще чем.
Так, может, райком приказывает райисполкому, а тот уже исполняет? Тоже нет. Председатель райисполкома (он же часто и председатель райсовета) выдвигается областным советом и исполкомом, по согласованию с обкомом КПСС. Мнения секретаря райкома там даже не спросят. Подчиняется председатель исполкома тоже области. Секретарь райкома для него партнер, а не начальник. Конфликтовать тут тоже нельзя – скорее всего, снимут обоих. Договаривайся как хочешь, ищи рабочий контакт.
Т.е. была система из трех, практически равноправных, составляющих.
Райком КПСС – представлет общегосударственные интересы (никакой своей политики на уровне райкома не было). Подчиняется обкому КПСС и далее ЦК КПСС. Не столько руководит, сколько помогает, поддерживает, согласовывает и контролирует.
Райсовет и райисполком руководит реальной повседневной жизнью. Подчиняется областному Совету и облисполкому и далее Верховному Совету.
Хозяйственники (директора крупных предприятий) занимаются экономикой. Подчиняются главкам и управлениям своих министерств и далее Совету министров.
Причем все это переплетено тысячами взаимных решений и интересов, сочетанием местных и государственных приоритетов, личными связями и отношениями. Договаривайся, согласовывай, крутись. Командовать не получится. Ни у кого.
Почему это называется командной системой, и где здесь команды, пусть ответит, кто знает.
Зато сейчас полная демократия. Глава администрации или губернатор, ответственные только перед высшим насяльником лично. У них и деньги и ресурсы и право единолично казнить и миловать, раздавать и отнимать. Декоративный Совет, на который глава может плюнуть в любой момент. Этот совет только при администрации, никакого представительства на высших уровнях у него нет.
Нет, понятно, что за кулисами и в тени там еще много чего есть. И договариваться и согласовывать все равно приходится.
Но, вот, за кулисами и в тени, это, как бы, не совсем демократия. И даже не совсем управление.
Чаще такое называют мафией.