Горилла и динозавр или что чувствуют дети записки детского психоаналитика
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Мать привела Аню на консультацию по её просьбе 1,5 года тому назад. Ане было в то время 12 лет. Основной жалобой были трудности в общении со сверстниками. В классе Аня была мишенью для насмешек, её постоянно дразнили и мальчики, и девочки. Ходить в школу было для неё мучением. Друзей у Ани не было совсем. Собственно, она и обратилась к психотерапевту, чтобы «научиться дружить с ребятами». Выглядела Аня по-мальчишески. Она носила мешковатые джинсы, а её стрижка была короткой и бесформенной. Движения её были неуклюжими и размашистыми. Аня сообщала, что на улице или в транспорте к ней часто обращались как к мальчику.
Психологическое обследование показало, что у девочки очень низкая самооценка. Физически она вошла уже в пубертат (биологическое созревание подросткового возраста), но эмоционально она была значительно младше своего возраста. Её «Я» не было достаточно развитым, во-первых. Во-вторых, Аня испытывала значительные затруднения с принятием своей женской идентичности, и страдала от разнообразных амбивалентных чувств, которые она не могла опознать и с которыми она, естественно, не могла справиться.
Семья
Семья Ани состояла из папы, мамы и сестры, младше Ани на 4 года. Раньше с семьей жила прабабушка Ани, которая 5 лет назад умерла. Теперь у Ани своя комната.
Отец отсутствует большую часть времени, он много работает, и часто не бывает дома даже ночью. Когда он дома, то он активно воспитывает девочек, но, в основном, его общение с дочерьми сводится к строгой критике и выражению недовольства, особенно Аней как старшей. Анины ошибки и неудачи он рассматривает как проявления её «испорченности и тупости». Аня боится своего отца. С отцом я так ни разу и не виделась. Несмотря на все приглашения, он так и не пришел на встречу. Однако он регулярно выдавал деньги для оплаты Аниной психотерапии.
Мать производила впечатление рассудительной женщины. Внешне она вела себя мягко и дружелюбно, однако сквозь социальную адекватность просматривалось её душевное одиночество и замкнутый характер. Я не уверена, что она мне все рассказала о своей семье. Например, мама постоянно сообщала о том, что отношения с мужем у неё хорошие и прочные. Только через полтора года наших постоянных встреч она смогла сказать о трудностях в их взаимоотношениях. Она знала о романах мужа уже в течение нескольких лет, но никогда не обсуждала с ним этого и не обнаруживала своего знания. Она считала, что выяснение отношений только повредит семье, да и, в конце концов, «это все могла быть просто ложь». Когда мама убедилась, что роман был реальностью, то у неё с мужем состоялся серьезный разговор. Мама рассказала впоследствии, что ситуация была очень близка к разводу, но все-таки им удалось договориться. Отец обещал, что порвет свои отношения вне семьи. Он стал проводить дома гораздо больше времени. А мама превратилась из бесцветной увядшей женщины в молодую и привлекательную!
В процессе наших разговоров мать упоминала свое детство. Она рассказывала, что в её родительской семье никто не выражал ни к кому ни привязанности, ни других чувств. Строгость и дистанция были основными формами отношения и к ней, когда она сама была ребенком. Так же она обращалась и со своими детьми, особенно со своей старшей дочерью, Аней. В процессе наших встреч и разговоров об Ане мама пришла к выводу, что была излишне сухой и строгой к дочери. Она стала более ласковой и нежной со своими дочками, с Аней в том числе.
История развития
Аня была первым ребенком в семье. Кормление грудью продолжалось до 8 месяцев. Раннее развитие было нормальным, хотя деталей мама не помнит. По её словам, Аня была спокойным и послушным ребенком. Каждое лето она уезжала на каникулы в деревню к бабушке (маминой матери) и проводила все три летних месяца вдали от своей семьи. Из детского сада не поступало никаких жалоб. Аня производила впечатление адаптированного и спокойного ребенка. Всё в её развитии казалось благополучным, пока Аня не начала посещать школу. Программа в школе была достаточно сложной. Скоро выяснилось, что Аня с этой программой не справляется. Да и отношения с одноклассниками никак не налаживались. Тем не менее, Аня оставалась ученицей этой школы в течение 6 лет. Когда ей было 10, Аня, наконец, подружилась с девочкой из своего класса. Аня очень дорожила этой дружбой, но другая девочка «просто использовала Анину привязанность в своих целях», как считает мама. Эта дружба продолжалась в течение целого года, но потом девочка нашла себе новых подруг, и Аня была забыта. Для Ани же это явилось настоящей трагедией. Мама рассказывает, что Аня плакала в тот период целые дни напролет. Я познакомилась с Аней год спустя, но она все еще с болью рассказывала о том, как её бросила подруга. На фоне этих переживаний успехи Ани в учебе становились всё хуже и хуже. Сочетание этих двух факторов (плохая учеба и предательство подруги) заставило родителей задуматься о перемене школы.
Программа в новой школе была много проще, поэтому Анина учебная ситуация выровнялась и стала более или менее приемлемой. Но отношения с новыми одноклассниками стали проблемой номер один. Никто не желал принимать Аню. Во время перемен она постоянно находилась одна. Более того, новые одноклассники стали дразнить Аню и смеяться над ней. Именно тогда она попросила маму посетить психолога.
Процесс психотерапии
Было решено, что Аня будет проходить психотерапию. К настоящему моменту мы встречаемся с нею уже 1,5 года 2 раза в неделю. Аня всегда приходила на сессии с желанием и радостью, никогда не пропуская сессий. С большим желанием она разговаривала о себе. В своих коммуникациях со мной Аня была открытой, даже чересчур открытой. Она с готовностью рассказывала о себе и своих переживаниях очень многое.
Вспомним, что Аня прибегала к «уходу в фантазии» как к основному способу справиться с невыносимой для неё реальностью. Психологическая защита «уход в фантазии», конечно же, используется каждым человеком. Иногда так приятно помечтать о чем-то приятном, представить себя успешным, богатым, состоявшимся…. (дальше дополните по своему усмотрению). Но, как уже указывалось выше, если эта защита становится основным способом справляться с реальностью, то проблемы неминуемы.
Вначале Анины рассказы были окрашены страхом: довольно часто она «видела» космические корабли из других цивилизаций. Инопланетяне выглядели как обычные люди, их невозможно было отличить от землян. Аня очень боялась инопланетян, поскольку была убеждена: стоит инопланетянину коснуться спины девочки, и та забеременеет. Поэтому Аня ездила в транспорте с большим внутренним напряжением, следя за тем, чтобы её спины никто не коснулся.
По мере того, как этот материал разворачивался на сессиях все больше, становилось понятным, что весь он отражает Анины тревоги, связанные с её формирующейся сексуальностью. В течение всего первого года мы обсуждали различные аспекты её созревающего тела, трудности принятия ею своей женственности. Мы говорили о её страхах и о её чувствах относительно её «нового», уже не детского, тела. Например, она очень гордилась своей увеличивающейся грудью, однако менструации были для неё отвратительными и грязными телесными проявлениями. Мы также говорили об её амбивалентных чувствах, связанных с отношениями с мальчиками и мужчинами. По мере того, как на Аниных сессиях прорабатывались все эти темы, постепенно истории о преследующем её мужчине и инопланетянах прекратились: «Я просто больше никого из них не вижу», сказала она спустя полгода после начала психотерапии.
На место тревожных фантазий пришли рассказы о мужчинах-друзьях и мужчинах-возлюбленных. Эти фантазии, появившись, стали чрезвычайно устойчивыми. Вначале я пыталась понять, реальны или нет Анины рассказы. В отличие от видений инопланетян, эти новые истории выглядели гораздо более реалистично. Да и рассказывала Аня очень правдоподобно, красочно, с множеством точных подробностей и диалогов. Однако никакие сомнения в реальности происходящего Аней не признавались. Она просто «не слышала» вопросов и комментариев, если они ставили реальность её рассказа под сомнение. И я очень скоро перестала пытаться понять, что же в этих рассказах было правдой, а что нет. В конце концов, это не имело особого значения. Для Ани то, что она рассказывала, было её истинной реальностью, пусть даже всего лишь реальностью субъективной. Я просто слушала Анины рассказы, разделяя с ней радость и грусть её удач и неудач во взаимоотношениях с многочисленными «друзьями».
Аня рассказывала, например, что одна очень популярная поп-группа давала концерт в её школе. Выступавшие певцы случайно выделили её из толпы школьников и попросили что-то донести до машины. Аня чувствовала себя польщенной, особенной. Этот эпизод, по её словам, положил начало её отношениям с певцами. С той поры Аня постоянно рассказывала что-то новое о развитии своих отношений с участниками этой поп-группы. Каждый из них был ей по-своему дорог. Молодые люди по очереди приезжали в школу навестить её. В её рассказах они принимали очертания то отца, то брата, то возлюбленного. Их образы плавно перетекали из одного в другой. При этом критики к своим рассказам у Ани не было. Она просто не замечала противоречащих деталей в своих историях. В конце концов, один из участников этой группы был наделен постоянной ролью Аниного брата. Аня приносила фотографию этой известной группы на каждую сессию и рассказывала множество подробных историй о растущей дружбе между нею и участниками группы. По её словам, она стала также очень популярной в школе. Все одноклассники теперь были влюблены в неё. Она же никого не хотела выбрать, предпочитая общение с молодыми людьми из поп-группы.
В течение первого года Аня вообще не говорила о своих взаимоотношениях с родителями и сестрой. Все мои попытки установить связи между её чувствами и её взаимоотношениями в семье не имели успеха. Аня либо «не слышала» моих слов, либо игнорировала их. Например, я говорила: «Должно быть, грустно, когда мама проводит столько времени с младшей сестрой и при этом ей совсем некогда поговорить с тобой» или «Ты говоришь, что прабабушка была человеком, который любил тебя больше всех. После её смерти тебе, должно быть, было очень печально и одиноко». Короткое «нет» было основным ответом, который Аня давала.
По Аниным словам, её мама была просто идеальной: любящей, нежной, заботливой, не ругающей Аню никогда и ни за что. Другими словами, только одна сторона отношения к маме была представлена в Анином сознании. Недовольства или гнева она не испытывала. Отца она упоминала крайне редко и всегда очень коротко. Она говорила только о том, как он к ней строг и как она его боится. Но разговора о родителях Аня сама не поддерживала никогда.
Ниже приведены выдержки из сессий Ани того периода.
А. Я хотела Вам рассказать, что когда девочки в классе еще со мной разговаривали, то они сказали, что все мальчики в классе в меня влюблены.
(Раньше Аня уже неоднократно рассказывала о том, что все мальчики в неё влюблены. Поэтому я сочла, что данное высказывание скорее сообщало об её отношениях с девочками-одноклассницами).
П. Значит, теперь девочки уже больше с тобой не разговаривают?
А. Нет, не разговаривают. Они считают, что я совсем как мальчишка, не похожа на девочку. А у меня, между прочим, опять месячные сейчас. Я даже у директрисы спросила, могу ли я носить брюки. Я ей тихонечко в ухо прошептала о «своих женских делах». А все другие девочки носят юбки. Наверное, у них пока еще нет месячных.
П. Похоже, ты испытываешь гордость за себя.
А. Да, я больше не ощущаю месячные как противные. Скорее, мне нравится.
П. Да и выглядишь ты женственно, как настоящая девочка.
А. Правда? А знаете, меня больше не называют мальчиком в транспорте.
П. Получается, что твою женственность признают многие люди.
А. Да, правда. Все, кроме, девочек в классе. Наверное, они просто завидуют. Потому что это в меня, а не в них влюблены мальчики.
(Здесь мы видим, как Аня с рельс реальности опять уходит в фантазии. Мы уже говорили, что так ей легче справиться с болью отвержения).
А. Очень больно, когда тебя отвергают.
А. Да, очень.
Некоторое время Аня молчит….
А. Да, я совсем забыла. Я хотела рассказать Вам о мальчике из класса, который сегодня забыл дома дневник. Так учительница поставила ему тройку на лбу.
(Аня смеется, но её напряженное состояние при рассказе не может не привлечь внимания).
П. Что, интересно, ты хотела сказать этой историей? Ты смеёшься, но твои глаза совсем не смеются, когда ты это рассказываешь.
А. Да нет, история, и правда, смешная. У меня часто бывает, что мои глаза не смеются.
П. Какие оценки у тебя были в последнее время?
А. В основном, 4 и 5. Вот только сегодня я получила тройку по алгебре.
П. Что на это сказали твои родители?
А. Они пока что не знают об этом.
П. Может быть, ты и рассказала эту историю, потому что волнуешься, как отреагируют родители на тройку?
А. Может быть. Знаете, особенно я боюсь папу. Он будет меня ругать. Раньше он меня вообще бил. Когда я была маленькая. Я боялась его больше всего на свете. Как войну.
П. Тогда ты ощущала себя беспомощной и бессильной.
А. Именно. Даже в войну люди могут спрятаться в убежище или еще куда-нибудь. А я ничего не могла сделать. Даже спрятаться не могла. Этот ужас всё еще сидит во мне. Когда он ругает сестру, то я невольно вспоминаю тот свой страх.
П. Похоже, ты боишься не только прошлого, но и настоящего тоже.
А. Конечно. Он ведь может снова побить меня. Знаете, бабушка рассказывала мне о том, как мама с папой поженились. Они встречались, а потом папу забрали служить в армию. А мама в то время уже была беременная. Ему пришлось, поэтому, жениться на ней перед уходом в армию, хотя он и не хотел. До своего ухода в армию, он часто бил маму. А потом мама родила мальчика. И родители назвали его Славой. У него было больное сердце, как и у меня. Когда ему было три года, его отправили в санаторий на целое лето. Когда я родилась, он вернулся домой, обнял меня и умер. Мама часто называла меня Славой в память о нем. Мне это нравилось. Я бы хотела, чтобы меня называли Славой. Давайте Вы будете называть меня Славой.
(В этой истории можно проследить и Анины фантазии о том, что папа, возможно, бил маму перед её рождением, и потому у неё больное сердце как у Славы. Можно заметить и Анино желание быть мальчиком, тогда, возможно, её бы больше любили. И желание иметь старшего брата. И желание быть любимой, мной, в том числе. Из всех возможных вариантов ответа я выбрала здесь отношения переноса).
П. Ты хочешь, чтобы, как и твоя мама, я называла бы тебя этим именем.
А. Да, я бы очень хотела. А Вы можете быть моей мамой?
П. Похоже, тебе хочется, чтобы мы жили в сказке, где ты была бы Славой, а я твоей мамой.
А. Очень хочется.
В дальнейшем, Аня еще несколько раз возвращалась к теме Славы. Аня рассказывала, как она скучает без него, что она жалеет, что его нет, ведь он мог бы быть для неё идеальным другом. Я комментировала, что Слава может представлять для неё недостающую часть её самой, необходимую, чтобы чувствовать себя в безопасности и более сильной. Что вдвоем со Славой она как раз и ощущала бы себя идеальным целым, к которому она так стремится. Аня соглашалась с этим, но все равно продолжала говорить о Славе как о реальном умершем человеке. К этому времени многие другие истории уже признавались ею как выдуманные. Аня сама оценивала их как фантазии, помогающие ей справляться с тяжелой реальностью. Однако история с братом рассказывалась ею как история реальная. Тем не менее, Аня очень настаивала, чтобы я не упоминала маме об этом «прошлом», «никогда бы не говорила с ней о Славе» (при этом Аня знала: содержания наших с ней разговоров я с мамой не обсуждаю). Такая избыточная тревога указывала на то, что Аня сознавала фантазийный характер этой истории тоже.
Мы видим, что этот отрывок продолжает Анины раздумья об идеальной реальности. За этими фантазиями скрывается её разочарование в реальности настоящей. Но об этом Аня пока не может ни говорить, ни думать. Она пока что не готова соприкоснуться со своей злостью, с тем, что её чувства к любимым людям могут быть разными, не только хорошими.
Именно это отражает следующий отрывок.
№ 71 (ближе к концу сессии)
…….
А. У меня нет часов, но мне кажется, что мне уже пора уходить. А можно мне еще немного побыть здесь?
П. Похоже, тебе трудно сказать мне, как ты разочарована тем, что пора уходить.
А. Да нет, я совсем не разочарована. Нисколечко.
П. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией твоего недовольства, оказывается, что ты ничего такого не чувствовала.
А. Я думаю, я знаю, почему. Когда я ходила в детский сад, там были двух-ярусные кровати. И я хотела спать на верхнем ярусе. Но воспитательница не разрешала мне этого. Однажды я снова попросила её, а она опять отказала. Тогда я схватила тарелку и разбила её. А оказалось, что это тарелка самой воспитательницы. Она ничего не сказала, и уложила меня спать на верхний ярус. Во время тихого часа, я не могла уснуть, очень боялась. Целый час я проплакала, а после тихого часа я подошла к воспитательнице и извинилась. Она извинила меня. Я попросила её не говорить ничего моей маме. Она обещала, потому что она видела, как сильно я была напугана. Вот с тех самых пор я никогда не могла больше выражать своего гнева. Я его просто не чувствовала больше.
(Будучи не в состоянии говорить о своих истинных чувствах, Аня опять соскальзывает в фантазии. Эта история отвлекает саму Аню от её истинных чувств здесь и теперь и, возможно, отвлечет и меня тоже).
П. Похоже, ты и сейчас тоже напугана своим недовольством. И хочешь, чтобы я, как та воспитательница, тоже ничего не говорила об этом.
А. Я боюсь.
П. Интересно было бы понять, чего ты боишься сейчас.
Аня молчит…
П. Может быть, наши отношения для тебя настолько важны, что ты хочешь сохранить их. Тебе, возможно, кажется, что, выразив недовольство, ты разрушишь их.
А. Знаете, иногда люди могут своими мыслями очень навредить. Моя прабабушка говорила мне это. Она говорила, чтобы я думала о других только хорошее. Я замечаю, что, и правда, иногда я могу оказывать своими мыслями влияние на других людей.
П. Как?
А. (покраснев и волнуясь) Иногда я сердилась на свою прабабушку, а потом она умерла.
П. Ты считаешь, что это твои чувства привели к тому, что прабабушка умерла?
А. Да, я часто так думала. И еще, так же случилось и с папой. Знаете, моя мама собирается развестись с ним.
П. Ты считаешь, что это тоже происходит из-за твоего недовольства папой?
А. Конечно. Я же раньше часто думала, как было бы хорошо, если бы его с нами не было! А теперь это становится реальностью!
П. Так страшно думать, что чувства и мысли могут в реальности причинить вред!
А. Очень страшно. И я молюсь, чтобы мама и папа не развелись.
П. Порой бывает так трудно признать, что ты и любишь кого-то, и злишься на него! Ты боишься, что своим недовольством причинила вред папе. А теперь ты боишься, что можешь причинить вред и нашим отношениям тоже.
Больше года мы работали с Аней над проблемами её внешнего и внутреннего мира. Как уже было показано, это и различные аспекты её поло-ролевой идентификации, и опасность её чувств, и вопросы взаимодействия с окружающими. Только через год наших совместных усилий, Аня смогла допустить в сознание существование различий между идеальным и реальным состоянием своего «Я». С большой душевной болью она, в конце концов, смогла признаться себе и мне, что она совсем одинока, и в школе, и дома, и вообще в целом мире чужих людей. Она бы очень хотела иметь друзей, но пока ещё у неё их нет. Однако теперь эта душевная боль стала выносимой. Аня стала способна разделить свою боль с другим (с психотерапевтом). Она продолжала сочинять истории, но могла уже и слышать мои интерпретации о том, что в этих историях выражается не столько реальность, сколько её желание, чтобы реальность была именно такой, потому что ей очень трудно выносить одиночество. Аня обрела способность и сама говорить о своих фантазиях как о выдумке, то есть справляться со своей тревогой, не прибегая к патологическим способам защиты.
После летнего перерыва Аня принесла на сессию толстую тетрадь, исписанную от корки до корки, и попросила меня прочитать её. Это был написанный ею роман. В романе можно было узнать практически все её прошлые фантазии, но только теперь они были представлены как художественное произведение. В этом романе она изобразила себя главной героиней. Сосед по даче, юноша, в которого Аня была влюблена, был выведен главным героем. В этом романе Аня исследовала проблему братьев и возлюбленных (что часто смешивалось в её сознании). Она живо и ярко описывала приключения главных героев, обнаружив значительные литературные способности. В конце концов, главная героиня выходила замуж за главного героя, и выяснялось, что Леонардо ди Каприо приходится ей родным братом. На мой взгляд, этот роман представлял собой значительное продвижение Ани на пути психотерапии: раньше Аня представляла эти факты как свою реальную жизнь, затем они воспринимались ею как сны, теперь же эти фантазии приняли литературную форму. После того, как мы постепенно прочитали весь роман, Аня отдала мне тетрадь совсем, попрощавшись таким символическим способом с прежними идеальными состояниями своего «Я». Теперь она много говорит о своем одиночестве в школе. Она также строит планы после окончания школы пойти учиться на факультет журналистики.
В работе с Аней присутствуют и многие другие аспекты, к тому же психотерапевтическая работа еще продолжается. Что важно подчеркнуть в связи с поднятой темой «ухода в фантазии», это то, что теперь Аня полностью осознает реальность объективную, её отличия от своей субъективной реальности. Аня стала способна принимать внешний мир, каким бы трудным он ни был.
Мама сообщает, что трудности в общении с одноклассниками стали меньше. Аня теперь больше общается с одноклассниками. У ней даже появились приятельницы. Трудности с установлением месячных пока сохраняются. Но уменьшились головные боли и проблемы с мочеиспусканием. Внешне Аня превратилась в очень женственную девушку.
Горилла и динозавр или что чувствуют дети записки детского психоаналитика
Людмила Лукьянова запись закреплена
7/52
Васильева Н.Л. Что чувствуют наши дети, или Горилла и Динозавр. (Записки детского психоаналитика) (2006)
Детский психоаналитик рассказывает семь историй, связанных с различными семьями и детьми. Книга позволяет взглянуть изнутри на работу психоаналитика, посмотреть особенности работы как пациента, так и врача. Было интересно узнать, что всегда психоаналитик пропускает через себя все эмоции и проблемы пациента, для того чтобы дать пациенту обратную связь и помочь справиться с трудностями.
Некоторые выводы.
Очень важно родителями прежде всего разобраться со своими психологическими проблемами и страхами, так как они напрямую будут влиять на воспитание ребенка.
Многие болезни связаны с какой-либо нерешенной проблемой человека (аллергия, астма, энурез и др. приведены в книге).
Психоанализ помогает выявить истинную причину расстройства. С детьми психоанализ проводится через игру.
Если пациент не хочет выздоравливать, никакие лекарства ему не помогут.
Горилла и Динозавр, или Что чувствуют дети. Записки детского психоаналитика. Н.Л. Васильева
Не всегда родителям удается самим и вовремя помочь ребенку справиться с неизбежными на пути его взросления кризисами. Когда ситуация начинает выходить из-под контроля, на помощь приходит детский психотерапевт. Общаясь с ребенком, психотерапевт может понять, в чем причина его поведенческих нарушений или телесных заболеваний, оказать ему профессиональную помощь.
На примере историй конкретных пациентов в этой книге показан ход детской психоаналитической психотерапии. В контексте каждого случая обсуждены ключевые задачи эмоционального развития.
\u041d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u0435 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0439 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0430\u0446\u0438\u0435\u043d\u0442\u043e\u0432 \u0432 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u043a\u043d\u0438\u0433\u0435 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d \u0445\u043e\u0434 \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0441\u0438\u0445\u043e\u0442\u0435\u0440\u0430\u043f\u0438\u0438. \u0412 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u044f \u043e\u0431\u0441\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u044b \u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447\u0438 \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f. \n