Голубина чему научит клеточка pdf
Программа по дополнительному образованию «Волшебные клеточки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Документация по дополнительной образовательной деятельности «Волшебная клеточка»
подготовительная логопедическая группа
Разработала Гончарова Т.А
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Педагогическим советом Заведующий
МАДОУ № 35 р. п. Приютово МАДОУ № 35 р. п. Приютово
Протокол от № _______________Докучаева Г.Х.
Дополнительная образовательная программа
социально – педагогического направления
Возрастная категория детей от 6 до 7 лет
Срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год
Воспитатель 1 кв. категории
Гончарова Татьяна Александровна
Структура программы дополнительного образования
Пояснительная записка …………………………………………….3
Цели и задачи программы………………………………………….4
Основополагающие принципы программы……………………….4
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Принципы комплектования группы и организации работы………6
2.2 Календарно-тематическое планирование………………………. 7
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально –технические условия………………………………..25
3.4. Список использованной литературы……………………………… 25
Целевой раздел программы дополнительного образования.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.» В.А.Сухомлинский
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью копределенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Опыт работы по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму показал, что эти умения плохо развиты у детей, поэтому я решила взять задания из пособия Т.С.Голубина «Чему научит клеточка». Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости (строка в школьной тетради в клетку). У детей будет хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Воспитанники станут более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению.
Активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний;
Развитие мелких и точных движений пальцев рук;
Развитие способности к личному самоопределению и самореализации;
Развивать память, внимание, воображение:
Развитие пространственного воображения, глазомера
Воспитание ответственности при выполнении работы, подготовки к письму;
Воспитание аккуратности, старательности;
Воспитание коммуникативных способностей детей;
Воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Разработать перспективный план работы кружка с детьми 6 – 7 лет на 2019 – 2020 гг;
Развивать графомоторные навыки;
Провести анализ эффективности проделанной работы.
1.4. Основополагающие принципы программы
Сисематичности и последовательности: материал подобран в определённом порядке, системе;
Доступности: характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;
Наглядности: задания предполагают опору на чувственный опыт ребёнка, его непосредственные наблюдения;
Сезонности: построение программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей;
Уважение к личности каждого ребёнка.
Методические условия реализации программы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
— чтение стихов и загадок.
— работа по образцу (штриховка);
— показ иллюстраций, картинок, букв.
— самостоятельная работа детей в тетрадях (штриховка).
знать гигиенические правила письма
Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.
уметь правильно держать ручку, карандаш.
Знать правила штриховки.
Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Знать правила работы с тетрадью.
Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.
Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
Срок реализации : сентябрь 2019 – май 2020
II . Содержательный раздел.
2.1. Принципы комплектования группы и организации работы.
Кружок «Крестики — нолики». Графическая работа в тетради в клетку с дошкольниками
галина гусенко
Кружок «Крестики — нолики». Графическая работа в тетради в клетку с дошкольниками
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Аленушка» г. Курчатова Курской обл.
На педагогическом совете И. О. Заведущего
Протокол №1 МАДОУ «Детский сад №4»
От «18» 09 2019г. ___Л. И. Захарова
Рабочая программа дополнительного образования
«Крестики – нолики»
для детей дошкольного возраста
Срок реализации программы 1 год.
детского сада №4 «Аленушка»
Программа кружка
Выполнила: Гусенко Г. А. воспитатель первой квалификационной категории.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи кружка.
3. Комплектование группы.
4. Формы организации кружка.
5. Формы работы с детьми.
6. Методы работы.
7. Время проведения кружка.
8. Перспективно-календарный план кружка.
9. Примерный план НОД
10. Программно-методическое обеспечение работы кружка.
1. Пояснительная записка.
Современная школа предъявляет большие требования к детям поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.На первом этапе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребёнок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.
Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте.
С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более половины всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления.
И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что если пространственные представления не сформированы у ребенка или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
Цель: Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, на листе, в клеточке. Развивать моторику рук, способствовать освоению способов построения графических изображений из геометрических фигур.
• Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
• Учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур.
• Обобщать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
• Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.
3. Комплектование группы.
4. Формы организации кружка.
5. Формы работы
6. Методы работы с детьми.
7. Время проведения кружка 15.30-16.00 пятница
1 октябрь 1. Мониторинг
2. Блок «Точка». Выполнение простых элементов по образцу.
Цели: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. Закрепить ориентировку в клеточке.Продолжать учить детей рисовать простые элементы: вести прямые линии сверху вниз, обводить клеточку, рисовать кружочки в клеточке. Развивать моторику, глазомер, внимание.
3. Зрительный диктант. Работа в тетради
Цели: продолжить учить ориентироваться в клетке с одновременным рисованием точек; развивать зрительную память, конструктивные навыки, общую и мелкую моторику.
4. Блок «Палочка». Рисование коротких и длинных вертикальных и горизонтальных линий.
Цели: Научить проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; формировать навык ритмичности, двигательной функции кисти руки; развивать зрительное восприятие, зрительную память.
2 ноябрь 1. Блок «Геометрическая фигура»
Цели: учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;
активизировать словарь слов-действий; учить образованию относительных прилагательных; закрепить названия деревьев.
развивать слуховую память.
2. Рисование наклонных линий. Закрепление навыков штриховки.
Цели: учить рисовать наклонные линии по точкам и по образцу; учить ориентироваться в плоскости листа; проводить коррекцию дизметрии; закреплять знания о геометрических фигурах.
3. Рисование уголков.
Цель: Закрепить у детей умение рисовать короткие наклонные линии.
4. Рисование бордюра
Цели: Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; формировать нажим карандаша; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
3 декабрь 1. Блок «Дуга»
Цели: учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
2. Рисование дуг. Штриховка дугами различных видов.
Цели: учить детей рисовать дуги по точкам и по образцам (вниз, вверх); учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; развивать ритмичность двигательной функции кисти; воспитывать аккуратность.
3. Слуховой диктант «Дорожка».
Цель: учить воспринимать информацию и правильно выполнять графически.
4. Рисование кругов. Штриховка кругами.
Цели: учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно; развивать внимание, зрительную память; закрепить навык проведения наклонных линий.
Цели: учить детей, используя в качестве опоры клеточку, рисовать более сложные рисунки. Продолжать учить детей штриховать рисунки, считать клеточки.
2. Рисование квадратов.
Цель: Закрепить навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий; формировать навык ритмичности руки; учить ориентироваться на плоскости листа; развивать зрительную память.
5 февраль 1. Сопровождение. Рисование фигур и предметов из кругов.
Цели: закрепить у детей умение рисовать круги; учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения предметов; развивать координацию движения.
2. Рисование узоров из квадратов и кругов.
Цели: закрепить у детей умение рисовать квадраты и круги. Развивать зрительное внимание и память. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе. Развивать творческое воображение.
3. Рисование овалов. Дифференциация круга и овала.
Цели: учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без неё; закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
Цель: закрепить понятия о геометрических фигурах; развивать сообразительность, активизировать словарь.
6 март 1. «Слуховые диктанты»
Цели: отрабатывать умения детей ориентироваться на листе бумаги, в клеточке. Учить детей слышать и правильно выполнять слуховой диктант.
2. Выполнение упражнений «Продолжи строчку», выполнение узоров.
Цели: Закрепить у детей умение рисовать прямые и наклонные линии; учить симметрично воспроизводить предметы; развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения.
3. Рисование вертушек.
Цели: Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий; развивать конструктивные навыки; координировать речь и движения.
4. Рисование ломаной линии.
Цели: учить детей проводить прямые ломаные линии без отрыва; закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; развивать внимание, конструктивные навыки.
7 апрель 1. Работа с отдельными элементами из альбома О. А Давыдова «Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления».
2. Закрепление сформированных навыков.
Симметричное рисование по клеточкам
Цели: учить детей симметрично завершать начатый рисунок по клеточкам, закрепить основные виды штриховок, развивать мелкую моторику руки, координацию движений, развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве.
3. Копирование рисунков по клеточкам.
Цели: Закрепить у детей рисовать круги и включать их в различные узоры; продолжать учить графически воспроизводить направления; закрепить основные виды штриховки, развивать мелкую и общую моторику детей.
4. Закрепление сформированных навыков.
Цели: стимулировать речевое развитие детей путём активных движений пальцев рук. Закрепить умение составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, проводить кривые, прямые (вертикальные и горизонтальные) линии по намеченному контуру.
8 май 1. Мониторинг
2. НОД (открытый показ)
9.Примерный план занятия:
1. Сообщение темы занятия;
2. Рассматривание и анализ образца;
3. Объяснение и показ способа выполнения на доске;
4. Выполнение задания.
5. Контроль и коррекционная работа;
6. Анализ выполнение работы.
Перечень программ и технологий
Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2001 г. – 62 стр.
Мониторинг развития у детей форсированности навыков ориентировки в пространстве по основным направлениям, представлений о точке и линии как о средствах языка графики, способности освоения способов построения графических изображений геометрических фигур, разбиения фигур на части, воссоздания фигур из частей, преобразования формы фигур проводится 2 раза в год (октябрь, май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования кружка «Волшебные пальчики».
(Задания подбираются по усмотрению педагога)
Дидактическая игра из фетра «Крестики-нолики» Одной из наиболее популярных детских игр является «крестики-нолики».Наверное, сложно найти такого человека во всем мире, который ни разу.
Дидактическая игра «Крестики-нолики» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Крестики-нолики» для детей 5–7 летЦель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.
Дидактическая игра из фетра «Крестики — нолики» Дидактическая игра «Крестики-нолики» для детей 5–7 лет. Цель: Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:.
Дидактическая игра «Крестики-нолики» (от 3 до 7 лет) Цель: развивать внимание, память и начальные навыки счета. Ход игры: Объяснить ребенку правила игры в «Крестики-нолики» и играть, как в.
Игра «Крестики — нолики» как метод умственного развития в дошкольном воспитании Игра «Крестики – нолики» как метод умственного развития в дошкольном воспитании. Как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению при.
Интерактивные «Крестики-нолики» по загадкам Инструкция по работе с презентацией Правила игры: • Игра состоит из четырех туров • Дети делятся на 2 команды: «Крестики» и «Нолики» • Номера.
Консультация для родителей «Как научить детей работать в тетради в клетку» «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь» учат не только в школе. Сейчас учителя желают получить первоклассников, уже умеющих почти.
Дидактическая игра «Крестики-нолики» своими руками Чтобы развлечь ребёнка, взрослые иногда тратят внушительные суммы, покупая всевозможные игрушки – как обычные, так и компьютерные. Но, если.
Подвижно-логическая напольная игра «Крестики-нолики» для старших дошкольников Подвижно- логическая игра «Крестики-нолики» для старших дошкольников. Инструктор по ф. к. «ДЕТСКИЙ САД № 8 «ТЕРЕМОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сценарий развлечения «Крестики-нолики» для детей старшего возраста Сценарий игровой программы «Крестики – нолики». Для детей старшего возраста в детском саду. Цель: организация досуга детей, развитие творческих.
Кружковая работа в старшем дошкольном возрасте «Чему учит клеточка»
Кружковая работа в старшей группе
«Чему учит клеточка»
Цель:
Подготовить детей к обучению письму
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа в старшем дошкольном возрасте «Чему учит клеточка» »
МКДОУ № 5 «Аленушка» с. Хороль
Кружковая работа в старшей группе « Чему учит клеточка »
Горобцова Инна Александровна
Опыт работы по формированию у детей графических умений, необходимых для обучения письму показал, что эти умения плохо развиты у детей, поэтому я решила взять задания из пособия Т.С.Голубина
«Чему научит клеточка».
Выполняя задания, дошкольники приобретут нужные графические умения, научатся ориентироваться на ограниченной плоскости ( строка в школьной тетради в клетку).
У детей будет хорошо развито зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Воспитанники станут более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. Все эти качества необходимы для того, чтоб без особых проблем перейти к школьному обучению
Подготовить детей к обучению письму
В своей работе использую литературу:
Дополнительная образовательная программа для средней группы компенсирующей направленности «Волшебная клеточка»
«Детский сад «Антошка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Антошка»
Дополнительная образовательная программа
для средней группы компенсирующей направленности «Кувшинка»
(срок реализации 1 год)
Программа направлена на облегчение формирования каллиграфически правильного письма
Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа рассчитана на один год (среднего дошкольного возраста). Занятие проводится по подгруппам, 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Для работы используются тетради в крупную клетку. Данная программа предполагает соответствие потребностям, возможностям, интересам родителей, склонностям детей.
Реализация данной программы проходит через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, чтения художественной литературы). В качестве пальчиковой гимнастики используется картотека игр по Су-джок терапии (приложение).
Методическое обеспечение программы: Голубина Т.С. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольников к письму.
Дети познакомятся с тетрадным листом в крупную клетку; будут ориентироваться по клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки).
У детей сформируется умение “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
У детей появится усидчивость, старательность.
Программа дополнительного образования по развитию графо-моторных навыков у детей группы компенсирующей направленности «Волшебная клеточка»
Программа дополнительного образования по развитию графо-моторных навыков у детей группы компенсирующей направленности
В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно, управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты помогают развить устойчивое внимание, умение слушать воспитателя, пространственное воображение, предназначены для облегчения формирования каллиграфически правильного письма. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность, т.е «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ребёнку в школе.
Представленная программа дополнительного образования по развитию графо-моторных навыков «Волшебная клеточка» (далее Программа) рассчитана на 1 учебный год для детей 4-5 лет.
Работа по Программе начинается с октября месяца, проводится 1 раз в неделю. Время рассчитано в соответствии с возрастными особенностями и в СанПИН.
Цель: развитие начальных графо-моторных навыков через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
1.Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
2.Развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления.
3.Развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику; право- и левостороннюю ориентацию, внимание.
4.Формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий.
Материально-техническое оснащение проекта:
-Т.С.Голубина. Чему научит клеточка. Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. – Мозаика-Синтез,2015 г. – 62 стр.