Гоголь портрет в чем смысл
Краткое содержание, суть и главная тема повести «Портрет»
В своей книге Гоголь поднимает многогранную и глубокую тематику искусства — основного предназначения художника, а также избранности и подлинности таланта. Суть и главная тема повести «Портрет» заключается в том, что граница между истинным мастерством и погоней за ним — довольно тонкая. Настоящий дар нужно отделить от общества, человек должен жить отшельнической жизнью, в противном случае потеряет себя.
История написания
Идея написания появилась у Гоголя в 1832 г. История создания «Портрета» — реальные факты из творческой жизни писателя, которые заслуживают отдельного внимания:
Жанр и композиция
Жанр «Портрет» относится к фантастическому реализму. Писатель стремился к реальному отображению действительности. Непосредственно характеры главных героев, их цитаты и поступки выглядят органичными и настоящими.
Повесть охватывает короткий временной промежуток, включает небольшое количество персонажей, причем повесть насыщена множеством уточнений и деталей, которые подчеркивают атмосферу того времени.
Само произведение состоит из нескольких частей: первая рассказывает о Чарткове, вторая — об истории покупки им картины.
Композиция повествования классическая:
Философский смысл повести «Портрет» заключается в конфликте и противостоянии личности с обществом и непосредственно с собой. Непростой выбор художника между признанием других людей и настоящим искусством.
Содержание и смысл названия
В название «Портрет» выносится предмет, запустивший все сюжетные линии произведения, повлиявших на судьбу главного персонажа. Писатель сразу выделил основную деталь в повествовании, объединившем в себе 2 части.
Смысл произведения «Портрет» — описание общества и всех его пороков. Книга рассказывает о бедном художнике. В один из дней в магазине он увидел портрет старого человека. Картина его заворожила, и он приобретает ее за последние деньги.
После возвращения домой он не может отделаться от чувства тревоги. Он уверен — картина следит за ним. Ночью Чарткову приснилось, как она оживает, и старик начинает считать деньги.
С утра хозяин жилья требует оплату за проживание. Герою нечем распалиться, но неожиданно в рамке портрета он находит сверток, где находится 1000 рублей. У Чарткова началась светлая полоса. Он рассчитался с долгами, купил квартиру, хвалебное объявление в одном из журналов, и скоро получает заказ.
Он пишет портрет богатой женщины, пытается сделать работу качественно. Однако заказчица потребовала другого, так Чартков нарисовал красивую, но бездушную картину. Все сомнения улетучились после получения гонорара.
Через время он уже был популярным художником, стал умелым, но ограниченным мастером, который обслуживал богатых людей. Однажды Чартков посещает выставку и видит картину ангела, написанную его старым приятелем, посвятившим искусству всю жизнь, Чартков осознал, что его произведения чудовищны.
Он постоянно работает, желая вернуть потерянный дар, но у него уже не получается сделать что-то действительно красивое. Чартков теряет рассудок, покупает различные шедевры и уничтожает их. В результате он умирает. Через время на аукцион выставляют злополучный портрет старика, и читатель узнает, что на полотне нарисован ростовщик.
Сюда пришел сын автора картины и рассказал историю отца. Художник работал с ростовщиком, разорившим множество людей. По мере написания он чувствовал, как дьявольская сила начинает крепнуть в картине. Он ссорится с родными, почему-то испытывает ко всем ненависть. Определив причину, он бросает работу и хочет уничтожить творение, однако ему это не дал сделать друг, который унес полотно. Все владельцы картины после этого умирали.
Описание героев
В каждой части повествования находится свой главный герой. В первой им является Чартков, а во второй — ростовщик. Система образов в произведении:
Тематика произведения
Темы «Портрета» близки всем людям, которые имеют отношение к искусству. Они затрагивают все сферы жизни, и актуальны по сей день:
Проблематика повести
Проблемы в произведении также значимы для понимания книги. Они показывают читателю общество России XIX столетия глазами писателя:
Главная идея
Гоголь показывает бездушность, а также все пороки людей того времени, общее разложение, которое писатель почувствовал, проживая в Питере. Этому он противопоставляет чистоту настоящего искусства и силу христианской веры. Это основная мысль произведения.
Также повествование является рефлексией автора на то, каким действительно должен быть художник. Он показывает, что служение искусству — сложный и тернистый путь, но лишь идя по нему, можно действительно поменять мир.
Произведение учит презирать алчность. Говорит о том, что нужно подумать не только о теле, но и о душевном состоянии. Это и есть нравственные уроки повести. Автор показал искусство, способное оказывать большое влияние на людей, и рассказывает о цене, которую нужно заплатить художнику, чтобы получить эту силу.
Анализ “Портрет” (Гоголь)
Всего получено оценок: 955.
Всего получено оценок: 955.
Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приёмы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. В повести писатель поднимает важные темы ложного и истинного искусства, ответственности творца за своё творение. Звучит также тема настоящих и мнимых ценностей, которые рассматриваются через призму обманчивой привлекательности столичной жизни. На примере судьбы главого героя демонстрируется разрушение таланта, духовная деградация и последующее очищение художника. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833–1834 гг., вторая редакция – 1841–1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – реализм, есть черты романтизма.
История создания
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.
После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Другой же художник, который написал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершёнными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой приём можно оценивать как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объём произведения.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и приём антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, её тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Портрет (Гоголь) – анализ повести кратко (10 класс)
Анализ «Портрета» Гоголя помогает выявить замысел писателя, а также рассмотреть приемы, с помощью которых Н. В. Гоголь смог передать основную мысль произведения. Данный кратко изложенный материал поможет при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833-1834 гг., вторая редакция – 1841-1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – соединение традиций романтизма и реализма.
История создания
В 1832 году Н. В. Гоголю пришла идея создания «Портрета», в 1833 году писатель начал работать над произведением, а уже в 1834 году его закончил. Впервые повесть была опубликована в составе сборника «Арабески» в 1835 году.
После многочисленных негативных критических статей Н. В. Гоголь решает изменить свою повесть: сюжет, имя главного героя, стиль изложения, многие диалоги. Переработка занимает у писателя год: с 1841 по 1842 годы. Отредактированное произведение было опубликовано в известном журнале «Современник» с примечанием о том, что данная повесть не является первоначальной.
Другой же художник, который нарисовал зловещий портрет ростовщика, обладает истинным талантом, так как он смог отказаться от материальных благ и уйти в монастырь.
Композиция
Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершенными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.
В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.
Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой прием можно оценивать, как рассказ в рассказе.
Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.
«Портрет» Н. В. Гоголя в жанровом отношении является повестью. На это указывает одна сюжетная линия, связанная с темой искусства и с образом портрета ростовщика, небольшое количество персонажей и небольшой объем произведения.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.
В чем заключается смысл названия повести Гоголя «Портрет»?
В 19 веке Санкт-Петербург имел славу блестящей столицы Российской империи. Словно мастерски ограненный бриллиант, он сверкал прекрасными дворцами, фонтанами, нарядно одетыми дамами и дорогими экипажами. Однако за всей этой пышной мишурой скрывалась совсем иная жизнь, полная лицемерия, тщеславия, пороков. Все это прекрасно видел Николай Васильевич Гоголь, который и обозначил основные проблемы Северной Пальмиры в своем сборнике «Петербургские повести», в котором одним из центральных произведений является повесть «Портрет».
История создания
Впервые задумка написать «Портрет» у Николая Васильевича возникла в 1832 году. Спустя три года первая редакция повести была опубликована в сборнике «Арабески». Гораздо позднее, в 1841 году, когда Гоголь уже написал свои знаменитые «Мертвые души», он подверг повесть существенным изменениям: изменил диалоги, эпитеты, а также поменял фамилию главного героя с «Черткова» на «Чартков» во избежание ассоциаций с чертом. Обновленная версия книги появилась в третьем номере «Современника».
В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина «Мельмот Скиталец». Образ же алчного ростовщика был навеян писателю мифом о вечном жиде, который никак не мог обрести покой.
Смысл названия
Главный замысел повести кроется в его названии. Гоголь не зря дал своему детищу столь простое и лаконичное название, поскольку именно в потрете заключалась вся суть произведения: он стал сосредоточением всех мыслей и поступков героя, символом безудержной алчности и всевозможных пороков.
Столь меткое, емкое название повести уже заставляет задуматься над многими проблемами, которые попытался раскрыть писатель. Оно фокусирует внимание, притягивает к себе все мысли. В данном случае в правильно подобранном названии повести кроется половина успеха произведения.
Вариант 2
Гоголь вложил весь замысел произведения в его название. Не случайно, он называет его «Портрет». Именно это слово является краеугольным камнем в теме произведения. Благодаря такому названию жанр повести перерастает в настоящий детектив, это сказывается также на жизнь ключевого персонажа.
При этом изображение портрета несет в себе еще и смысловую нагрузку, он является изображением алчности, порочности и большого эгоизма. Также поднимается вопрос о подлинности искусства, его настоящей цели и направления в обществе. Способно ли оно стать спасительно силой? Или же способно погубить любого человека, особенно имеющего к нему непосредственное отношение?
Также автор побуждает читателя задуматься о том, как идею раскроет писатель. Он мог бы использовать и другие названия, которые не позволили бы показать весь мистицизм произведения и отношение Гоголя к существующей проблеме. Название заставляет читателя сфокусировать все свое внимание по ходу развития произведения на одной единственной вещи: портрете, который является ключевым в развитии сюжетной линии.
Трудно назвать произведение фантастическим реализмом, который обычно присущ Гоголю. Он явно подчеркивает его в других своих произведениях. Здесь читатель чувствует достаточное количество мистики и напряжения, но она никак не связана с действием потусторонних сил, духов или нечистой силы, скорее всего она сосредоточена на мистификации существующего портрета и миссии человека, который запечатлен на полотне, за которым начинается настоящая охота.
При этом история приобретает детективный оттенок, читателю становится интересно, откуда появились деньги на то, чтобы изображение появилось. Автор даст объяснение и ответ на этот вопрос. Да и сам портрет исчезнет при неизвестных обстоятельствах, пропадет прямо во время аукциона. Больше никто его не увидит, а никто из проводивших аукцион не увидят его и не узнают при каких обстоятельствах он пропал. Очередная детективная загадка, ответ на которую читатель получить не сможет. Только если самостоятельно догадается о происходящем, даст самостоятельно развитие истории, которую он уже узнал.
Жанр и направление
Для творчества Гоголя в целом характерно направление фантастического реализма, однако в повести «Портрет» он намеренно отошел от него. В произведении нет «оживших» или очеловечившихся предметов, однако присутствует сильнейшая мистическая сила, способная вершить людскими судьбами посредством загадочного портрета с изображением ростовщика. При жизни его деньги, которые он давал в долг, приносили людям одно лишь горе. Страшная миссия героя продолжилась и после его смерти. Однако в конце произведения Гоголь дал объяснение всему происходящему – это был лишь дурной сон. Так что концентрация фантастики в произведении весьма невелика.
Во вторую часть произведения автор вплел элементы детективной истории. Прежде всего, это связано с судьбой портрета, который таинственным образом исчез во время аукциона. Кроме того, он дал пояснение, откуда могли появиться деньги, чье неожиданное появление в начале истории казалось почти волшебным.
Не обошелся Гоголь и без комизма в произведении, придав яркость, живость, характерность образам клиентов Чарткова, с насмешкой продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Композиция
Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу:
Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного приема «рассказ в рассказе». Во время продажи злополучного холста на аукционе появляется сын художника, написавшего это полотно, который и поведал историю трагической судьбы отца, раскрыл тайну мистического портрета. В качестве обрамления его речи стал тор на аукционе и таинственное исчезновение портрета.
О чем?
В Петербурге жил молодой талантливый художник Чартков, вынужденный влачить жалкое существование. Однажды, во время прогулки по Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, пронзительным. Не удержавшись, герой приобрел холст на последние гроши. Он даже не подозревал, что эта покупка круто перевернет всю его жизнь.
В ту же ночь Чарткову приснилось, будто старик на полотне ожил и достал мешок с золотыми червонцами. Утром при осмотре картины герой обнаружил крупную сумму денег. Благодаря неожиданной находке Чартков перебрался в приличную квартиру, купил все необходимое для живописи, решив посвятить всего себя искусству. Вот только вышло все не так, как планировал Чартков.
В короткие сроки герой приобрел славу модного художника, к которому записывалась в очередь представители богатой знати, чтобы написать портрет. В угоду своим капризным клиентам Чартков всячески приукрашал их изображения, тем самым все больше отдаляясь от истинного творчества. Однажды герой увидел работу своего давнего товарища, которая произвела на него большое впечатление. Чартков понял, что перед ним было настоящее произведение искусства. С большим энтузиазмом он принялся творить, вот только рука его совершенно не слушалась, повторяя заученные мазки. Герой с ужасом понял, что в погоне за звонкой монетой утратил свой былой талант. Страшное отчаяние овладело Чартковым. Он принялся скупать лучшие полотна, которые только находил в Петербурге и в творческом бессилии безжалостно уничтожал их. Чартков скончался, погубив свой талант, свою творческую натуру ради комфортной красивой жизни.
Во время аукциона, на котором был выставлен на продажу протрет с изображением ростовщика, появился господин, заявивший на него свои права. Этим господином оказался сын художника, автора мистического портрета. Он принялся рассказывать историю полотна, которое вскоре таинственным образом куда-то исчезло.
Сочинение Художник Чартков
Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, в каждой из которых главными героями являются художники. У каждого из них своя судьба, свое мировоззрение, оба они талантливы, но они диаметрально противоположны друг другу.
В первой части повести, описывается жизнь и судьба молодого талантливого художника Чарткова. Чартков – подающий надежды в живописном искусстве молодой человек. Он снимает небольшую студию, в голоде и нищете создавая талантливые произведения. Но в нем изначально заложены человеческие пороки – он мечтает о роскошной жизни, славе и богатстве.
Однажды, когда ему нечем было заплатить за квартиру, не на что купить еды, он потратил последние деньги на покупку старого портрета, который коренным образом изменил всю его жизнь. В раме портрета, художник обнаружил сверток с деньгами. Сначала его посетили разумные мысли, он хотел потратить неожиданное богатство на новую студию, купить хорошие краски и кисти, и развивать свой выдающийся талант. Алчность и тщеславие перебороли это разумное желание, и Чартков пустился во все тяжкие. Он снял себе шикарную квартиру, накупил множество модных обновок, стал обедать в дорогих ресторанах, вести праздную, в удовольствиях жизнь. Заказал себе хвалебную статью, у него появилось много заказчиков. Скоро, забыв о своем таланте, он поставил свое умение создавать портреты, на конвейер, выпуская из-под своей кисти стандартные и однообразные портреты, похожие друг на друга, как две капли воды. Безжизненные и безликие «творения» стали пользоваться спросом, и приносить художнику стабильный доход.
Со временем, он заглушил все свои робкие попытки к сопротивлению выпускать халтуру, и, усыпив свою совесть, полностью окунулся в светскую жизнь, с ее многочисленными приемами в аристократических кругах, в праздности и лени. Постепенно он нажил себе немалое состояние, но потерял в себе искру божьего дара. Он добился славы и успеха, все с восторгом отзываются о его работах, в нем все больше проявляется тщеславие и высокомерие. Чартков с чувством собственного превосходства относится к молодым дарованиям. Он полностью превратился в обыкновенного ремесленника. И лишь однажды, увидев картину молодого неизвестного художника, он понял, что значит настоящий талант.
Он пробует начать все сначала, но кисть уже не слушается его, продолжая идти по легкому, проторенному пути. Это приводит в ярость художника, в нем просыпается огромная зависть и эгоизм. Чартков тратит все свое накопленное состояние на покупку шедевров великих художников, и ожесточенно уничтожает эти гениальные произведения искусств.
Непомерная зависть, алчность и тщеславие, погубили когда-то талантливого художника, и он умер, сойдя с ума.
Главные герои и их характеристика
В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.
Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете».
«Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын. О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько «картинок» и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится — ты им занят… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец… Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением… Берегись, тебя уж начинает свет тянуть… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант…». Слово «модный» встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о «молодом художнике с талантом», а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами. Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион. В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.
Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.
Проблематика
Анализ произведения Портрет
Главный герой произведения Гоголя «Портрет» — художник Чартков, «преданный своему труду». Денег у него очень мало, но это его нисколько не тяготит: и одежда плоха, и на еду практически ничего нет, и за убогую квартиру платить нечем. Но он не унывает и работает, чтобы приблизиться к великим — Тициану и Микеланджело. И на развал на Щукином дворе он идет, чтобы порыться в картинах и присмотреть среди хлама что-нибудь нужное – ищет «в сору картины великих мастеров».
Великих картин он не находит, а находит удивительный портрет старика с бронзовым лицом, который не просто обращает на себя внимание Чарткова, а поражает его настолько, что он сторговывается и отдает последний двугривенный – больше денег у него нет. Зачем купил портрет, не совсем понятно, но не мог не купить. Портрет этот не был закончен, но глаза были выписаны тщательно и поражали своей живостью. Позже, во второй части, читатель узнает, что на этом портрете был изображен один ростовщик. Что у всех, кто обращался к нему за помощью, в жизни начинали происходить странные и нехорошие вещи. И у автора этого портрета тоже. А позже этих нехороших вещей не избежали и владельцы странного портрета. И среди них – Чартков, главный герой повести.
Да, жизнь Чарткова после покупки портрета резко меняется и, сначала кажется, что в лучшую сторону: его ночной кошмар оказывается «сном в руку». А ночью ему снится, что жуткий старик с портрета оставляет пачку денег – сверток в бумаге с надписью «1000 червонных». И утром в раме портрета Чартков действительно находит сверток с деньгами – такой же, как во сне. Да, теперь есть деньги на дальнейшее совершенствование таланта, можно не думать о хлебе насущном, а ежедневно оттачивать свое мастерство. Но с этого момента почему-то жизнь его начинает идти совершенно в другом направлении: первым делом он нанимает великолепную квартиру на Невском, одевается у лучшего портного, «нечаянно» покупает ненужный лорнет и ненужную кучу галстуков. Несколько раз зачем-то проезжает по городу в карете. А увидев своего учителя, профессора живописи, к которому относился всегда с уважением, на этот раз даже не здоровается с ним, так как, видимо, в дальнейшей своей жизни не планирует продолжать оттачивать свое мастерство.
И он действительно прекращает занятия живописью, а дав объявление в газете, начинает писать портреты на заказ. Вначале это было трудновато, хотелось писать не выдуманных персонажей, а реальных людей, но деньги перевешивают, и Чартков начинает воплощать «любые капризы за деньги». Кисть его «хладеет и тупеет», он перестает «копаться над картиной». Среди многочисленных портретов гусаров, дам и статских советников, в ежедневной суете среди «беспощадно – неблагодарного труда» постепенно гибнет талант Чарткова. Единственное, что его продолжает интересовать, это – золото. А единственный всплеск чувств овладевает им, когда Чарткова, уже в годах, приглашают для оценки картины его товарища. И жизнь Чарткова, длительно спящая, была «разбужена за мгновение». Но чувство, которое выказывает Чартков, это – только огромная зависть, которая съедает его изнутри. Чартков впадает в безумие и гибнет.
У настоящего художника должна быть одна святыня – искусство, он не должен гнаться за вкусами толпы и менять блаженство настоящего творчества на сиюминутную выгоду. Это и хотел сказать в своем произведении Гоголь, это – главная идея и мысль произведения. Но что же подтолкнуло Чарткова к такой жизни, отличной от идеала? Почему за одну ночь человек изменился до неузнаваемости? Что тому виной – жуткий портрет «нечистой силы», которую признает автор, или деньги, главное зло? И в наше такое непростое время по этому вопросу могут существовать совершенно противоположные мнения.
Другие сочинения: ← Описание степи в повести Тарас Бульба↑ ГогольКритика о повести Невский проспект →
Смысл повести
Главная мысль повести «Портрет» заключается в том, чтобы никогда не забывать о своей душе, ограждая себя от пороков и соблазнов. Гоголь считал, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения счастья и благополучия в жизни. Не стоит разменивать свою бессмертную душу ради достижения заветной цели – порой, для этого нужно приложить гораздо меньше усилий, чем может показаться на первый взгляд. Главная сила заключается не в деньгах, а во внутренних качествах человека, его целеустремленности и вере в себя.
Во второй части Гоголь уделил много внимания фатальному влиянию денег ростовщика. Но стоит ли приписывать мистике и злому року все беды, что выпали на долю главного героя? Если человек изначально на первое место ставит золото, в его сердце уже нет места для добрых и светлых чувств. Именно по этой причине в Чарткове пробудилась зависть и мстительность, а в счастливом некогда супруге – дикая ревность. Сильная духом личность никогда не позволит столь низким чувствам завладеть собой. Примером тому послужил жизненный путь художника, который нарисовал портрет ростовщика. В этом и заключался философский смысл повести Гоголя.
Тест по повести Н.В.Гоголя “Портрет”
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя “Портрет”
1. Действие повести происходит: а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя: а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали: а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было: а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет: а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было: а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков: а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом; в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне: а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги: а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя: а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил: а) таинственный портрет; б) дама – заказчица; в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым: а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за: а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили: а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства; в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал: а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был: а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям: а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику: а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник: а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха; в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов: а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Ответы:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | а | а | а | в | в | в | в | а | в | б | в | б | а | в | в | а | б | в | б | в |
Чему учит?
Своим произведением Николай Васильевич Гоголь предостерегает от сильной зависимости от денег. Богатство не должно становиться смыслом всей жизни, поскольку это приводит к медленному, но верному разрушению души. Будучи духовно бедным человеком, Чартков быстро стала рабом денег, которые так и не принесли ему счастья и душевного покоя. Единственно верный путь Гоголь видит в духовном самосовершенствовании, сознательном отказе от светских соблазнов. К сожалению, эта простая жизненная истина приходит к главному герою слишком поздно. Не прислушавшись к наставлениям своего мудрого учителя, он оказывается в западне, из которой так и не смог выбраться.
Повесть «Портрет» — произведение вне времени, поскольку в ней затронуты темы и проблемы, актуальные для всех эпох и народов. Именно поэтому книга получила признание при жизни писателя, и продолжает оставаться популярной на протяжении многих лет.
Критика
После публикации окончательной версии «Портрета» на писателя обрушилась критика современников. Так, Белинский весьма неодобрительно отреагировал на произведение. Особенное недовольство литературного критика вызвала вторая часть повести, которую он считал искусственно приделанной к первой части. Такого же мнения придерживался и Шевырев, обвинивший Николая Васильевича в отказе от фантастического в повести. Чернышевский же полагал, что творчество Гоголя оказало огромный вклад в развитие русской прозы, и «Портрет» не стал исключением из этого правила.