Гопантомид и пантогам чем отличается
Пантогам (гомопантеновая кислота): традиционные и новые области применения в детской неврологии
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», май-июнь 2010, с. 22-25
В.М. Студеникин, В.И. Шелковский, С.Ш. Турсунхужаева, Л.А. Пак, С.В. Балканская, Научный центр здоровья детей РАМН
Пантогам (гопантеновая кислота, или гопантенат кальция) хорошо известен детским неврологам и представителям других педиатрических специальностей в Российской Федерации [1, 2]. Препарат, несомненно, яркий представитель основных нейрометаболических стимуляторов из группы ноотропных средств и широко применяется не только в нашей стране, но и за ее пределами на протяжении свыше 30 лет (с 1979 года) [3].
Фармакологические свойства гопантената кальция (кальциевой соли гопантеновой кислоты), действующего вещества препарата Пантогам, позволяют использовать его многочисленные эффекты (психостимулирующий, умеренный седативный, нейрометаболический, нейропротективный, нейротрофический, иммуномодулирующий, противосудорожный, антиоксидантный) при широком спектре неврологической патологии [4, 5]. Столь обширный набор терапевтических свойств позволяет считать препарат «Пантогам» лекарственным средством комплексного действия. Механизмы действия гопантеновой кислоты ранее неоднократно были представлены в литературе [1–10].
Напомним, что изначально основным показанием для применения Пантогама у детей являлись расстройства мочеиспускания (с 1980 года), что связано со способностью препарата индуцировать процессы торможения патологически повышенного пузырного рефлекса и тонуса детрузора. Указанные показания к применению препарата (различные нейрогенные расстройства мочеиспускания: энурез, императивные позывы к микции, императивное недержание мочи и другие) сохраняются в аннотации до настоящего времени [6, 7]. Впоследствии спектр патологии для использования препарата Пантогам существенно расширился [2, 4, 5, 10–14].
Трудно перечислить все нозологические формы неврологической патологии, при которых может успешно применяться Пантогам. В этой связи назовем лишь некоторые направления нейропедиатрии и основные виды патологии нервной системы, сопряженные с ними:
Среди перечисленных расстройств функций нервной системы в детском возрасте хотелось бы особенно выделить такие кандидатные для применения Пантогама виды патологии, как эпилепсия, а также отдельные разновидности соматоневрологической патологии [3, 12–14]. Последние лишь с недавних пор стали предметом все более пристального изучения со стороны детских неврологов и представителей других педиатрических специальностей [16].
Результаты каскада исследований, выполненных на репрезентативных контингентах пациентов в различных клинических подразделениях НЦЗД РАМН, подтверждают эффективность Пантогама в коррекции когнитивных функций при различных патологиях у детей. Так, Л.М Кузенкова и соавт. [2007, 2008] продемонстрировали указанный эффект препарата «Пантогам» на примере пациентов с энурезом, О.И. Маслова и соавт. [2004] – в лечении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с астеноневротическим синдромом и церебрастеническим синдромом вследствие черепно-мозговой травмы; А.Ю. Томилова и соавт. [2007] – при аллергическом рините, а С.В. Балканская и соавт. [2008] – в комплексной терапии роландической эпилепсии [6–8, 13, 17]. Кроме того, О.И. Маслова [2006] считает Пантогам важнейшим препаратом для коррекции расстройств познавательной сферы у детей в период учебного года [18].
Также Пантогам с успехом применяется и в психиатрической практике. Исследования, проведенные на базе Московского НИИ психиатрии Росздрава, показали эффективность таблеток и сиропа Пантогам у детей с пограничными психическими нарушениями. Был показан хороший результат в лечении синдрома дефицита внимания, в том числе у детей с гиперкинетическими расстройствами [20]. Накоплен большой опыт успешного применения этого препарата в терапии резидуальноорганических нервно-психических расстройств у детей [Сухотина Н.К., 2000].
Благодаря своей эффективности и безопасности Пантогам используется в профилактической медицине. Были проведены исследования на группе детей с легкими формами психовегетативного синдрома (согласно классификации Вейна А.М.), представляющих группу риска по формированию расстройств невротического круга. Авторы работы выявили снижение уровня ситуативной тревожности, особенно проявлявшейся в ситуации оценки их компетенции, было показано уменьшение эмоциональной лабильности, обидчивости, раздражительности детей, более ровный фон настроения [21].
В настоящее время Пантогам выпускается в двух основных лекарственных формах (таблетки – по 250 мг, № 50 и сироп 10%).
Чрезвычайно важно, что при необходимости продолжительность курсового лечения препаратом Пантогам может достигать 12 месяцев [3]. Отсутствие среди ингредиентов Пантогама лактозы (молочного сахара) позволяет применять это лекарственное средство в лечении неврологических нарушений у пациентов с лактазной недостаточностью [4, 5].
Без преувеличения можно отметить, что Россия считается лидером в области применения ноотропов в неврологии, и Пантогам – гордость отечественной фармацевтической промышленности. В заключение хочется особо подчеркнуть: Пантогам предназначен для коррекции дисфункции центральной нервной системы в любом возрасте [15].
Список литературы:
Сведения об авторах:
Владимир Митрофанович Студеникин – главный научный сотрудник отделения психоневрологии и психосоматической патологии НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, профессор, д-р мед. наук
Владимир Иванович Шелковский – заслуженный врач РФ, врач отделения психоневрологии и психосоматической патологии НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Сурайе Шухратовна Турсунхужаева – врач, аспирант отделения психоневрологии и психосоматической патологии НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, магистр медицины
Лалэ Алиевна Пак – научный сотрудник отделения психоневрологии и психосоматической патологии НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Светлана Владимировна Балканская – старший научный сотрудник отделения психоневрологии и психосоматической патологии НИИ педиатрии НЦЗД РАМН, канд. мед. наук
Пантогам в лечении неврологических заболеваний у детей
Опубликовано в:
Практика педиатра. Январь, 2007, стр. 19-22 Л.М. КУЗЕНКОВА, О.И. МАСЛОВА,
ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН»
В последние годы в лечении различных заболеваний центральной нервной системы у детей все большее значение приобретают препараты, воздействующие на обмен центральных медиаторов, особенно лекарственные средства, влияющие на метаболизм тормозного нейромедиатора – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).
Одним из таких препаратов является Пантогам, разработанный в 70-е годы XX века НПО «Витамины», и с 1998 года выпускаемый российской компанией «ПИК-ФАРМА».
Пантогам по химической структуре представляет собой кальциевую соль D(+)-пантоил гамма-аминомасляной кислоты и относится к ноотропным препаратам смешанного типа с широким клиническим применением.
Пантогамобладает целым рядом свойств, которые определяют его особое место среди других лекарственных средств.
КОГНИТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА
В последние годы отмечается рост количества детей, имеющих сложности в обучении. Изменения в когнитивной сфере у детей вызывают обеспокоенность и со стороны учителей, родителей, педиатров. Действительно, так называемые высшие когнитивные функции: восприятие, память, внимание, сенсомоторная деятельность, аналитикосинтетические процессы – являются основой психосоциального развития ребенка, его становления как полноценного члена общества и адекватной адаптации к окру-жающим условиям. Вместе с тем психофизиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста на фоне астении в зимний и весенний периоды обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т.п.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний. Когнитивные нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30–56% здоровых школьников. Связано это с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка.
Высокие нагрузки во время процесса обучения детей могут провоцировать возникновение трех основных синдромов:
КОРРЕКЦИЯ
Исследование, проведенное сотрудниками НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН, убедительно показало эффективность Пантогама в коррекции когнитивных расстройств у детей младшего школьного возраста. В исследовании принимали участие 59 детей в возрасте 7–8 лет. Объем произвольного внимания до приема Пантогама был сужен на 30%, показатели процессов запоминания снижены на 20–40% [1].
Пантогам в форме 10%-ного сиропа продемонстрировал хорошую переносимость у 53 детей и удовлетворительную у 3 (периодические боли в области живота в одном случае и кожные аллергические проявления у троих детей). Все нежелательные реакции исчезали при снижении дозы препарата.
В результате применения Пантогама (10%-ый сироп) у детей с синдромом дефицита внимания отмечалось статистически достоверное повышение основных показателей когнитивных функций.
Исследование, проведенное специалистами Московского НИИ психиатрии МЗиСР РФ, показало выраженный эффект Пантогама в отношении основных проявлений психовегетативного синдрома у детей [5]. После курса применения Пантогама достоверно снизились соматовегетативные проявления: головная боль, головокружение, лабильность артериального дав-ления, нарушение функции ЖКТ, потливость. Выраженность психоэмоциональных нарушений: эмоциональной лабильности, тревожности, обидчивости, раздражительности и нарушения сна – также достоверно снижалась (р Среди ноотропных препаратов Пантогам обладает рядом преимуществ при использовании у детей. Многочисленные исследования показали эффективность препарата Пантогам для коррекции пограничных психических расстройств у астенизированных детей. Учитывая распространенность этой проблемы среди детей подготовительных групп детских садов и школьников, особенно во второй половине учебного года, целесообразно проведение профилактической коррекции психосоматического здоровья и качества жизни ребенка. Прием Пантогама в профилактических целях расширяет адаптационные возможности ребенка путем нормализации соматовегетативных, когнитивных и эмоциональных компонентов психической деятельности детей [1,3].
Пантогам– препарат выбора при экстрапирамидных гиперкинезах. Неврологическая симптоматика, возникающая под влиянием нейролептиков, проявляется разнообразными экстрапирамидными нарушениями. Наибольший интерес представляет так называемый хронический нейролептический синдром, характеризующийся развитием гиперкинезов на фоне повышенного или пониженного мышечного тонуса. Терапевтический эффект Пантогама отмечается на второй неделе применения препарата и состоит в уменьшении выраженности гиперкинезов и их распространенности, одновременно больные становятся более активными, уравновешенными, контактными, улучшается их общее самочувствие, память, работоспособность.
Пантогам эффективен в качестве средства терапии «прикрытия» при назначении нейролептических препаратов, а также больным с потенциальным риском развития нейролептических гиперкинезов. Эффективен препарат и при комплексной терапии тиков и заикания, нейрогенных расстройств мочеиспускания [2, 5].
Влияние Пантогамана механизмы эпилептогенеза делает его особенно ценным в комплексной терапии эпилепсии. Пантогам пролонгирует действие барбитуратов, усиливает эффект антиконвульсантов, предотвращает их побочные действия. Одновременное назначение Пантогама и противосудорожных препаратов дает возможность снизить дозировки последних при сохранении стойкого терапевтического эффекта. Наиболее эффективен препарат при назначении больным эпилепсией с церебрастенической симптоматикой. На фоне лечения повышается активность больных, снижается агрессивность.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
При первом назначении Пантогама рекомендуется титрование дозы в начале курса лечения и по его окончании, по трапеции: постепенное наращивание дозы в течение10–20 дней, прием препарата в максимальной дозе на протяжении от 20 дней до 1 месяца и затем снижение дозы в течение 10–20 дней до полной отмены (табл.1).
Таблица 1
Схема применения Пантогама у ребенка 3 лет с диагнозом
«задержка речевого развития»