Горький в людях чему учит
Анализ произведения В людях Горького
Повесть «В людях» Максима Горького является одной из частей известной автобиографической трилогии писателя. Повесть была опубликована в 1916 году. Произведение повествует читателю о нелёгком отрочестве тве будущего великого писателя.
Горький неспроста дал такое необычное название повести. Быть «в людях» означает остаться совсем одним в большом и жестоком мире и зарабатывать себе на хлеб тяжким трудом. Главный герой Алеша Пешков остался круглым сиротой, а дед Василий Васильевич Каширин наотрез отказался кормить и воспитывать внука и отдал его «в люди». С утра до поздней ночи юноша работал в обувном магазине не покладая рук. Герой отчаянно пытался вернуться к прежней жизни, но это оказалось невозможным, ведь многие его друзья разъехались, к тому же из детских игр юноша уже давно вырос. Внутреннюю пустоту Пешков смог заполнить благодаря чтению книг. Пешков научился видеть красоту природы, каждая прогулка в лесу приносила ему небывалое удовольствие.
К сожалению, времени на чтение книг, обучение у мальчика было мало, ведь он практически все время работал. Зато Пешков смог получить предостаточно жизненного опыта именно благодаря частой смене рабочих мест. За своё отрочество он стал свидетелем людской подлости, жестокости. Видел пьянство, разврат. Его мир иллюзий рушился, так как он думал, что в реальном мире люди такие же, как и в книгах: добрые честные и благородные Оказалось, что в мире полно трусов и негодяев. Спустя года уже взрослый Пешков понимал что нужно как можно скорее покинуть свои родные места, в противном случае он станет ровно таким же люмпеном. Благо Горький в скором времени решает поступать в университет в Казань. Именно так заканчивается его история взросления.
Писатель в точности с психологической точки зрения показал процесс того, как подросток всеми силами старается противостоять злу и жестокости. Ему также удалось показать как крепла с каждым днём его воля и воля ровесников для борьбы с худшими качествами характера в людях. Читатель без труда может увидеть с каким ярым желанием Пешков и его сверстники стремится к правильной насыщенной и честной жизни. Стоит отметить, что Горький считал свою биографию обыденной для представителей низов общества. Таким образом, именно Максим Горький стал первым писателем, показавшим конфликт человека и эпохи. Конфликт человека и эпохи стал основополагающим для других произведений двадцатого столетия, например Пастернак вдохновился Горьким и написал роман 《Доктор Живаго》.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести В людях
Популярные сегодня темы
Пьеса «Горе от ума» смогла подчеркнуть выдающийся талант русского классического драматурга Александра Сергеевича Грибоедова. Ее литературная значимость выражается именно в особенности языка комедии, в стихах и высказываниях.
Матвей Кузьмин, восьмидесятилетний молчаливый старик, жил в одинокой ветхой избушке на лесной опушке, с маленьким внуком Васей и собакой Шариком. Он хорошо знал лесную местность и часто охотился
Наша жизнь состоит из множества дорог и путей, выбранных нами. Пожалуй, первым самостоятельным важным решением становится для многих из нас выбор будущей профессии
Зрителю известно, что картины талантливой художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой полностью описывают ее жизнь. Так и картина «Карточный домик», которая написана в 1919 году.
«В людях», анализ повести Максима Горького
Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – «В людях». Такое название говорит о многом: быть «в людях» означало жить у совершенно чужих людей, зарабатывая себе на жизнь подчас очень тяжелым трудом.
Действительно, после того как скончалась мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается кормить внука и отправил его в магазин обуви «мальчиком». В обязанности Алеши входило встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться дома: он подметал пол, мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в постель. Ситуацию усугублял двоюродный брат Саша, чувствовавший свое превосходство в возрасте. Он помыкал Алешей, грозил колдовством – в итоге мальчик готов был бежать куда глаза глядят, но из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) оказался в больнице, а потом и у бабушки.
Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря ей он полюбил природу и с удовольствием ходил в лес, наблюдая, как бабушка разговаривает с травами и всем живым вокруг.
С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться «в люди», ведь он уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, «черная» работа, а возможности учиться не предоставлялось.
Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет героев, а есть только трусы и подлецы.
Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина, окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша называл ее Королевой Марго. Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина, Тютчева, Одоевского: она считала, что нужно читать русские книги, чтобы знать русскую жизнь. Первую настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.
Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь «в людях». Судьба занесла его даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню. При этом не раз слышал подросток от людей выражение «запрещенные книги», значения которого уяснить пока не мог.
Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого провинциального «болота». К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай Евреинов уговорил Алешу отправиться в Казань, чтобы готовиться к поступлению в университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.
Рисуя страшный быт, «свинцовые мерзости» жизни городских низов, Горький показывает, как преодолевалась в сознании подростка распространенная в то время проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание противостоять злу и насилию. Писатель с психологической точностью воспроизводит стремление мальчика, а затем юноши к «красивой, бодрой, честной» жизни.
Конечно, автобиографизм повести очевиден: Горький писал о своей судьбе. Но он искренне считал свою биографию типичной для представителей народных низов. Однако писатель доверяет своему герою контакт с эпохой, хотя на плечи героя ложится груз исторической ответственности за все, что читатель видит в его судьбе. Так Максим Горький одним из первых показал конфликт человека и эпохи. В произведениях, написанных в советское время, но оставшихся за рамками официальной литературы, такой конфликт станет основным, как в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» или в повести А. Платонова «Усомнившийся Макар».
М. Горький «В людях»: какое краткое содержание, кто герои, чему учит?
Вторую книгу автобиографической трилогии повесть «В людях» Максим Горький написал в 1914 году. Главным героем этой замечательной повести является подросток Алёша, который вместо того чтобы учиться, вынужден жить у чужих людей и зарабатывать себе на жизнь нелёгким трудом. Алексей работал у разных людей и поэтому он так и назвал свою повесть «В людях». В самом начале повести происходит знакомство с Алёшей, который работает в обувном магазине. В этом магазине он выполнял разную тяжёлую работу. Однажды он сильно обжёгся и попал в больницу. Из больницы его забрала бабушка, но недовольный дед снова заставил Алёшу идти в город и там искать работу. В городе он скитался на пристани и вскоре получил работу на корабле, где должен мыть посуду. На корабле подросток Алёша познал подлость и жестокость некоторых людей. Да и работа не приносила удовлетворения. Поэтому он с корабля уходит. Где только не приходилось работать Алексею и везде он видел порочных людей. Только бабушка и была его светом в окошке. В свои 15 лет Алексей чувствовал себя человеком, прожившим целую жизнь. Где бы ни работал Алексей, он всегда умудрялся найти время почитать книгу.
Произведение Максима Горького «В людях» учит тому, что несмотря на всю окружающую действительность и жизненные трудности, нужно оставаться добрым и душевным человеком. А также не потерять веру в то, что хорошие и порядочные люди есть и их гораздо больше, чем порочных и непорядочных.
Рассказ «Кусака» написал Л.Н.Андреев. В нем говорится о собачке, которой не везло в общении с людьми. Она боялась доверять людям, потому что всякий раз, когда она наконец-то начинала доверять человеку, он совершал какую-нибудь пакость по отношению к ней. Она была одинокой, а так хотелось подарить кому-нибудь свою доброту и ласку. Вот и последняя семья, которая, казалось бы, была с ней добра все лето, при наступлении осени уехала с дачи, оставив Кусаку одну. Кстати, девочка из этого семейства и дала ей кличку.
Осложненные наречия нужно отличать: 1) от устойчивых выражений с раздельным написанием: точка в точку, чудак чудаком, чин чином; 2) от однородных наречий, которые разделяются запятой и произносятся с перечислительной интонацией: голос звучал всё ближе, ближе.
Этот термин чисто «воровской», то есть из мест не столь отдаленных. Покер на тюремном жаргоне,это пассивный гомосексуалист, обиженный, петух и т.д А «полупокер» человек, который находится под вопросом контингента тех мест, то есть думают «опустить» его или нет. Вот он и находится между петухом и нормальным человеком, вот и название «полупокер», а на свободе называют людей не правильной ориентации, голубых, геев.
Здесь нужно знать полностью какой знак что именно означает. Если бы наяву, я бы вам подсказал, а так. просто нет римских чисел на буке, чтобы их изобразить. Как-то не очень давно я задался целью научиться преобразовывать римские числа в арабские, и это у меня получилось уже со второго раза. Поверьте, это очень даже легко. I-1, V-5, X-10, L-50 C-100, D-500, M-1000. А теперь представьте, что перед вами римское число MCMLXXXVI. Как вы думаете, что это за число? Расшифровываем. Первая М-1000, затем обращаем внимание, что следующее число состоит из нескольких знаков, как и все последующие: СМ-900, LXXX-80, VI-6. Складываем всё в кучу, получаем 1986. Нужно просто знать полную расшифровку римских чисел. I-1, II-2, III-3, IV-4, V-5, VI-6, VII-7, VIII-8, IX-9, X-10. Второй десяток прибавляем после 10-ти (Х) первый ряд. Затем начинается такая же цепочка из десятков: ХХ-20, ХХХ-30, XL-40, L-50, LX-60, LXX-70, LXXX-80, XC-90, C-100. Затем идут сотни СС-200, CCC-300, CD-400, D-500, DC-600, DCC-700, DCCC-800, CM-900, M-1000. Вот весь ряд до тысячи. С этим рядом риских чисел можно спокойно переводить даже очень большие римские числа в арабские, просто нужно быть внимательным.
Ещё один совет. Не спешите научить сразу ребенка читать. Развитие фонематического слуха ребенка играет большую роль в дальнейшем освоении грамоты и русского языка вообще. Грамотность русского языка на этом и строится.
«В людях» — читательский дневник по повести М. Горького
Повесть «В людях» — это вторая часть автобиографичной трилогии Максима Горького. Написана и опубликована в 1916 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Максим Горький
Название произведения: «В людях»
Жанр: повесть
Год написания: 1914
Издательство: АСТ
Год издания: 2021
Главные герои и их краткая характеристика
Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.
Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.
Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, суровый мужчина.
Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.
Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.
Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.
Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.
Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.
Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.
«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.
Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.
Время и место действия
Книга рассказывает о событиях, происходивших с писателем в 1879-1883 годы.
Краткое содержание и сюжет
С первых страниц произведения происходит знакомство с Алексеем, который работает помощником в магазине, где продают обувь. Помог ему туда устроиться дедушка, который стал опекуном для мальчугана после смерти его родителей.
Алеша кроме работы в лавке, трудился по дому, он выполнял все обязанности. Поднимался он ежедневно практически с рассветом, вместе с поварихой, которую недолюбливал его брат Александр, и сразу же начинал чистить одежду хозяина. Вскоре женщина умерла, и Саша стал командовать над мальчиком. Порой он пугал его и грозился побить его. Друзей у Алеши не было, и играть ему было не с кем. Но как бы братья не ссорились друг с другом, они всегда играли вместе.
Алеше вся эта жизнь надоела, и он надумал бежать, однако, вечером, когда он разогревал рыбный суп, то перевернул себе на руку чугунок. Получив сильный ожог, он попадает в больницу. В лазарете ему было скучно и страшно. Сильно болели руки, и мальчик хотел убежать, но на следующий день пришла бабушка и забрала внука. По дороге домой она помянула свою дочь Варвару, и поздравляла знакомых с Вербным воскресением.
Когда наступили холода, то дедушка вновь заставил его ехать в город на работу. Мальчику же хотелось остаться с бабушкой и с девочкой, которая ему очень нравилась. Новый хозяин был не лучше первого, но мальчику пришлось выполнять все поручения, которые ему давали. Он старался осваивать чертежное мастерство, так как не мог огорчить бабушку. Хоть они и находились в родстве с бабушкой, все равно гулять его не пускали, а по воскресениям и в праздники ходили в храм.
Когда закончилась зима, Алеша сбежал, он скитался на пристани, смотрел, как работают крючники. Наконец его заметили мужчины, которые посоветовали ему идти на судно «Добрый» мыть посуду, и наконец, его взяли работать на корабле. Пока он трудился, то узнал, что люди бывают подлые, грубые и жестокие. Он был разочарован в том, что оказывается, в литературе, которую он читал, персонажи представлялись храбрыми, умными и мужественными. В действительности все оказалось наоборот.
Работа здесь мальчику не принесла много денег и радости, поэтому он стал ловить птиц. Но, в зимнее время, этот бизнес совсем не шел, и опять Алеше пришлось идти на поклон к бабушкиной сестре. Вскоре он завел знакомство с супругой портного, которую в доме считали полоумной, и ничего не умела делать по хозяйству. Она давала мальчику книги. Он читал их с огромным удовольствием, но родственники не разрешали тратить его время на чтение, и считали, что в них пишут про недопустимые для его возраста истории. Алеша, же, все больше узнавал из зарубежной литературы о людях в других странах и сделал для себя вывод, что всех умных и доброжелательных персонажей ожидают одни несчастья и преследования.
После отъезда этих постояльцев, приехали другие жильцы. Это была красивая дама с девочкой. Именно она привила ему любовь к произведениям русских поэтов. По выходным он приходил к ней и рассказывал ей о прочитанных книгах. Потом наш герой встретите через много лет будучи, имея супруга-жандарма.
Недолго Алеша пробыл у хозяев, его снова манила свободная жизнь, и он попал опять на теплоход. Там он познакомился с кочегаром, который научил его играть в карты.
Вскоре Алексей устроился работать «десятником», он очень старался заработать обещанные пять рублей, но рабочие пытались обмануть его и когда приходили ремонтировать что-нибудь, то утаскивали, то ручку от двери или разные мелкие вещи. И вообще у нового хозяина было много лишних вещиц, которые мешали и загромождали комнаты. Алеше все это строительство казалось глупым, так как каждый год начиналось половодье, и все вокруг затапливало. Жизнь вокруг казалось такой скучной и грязной. Ничего хорошего он и не видел. Там, где он трудился, его окружали порочные люди, у которых не было чистой любви к близким и окружающим. Только бабушка и женщина, которую он прозвал Королева Марго, были для него душевными и близкими.
Совсем недавно ему исполнилось пятнадцать лет, а он чувствовал себя человеком, прожившим целую жизнь. Тогда Алексей принимает решение поступить учиться в Казанский университет.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Дед отправил одиннадцатилетнего внука, оставшегося без родителей, работать и жить у чужих людей. Алёша терпит издевательства, побои. Его жизнь скучна и грязна. Мальчик наблюдает за простыми людьми и видит, что их жизнь тоже безрадостна. Чтобы отвлечься от неприятностей и тягостного впечатления от такого существования, Алёша начал читать книги. Со временем мальчик почувствовал тягу к знаниям и решил отправиться учиться.
План пересказа
Основная мысль
Люди бывают разные, с разными характерами и с разными подходами к друг к другу, но каждый ищет своё счастье и каждый хочет насладиться жизнью, а не страдать от неё. Несмотря на все жизненные невзгоды важно сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.
Чему учит
Повесть учит тому, что несмотря на всю окружающую действительность и жизненные трудности, нужно оставаться добрым и душевным человеком. А также не потерять веру в то, что хорошие и порядочные люди есть и их гораздо больше, чем порочных и непорядочных.
Отзыв и что понравилось
Мне понравилось, что произведение является автобиографичным. Максим Горький на своем жизненном реальном примере показывает нам, как можно, пройдя тяжелый путь разочарований и тягостных испытаний, не потерять веру в людей и стремиться к лучшему.
Вывод и мое мнение
Можно оставаться честным и хорошим человеком даже в сложных жизненных ситуациях. Несмотря на то что герой повествования встретил на своем пути немало плохих людей, он не стал как они, а стремился быть лучше их.
Пословицы
Словарь новых и незнакомых слов
Приказчик — наёмный служащий в торговом заведении, продавец.
Ротонда — верхняя женская теплая одежда в виде длинной накидки без рукавов.
Немотно — тихо, безмолвно.
Офеня, Афеня — в Российской империи странствующий по деревням торговец мелочами с галантерейным и мануфактурным товаром, книгами, лубочными картинками.
Полати — в избе: нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.
Краткое содержание рассказа Горького «В людях»
Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».
Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».
Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.
Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.
Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.
Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.
Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.
Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.
Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.