Голодные игры в чем смысл
Голодные игры
« | May the odds be ever in your favor! | » |
— catch phrase и теглайн |
« | Разделяй и властвуй | » |
— Фактический смысл событий с точки зрения президента Сноу. |
«Голодные игры» (The Hunger Games) — франшиза, объединяющая популярную подростковую книжную трилогию (2008—2010) американской писательницы Сьюзен Коллинз и снятые по мотивам книг четыре фильма: одноимённая первая книга «Голодные игры» (экранизирована в 2012 году) и её продолжения «И вспыхнет пламя» (фильм — в 2013) и «Сойка-пересмешница» (последняя книга была разделена на два фильма, вышедших соответственно в 2014 и 2015 годах).
Содержание
Сюжет [ править ]
Уже затем последовали многочисленные подражания с самыми разными (и нередко слабыми) обоснованиями, для чего, собственно, эти игры проводятся.
А вот вариант игр, в котором друг друга убивают сами участники, встречается заметно реже. Можно отметить рассказ Шекли «Седьмая жертва» (Seventh Victim, 1953), также вдохновлённый «Самой опасной игрой», и его многочисленные продолжения. Но ближе всего к «Голодным играм», конечно, японский роман «Королевская битва» (Battle Royale, 1999) и его знаменитая экранизация (2000). Многие даже обвиняли Коллинз в прямом передирании сюжетных элементов «Королевской битвы»; сама Коллинз, впрочем, утверждает, что узнала о «Королевской битве», только когда первая книга «Голодных игр» уже была отправлена в редакцию.
Серия «Голодные игры» — молодёжная антиутопия, действие происходит в постапокалиптической Северной Америке будущего, которое не прекрасно. Собственно Голодные игры — принудительные состязания подростков, выбранных из каждого дистрикта (всего их 12; аналоги канувших в Лету соединённых штатов). Состязания смертельные: победитель должен быть один, и это последний выживший. В отличие от неизбежно приходящей на ум «Королевской битвы», фильма-предшественника «Игр» на этом поле, здесь битва за жизнь происходит каждый год в новой локации: технологии продвинутой столицы (для развлечения которой и устраивается шоу) позволяют приспособить под арену любую площадку с любыми же смертельными сюрпризами для героев.
Главная героиня, шестнадцатилетняя Китнисс [1] Эвердин (Katniss Everdeen) — одна из отобранных в очередной тур Игр детей и подростков. Точнее, она добровольно вызвалась заместить младшую сестру, на которую пал жребий — правила Игр это допускают. Китнисс с детства умеет обращаться с оружием: владеет луком и метко стреляет. Но даже лук — не самая верная помощь в таких обстоятельствах, где за жизнь будут сражаться 24 подростка с разнообразными навыками (в том числе дети из первых дистриктов, которые готовились к Играм с детства), зато одинаковым желанием победить. Кроме того, бороться придётся не только друг против друга, но и с враждебной средой: арена каждый раз предлагает новые ловушки и испытания для участников; в этот раз Китнисс и прочие оказываются в лесу.
Мир [ править ]
Время действия: отдалённое будущее.
Сведений об остальной части планеты или истории мира нет.
Государственное устройство [ править ]
Панем делится на Капитолий и 13 Дистриктов.
Экономика и политика [ править ]
Местное население живёт работой на Капитолий и отхожими промыслами. Не бедствуют только местная администрация — проводники воли Капитолия и отдельные жизненно важные специалисты. В случае с домом главной героини всё вообще на средневековом уровне: мясник, пекарь и бакалейщик, врач. Остальные осваивают традиционные ремёсла, копают огороды, разводят мелкий скот, браконьерствуют — вообще, начало первого фильма удивило чем-то родным в показанных пейзажах.
Миротворцы — армия Панема. Постоянно присутствуют во всех Дистриктах. Механизированы, моторизованы, крылаты, бронированы, вооружены до зубов, законами не скованы.
Цель правления — продолжать качать ресурсы и труд.
Голодные игры [ править ]
Смертельное сражение между дистриктами. Своеобразная жертва, которою Капитолий забирает, чтобы показать своё могущество.
Трансляция с начала отбора и до награждения победителей ведётся по всей стране. В нищем Д-12 даже дают для этого электричество. Организаторы освещают Голодные игры, словно обычное спортивное состязание. Что самое жуткое, от участников требуют соответствующего поведения: улыбаться публике, рассказывать о том, как они счастливы выиграть в лотерею, и вообще держаться как претендентам на олимпийское золото.
По авторскому замыслу, Игры основаны на мифе о Минотавре, в котором дань Минотавру истолкована как демонстрация господства. Дескать: «Не забывайте, кто мы, а кто вы. Мы приходим, когда хотим, и берём всё, что нам нужно».
Отбор [ править ]
Называется Жатвой. Все потенциальные участники сгоняются на площадь, записываются на бумажках, и эти бумажки разыгрываются, как в Спортлото.
Сражение [ править ]
Ведётся на специально построенной для каждой игры арене, особенности которой до самой битвы держатся в тайне.
Какой вышла «Баллада о певчих птицах и змеях» — приквел «Голодных игр» о том, что злодеем может стать каждый хороший человек
Когда в 2019 году было объявлено, что выходит приквел «Голодных игр», эта новость казалась со всех сторон идеальной. Трудно представить себе более животворящую для всей YA-литературы (young adult. — Esquire) трилогию, чем «Голодные игры» — с полнокровной и совершенно не устаревшей главной героиней, чей смысл жизни не сводится к выбору между двумя мальчиками, и не менее вневременной историей, которая говорит о важном, но не поучает. Сначала о будущем приквеле было известно немного — только то, что действие в нем будет происходить за 64 года до событий, описанных в «Голодных играх», и фанаты даже предполагали, что, возможно, Коллинз расскажет историю Мэгз, самого старого трибута «Голодных игр» и бывшей победительницы игр, которой в основной трилогии досталось короткое, но очень яркое и трагичное ответвление сюжета.
«Голодные игры»: история создания, сюжет и цифры
Действие трилогии происходит в дистопическом государстве Панем (выражение panem et circenses, «Хлеба и зрелищ!», имеет самое непосредственное отношение к названию), которое состоит из 13 промышленных районов-дистриктов и столичного, яркого до вульгарности, изнеженного и поедающего пирожные Капитолия. После тяжелой гражданской войны, когда дистрикты восстали против Капитолия и восстание было очень дорогой ценой подавлено, в стране ежегодно проходят «Голодные игры», в которых легко угадывается основа из мифа о Тесее и Минотавре. Юноша и девушка из каждого дистрикта должны сражаться на напичканной смертоносными ловушками арене, пока в живых не останется только один человек. Когда девушка из Двенадцатого, шахтерского, и самого бедного дистрикта Китнисс Эвердин вызывается добровольцем на играх вместо младшей сестры, и начинается история, при помощи которой Коллинз очень доступно, но не снисходительно рассказывает подросткам о концепции справедливой войны, где, как выясняется, тоже не бывает победителей.
«Голодные игры» появились сразу вслед за «Сумерками», но, в отличие от трилогии Майер, которая, хоть и оставила по себе заметный след, но как литературное, актуальное явление все же заметно умерла, история Китнисс Эвердин по‑прежнему остается важной для подростковой литературы. И вот почему.
«Голодные игры» — это во многом история о женской ярости.
И не просто о ярости, а о полном праве героини быть неприятной и при этом оставаться героиней. Китнисс Эвердин не только спасает близких и сражается за правое дело, но еще и принимает неверные, эмоциональные решения, позволяя себе этих эмоций не скрывать. В сложных ситуациях Китнисс может перестать мыслить логически, может испытать страх, гнев, растерянность, злобу, может стать нервной, вспыльчивой, мстительной, и это важно не только для более полноценного и независимого изображения женских персонажей в подростковой литературе, которым не обязательно быть милыми, чтобы понравиться читателю. Это важно еще и потому, что Китнисс, подросток, которая подходит пусть и к вымышленному миру с набором бушующих эмоций и минимальным опытом, легализует чувства любого подростка, читающего книгу. Злиться — нормально, переживать — нормально, бояться — нормально, приступы паники бывают даже у героев.
Это реальная история о Золушке.
Реальная — в том смысле, что она показывает изнанку архетипического, вжившегося в саму литературную ткань сюжета о том, что героине непременно нужно побрить ноги и надеть красивое платье, чтобы ее заметил принц. Огромное множество классических любовных романов строится на преображении условной серой мышки в идеальную красавицу, но в «Голодных играх» этот сюжет обретает зловещее и до сих пор актуальное звучание. Асоциальной и совершенно не думающей о своей внешности Китнисс, которая прекрасно существует в собственном ловком и сильном теле охотницы, приходится преобразиться буквально под угрозой смерти. Китнисс приходится стать социально приемлемой красавицей, чтобы привлечь спонсоров, которые могли бы помочь ей на арене, и ради же этого ей приходится втиснуться и отыграть совершенно неподходящую ей роль страстно влюбленной невесты. Китнисс, по сути, полная противоположность Беллы Свон из «Сумерек», которая только и мечтает, что избавиться от неидеального человеческого тела и стать посверкивающей вампирессой. История же Китнисс — это рассказ об изначально цельном человеке, которого общество желает запихнуть в рамки инстаграмного фильтра, докрутить до улучшенной реальности, и многим подросткам, которые в период взросления обязательно ударяются лицом о чужие ожидания, по‑прежнему знакомы гнев и растерянность Китнисс перед навязанной необходимостью этим ожиданиям соответствовать.
Несмотря на фантастический сеттинг, «Голодные игры» по сути своей — история более циничная и правдивая.
«Баллада о певчих птицах и змеях»
В связи с этим возникает вопрос: зачем крепкой, не протухшей и вполне себе законченной истории нужен еще и приквел. Особенно если этот приквел заставляет нас смотреть на происходящее с позиции, на которой читателю, по идее, всю дорогу будет не слишком комфортно. Но если приквелу истории о медийных и политических играх и нужно какое-то обоснование, то оно как раз в этом — в том, чтобы понять, что на стороне зла действительно бывают неотразимые печеньки.
Действие в «Балладе о певчих птицах и змеях» разворачивается во время Десятых ежегодных Голодных игр. Капитолий до сих пор наполовину лежит в руинах после гражданской войны, многие знатные и богатые семьи вроде семьи Кориолана Сноу перебиваются с хлеба на капустный суп, а сами игры мало чем отличаются от тупой и бессмысленной бойни, за ходом которой почти никто и не следит. Поэтому в попытке как-то превратить ритуальное убийство в реалити-шоу и привлечь к нему какую-никакую аудиторию организаторы игр впервые в истории решают приставить к трибутам из дистриктов «менторов» — студентов из капитолийской академии, в числе которых оказывается и Кориолан Сноу. Сноу — бывший золотой мальчик, с которого стремительно сползает позолота. У него нет за душой буквально чистой рубашки, а для него очень важно двумя руками держать иллюзию прежнего богатства, чтобы не быть аутсайдером, не казаться нищим. Менторство для него — это билет в светлое будущее: победителя, то есть ментора выжившего трибута, ждет денежный приз, которого Сноу с лихвой хватит на то, чтобы оплатить обучение в престижном университете и двинуться вверх, от нищеты и капустного супа к покорению мира. Но на раздаче Сноу достается трибут из самого голодного и непродаваемого района — дистрикта 12 — и к тому же девочка, у которой, на первый взгляд, победить нет никаких шансов.
Но — и вот в этой точке впервые становится ужасно жаль, что нам приходится все время быть на стороне Кориолана Сноу, но не в его голове (в отличие от «Голодных игр» Коллинз не дает Сноу права голоса от первого лица, весь рассказ ведется в третьем, что лишний раз доказывает: задачи заставить нас сопереживать злодею перед Коллинз не стояло). Трибут от 12-го дистрикта — удивительная девушка в радужных рюшах по имени Люси Грэй, участница ансамбля бродячих музыкантов, великолепная, харизматичная певица, которая прекрасно знает, как управлять публикой. И после ее краткого, но яркого появления во время сцены Жатвы (выбора жертвенных трибутов) Сноу понимает, что вообще-то у него в руках шанс если не выиграть «Игры», то хотя бы хорошо в них сыграть.
Именно таков Кориолан Сноу на исходной позиции: он не прирожденный злодей, который еще до завтрака думает о шести ужасных вещах. У него трагическое, но не самое ужасное детство. У него остались любящие родственники, да и сам он, как показывает развивающаяся история с Люси Грэй, вполне способен на любовь, дружбу и сопереживание. Дело, скорее, в том, что Кориолан Сноу — самый обычный человек, которого жизнь все время ставит перед двумя выборами: легким и тяжелым, и, как показывает Коллинз, если сделать очень, очень много легких выборов в двусмысленных моральных ситуациях, то в какой-то момент уже нельзя будет сказать, что ты не знал, к чему такой выбор приведет. И вот с этого места и начинается опасная черта, к которой Коллинз подводит читателя и в которую иногда (уж будем честными) фактически тычет его носом. Выборы, которые все время делает Кориолан Сноу, часто бывают как раз по‑человечески очень понятны: пойдешь ли ты против власти, если от этого зависит твое непосредственное благосостояние? Поддержишь ли морально безупречную затею друга, из-за которой вы, скорее всего, окажетесь в тюрьме или умрете? Предпочтешь жить в комфорте или подтираться условным лопухом, зато делать это с чистой совестью? И каждый раз, когда Сноу, ловкий оратор, будущий блестящий политик и прирожденный медийщик, обосновывает свой очередной выбор, очередной шаг в сторону зла, именно вот в этих местах читателю и должно становиться ужасно неуютно. Не потому, что ему предлагают посочувствовать злодею. А потому, что и он — возможно — мог бы оказаться на его месте.
Три книги, которые можно прочитать в ожидании выхода русского перевода «Баллады о певчих птицах и змеях»:
Томас Харди (Гарди), «Вдали от обезумевшей толпы» (1874)
Главную героиню этого романа зовут Вирсавия Эвердин, и она подарила Китнисс Эвердин не только свою фамилию, но и некоторые черты характера. Вирсавия — сильная, независимая героиня, которой автор дает право чувствовать разное, а не только общественно приемлемое — и при этом оставаться героиней.
Эмиль Золя, «Жерминаль» (1885)
Любовь в шахтерском поселке на фоне ощутимо громыхающих на заднем фоне народных волнений. Мрачная классика натуралистичного романа для тех, кому хочется почитать о том, как выглядели настоящие голодные игры.
Мэри Рено, «Царь должен умереть» (1958)
Миф о Тесее и Минотавре — мифологическая основа «Голодных игр», и, по словам Коллинз, именно эта книга Рено помогла ей представить лабиринт в качестве арены.
Смысл фильма Голодные игры
«Голодные игры» — это завоевавшая популярность по всему миру кинотрилогия, основанная на романах Сьюзен Коллинс. История, получив огромную популярность, перевернула представление о том, какие проблемы и явления интересуют молодежь. Показательная ситуация, в которой подростки с разницей в 3-4 года предпочитают кино совершенно разных жанров. Так, предыдущая франшиза, получившая такой же молодежный резонанс, относится к жанрам романтики и фэнтези (всем известные «Сумерки»), а рассматриваемый нами фильм — это уже так называемая «подростковая антиутопия». Серьезные искусствоведы называют антиутопию, рассчитанную на юную аудиторию, «новой антиутопией», характеризуемой яркими индивидуальностями главных героев и упрощенным, очевидным метафоризмом.
Чтобы понять, в чем смысл фильма Голодные игры, коротко рассмотрим основные сюжетные моменты.
Для начала обратимся к структуре государственного устройства мира, в котором действуют главные герои. Государство состоит из столицы, в которую стекаются все ресурсы страны из двенадцати провинций, которые называются в фильме «дистриктами».
Каждая из провинций занимается своим видом производства. Наиболее близкие к столице, занимаются производством выгодным, относительно неплохо оплачиваемым, но чем дальше, тем невыносимее условия жизни.
Так, в последнем из дистриктов, в котором люди занимаются угольной промышленностью, дела обстоят хуже всего. Продовольствия не хватает, работа тяжелая и максимально опасная (Капитолий не выделяет достаточно средств на безопасность шахтеров). Свободы нет ни в одном из дистриктов, но те из них, что пользуются большей благосклонностью центра, меньше склонны к накоплению протестного потенциала. Так, на упрощенной модели антиутопии, показана капиталистическая модель общества.
Главная героиня живет в самой бедной из провинций. На ее плечах лежит забота о семье, поэтому девушка занимается незаконной охотой.
Ежегодно в каждом из поселений проходит ритуал отбора юноши и девушки, которые будут представлять свой дистрикт на так называемых «Голодных играх», в шоу с летальным исходом для всех участвующих молодых людей, кроме победителя (тот должен избавиться от всех соперников).
Жестокая игра, установленная Капитолием, является инструментом подавления бунтов, постоянным напоминанием о непобедимости власти столицы. Игры были созданы после бунта, в результате которого одна из провинций была стерта с лица земли.
Главная героиня, которую зовут Китнисс, становится участницей этих игр и собирается вернуться домой, чего бы ей это не стоило. Однако девушка не желает играть по жестоким правилам шоу, поэтому ведет себя зачастую непредсказуемо.
Объяснение фильма Голодные игры, его смысла, можно начать с семьи Китнисс. Мать, сама главная героиня и ее младшая сестра представляют собой три поколения и три вида мировосприятия.
Мать девушки находится в продолжительной депрессии, она олицетворяет старшее поколение, которое настолько угнетено сложившимся мироустройством, что уже не имеет сил на сопротивление, на попытки сделать жизнь лучше.
Сама девушка обладает сильным волевым характером, но она не склонна к эмпатии и ей трудно дается сопереживание. Этого можно не заметить при первом просмотре фильма, но Китнисс способна играть на романтических чувствах других к себе, чтобы добиться социальной справедливости, она может заглушить в себе жалость и сострадание, если от этого зависит ее будущее и будущее ее народа. Она типичный представитель поколения революционеров, то есть людей сильных и благородных, но совсем не добросердечных.
А вот представительница младшего поколения обладает и склонностью к героизму, и способностью к сопереживанию (девушка участвует в восстании, но занимается не непосредственно войной, а медициной, она пытается облегчить страдания людей). Она является единственным абсолютно положительным героем, но антиутопия не была бы антиутопией, если бы такие герои могли жить. Даже после победы над существующей властью, в мире нет места Примроуз, и она погибает.
Еще в фильме сильна политическая подоплека. Помимо уже оговоренной проблемы борьбы с капитализмом, есть еще одна болезненная проблема — невозможность глобальных изменений путем революционных потрясений (после победы над жестокой властью, ее место тут же занимает не менее жестокая представительница власти. Китнисс убивает ее, но метафора понятна — глобальные перемены сразу не реальны, «убивающий дракона становится драконом»).
Смысл концовки фильма Голодные игры следующий — победа в политической борьбе для большинства не является и личной победой. Китнисс разжигает борьбу, одерживает победу, но оказывается в конце трилогии в комфортном, но изгнании. У революционеров нет будущего после окончания революции. Так, подростковый фильм поднимает весьма недетские проблемы, волнующие современную молодежь.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.8 / 5. Количество оценок: 8
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Что мы знаем из фильма? Что есть 12 дистриктов, живущих очень бедно, и есть ещё один дистрикт — Капитолий с диктатором Сноу. И этот Капитолий живёт очень шикарно. Капитолий — это город-рай. Прямо как Москва по сравнению с остальной Россией (Не верите? Съездите разок, посмотрите).
И очевидно что Капитолий живёт так шикарно потому, что на него трудятся все остальные 12 дистриктов, он их обирает.
Так почему эти 12 дистриктов не объёдинятся и не победят Капитолий? Ведь вместе их больше, вместе они сильнее.
Да потому, что они ненавидят друг-друга сильнее, чем ненавидят Капитолий. Ненавидят с детства. И источник этой ненависти — «Голодные игры», где дети из разных дистриктов убивают друг-друга. Во время проведения ежегодных «Голодных игр» всех людей в подконтрольных дистриктах сгоняют смотреть на экранах это «шоу» — все должны пропитаться ненавистью к жителям других дистриктов.
Голодные игры
Это статья о турнире, о фильме «Голодные игры» Г.Росса см.здесь
Голодные игры — ежегодный турнир в Панеме. Он представляет собой крайне жестокое реалити-шоу на выживание, в котором участвуют по два представителя (юноша и девушка) от каждого дистрикта. Турнир транслируется по телевидению и обязателен к просмотру всем гражданам.
Содержание
История создания и итог
За семьдесят четыре года до событий книги «Голодные игры» дистрикт 13 поднял восстание против власти Капитолия. Очень скоро к нему присоединились и остальные дистрикты ( все, кроме Второго). Однако после уничтожения дистрикта 13 сопротивление было подавлено. Хотя на самом деле никакого уничтожения и не было.
Согласно книге С. Коллинз 2020 года «Баллада о певчих птицах и змеях» идея игр принадлежала двоим студентам Академии в Капитолии: Каске Хайботтому и Крассу Сноу (отцу Кориолана). Также прямое отношение к воплощению этого замысла, проэктированию, организации и проведению Голодных игр имеет доктор Волумния Галл, она и стала первой главой распорядителей.
После этого Капитолий начал устраивать Голодные игры, собирая по одному юноше и одной девушке из каждого дистрикта для участия в них. Таким образом он демонстрировал свою власть над гражданами, а трансляция соревнований отвлекала жителей от серых будней.
А через 75 лет после учреждения Голодные игры вызвали новую, ещё более кровавую и ожесточенную гражданскую войну — т.н. Революцию Сойки-пересмешницы.
Составляющие игр
Жатва
Эффи Бряк вытягивает имя участника 12 дистрикта
Трибуты
Уровень подготовки трибутов очень разный. Дети из богатых дистриктов тренируются с самого детства и часто добровольно вызываются в качестве участников турнира, тогда когда жители бедных дистриктов могут рассчитывать, в большинстве случае, только на удачу и собственные навыки. Хотя подготовка к Голодным играм запрещена законом, это никого не останавливает.
Менторы
Победители предыдущих Голодных игр становятся менторами для подготовки новых трибутов из своего дистрикта. Они сопровождают трибутов в Капитолий и, по возможности, помогают им советами и в поисках спонсоров.
Спонсоры
Распорядители
Это специальные подготовленные люди из Капитолия, которые моделируют как саму Арену для игр, так и сами соревнования. Они могут устроить на арене практически всё что угодно: извержение вулкана, пожар, искусственно вызвать сход лавины или затопить всю арену водой, выпустить на арену любых диких животных. Все их действия направлены на то, чтобы сделать Голодные игры максимально зрелищными и кровавыми.
Арена
Список игр
В книгах упоминается не так много Голодных игр, а подробно описаны только 74-ые и 75-ые по счёту соревнования. Ниже перечислены те игры, о которых имеется информация.