Голгофский крест нательный что означает
Голгофский крест – скорбный знак или символ дарованного спасения?
При всем многообразии мировых религий, пожалуй, в современном цивилизованном мире нет человека, который бы ни разу не видел главный символ христианства – крест, являющийся изображением Голгофского Креста, на котором был распят Иисус Христос, Сын Божий, отдавший свою земную жизнь во имя спасения рода людского. Каждый христианин носит этот знак веры на своей груди, а перед началом Великого Поста в православных храмах крест-голгофа в полный человеческий рост ставится посредине храма для напоминания людям о Христовом страдании ради нашего спасения.
Почему христиане поклоняются Кресту? Как он выглядит и какие события символизирует? К чему взывает и что пророчит?
Голгофский Крест – традиционно восьмиконечный крест, крепящийся к подставке в виде каменной горы с изображенными на ней черепом и костями (символизируют останки Адама, возрожденного Христовым Подвигом Спасителя).
Также в традиции Русской Православной Церкви ладони Христа изображаются развернутыми. в отличии от согнутых пальцев на католических изображениях, тем самым распростертые руки Христа как бы обнимают и привлекают весь Мир. По правую руку Распятого Христа изображается Солнце – символ Славы Божественной, по левую Луна, олицетворяющая видимый мир, получивший жизнь и свет от самого Бога.
Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.
В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил: « Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».
В 313 году по настоянию Константина был провозглашен Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.
Голгофский Крест изображается на постаменте, обозначающем гору, называемую Голгофой, что в дословном переводе с арамейского означает «череп». Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. Своё название она получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень – Вера, средняя – Надежда и верхняя – Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».
Рядом с Крестом обычно изображаются Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе, которым приставленный воин вместо воды смочил губы умирающего и Копьё сотника, которым было пронзено в ребра тело Иисуса Христа после смерти. В иконографии принято иногда изображать и другие Орудия Страстей Господних, но на Голгофском Кресте по традиции, изображают именно Трость и Копьё, а рядом соответствующие буквы «Т» и «К».
Под Горой начертан череп – символизирующий Голову Адама – Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама – Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа. Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.
Крест Голгофский — cамый символичный крест
Крест Голгофский – это церковное ювелирное изделие, самое символичное, в буквальном значении этого слова. Нательный крест – это, вообще, символ христианской веры. Нательные православные кресты являются отличительными знаками приверженцев христовой веры. Кресты за два тысячелетия истории христианской веры обрели множество канонических форм, видоизменяясь от самых простых до самых причудливых. На кресты наносят изображения Господа, христианских святых, библейских сюжетов. Но иногда обходятся и без иконописных образов, заменяя их стилизованными изображениями, или вовсе, заменяют символикой.
Голгофский крест – это нательный крест простой четырехконечной формы, массивный и лаконичный. На лицевой стороне креста – схематичное изображение восьмиконечного креста — Распятия, стоящего на горе Голгофе. Голгофа – это холм или небольшая скала возле города Иерусалима, на которой был казнен Иисус Христос.В переводе с иврита «голгофа» означает «лобное место». Для христиан Голгофа, как и Гроб Господень, – величайшая святыня.
Голгофа – это место, где пролилась христова кровь, искупив человечество, где человечеству открылся путь к Царствию Небесному. Голгофа на крестике символически изображена в виде трех ступеней, и подписана монограммой «МЛРБ», то означает «Место лобное рай бысть». Три ступени символизируют ступени духовного возрождения.
Крест Голгофский, как мы уже сказали, имеет схематичное изображение Распятия в виде восьмиконечного креста. Восьмиконечный крест наиболее характерен для православной традиции. Согласно евангельскому описанию, к вертикальному древу – столбу были прибиты три перекладины – табличка с именем приговоренного к казни, перекладина, к которой были прибиты руки Христа, и подножие, куда упирались его ноги. Склоненное подножие тоже имеет символическое толкование. Оно – мерило греха казненных. Иисуса казнили вместе с двумя преступниками. Один из них раскаялся и просил прощения у Бога, и подножие с его стороны поднялось вверх, указывая путь в Царствие небесное. Второй, находящийся по другую сторону от Христа, в смертный час не признал своей вины, грехов и проклинал Господа. Подножие указало ему путь вниз, в ад.
Сам нательный крест Голгофский имеет простую четырехконечную форму. Крест христианскими богословами толкуется как идеальная модель мира. Вертикаль указывает направление от земли к небу, горизонталь — символ всего земного. В целом же, четыре конца креста, соединенные в точке пересечения балок – это широта, долгота, глубина и высота, скрепленные Божественной силой. Верхняя часть креста символизирует божественную область, а все, что ниже горизонтальной балки – это земное царство.
Крест Голгофский украшен растительным орнаментом. Это тоже не случайно. Растительный орнамент символизирует земное и небесное царствия. На земле растения являются символами духовного возрождения, обновления, а также Деву Марию. В Небесном Царствии – это райские кущи и Христос. Растительный орнамент, увивающий православный нательный крест по бокам и с оборотной стороны креста, – это весь мир, стремящийся к центру креста – к Богу.
На обратной стороне креста – молитва, восхваляющая крест. Весь идейно-художественный замысел Голгофского креста в том, чтобы прославлять Крест Животворящий. Хранителем Вселенной, церкви красотой, державою царей, утверждением верных, славой ангелов и демонов язвой величает крест эта молитва.
Православная Жизнь
Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества. С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения. Наш нательный крест — знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?
Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.
Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.
Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.
Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.
Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.
Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.
Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.
Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.
Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.
Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест — это не украшение.
Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.
Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.
Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).
О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.
Миф № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).
Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.
Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.
Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.
А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.
Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.
Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.
Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.
Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.
Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.
Крест восьмиконечный
Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.
Крест «мальтийский», или «георгиевский»
Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.
Крест каплевидный
«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.
Крест четырёхконечный
Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.
Крест святой Нины
По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.
Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.
Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.
Миф № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.
Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте. Я советую всем изучать законы химии.
Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.
Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.
Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.
Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами». А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.
Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.
Крест с распятием
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.
Крест «терновый венец»
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).
Крест старопечатный «плетеный»
Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.
Крест схимнический, или «Голгофа»
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.
Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.
В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.
Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.
Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.
Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.
Миф № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.
Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.
В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.