Гоголь страшная месть о чем говорится
Гоголь, «Страшная месть»: краткое содержание, главные герои, анализ произведения
Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. «Страшная месть», краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начинается произведение следующим образом.
Свадьба Данилы
В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.
Возвращение домой
По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.
Ссора Данилы с тестем
Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.
Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?
Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.
Роковая ошибка
В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.
Горе, постигшее Катерину
Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.
Смерть Катерины
Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.
Дальнейшая участь колдуна
За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.
Старинная песня
Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.
Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.
Значение произведения
Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла «Вечеров» является «Страшная месть». Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.
Два эпических уровня произведения, две традиции
Открытие, сделанное символистами
Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из «Вечеров» и, в частности, «Страшная месть». В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от «всадника на Карпатах». Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести «Страшная месть». Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.
Страшная месть
Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.
Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.
Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.
За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.
Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание
В Киеве есаул Горобец праздновал свадьбу своего сына, по случаю которой сюда съехалось множество гостей. Среди них — названый брат есаула Данило Бурульбаш и его красивая жена Катерина с годовалым сыном. С ними мог приехать и старый отец Катерины, который двадцать лет пропадал в чужих землях и только год назад вернулся к дочери на Заднепровье, но отчего-то он не явился. Вдруг на свадьбе один из казаков превратился в жуткого колдуна. Но есаул выставил против него иконы, после чего тот исчез. Пир продолжился.
Вскоре Бурульбаши и казаки отправились домой на лодке через Днепр. Катерина была испугана рассказами о колдуне, но её муж больше волновался о врагах — ляхах, собирающихся перекрыть им путь к запорожцам. В это время они стали проплывать мимо страшного замка колдуна и кладбища за ним.
Вдруг кресты зашатались, а из могил начали выбираться мертвецы — один другого выше и страшнее. Они кричали и снова уходили под землю. Все, кто находились в лодке, очень испугались и вздрогнули, гребцы уронили шапки в воду, а ребёнок Катерины заплакал. Однако всё же они проплыли мимо этого места и добрались до дома.
Наутро пан Данило в своей хате сел точить саблю, а Катерина — вышивать рушник. Но в хату зашёл отец Катерины. Бурульбаш недолюбливал его, считая, что тот, так долго живший в чужих землях, теперь ведёт себя не как казак и христианин, а сам старик был вздорным и действительно вёл себя странно. Между Данилой и тестем завязалась перепалка, они начали биться на саблях, а затем схватились за мушкеты. Бурульбаш был ранен в руку. Только слёзы Катерины остановили их и заставили согласиться на перемирие.
В другой день Катерина рассказала мужу свой сон: ей приснилось, что её отец — это и есть тот колдун со свадьбы. Во сне он говорил ей страшные слова, прося её выйти за него замуж. Скоро Бурульбаш заметил из окна, что в замке колдуна горит окошко, и решил узнать, что там происходит. Туда же тайно направился и его тесть.
Не имея возможности попасть в замок, Данило забрался на дерево напротив окна. Он увидел, что в замке старик превратился в того самого колдуна и с помощью заклинаний вызвал душу Катерины. Он снова просил её выйти за него замуж, но она говорила, что он никогда не увидит её в качестве своей жены.
Выяснилось, что, когда отец Катерины призывал её душу, сама она думала, что ей снится такой странный сон. Но она не знала и части того, что знала её душа. Также Бурульбашу стало известно, что Катеринин отец зарезал её мать. За его деяния, а также за сговор с ляхами Данило заковал его в железные цепи и посадил в подвал, а Катерина отреклась от отца.
Старик ждал жестокой казни и не мог выбраться из подвала с помощью своего колдовства, так как раньше здесь была келья святого схимника. Но вот мимо прошла Катерина, и старик обманом уговорил её выпустить его, поклявшись, что раскаялся в своих грехах. Добрая девушка помогла ему, только после его побега поняв, что не должна была этого делать.
Пан Данило был в гневе, узнав о побеге колдуна. Но Катерина никогда не решилась бы сказать ему, что это она выпустила старика. Тем временем ляхи и их ксендз пировали, задумывали недоброе и говорили про хутор пана Данило и красавицу жену его.
Совершив убийство пана, колдун переплыл Днепр и поселился в своей тайной вырытой землянке. Он был невесел. Он снова начал ворожить, чтобы в очередной раз вызвать душу Катерины, но вместо неё в облаке дыма появились незнакомые черты, отчего-то его испугавшие. Он опрокинул горшок, с помощью которого ворожил, и видение исчезло.
Катерина же теперь находилась под присмотром есаула Горобца, его сына и невестки, у которых она поселилась после смерти мужа. Они относились к ней как к сестре. Но она не могла найти покой и винила себя в том, что выпустила старика на свободу: если бы она этого не сделала, её муж был бы жив. В очередном сне колдун пригрозил, что убьёт её ребёнка, если она опять откажется выйти за него замуж. И как бы она ни старалась обезопасить младенца, утром в колыбели она увидела его мёртвым.
В это время в Карпатах появился исполинский таинственный всадник в латах, с пикой и саблей, его глаза закрыты, а за спиной у него — спящий ребёнок. Он ехал на коне через горы, а опустившиеся тучи закрывали его от людских глаз.
После этого он уже ничего не чувствовал. Но куда бы он ни пошёл, все равно против воли всё ближе подходил к Карпатским горам и рыцарю на вершине. В итоге всадник схватил его и бросил в пропасть. Колдун умер. Тотчас добрались до него вставшие из земли мертвецы, которые начали грызть его, и только последний, самый высокий и страшный мертвец, не мог подняться из земли, а от его безуспешных потуг тряслось все вокруг.
В городе Глухове старый бандурист рассказал своим слушателям историю, произошедшую в давние времена. Жили тогда два казака — Иван и Петро. Они были друг другу как братья и поклялись, что всё будут делить пополам: и горе, и радость, и богатство. Но однажды король Степан объявил, что нужно поймать турецкого пашу и тот, кто его изловит, получит большую награду. Ивану удалось поймать его, за что он и получил золото. Он разделил его с Петром, но тот не мог вынести, что Иван удостоился такой чести, и затаил на брата обиду.
Как-то раз шли братья на конях мимо глубокой пропасти. Петро столкнул туда Ивана вместе с его маленьким сыном, который на тот момент находился на коне у него за спиной. После этого Петро спокойно завладел всем его богатством.
Когда же Иван оказался перед Богом, тот предложил ему придумать кару для своего обидчика. Иван придумал слишком страшную месть: чтобы все потомки Петро грешили, не имели счастья и терпели после смерти ужасные муки, а последний в роду был бы самым жутким грешником, какого ещё ни видывал свет. Чтобы, когда он умрёт, Иван низверг бы его в бездну, а остальные грешники стали бы его грызть, и только сам Петро не мог бы подняться из земли, мучаясь ещё сильнее, не в силах отомстить.
Бог согласился исполнить эту идею, но и самого Ивана лишил Царствия Небесного, навеки оставив его сидеть на коне в качестве всадника, чтобы он наблюдал за тем, как мертвецы грызут мертвеца. Так всё и сбылось.
План для пересказа
Повесть Гоголя «Страшная месть» поделена на короткие главы. Составляя план для пересказа, целесообразно поделить текст на столько же частей:
Главные герои
В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:
В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:
Анализ и основная мысль
Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы отмечают, что «Страшная месть» перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.
Также в повести затронуты такие темы, как:
Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.
Но уникально то, что история о братьях Иване и Петре, воспетая старым бандуристом, композиционно является финальной частью, хотя по смыслу предшествует всему сюжету повести. Лишь прочитав её, можно многое понять и переосмыслить.
Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем. Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.
Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.
Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.
Краткое содержание «Страшная месть»
Всего получено оценок: 737.
О произведении
Повесть «Страшная месть» Гоголя написана в 1831 году. Произведение, богатое яркими фольклорными образами, народными легендами и поверьями, вошло в знаменитый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В повести сочетаются реалистичные картины эпохи, романтизм и открытая сатира. В ней отражены события времён борьбы запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Страшная месть» на нашем сайте. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.
Место и время действия
События повести происходят в XVII веке на хуторе под Киевом.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Глава 2
Глава3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии.
Глава 8
Глава 9
Данило поделился с женой предчувствием скорой смерти. В хату вбежал казак Стецько и сообщил о приближении ляхов. Разгорелась страшная битва, в которой Данило пал мертвым от рук колдуна. На подмогу прискакал есаул Горобец, но было уже слишком поздно.
Глава 10
Глава 11
Глава 12
В Карпатах объявился странный всадник – «богатырь с нечеловечьим ростом» на огромном вороном коне. Глаза его были сонно прикрыты, а за спиной сидел спящий мальчик. Взобравшись на самую высокую гору, он остановился в раздумье, а темные тучи скрыли его от людских глаз.
Глава 13
Глава 14
Глава 15
Глава 16
В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу и разъехались в разные стороны.
Фортуна улыбнулась Ивану, и тот честно разделил награду с братом. Однако Петро «затаил глубоко на душе месть» и, воспользовавшись удобным случаем, столкнул в пропасть Петро и его маленького сына, а сам завладел всем богатством.
Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков.
Заключение
В произведении автор сделал акцент на том, что любое зло, причиненное другому человеку, рано или поздно непременно возвратится бумерангом. За каждый свой поступок придется держать ответ.
После ознакомления с кратким пересказом «Страшной мести» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гоголь Н. «Страшная месть» Читательский дневник, краткое содержание
Гоголь Н. «Страшная месть» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Название: «Страшная месть»
Жанр: Сказочная повесть
Тема произведения: борьба добра и зла.
Число страниц: 51
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Сказочная повесть о том, как страшное проклятье отразилось на жизни пана Данило и его жены Катерины. Отец Катерины оказался жестоким колдуном, от рук которого погиб Данило. Сама Катерина сошла с ума, но не поддалась на уговоры колдуна и тоже погибла. Но колдун не остался безнаказанным.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Даже самое страшное зло не остаётся безнаказанным. Любой жестокости рано или поздно приходит конец.
Чему учит эта книга:
Эта повесть учит нас тому, что деньги и зависть способны погубить человека и всех его потомков. Учит нас любить свою Родину, не бояться бороться за неё, не отдавать её врагам без боя. А ещё учит нас тому, что с колдунами лучше не связываться, не верить их обещаниям.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Новые слова и выражения:
Есаул – должность в казачьих войсках.
Ксендз – польский, белорусский и украинский католический священнослужитель.
Жупан – тёплая верхняя одежда.
Лемишка – украинское блюдо из гречневой муки.
Схимник – православный монах, который принял великую схиму, ангельский образ.
Тризна – языческий погребальный обряд у славян.
Пословицы к произведению:
Никакое худо до добра не доводит.
Злой человек того и желает, что другой погибает.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.
Сколько верёвочке не виться, а конец будет.