Гордость и эгоизм в чем разница

Многоликая гордость

Скрытая гордость

Гордость и эгоизм в чем разница. image001 043. Гордость и эгоизм в чем разница фото. Гордость и эгоизм в чем разница-image001 043. картинка Гордость и эгоизм в чем разница. картинка image001 043. — Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?— Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?

— Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.

— А чем внешняя гордость отличается от внутренней?

— Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одежде, и по походке, и по разговору. Но бывает, что скажешь ему несколько слов, и он, глядишь, начинает исправляться. А скрытая гордость очень коварна и потому с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её. Скрытой гордостью страдают в основном люди духовной жизни. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Так что, тангалашка может быть одет и в лохмотья…

— А человек, имеющий скрытую гордость, чувствует её?

— Если наблюдает за собой, то чувствует.

— Мне кажется, что имеющий скрытую гордость не чувствует в душе покоя.

— Покоя от Бога не чувствует, даже не знает, что это такое, но успокаивает свой помысел.

— Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?

— Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит, что ты делаешь нечто великое, что ты добродетельный человек. Если так, тогда в тебе есть гордость, но ты её скрываешь. Если присмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать её от себя. Люди гнушаются теми, в ком есть внешняя гордость, и этим помогают им исправиться. А те, у кого внутренняя, скрытая, гордость, чтобы от неё избавиться, должны сами возгнушаться собой. Также, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, то этим тоже себе помогаешь, потому что скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.

Эгоизм — непослушный сын гордости

— Гордость и эгоизм — это разные страсти?

— Гордость, эгоизм, тщеславие — это одна и та же страсть, только в разных её оттенках и проявлениях. Сатанинская степень гордости называется гордыня.

Эгоизм — непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём. Но как деревья, которые, не сгибаясь под напором ветра, в конце концов, ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм — великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём! Например, Арий. Мать говорила ему: «Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты не понимаешь?» «Знаю, — отвечал он, — но не могу подчиниться их мнению». Эгоизм Ария не позволял ему признать свою ошибку.

— Неужели ему было всё равно, что он стольких людей увлёк в свою ересь?

— Это его не интересовало. «Если я признаю ошибку, — говорил он, — то потеряю уважение своих сторонников». И чем больше он понимал, что заблуждается, тем активнее пытался убедить других в своей правоте. Страшная вещь — эгоизм!

— Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?

— У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого может не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по очереди, все знают, кто за кем идёт. Если у какой-нибудь сестры эгоизм и другая сестра обгонит её, то та так надуется, что не пойдёт прикладываться. «Если она меня обогнала, — скажет, — я вообще не пойду прикладываться». А если у неё гордость, то она тоже обидится, но не покажет вида, а то ещё и другим, якобы из вежливости, уступит место: «Проходите! И ты проходи, и ты!»

— Геронда, что мне делать, когда ущемляют моё достоинство?

— Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет.

— А как умирает эгоизм?

— Надо похоронить своё «я», пусть гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.

Высокое о себе мнение

— Геронда, почему я легко впадаю в гордость?

— Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что имеешь высокое о себе мнение. Думаешь, что что-то из себя представляешь. Человек не стал бы гордиться, если бы не думал, что что-то из себя представляет. И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься по малейшему поводу, как гипертоник, у которого мгновенно подскакивает давление, стоит ему немного поволноваться.

— Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?

— Потому что голова у тебя, как следует, не закручена и в ней гуляет ветер высокоумия. Я ставлю заглушку, закручиваю, а ты её срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше, и закрутить её покрепче. Знаешь, какие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову остриём высокоумия, надувает, как воздушный шар, и запускает вверх.

— Тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.

— Это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здоровья, ни зрения, потому и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, так мы тут же станем нести чепуху. Какое уж тут высокое о себе мнение?

Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек — безумец. Нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти самого себя, а иначе так и будешь парить в облаках и тратить бензин попусту!

Самоуверенность

— Геронда, что значит «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс.126,1)?

— Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: «Сия вся… претерпети обещаваеши ли ся?» — он отвечает: «Ей, Богу поспешествующу». Не говорит: «Да, я сам всё вытерплю». Если человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит: «Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то-то», тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.

— Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.

— Это с тобой происходит из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету хватаешь, а на самом деле ловишь не мух, а воздух! Поднимаешь руку и думаешь, что поймала муху. «Я поймала», — кричишь, а в кулаке-то у тебя пусто. Поднимаешь другую руку. «Я поймала муху», — кричишь, а кулак-то снова пустой. Ты сначала смотри, есть ли что в кулаке, а потом уже говори: «Я поймала».

— Сестры говорят, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении, но я этого не замечаю.

— Знаешь, в чём тут дело? Когда у тебя есть определённое мнение, ты не рассуждаешь: «Мне пришёл помысел, и я не знаю, правильный он или нет», но считаешь, что твоё мнение всегда верное, и потому стоишь на своём. Ты, как та хозяйка, которую муж попросил приготовить осьминога, а у осьминога не хватало одного щупальца. «Ну что, готово? Сварился осьминог?» — спрашивает муж. «Какой осьминог? Семиног!» — отвечает жена. «Не семиног, а осьминог!» — «Не осьминог, а семиног!» В конце концов, муж не выдержал и, разозлившись на упрямую жену, бросил её в колодец. Но и оттуда она продолжала на пальцах показывать: «Семь, семь, семь»! Так что, говори, что думаешь, но не настаивай на своём мнении.

— Но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе работаю.

— Из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком логический подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.

— А как мне избавиться от самоуверенности?

— Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, — от Бога, а глупости — твои собственные, то перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности.

Старец Паисий Святогорец «Страсти и добродетели. Слова. Том V»

Источник

Гордыня и эгоизм самый страшный грех

Гордыня и эгоизм самый страшный грех

В христианской религии это чувство относится к одному из смертных грехов.И надо сказать,не без основания.Именно ГОРДЫНЯ,чувство собственной важности,является причиной страданий и болезней,часто неизлечимых,а также смерти.Именно гордыня является источником
всех пагубных мыслей и эмоций.
Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо или ниже,то он начинает осуждать,презирать,ненавидеть,раздражаться,предьявлять претензии.Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить(СЛОВОМ,МЫСЛЬЮ,ПОСТУПКОМ).

Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию,которая затем оборачивается против самого человека.Это чувство означает стремление человека поставить себя,свой разум,свою мудрость выше Вселенной,Бога,выше чего-либо в этом мире.Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни,то есть те ситуации,которые не соответствуют его ожиданиям.У него есть своё понимание окружающего мира,и он считает,что именно оно является самым верным и самым лучшим.Он стремится подчинить себе окружающий мир,часто с помощью насилия.Поэтому любое несоответствие его
представлениям о том,каким должен быть окружающий мир,вызывает в его душе всплеск агрес-
сивных эмоций:злости,обиды,ненависти,презрения,зависти,жалости и др.А ЭТО В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ,ПРИВОДИТ К РАЗЛИЧНЫМ БОЛЕЗНЯМ И СМЕРТИ.

А ТЕПЕРЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СТРОКИ ИЗ БИБЛИИ:

«ЛУЧШЕ СМИРЯТЬСЯ ДУХОМ С КРОТКИМИ,НЕЖЕЛИ РАЗДЕЛЯТЬ ДОБЫЧУ С ГОРДЫМИ».

«ПЕРЕД ПАДЕНИЕМ ВОЗНОСИТСЯ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА,А СМИРЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СЛАВЕ».

«ГОРДОСТЬ ОЧЕЙ И НАДМЕННОСТЬ СЕРДЦА,ОТЛИЧАЮЩИЕ НЕЧЕСТИВЫХ,- ГРЕХ».

«ЗА СМИРЕНИЕМ СЛЕДУЕТ СТРАХ ГОСПОДЕНЬ,БОГАТСТВО И СЛАВА И ЖИЗНЬ».

«ГОРДОСТЬ ЧЕЛОВЕКА УНИЖАЕТ ЕГО,А СМИРЁННЫЙ ДУХОМ ПРИОБРЕТАЕТ ЧЕСТЬ».

КАК ЖЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭТОГО ПАГУБНОГО ЧУВСТВА?

МОЖНО ДЛЯ СЕБЯ СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ГОРДЫНИ.ДЛЯ ЭТОГО,НАУЧИМСЯ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ,ЗА СВОЮ СУДЬБУ.ТОГДА СРАЗУ ОТПАДЁТ ПОТРЕБНОСТЬ ОБВИНЯТЬ КОГО-ТО И СЕБЯ В ТОМ ЧИСЛЕ.

КАКОЙ ВАЖНЫЙ УРОК МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ПРОЧИТАНОГО.

Наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех жизненных событий,которые нам преподносит наш подсознательный разум.Поэтому сознательно можно выражать недовольство,
но подсознательно ситуацию необходимо принять.Мы сами создаём все события своей жизни.
Внешнее можно изменить только тогда,когда мы меняем что-то внутри себя.
НАУЧИТЕСЬ ПРОЩАТЬ ЛЮДЕЙ И ПРИНИМАТЬ ИХ ТАКИМИ,КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ.ФАКТИЧЕСКИ,ПРОЩАЯ ЧЕЛОВЕКА,
ВЫ ПРОЩАЕТЕ СЕБЯ.ПОМНИТЕ,ЧТО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИВЁТ В СВОЁМ МИРЕ И ГОСПОДЬ ВЕДЁТ ЕГО ПО
СВОЕМУ.ВЕДЬ ВСЕ МЫ БОЖИИ ТВОРЕНИЯ,И ВСЕХ ОН СОЗДАЛ ПО СВОЕМУ ПОДОБИЮ.ДЕЛАЯ ЧТО ТО ПЛОХОЕ ДРУГОМУ,ТЫ ДЕЛАЕШЬ ПЛОХО БОГУ.ОСУЖДАЕШЬ КОГО ТО,ЗНАЧИТ ОСУЖДАЕШЬ БОГА.
И НЕ УЖЕЛИ МЫ ВРАГИ САМИ СЕБЕ?
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ЖИВЯ В СВОЁМ МИРЕ,ОН СОЗДАЁТ СВОЙ УНИКАЛЬНЫЙ МИР.ИМЕННО ЭТИМ И ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ И УНИКАЛЬНОСТЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА.

ЛЮДИ,БРАТЬЯ,СЁСТРЫ БОЖЬИ,ЗАГЛЯНИТЕ ВЫ СЕБЕ ВО ВНУТРЬ
И УСЛЫШТЕ,КТО ЖЕ ПЛАЧЕТ ВСЁ ЖЕ,А ЭТО СЛЫШИТЕ ВЫ ПЛАЧЬ ДУШИ
ЧТО ЖЕ НУЖНО ЕЙ,НИКТО НЕ РАЗМЫШЛЯЕТ
А ДУША ЛИШЬ ИЩЕТ,ТО ТЕПЛО И СВЕТ
НО ЧЕЛОВЕК ОПЯТЬ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ
И ДАЛЬШЕ ВСЁ С СУДЬБОЙ ИГРАЕТ
НЕ ДУМАЕТ ВООБЩЕ,ЧТО ДУШУ УБИВАЕТ
КОТОРАЯ ВСЁ РВЁТСЯ-РВЁТСЯ В ВЫСЬ
И ХОЧЕТ СЛИТЬСЯ ДУША С ОТЦОМ НЕБЕСНЫМ
НО ТОЛЬКО МЫ ЗЕМНЫЕ МЫТАРИ
НЕ ПОНИМАЕМ,ЧТО ВООБЩЕ ТВОРИМ МЫ
И ДОЛГО СОБИРАЕМСЯ ЕЩЁ ТВОРИТЬ
И МОЖЕТ БЫТЬ ОТБРОСИМ ВСЮ НЕНУЖНОСТЬ
И ВСЁ ТАКИ ЗАГЛЯНЕМ В СЕБЯ САМИХ
ПОЙДЁМ МЫ К БОГУ НАШЕМУ В ИИСУСЕ
ЕМУ ПОКАИМСЯ,ОТКРОЕМ ДУШИ ВСЕ
И ОН УСЛЫШЕТ НАС И ПУТЬ НАМ ВСЕМ ОСВЕТИТ
И ДАСТ ПОКОЙ И РАДОСТЬ В ТИШИНЕ.

С глубоким уважением и любовью к вам.

Источник

Гордость и гордыня: в чем разница? Чувство собственного достоинства человека

Слово «гордыня» имеет нередко совсем негативный оттенок. Но вот слово «гордость», напротив, очень хорошее позитивное понятие. А в чем здесь разница? Почему однокоренные слова, а такие разные по содержанию?

Гордость и патриотизм

Всегда вспоминается гражданский патриотизм — это желание помогать, создавать какие-то блага для других людей. Учителя, врачи, спасатели, меценаты и волонтеры, это те, кто стремится помогать обществу, частью которого и являются. Иногда эта помощь безвозмездная, «просто так», и это не связано с деньгами, их временем.

Примером гражданского патриотизма служит Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Его положение и знания после обучения в медицинском университете позволяли ему преподавать и заниматься научной деятельностью. А он решил лечить простой народ и ехал в самые отдаленные места, где медицинская помощь была на самом низком уровне. Что им двигало? Наверное, любовь к людям и патриотизм, верность своей клятве Гиппократа.

Гордость – это хорошо, а гордыня – плохо, почему?

Для сравнения сделаем таблицу, чтобы нагляднее увидеть разницу.

ГордостьГордыня
Самоуважение, чувство собственного достоинстваВысокомерие, чрезмерная гордость, исходящая из эгоизма
Искренняя радость за свои успехи и благодарность людям, которые помогали в этомЭто позитивное отношение только к самому себе и ценность только своих достижений. Например, человек ценит свое время так, что на просьбу о помощи может отмахнуться и не помочь, мотивируя это плохим самочувствием или просто игнорируя просьбы
Это чувство радости за коллективную победуЧеловек не умеет радоваться чужим победам, может даже создавать намеренно трудности другим людям
Позволяет ставить новые, «великие» целиМешает идти даже к тем целям, которые понятны и ясны
Гордости нужен повод, человек не боится, что не получится, он просто делаетГордыня не позволяет проигрывать, если даже человек не прав, он начнет обличать и винить всех кроме себя
Человек следует высоким принципам и стремится к идеалуЧеловек всегда сравнивает себя с другими и «завоевывает» любовь жалостью к себе. Позиция «жертвы»
Гордость — это признание чужих успеховГордыня не признает чужие успехи, иногда даже готово «растоптать» их или присвоить себе. Гордыня порождает зависть, злость и обиду
Гордость дает ощущение чувства полета, новых свершений, ожидание счастья и успеха. Этот человек постоянно развиваетсяГордыня дает чувство сдавленности в груди, уныние и плохое настроение. Этот человек замкнут и жесток, а часто и обижен на весь мир

Для сравнения можно привести такой пример. В семье женщина зарабатывает больше, чем мужчина, и женщина выше по социальной лестнице. Кто-то из мужчин будет гордиться за свою жену и будет расти дальше вместе с ней, всячески помогая. А кто-то, наоборот, будет обесценивать ее успехи и будет «вставлять палки в колеса», часто взваливая и так непомерную нагрузку на ее плечи. Кто-то гордый, а у кого-то гордыня… это вот об этом!

Чувство собственного достоинства

Гордый человек — это человек с чувством собственного достоинства, и это не про гордыню…

«Птица высокого полета», так иногда характеризуют человека с чувством собственного достоинства. Такой человек часто становится предметом зависти других людей.

Гордость и эгоизм в чем разница. eagle. Гордость и эгоизм в чем разница фото. Гордость и эгоизм в чем разница-eagle. картинка Гордость и эгоизм в чем разница. картинка eagle. — Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?Но он никогда не подведет, не оставит, не бросит, поможет, ему все небезразлично, и при этом он все успевает. Это такой «трудяга», в хорошем смысле этого слова. С этим человеком приятно идти, с ним ты «растешь», узнаешь что-то новое, интересное.

Как правило «человек с чувством собственного достоинства» любит и любим без условий. Достоинство оно всегда внутри и человеку не нужно искать и доказывать, что он достоин любви, совершать какие-то поступки в поисках то самой безусловной любви.

Безусловная любовь идет из родительской семьи, когда ребенка не критикуют напрасно, поддерживают его, хвалят, если нужно. Если в родительской семье не было физического и психического насилия, то и ребенок вырастет с нормальным чувством собственного достоинства. Это, по сути, стержень правильной самооценки и уважения к себе.

Человек с чувством собственного достоинства обладает следующими качествами:

Гордыня — позитивное отношение только к себе

Гордыня – прямо противоположное чувство, человек не может и не знает, что такое любовь к себе в хорошем смысле этого слова. И это не любовь эгоиста к себе.

В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм писал:

«Дело в том, что именно недостаток любви к себе и порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не одобряет, тот находится в постоянной тревоге за себя.

В нем никогда не зародится некая внутренняя уверенность, которая может существовать лишь на основе подлинной любви и самоодобрения. Эгоист просто вынужден заниматься только собой, тратя свои усилия и способности на то, чтобы достать что-нибудь, что есть уже у других.

Так как в душе у него нет ни внутренней удовлетворенности, ни уверенности, он постоянно должен доказывать самому себе и окружающим, что он не хуже остальных».

Очень часто родители бывают несправедливо скупы на похвалу. Это касается и девочек, и мальчиков. Выросшие дети становятся взрослыми, которые всю жизнь ищут любовь, потому что этой самой безусловной любви в детстве им было мало или не было совсем.

И в заключении хочется подытожить, что:

Стоит очень бережно относится к людям. И еще нужно обязательно гордиться собой и своими достижениями, в противном случает вы не сможете быть уверенными в себе и ставить цели.

Однако, если вы чувствуете чрезмерную гордость, то существует Христианская традиция омовения ног. Папа Римский моет ноги заключенным в качестве профилактики от чрезмерного проявления гордости. А вы готовы?

А еще будет полезно пройти курс от ВИКИУМ «Эмоциональный интеллект».

Источник

§4.Гордость и гордыня, эгоизм и эгоцентризм

Ложной может быть скромность, но не гордость.
Жюль Ренар

Роберт Бартон продемонстрировал ложную скромность в формуле: «Преподносящие свою скромность горды тем, что они не горды». Само отношение к гордости различно внутри любой культуры, иногда понятие гордость смешивают с гордыней, читай высокомерием, но это ошибочно, равно как ошибочно полагать, что гордость что-то плохое, вредное. Напротив, гордость хорошая эмоция, а главное, в неё куда больше объективного, чем субъективного, что выгодно отличает её от других произвольно взятых эмоций. Поэтому в этой главе о свободе личности я не мог не затронуть темы гордости, гордыни и эгоцентризма. И всему своё время, так что начну с конца – эгоцентризма.

Эго (латинское ego – я) – это образ субъекта сознания о себе самом. Не сложное определение отражающее суть эго. То есть эго не обязательно отражение себя настоящего как Я-самость, эго это отражение, образ о себе представляемом, который может и, как правило, отличается от истинного Я в той или иной степени. Именно удаление эго от Я-самости мешает Я-аутентичности, но в данном дискурсе это детали. Главное, что эго имеет двоякое качество: оно одновременно может быть и хорошим и плохим, даже в случае точного отражения истинной сути субъекта. Поясню. В случае точного или напротив ошибочного отражения свой Я-самости субъектом сознания отношение к этому образу (эго) с стороны среды, в том числе других субъектов, может быть различным: истинный Я может нравится одним, и не нравится другим независимо от точности образа созданного о себе в качестве эго и транслируемого через личность. Истинный Я не понравится некоему А, но из-за неточно эго и его трансляции некий А становится нейтральным в оценке и так далее.

Приведение эго как самосознания к истинному уникальному Я, то есть состояние Я-аутентичности, первичная задача в данном отношении для любого субъекта сознания, так как себя обманывать можно, да, это не отрицается, но деятельность на основании ложных сведений будет иметь такие же результаты. Например, ложное эго создаст социальные контакты из чуждых субъектов, будет стремиться к ложным увлечениям, ставить и пытаться достигать чуждые Я-самости цели и так далее; а в процессе этого индивид будет мучиться вопросом «почему ему так скучно/одиноко/и так далее?». С объективной необходимостью приведения эго к равенству с истинной Я-самостью, то есть достижение Я-аутентичности, я надеюсь, понятно. Но даже в случае соответствия эго Я-самости могут возникать различные проблемы связанные с особенностями организации эго и отношением к нему с стороны носителя, наиболее крупные из этих групп объединены под названиями эгоизм и эгоцентризм.

Не следует путать эгоизм и эгоцентризм или отождествлять их, не смотря на их тесную связь, эти явления не синонимы друг другу. Эгоизм это ценностная установка субъекта сознания, заключающаяся в заведомо искажённом восприятии своего Я (как образа – эго) и отношении к нему, то есть в завышенной самооценке и себялюбии (любовь как искажённое восприятие и отношение), а в острых случаях в рассмотрении других субъектов как объектов удовлетворения потребностей эгоиста. В умеренных пределах эгоизм присущ каждому психически здоровому разумному существу и служит защитным механизмом, который через восприятие носителя как заведомом лучшего и приоритетного не позволяет посторонним манипулировать носителем эгоизма. Например, легковерные индивиды, не способные или испытывающие трудности с отказом в удовлетворении просьб посторонних (так называемые безотказные) таковые из-за отсутствия здорового эгоизма, как правило, с заниженной самооценкой; очевидно, что это не является полезным для индивида. То есть каждый индивид не острый эгоист и когда эгоизм не является направленностью или основной чертой личности он полезен. Давать волю эго необходимо ровно на ту величину, на какую индивид свободен от социума. Основная причина эгоизма в том, что индивид мало ассоциирует себя с другими, это может, не обязательно, свидетельствовать о понимании себя и сложной Я-аутентичности, то есть не быть на пользу индивиду. Но отсутствие эгоизма для сатаниста недопустимо. Но проблема в том, что эгоизм может развиваться в доминантную ценностную установку на восприятие и отношение, направленность или основную черту личности, которые будут вредны и самому носителю. Одной из форм такой установки, направленности или черты является эгоцентризм (форма острого эгоизма), о которой далее.

Эгоцентризм – это комплекс свойств восприятия и отношений субъекта сознания заключающийся в неспособности изменения восприятия и отношения к чему-либо, вызванную концентрацией на собственном эго. То есть эгоцентрист настолько уверен в своём эго, что воспринимает любую информацию через этот образ; а так как этот образ заведомо не истинный, субъективный, то эгоцентрист, в-первых, концентрируется на отношении от своего эго и не может изменить своё мнение, в-вторых, его мнение зачастую ложно как продукт мнимого образа. Эгоцентризм мешает носителю изменить мнение даже в случае возникновения непреодолимых с таким подходом затруднений, парадоксов и противоречий. Я полагаю, что такие свойства делают очевидным вредоносность эгоцентризма для самого носителя; но признание наличия эгоцентризма и начало преодоления затруднены спецификой самого эгоцентризма, но это детали. Что интересно, острый эгоизм и эгоцентризм характерен многим детям (в зависимости от воспитания) и в большинстве своём устраняется взрослением субъекта сознания к десяти-двенадцати годам; то есть можно утверждать, что эгоцентризм это признак инфантильности субъекта. И как раз эгоцентризм создаёт такое явление как гордыня, которое является таким же вредным для носителя как то, что её побуждает.

Гордыня (или высокомерие, надменность, спесь и другие) – это плохая ценностная установка личности как субъекта социальных отношений, выражающаяся в ложно завышенной оценке собственных качеств, деятельности ли её продуктов. То есть гордыня это чрезмерно высокая оценка субъектом сознания себя самого в всех отношениях. Не сложно проследить связь гордыми и эгоцентризма, где первая компонент второго. Вред гордыни не только в прогнозируемо плохой реакции социальной среды на такую завышенную оценку субъектом самого себя, а в следствиях таковой оценки, что главное; на основании завышенной оценки производятся ложные выводы и прогнозы, которые могут быть вредны самому субъекту. Собственно любая ложная оценка вредна, в какой бы она форме не существовала, например, научной ошибки, эгоизма и гордыни, или продукта психоза. Но не следует путать или смешивать гордыню и гордость, гордость это иное явление психического бытия индивида.

Гордость – это хорошая ценностная установка, заключающаяся в точном самосознании и восприятии своих качеств, деятельности и её продуктов, а также соответствующем к ней отношении. Гордость характеризует возможности, свойства и достижения индивида и обуславливается ими; гордость это верная самооценка, которая наиболее очевидна в случае наличия того, что можно оценить. В-первых, чем-то плохим не может быть то, что стремится к объективности, в-вторых, гордость это констатация действительности, знания о себе, что приближает и способствует Я-аутентичности; то есть с тем, что гордость является хорошей установкой и вызывает такие же отклики в эмоциональной сфере трудно спорить. Однако она может вызывать и плохую эмоциональную реакцию о индивидов не имеющих предметов гордости, либо у индивидов воспитанных в презрении как к своим предметам гордости, так и чужим (последнее выгодно при управлении обезличенной массой и характерно для различных религий в их стремлении к унижению достоинства); но такое восприятие предметов гордости является психически нездоровым и рассматривать его в качестве оснований нельзя. Гордость, по сути, это осознание собственного достоинства индивидом, субъектом сознания. Что приводит к понятию достоинство.

Достоинство – это осознание индивидом своего значения, а также неотъемлемая ценность индивидуальности каждого разумного существа как уникальной самости с момента становления таковой и до тех пор, пока её образ (личность) удовлетворяет признакам этой самости. В последней части речь идёт о образе общественного достоинства, так как предмет достоинства – уникальную самость разумное существо утратить не может (тогда оно не будет являться разумным существом), но личность (как социальный образ такого же бытия индивида) может изменяться в восприятии других субъектов сознания. То есть достоинство не является неотъемлемым, его критерии не постоянны (помимо основного признака – уникальная самость разумного существа (достоинство шкафа или вычислительной машины – нонсенс)). Это верно когда понятие достоинство применительно к индивиду, то есть в узком смысловом значении.

В широком смысловом значении достоинство трактуют как наличие каких-либо хороших качеств в объекте (достоинство объекта), а в просторечии достоинство смешивают с качеством вообще, забывая, что качество может быть плохим, вредным и негативным. Но это детали. Само же понятие, да и явление, достоинства сложное и необходимо привести некоторые размышления или примеры для раскрытия его содержания.

Например, всеобщее равенство, да и вообще концепция равенства оскорбляет достоинство и гордость. Происходит это потому, что уравниловка нивелирует уникальность индивида, поэтому она посягает на предмет гордости – достоинство личности, что собственно, признаётся как критиками, так и апологетами разных форм эгалитаризма, но о нём я поговорю в другой главе, например, когда речь пойдёт о справедливости. В общем, когда достоинство происходит из уникальности самости разумного существа, то уравнивание либо уничтожает уникальность, то есть уничтожает достоинство, либо ложно, так как не могут быть равными заведомо разные (уникальные же) объекты.

На основании вышесказанного понятно, что гордость и гордыня, эгоизм и эгоцентризм соответственно не одно и то же, а разные явления, и если последняя пара тесно связана и схожа, то первая включает разные по своему содержанию понятия. Гордость это хорошо и полезно, более того, она отражает реальные достижения и потенции индивида, в то время как гордыня заведомо ложная и вредная, даже для своего носителя и прежде всего для него самого. Похожая ситуация с эгоизмом, до тех пор пока он обслуживает индивида и не является ни чертой личности, ни направленностью или основной установкой, он полезен. Но эгоцентризм, как и гордыня, которая является его компонентом, вреден для носителя, а из-за специфики своей организации преодолевать его самому носителю весьма затруднительно. Достоинство индивида производится фактом уникальности последнего и в отличие от образа этого достоинства (личности) в социальной среде может быть потеряно только самим индивидом; и да, достоинство можно назвать честью. С завершением этого параграфа я могу перейти к главной теме главы – свободе личности и её месте в сатанизме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *