Гонкуровская премия что это
Гонкуровская премия
Гонкуровская премия
Гонкуровская премия – главная литературная премия Франции. Вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, не обязательно живущему во Франции.
Премия носит имя французских классиков братьев Гонкуров (Goncourt) – Эдмона Луи Антуана (1832-1896) и Жюля Альфреда Юо (1830-1869). Младший, Эдмон, завещал свое состояние литературной Академии, которая стала называться Гонкуровской и учредила ежегодную одноименную премию.
Премия вручается ежегодно в начале ноября, начиная с 1903 года.
Премия присуждается по итогам голосования десяти членов академии на специальном ужине в парижском ресторане «Друан» (Drouant). У каждого – один голос, и он может отдать его за одну книгу, и только президент имеет два голоса.
В 2008 году устав Гонкуровской академии изменился: теперь возраст членов жюри премии не должен превышать 80 лет.
Размер награды символичен (в настоящее время он составляет всего десять евро), зато открывает перед лауреатом широкий путь не только к известности и признанию, но и к гарантированно высоким тиражам.
Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели Альфонс Доде, Жюль Ренар, Филипп Эриа, Эрве Базен, Луи Арагон и др.
По уставу Гонкуровской премии, она может быть присуждена автору только один раз в жизни. Единственным исключением стал писатель русского происхождения Ромен Гари. Первый раз он стал лауреатом в 1956 году, а 19 лет спустя вновь удостоился премии под псевдонимом Эмиль Ажар. Литературная мистификация Гари была раскрыта уже после присуждения премии второй раз.
В разное время лауреатами премии становились Анри Барбюс, Марсель Пруст, Морис Дрюон, Симона де Бовуар и другие известные писатели. Один раз за более чем вековую историю премии лауреатом стал выходец из России Андрей Макин за роман «Французское завещание», переведенный на 30 языков.
В 2010 году лауреатом Гонкуровской премии стал французский писатель Мишель Уэльбек (фр. Michel Houellebecq) за роман «Карта и территория» (La carte et le territoire), повествующий о жизни художника Жеда Мартена.
Уэльбек уже номинировался на премию Гонкур в 1998 году с романом «Элементарные частицы» (Les Particules еlеmentaires) и в 2005 году с романом «Возможность острова» (La Possibilitе d’une ile). Тогда жюри предпочло ему других кандидатов.
Помимо основной Гонкуровской премии, есть еще Гонкуровская премия для лицеистов (старшеклассников), для поэтов, Гонкуровская премия за лучший рассказ, за лучший первый роман и за лучшую биографическую книгу.
Гонкуровская премия для лицеистов вручается ежегодно с 1988 года через несколько дней после основной Гонкуровской премии в городе Ренн.
В 2010 году эти премии получили:
Гонкур для поэтов получил Ги Гоффет (Guy Goffette), за все поэтические работы.
Гонкуровскую премию для лицеистов получил Матиас Энар (Mathias Enard) за роман «Расскажи им о битвах, королях и слонах».
9 лучших книг, получивших Гонкуровскую премию
Главная литературная награда Франции существует с 1903 года. Вручается за лучший роман или сборник новелл на французском языке. Задумывалась как способ поощрить начинающих авторов, однако ее получали и мастодонты: Марсель Пруст, Анри Барбюс, Морис Дрюон, Симона де Бовуар. Премия получила имя братьев-литераторов Гонкур, один из которых завещал средства на ее учреждение. За годы существования размер приза снизился с 5 тысяч франков до символических 10 евро. Денежная ценность премии практически отсутствует, чего не скажешь о ее престиже. Победитель может рассчитывать на моментальный рост тиражей и обретение популярности как минимум среди французов.
Мы собрали лучшие книги, которые в разные годы получали Гонкуровскую премию, а также Гонкуровскую премию лицеистов – выбор французских школьников. Это книги «Правда о деле Гарри Квеберта» Жоэля Диккера, «Клуб неисправимых оптимистов» Жан-Мишель Генассия и «В случае счастья» Давида Фонкиноса.
Пьер Леметр
До свидания там, наверху
«До свидания там, наверху» – новый роман Пьера Леметра, который можно было бы назвать «Живые и мертвые». Выжить на Первой мировой, длившейся долгих четыре года, – огромное счастье и огромное везение. Так почему герои романа «До свидания там, наверху», художник Эдуар и его друг Альбер, чудом уцелевшие в кровавой бойне, завидуют павшим товарищам, а их несбыточной мечтой оказываются новые ботинки и ампула с морфином? Тогда как хладнокровно распоряжавшийся их жизнями капитан Анри д’Олнэ-Прадель с легкостью зарабатывает миллионы на… гробах.
Перед нами роман-фреска, роман-событие, увенчанный Гонкуровской премией, крупная литературная рыба на безрыбье последних лет.
Мишель Уэльбек
Карта и территория
Гонкуровский лауреат Мишель Уэльбек за два десятка лет превратился из ниспровергателя основ в живого классика. После нашумевших “Элементарных частиц” он выпустил знаменитые романы “Платформа”, “Возможность острова”, “Покорность”, многочисленные эссе и сборники стихов, и каждая его книга неизменно становилась бестселлером.
“Карта и территория” – это драма современного мира, из которого постепенно вытесняется человек. Рядом с вымышленным героем – художником Джедом Мартеном – Уэльбек изобразил и самого себя, впервые приподняв завесу тайны над своей повседневной жизнью. История Джеда, его любви, творчества и успеха, пересекается в романе с судьбой автора. Одним из сюрпризов сюжета – в духе ироничной фантазии Уэльбека – становится невероятная криминальная интрига. Книга удостоена Гонкуровской премии (2010).
Джонатан Литтелл
Благоволительницы
Исторический роман французского писателя американского происхождения написан от лица протагониста – офицера СС Максимилиана Ауэ, одного из рядовых исполнителей нацистской программы «окончательного решения еврейского вопроса». Действие книги разворачивается на Восточном фронте (Украина, Северный Кавказ, Сталинград), в Польше, Германии, Венгрии и Франции. В 2006 году «Благоволительницы» получили Гонкуровскую премию и Гран-при Французской академии, книга стала европейским бестселлером, переведенным на сегодняшний момент на 20 языков. Критики отмечали «абсолютную историческую точность» романа, назвав его «выдающимся литературным и историческим явлением» (Пьер Нора). Английская The Times написала о «Благоволительницах» как о «великом литературном событии, обращаться к которому читатели и исследователи будут в течение многих десятилетий», и поместила роман в число пяти самых значимых художественных произведений о Второй мировой войне.
Патрик Модиано
Улица Темных Лавок
«Я – никто. Просто светлый силуэт, в этот вечер, на террасе кафе». Этими словами начинается роман Патрика Модиано «Улица Темных Лавок», удостоенный Гонкуровской премии и переведенный на многие языки мира. Ги Ролан – такое имя получает пораженный потерей памяти герой от частного детектива, к которому обратился с просьбой разыскать следы его прошлой жизни. Дальнейшее расследование ему придется вести самому, шаг за шагом приближаясь к необыкновенной разгадке своей судьбы.
Марсель Пруст
Под сенью девушек в цвету
Над романом «Под сенью девушек в цвету» – одной из книг цикла «В поисках утраченного времени» – Пруст кропотливо работал 10 лет, с 1909 по 1919-й, и именно эта книга принесла ему разом и успех, и славу непревзойденного стилиста.
В сущности, сюжет романа – превращение мальчика в юношу, первая настоящая дружба, первая любовь, первые шаги в светском обществе, первые связи с женщинами – вполне традиционный для Франции сюжет «воспитания чувств». Однако сюжетная канва лишь обрамляет истинные достоинства этого произведения – непередаваемую красоту языка Пруста, отточенность стиля и его легендарное ювелирное внимание к деталям.
Анри Барбюс
Огонь (сборник)
Роман французского писателя, журналиста Анри Барбюса «Огонь» начат в госпитале в декабре 1915 года – Барбюс в 1914 году ушел на фронт Первой мировой войны рядовым-добровольцем – и написан на основе репортерских записей, буквально из окопов. Страшная, мрачная книга – беспощадная и натуралистичная правда об истреблении и разрушении, о перемалывании жизней – глазами очевидца.
В сборник вошли также избранные повести писателя о войне.
«Война – это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат; война – это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над прожорливой землей и даже не похожие больше на трупы. Да, война – это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце!»
Жоэль Диккер
Правда о деле Гарри Квеберта
“Правда о деле Гарри Квеберта” вышла в 2012 году и сразу стала бестселлером. Едва появившись на прилавках, книга в одной только Франции разошлась огромным тиражом и была переведена на тридцать языков, а ее автор, двадцатисемилетний швейцарец Жоэль Диккер, получил Гран-при Французской академии за лучший роман и Гонкуровскую премию лицеистов.
Действие этой истории с головокружительным сюжетом и неожиданным концом происходит в США. Молодой успешный романист Маркус Гольдман мается от отсутствия вдохновения и отправляется за помощью к своему учителю, знаменитому писателю Гарри Квеберту. Однако внезапно выясняется, что помощь требуется самому Гарри, обвиненному в убийстве, которое произошло в тихом американском городке 33 года назад. Чтобы спасти Гарри от электрического стула, Маркус берется за собственное расследование и пытается распутать сложнейший клубок лжи, давно похороненных тайн и роковых случайностей. И получает тридцать один совет, как написать бестселлер.
Жан-Мишель Генассия
Клуб неисправимых оптимистов
Жан-Мишель Генассия – новое имя в европейской прозе, автор романа «Клуб неисправимых оптимистов». Французские критики назвали его книгу великой, а французские лицеисты вручили автору Гонкуровскую премию.
Герою романа двенадцать лет. Это Париж начала шестидесятых. И это пресловутый переходный возраст, когда все: школа, общение с родителями и вообще жизнь – дается трудно. Мишель Марини ничем не отличается от сверстников, кроме увлечения фотографией и самозабвенной любви к чтению. А еще у него есть тайное убежище – это задняя комнатка парижского бистро. Там странные люди, бежавшие из стран, отделенных от свободного мира железным занавесом, спорят, тоскуют, играют в шахматы в ожидании, когда решится их судьба. Удивительно, но именно здесь, в этой комнатке, прозванной Клубом неисправимых оптимистов, скрещиваются силовые линии эпохи.
Давид Фонкинос
В случае счастья
Блестящий романист Давид Фонкинос входит в пятерку самых читаемых писателей Франции. Лауреат премий Франсуа Мориака, Роже Нимье, Жана Жионо, он получил в 2014 году еще две престижнейшие литературные награды – премию Ренодо и Гонкуровскую премию лицеистов. Его переводят и издают в тридцати пяти странах. По книге “Нежность” снят фильм с Одри Тоту в главной роли.
“В случае счастья”, как едва ли не все романы Фонкиноса, – это тонкая, виртуозно написанная история любви. Клер и Жан-Жак женаты восемь лет. Привычка притупила эмоции, у обоих копятся претензии друг к другу. И оба – разными путями – пускаются на поиски счастья. Ироничная фантазия автора ставит их в непредсказуемые ситуации, за которыми витает вопрос, созданы ли современные Адам и Ева для вечной любви.
Почему любой французский писатель мечтает выиграть всего 10 евро: Гонкуровская премия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Выразить невыразимое»
Одно то, что братья Жюль и Эдмон Гонкуры сочиняли вдвоем, уже гарантировало им место в истории французской литературы. Это был удивительный тандем – работа двух людей, полностью разделявших вкусы и мировоззрение друг друга, при этом талантливых, способных вносить в литературу новое, не копируя чужие истины, не вступая в пустую полемику с авторитетами. Эдмон, родившийся в 1822 году, и Жюль, появившийся на свет в 1830, стали современниками большого количества именитых мастеров, но среди писательского бомонда заняли заслуженное место.
Их литература – логическое продолжение идей романтизма, реализма, натурализма и импрессионизма. А продолжением их собственных творческих поисков стало учреждение общества, которое помогало другим писателям получить известность и быть услышанными.
Братья решили, что после их смерти их собственность должна быть продана, а вырученный капитал следует инвестировать под небольшие, но надежные проценты, которые использовались бы на благо французской литературы. Предполагалось, что самые талантливые авторы будут получать из учрежденного фонда сумму, достаточную для того, чтобы не отвлекаться на мысли о пропитании и сосредоточив внимание на творчестве.
Жюль, младший из братьев, умер в 1870 году на сороковом году, Эдмон пережил его на двадцать шесть лет. Кстати, дневник, который вели братья, продолжил пополняться новыми записями и после смерти одного из них. Эдмон де Гонкур скончался в 1896 году, а в 1900 году, согласно его завещанию, было создано Общество братьев Гонкуров. Впоследствии оно получит название Академия.
В знаменитом дневнике Гонкуров записано: «Одна из гордых радостей писателя, — если он подлинный художник, — это чувствовать в себе способность обессмертить на свой лад все то, что ему захочется обессмертить. Сколь бы мало он ни значил, он сознает себя как бы творящим божеством».
26 февраля 1903 года в парижском Гранд-отеле неподалеку от Оперы состоялся первый ужин «десятки», тех самых членов Общества, которые объявляли лучшие из французских книжных новинок. 21 декабря была вручена первая Гонкуровская премия – ее получил Джон-Антуан Но за роман «Враждебная сила».
Гонкуровская премия
С тех самых пор и вплоть до настоящего момента Академия Гонкуров не переставала работать, а премия вручалась ежегодно, не исключая и годы войны – как Первой мировой, так и Второй. Десять самых авторитетных литераторов Франции – членов Академии – раз в месяц встречаются во время официального ужина в ресторане, а в течение нескольких месяцев принимают решение о присуждении Гонкуровской премии автору лучшего, на их взгляд, произведения текущего года.
Победителю выплачивается премия, как того и хотели Гонкуры – правда, теперь она носит символический характер. Финансовые преобразования и потрясения, через которые прошла Франция в XX веке, сказались на размере выплат лауреатам. Если когда-то победители получали в качестве награды 5000 франков, то нынешним положено всего лишь десять евро. Правда, к символической сумме приза прилагаются контракты от ведущих издательств вместе с гарантированно высокими тиражами и продажами – так что автор в любом случае выигрывает прежде всего с финансовой точки зрения.
Кстати, и самим академикам положена лишь символическая плата за осуществление ими почетной функции членства в обществе. Победитель определяется голосованием, каждый из десяти голосов может быть подан за одну книгу – в том случае, если нескольким книгам отдано равное количество голосов, решающим оказывается выбор председателя.
По правилам Академии каждый автор может получить Гонкуровскую премию лишь один раз в жизни. Правило было нарушено только однажды, и то по недосмотру: Писатель Ромен Гари, получивший приз в 1956 году за роман «Корни неба», в 1975 стал победителем под псевдонимом Эмиля Ажара. Эта мистификация вскрылась уже после объявления результатов конкурса.
Статус обладателя Гонкуровской премии по литературе мгновенно переводит автора в категорию лучших писателей современности. С 1987 года вручается Гонкуровская премия лицеистов – этот конкурс финансируется и проводится французскими властями. Победителем может стать автор-старшеклассник возраста 15 – 18 лет, причем лучшее произведение выбирают опять-таки старшеклассники.
За что критикуют Гонкуровскую Академию
При всей внешней респектабельности Академии и премии Гонкуров, отношение к ним в литературных кругах неоднозначное. Членов жюри упрекают в том, что из поля их зрения выпадали крупнейшие французские писатели XX века – например, Гийом Аполлинер, Андре Жид, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. То есть получалось так, что действительно лучший роман года премии часто не удостаивался.
Критерии, по которым та или иная книга признается достойной главного приза Гонкуровской академии, тоже не считаются достаточно прозрачными, более того, жюри обвиняют в чрезмерном академизме, а самое неприятное – в пристрастии к книжной продукции нескольких крупных издательств. Последнее стало причиной введения в правила Академии нового требования – с 2008 года ее членам запрещалось работать в издательском бизнесе.
Был ограничен и возраст, до которого можно числиться в рядах действующих десяти членов Академии – 80 лет, тем, кто преодолевает этот рубеж, предоставляется статус почетного члена. В отличие от других книжных премий – Букеровской, Пулитцеровской – состав жюри, принимающего решение о присуждении премии, не меняется.
Серьезным упреком Гонкуровской академии стало возмутительно малое количество женщин среди обладателей главной премии. За все время существования конкурса всего десять представительниц прекрасного пола удостоились звания лучшего писателя в глазах жюри.
А писатель Жан-Луи Бори, получивший Гонкуровскую премию в 1945 году за роман «Мое село в немецкие времена», назвал эту награду болезнью, отвращающей читателя – «между волчанкой и гонореей», поскольку книгу читают по той единственной причине, что у нее Гонкур, а последующие произведения того же автора не читают, поскольку у них Гонкура никогда не будет.
Братья Гонкуры стали не единственными среди родственников, которые добились успеха в общем деле и прославились.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гонкуровская премия
Литературных премий во Франции очень много – более тысячи. Есть премии, которые присуждаются автору за первый роман, повесть и т. д.: назначение такой награды – не дать затеряться произведению молодого писателя в книжном потоке.
Некоторые премии основаны богатыми деятелями культуры, учреждениями и издательствами, и иногда случается, что присуждают их за произведения, не имеющие глубокого содержания и художественной ценности.
Самой главной премией Франции в области литературы является Гонкуровская, официально учрежденная в 1896 году, но присуждать ее начали только с 1902 года.
Французские писатели, братья Жюль и Эдмон Гонкуры, начинали как художники, делали акварели в Италии и попутно писали путевые заметки.
Они жили и творили в XIX веке, но их любимым временем был XVIII век. Братья Гонкуры составили обширное собрание раритетов и самых разнообразных свидетельств той эпохи (газетных заметок, книжных иллюстраций), покупали письма совершенно незнакомых людей, собирали всевозможные предметы женского туалета (бусы, веера, ткани и т. д.). Они жили в окружении реальных вещей XVIII века, которые можно было потрогать и ощутить: это привносило «искусство в историческую науку, но не с тем, чтобы исказить или спародировать ее, а чтобы помочь и послужить ей».
Отгородившись от тусклой повседневности, братья Гонкуры жили только работой, писали всегда вместе, обсуждая каждую главу своих романов в деталях. Потом писали каждый отдельно, выбирали лучшую или делали контаминацию. Их сотрудничество было столь тесным, что и сегодня почти невозможно определить долю участия каждого из них в совместном творчестве. Поэтому когда в 1869 году умер Жюль, Эдмон словно лишился своего «alter ego». Ему казалось, что без участия Жюля настал конец его творчеству: он «молчал» целых семь лет, и только в 1876 году, чтобы преодолеть душевное одиночество, решился приняться за работу – да и то за книгу, которую они еще прежде задумали и готовили вместе («Девка Элиза»).
Братья Гонкуры оставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896 году. В Гонкуровскую академию входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату – 60 франков в год. Каждый член Академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу: президент Академии имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони-старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон и другие.
По статуту премия имени братьев Гонкуров должна увенчивать «молодость, оригинальность таланта, новые тенденции в мысли и художественной форме», то есть вручаться молодым писателям за оригинальность их таланта, за новые и смелые поиски содержания и формы литературного произведения. Гонкуровская премия вручается автору лучшего романа или лучшего сборника новелл года, написанным на французском языке, но не обязательно писателям, живущим во Франции. В первые дни декабря, после традиционного обеда в ресторане «Друян», президент Гонкуровской академии объявляет имя счастливца. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 году стал Джон-Антуан Но, получивший эту самую почетную и авторитетную литературную награду Франции за роман «Враждебная сила».
Однако пожелания учредителя премии Э. Гонкура – присуждать награду молодому писателю за оригинальность – вскоре были забыты, и за весь период ее довоенного существования можно привести лишь несколько примеров, когда она выдавалась авторам действительно выдающихся литературных произведений (например, Анри Барбюсу за антивоенный роман «Огонь»). Французский писатель А. Стиль по этому поводу с сожалением писал, что «Гонкуровская премия имеет тенденцию, с одной стороны, подниматься, а с другой – резко падать». В советское время, когда у нас в стране в литературе и искусстве господствовал метод социалистического реализма, все не соответствующие ему произведения признавались недостаточно прогрессивными.
В мае 1940 года Франция была оккупирована гитлеровскими войсками, однако жюри многих литературных премий, в том числе и Гонкуровской, продолжали исполнять свои обязанности. Премию 1941 года получил провинциальный писатель А. Пурра за роман «Мартовский ветер». Он был автором больших, но малоизвестных произведений, «вдохновенным певцом Оверна», однако широким кругам французских читателей остался неизвестен. В 1943 году, в период наивысшего подъема французского движения Сопротивления, Гонкуровская премия была присуждена роману М. Гру «Переход человека», автор которого в событиях оккупации не находит ничего необычного и не протестует против них.
Не изменилось положение с присуждением Гонкуровской премии и после войны, и лауреаты ее порой вызывали у французских читателей резко отрицательное отношение, в лучшем случае – разочарование. Поэтому награждение писателя М. Дрюона было встречено с долгожданным облегчением. Исключением был и 1954 год, когда Гонкуровской премии была удостоена Симона де Бовуар за роман «Мандарины» – сложное по идейному замыслу и философско-психологическому решению повествование о судьбе французской интеллигенции послевоенных лет.
В настоящее время президентом академии Гонкуров является Франсуа Нуриссье, который и вручил эту высокую награду – впервые за вековую историю ее существования – писателю из России. Андрей Макин удостоился Гонкуровской премии за роман «Французское завещание», который переведен на 30 языков и по которому американцы собираются снять фильм.
Гонкуровская премия
Гонку́ровская пре́мия (фр. Prix Goncourt ) — самая престижная литературная премия Франции за лучший роман, названа в честь братьев Гонкур. Присуждается по итогам голосования членов Гонкуровской академии на специальном ужине в парижском ресторане «Друан» (Drouant). Вручается ежегодно, начиная с 1903 года. Размер премии символичен (в настоящее время он составляет десять евро), однако, как правило, присуждение премии существенно увеличивает продажи романа-победителя и выдвигает его автора в первые ряды французской литературы.
В Академию Гонкуров входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату — 60 франков в год. Каждый член академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. При равенстве голосов преимущество отдаётся тому произведению, которому отдан голос Президента. Членами Гонкуровской Академии в разное время были писатели А.Доде, Ж.Ренар, Рони-старший, Ф.Эриа, Э.Базен, Луи Арагон и другие.
По уставу Гонкуровской премии она может быть присуждена автору только один раз в жизни. Единственное исключение — писатель Ромен Гари. Первый раз он стал лауреатом в 1956 году, а 19 лет спустя вновь удостоился премии под именем Эмиля Ажара. Литературная мистификация Гари была раскрыта уже после присуждения премии Ажару.
Содержание
Лауреаты
Премия в литературе
В 1951 году французский писатель Пьер Гамарра написал детектив «Убийце — Гонкуровская премия». Чтобы избежать обвинений в намеренном подрыве престижа премии, перед текстом романа было помещено уведомление: «Все факты и герои этого романа вымышлены. Гонкуровская премия взята только потому, что она наиболее известная из всех литературных премий, но можно было бы с таким же успехом заменить ее любой другой».