Гонки на ялах что это
Глава 9. Гонка на ялах имени Вершинина
Гонка памяти Ю. Вершинина проводилась в конце лета, когда надо было возвращаться из Чардымского лагеря, и являлась проверкой подготовки лыжников к зимнему сезону.
Новеньких принимали в морскую братию очень интересно. Им зачитывали «Приказ о зачислении в экипаж молодого пополнения»,
в котором были такие слова:
1. Зачислить на корабль матросами всех упорных, трудолюбивых, весёлых.
2. Оставить на берегу всё взрывоопасное, легко воспламеняющееся, а также ложь, лень, себялюбие и прочий баласт. Всю прочую шелуху с вас безжалостно смоет соленая морская вода.
У девушек были ялы на 4 человека и рулевой (так называемые четверки). А парни шли на более мощных ялах на 6 человек с рулевым на корме (шестерки).
Команды готовил наш тренер Александр Гурьевич и командиры каждого яла. Обычно к 4 неопытным гребцам приставляли старшекурсника (или старшекурсницу).
За каждым было закреплено свое место-банка.
База ДОСААФ находилась на острове Зеленый, где мы переодевались, одевали специально сшитые штаны (к шортам пришивали кусок губки, чтобы не стереть попу), брали каждый своё весло и шли в свою команду.
Мы учились грести правильно, знали, что надо повторять все четко за загребным (на эту роль выбирали самого умелого гребца).
Рулевой на корме обычно считал нам, чтобы мы все одновременно вводили свои весла в воду и вели их одинаково мощно. От этого зависело, как быстро мы пойдем, и какое место займем на соревнованиях. Мы обожали эти тренировки, потому что было весело: солнце, небо и вода!
Иногда в секции организовывали походы на ялах под парусами.
В каждой команде был свой рулевой. Наш рулевой и главная в команде Ирина Коренных (выпускница 1984 года) предложила нам выбрать песни, которые мы будем петь в своей команде и отдыхать при этом. Помню, мы всегда пели 2 песни: «Огней так много золотых на улицах Саратова» и «Ой, цветет калина в поле у ручья».
Когда мы отдыхали и тренировались в Чардыме в спортивном лагере СГУ, то там тоже тренировались. Ялы нам перегоняли наши парни. А после окончания спортивного лагеря в Чардыме мы проводили на ялах гонку памяти Юрия Вершинина.
Даже делали трафареты на своих футболках и кепках, в которых гребли.
Ребята шли на ялах-шестерках от самого Чардыма и до острова Зеленого 30 км.
Мы-девушки начинали старт от Пристанного и до острова Зеленый, дистанция была 15 км. Кто тогда был первым, тот был настоящим героем!
На фото гонка 1977 года.
Настоящими героями были наши парни, которые участвовали во многих всероссийских соревнованиях по гребле на ялах. Этот вид спорта предназначен для военных, участие в гонках принимали команды военных моряков, а наши ребята были простыми лыжниками, но на равных сражались за призовые места и часто побеждали.
Об этих победах отдельная глава №20 в этой книге.
Глава 10. Гонка Гуричей
Мы проводим Гонку в честь наших Гуричей и поныне, обычно она проходит в начале марта или чуть позже. В это время обычно тает снег, иногда температура плюсовая, и некоторые ребята бегают на лыжах в спортивных трусах или футболках – это смотрится прикольно!
Ролик про эти соревнования в 2018 году я сделала и разместила в группе «Воспоминания о лыжной секции СГУ1953», которая в контакте (ссылка на эту группу https://vk.com/club198162044 )
На Гонку Гуричей до сих пор собираются все выпускники секции, приводят своих детей и внуков, участвуют сами. Например, Лукьянов Владимир (мы его звали просто Лукич) участвует до сих пор и занимает призовые места в ветеранской группе 76-80 лет.
Я его очень хорошо запомнила по лыжным соревнованиям на 10 Дачной. Нам было по 20 лет, ему уже за 40, но именно Лукич приходил нас поддержать на многих соревнованиях.
Когда я его увидела на Гонке Гуричей в 2018 году, то не могла не запечатлеть победителей группы 77+ Лукьянов и Галкин (слева)на Гонке Гуричей 2018 на лыжной базе СГУ
(фото справа).
Лукьянов Владимир дал мне интервью после этой гонки, которое смотрите тоже в группе ВК
ГРЕБЛЯ НА ШЛЮПКАХ И ВОЕННО-МОРСКИХ ЯЛАХ
Гребля на шлюпках и ялах отличается тем, что весло закреплено на лодке с помощью различного вида устройств. Грести можно одним или двумя веслами одновременно. В связи с этим различают парную греблю – один гребет двумя веслами и распашную, когда 2-4-6-8 человек гребут каждый со своей стороны.
История развития гребли на шлюпках и военно-морских ялах в России берет свое начало со времен Петра Великого.
В 1718 г. указом царя Петра I был основан первый в мире яхт-клуб, которому было присвоено название «Невский флот». По велению Петра I вельможам и дворянам было роздано построенное на верфях 141 судно. В царской инструкции хозяевам судов было указано являться на «экзерциции», или водные прогулки по реке Неве согласно утвержденному расписанию.
После Петра I регулярные обязательные занятия на гребных судах перестали существовать, но гребля прочно вошла в деловую жизнь молодой столицы. Ежегодно в период с 1742 по 1752 гг. Городская управа проводила на Неве соревнования профессиональных перевозчиков сначала на судах типа ялик, потом на других лодках. Первый гребной клуб был организован жителями прибрежной полосы Невы в Петербурге в 1858 году и назывался кружком любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 году этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. 31 июля 1860г. на реке Средней Невке состоялась первая гребная гонка, в которой участвовали на различных шлюпках перевозчики, матросы и любители гребли.
В 1867г. был основан первый в Москве «Московский речной яхт-клуб», получивший известность под названием «Стрелка». Помимо соревнований по академической гребле, проводились и гонки на яликах и шлюпках- двойках.
Дальнейшее развитие гребли на шлюпках (народной гребли) шло параллельно с развитием академической гребли.
В период с 1928 по 1952 гг. по народной гребле проводились первенства СССР, с 1953 – первенства республик. В 1928 г. гребля (академическая и народная) вошла в программу Спартакиады народов СССР. Наиболее развита народная гребля была в РСФСР и УССР.
В настоящее время народная гребля представляет собой греблю на специальных спортивных 1-местных, 2-местных судах с рулевым и на усовершенствованных прогулочных шлюпках (которые также участвуют в соревнованиях). Спортивные суда народной гребли отличаются удлинённым суженным корпусом, размеры их ограничены: максимальная длина 4,8 м (1местные) и 6,3 м (2-местные), минимальная ширина соответственно 1 м и 1,5 м, вес судов и высота борта произвольные. По технике гребли, методике обучения и тренировки народная гребля наиболее близка академической гребле, дистанции гонок и правила соревнований те же.
Одним из известных примеров состязаний на шлюпках, является, популярная в Голландии гонка – «Национальный чемпионат по гребле на шлюпках». Один из этапов которого является гонка по каналам Амстердама длиной 25 км, в ней участвуют более 140 команд. Особенностью мероприятия является то, что на время гонки в «северной Венеции» движение прочих судов по каналам не прекращается – по ним катают туристов на прогулочных катерах, ходят баржи, на мостах работают светофоры, поэтому в итоговом результате всегда есть доля везения. Иногда случаются столкновения с другими судами, встречаются и затор. Кроме этого, на протяжении гонки необходимо преодолеть 76 мостов, от крупных и до самых маленьких, где рулевой может удариться головой о пролет и где надо складывать весла с обоих бортов. Основными организаторами гонки выступают Королевский флот Нидерландов, Королевский морской музей, судостроительная верфь Амстердама, мэрия Амстердама. В этих гонках успешно выступают и наши соотечественники из Тольятти.
Одним из видов гребли на шлюпках является гребля на военно-морских ялах. Официально «гребля на ялах» как спорт в России отметила свой полувековой юбилей. Но ее корни берут начало еще со времен Петра I.
Гребля на морских ялах превратилась в спортивную из чисто прикладной в 30-х гг. 20 в., когда на смену гребным спасательным судам во флоте пришли моторные шлюпы и катера. Культивируется гребля на 6- и 4- местных (весельных) ялах с рулевым. Гонки проводятся, как правило, по прямой дистанции 2000 м для мужчин на 6-вёсельных ялах и 1000 м для женщин, юношей и девушек на 4-вёссльных ялах. В настоящее время гребля на ялах развивается главным образом в спортклубах РОСТО и ВМФ.
Гребля на ялах является одним из видов программы соревнований по морскому многоборью. Помимо нее в программу входят:
• пятиборье – плавание (дистанция от 100 до 400 м), кроссовый бег (дистанция от 500 до 1500 м), стрельба из малокалиберной винтовки, гребля на ялах (дистанция от 500 до 2000 м), парусная гонка на ялах;
• четырёхборье и троеборье составляется из любых видов пятиборья.
Международной федерацией морских видов спорта (ISSF) ежегодно разрабатывается календарь соревнований, где большое место занимают и соревнования на ялах:
• Международные соревнования по морскому многоборью;
• Международные соревнования по гребле на Ял-6;
• Кубок Евразии по гребле на Ял-6;
• Чемпионат Европы по морскому многоборью;
• Международные соревнования по морскому многоборью и гребле на Ял-4.
Большой популярностью гребля на ялах пользуется не только в странах ближнего и дальнего зарубежья, но и в России (Санкт-Петербург, Москва, Астрахань). Так в чемпионате мира 2008 года в Санкт-Петербург принимали участие лучшие команды СНГ и Европы. Каждая из стран Беларусь, Украина, Казахстан, Литва, Эстония, Кыргызстан, Голландия, Германия выставила на старт по одному экипажу. Россия на этих соревнованиях была представлена двумя командами. В финальном заезде российские экипажи заняли 1 и 3 места, обогнав соперников из Белоруссии и Украины.
Зарождение любительского мореплавания и гребно-парусного спорта в России неизменно связывают с именем Петра I. Санкт-Петербург знаменит и другими традиционными регатами. Так, начиная с 1984 года, проводится шлюпочная регата «Корабелки» – «Весла на воду!», организованная студентами 3 курса Ленинградского кораблестроительного института. Позже ей был присвоен статус городских соревнований по гребле на морских ялах. В программе регаты шлюпочные гонки на Ял-6 на дистанции 1500 м с поворотом и 1000 м без поворота.
В 2005 году шлюпочная регата «Вёсла – на воду!» получила статус Международной и в ней приняли участие 62 команды, в том числе 8 из ближнего зарубежья.
В 2006 году в рамках программы «Вёсла – на воду!» был проведён «Кубок Европы», соревнование проходили в два дня и получили высокую оценку.
Из различных типов шлюпок, отличающихся размерами и особенностями формы, для туристских походов применяются следующие:
• Военно-морская шестивесельная шлюпка ЯЛ-6 («шестерка»). Длина 6,1 м, наибольшая ширина 1,85 м, вместимость 13 человек, максимальная грузоподъемность – около 2500 кг, полный вес лодки без гребцов и груза около 750 кг. В дальних туристских походах судно может ходить как с парусным вооружением, так и с мотором, установленным в корпусе или на транце (приложение 2).
• Военно-морская четырехвесельная шлюпка ЯЛ-4 («четверка»). Длина 5,25 м, наибольшая ширина 1,55 м, вместимость 9 человек, максимальная грузоподъемность 1700 кг, полный вес без гребцов и груза 450-650 кг. Имеет одномачтовое рейковое парусное вооружение и может ходить при ветре до 5 баллов.
• Лодка для народной гребли типа «фофан» – двухпарная, широкая, вместительная, распространена на туристских базах. Длина 4,6 м, ширина 1,2 м, высота 0,45 м. На ней могут совершать дальние походы 4-5 человек с грузом. Запас плавучести невелик, но возмещается большей остойчивостью.
• Близкий к этой лодке двухвесельный ЯЛ-2 имеет длину 3,55 м, ширину 1,2 м и вес 170 – 190 кг. Такого же размера и грузоподъемности лодка из стеклопластика весит 60 кг.
• Шлюпка «прогулочного» типа на одну или две пары весел. Применяется на городских лодочных станциях, имеет различные габариты и вес в зависимости от верфи, их выпускающей. Двухпарная лодка годится лишь для походов выходного дня.
Программа соревнований по народной гребле может включать в себя заезды следующих классов:
Правила по гребле академической применяются и при судействе соревнований на народных лодках с учётом следующих особенностей:
• в соревнованиях по гребле на народных лодках включаются заезды на шлюпках-одиночках (Ш-1) и шлюпках-двойках (Ш-2) с рулевым для мужчин и женщин, юниоров и юниорок, юношей и девушек;
• количество одновременно стартующих экипажей не должно превышать 10;
• ширина «воды» (дорожки) для каждого экипажа должна быть не менее 9 метров;
• соревнования проводятся на однотипных, имеющих одинаковое покрытие лодках, предоставляемых проводящей организацией;
• все лодки, выделяемые для проведения соревнований, должны быть одного веса и размера;
• переоборудование лодок, установка подвижных деталей или расширенных сидений и выносных уключин, а также удаление или замена частей лодки с целью облегчения и нанесения любых покрытий не допускается;
• участники соревнований могут использовать свои вёсла с вертлюгами без переоборудования лодки для их установки, но ось вращения установленных вертлюгов должна совпадать с осью имеющихся в лодке отверстий;
• лодки распределяются среди участников жеребьёвкой, которая проводится на заседании судейской коллегии;
• на носу каждой лодки должен быть установлен вертикально двусторонний номер размером 20 см х 15 см, жёлтого цвета; размер цифр, обозначаемых черным цветом – 18 см х 13 см.
Примечание : Проводящая организация сдаёт в судейскую коллегию укомплектованные вёслами и упорами для ног лодки с актом обмера и взвешивания каждой из них; в случае разницы в весе лодок более 1 кг, они комплектуются дополнительным грузом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
В акватории Амурского залива прошла гонка на ялах. Видеорепортаж Екатерины Шинкаренко
2,5 мили за полтора часа — в акватории Амурского залива прошла гонка на ялах. Ненастная погода оказалось только на руку спортсменам. Но далеко не всю дистанцию участникам регаты предстояло пройти под парусом.
Последние приготовления перед выходом на большую воду. Участники регаты в предвкушении азартной гонки. Ветер сделает этот заплыв самым быстрым за недельные соревнования, но пока они об этом не знают. За четыре дня парусных и гребных гонок уже есть лидеры, для некоторых команд победа стала дебютной.
Антон Мельников, курсант первого курса судоводительского факультета: «В этом году получилось так, что первый курс просто произвел фурор на первой гонке, на миле — это гребная гонка, никакого паруса, только выносливость. И это стало шоком и для нас, и для всех остальных двенадцати команд».
Не отстают от победных мест и гости регаты. Команда из Комсомольска-на-Амуре хоть и занимается на речной воде, смогла преодолеть и приморские волны.
Константин Менякин, старшина яла г. Комсомольска-на-Амуре: «Здесь такие волны, на Амуре такого не бывает. Это интереснее, но это страшнее, на таких волнах, когда ветер поднимается».
Парусный спорт — это шахматы на воде, так называют регату ветераны гонок. А всё потому, что спорт этот думающий, на удачу надеяться не приходится. Поймать волну и попутный ветер везет не всем, главное в этом спорте — физическая подготовка, без которой в гребле не обойтись. Стоит отметить, что 61-ю регату назвали в честь Евгения Ивановича Жукова — инициатора, организатора и главного вдохновителя парусного спорта. Теперь это добрая традиция.
Алексей Огай, главный судья гребно-парусной регаты: «Так как этот человек вложил серьезный вклад в развитие морского образования и парусного спорта, мы назвали регату в его честь. По-другому никак!»
Эта комбинированная гонка проходит в формате весло—парус—весло, сейчас спортсмены уже преодолели первый этап гребли и на наших глазах выстраиваются в парусный треугольник.
Как и подобает гонкам, не обошлось без аварии. 31-й ял не справился с управлением и врезался в судно «Ясон». К счастью, обошлось без пострадавших, и до финиша добрались все 12 команд.
25 «Сrаzy Volga Race» 2016 или 25-я Скоростная Жигулёвская кругосветка I этап.
Не раздумывая иди, ты увидишь такое редко.
Что подарит тебе в пути Жигулёвская кругосветка! (cлова из песни)
Приветствую всех каякеров и туристов водников нашей необъятной! Многие наверное поняли по заголовку о чем будет этот отзыв. Появилось время осмыслить эту великую гонку на Волге и рассказать о ней остальным от лица участника.
В 1914 году самарцы: Гонин, Зорин, Селиванов, Дергачев, Мацевицкий
установили новый рекорд этой трассы. Они прошли кругосветку за 16 часов,
включая 45 минут на перевозку шлюпок в Переволоках, и 30 минут на остановку для покупки молока.
Только вдумайтесь, ребята, какие это были люди! Богатыри! Их бы сейчас в наше время, дать им современные байдарки, поставить им технику гребли и можно смело посылать на олимпиаду хоть в Рио, хоть в Токио и они выиграли бы там, безо всякого допинга, молока просто бы попили перед стартом.
Проводились ли скоростные кругосветки после революции 1917 года, уже в советское время? Неизвестно, информации про это я не нашёл, но скорее всего проводились, учитывая массовую пропаганду спорта в СССР и немалые средства, выделяемые на его развитие.
В 1992 году усилиями турклубов “Румб” и “Лада” Жигулёвская скоростная кругосветка была возрождена. Осуществили эту идею тольяттинцы С.Полев, А.Атанов и П.Компаниец и Н.Шестерин. Поначалу в гонке участвовали лишь разборные байдарки-двойки, а в 1997 году на дистанцию вышли морские ялы и вот тогда гонка приобрела по настоящему массовый характер.
Изначально её дистанция была 160 км и старт проходил от 10-ой опоры Волжской ГЭС, сегодня её длина составляет 145 км. Это самая длинная, проводимая до сих пор гребная гонка в России! Участники проходят дистанцию без остановок и фактически гонка представляет собой уникальный гребной ультрамарафон, в котором принимают участие только те, кто решился на это, кто способен не только преодолеть самого себя, но и работать в команде с полной отдачей на грани физических и духовных сил.
В гребном мире Европы эта гонка называется “С r а zy Volga Race ” (гонка сумасшедших по Волге), это название ей дали голландцы, участвовавшие в ней на ялах несколько раз. Чемпионами и призёрами они конечно не стали, но адреналина и впечатлений увезли с собой столько, что до сих пор наверное рассказывают в своих пабах о том как они выжили в этой гонке в России.
Хотя я почти всю жизнь прожил в г.Тольятти, откуда гонка фактически стартует, о Жигулёвской скоростной кругосветке я узнал на этом сайте от каякера Михаила из Самары.
Эти соревнования проводятся общественной организацией «Самарская региональная федерация спортивного туризма».
Прочитав все отзывы Михаила о предыдущих гонках, и всю имеющуюся в интернете информацию о гонке вообще, я понял, что ее ещё никто и никогда официально не проходил на морском каяке-одиночке на результат. Даже сейчас, в отличие от Петровского марафона, где есть два отдельных класса каяков-одиночек с жёстким и разборным корпусом и в каждом классе бывает от 15 лодок и больше, в Жигулёвской скоростной, отдельного класса каяков-одиночек просто нет и никогда не было. А вот, что есть по “Положению о проведении гонок”:
2) 2-ой основной класс – пластиковый каяк-двойка ”Аделаида”,
24 июня 2016 года, день “ИКС” настал. Грузим с братом на багажник его «Лады- Ларгус» мой каяк “ Baffin ” от “ Boreal Design ” и через пол часа мы уже за посёлком Фёдоровка, на Фёдоровских лугах- месте старта.
Из них: 8 ялов, 8 байдарок-двоек и один мой каяк-одиночка. На одиночках никого больше нет и не будет. Накануне гонки, мне позвонил Володя из Самары, который хотел идти со мной в паре на каяке “Кортик”, извинился и сказал, что не сможет участвовать в гонке по семейным обстоятельствам, но на следующую гонку обещал быть “железно.” Но следующая будет только в 2017 году, а меня сейчас на эту гонку могут не допустить. Нервно хожу и думаю над вопросом, “допустят не допустят,” так как по “Положению” должно быть два участника на одиночках. Как запасной вариант решаю все равно идти одному, вне зачёта, если не допустят, но подождем регистрацию, что скажут судьи.
Народ деловито собирает свои разборные «Ладоги», «Аделаиды»-двойки уже готовы к старту.
Возвращаюсь к своей лодке, а вокруг неё уже толпится народ и идет оживлённая дискуссия. Морской каяк-одиночка здесь в диковинку, народ всю жизнь ходил кругосветку на разборных байдарках-двойках. Стою в сторонке и с интересом слушаю, что говорят бывалые кругосветчики. Первое мнение: “Нее, на этом наверное не дойдет! Точно сойдёт в Самаре”. Про себя думаю “Ну ты, земляк меня наверно с кем-то попутал”. “Да, блин, это же тебе не твой Таймень-баржа! Ты посмотри какая у неё форма скоростная, не лодка, а стрела. Точно третьей сможет прийти!” – второе мнение. Спасибо, друг, как бальзам мне на душу пролил. Мнения спорящих разделились пополам, и я даже пожалел, что на тотализаторе нельзя поставить ставку на мою лодку. Наконец самый авторитетный участник выносит свой вердикт “Шанс у неё конечно есть, но первой опять будет “Аделаида”, а вторым придет ” Мустанг.” Стоп, а кто такой “Мустанг”?
Если в мире говорят: “ В футбол играют многие, а чемпионом всегда становится Германия”. То у нас здесь на Волге говорят так: ”В гонке участвуют не многие, а первым всегда приходит ”Мустанг.“ Так, наверное и продолжалось бы и дальше и “Мустанг” продолжал бы штамповать золотые медали, но в 2011 году на сцене гонок неожиданно возникла “АДЕЛАИДА”. Понятно, что скоростная лёгкая стеклопластиковая двойка по любому должна была выиграть даже у самого быстрого яла. И это случилось, и уже в 2011 году команда “Дроны” в составе: Андрея Лёвина и Андрея Свиридкина на “Аделаиде” отбирает у “Мустанга” 1 место, а в 2013 году команда “СамБот” в составе: Михаила Вейсмана и Антона Лупова на “Аделаиде” устанавливает абсолютный рекорд трассы, пройдя 145 км за 13 часов 52 минуты, который вряд ли будет побит в ближайшие годы, ну если только не появится очень подготовленный экипаж на более скоростной байдарке-двойке и ему очень повезет с погодой на трассе.
Последние пять лет борьба за 1 место в абсолютном зачёте ведётся только между экипажами команды “СамБот” на “Аделаиде” и экипажем яла “Мустанг”, а последние 4 гонки выиграла команда “СамБот”.
Но тогда я ещё не знал, что именно “Мустанг” станет моим главным соперником в предстоящей гонке.
Минут через 15 объявляется построение команд. Команды становятся квадратом, каждая одета в свои фирменные майки и держит свой флаг.