Голова профессора доуэля про что
Голова профессора Доуэля
«Голова́ профе́ссора До́уэля» — фантастический приключенческий роман русского советского писателя-фантаста Александра Беляева, одно из наиболее известных произведений писателя. Первый вариант в виде рассказа был опубликован в «Рабочей газете» в 1925 году. Роман был впервые опубликован в том же году в журнале «Всемирный следопыт». Беляев, который в периоды обострения заболевания бывал совершенно обездвижен, называл его историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
Содержание
История
В 1923—1928 годах Александр Беляев жил в Москве и работал юрисконсультом в Наркомпочтеле. В московский период своего творчества он написал рассказ (позже роман) «Голова профессора Доуэля», романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире» и серию рассказов.
Произведение «Голова профессора Доуэля» было впервые опубликовано в 1925 году (1 (рассказ): «Рабочая газета» (М.), 1925, 16—21, 24—26 июня; «Всемирный следопыт», 1925, № 3—4. 2 (роман). газ. «Смена» (Л.), 1937, 1—6, 8—9, 11, 14—18, 24, 28 февр., 1, 3—6, 9—11 марта; «Вокруг света», 1937, № 6—10; отд. изд. — Л., «Сов. писатель», 1938)
Сюжет
Париж. Профессор-хирург Керн втайне проводит успешные работы по оживлению человеческой головы. Мари Лоран, поступившая ассистенткой в его частную клинику, случайно узнаёт, что успеху в исследованиях Керн обязан оживлённой им голове его бывшего руководителя и известного профессора Доуэля, умершего при подозрительных обстоятельствах. Керн скрывает факт существования оживлённой головы и вынуждает её работать на себя.
Под руководством головы Доуэля Керн проводит ряд успешных операций — оживляет другие головы погибших людей, а также дает одной из них новое тело. Бывшая певица в баре Брике, получившая новое тело погибшей молодой женщины, сбегает от Керна, чтобы начать новую жизнь. На Ривьере, куда она отправляется со своими знакомыми, она сталкивается с художником Ларе, который неожиданно узнаёт тело своей пропавшей приятельницы с головой другой женщины. Ещё более он и его друг Артур Доуэль поражены, когда узнают от Брике, что в клинике Керна она видела живую голову отца Артура.
В это время Керн обнаруживает, что Мари Лоран общается с головой профессора Доуэля и знает про совершённые им преступления. Опасаясь разоблачения, Керн помещает Мари в психиатрическую лечебницу доктора Равино. «Лечебница» эта предназначена для избавления от неугодных людей, которых Равино при помощи изуверских методов превращает в настоящих сумасшедших.
Особенности сюжета
Персонажи
Экранизации
В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля» (реж. Леонид Менакер).
Голова профессора Доуэля
Мари поступает работать в лабораторию Керна. В её обязанности входит следить за состоянием головы, которая «слышит, понимает и может отвечать мимикой лица». Кроме того, Мари ежедневно приносит голове ворох медицинских журналов, и они вместе их «просматривают». Между головой и Мари устанавливается некое подобие общения, и однажды голова профессора Доуэля взглядом просит девушку отвернуть кран на трубке, подведённой к его горлу (Керн строго запретил Мари трогать кран, сказав, что это приведёт к немедленной смерти головы). Голове удаётся объяснить Мари: этого не случится. Девушка колеблется, но в конце концов исполняет просьбу и слышит шипение и слабый надтреснутый голос — голова может говорить! В тайных беседах Мари Лоран и головы профессора выясняются чудовищные подробности оживления.
Керн был ассистентом профессора. Он талантливый хирург. Во время их совместной работы с профессором Доуэлем случился припадок астмы, и, очнувшись, он увидел, что лишился тела. Керну было необходимо сохранить действующим мозг профессора, чтобы продолжать исследования. Доуэль отказывался сотрудничать с ним, хотя Керн и заставлял его самыми грубыми методами (пропуская через голову профессора электрический ток, примешивая к питательным растворам раздражающие вещества). Но когда Керн, проводя опыты на глазах у головы, сделал несколько ошибок, которые могли погубить результаты их усилий, профессор Доуэль не выдержал и согласился продолжать работу.
С помощью Доуэля Керн оживляет ещё две головы, мужскую и женскую (Тома Буш, рабочий, попавший под автомобиль, и Брике, певичка из бара, получившая предназначавшуюся не ей пулю). Операция проходит успешно, но головы Тома и Брике, в отличие от Доуэля, не привыкшие к интеллектуальной деятельности, томятся без тела. У Мари Лоран прибавляется работы. Она не только следит за состоянием всех трёх голов, но ещё показывает Тома и Брике фильмы, включает им музыку. Но всё напоминает им прежнюю жизнь и только расстраивает их. Настойчивой Брике удаётся уговорить Керна попробовать пришить ей новое тело. Тем временем Керн узнает о беседах Мари и головы профессора Доуэля. Девушка готова разоблачить его, поведав всему миру его страшную тайну, и Керн запрещает Мари возвращаться домой. Мари пробует протестовать. Керн на её глазах отключает один из кранов, лишая воздуха голову Доуэля. Мари соглашается на его условия, и лаборатория становится её тюрьмой.
На месте железнодорожной катастрофы Керн находит подходящее для Брике тело и похищает его. Приживление проходит удачно. Вскоре Брике разрешают говорить. Она пробует петь, при этом обнаруживается некая странность: в верхнем регистре голос Брике довольно писклив и не очень приятен, а в нижнем у неё оказывается превосходное грудное контральто. Мари просматривает газеты, чтобы понять, кому принадлежало это молодое, изящное тело, доставшееся теперь Брике. Ей на глаза попадается заметка, что труп известной итальянской артистки Анжелики Гай, следовавшей в поезде, потерпевшем крушение, исчез бесследно. Брике разрешают встать, она начинает ходить, порою в жестах её заметна удивительная грация. Брике воюет с Керном: она хочет вернуться домой и предстать перед своими друзьями в новом обличье, но в намерения хирурга не входит отпускать её из лаборатории. Поняв это, Брике бежит, спустившись со второго этажа по связанным простыням. Она не раскрывает друзьям тайны своего возвращения. Брике вместе со своей подругой Рыжей Мартой и её мужем Жаном (взломщиком сейфов) уезжают вместе, чтобы скрыться от возможного преследования полиции. Жан заинтересован в этом не меньше, чем Брике.
Они оказываются на одном из пляжей Средиземного моря, где случайно встречаются с Арманом Ларе, художником, и Артуром Доуэлем, сыном профессора. Арман Ларе не может забыть Анжелику Гай, он был «не только поклонником таланта певицы, но и её другом, её рыцарем». Ларе острым взглядом художника улавливает сходство незнакомой молодой женщины с пропавшей певицей: фигура её «похожа как две капли воды на фигуру Анжелики Гай». У неё та же родинка на плече, что у Анжелики, те же жесты, Арман Ларе и Артур Доуэль решают выяснить тайну. Ларе приглашает незнакомку и её друзей совершить прогулку на яхте и там, оставшись наедине с Брике, заставляет её рассказать свою историю. Она без утайки отвечает на расспросы сначала Ларе, потом Артура Доуэля. Когда Брике упоминает находившуюся в лаборатории третью голову, Артур догадывается, о ком идёт речь. Он показывает Брике фотографию своего отца, и она подтверждает его догадку. Друзья увозят Брике в Париж, чтобы с её помощью разыскать голову профессора Доуэля. Арман Ларе находится в некотором смятении: он чувствует симпатию — а может, и нечто большее — к Брике, но не может понять, что именно его привлекает, тело Анжелики или личность самой Брике. Брике ощущает, что в её жизнь певички из бара вошло что-то совсем новое.
Совершается чудо «перевоплощения» — чистое тело Анжелики Гай не только омолаживает голову Брике, оно изменяет ход её мыслей. Но маленькая ранка, что была на ступне у Анжелики, вдруг даёт о себе знать: у Брике начинает болеть, краснеет и опухает нога. Ларе и Доуэль хотят показать Брике врачам, но она возражает против этого, боясь, что вся её история будет предана огласке. Доверяя только Керну, Брике тайком едет к нему в лабораторию. Тем временем Доуэль, разыскивая Мари Лоран, узнает, что девушку заточили в больницу для душевнобольных.
Пока друзья с трудом освобождают Мари, Керн безуспешно пытается спасти ногу Брике. В конце концов он вынужден вновь отделить голову Брике от туловища. Керн, понимая, что таить впредь его опыты невозможно, демонстрирует публике живую голову Брике (голова Тома к этому времени погибает). Во время этой демонстрации Мари Лоран, пылая гневом и ненавистью, обличает Керна как убийцу и вора, присвоившего чужие труды. Чтобы скрыть следы преступления, Керн при помощи парафиновых инъекций изменяет вид головы профессора Доуэля. Артур Доуэль, явившись к начальнику полиции, просит произвести обыск у Керна. Сам же он, вместе с Мари Лоран и Арманом Ларе, присутствует при этом. Они видят последние минуты головы профессора Доуэля. Полицейские собираются допросить Керна. Керн направляется в свой кабинет, и вскоре оттуда доносится выстрел.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Голова профессора Доуэля
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
«Голова профессора Доуэля» — научно-фантастический роман советского писателя Александра Беляева, написанный и изданный в 1925 г. Автор написал роман в период реабилитации после туберкулёза позвоночника с параличом ног, когда он шесть лет провёл в постели, три из которых — в гипсовом корсете.
Содержание
Сюжет [ править ]
Действие разворачивается в Париже межвоенных годов и длится чуть менее года.
Под руководством Доуэля Керн успешно оживляет голову простого рабочего Тома и шансонетки Брике, которой потом приделал тело погибшей певицы Анжелики Гай. Тело сохранило некоторые старые рефлексы, плюс новые гормоны несколько меняют характер и поведение хозяйки.
Вскоре Брике надоело жить у Керна, и она сбегает в Южную Францию, чтобы начать новую жизнь. Там она встречает Артура Доуэля, сына профессора Доуэля, и его друга Армана Ларе, возлюбленного Анжелики, который узнаёт из-за характерного тика в Брике свою зазнобу. Узнав от неё про опыты Керна и его незаконные операции, Артур и Ларе отправляются с Брике в Париж, чтобы сорвать планы хирурга.
В это же время Керн узнаёт, что Доуэль рассказал Мари о всех его преступлениях. Боясь разоблачения, он помещает свою ассистентку в психбольницу злого доктора Равино. Но Артур вместе с Ларе и его приятелем Шаубом вызволяют Мари из больницы. Офигевший от этого Равино сообщает о произошедшем Керну, который решает быстро устроить демонстрацию головы Брике перед публикой. Но его триумф обламывает Мари, которая разоблачает его перед всей общественностью.
Полиция решает навестить Керна с обыском, чтобы найти голову Доуэля. Но Керн при помощи пары пластических операций, напяливания тёмных очков и перекрытия подачи воздуха к голосовым связкам маскирует голову, выдавая её за голову другого человека. Но Артур требует от полиции повторного обыска, в результате которого Мари опознаёт Доуэля. Тот умирает на глазах сына, но успевает дать показания против Керна. Следователь уводит Керна для допроса в кабинет, где профессор застреливается.
Персонажи [ править ]
Что здесь есть? [ править ]
Экранизация [ править ]
В 1984 году роман был экранизирован под названием «Завещание профессора Доуэля» режиссёром Леонидом Менакером. От оригинала осталась только одна идея, что, мягко говоря, не пошло истории на пользу. Действие из межвоенной Франции перенесено куда-то в англоязычную страну, судя по антуражу, в Африку послевоенного периода. Изменениям подверглись и некоторые имена героев (например, Керн стал Корном, а Брике — Моникой Браун). Часть персонажей была убрана либо же заменена. Сюжет повествует о том, как Корн пытается выведать у Доуэля формулу живительного раствора.
«Голова профессора Доуэля» — краткое содержание романа Александра Беляева
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
«Голова профессора Доуэля»
— научно-фантастический роман советского писателя Александра Беляева, написанный и изданный в 1925 г. Автор написал роман в период реабилитации после туберкулёза позвоночника с параличом ног, когда он шесть лет провёл в постели, три из которых — в гипсовом корсете.
Основные персонажи
В тексте книги Александра Беляева отражены не только отрицательные, но и положительные черты людей.
Писатель рассуждает о настоящих ценностях, таких как сочувствие и доброта, а также показывает, что необходимо сопереживать окружающим и быть решительным, когда есть шанс спасти близких.
Главными героями романа Александра Беляева являются:
В основу романа заложена реальная история, произошедшая с писателем. Во время длительной болезни он был постоянно прикован к постели, поэтому двигать мог лишь головой. После полного выздоровления Беляев решил написать об этом произведение в научно-фантастическом жанре.
Начало событий
Первая глава произведения начинается с того, что Мари Лоран пыталась устроиться на должность помощницы в лабораторию. Профессор Керн принял ее, но поставил условие: она обязана молчать о том, что здесь увидит или услышит, иначе ее ожидают серьезные неприятности. Слуга проводил Лоран на рабочее место. Там девушка увидела голову и сразу догадалась, кому она принадлежит.
Затем Мари ознакомилась со своими обязанностями. Она должна была внимательно смотреть за многочисленными приборами, отвечавшими за состояние головы. Хирург запретил ей прикасаться к крану, от которого шла трубка к голове. Однако в один из дней девушка решилась открыть его. После этого голова стала с ней разговаривать.
С того времени Лоран постоянно говорила с профессором. Он ей рассказал, что хирург заставил его тайно помогать в рискованных опытах. Мари стало очень жаль голову, она начала ненавидеть Керна, но исправить положение никак не могла. В лабораторию часто поступали трупы, из которых доктор пытался сделать опытные образцы, чтобы потом их представить широкой публике.
Используя подсказки Доуэля, хирург смог оживить еще несколько голов. Одна из них принадлежала рабочему Тому, попавшему в автокатастрофу, другая — певице Брике, которую подстрелили в местном баре. Они не могли привыкнуть к своему странному положению и скучали. Головы постоянно капризничали, поэтому работы у Мари стало намного больше.
Печальные последствия несостоявшегося полета
Александр Беляев родился в 1884 году в Смоленске, в семье православного батюшки. Такие семьи склонны к династийности, и Саша оканчивает местное духовное училище, а затем и Смоленскую духовную семинарию. После чего неожиданно подписывает контракт с театром Смоленского народного дома.
Семейство в ужасе. Вместо алтаря он выбирает балаган. Ну, не совсем, конечно, балаган, Саша играет в классических пьесах – «Лес», «Ревизор», «Преступление и наказание». Затем так же неожиданно бросает театр (отец счастлив) и поступает в ярославский Демидовский юридический лицей (отец снова в ужасе).
После лицея – юридическая практика. Театр остается как хобби, Александр Романович пишет газетные рецензии. А в 1915 году он неожиданно слег.
Это не первая встреча с болезнью. Еще в раннем детстве он повредил глаз (собственно, из-за этого его не взяли в армию). Но еще серьезнее было падение с крыши сарая. Саша, как и многие романтично настроенные мальчишки, мечтал летать. Привязал к рукам два веника, забрался повыше и прыгнул.
Тогда показалось, что все обошлось, после падения он довольно быстро оклемался. Но, видимо, уже после этого эксперимента в позвоночнике возникла патология, которая и привела к печальному диагнозу спустя два десятилетия.
Итак, костный туберкулез позвоночника, осложненный параличом ног. Только что Александр Романович был полон жизни, энергии. Ему подчинялись судебные тяжбы, у него была любимая супруга, он был счастлив. Беляев был и вправду неплохим юристом, мог бы сделать себе имя.
Дочь Светлана писала: «Однажды его пригласили защитником по делу об убийстве. Процесс был почти копией знаменитого «дела Бейлиса»: еврея обвиняли в ритуальном убийстве русского ребенка с целью приготовления мацы на его крови. Отец решил построить защиту на цитировании текстов из Торы и Талмуда, по которым суд должен был понять, что никаких подобных указаний там просто нет.
Для этого он нашел человека, знающего древнееврейский язык. Потрудиться пришлось немало, они вместе сделали дословный перевод нужных отрывков, которые зачитывались на заседании суда.
Доказательства были столь убедительны, что обвиняемого оправдали и освободили в зале суда. Процесс наделал много шума, в газетах писали статьи о блестящей защите, а на улице с отцом постоянно раскланивались».
И вместо этого всего – шесть лет практически неподвижного лежания в кровати. На спине. Из них три – в гипсовом корсете.
О судебных баталиях можно забыть. И о театре тоже. Жена уходит, безо всякого стеснения заявив, что не о том мечтала.
Александр Романович в тоске: «Утратив тело, я утратил мир, – весь необъятный, прекрасный мир вещей, которых я не замечал, вещей, которые можно взять, потрогать, и в то же время почувствовать свое тело, себя. О, я бы охотно отдал мое химерическое существование за одну радость почувствовать в своей руке тяжесть простого булыжника!»
Но вместо этого всего – беленый потолок, заботливая мать, которая меняет простыни, и звуки, доносящиеся с улицы. А там такое происходит! Революция! Белые, синие, красные, чуть ли не фиолетовые. У всех свои ораторы и лозунги! Ночами слышны озорные песни.
Отрекся от престола царь! Что-то невероятное творится! Вот бы окунуться в эту человеческую кутерьму! Но нет, об этом можно только тосковать.
То же и путешествия. Совсем недавно они были в планах, хотелось посмотреть весь мир и уж, по крайней мере, всю Российскую империю. А вместо этого – какая-то насмешка. Из Смоленска они с матерью Натальей Федоровной и старой верной нянькой переезжают в Ростов-на-Дону, оттуда, по совету врачей, в Ялту. Все это не ради ярких впечатлений, а в поисках более или менее подходящего климата. Но, к сожалению, это не помогает.
Александру становится хуже и хуже. А нужно ведь еще на что-то существовать, ялтинская жизнь дороже, чем ростовская или, тем более, смоленская. Соответственно, уменьшаются даже размеры видимого пространства, денег хватает лишь на маленькую комнатку с низким, гнетущим потолком.
Больница. «Если бы вы знали, в каких кошмарных условиях мне приходилось лежать в больнице, особенно в прошлую зиму! – пишет Александр Романович. – Несколько составов больных общей палаты умерло на моих глазах».
И снова маленькая комнатка. А в магазинах, между тем, закончились продукты. На рынке все ужасно дорого. И как тут быть?
К счастью, болезнь не подчинила себе голову. Голова – единственное, что осталось Александру Романовичу в полное, ничем не ограниченное пользование. Он много читает. Что ни попадется, все прочитывает. Мать раздобыла где-то стопку старых дореволюционных журналов на растопку прожорливой печки, и их прочитал, прежде чем мать их сожгла.
И вот, в 1922 году, не выдержав свалившегося горя, Наталья Федоровна умирает. Казалось бы, игра окончена. Но спасение приходит, откуда не ждали. В него влюбляется соседка, Маргарита Константиновна. А он влюбляется в нее. Теперь для него Маргарита – и мать, и жена, и медсестра, и лучший друг на свете. Болезнь принимается медленно отступать, а жизнь наконец-то обретает смысл.
Побег Брике
Брике смогла упросить хирурга дать ей любое тело. Он мечтал о мировой славе, поэтому быстро согласился на это, решив, что такая операция принесет ему успех. Мари аккуратно пробовала убедить Керна пришить тело и профессору. Ученый понял, что она часто разговаривает с Доуэлем, поэтому заставил девушку сообщить родственникам, что в лаборатории очень много работы. После этого Лоран стала заложницей хирурга.
Однажды после страшной катастрофы у ученого появилось женское тело. Операция по его соединению с головой певицы прошла удачно.
Позже из газет помощница узнала, что Брике досталось тело знаменитой актрисы Анжелики Гай. Через несколько дней женщина уже могла ходить. Она мечтала обрести свободу, чтобы вызвать фурор своей новой фигурой, но прекрасно понимала, что хирург ее никогда не отпустит, поэтому решилась на побег.
В местном баре Брике повстречала подругу Марту с супругом. Те позвали ее отдохнуть на море. На пляже она познакомилась с Арманом Ларе, который был возлюбленным Анжелики. Мужчина сразу заметил, что тело девушки подозрительно ему знакомо. Он попросил своего товарища Артура помочь разобраться в ситуации. Затем он познакомился с Брике поближе и заставил признаться в случившемся.
Ларе приказал ей пересказать эту необычную историю Артуру, после чего приятели вернулись в Париж. Через несколько дней Брике начала беспокоить маленькая ранка на ноге, которая впоследствии переросла в страшные язвы. Друзья решили действовать очень аккуратно, чтобы не вызвать подозрений у Керна. Они пытались найти Мари, но родственники сказали, что ее положили в психиатрическую больницу. Тем временем нога Брике сильно отекла, поэтому она решила возвратиться в лабораторию.
Разоблачение Керна
Затем приятели направились в клинику, в которой содержали Мари. Они увидели, что больница обнесена высоким кирпичным забором и прекрасно охраняется, поэтому попасть в нее будет довольно сложно. Тем временем девушка заметила, что практически все пациенты лечебницы здоровы. Оказалось, что здесь держали неудобных свидетелей. Помощница находилась в подавленном состоянии и думала о самоубийстве. Но ей стало очень легко на душе, когда она начала беседовать с новым пациентом, которым был Артур.
Однажды он помог Мари перелезть через высокий забор больницы, но самого юношу схватили санитары. Его крепко связали и определили в отдельную комнату. Там над парнем производили различные манипуляции, способные полностью разрушить психику. Но на него это не подействовало. Тогда врачи решили попробовать специальный газ. Артуру повезло, что ему на помощь вовремя прибыли верные друзья.
Мари удалось проникнуть на собрание ученого совета, чтобы прилюдно обвинить Керна в преступлениях. Голова Брике произвела настоящий фурор, после чего бывшая помощница исполнила свои намерения. Девушка заявила присутствующим, что хирург постоянно воровал трупы. В лаборатории провели тщательный обыск, после чего героиня нашла искалеченную голову Доуэля. Перед гибелью профессор смог пообщаться с собственным сыном и признаться ему в своих ошибках. В это время из комнаты Керна раздался звук выстрела.
Очень краткий пересказ
Далее представлено очень краткое содержание романа «Голова профессора Доуэля».
Втайне от общественности в своей лаборатории Керн ставит опыты по оживлению голов. Совершенно случайно его новая ассистентка узнает о том, что удачным опытам он обязан живой голове своего бывшего руководителя, умершего не так давно по неизвестным причинам. Хирург успешно прячет его голову в лаборатории и заставляет работать.
Девушка никому не говорила, что общается с головой
Пользуясь знаниями профессора, Керн осуществляет еще несколько удачных операций. Брике получает тело известной певицы и сбегает из лаборатории, как только начинает ходить. Однажды на отдыхе она знакомится с Арманом, который узнает тело погибшей подруги с головой незнакомой ему девушки. Арману и его другу Артуру становится известно, что она видела голову профессора.
Догадываясь, что его сотрудница постоянно беседует с головой и знает обо всех махинациях, хирург отправляет девушку в психиатрическую клинику, где избавляются от ненужных людей.
Артур с друзьями совершает нападение на клинику и вызволяет Мари. Керн устраивает публичную демонстрацию своих работ. Его допрашивает полиция, устраивает обыск в лаборатории, но ничего не находит. После повторных обысков, девушка видит обезображенную голову Доуэля. Тот общается с сыном и успевает перед кончиной пролить свет на все преступления хирурга. Однако Керн сводит счеты с жизнью.